1. ВЕЛИКОЕ АДВЕНТИСТСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ
Наиболее широкий отклик весть о втором пришествии нашла в Соединенных Штатах. Когда библейские пророчества, относящиеся к возвращению Иисуса, приняли способные мужчины и женщины из многих религиозных конфессий, за ними последовало большое число людей, ставших впоследствии стойкими, преданными Адвентистами. Следует отметить, что в то время не было создано какой-либо отдельной, четко сформир6ванной религиозной организации. Надежда на скорое пришествие Господа открыла дверь глубокому религиозному пробуждению, которое оживило все протестантские Церкви и побудило многих скептиков и неверующих открыто исповедовать свою веру в Библию и Бога.
Когда в начале 1840 годов движение достигло своего высшего подъема, тогда сотни проповедников различных конфессий стали возвещать адвентистскую весть. Во главе движения стоял Уильям Миллер, который жил в восточной части штата Нью-Йорк. Он был фермером и считался видным человеком в своем обществе. Несмотря на хорошее религиозное воспитание, полученное в юности, он охладел в вере. Он перестал доверять Слову Божьему и постепенно усвоил деистические взгляды. Однажды, в воскресное утро, когда он в баптистской церкви говорил проповедь, Дух Святой коснулся его сердца и он принял Иисуса Христа как своего Спасителя. Тогда Миллер взялся за исследование Слова Божьего [IX], желая найти в Библии удовлетворительный ответ на все свои вопросы и усвоить все содержащиеся в ней истины.
В течение двух лет он много времени провел за исследованием Писания, изучал его стих за стихом. Он решил не приниматься за следующий стих, до тех пор, пока не почувствует, что он нашел удовлетворительное объяснение исследуемого им текста. Он имел под рукой только Библию и симфонию. Вскоре, в процессе своего исследования, он обнаружил в Писании пророчества о буквальном личном Втором пришествии Христа. Он старался также найти ключ к уразумению таких обширных по времени пророчеств, как пророчества 8 и 9 главы Даниила, простирающиеся на 2300 вечеров и утр, которые он связал с пророчеством 14 главы Откровения и вестью иного ангела, возвещающего час суда. На 229 странице настоящей книги сестра Уайт говорит, что “Бог послал Своего ангела воздействовать на сердце Уильяма Миллера, чтобы побудить его к исследованию пророчеств”.
Еще будучи девушкой, Е. Уайт прослушала два цикла проповеди, которые Миллер держал в городе Портленд (штат Мэн). Его проповеди произвели на нее неизгладимое впечатление. Ниже мы приводим отрывок из ее более позднего произведения “Великой борьбы”, в котором она разъясняет нам пророческие периоды таким же образом, как некогда Миллер разъяснял своим слушателям.
2. ИСЧИСЛЕНИЕ ПРОРОЧЕСКИХ ПЕРИОДОВ
“В книге Даниила 8, 14 содержалось пророчество, которое, казалось, несомненно указывало на время Второго пришествия: “На 2300 вечеров и утр и тогда святилище очистится”. Следуя своему правилу, что Писание разъясняет само себя, Миллер узнал, что один день в библейском пророческом времени означает год (Числ. 14; 34; Иез. 4, 6). Он видел, что период 2300 пророческих дней или буквальных лет простирается далеко за пределы времени благодати, определенной для иудеев как избранного народа и, следовательно [X], не относится к святилищу Ветхого Завета. Миллер разделял всеобщую точку зрения, а именно, что в христианском веке святилищем считается земля, и поэтому он понимал, что очищение святилища, о котором говорится в Дан. 8, 14, означает очищение земли посредством огня при Втором пришествии Господа. Если бы,— рассуждал он, — можно было найти исходную точку 2300 дней, тогда было бы возможно установить и время Второго пришествия Христа. Таким образом, стало бы известно время великого завершения, время, когда весь современный мир с его гордостью, властью, пышностью, с “его тщеславием, нечестием и угнетением придет к своему концу”, когда проклятие будет, “удалено с земли, смерть уничтожена, а рабы Божий, пророки и святые, и все боящиеся Его будут вознаграждены, а опустошающие землю — истреблены” (Блисс, “Воспоминание об Уильяме Миллере”, 76 стр.).
Миллер продолжал исследовать пророчества с новым чувством глубочайшей заинтересованности, посвящая целые дни и ночи изучению этих истин, которые теперь казались ему необыкновенно важными и серьезными. В 8 главе книги Даниила он не смог найти исходной точки для отсчета 2300 дней;
хотя ангелу Гавриилу и было поручено объяснить Даниилу видение, однако он только частично сделал это. Когда пророк увидел ужасные преследования, которые ожидали церковь, силы оставили его. Это зрелище оказалось для него трудным, чтобы перенести, и ангел на время оставил его. “Даниил изнемог и болел несколько дней”. “Я изумлен был видением сим и не понимал его”, — говорит он.
