Вступление
Пс. 111:4, 5
Как христианин я чувствую моральное обязательство возвещать благую весть о спасении всему миру, ведь таким образом я следую примеру Христа. Однако для того, чтобы подражать Ему во всем, мне нужно не просто говорить истину — мне нужно жить ею.
Мы призваны быть руками и ногами Христа для тех, кто нас окружает, стремясь хоть как-нибудь облегчить бремя, которое несут наши ближние. Пренебрегая возможностью позаботиться о физических, душевных и эмоциональных нуждах тех, кому мы жаждем передать весть Евангелия, мы никогда не сможем в полной мере удовлетворить их нужды духовные.
Как говорится, «людей не интересует глубина ваших познаний, пока они не познают глубину вашей заинтересованности».
Позаботиться обо всех потребностях человека, особенно во время крайней нужды, — вполне выполнимая задача, когда дело касается дорогих сердцу людей — семьи, друзей. Но если мы расширим круг, ноша может оказаться непосильной.
Куда ни взглянешь, всюду происходит нечто ужасное. Люди подвергаются страшному насилию и гонениям, голодным нет числа, детей эксплуатируют и разлучают с семьями, крайняя нищета встречается все чаще, а жадность и эгоистичность лидеров на разных уровнях власти приводит к мучениям самых уязвимых членов нашего общества.
Как можно даже думать о том, чтобы позаботиться обо всех этих нуждах? Стоит ли вообще пытаться?
Своими силами невозможно справиться с испытаниями и трудностями, с которыми человечество столкнулось в результате греха. Но, призывая выполнить какую-то задачу, Бог не оставляет нас без средств для успешного ее осуществления. Нам дается все необходимое для того, чтобы произвести изменения в нашей церкви, в нашем обществе и порой даже в мире.
Нам нужно привести этот мир к Христу, но мы не оставлены делать это в одиночестве. Благодаря силе и водительству Святого Духа мы можем проявлять сострадание, креативность и смелость, показывая людям свое неравнодушие к их проблемам. Так мы получим возможность поделиться истинами Писания, которые не только улучшат жизнь современных людей, но и дадут им шанс принять вечность с любящим Спасителем и Другом.
Я призываю вас взглянуть сегодня на свое окружение. Изучая урок этой недели, спросите себя, что я с помощью Святого Духа могу сделать, чтобы показать другим людям свою заинтересованность в них? Вы удивитесь тому, какие двери откроются перед вами, когда вы начнете искать возможность проявить милосердие и любовь к этому страдающему миру.
Джулиана Байони, Роквилл, Мэриленд, США
Пс. 138:13–16; Иер. 1:5; Мф. 6:25–33
В Мф. 6:25–33 говорится, что Бог, заботящийся о птицах, цветах и траве, может удовлетворить и наши потребности в пище, воде и одежде, поэтому нам не стоит беспокоиться. Однако такое понимание данного отрывка рождает в душе верующего вопросы, волнующие его с точки зрения социальной ответственности.
Более трех миллионов детей в мире каждый год умирает от голода. Это не тот случай, когда, пропустив пару приемов пищи, говорят: «Я умираю от голода». Они в буквальном смысле умирают от голода из-за отсутствия еды! Более того, многие из нас (особенно в развитых странах) ходят по магазинам «до потери пульса». Но, как говорит Дэвид Борнштейн: «У очень бедных людей одежда является их убежищем. Во время землетрясений людей убивают колебания земной поверхности. Во время цунами людей убивает вода. Но зимой не холод убивает людей, а отсутствие нужной одежды».
Как найти баланс между наставлениями, данными в Мф. 6, и реальностью нашей жизни? Во-первых, нельзя просто сказать: «Эти люди недостаточно доверяют Богу». Глупости! Младенец еще даже не знает, как нужно доверять. А Бог, Которого я знаю, Бог, Который любит меня и Которого люблю я, согласно Писанию, любит и ценит жизнь каждого ребенка даже тогда, когда он еще не появился на свет (см. Пс. 138:13–16; Иер. 1:5)!
Так как же нам в таком случае решить эту дилемму?
Основываясь на Священном Писании, я прихожу к выводу, что самой главной причиной голода, нищеты и проблем с одеждой в этом мире являются греховные решения людей, приводящие к появлению несправедливости. Дело в том, что Бог обеспечил нас всем необходимым, но мы тайно припрятали, повредили или истощили эти ресурсы. В Послании к римлянам сообщается, что творение стенает от последствий греха. И Павел имеет в виду не человечество, а саму землю.
Страданий этому миру добавляет не отсутствие обеспечения со стороны Бога, а дефицит справедливости, возникающий из-за наших с вами греховных решений. Мы не можем утверждать, что доверяем Библии, и при этом отрицать, что наш выбор оказывает влияние на тех в этом мире, кто живет в нищете. Читая Мф. 6, я понимаю, что на мне лежит личная ответственность, которую нельзя игнорировать. Я должен как-то помочь в том, чтобы накормить и одеть нуждающееся человечество.
Дискуссия
- Какое отношение именно я имею к несправедливому распределению пищи и одежды в нашем мире?
- Что я могу сделать для того, чтобы уменьшить страдания людей в нашем мире? Поразмышляйте о следующих четырех аспектах: 1) время, 2) финансы, 3) духовное свидетельство, 4) миссионерское служение.
Чед Стюарт, Эштон, Мэриленд, США
Мф. 6:25–34; 7:12; Иак. 2:15, 16; 1 Ин. 3:16–18
Система ценностей Царства (Мф. 6:25–34)
Иисус говорит со Своими слушателями о беспокойстве. Он призывает их не переживать о своей жизни, о том, что они будут есть или пить, во что оденутся, и приводит им в пример птиц и цветы, о которых заботится Бог. Насколько же больше Небесный Отец хочет дать нам все, в чем мы нуждаемся. А Он знает, что нам нужно.
Затем Иисус добавляет нечто важное: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). В жизни каждому необходимо определиться с приоритетами. Перестать беспокоиться можно, если сосредоточить все свое внимание на главном — Царстве Божьем, что подразумевает отношения с Богом. Иисус обещает, что, если мы сосредоточимся в первую очередь на созидании своих взаимоотношений с Богом, Он даст нам все необходимое и даже больше.
Следовательно, помогать нуждающимся также означает (и это самое важное) указывать им на Того, Кто обеспечивает нас всем, что нам нужно. Препоручая Ему все свои заботы, мы освобождаемся от надоедливых мыслей и беспокойства о жизни. Трудности случаются с каждым, но те, кто первое место в своей жизни отводит Иисусу, обращается к Слову Божьему и зовет Бога на помощь, могут быть уверены — Он все держит в Своих руках и позаботится о них. Иногда нам приходится подождать, пока ситуация изменится, так как Бог раскрывает нам Себя и в процессе помогает нам возрастать духовно. В любом случае мы можем быть уверены, что Он не сидит без дела.
Когда устаешь испытывать сострадание (Мф. 7:12; Иак. 2:15, 16)
Случается, услышав о чьей-то проблеме, мы понимаем, что не испытываем сострадания к этому человеку, по крайней мере, недостаточного для того, чтобы как-то ему помочь. Мы можем стать менее восприимчивыми к чьей-то нужде, когда слишком часто сталкиваемся с сообщениями о разных трагедиях или когда эти трагедии происходят слишком далеко от нас и не задевают напрямую. Каждый день при виде просящего милостыню бездомного мы можем потерять желание помогать — мы устаем сострадать.
Возможно, именно поэтому в Своей Нагорной проповеди Иисус сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Мы называем это «золотым правилом». Интересно, что Иисус придает особое значение тому, что в соблюдении этого правила заключаются «закон и пророки». Другими словами, хорошее отношение к людям — это краткое изложение основной вести, записанной в Библии. По мнению Иисуса, прилежно читая Библию, мы будем испытывать побуждение делать добрые дела.
Таким образом, живя Словом Божьим и общаясь с Господом, мы сможем продолжать сопереживать окружающим, и это будет вдохновлять нас изменять их жизнь к лучшему. Иаков подчеркивает, что мы не должны отсылать кого-то прочь, увидев его нужду в чем-либо и просто пообещав за него молиться. Наоборот, нам следует сделать что-нибудь. Апостол заканчивает отрывок словами: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17). Он говорит о практическом применении веры — она выражается в наших делах.
Щедрость (1 Ин. 3:16–18)
В Библии есть несколько отрывков, которые призывают нас щедро жертвовать. В 1 Ин. 3:17 говорится: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3:17). До этого апостол Иоанн объясняет, что такое настоящая любовь, на примере Иисуса, отдавшего за нас Свою жизнь. Далее он побуждает нас поступать так же по отношению друг к другу.
Слово kleio означает «закрывать» или «затворять» и используется в Новом Завете применительно к дверям, воротам или небесам, которые закрыты или заперты. Перед нами рисуют образ закрытой двери нашего сердца, мешающей нам откликаться на нужды окружающих людей. Мы можем использовать такие отговорки, как «мне нужно еще свои счета оплатить», «я все еще выплачиваю кредит за учебу», «мы уже достаточно помогаем». В этом стихе нас призывают не бездумно жертвовать тому, кто безответственно распоряжается собственными средствами, а, скорее, не закрывать глаза на нужды другого человека. Не всегда обязательно участвовать финансово. Наше время или какие-то другие ресурсы также могут оказаться важным вложением.
Миротворчество (Мф. 5:9, 21–26, 43–48)
«Блаженны миротворцы» (Мф. 5:9). Добрые дела включают в себя заботу о мирном сосуществовании. В Своей Нагорной проповеди Иисус превозносит миротворцев и, приводя пару примеров, поясняет, что имеет в виду: «Примирись с братом твоим» (Мф. 5:24) и «любите врагов ваших» (Мф. 5:44).
Примирение и просьба о прощении являются важными аспектами отношений. Нельзя быть счастливым в браке, если не желаешь прощать и жить дальше, когда супруг или супруга не оправдывает ожиданий. В любых дружеских отношениях люди должны быть готовы простить. Однако Иисус затрагивает вопросы серьезнее мира между друзьями, когда говорит: «Мирись с соперником твоим» (Мф. 5:25) и призывает нас любить своих врагов. Христос говорит, что каждый человек любит тех, кто любит его. Но мы, верующие, должны любить и благословлять проклинающих и гонящих нас. Иисус заканчивает отрывок словами: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Ясно, что в этом контексте Иисус просит нас быть совершенными в любви, а это возможно только тогда, когда мы исполнены любви Божьей и понимаем Его любовь к нам.
В защиту безгласных (Притч. 31:8, 9)
И наконец, Библия призывает нас выступать в защиту тех, кто не может сам защитить себя. В Притч. 31 мы читаем: «Открывай уста твои за безгласного» (стих 8) и «стой в суде за бедняка и нищего» (Притч. 31:9; пер. ИПБ). Не упускайте из виду важность защиты тех, кто сам не может постоять за себя. Иногда такие люди не отстаивают свои права потому, что считают, что это ничего не изменит, или потому, что раньше никто не вставал на их защиту и они этого не ждут или не верят в положительный исход. Поэтому Бог призывает нас выступить против несправедливости и притеснений.
Андреа Джейкобсонс, Лорел, Мэриленд, США
Притч. 31:8, 9
«Из всех людей, нуждающихся в нашей помощи, вдовы и сироты более прочих взывают к нашему состраданию и заботе. “Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира”.
…А каким же образом Господь может сделать это?.. Он совершает чудо в человеческих сердцах. Он изгоняет из души себялюбие, открывая источник благих деяний. Он испытывает любовь Своих последователей, предавая их попечению несчастного и обездоленного, бедного и сироту… Каждое доброе дело, совершенное для них во имя Его, принимается Христом, как если бы оно было сделано Ему лично, ибо Он отождествляет Свои интересы со страдающим человечеством. Он вверил церкви великое дело служения Иисусу, которое заключается в помощи нуждающимся и страдающим. Благословение Господне почиет на всяком, кто доброхотно служит им».
«Сегодня в мире, где царят эгоизм, жадность и угнетение, многие истинные дети Божьи нуждаются и болеют. В убогих, жалких местах, окруженные нищетой и болезнями, обремененные чувством вины, многие люди терпеливо несут свое бремя страданий и стараются утешить тех безнадежных и пораженных грехом, что живут рядом с ними. Многие из них почти неизвестны церквам или служителям, но они являются светилами Божьими, сияющими во тьме. Господь особым образом заботится о них, и Он призывает Свой народ быть Его действенной рукой в удовлетворении нужд таких людей. Везде, где есть церковь, нужно уделять особое внимание выявлению этой категории людей и служению им».
«“Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере” (Гал. 6:10).
Христос возложил на членов церкви обязанность заботиться о своих нуждающихся братьях и сестрах по вере. Он допускает, чтобы бедные были даже в церкви. Они всегда находятся среди нас, и Он возлагает на каждого члена церкви личную обязанность заботиться о них. Когда члены истинной семьи Божьей внимательно относятся друг к другу, поддерживают больных и слабых, учат несведущих, вразумляют неопытных, они все вместе образуют „дом духовный“, где ощущается забота о нуждающихся и беспомощных.
Долг каждой церкви — внимательно и благоразумно заботиться о бедных и больных».
Дискуссия
- Бог призывает нас взять на себя заботу о нищих, вдовах и сиротах. Почему Он просит нас об этом? Как это связано с нашими отношениями с Богом?
- Поручил ли Бог заботиться о нуждающихся только церкви или отдельным людям? Почему?
Брианна Лэйл, Ницца, Франция
1 Ин. 2:5, 6
Средства массовой информации повсеместно сообщают о проблемах, связанных с социальной справедливостью. Последствия несправедливых действий затрагивают всех — от самых богатых до самых бедных независимо от страны проживания. Некоторые доходят в попытке разобраться с этой проблемой до крайности, возможно, даже преследуя корыстные интересы. Таких людей называют борцами за социальную справедливость.
Последователей Христа призывают «поступать так, как Он [Христос] поступал» (1 Ин. 2:6), а Иисус поступал по любви, потому что в Нем «истинно любовь Божия совершилась» (1 Ин. 2:5). Мы видим примеры таких поступков в раннехристианской церкви в Деян. 2 и 4 и в жизни Самого нашего Учителя, в Его служении изгоям общества: прокаженным, слепым, хромым и блудницам. Но что нам делать в двадцать первом веке? И отличается ли наша христианская жизнь от того, как жил Иисус?
Всегда указывайте на скорое возвращение Христа и благословенную надежду. Когда вы решите начать служить окружающим, вас могут спросить, почему вы это делаете. Укажите спрашивающим на Христа (см. 1 Петр. 3:15). Исповедайте Христа перед людьми (см. Лк. 12:8). Расскажите им о том, что Он совершил в вашей жизни. Даже если вам кажется, что это незначительный или неинтересный эпизод, все равно расскажите о Христе. Воспользуйтесь обещанием Бога исповедать вас перед Отцом Небесным, если вы признаете Его перед людьми (см. Мф. 10:32). Сообщите окружающим, что нынешняя жизнь печалей и скорбей скоро подойдет к концу. Расскажите им об обетовании «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:13). В этом мы, помогающие и служащие другим, отличаемся от тех, кто не знает Христа, у нас есть надежда, и ее мы можем разделить с окружающими нас.
Помните, почему вы это делаете, и расскажите другим. Собираясь помогать каким-либо образом, помните, что вы — лишь орудие. Не вы это делаете, но Христос действует в вас (см. Флп. 2:13). Он — Мастер, а вы — Его инструмент.
Старайтесь служить каждый день. Перед началом нового дня попросите Бога предусмотреть для вас возможности служить другим и рассказывать им о Христе. Просите умения видеть ситуацию с точки зрения Бога.
Дискуссия
- Почему мы выступаем в защиту социальных реформ?
- Какие примеры социальной несправедливости волнуют вас больше всего?
- Как вы думаете, выступил бы Иисус с протестом и в связи с какой проблемой?
Джамал Робертс, Колледж-Парк, Мэриленд, США
Мф. 22:35–40; 1 Кор. 13
В церкви мы склонны отмахиваться от размышлений, связанных с повелением любить (см. Мф. 22:35–40), потому что нам все это уже известно. Любить легко. Разве нет?
Честно говоря, это самое трудное, о чем просит нас Бог. И своими силами мы не сможем справиться. Почему? Да просто потому, что люди — невыносимые существа. Взгляните на наш мир: люди продают в рабство других людей, заставляя их работать либо в секс-индустрии, либо совсем бесплатно. Люди жадны, они придумывают схемы увеличения собственной прибыли за счет благополучия других. Люди ленивы, они стремятся избежать трудностей в жизни из-за страха и возможных опасностей, пытаясь найти легкий путь. Люди открыто рассказывают о самых темных сторонах своей личности. Они разрушают все, к чему прикасаются.
Так что нет, любить нелегко, потому что Христос никогда не уточнял, что ждет от нас любви только к тем, кто похож на нас и ведет такой же образ жизни; кого мы одобряем, чьи стремления мы считаем «правильными». Он никогда не говорил, что мы должны любить только хороших людей. Никто не поясняет слова Христа, потому что к Его заявлению нет никаких поправок. Он имеет в виду всех людей.
По сути, каждый из нас должен сам решить, как слова Христа воплотятся в нашей жизни. Мир вокруг нас погружается во все больший хаос и суматоху, нам все труднее становится найти время и силы для того, чтобы продолжать любить. Ведь любовь — это тяжелый труд. Он требует открытости, искренности и сердца, полного дарованной Богом любви к другим. Любить нужно учиться, это умение не рождается само по себе.
