Вступление
Исх. 32:6
Со времен пророков и до наших дней существовали разные формы поклонения. Некоторые люди используют слово поклонение для описания определенного музыкального произведения. Многие христиане считают поклонением утренние, субботние или воскресные богослужения.
Однако среди всех этих разных вариантов поклонения необходимо узнать Божье видение этой концепции. Чтобы поклоняться соответственно Его стандартам, мы должны понимать, что под поклонением подразумевает Бог.
«В нашем распоряжении достаточно книг практической направленности, но не хватает трудов, в которых авторы размышляли бы о поклонении как об общебиблейской идее. Поклонение должно присутствовать в нашей жизни все семь дней в неделю».
Суть поклонения заключается в подлинном внутреннем опыте, в переживании сердца. В Новом Завете Христос подтвердил это, сказав: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23).
И, с другой стороны, то, чему люди поклоняются, и то, как они это делают, совершенно несопоставимо со значимостью и величием Творца. Поклоняться Отцу в духе и истине означает почитать, любить и превозносить то, что правильно, хорошо и приятно для Бога. Таким образом, нам необходимо признать Господа Создателем Вселенной и всего, что в ней.
Поклоняясь идолу, деньгам или произведению своих рук, мы не поклоняемся Творцу. Нам также нужно иметь истинное духовное сердце, которое признает наивысшую ценность Бога. Ставя Господа превыше всего и всех, мы формируем в себе качества Его характера, нашедшие воплощение в личности Иисуса Христа.
Истинное поклонение ведет нас к спасению и примиряет с Богом-Творцом и нашими братьями и сестрами на земле. И тогда мы начинаем жить как одна семья во Христе, проявляя друг к другу сострадание, милосердие и любовь.
Тот же самый грех, что ослепил сынов Израилевых, существует и сегодня. Многие люди даже в церкви перестали поклоняться Творцу ради того, чтобы любить, превозносить и почитать какие-то вещи и мирские ценности.
Однако мы, нынешнее поколение молодежи, должны понимать, что истинное поклонение включает в себя нашу повседневную жизнь. Наше общение с Богом и человеком является его важной частью. Внешняя деятельность должна отражать внутреннюю суть. Зная Бога и ценя Его превыше всего, мы можем испытывать радость и удовлетворение; это побуждает нас делать добро другим, одновременно пребывая в тесных личных отношениях с Творцом.
Пс. 113:9–16
Поклонение включает в себя два важных аспекта — внутреннюю суть и публичное выражение. Последнее относится к ежедневным действиям в процессе служения, связанного с поклонением. Павел упоминает об этом в Рим. 12:1: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1). Из его слов можно сделать следующий вывод: все, что мы делаем в своей жизни, должно соответствовать небесным стандартам. Это называется духовным поклонением.
Приводя пример внутренней сути поклонения, Иисус говорит о вере фарисеев и книжников: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:8). Подобную веру Христос называет тщетной (см. Мф. 15:9), что означает всякое ее отсутствие.
Поклонение является тщетным, если в нем не участвует сердце. Следовательно, даже если мы совершаем много добрых дел и посещаем богослужение каждую субботу, наше поклонение приравнивается к нулю, если при этом у нас нет тесной связи с Богом.
В процессе истинного поклонения мы прославляем Бога и признаем, что Он превосходит нас во всем и достоин нашей любви, нашего восхищения и внимания. Прославление может быть открытым (см. Исх. 15:2) и выражается в признании нами Божьего величия, Его абсолютной власти в нашей жизни и красоты и великолепия Его творения.
Кроме того, мы можем прославлять Бога без слов, своими действиями и чувствами (см. Иов. 1:20; Ин. 12:2, 3). В итоге прославление помогает нам признать Бога и Его дела.
Далее, в поклонении существует концепция выражения. В то время как прославление включает в себя признание Бога и Его дел, Его природы и характера, под выражением подразумевается провозглашение истины, которую Бог открыл нам в Писании. Кроме признания реальности того, Кто есть Бог и что Он делает, мы должны откликнуться на откровения, которые Он нам явил.
