Вступление
Мф. 11:28; Ин. 8:31–36
Случалось ли вам чувствовать себя не в своей тарелке? Бывало ли, что подобное чувство охватывало вас в церкви, и вы думали: «Разве церковь не должна быть приютом для тех, кто отчаянно нуждается в Спасителе?» У меня была возможность побывать во многих уголках Соединенных Штатов, и, к сожалению, зачастую я чувствовал себя в церкви некомфортно — не было ни теплых слов приветствия, ни приглашений на обед или возможности пообщаться с братьями и сестрами по вере, ни даже прощального «приходите еще». Если я, состоя в общине, испытывал подобные чувства, можете ли вы представить, сколько гостей церкви имели похожий опыт? Возможно, этот печальный факт связан с нашим пониманием субботы и ее назначения. В Евангелии от Марка мы читаем о том, что «суббота создана для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27; пер. ИПБ). Однако мы порой забываем о смысле, который несет в себе день субботний, и в результате искажаем его, даже не осознавая этого.
В чем заключается цель субботы? Адам и Ева использовали это время для укрепления своих отношений с Богом и друг с другом. В Ветхом Завете законы, данные израильтянам, показывали, как чудесно доверять Богу, соблюдая субботу, например, в истории с манной или седьмым, субботним годом. Первоапостольская церковь в книге Деяния святых Апостолов использовала субботу не только для поклонения, но и для создания сообщества, которое помогло бы укрепить семьи и церковь в целом. В юности я был членом одной из церквей в Перу, где верующие отличались особой религиозностью. В общине существовали правила, которые нельзя было нарушать, и темы, которые нельзя было обсуждать в субботу. Сейчас я с благодарностью вспоминаю, насколько страстно члены церкви почитали и соблюдали субботу. Однако у меня часто возникает вопрос: нельзя ли проповедовать ту же самую истину, не теряя при этом «радости», которую несет субботний день?
Одной из основных проблем для израильтян являлось соблюдение субботы. У них было столько правил и предписаний, составленных раввинами, что многие из народа стали высокомерными и упрямыми и закрыли свои сердца для Бога. Если субботний день становится бременем, а не радостью, если в этот день человек лишен общения с Богом, — это не та суббота, которую Бог создавал для нас. Испытываете ли вы каждую субботу тягостные ощущения? В Ин. 8:32 нам напоминают: «Истина сделает вас свободными». Наш Спаситель хочет сделать нас свободными. Он подарил нам субботу для отдыха, общения и поклонения, освобождая от того, что держит нас в подчинении (школа, работа, проблемы, долги и так далее). Почему же мы продолжаем держаться за обременяющие нас вещи, когда нам обещано: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28)? Может быть, мы слишком сосредоточены на том, что нужно и что нельзя делать, и поэтому не можем наслаждаться днем субботним?
Поняв, какую свободу предлагает нам суббота и как каждую неделю можно ею наслаждаться, мы будем проводить этот день совершенно по-другому. Мы будем благословением для других, потому что узнаем, как получить субботнее благословение. Пусть же суббота станет для нас днем свободы, а не бременем!
Хуан Антиалон, Рауэй, Нью-Джерси, США
Исх. 16:16–26; 20:8–11; Лев. 25:1–11; Втор. 5:12–15; 15:1–11; Мк. 3:1–6; Лк. 6:6–11; 13:10–17; 14:1–6; Ин. 5:1–18; 9:1–34
Исторически сложилось так, что религиозный диспут о субботе затронул только календарный и правовой аспекты. Но какое отношение имеет суббота к проблемам, связанным с социальной справедливостью, и имеет ли вообще? На этой неделе мы обратим особое внимание на то, что Библия говорит о свободе и ее связи с субботой.
Суббота и чувство собственного достоинства
В мире, где правит грех, суббота, соблюдаемая даже после грехопадения, предлагает свое радикальное видение устройства нашего общества. В заповеди о седьмом дне, записанной в Исх. 20:8–11 и Втор. 5:12–15, суббота названа днем отдыха для всего человечества. В день субботний не делай «никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты» (Втор. 5:14). Суббота предназначена не только для верующих или жителей лишь одной страны, и даже не только для человеческих существ!
В гражданском законе, данном Моисею на горе Синай, Бог также даровал израильтянам субботний год (по-еврейски shmita). Каждый седьмой год они должны были освобождать своих собратьев от долгов, включая тех, кто попал в долговое рабство. При условии соблюдения shmita Бог обещал людям: «Господь, Бог твой, благословит тебя».
Более того, Бог повелел сынам Израилевым в этот субботний год давать своей земле отдых после шести лет возделывания (см. Лев. 25:1–11). Но что же тогда народ должен был есть? Удивительно, но ожидаемо, что Бог обещал благословить их в шестой год и дать «произведений на три года» (Лев. 25:21). Он обещал излить на них больше благословений, чем израильтяне могли ожидать: Бог обеспечил их пищей на шестой год и на седьмой год покоя, а также на новый год семилетнего цикла, когда можно было сеять снова. Точно так же Он позаботился о двойной порции манны для израильтян в шестой день недели, так как в седьмой день, субботу, она не появлялась (см. Исх. 16:16–26).
Суббота дарует свободу от тяжелого человеческого труда. Эта даруемая Небом свобода заставляет нас признавать человечность и чувство собственного достоинства — качества, ценность которых в современном мире умаляется. Более того, соблюдая еженедельную субботу и субботний год, народ Божий признавал, что все в этом мире исходит от Бога, а не является плодом их собственных усилий. Соблюдение субботы и, соответственно, принятие того факта, что всем управляет Божественная сила, обеспечивает нам защиту от корыстолюбия и эгоизма, ведущих к появлению в человеке бесчеловечности и равнодушия.
Суббота и индивидуальность
Как вы уже могли понять из написанного выше, суббота представляет собой нечто большее, нежели просто день, в течение которого нам что-то можно, а что-то нельзя делать. Лишь благодаря субботе мы узнаем, какими по замыслу Божьему должны быть наши отношения с Ним и друг с другом. Более того, этот день представляет собой двойной памятник, ведь он напоминает нам о самобытности, которой нас наделил Бог.
Суббота является памятником — или напоминанием — о Творении и искуплении. Помня день субботний, мы также помним и о том, что Бог — наш Творец и Искупитель (см. Исх. 20:11; Втор. 5:15). И зная об отношении Бога к нам, мы начинаем видеть себя теми, кем видит нас Он, — сотворенными не случайно и искупленными для служения.
Суббота напоминает нам о свободе, которую дает понимание личности Бога и Его отношения к нам. Мир находится в поисках смысла жизни и существования человечества. Отсутствие верного ответа на эти вопросы зачастую приводит к экзистенциальному кризису и огромным последствиям в социальном плане. В седьмой день мы вспоминаем об истоках своего происхождения, о нашем состоянии в данный момент, об искуплении и о том, что значит для нас Христос. Суббота напоминает нам, что Бог отвечает на все наши самые серьезные и важные вопросы относительно бытия.
Суббота и исцеление
На протяжении всего Своего служения Иисус старался развеять давно сложившиеся в обществе неверные представления о субботе. За шесть из семи чудес, совершенных Им в субботу: исцеление расслабленного у купальни Вифезда (см. Ин. 5:1–13), человека с иссохшей рукой (см. Мк. 3:1–6; Лк. 6:6–11), женщины, восемнадцать лет имевшей духа немощи (см. Лк. 13:10–17), человека, страдавшего водяной болезнью (см. Лк. 14:1–6), и слепорожденного (см. Ин. 9:1–34), книжники и фарисеи обвинили Его в нарушении субботнего дня. Однако, совершая эти чудеса, Иисус открыл людям истинное значение субботы как дня исцеления во Христе.
Суббота напоминает о свободе, которую Иисус предлагает нам в полном болезней мире. Он хочет освободить нас от духовных и физических немощей. Он жаждет сделать нас свободными от уз общества, которые мешают понять истинный смысл, сокрытый в Его Слове. Христос хочет освободить нас от мучительного бремени греха.
Суббота и свобода
Соблюдая по повелению Божьему седьмой день, мы признаем свою полную зависимость от Него в том, что касается нашего духовного, физического, социального и душевного благополучия. В Нагорной проповеди Иисус учил народ, говоря: «Итак, не заботьтесь и не говорите: „что нам есть?“ или „что пить?“ или „во что одеться?“… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31, 33).
Суббота — это опыт истинной свободы, которая рождается из веры в то, что только лишь Иисус может искупить нас. Только Он может поддерживать и подкреплять нас, побуждая любить друг друга.
Дискуссия
- Можете ли вы привести еще примеры из Священного Писания, в которых суббота дарует нам свободу?
- Итак, мы узнали о том, как суббота связана с вопросами социальной справедливости. Как вы думаете, необходима ли суббота в рамках вашей культуры, важна ли она для вашей страны, а также для современного мира в целом и почему?
