Вступление
Притч. 31:8; Мих. 6:8; Зах. 7:9, 10; Ин. 13:34, 35
Кажется, что последние несколько сотен лет человечество прошло огромный путь для того, чтобы справедливость и равенство стали реальностью для всех людей. Вспомните движение за права человека (1899–1920 гг.), движение «Жизни черных имеют значение» (2013 г.) и «Я тоже» (2017 г.). Однако, наблюдая нынешнее состояние нашего мира с его политическими репрессиями, расовым и образовательным неравенством, экономической несправедливостью, эксплуатацией и всевозможными видами насилия по отношению к самым уязвимым слоям населения, мы понимаем, насколько далеки от Божьего идеала.
У нас ничего не получается, потому что человеческая система правосудия и общепринятые представления о социальной справедливости, по сути своей, ошибочны. Мы не можем действовать по справедливости, опираясь на свои человеческие законы, пока игнорируем Того, Кто Сам осуществляет правосудие и Кто есть Творец всякой справедливости.
Мы понимаем, что, по большому счету, только Бог по Своем возвращении может окончательно восстановить справедливость в этом нечестивом мире. И все же мы признаем, что, будучи последователями Того, Кто есть идеал справедливости, должны активно способствовать ее восстановлению во всех сферах жизни нашего общества.
Наше знание и понимание Бога отражается в том, насколько мы разделяем Его страстное стремление к справедливости. Он повелел, чтобы мы, живя на этой земле, заботились о слабых и уязвимых членах общества и, движимые любовью, своими делами являли Его характер.
В Мих. 6:8 Бог обращается к нам: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Он утверждает, что мы должны предпринимать какие-то действия, сталкиваясь с несправедливостью. Нам не следует колебаться: стремление встать на защиту справедливости должно быть неотъемлемой частью нашей сущности как народа Божьего.
Более того, поступать по справедливости означает открывать «уста твои за безгласного и для защиты всех сирот» (Притч. 31:8). Основанием нашей жизни должна стать любовь к Богу и ближним. Прислушайтесь к Его словам: «Производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем» (Зах. 7:9, 10).
По сути, основанием справедливости является простой и одновременно совершенный принцип любви. Наша любовь к Богу измеряется нашей любовью к людям. Поэтому Иисус повелевает нам: «Да любите друг друга» (Ин. 13:34), что приводит к справедливому обращению с окружающими нас людьми. По словам Иисуса, именно это — любовь друг к другу (см. Ин. 13:35) — и показывает миру нашу принадлежность к христианам.
Тифен Молина Розарио, Панама-Сити, Флорида, США
Лев. 19:18
В книге Левит описаны обязанности священников и система жертвоприношений в святилище. Эта система была дана Богом, чтобы показать Его любовь к нам в ситуации, когда необходимо разобраться с грехом (см. Рим. 5:8; Евр. 9:22). В книге Левит также рассказывается о том, какого поведения ожидает от Своих детей Бог в отношениях с ближними. Он хотел, чтобы израильтяне стали Его святым народом, через который изливались бы благословения и на окружающие племена, и на них самих.
Мы должны помнить, что Бог только что вывел сынов Израилевых из Египта, где они были рабами на протяжении примерно четырехсот лет. Все это время они сталкивались с традициями египтян и переняли многие из них. Более того, Бог вел их в Ханаан, где были свои обычаи и обряды, являвшиеся мерзостью в глазах Господа. Он же хотел привить Своему народу принципы небесной культуры и образа жизни, которые были основаны на любви, а не на эгоистичных привычках, рождающихся из плотских желаний.
Через Моисея Бог дал народу особые повеления относительно того, как священникам проводить ритуальное служение, указывавшее на Христа, Который пролил Свою кровь и стал совершенной жертвой за грехи людей (см. Ин. 1:29). Он хотел показать, что является любящим Богом, Который предусмотрел способ покрыть наши грехи и снова пребывать в общении с нами. Согласно плану, когда человек убивал жертвенное животное, это должно было произвести на него неизгладимое впечатление, возбудить ненависть ко греху и заставить отвратиться от него.