Выражение может быть физическим и словесным. Когда мы поем песни хвалы, хлопаем в ладоши, преклоняем колени или склоняем голову, выражая почтение, восклицаем или возносим руки — все это является примером нашего физического отклика. С другой стороны, вербальное выражение происходит, когда мы говорим Богу о своей любви к Нему, желании пребывать с Ним и нужде в Его благодати и святости.
Выражая свои чувства в поклонении, мы должны сосредоточить мысли на Боге и Его характере, явленном в Библии. Наше выражение должно быть подкреплено библейскими примерами. И прославление, и выражение в поклонении должны показывать нашу веру в совершенный Христом труд и возвеличивать Бога.
Дискуссия
- Какие еще концепции поклонения, кроме прославления и выражения, вы знаете?
- Возможно ли совершать добрые дела, не веря в Бога? Почему Бог считает этот вид поклонения бесполезным?
Беатрис Бернард, Касарани, Найроби, Кения
Исх. 20:2–6; Иов. 34:12; Пс. 113:9–16; 146:5–10; Ис. 1:17; Мк. 12:38–40
Идолопоклонство и угнетение народа (Исх. 20:2–6; Пс. 113:9–16)
В Своем Слове Бог оставил особые повеления о том, каким должно быть поклонение Ему. Эти повеления показывают нам, что форма и стиль, которые мы выбираем для поклонения Богу, должны соответствовать Его стандартам, а не нашим.
В Исх. 20:2–6 Бог сначала напоминает нам о Своем статусе верховного Правителя и Создателя всего сотворенного, как видимого, так и недоступного взору. По сути, поклонение, слава и честь не должны принадлежать ничему и никому другому. Перестав поклоняться Богу согласно Его стандартам, мы теряем духовные ориентиры и начинаем потакать своим эгоистичным желаниям, что постепенно приводит нас к разочарованию, физической боли и смерти.
Псалмопевец также напоминает нам, что идолы и другие божества, которым поклоняются люди, не обладают качествами Создателя. Бог дал нам первые четыре заповеди, чтобы мы могли определить, какие отношения должны быть между Ним и Его детьми. При этом нас призывают поклоняться Творцу, Который есть Автор нашей жизни. В таком случае мы сможем иметь истинные взаимоотношения с Ним.
Более того, если именно от Него мы будем перенимать свои ценности и привычки, то узнаем, как общаться с окружающими таким образом, чтобы прославлять имя Божье. По причине идолопоклонства мы, по словам псалмопевца, просто снова становимся рабами греха и мирских желаний.
Причина для поклонения (Пс. 145:5–10)
В Пс. 145 псалмопевец подчеркивает, что Бог является суверенным Создателем Вселенной, и если мы верим в Него, Он обильно нас благословляет. Даже если мы слабы физически, у нас все равно есть повод поклоняться Творцу. Ведь когда мы, будучи слабыми, верим Ему, Он может благословлять нас, потому что поддерживает нуждающихся, которые верят в Него.
В отличие от идолов, которые не могут оказать никакой помощи (см. Пс. 113:9–16), на Творца мы можем положиться, потому что Он — Бог верный навеки. Как отмечает автор Послания к евреям, «будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23).
Кроме всего прочего, автор псалма 145 указывает, что Бог благословляет нас, потому что радуется возможности поддерживать слабых и нуждающихся. Мы часто видим, как страдающие и нуждающиеся остаются в пренебрежении. Иногда нам кажется, что они сделали что-то плохое, заслужив тем самым произошедшее с ними несчастье.
Однако в Библии объясняется, что слабые и притесняемые не забыты Богом, особенно если верят в Него. Псалмопевец соглашается, что Господь творит «суд обиженным». Это означает, что любая попытка обидеть уязвимых членов общества будет вынесена на суд и ни один притеснитель не избежит гнева Божьего.
Притеснители со стороны верующих (Ис. 1:17)
Бог настаивает, чтобы мы не переставали делать добрые дела и не находились в бездействии. Пророк Исаия отмечает, что притесняемые нуждаются в защите и поддержке.
В нашем обществе притесняемые более уязвимы, их права чаще всего нарушаются, особенно вследствие слабо развитой системы правосудия. В таких ситуациях долг людей — повлиять на общество, чтобы защитить слабых и угнетаемых.
В глазах Божьих мы все — Его дети, независимо от нашего места под солнцем. Таким образом, защита в первую очередь осуществляется Богом. В то же время мы, будучи детьми Божьими, тоже обязаны облегчать страдания притесняемых, оказывая им необходимую поддержку. Бог произведет суд над теми, кто пренебрегает этой обязанностью и причиняет зло слабым и страдающим. Занимаясь благотворительностью, осуществляя правосудие и поддерживая вдов и сирот, мы следуем примеру Бога, Который есть Источник наших ценностей.
Научившись делать добро, мы будем жить праведной жизнью, являя окружающим характер Божий. А выступая судьями в делах, где затрагиваются интересы сирот, мы покажем пример истинного поклонения Творцу, когда, отстаивая справедливость, будем защищать и спасать тех в нашем обществе, кто нуждается в помощи. Возрадуйтесь, верные Божьи, те, кто слаб и испытывает страдания, — Сам Бог сражается за вас.
«Господь будет нашим Мстителем. И пусть люди пренебрежительно относятся к нам, Он заботится о нас. Он поможет бедным и будет им защитником».
Милосердие и верность (Мк. 12:38–40)
Во время Своего земного служения Христос сталкивался с ситуациями, в которых религиозные лидеры использовали свое положение, чтобы вымогать деньги у слабых и невинных членов общества.
Используя в качестве примера книжников, которые официально считались учителями закона, Иисус говорил, что эти люди более заинтересованы в том, что могут получить, нежели дать. Облаченные в длинные одежды, неподходящие для физического труда, книжники использовали свое религиозное положение, чтобы заработать благосостояние на ничего не подозревающем народе, на тех, кого притесняли и угнетали.
Отличаемся ли мы от них? Мы предпочитаем носить прекрасные одежды и хотим, чтобы перед нами расстилали красную ковровую дорожку. Мы лелеем свои титулы и звания. Мы требуем уважения. Однако все это может оказаться отравляющим нас ядом, в зависимости от того, насколько влияет на наши отношения с Творцом. Христос учил, что желающие быть первыми должны вначале послужить (см. Мк. 9:35). Мы, современные христиане, должны помнить, что совершать служение призваны не только рукоположенные церковные служители, но и каждый член церкви.
Дискуссия
- В каких ситуациях мы ведем себя как книжники современного мира?
- Приведите несколько примеров современного идолопоклонства.
- Что мы как молодежь можем сделать, чтобы помочь окружающим увидеть в нас Христа?
Селин Кавеца, Пайплайн, Найроби, Кения
Исх. 32:6
Эллен Уайт отмечает (и ее слова не расходятся с Библией), что только Бог достоин поклонения: «Иегова, Вечный, Сущий от начала, не сотворенный, но Сам являющийся Источником жизни и Создателем всего, один достоин самого высокого почитания и поклонения. Человеку запрещается ставить какой-либо другой предмет на первое место в своих чувствах или служении. Когда мы лелеем в сердце то, что ослабляет нашу любовь к Богу или мешает служить Ему, то тем самым мы создаем другого бога».
«Вторая заповедь запрещает поклоняться истинному Богу, используя иконы или иные изображения. Многие языческие народы утверждали, что их изображения являются только образами или же символами, посредством которых они поклоняются божеству, но Бог объявил такое служение грехом. Попытка изобразить Вечного посредством материальных предметов снижает представление человека о Боге. Разум, отвлеченный от безграничного совершенства Иеговы, больше будет прикован к творению, нежели к Творцу. И поскольку понятия человека о Боге будут занижены, то и сам человек начнет деградировать».
Через несколько дней после того, как Бог уточнил, какого именно поклонения ждет от сынов Израилевых, люди изменили свое мнение и поддались давлению со стороны этого мира.