Мишель Ли, Остин, Техас, США
Исх. 23:10, 11; Лев. 25:1, 11; Ин. 5:1, 18
«Иисус объявил им: оказание помощи страдающим не противоречит заповеди о субботе. Эта помощь согласуется и со служением ангелов Божьих, которые непрерывно движутся между небом и землей, чтобы помогать страдающему человечеству. Иисус провозгласил: „Отец Мой доныне делает; и Я делаю“. Время принадлежит Богу, осуществляющему Свои планы в отношении человечества. Если иудейское толкование закона верно, то не прав Иегова, Который, создав и землю, и жизнь на ней, непрестанно заботится о ее поддержании. И тогда Творец, назвавший Свои дела „весьма хорошими“ и учредивший субботу в память об их завершении, должен был бы периодически прекращать Свой труд и останавливать никогда не замирающий пульс Вселенной».
«Если бы Бог на мгновение забыл о земле, человечество бы погибло. У человека также есть определенные обязанности в этот день: за больными нужно ухаживать, нуждающимся — оказывать помощь. Будет виновен тот, кто не облегчит страдания ближнего в субботу. Святой день Божьего покоя был дан для человека, и дела милосердия вполне отвечают его предназначению. Господь не желает, чтобы Его творение страдало от боли, которую можно облегчить в субботу, как и в любой другой день».
«Каждый седьмой год знаменовался особыми привилегиями для бедных. Субботний год, как он назывался, начинался после жатвы. Когда после сбора урожая наступало время сева, люди не должны были сеять, расчищать виноградники или ожидать какого-либо урожая. То, что земля производила самопроизвольно, они могли есть свежим, но не вправе были ничего собирать и запасать в своих хранилищах. Урожай того года имели право собирать лишь странники, сироты, вдовы и даже полевые звери (см. Исх. 23:10, 11; Лев. 25:5)».
Дискуссия
- Во втором абзаце этого раздела слова «вполне отвечают» используются для описания связи между «делами милосердия» и Божьим предназначением относительно субботы. В музыке благодаря гармонии мелодия песни становится более насыщенной и полной. Как «дела милосердия», совершаемые в субботу, могут обогатить наш субботний опыт?
- Между субботой и делами, имеющими отношение к социальной справедливости, существует четкая связь. Как принципы седьмого субботнего года могут стать частью нашей жизни сегодня?
Оливер Брэгг, Мэдисон, Нью-Гэмпшир, США
Ис. 58:10–14; 61:1, 2; Лк. 4:17–19
Однажды во время обеда со своим другом Крисом, атеистом, я спросил, что он думает по поводу стрельбы в школах и случаев вооруженного насилия по всей Америке. Его ответ меня удивил: «Церковь — единственное, что, по моему мнению, может решить эти проблемы. Вооруженное насилие связано с тем, что проблемные личности начинают закрываться от окружающего их общества. Необходимо создавать группы, члены которых могли бы протянуть руку помощи таким людям. Атеисты пытались делать что-то подобное, но им так и не удалось успешно воплотить в жизнь концепцию церкви».
Слова Криса побудили меня серьезнее задуматься о смысле выражения «ходить в церковь по субботам». По мнению друга, церковь — это общественный центр, где пожилые сидят рядом с молодежью, врачи обедают бок о бок с бездомными, а семьи поддерживают друг друга, помогая тем, кто находится в затруднительном положении. Крис полагает, что церковь является идеальным местом для одиноких, зависимых, страдающих, притесняемых и отчаявшихся, где они могут найти покой и чувство единения. Может ли суббота и все встречи, проводимые чаще всего вечером в субботу и пятницу, быть, согласно планам Божьим, противоядием от проблем нашего общества?
Крис напомнил мне о том, что сделал Христос, когда пришел в субботу в синагогу. В Лк. 4:17–19 Иисус читает отрывок из Ис. 61:1, 2 (см. Ис. 58:6), слова ветхозаветного пророка о социальной справедливости. Особенно интересна пятьдесят восьмая глава книги пророка Исаии, так как в ней вопросы социальной справедливости (см. Ис. 58:1–12) соотносятся с истинным соблюдением субботы (см. Ис. 58:13, 14). Иисус страстно желал совершить все то, что было написано в Ис. 58 о субботе (см. Мк. 2:23–28; Лк. 6:6–11; 13:11–17; 14:1–6; Ин. 5:2–9).