Бог также хотел показать, что если Он прощает нас, то и мы должны быть добры друг к другу и прощать один другого (см. Еф. 4:32). Господь не хотел, чтобы для Его народа были характерны желание отомстить и чувство недовольства по отношению к возможному обидчику (см. Исх. 2:13; Лев. 19:18). Его дети должны были стать любящими людьми, нравственные качества которых коренным образом отличались бы от принципов, характерных для окружавших их народов (см. 1 Петр. 4:8, 9).
Дискуссия
- Приняли ли вы тот факт, что Бог простил вас благодаря жертве Своего Сына Иисуса Христа?
- Что мешает вам прощать других людей?
Бенджамин Гарсия, Сагино, Мичиган, США
Притч. 11:25; Ис. 58:1–8; Мф. 5:16; Откр. 18:1
Взывай громко (Ис. 58:1)
Обращение к Израилю — это призыв стать благословением для окружающих его народов. В Ис. 58:1 мы видим требование указать народу Божьему на его беззакония и грехи. Чтобы лучше понять причину такого призыва, нужно обратить внимание на контекст. В Ис. 56:1 Господь дает повеление: «Сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей». В этом отрывке мы видим, что справедливость и праведность взаимосвязаны. И то, и другое является частью Божьего плана спасения и намерения явить миру характер Божий.
Отсутствие справедливости и праведности приводит к осуждению вождей израильского народа. Лидеры Израиля не смогли осуществить миссию, порученную им Богом. В Ис. 57 перечисляются совершаемые этими людьми нечестивые поступки. Об одном из их неправедных дел говорится так: «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу» (Ис. 57:1). Власти Израиля позволили народу Божьему полностью забыть о моральном долге и о том, что израильтяне должны были стать благословением для этого мира.
Ложная религия (Ис. 58:1–5)
Продолжая читать Ис. 58, мы видим, что в Ис. 58:1–5 речь заходит о ложной религии. Народ израильский думал, что поста, молитвы и принесения в жертву животных будет достаточно для выполнения их религиозного долга. Однако, хотя люди и исполняли свои религиозные обязанности, их религия была искусственной, так как явить миру праведность Божью можно было, только демонстрируя свою справедливость и праведность, что в жизни израильтян отсутствовало. Пост, угодный Богу, заключался в том, чтобы продемонстрировать окружающим народам справедливость и милосердие. Поэтому в Ис. 58:5 Бог поясняет, какой пост является для Него приемлемым.
Истинная религия (Ис. 58:5–7)
Как следует из Ис. 58:6–9, истинная религия подразумевает, что мы должны разрешить оковы неправды, отпустить угнетенных на свободу, разделить хлеб с голодным, ввести скитающегося в свой дом и одеть нагого. Истинная религия означает, что мы должны позаботиться о нуждающихся и защитить тех, кого лишили шанса на справедливость. Когда удается совместить заботу о тех, кому меньше повезло в жизни, с религиозной деятельностью, это приносит настоящую радость. Цель Евангелия и плана спасения — объединить правосудие и праведность. Именно так Израиль должен был стать благословением для этого мира. Когда мы примем реальность Евангелия и будем демонстрировать окружающим его действие в нашей жизни, весь мир увидит славу характера Божьего.
Слава (Ис. 58:8, 9; Мф. 5:16; Откр. 18:1)
Когда народ Божий стремится объединить религиозный пост со своим духовным опытом, характер Бога открывается этому миру. В Ис. 58:8 нам дано обетование: «Тогда откроется, как заря, свет твой». Наречие тогда показывает, что последующее вытекает из предыдущего. Когда израильтяне кормили голодных, одевали нагих, давали приют скитальцам и отстаивали интересы притесняемых (что находилось в полном согласии с их религиозным долгом), свет Божий, то есть Его слава, открывался миру, как заря.
В Библии свет является синонимом Божьей славы (см. 2 Кор. 4:6). В мире, погруженном во тьму из-за отсутствия откровения характера Божьего, наши действия показывают, воплощаем ли мы в своей собственной жизни то, о чем проповедуем. В Откр. 14:6 Бог передает духовному Израилю последнюю весть, о которой должен узнать весь мир. Одно из первых повелений, данных нам, — воздавать славу Богу. Далее в Откр. 18:1 показан результат явления Его славы (характера) миру: «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его». Именно эту славу имеет в виду Иисус, когда подчеркивает в Своей Нагорной проповеди (см. