Вступление
Ис. 58:2–7
Легко говорить, что наше духовное благополучие напрямую связано с нашими отношениями с Богом. В конце концов, если Господь есть источник нашего спасения, разве стремление сердца быть с Ним и руководствоваться Его волей во всех своих делах не должно стать главной нашей целью?
Размышляя об этом, можно понять, в какой растерянности должны были пребывать израильтяне, услышав, как пророк Исаия осуждает их попытки стать ближе к Богу. Он порицает их стремление найти Его (см. Ис. 58:2), их восторг при познании Его путей (см. Ис. 58:2), их пост (см. Ис. 58:3) и смирение души (см. Ис. 58:3). Разве они не делали все возможное, чтобы приблизиться к Богу? Как это могло вызывать у Него отвращение?
Оказывается, спеша стать ближе к Богу, они пренебрегали нуждами нищих и беспомощных (см. Ис. 58:6, 7). И хотя люди могли считать, что это не имеет отношения к их духовному состоянию, Бог видел ситуацию в ином свете.
Например, в Ам. 5:12 и Ис. 59:12 Бог заявляет, что несправедливое отношение к другим считается «преступлением» и «грехом» в Его глазах. Более того, в Иез. 16 Он называет нежелание поддерживать «руки бедного и нищего» (Иез. 16:49) одним из великих содомских грехов (см. Быт. 19).
Но почему такое внимание уделяется нашим отношениям с другими людьми? Разве они не вторичны по сравнению с духовными отношениями с Богом? Если наша основная духовная «задача» — любить Бога всем своим сердцем, душою и силами (см. Втор. 6:5), почему нас должны беспокоить преходящие нужды чужих людей?
Здесь-то и сокрыта великая истина: сутью Божьего характера, стоящего за всеми Его мыслями и действиями, является бескорыстная любовь к другим (см. 1 Ин. 4:8, 10). И Бог призывает Своих последователей подражать Ему (см. Флп. 2:5–8), любить своих ближних такими, какие они есть, какими бы они ни были — белыми и черными, имеющими нетрадиционную ориентацию, бездомными, иммигрантами, нетрудоспособными или зависимыми (см. Лев. 19:18).
Таким образом, одним из самых ярких примеров духовного лицемерия является христианин, который заявляет, что любит Бога всем своим сердцем, душой и крепостью, но одновременно забывает любить ближнего, как самого себя, и эгоистично не обращает внимания на нужды окружающих его людей.
Следовательно, причина Божьего недовольства Израилем заключалась не в религиозном рвении людей, а в их лицемерии. Бог видел перед Собой народ, заявлявший, что любит Его всей душой, в то время как поступки людей свидетельствовали о всяком отсутствии любви Божьей в их сердцах. Изучая урок этой недели, исследуйте глубины своего собственного сердца (не затаилось ли в нем лицемерие), а затем отдайте себя Тому, Кто единственный способен очистить вас от всякой скверны.
Сет Д. Робертс, Уолла-Уолла, Вашингтон, США
1 Цар. 8:5, 10–18; Ис. 1:15–23; 3:13–15; 5:7; 9:6, 7; 11:1–5; 42:1–7; 53:4–6; 59:14, 20; Иез. 16:49; 34:2–4, 7–16; 47:13–48:29; Ам. 1:3–2:5; 3:9–11; 4:1, 2; 5:10–15, 24; 7:14, 15; 8:4–6; 9:11–15; Мих. 2:8–11; 3:8–12; 6:8; 7:18–20
Ам. 1:3–2:5; 3:9–11; 7:14, 15; 9:11–15
Идея справедливости занимает важное место в трудах еврейских пророков. Амос был простым пастухом, он никогда не проходил должного обучения и не был сыном пророка (см. Ам. 7:14). Несмотря на это ему было поручено передавать людям Слово Божье. «Лев начал рыкать — кто не содрогнется? Господь Бог сказал — кто не будет пророчествовать?» (Ам. 3:8). Его весть — о суде над народами: каждый народ должен был узнать о своих грехах и грядущем из-за них суде. Повторяющиеся слова «за три преступления… и за четыре» показывают, что чаша людских грехов преисполнена. Бог предстает перед нами Судьей всех народов, вершащим Свой справедливый суд. Перечисляемые в книге грехи включают в себя рабство, угнетение бедных, притеснение беззащитных и прочие преступления против человечества.