«Аарон опасался за собственную безопасность и, вместо того чтобы благородно отстаивать Божью честь, уступил требованию народа. Распорядившись, чтобы люди собрали и принесли к нему золотые украшения, он втайне надеялся, что гордость не позволит им пойти на такую жертву. Но они охотно принесли свои украшения, из которых он и сделал литого тельца наподобие египетских божков…
Как часто в наши дни любовь к удовольствиям рядится в одежды благочестия. Религия, позволяющая людям во время богослужения предаваться эгоистичным или чувственным наслаждениям, и в наши дни так же приятна большинству людей, как и во времена древнего Израиля. И сейчас все еще есть слабовольные Аароны, которые занимают высшие посты в церкви, но, уступая недостойным желаниям народа, поощряют их таким образом ко греху.
Всего несколько дней прошло с тех пор, как евреи заключили торжественный завет с Богом, обещая повиноваться Ему. Трепеща от ужаса, они стояли тогда перед горой, внимая словам Божьим: “Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим”; слава Божья еще покоилась на Синае перед глазами всего собрания, но они отвернулись от нее и потребовали других богов».
Дискуссия
- Народ израильский поклонялся золотому тельцу. Каким идолам люди поклоняются в наше время?
- К каким последствиям приводит поклонению идолам или каким-то предметам?
Бернард Окот, Касарани, Найроби, Кения
Втор. 10:17–22
Поклоняться в двадцать первом веке может по многим причинам оказаться делом сложным и запутанным. В эпоху высокоразвитых технологий и многочисленных ресурсов нас легко увлечь с истинного пути, если использовать их не по назначению. Однако, несмотря на такое большое количество всего, что может отвлечь верующего от Бога, у нас по-прежнему есть причина поклоняться Богу. Одна из отличительных особенностей Господа заключается в том, что с Ним не может сравниться никто. Во Втор. 10:17–22 Моисей рассказывает Израилю о качествах Бога, благодаря которым Он возвышается над всеми, начиная с представления Его как всемогущего Бога богов.
Важно осознавать, что Бог сотворил всю Вселенную и то, что наполняет ее. Однако одно дело — знать, и совсем другое — поступать по воле Божьей. Когда наше сердце примет этот факт, мы поймем, что только Он один достоин поклонения. Все остальное, видимое или недоступное взору, не может сравниться со значимостью и верховной властью Создателя. Когда мы согласимся с этой истиной, Его характер станет нашим характером, а Его путь — нашим путем.
Библия недвусмысленно говорит о том, что Бог дает «суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» (Втор. 10:18). Любя Бога и поклоняясь Ему как своему Творцу, мы перенимаем качества Его характера. Мы будем милостиво относиться к страждущим и угнетаемым. Мы будем поддерживать нищих и сирот.
Какой вывод можно сделать из этого? Поддерживая власть Бога и ценность Его присутствия в нашей жизни как ее Творца, мы будем милосердны и добры по отношению к нуждающимся вокруг нас. И пусть сатана изо всех сил старается обмануть народ Божий, у нас все еще остается причина для поклонения Богу богов.
Мы поклоняемся по нескольким причинам:
Он — Творец. Бог сотворил Вселенную и нас. Все удивительные вещи, которые мы видим вокруг, включая планеты, галактики и звезды, являются делами рук Его. Но важнее всего то, что мы сотворены по образу Божьему (см. Быт. 1:26, 27).
Его любовь безусловна. Независимо от нашего отношения к Нему, невзирая на довлеющие над нами обстоятельства, Бог безмерно любит нас. И у Него есть план относительно нашего будущего (см. Иер. 29:11).
Он верен. Бог останется верен нам, даже когда мы будем Ему неверны. Когда мы уходим от Него, Он возвращает нас к Себе.
Дискуссия
- Какие еще качества Бога, побуждающие нас поклоняться Ему, вы знаете?
- Как любовь Божья проявляется в жизни тех членов общества, кто оказался в менее благоприятном положении?
- Почему вы поклоняетесь Богу?
Ис. 58:14
То, как мы поклоняемся Господу, многое говорит о состоянии нашей церкви. Поклоняясь, мы должны прославлять и возвеличивать Бога и воздавать почести Господу так, как приятно Ему. Благодаря покаянию, послушанию и смиренной мольбе поклонение должно демонстрировать нашу верность Богу за то, что Он дал нам возможность избежать рабства греха.
Каким образом нам как поместной церкви осуществить это на практике? Поклонение всей общиной играет важную роль в возрождении духовного огня, как видно из событий Пятидесятницы (см. Деян. 2:1–4). Благодаря этому мы также собираемся вместе для изучения Слова Божьего, молитвы и общения. Это один из самых замечательных способов сохранить благодать Божью в своей жизни.
Поклонение не должно быть исключительно личным переживанием. Индивидуальное, личное поклонение — это неплохо, но, по словам одного автора, «в христианском поклонении есть один момент, который нельзя испытать, поклоняясь в одиночестве или наблюдая за чужим поклонением. Часть благодати и благословений, изливаемых Богом, доступна только во время „общей встречи“ с остальными верующими».
Ниже перечислены благословения, которые мы получаем, собираясь вместе для поклонения Творцу как церковь.
Общее поклонение возвращает нам духовную бодрость. Поклоняясь Богу вместе, мы поддерживаем друг друга. Единство в молитве может привести к удивительным результатам. Мартин Лютер однажды сказал: «Дома, в своем собственном доме, я не ощущаю в себе тепла и бодрости. Но в церкви, когда множество верующих собирается вместе, в моем сердце загорается огонь и рвется наружу».
Чувство общности придает уверенности. Когда мы являемся частью церковного сообщества, это убеждает нас в том, что мы — одна семья во Христе. Поклонение в местной общине указывает на поклонение в единой церкви, глава которой есть Христос (см. Откр. 7:9).
Общее поклонение помогает нам возрастать в вере. Во время совместного поклонения мы принимаем участие в процессе назидания, увещания и утешения (см. 1 Кор. 14:3). В то же самое время поклонение всей церковью помогает нам вместе взирать на Христа. «Мы же все… преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18).
Возрастая вместе как церковь, мы можем приобретать такие качества христианина, которые помогут нам восстанавливать социальную справедливость общими усилиями, будучи единым Телом Христовым.
Дискуссия
- В каких ситуациях наше поклонение Богу должно быть совместным, а в каких — личным?
- Каким образом поклонение всей церковью помогает нам осуществлять социальную справедливость?
Филлис Нафула, Какамега, Кения
Исх. 20:2–6
Заключение
Бог требует, чтобы мы признали Его присутствие в своей жизни с помощью поклонения. Ему нужно истинное поклонение, приносящее честь и славу Его имени. Поклоняясь Ему в духе и истине, мы в сердце своем будем прочно соединены с Ним, и наши поступки станут тому подтверждением. Кроме того, Бог в Слове Своем обеспечил нас всем необходимым для нашего духовного роста и развития. Истина, заключенная в Библии, дает нам возможность свободно поклоняться Богу и служить окружающим нас людям согласно Его стандартам.
Задания
- Напишите десять отличий между идолом и Богом-Творцом. Постоянно вспоминайте о них и просите Бога даровать вам силу поклоняться только Ему одному.
- Составьте расписание для поклонения Богу на всю неделю. Попросите Его помочь вам придерживаться этого расписания, чтобы каждый день иметь возможность поклоняться Ему.
- Старайтесь использовать различные виды поклонения, такие как пение, молитва, размышления и дела милосердия по отношению к нуждающимся.
- Создайте в своей церкви группу поклонения, чтобы собираться один или два раза в неделю и общаться с Богом как собрание верующих. Напишите, какие изменения вы пережили, начав поклоняться Ему как группа.
- Вспомните несколько вещей, которые считаются удивительными, например, высочайшие здания, самые быстрые автомобили или еще что-нибудь, по мнению людей, достойное поклонения. Напишите, почему эти вещи не могут занять место Бога в вашей жизни.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Откр. 14:6, 7; Пс. 94:6; 1 Пар. 16:29; Ин. 4:24.
Э. Уайт. Избранные вести, т. 2, с. 16, 17.
David Peterson, Engaging With God, pp. 20–26.