Вступление
Пс. 81:3, 4
— Не думаю, что смогу сделать еще хотя бы шаг, — сказал Мартин, устало покачав головой, и дал знак своему другу, чтобы тот остановился.
Они находились на Рыночной площади, недалеко от церкви Святого Георгия в Айзенахе, Германия. Его друг кивнул.
— Мне тоже плохо, Мартин, — согласился он, — и мы ничего не ели весь день.
Мартин обвел площадь взглядом.
— Я знаю, — сказал он удрученно. — Однако, после того как с нами обошлись в последнем доме, не думаю, что захочу снова стучать в какую-нибудь дверь.
Шел 1497 год, Мартину было четырнадцать лет. Отец хотел дать ему хорошее образование, но это оказалось ему не под силу. Большее, что Ганс Лютер мог себе позволить, это отправить сына в латинскую школу.
Такие школы организовывала церковь на условии, что бедные ученики будут «зарабатывать» на свое обучение. Им периодически поручали выполнять разные работы в местной приходской церкви и петь под окнами горожан, прося милостыню, чтобы прокормиться.
Жизнь учеников таких школ была тяжела. Они терпели обиды, унижения и враждебное отношение. Зачастую им приходилось ложиться спать голодными.
Однажды одним особенно мрачным днем Мартин и его друг как обычно выпрашивали еду. Было ужасно холодно, и они почти умирали от голода. Из окна второго этажа одного из домов на мальчиков, бредущих по улице, смотрела молодая женщина по имени Урсула.
Она вспомнила, как видела их в церкви на службе, и поняла, что они были учениками школы при церкви. Урсула наблюдала за тем, как мальчиков прогоняли от каждой двери, к которой они подходили, и это взволновало ее. Женщина решила отнестись к ним совсем по-другому.
Когда мальчики подошли к двери ее дома, Урсула открыла ее и тепло им улыбнулась. Затем, к удивлению ребят, женщина пригласила их войти в дом, усадила возле огня и сытно накормила. Мартин Лютер был настолько поражен ее добротой, что разрыдался.
Вскоре Урсула выяснила, что родители Мартина были родственниками ее мужа, Конрада Котта. Семья Котта предложила Лютеру пожить у них и финансово поддерживала мальчика все оставшееся время его пребывания в Айзенахе. Мартин прожил с ними до 1501 года, пока не отправился в Эрфуртский университет.
Простое доброе дело, совершенное Урсулой Котт, оказало огромное влияние на жизнь Мартина Лютера. Среди отчаяния и угнетенности, наполнявших его повседневную жизнь, доброта этой женщины стала единственной надеждой, которая не только помогла Лютеру воспрять духом, но и открыла для него Бога таким, каким он Его еще не видел.
Сукешини Гунатиллеке, Мельбурн, Австралия
Лк. 10:25–37
В 723–722 гг. до н. э. многих иудеев отправили в Ассирию. На их место переселили языческие племена, которые пытались перенимать обычаи иудеев. В результате иудейская религия была искажена из-за смешения иудаизма и языческих традиций и обычаев. Идолопоклонство, против которого яростно выступали Бог и Его пророки (см. Исх. 20:4, 5), теперь было принято всеми, кто там жил. Из-за различий в религии и других спорных вопросов, возникавших вплоть до времени Первого пришествия Христа, иудеи избегали общения с самарянами (см. Ин. 4:9).
С учетом этого исторического контекста история о добром самарянине (см. Лк. 10:25–37), рассказанная Иисусом, Который был по рождению иудеем, приобретает особое значение. Христос положительно отзывается об этом самарянине, что было не распространено среди евреев. Два человека в притче, священник и левит, прошли мимо иудея, который лежал на дороге практически при смерти. Те, кто имел прямое отношение к религии и принадлежал к тому же народу, прошли мимо него! И хотя самаряне и иудеи формально считались врагами, именно самарянин остановился и оказал помощь пострадавшему, многим пожертвовав ради того, чтобы об этом человеке позаботились. Христос просит и нас поступать в своей жизни подобным образом.