В моей общине каждую субботу после проповеди устраиваются благотворительные обеды. Встречаясь в течение недели с теми, кто страдает от голода, я приглашаю их прийти в церковь на обед, после которого они могут забрать остатки еды с собой. В общине также проводится послеобеденная субботняя программа для иммигрантов, которые хотят улучшить свое знание разговорного английского языка. Многие одинокие люди, которым просто необходимо поговорить, хочется, чтобы их выслушали, тоже находят свой круг общения во время этих послеобеденных субботних встреч.
В конце нашей беседы Крис сказал мне: «Будучи атеистом, я, тем не менее, часто подумывал сходить в церковь, но исключительно потому, что это лучший пример сообщества, которое нам нужно, чтобы преодолеть такие социальные проблемы, как расизм, классовая дискриминация и вооруженное насилие». Нам, христианам, не следует этому удивляться. Крис называет нас так, как, согласно пророчеству пророка Исаии, будут называть соблюдающего субботу: «восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Ис. 58:12).
Дискуссия
- Спросите своих друзей, как они предлагают решить какие-либо конкретные проблемы в вашем обществе. Внимательно выслушайте их мнение и постарайтесь прийти к взаимопониманию.
- Возьмите какую-нибудь местную газету и поищите в статьях информацию о конкретных нуждах вашего города или района. Затем почитайте Библию и помолитесь о мероприятиях, которые ваша поместная община могла бы проводить после обеда в субботу, чтобы позаботиться об одиноких, о тех, кто находится в неблагоприятном социальном положении, и о тех, кто столкнулся в своей жизни с бедами.
Джонатан Уилер, Стэнфорд, Калифорния, США
Пс. 91:5; Ис. 66:23; Лк. 6:9
Что же в действительности означает свобода субботнего дня? Может, это просто день, который мы посвящаем исключительно себе? Или это время для личного общения с Богом? По сути, суббота — это день, предназначенный для того, чтобы показать нам, как жить в гармонии с творением и, что более важно, в гармонии с нашим Творцом. Как это выражается в нашей повседневной жизни? Каким образом суббота может показать нам, что означает любить ближнего так, как Христос заповедал нам любить «сих меньших» (см. Мф. 25:40, 45)?
Необходимо понимать цель субботы. Чтобы оценить практическое значение субботы, нам нужно обратиться к прошлому. Мы должны вернуться к Десяти заповедям и даже дальше — к творению субботы. Происхождение субботнего дня связано с покоем — для человека, для чужеземца, для земли (см. Лев. 25). Поняв, что истинный смысл субботы — покой, мы найдем множество разных способов обеспечить отдых для чудесного творения Божьего, независимо от того, человек это или нет.
Найдите среди вашего окружения тех, кто нуждается в отдыхе. Суббота была создана для всего человечества, а не только для тех, кто объединен одной религией (см. Мк. 2:27). В конце концов, в отдыхе нуждаются все. Может быть, вы знакомы с молодой мамой, которая не имеет возможности передохнуть, потому что не перестает заботиться о своих детях? Предложите этой семье после субботнего богослужения выбраться с вами на природу, возьмите заботу о детях на себя, чтобы мать могла немного отдохнуть.
Поклоняйтесь Богу с теми, кто жаждет настоящих отношений с Ним. Хотя мы не всегда это осознаем, но поклонение само по себе является одним из видов отдыха. Оно помогает нам отстраниться от повседневных занятий и соединяет наше сердце и разум с небесами, чтобы мы могли обновиться духом. Мы помогаем друг другу облегчить тяготы жизни, с которыми пришлось столкнуться в течение недели, когда поем, делимся впечатлениями, молимся и слушаем Слово вместе со своими братьями и сестрами. Объединяясь у подножия креста, мы приходим туда, где Христос претерпел наказание за нас, чтобы мы смогли вместе с Ним насладиться вечным субботним покоем.
Не забудьте позаботиться и о себе. Субботний отдых предназначен для каждого человека, включая и вас. Это означает, что нужно позаботиться о своем здоровье. Не забудьте о восьмичасовом сне и питательном рационе, а также прогулках на свежем воздухе и солнечных ваннах. Отдых на природе, являющейся творением Божьим, поможет вам снова проникнуться духом субботней свободы.
Дискуссия
- Составьте список действенных способов помочь окружающим вас людям в их проблемах и бедах.
- Как нам, христианам, знающим истину о субботе, не забывать обращаться к ней, когда нужно позаботиться о тех, кто нас окружает?