Но Бог повелел своему посланнику: “Объясни ему это видение!” Это поручение должно было быть выполнено, и спустя некоторое время ангел возвратился к Даниилу: “Теперь я исшел, чтобы [XI] научить тебя разумению”; “итак, вникни в слово л уразумей видение (Дан. 8, 16; 9, 22, 23). В видении 8 главы был один важный пункт, который остался необъясненным, а именно, период времени 2300 дней; поэтому ангел при своем вторичном появлении главным образом остановился на этом вопросе, касающемся времени:
“70 седьмин определены для народа твоего и святого города... Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и 62 седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении 62 седьмин предан будет смерти Христос и не будет... И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение” (Дан. 9, 24—27).
Ангел был послан к Даниилу, чтобы объяснить ему то, что он не понял в видении 8 главы, а именно слова, относящиеся ко времени: “На 2300 вечеров и утр и тогда святилище очистится” (Дан. 8, 14). Повелев Даниилу “вникнуть в слово и уразуметь видение” (Дан. 9, 23), ангел сразу же с первых слов сказал: “70 седьмин определены для народа твоего и святого города твоего” (Дан. 9, 24). Переведенное здесь слово “определены” буквально означает “отрезаны”. Семьдесят недель, обозначающих 490 лет, согласно слов ангела, отрезаются специально для иудеев. Но от чего они отрезаются? Так как 2300 дней являлись единственным периодом времени, упоминающимся в 8 главе, следовательно, 70 седьмин отрезались от 2300 дней и эти два отрезка времени должны начинаться одновременно. Согласно объяснению ангела, эти 70 недель начинались [XII] с того времени, как вышел указ о восстановлении Иерусалима. Если бы только можно установить дату этого постановления, та была бы установлена и исходная точка великого периода 2300 дней.
В 7 главе книги Ездры говорится об этом постановлении (Езд. 7, 12—26). В окончательном виде этот указ был издан Артарксерксом, царем Персидским в 457 году до Р. X. Но в книге Ездры 6, 14 говорится, что дом Господень будет построен “по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских”. Три царя составляли, уточняли и дополняли этот указ до тех пор, пока не достигли рубежа, означавшего согласно пророчеству начало 2300 дней. Приняв за дату выхода указ 457 года до Р. X.— ибо в этот год указ был завершен,— нетрудно проследить, как исполнились все детали пророчества о семидесяти седьминах.
“С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки 7 седьмин и 62 седьмины, т. е. 69 седьмин или 483 года. Повеление Артарксеркса вступило в силу осенью 457 года до Р. Хр. Отсчитывая с этого времени 483 года, мы получим осень 27 года после Р. Хр., — тогда-то и исполнилось это пророчество. Слово “Мессия” (Христос) означает “Помазанник”. Осенью 27 года по Р. Хр. Христос был крещен Иоанном и помазан Духом Святым. Ап. Петр свидетельствует, что “Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета”. (Деян. 10, 3). И Сам Спаситель говорит: “Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим” (Лук. 4, 1). После Своего крещения Он пришел в Галилею “проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время”. (Марк. 1, 14—15). [XIII]
“И утвердит завет для многих одна седьмина” (Дан. 9, 27). Упоминаемая здесь “седьмина” является последней из семидесяти; эти последние семь лет предназначались специально для иудеев. В течение этого времени,— с 27 по 34 год,— Иисус вначале лично, а затем и Его ученики проповедовали Евангелие исключительно для иудеев. Когда апостолы вышли на работу с благой вестью о Царствии небесном. Спаситель дал им поручение: “На путь к язычникам не ходите и в город самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева” (Матф. 10, 5—6).
“А в половине седьмины прекратится жертва и приношение” (Дан. 9, 27). В 31 г. по Р. X., спустя три с половиною года после Его крещения, Господь был распят. С принесением на Голгофе этой великой жертвы оканчивалась и система жертвоприношений, которая в течение четырех тысяч лет указывала на Агнца Божьего. У креста встретились прообраз и действительность и здесь утрачивали всякое значение все жертвы и приношения церемониальной системы.
70 седьмин или 490 лет, которые были особенным образом определены для иудеев, окончились, как мы видим, в 34 г. по Р. X. В это время решением иудейского синедриона народ запечатлел свое отвержение Евангелия, побив Стефана камнями и начав преследовать последователей Христа. Тогда весть спасения, не ограниченная более рамками благовествования только избранному народу, стала проповедоваться всему миру. Преследуемые ученики оставили Иерусалим и, “рассеявшиеся, ходили и благовествовали Слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа” (Деян. 8, 4—5). Наставленный Богом, Петр открыл весть спасения сотнику кесарийскому, богобоязненному Корнилию; и пламенный Павел, уверовавший в Иисуса, получил поручение нести эту благую весть “далеко к язычникам”. (Деян. 22, 21). [XIV]
Итак, пророчество исполнилось с поразительной точностью и 70 седьмин без всякого сомнения начинаются с 457 г. до Р. X. и оканчиваются в 34 г. по Р. X. Располагая этими данными, нетрудно определить и окончание 2300 дней. 70 седьмин — 490 дней— отрезаны от 2300 дней, и остается 1810 дней, которые должны найти свое исполнение после периода 490 дней. Отсчитав 1810 лет от 34 года по Р. X., мы приходим к 1844 году. Следовательно, 2300 дней, о которых говорится в книге Дан. 8, 14 оканчиваются в 1844 году. После завершения этого великого пророческого периода, согласно свидетельству ангела Божьего, должно было произойти “очищение святилища” (Дан. 8, 14). Таким образом, время очищения святилища, которое, как все верили, произойдет при Втором пришествии, было точно указано.
Вначале Миллер со своими сотрудниками верили, что 2300 дней окончатся весной 1844 года, между тем как пророчество указывало на осень того же года. Неправильное понимание этого места причинило разочарование и замешательство среди тех, которые думали, что Второе пришествие Господа будет весной. Но это ни в коей мере не умаляло силы того факта, что 2300 дней оканчивались в 1844 году и что тогда должно совершиться великое событие, а именно — очищение святилища.
Начав изучать Священное Писание с целью доказать, что оно является откровением Божьим, Миллер даже "и представить себе не мог, что он придет к таким выводам. Он сам едва верил результатам своих исследований, но доказательства Священного Писания были слишком ясны и сильны, чтобы оставить их без внимания.
Он посвятил два года изучению Библии и в 1818 году сделал торжественный вывод — через 25 лет придет Христос, чтобы искупить Свой народ” (Великая борьба 324— 329 стр.) [XV]
3. РАЗОЧАРОВАНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
Адвентисты со страстным желанием ожидали наступления дня пришествия своего Господа. Они смотрели на осень 1844 года как на время, указанное в пророчестве Даниила. Но эти искренние верующие пережили горькое разочарование. Подобно первым ученикам, не понимавшим точного характера событий, — исполнения пророчеств о первом пришествии Христа, — испытавшим разочарование, так и Адвентисты в 1844 году были разочарованы относительно исполнения пророчества об ожидаемом Втором пришествии Христа. Елена Уайт на страницах данной книги описывает это следующим образом:
“Иисус не пришел на землю с тем, чтобы очистить ее посредством огня, как того ожидали радостно готовящиеся встретить Его пришествие. Я видела, что они не сделали никакой ошибки в исчислении пророческих периодов. Пророческое время окончилось в 1844 году Иисус вошел во Святое-святых для того, чтобы очистить святилище в конце дней. Их ошибка состояла в том, что они не понимали, что из себя представляет святилище и природу его очищения”. (Ранние произведения 243 стр.)
После разочарования, наступившего 22 октября, многие верующие и служители церквей, которые присоединились к адвентистской вести, сразу же отпали. Некоторые из них примкнули к движению главным образом из-за страха, и, когда время ожидания миновало, они оставили свое упование и рассеялись. Другие впали в фанатизм. Но еще почти половина адвентистов верила, что Христос вскоре явится на облаках небесных. В насмешках и издевательствах со стороны мира они видели доказательство того, что [XVI] время благодати для мира окончилось. Эти люди твердо верили, что возвращение Господа очень близко. Однако, по мере того, как проходили дни и целые недели, а Господь все не являлся, среди этих адвентистов начали появляться разногласия во мнениях и они разделились. Большинство из них считали, что пророчество в 1844 году не исполнилось и что, по-видимому, допущена ошибка в исчислении пророческих периодов. Они начали сосредотачивать их внимание на некоторой особенной дате в будущем, когда следует ожидать пришествие Христа. Другие же, входившие во вторую, сравнительно малочисленную группу верующих, участвовавших при создании церкви Адвентистов седьмого дня, настолько верили в руководство Божье в великом адвентистском пробуждении, что отрицать его по их мнению, означало оскорбить Духа благодати. Но они не хотели поступать так.
4. ВИДЕНИЕ, ДАННОЕ ЕЛЕНЕ ГАРМОН
Описание своего переживания и той работы, которую им предстояло выполнить, верующие этой группы нашли в последней части 10 главы Откровения. Они должны были оживить и укрепить веру людей в скорое пришествие Христа. Бог чудным образом вел их за собой. Он и теперь не оставил их. В их среде находилась молодая женщина по имени Елена Гармон, которая в декабре 1844 года, два месяца спустя после разочарования, получила видение от Бога. В этом видении Господь показал ей странствование Адвентистского народа в Новый Иерусалим. Хотя видение и не объясняло причины разочарования, которое стало понятным лишь в результате тщательного изучения Библии, все же оно вселило в них уверенность, что Бог ведет и будет вести их в продолжении всего последующего странствования их в небесный город.
В начале символического пути, показанного молодой Елене, был яркий свет, названный ангелом — Полночным криком. Это выражение точно соответствует размаху проповеди о близости Второго пришествия Христа, которого она достигла летом и осенью [XVII] 1844 года. В этом видении она видела Христа, как Вождя Своего народа, ведущего его в город Божий. Из слов следовавших за Христом в святой город видно, что их странствование оказалось дольше, чем они ожидали. Некоторые из них потеряли Христа из вида и сбились с пути, но те, кто не переставал взирать на Иисуса и стремиться к городу, — благополучно достигли своей цели. Повествование об этом мы находим в главе: “Мое первое видение” (стр. 13—17).