Притча о добром самарянине учит нас: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31). Если мы сможем полюбить своего врага, насколько легче нам будет полюбить друга? По мере того, как этот мир будет все больше разрушаться и все больше будет становиться таким, каким был перед потопом, все больше и больше эгоистичных желаний будет возникать в сердце человека, и благополучие остальных его будет волновать все меньше и меньше. Все его мысли будут сосредоточены только на себе.
Наш долг — выработать иммунитет к тому, что происходит сейчас в мире, и продолжать заботиться о нуждающихся вокруг нас. Нам следует сосредоточить свое внимание на удовлетворении не только физических потребностей, но и духовных. Божья милость по отношению к нам должна изменить нас. Бог обещал восполнить наши нужды (см. Флп. 4:19). Какая великая радость — знать, что Царь всей Вселенной поддерживает нас! Разве милосердие Божье не должно побуждать нас проявлять такую же милость к другим людям? Разве не следует и нам пытаться восполнять нужды других подобно тому, как Бог восполняет наши нужды?
Дискуссия
- Возможно ли любить Бога и в то же время с пренебрежением относиться к окружающим?
- Как своими действиями показать этому миру нашу принадлежность к христианам?
Алек Джанли Бофешиадо, Глен-Аллен, Вирджиния, США
Пс. 81; 100; 145
Псалмы: песни надежды для угнетенных (Пс. 9:8–10, 13–20)
Книгу Псалтирь с удовольствием читают не только из-за разнообразия представленных в ней тем, затрагивающих многие аспекты поклонения, но и потому, что в ней можно найти множество текстов, содержащих слова утешения. Совершенно законный вопрос, связанный с нашей жизнью и волнующий одинаково и верующих, и неверующих, касается справедливости Божьей: «Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твое?» (Пс. 73:10). Это очень важный вопрос, и явное молчание Бога лишь добавляет ему значимости. Все трудности с пониманием причины благополучия одних за счет других разрешатся на суде, где каждый получит награду «по делам его» (Откр. 22:12). Это не означает, что сейчас Бог не выступает в защиту Своего народа (см. Пс. 9:10). Действуя руками человеческими, Бог одевает нагих, кормит голодных и посещает находящихся в темнице (см. Мф. 25:40).
«Боже, сделай что-нибудь» (Пс. 81)
Каждый раз, получая от жизни небывалые по величине и горечи проблемы, мы взываем к Богу, требуя от Него справедливости. Бросающаяся в глаза разница между богатыми и бедными и использование первыми своего преимущества в ущерб последним — осознания этого достаточно для того, чтобы скептически настроенный человек подверг сомнению истину о Божьей справедливости и любви. Писание утверждает, что Бога глубоко волнует все, что с нами связано, даже количество волос у нас на голове (см. Мф. 10:30). Возможно, Он и не станет немедленно производить суд над нечестивыми. Однако вечно молчать Господь не будет. Более радостной вести, чем данное Им обетование, не существует: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят» (Пс. 11:6).
Обещания царя (Пс. 100)
Хотя трудности и невзгоды не являются залогом получения благословений Господа, Который позволяет Своему солнцу «восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45), они заставляют нас глубже осознать свою нужду в Боге. У тех, на чью долю выпали самые тяжкие испытания, какие только могут встретиться на жизненном пути, больше причин с нетерпением ожидать грядущих благословений. Бог обещает этим людям жизнь, о которой они и мечтать не смели, если только они останутся верны Ему. Гордым и независимым людям не нужна «награда на небесах» (Мф. 5:12), ведь они уже получили свое, притесняя слабых и беспомощных.
Жизнь с Богом (Пс. 145)
Наша способность прославлять Бога в бедствиях и скорбях — это признак того, насколько велика наша вера. И если вдруг покажется, что Его лик сокрыт от нас завесой тьмы, мы можем полагаться на Его неизменную благодать. Давид говорит о том, что идет долиной смертной тени, не испытывая страха. А ведь он знает, каково это, когда сердце каждый раз уходит в пятки, ведь Саул так страстно желал ему смерти. Подобная уверенность в силе Божьей не избавляет от трудностей, но дает надежду на победу «силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37). Именно такой жизнью призваны жить христиане (см. Мих. 6:8).
Рассказывая другим людям об Иисусе, мы свидетельствуем о надежде и вере, которые приходят вместе с познанием Бога. То малое, что мы можем предложить для облегчения временных страданий, не сравнится с полноценной жизнью, которой человек начинает жить, узнав Христа и приняв Его (см. Ин. 10:10). На смену печали приходит радость, и мы затаив дыхание ожидаем откровения от Царя царей.
Притчи: милость к нуждающимся (Притч. 10:4; 13:23, 25; 14:31; 15:15, 16; 19:15, 17; 22:2, 22, 23; 30:7–9)
Притчи известны своей краткостью и при этом емкостью высказываний. Нельзя не заметить тесной связи между богатством и характером, что особенно подчеркивается в этой книге. Наше отношение к деньгам и власти зависит от того, какое значение имеет для нас Божий закон. Лучше иметь мало, но оставаться праведником, чем жить в изобилии и быть нечестивцем (см. Притч. 15:6).
Эти отношения, возможно, каким-то образом связаны с законом любви. В основании любви лежит бескорыстие; готовность отдать свою жизнь, если это потребуется, ради чьего-то блага (см. Ин. 15:13). А может ли богатство стать проклятием, когда единственной целью, которой оно служит, является потворство собственным желаниям? Иисус недвусмысленно сказал, что нищие будут в обществе всегда (см. Мф. 26:11). Неужели это некое произвольное проклятие, произнесенное Богом, решившим, что некоторым людям следует оставаться бедными? Подобный поступок сделал бы из Бога злого и несправедливого правителя. Но мы должны помнить, что среди нас есть еще и «князь мира сего», в руках которого сосредоточена нешуточная власть (Ин. 12:31).
Нищета — не единственная проблема, мучающая современное человечество. Болезни, смерть, войны и голод тоже лишают людей душевного спокойствия. Нам нужно признать, что все это дает нам возможность познакомить людей со Спасителем. В конце концов, люди приходят в этот мир, чтобы умереть, Иисус же пришел, чтобы дать «вместо пепла — красоту, вместо плача — счастье, вместо отчаяния — радостное прославление» (Ис. 61:3; пер. с англ. NLT).
Мы не можем продолжать жить, оставаясь эгоистами, стремясь к излишествам и наслаждениям и потворствуя своим желаниям. Нам есть над чем работать.
Дискуссия
- Трогают ли Бога наши страдания и боль? Если да, почему Он не делает ничего, чтобы прекратить их?
- Могут ли христиане быть бедными, если Бог заботится о них?
- Что важнее — облегчать страдания людей или проповедовать евангельскую весть? Чем наши попытки позаботиться о нуждающихся людях должны отличаться от того, что делают светские организации?
Херман Тамбо, Найроби, Кения
Мф. 10:8
«Те, которые по возможности стараются делать другим добро, проявляя о них нелицемерную заботу, делают двойное дело, они не только помогают им нести бремя жизни, но и во многом содействуют их физическому и духовному здоровью. Делание добра приносит благо как делающему, так и пользующемуся им. Если вы забудете о себе, проявляя заботу о других, вы одержите победу над своими недостатками. Удовлетворение, которое вы будете чувствовать в делании добра, будет содействовать восстановлению вашего духовного здоровья».
«Юные друзья, помните — чтобы служить Господу, необязательно быть профессиональным проповедником. Есть много путей и средств сотрудничества со Христом. Возможно, вы никогда не были рукоположены, тем не менее Бог может наделить вас способностью к служению. Он может совершать через вас работу спасения душ. Если вы в школе Христа научились кротости и смирению, тогда Он вложит в ваши уста слова, чтобы свидетельствовать о Нем».
«Лишь метод Христа принесет подлинный успех в проповедовании Божьей истины. Находясь среди людей, Спаситель общался с ними, желая им добра. Он проявлял к ним сочувствие. Он служил их нуждам и завоевывал их доверие. И только после этого Иисус говорил им: «Следуй за Мною».