Бог вершит суд, потому что любит — Он не может оставаться безучастным перед лицом несправедливости. Так же, как и Его народ. Однако мы видим, что Иуда и Израиль включены в список тех, кого ожидают суды Господни. Божий Закон, который им доверили, должен был сделать их светом для других народов. Но Израиль, скорее, мог похвастаться длиннейшим списком грехов. Отвернувшись от Закона Божьего, израильтяне не только грешили против Бога, но и жестоко обращались с самыми уязвимыми членами общества, жившими среди них.
Весть о судах, представленная в книге пророка Амоса, не оставляет места надежде. Израильскому народу сообщают, что плен неизбежен (см. Ам. 7:11). Вместо того чтобы раскаяться, люди гордо противятся Господней вести, переданной через Амоса, лишь приближая свою погибель (см. Ам. 9:10). Но судящий их Бог остается верен заключенному завету, несмотря на то, что Израиль нарушил его. В завершение Амос пишет об ожидании того дня, когда Бог вернет Свой народ из плена (см. Ам. 9:14, 15). Людей ожидает суд за грехи, но этот суд поможет Божьему народу вернуться к Господу.
Мих. 3:8–12; 6:6–8
Как и Амос, пророк Михей пишет о суде, ожидающем весь мир (см. Мих. 1:2), а в особенности сынов Израилевых (см. Мих. 1:5). Бог указывает на то, что Его народ «восстал как враг», жестоко обращаясь с чужеземцами, женщинами и детьми (см. Мих. 2:8, 9). Все старейшины его развратились. Даже священники и пророки, служение которых заключалось в том, чтобы возвращать народ на путь Божий, ради материального благополучия поступились доверенной им вестью (см. Мих. 3:9–12). Они напрасно пытаются успокоить себя, приходя в храм Божий и говоря: «Не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» (Мих. 3:11).
Михей разоблачает их грех, заставляя задуматься о том, как оправдаться перед Богом: «Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними?.. Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?» (Мих. 6:6, 7). Их отклик показывает, что они стали заложниками мировоззрений окружающих народов, считающих, что богов можно смягчить многочисленными жертвоприношениями. Но Господь велит им «действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8). Богу нужно, чтобы человек полностью изменился.
Грех искажает наше отношение к другим людям, к самим себе и к Богу, ведь место любви занимает гордость. Михей напоминает нам, что Бог стремится восстановить правильное отношение к людям (чтобы мы действовали справедливо), к самим себе (любили дела милосердия) и к Нему (смиренномудренно ходили перед Богом). В конечном счете Бог призывает нас жить, помня о том, что мы являемся отражением Его Божественного образа, а Сам Он судит по справедливости, любит дела милосердия и желает смиренно пребывать рядом со Своим народом, что воплотилось в рождении Вечносущего в Вифлееме (см. Мих. 5:2). Именно благодаря Его совершенной жертве мы можем обрести истинные взаимоотношения с Богом и человечеством.
Иез. 34:2–4 и Ис. 1:15–23
Тема справедливости, так часто встречающаяся в вести пророков Амоса и Михея, также поднимается в трудах и других еврейских пророков. Иезекииль упрекает Содому за то, что она не помогала бедным и нищим, сама находясь в пресыщении (см. Иез. 16:49). Слова осуждения звучат и для Израиля: «Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» (Иез. 34:4).
Исаия добавляет, обращаясь к народу Божьему: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:17). В конце концов пророки признают, что проблема несправедливости (см. Ис. 59:14) слишком серьезна, чтобы ее можно было решить простым воспитанием, просвещением или социальными реформами, хотя и эти два аспекта играют важную роль. Исаия понимает, что окончательное избавление от человеческой предрасположенности к насилию и тирании заключается в Том, Кто Сам столкнулся с гонениями и насилием — «изъязвлен был за грехи наши» (Ис. 53:4–6), чтобы вернуть мир в наши отношения с Богом и друг другом.
Дискуссия
- Назовите грехи разных народов, перечисленные в Ам. 1, 2. Какие грехи Бог назвал бы, если бы Ему предстояло сегодня возвестить о суде над Своим народом?
- Что означает «действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8)? Кратко опишите, как вы понимаете каждое из этих трех действий.
- В каких еще трудах еврейских пророков звучит призыв действовать справедливо?
Энтони Босман, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
Ин. 15:12
Комментируя отрывок из Ис. 58:6, 7, Эллен Уайт пишет об участии в служении нуждающимся: «Здесь явлен дух и характер деятельности Христа. Вся Его жизнь была жертвой во имя спасения мира. И когда Он постился в пустыне или сидел с мытарями на празднике у Матфея, Он отдавал Свою жизнь ради искупления погибших. Истинная набожность проявляется не в показной скорби, не в самобичевании и не в многочисленных жертвах, но в добровольной отдаче всего себя на служение Богу и людям».