Джейсон Миллер, Силвер-Спринг, Мэриленд, США
Мф. 12:11, 12
«Если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» (Лк. 14:5). Этот вопрос задал Иисус фарисеям более двух тысяч лет назад. Хотя многие из нас могут посмеяться над их высокомерным поведением, мы сами порой не решаемся в субботний день принять активное участие в делах милосердия. Но Иисус показывает нам и словом, и делом, что в субботу, более чем в какой-либо другой день, мы призваны спасать Его паству.
Иисус очень любил творить добро и совершать дела милосердия в день субботний. Именно в субботу Он исцелил расслабленного в Вифезде (см. Ин. 5), вернул зрение слепорожденному (см. Ин. 9:14), избавил от духа немощи женщину, страдавшую восемнадцать лет (см. Лк. 13:11–16), и излечил сухорукого (см. Мф. 12:9–13).
Избавляя людей в день субботний от страданий, болезней и греха, Иисус даровал им покой от всего, что мучило их, и таким образом разделял с ними субботу в истинном ее значении. Величайшей радостью для Него было видеть, как в этот день люди входят в покой, оставляя все свои заботы.
И если мы именно так понимаем субботу — как отдых, присоединиться к которому мы активно предлагаем другим, служение становится основным элементом нашего поклонения. Относясь к окружающим нас как к пастве Иисуса, мы не сможем оставить их в бездне греха, боли и страдания, сами при этом наслаждаясь субботним покоем в церкви и дома. Желая, чтобы эти люди обрели тот же покой, мы будем не только делиться с ними библейским учением о субботе, но и привлекать их своими добрыми делами. Посещая больных, утешая плачущих или раздавая пищу бездомным, мы предлагаем им хотя бы на короткое время отдохнуть от тяжкого бремени, которое они несут на своих плечах.
Такого рода служение заставляет нас забыть о себе и стать благословением и для других, и для нас самих. Сострадание, сочувствие и милосердие приносят радость и тому, для кого они предназначены, и тому, кто их проявляет. Эмоциональный подъем, который человек испытывает, помогая другому, — несомненный факт. Отдавая, мы действительно становимся счастливее.
Более того, суббота, по сути, напоминает нам, что Бог — наш Творец и Искупитель, и все, что мы имеем, является Его даром. Но Он изливает на нас Свои благословения, чтобы мы смогли стать благословением для других. Суббота — один из величайших даров Божьих. Почему бы нам не поделиться этим даром с окружающими?
Дискуссия
- Почему добрые поступки и дела милосердия, совершаемые в субботу, являются такими особенными?
- Что можете вы, ваша семья и церковь сделать для того, чтобы поделиться субботним покоем с окружающими вас людьми?
Фандо Маламбо Аманква, Оттава, Онтарио, Канада
Мк. 2:27
Заключение
Из урока этой недели мы узнали о субботе и о том, как можно соблюдать ее и наслаждаться даруемой ею свободой. Останавливая свой бег, чтобы отдохнуть от повседневных дел и прийти в день субботний на поклонение к Богу, мы вспоминаем о том, что суббота является памятником Творения, подтверждая статус Бога как Создателя нашей Земли.
В Мк. 2:27 Иисус говорит: «Суббота создана для человека, а не человек для субботы» (пер. ИПБ). Христос напоминает нам, что суббота — это не просто еженедельный богослужебный ритуал или еще одна наша обязанность, которую мы должны исполнить в конце недели. Нет, Он даровал нам свободу понимать и праздновать субботний день по-библейски, во всей его многогранности, глубине и красоте.
Задания
- Помогите кому-нибудь из своих знакомых приготовиться к субботе. Например, если ваш сосед по комнате не соблюдает субботу, готовясь к ней, приберитесь не только у себя, но и у него, чтобы он смог на собственном опыте испытать субботний покой.
- Пригласите своих друзей пойти с вами в субботу на богослужение.
- Проведите субботний день на природе в одиночестве или с друзьями, поклоняясь Богу в окружении сотворенных Им красот природы.
- Выберите в субботу время, чтобы предложить свою помощь в служении нуждающимся в вашем окружении. Помните, что закон позволяет делать добро в субботу.
- Придумайте, как можно на наглядном примере показать другим людям значимость субботнего дня.
- Расскажите другим о том, как соблюдение субботы стало для вас благословением.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Мк. 2; 3; Лк. 6.
Э. Уайт. Желание веков, гл. 29 «Суббота»; Свидетельства для Церкви, т. 1, гл. 91 «Правильное соблюдение субботы».
Люсьен Нана Йобо, Хьюстон, Техас, США