Можно оказаться слишком занятым, чтобы любить. И даже забыть о том, что это самая важная миссия, порученная нам Богом. Постарайтесь составить для нее расписание, придумайте, как творчески подойти к тому, чтобы явить любовь Божью в своем окружении, и отнеситесь к делу ответственно. Любовь множится. Если делиться ею, она никогда не иссякнет, потому что продолжит расти.
Мы можем и должны быть щедрыми — и безрассудно щедрыми — на любовь. Она — Божий дар, которым нужно делиться, и принимает множество форм. Любить — значит выступать на стороне безгласных (см. Притч. 31:8, 9), защищать униженных и отверженных (см. Ис. 1:17) и относиться к чужим среди нас справедливо и доброжелательно (см. Лев. 19:33, 34). Библия недвусмысленно дает понять, что предпочтение отдается делам, а не словам. Иисус говорит о людях, которые настолько стремятся явить в своей жизни любовь Божью, что даже не задаются вопросом, кому помогают (см. Мф. 25:31–46). Они просто любят.
Верьте, что Бог предусмотрит все нюансы. Верьте, что Он прославится благодаря вашему смирению. Верьте, что Он сотворит в вашей жизни чудеса. Он же попросил вас лишь любить. Он не просил вас спасать мир. Однако мир все равно может быть спасен, человек за человеком, если вы откроете свое сердце для любви. Попробуйте помолиться об этом: «Бог, мне нужна Твоя помощь, чтобы любить так, как любишь Ты. Во мне нет любви, но Ты силен исполнить мое сердце Своей любовью. Покажи мне, в каких ситуациях я часто отказываюсь любить, и научи всей душой желать делиться Твоей любовью со всеми».
Дискуссия
- Как связаны социальная справедливость и любовь? Почему они так переплетены?
- Что мешает вам щедро делиться своей любовью?
Кейла Дж. Иверт, Силвер-Спринг, Мэриленд, США
Ис. 61:1, 2; 58:6
Заключение
В последние несколько десятилетий, а особенно в последние годы социальная справедливость стала слишком политизированной. Это заставило многих христиан воздерживаться от участия в подобных делах. Однако на примере Иисуса мы видим, что призваны быть активными участниками в этой сфере.
Большая часть служения Иисуса на земле была связана с вопросами справедливости и милосердия в отношении притесняемых и маргинальных личностей. Христос исполнил слова пророка Исаии, согласно которым Он должен был «сообщить благую весть нищим» и «сказать пленникам греха, что они свободны», «сообщить слепым, что они снова могут видеть», «освободить тех, с кем обошлись несправедливо», и «провозгласить о том, что пришло время, когда Господь явит благоволение народу Своему» (Лк. 4:18, 19; пер. с англ.).
В конце концов, если мы стремимся исполнить повеление Иисуса накормить голодного, оказать гостеприимство страннику, одеть нагого, позаботиться о больном и посетить заключенного в темнице, наше участие должно основываться на желании увидеть, как любовь Божья и Его милость изливаются на всех людей вокруг, затрагивая каждую сферу их жизни.
Задания
- Прочитайте о нескольких чудесах Иисуса и Его взаимодействии с людьми с сомнительной репутацией (например: Мк. 2:13–17; Лк. 5:12–16; 7:1–10; 14:1–6; Ин. 7:53–8:11) и определите, кому из них Он даровал физическое и духовное исцеление. Сравните, как Он отнесся к каждому из этих людей и как наше общество могло бы отнестись к ним сегодня.
- Найдите информацию на тему социальной справедливости и молитесь о том, чтобы Святой Дух помог вам определиться с собственным мнением относительно этих вопросов.
- Свяжитесь с местной общественной организацией, чтобы узнать, как можно поучаствовать в текущих проектах оказания помощи социально неустроенным людям в вашем городе. Если такой возможности сейчас нет, подумайте, что вы могли бы предпринять.
- Напишите ободряющее письмо тому, кто, по вашему мнению, сейчас страдает от несправедливости или столкнулся с дискриминацией.
- Нарисуйте карандашом или красками, как вы понимаете сострадание (можно использовать любой другой вид искусства).
- Прослушайте песню Грэхэма Кендрика «Бог бедных» или «Красота вместо страданий» (Graham Kendrick, «God of the Poor», http://www.youtube.com/watch?v=08utbDFP9AE) и поразмышляйте о ней.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Мф. 25:31–46; Лк. 4:14–30; 17:1–4; Ин. 4:5–42.
Э. Уайт. Желание веков, гл. 43 «Преграды устранены».
К. С. Льюис. Письма Баламута, гл. 23.
Лерон Карсон, Колумбия, Мэриленд, США