Нужно прикладывать усилия со своей стороны, чтобы сблизиться с людьми. Если бы меньше времени отдавалось проповедованию, а больше — личному служению, тогда можно было бы получить гораздо лучшие результаты. Бедные нуждаются в помощи, больные — в уходе, опечаленные и скорбящие — в утешении, несведущие — в наставлении, неопытные — в совете. Мы призваны плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Сопровождаемая силой убеждения, силой молитвы и силой любви Божьей, эта работа не может быть и не будет бесплодной».
Дискуссия
- Зная, что метод Христа (послужи людям, прежде чем призывать их прийти к Богу) — лучший способ достичь людских сердец, с каких добрых дел вы можете начать свое служение окружающим?
- Пословица гласит: «Не по словам судят, а по делам». Как у Иисуса получалось служить людям так, что они были готовы все оставить и следовать за Ним?
Венди Рейес, Фолс-Черч, Вирджиния, США
Пс. 81:3, 4
Бог является величайшим Судьей во Вселенной. Именно Его примеру мы должны следовать, стремясь быть справедливыми и милосердными. В Библии Господь приводит несколько основных принципов, следуя которым мы сможем стать больше похожими на Него.
Бог говорит о том, что справедливость и милосердие требуют от нас праведности. Но мы не можем стать праведными своими силами. Нам слишком сложно своими силами соблюдать даже Десять заповедей. И только благодаря благодати Иисуса мы можем следовать в своей жизни воле Божьей.
Это означает, что мы должны каждый день общаться с Богом, молясь и размышляя над Его Словом, чтобы понимать Его волю и в Нем обретать силу для послушания.
Человеку нелегко постичь смысл таких понятий, как справедливость и милосердие. Из-за своей греховной природы мы стремимся отомстить и «воздать по заслугам» обидевшим нас. Однако Бог говорит, что нам следует делать добро тем, кто плохо к нам отнесся (см. Лк. 6:27, 28). Он призывает нас преодолевать свою греховную природу и стремиться приобрести Его характер. Мы должны прощать людей и не позволять событиям прошлого влиять на наши действия при общении с теми, кто нас обидел. Наоборот, нам следует быть вежливыми и проявлять уважение, сохраняя объективность суждений, оптимистичный настрой и готовность дать человеку еще один шанс. Иисус говорит, что мы должны прощать «до седмижды семидесяти раз». Это повеление означает, что прощать других нам следует бесчисленное количество раз (см. Мф. 18:21, 22).
Бог также повелевает нам помогать нуждающимся. Он просит нас быть милостивыми к бедным, благотворить им, не грабить и не притеснять их (см. Притч. 14:31; 19:17; 22:22). Это повеление означает, что нам следует делать все возможное для помощи тем, кто нуждается, например, помогать во время благотворительной раздачи продуктов питания, жертвовать бездомному хоть немного денег или отдавать в приют одежду или бытовые принадлежности. И хотя вы не всегда можете оценить истинную силу своего влияния на окружающих, все равно продолжайте служить им из любви к Иисусу и желания быть больше похожими на Него.
Мы призваны помогать нуждающимся, поступать справедливо, проявлять милосердие и, подчиняя свою жизнь Иисусу, воспитывать в себе характер Божий, суть которого есть любовь.
Мы должны полностью посвятить себя Богу и позволить Ему действовать через нас, чтобы помочь другим стать ближе к Нему. Следуя наставлениям, записанным в Библии, мы сможем своей жизнью явить окружающим характер Бога. Мы сможем привести к Нему людей, показывая им, как наш Бог справедлив и милостив.
Дискуссия
- Как вы думаете, почему Бог просит нас помогать другим, поступая справедливо и милостиво по отношению к ним? Как мы можем быть к людям справедливыми и милосердными, если они плохо к нам относятся?
- Как связано наше справедливое и милосердное отношение к другим с тем, что Бог справедлив и милостив по отношению к нам?
Клара Колинек, Ричмонд, Вирджиния, США
Втор. 15:7–11
Если вы подадите бездомному один доллар, можно ли это считать помощью?
Я подозреваю, что большинству из нас проще ответить на этот вопрос утвердительно или, по крайней мере, одобрительно сказать: «Конечно» и пожать плечами.
А что, если этот бездомный потратит полученный доллар на наркотики или алкоголь? Вашу милостыню все еще можно будет считать помощью?