«В великом Божьем плане искупления погибающего человечества Он поставил Себя перед необходимостью использовать в помощь Себе человеческие усилия. Ему нужна рука помощи, чтобы обращать сердца людей. Ему необходимо сотрудничество тех, кто активен, кто не мешкает, когда открываются новые возможности для работы, кто ясно видит, что необходимо делать ради своих ближних».
«Когда дела всех людей будут рассмотрены перед Богом, то вопрос, какую веру они исповедовали, никогда им не зададут, но спросят, что они сделали. Были ли они исполнители Слова? Жили ли они для себя или совершали благотворительную работу, добрые дела, почитали других выше себя и отвергали себя, чтобы иметь возможность благословить других? Если запись против их имен покажет, что такова была их жизнь, что их характеры были отмечены нежностью, самоотречением, благожелательностью, то они получат блаженное заверение и похвалу от Христа. “Хорошо, добрый и верный раб”».
«Так Христос на горе Елеонской описал Своим ученикам картину дня великого суда. Он показал, что тогда решение будет приниматься на основании единственного критерия. Когда все народы соберутся пред Ним, они будут разделены на две группы, и их вечная участь будет зависеть от того, что они сделали или что не захотели сделать ради Него для бедных и страдающих».
«„Любите друг друга, как Я возлюбил вас“ (Ин. 15:12); когда мы любим мир, как это делал Он, тогда мы исполняем Его завет. Мы приготовлены для Неба, потому что Небо — в наших сердцах».
Дискуссия
- Какие изменения в нашей жизни должны произойти, чтобы мы служили другим не потому, что считаем это правильным и от нас этого ожидают, а потому что хотим быть благословением для нуждающихся?
- Какие шаги вы можете предпринять на этой неделе, чтобы начать или продолжить возрастать духовно, становясь благословением для окружающих через служение им? Что вы будете делать дальше?
Эрик Лоу, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
Пс. 93
Большинству людей не нравится представлять Бога мстительным. Страх перед безумным, разгневанным божеством заставлял мореплавателей древности дрожать и трястись при мысли о возможной гибели в морской пучине. До сих пор встречаются изображения могучего старца с молниями, которые, кажется, вот-вот сорвутся и полетят, если те, в ком он заинтересован, решат воспротивиться его повелениям. Многим нравится более мягкое описание Бога, которое мы находим в Пс. 102:8: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». Конечно, подобное изображение Бога и Его любви подходит каждому. Особенно важно это для тех, кто лишился земли и дома, кто пережил несправедливость и кого некому поддержать.
С другой стороны, в Пс. 93:1 написано: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!» В этом ярком псалме автор говорит о тревогах, которые охватывают многих из нас, когда мы слышим о многочисленных ужасных происшествиях, случившихся с теми, кто важен для Бога. «Где Он? Когда Он придет? Почему Он всё молчит?» Мы можем поддаться искушению разочарованно вместе с циниками заявить: «Не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» (Пс. 93:7). Но Бог видит всё.
Этот мир полон страдающих людей, которые заставляют страдать других. Божья благодать предназначена для каждого из нас. В конце концов, Бог основал церковь, чтобы восстановить справедливость по отношению к притесняемым. «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:24, 25).
Те, кто испытывает невероятную боль и нужду, зачастую находятся ближе, чем вы думаете. Недавно у меня появилась возможность вместе с группой студентов помочь беженцам из Сирии, прибывшим в центральную Калифорнию. Студенты из адвентистской академии, расположенной неподалеку, были потрясены тем, насколько близко беженцы жили к их дому и учебному заведению. Дети Божьи должны искать тех, кто страдает, не дожидаясь, пока страдающие сами их найдут (см. Лк. 15:3–7). Многие из нас не против это делать, но мы не всегда знаем, как находить и узнавать таких людей. У нас как у церкви есть особое призвание, особая весть и отличительные черты, которыми мы не должны поступаться. Однако это не означает, что нам нельзя дружить с теми, чья вера отличается от нашей. Обратитесь к имамам, буддийским священнослужителям, к пасторам и спросите, нет ли у них прихожан, которые нуждаются в видимом проявлении любви, то есть через дела. А затем поделитесь нашей адвентистской вестью со всей общиной посредством своего служения.
Дискуссия
- В Пс. 93:12 мы находим решение, предлагаемое Богом Своему народу, относительно того, как бороться с несправедливостью. Как Закон Божий связан со справедливостью по отношению к сиротам и вдовам?
- Как может церковь восстанавливать справедливость по отношению к притесняемым и при этом продолжать поддерживать политику отделенности церкви от государства?
Сэмьюэл Смит, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
Втор. 15:11
Мы с вами узнали, что Бог поручил нам идти и помогать другим. Вообще, прямота, граничащая с грубостью, пренебрежительное отношение к тем, кого мы должны спасать, в глазах Божьих считаются грехом. Собственно говоря, вы, наверное, помните притчу о богаче и Лазаре (см. Лк. 16:19–31). Народ Божий, представленный в ней богачом, пренебрегал своей обязанностью служить нуждающимся, прообразом которых является Лазарь. В притче рассказывается, что в результате подобной нерадивости после смерти обоих героев богач оказался лишен спасения, тогда как Лазарь обрел его.
Для некоторых из нас помощь нуждающимся может оказаться сложной задачей. Вспомните о служении Иисуса. Кажется, что помогать другим Ему было легко и просто. Он бескорыстно служил каждому, для кого Его слова или прикосновение жизни могли стать благословением. Мы называем Его великим Врачом, и об этом титуле Христа нужно помнить, размышляя, как послужить нуждающимся в помощи. Будучи величайшим Целителем в истории человечества, Иисус Христос делал следующее.
Служил из любви. Учитывая упомянутую выше притчу, можно заключить, что нам легко быть послушными Богу из страха лишиться спасения или вызвать Его неудовольствие. Но Господь совсем не к этому стремился, рассказывая данную притчу и призывая нас служить другим. На самом деле в 1 Кор. 13:1–3 Павел говорит, что за всеми нашими поступками должна стоять любовь. Таким образом, необходимо просить Бога дать нам сердце, способное любить людей так, как любит их Он, потому что любовь исходит от Него (см. Рим. 5:5). Благодаря любви к окружающим наше служение станет не только приятным, но и намного более легким.
Выявлял проблему. Любой мудрый врач, профессионал своего дела, со всей тщательностью подойдет к исследованию проблемы пациента, прежде чем сделать соответствующее заключение. Кто захотел бы лечиться у доктора, который ставит диагноз наугад? Никто. Поэтому так важно использовать свои уши и слушать других, когда они говорят. И тогда мы узнаем об их нуждах (см. Притч. 18:13).
Просил в молитве мудрости и силы. Жизнь Иисуса служит примером того, насколько важно молиться перед тем, как приступить к служению (см. Мк. 1:32–35). Каждый день, прежде чем обратиться к великому множеству нуждающегося в помощи народа, Он молился, прося Божественной силы и мудрости. Своими словами и делами апостолы призывают нас молиться (см. Деян. 1:8; 2:1–4; Иак. 1:5).
Был послушным. Помолившись, хорошо было бы выслушать, какие повеления относительно служения дает нам Бог, и выполнить их. Когда мы приклоняем ухо к голосу истины, Святой Дух получает возможность активно действовать через нас на благо тех, кто испытывает какую-либо нужду (см. Деян. 5:32).
Дискуссия
- Кто в вашей жизни является «Лазарем»?
- Что вы могли бы добавить к четырем практическим рекомендациям, записанным выше? Что вы изменили бы в них?
- Если вы уже помогаете нуждающимся, что является движущей силой вашего служения?
Курт Осена, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
Ис. 42:1–7; 53:4–6; Флп. 2:13
О чем пророк Божий предупредил бы нас сегодня? Чем подменяются наша верность и любовь к Богу в 2019 году? Как бедных и беспомощных притесняют в наши «просвещенные» времена высоких технологий? Расспросите доведенных до нищеты людей — они знают, что гнет и насилие все еще встречаются в нашем мире. И хотя в обществе нас учат жить согласно нравственным принципам и трудиться ради общего блага, жадность и моральное разложение по-прежнему проникают в политику, бизнес и даже — о ужас! — в религию.
Знать, что хорошо и что плохо, недостаточно. Плода с дерева познания добра и зла не хватит для полноценной жизни. Как цифровое поколение мы привыкли жить в окружении огромного количества информации. Для размышления над какой-нибудь истиной у нас бывает от силы пара секунд, прежде чем следующая яркая, волнующая тема не промелькнет перед нами на экране. Эмоциональная перегруженность при полном бездействии приводит к апатии. Возможно, если бы пророки возвысили сегодня свой голос, никто не отозвался бы на их призыв, звучащий среди миллиардов других голосов.
Библейские тексты из урока этой недели призывают нас к действию. В Мих. 6:8 нас побуждают действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед нашим Богом. Чтобы исполнить написанное, необходимо нечто большее, чем обыкновенные встречи и слеты социального и психологического характера. Мы должны стать движущей силой, ведущей к переменам в наших семьях и на рабочем месте. Наша церковь довольно длительное время активно занимается общественной деятельностью. Основанием для этого является наше понимание ценности всего живого, что было сотворено и искуплено Богом, особое значение, которое мы придаем разным аспектам здоровья, а не только его религиозной составляющей, и крайняя необходимость такого служения из-за близости конца земной истории. Как нам продолжать совершать это служение, являющееся нашим наследием?
Как и в случае с любой дилеммой, решение, предлагаемое Библией для победы над бездействием и несправедливостью, заключается в Иисусе. На протяжении всей книги пророк Исаия воздает должное Мессии за спасение притесняемых. Благодаря жертве Иисуса на кресте рабству греха приходит конец, вся несправедливость осуждается, и сегодня Христос может с вашей помощью нести освобождение угнетенным. Он побуждает вас оставить свое привычное окружение и идти к тем, кому нужна ваша спасительная дружба. Просто попросите Его об этом, и Он совершит. Не откладывайте совместный труд с Иисусом на потом. Действуйте сейчас.
Дискуссия
- Какие небольшие, но важные изменения в своей молитвенной жизни и социальном служении вам необходимо совершить прямо сейчас, если вы хотите лучше показать окружающим, что означает сострадание Иисуса?
- Какую длительную программу помощи неимущим и нуждающимся вы могли бы начать проводить вместе со своим классом субботней школы?
Джастин Дейн Спейди, Портедж, Висконсин, США
Ис. 42:1–7
Заключение
Поступки истинно верующего всегда по сердцу Богу. Будучи Его пророком, Исаия призывал Божий народ жить так, чтобы являть в своей жизни характер Того, Кому он обещал повиноваться. Амос, Иезекииль, Михей и другие пророки также показывали, что сострадание является одним из аспектов личности Бога, подчеркивая, что наша ответственность — откликаться на нужды окружающих нас людей. И в Новом, и в Ветхом Завете наше внимание вновь обращается на необходимость заботиться о наиболее уязвимых членах общества, называя равнодушное отношение к их страданиям грехом против Бога. В конце концов, как недвусмысленно говорится в сорок второй главе книги пророка Исаии, именно облегчение страданий является задачей Христа, которую Он должен был совершать, живя на земле. Таким образом, перед нами стоит вопрос: что мы готовы делать, следуя оставленному нам Иисусом примеру?
Задания
- Послушайте песню «Красота вместо страданий» («Бог бедных») в исполнении Грэхема Кендрика (Graham Kendrick, “Beauty for Brokenness” (God of the Poor)), в которой автор молит о том, чтобы сострадание и справедливость Божьи были явлены в его жизни.
- Предложите свою помощь в проведении мероприятия, направленного на улучшение благосостояния местного сообщества, например, раздачу бесплатных консервов или организацию бесплатной столовой.
- Окажите спонсорскую помощь ребенку, оказавшемуся в сложной ситуации, с помощью таких организаций, как “Child Impact” (https://childimpact.org) или “International Children’s Care” (http://www.forhiskids.org).
- Посмотрите на YouTube короткий фильм Эрика Люди «Греховное равнодушие» (Eric Ludy, “Depraved Indifference”).
- Примите участие в «двухдолларовом проекте» (http://twodollarchallenge.org), чтобы узнать, каково жить на два или меньше доллара в день, и одновременно собирайте пожертвования для какой-нибудь организации на свой выбор.
- Напишите о своих собственных нуждах и трудностях. Каким образом церковь раскрыла для вас Христа? В чем ей не удалось этого сделать? Как собственный опыт может помочь вам с состраданием относиться к тем, кто находится в беде?
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
- Притч. 14:31; Мф. 25:31–46; Иак. 1:19–26.
- Э. Уайт. Служение исцеления, с. 140–145.
- Ellen G. White, A Call to Stand Apart, chap. 15, “Social Justice”.
- Sikhu Daco, “Social Justice: A Systematic Case for Adventist Engagement in Christian Benevolence,” Pondering… (blog) [электронный ресурс]. URL: http://www.sikhu.org/social-justice.
- Эстер Лоу, Берриен-Спрингс, Мичиган, США