Не стану претендовать на роль эксперта в области этики или философии, но небольшое исследование на тему «Деонтология против консеквенциализма» я провел. Деонтология «руководствуется определенными правилами для определения, что хорошо, а что нет», подразумевая, что мир и проблема выбора существуют строго в рамках понятия «черное и белое». Консеквенциализм, судя по названию (лат. consequens — «следствие, результат». — Прим. пер.), определяет, «что хорошо, а что плохо, исходя из последствий поступка» (я предлагаю вам позже поискать в интернете информацию о «проблеме вагонетки»). Я не стану пытаться убедить вас, что Бог придерживается того или иного принципа. Однако, по моему мнению, Он совершенно недвусмысленно призывает нас помогать другим, и я не думаю, что Он будет судить нас на основании последствий наших попыток помочь. Самое главное, что Он знает, как нам лучше всего это сделать.
Да, тот бездомный может потратить свой доллар на то, что вам не понравится, но мы не знаем, сделает он это или нет. Неужели нам следует воздержаться от помощи из-за какого-то стереотипа или возможного исхода? Я думаю, мы найдем ответ в служении Иисуса. Задумывался ли Он о дне недели, национальности человека, серьезности ситуации (например, когда человек был одержим бесами и когда на свадьбе закончилось вино) или прошлом человека? Нет, Он просто помогал.
Мы не знаем, что случилось дальше с людьми, в жизни которых произошли эти чудеса. Теоретически расслабленный из Мф. 9 мог отправиться домой и наговорить гадостей своей матери! Хотя я сильно сомневаюсь в этом. Но вот что мне хочется сказать: я верю, что Иисус помогал людям потому, что это хорошо и правильно. Иисус помогал им и таким образом направлял их к Отцу.
Мы, христиане, порой настолько увлекаемся деталями, что недооцениваем действие силы Божьей. Не зная, как поступить, мы можем просто просить Бога даровать нам мудрости. Кроме того, нам следует просто открывать в своей жизни Христа тем, кому мы помогаем, приводя их тем самым к Отцу.
Дискуссия
- Случалось ли вам отказываться помочь кому-либо из-за страха последствий?
- Что означает помощь в мире, в котором становится жить все труднее?
Броди Видеман, Ричмонд, Вирджиния, США
Пс. 81:3, 4; Мф. 25:45
Заключение
Павел призывает нас подражать Христу (см. Еф. 5:1, 2). Во время Своей жизни на земле Он много времени уделял служению тем, кого считали отбросами общества. Если мы называем себя последователями Бога, то будем стараться восполнять нужды других. Нам нужно быть прибежищем нищим и вставать на защиту сокрушенных и отчаявшихся.
В своем служении обездоленным мы должны указывать им на Спасителя и жизнь вечную. Помогая тем, кто являются среди нас меньшими, мы делаем это для Самого Христа!
Задания
- Найдите в Писании истории о тех, кто помогал нуждающимся. Расскажите одну из них в малой группе или в церкви в качестве детского рассказа.
- Послушайте песню Хилари Уикс «Недалеко отсюда» (Hilary Weeks, “Not Too Far From Here”), в которой говорится о том, как окружающим вас людям плохо и как они нуждаются в вашей помощи.
- Составьте список больных, нищих, обездоленных или нуждающихся в помощи людей, с которыми вы знакомы лично. Молитесь за них и просите Бога показать вам, как вы можете изменить их жизнь.
- Выделите несколько часов для волонтерской деятельности по раздаче бесплатных продуктов питания, в приюте для бездомных, доме престарелых или больнице.
- Постарайтесь в течение дня протягивать руку помощи всем, кто будет в этом нуждаться.
- Организуйте со своей общиной или какой-нибудь христианской организацией миссионерскую поездку. Это будет превосходной возможностью послужить тем, кто нуждается в помощи.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Пс. 9:10, 18, 19; 81:3–5; Мих. 6:8; Мф. 25:45; Еф. 5:1, 2; Ис. 58:6–10; Иак. 1:27.
- White, A Call To Stand Apart, chap. 15, “Social Justice.”
Кит Бэрроу, Клинтон, Мэриленд, США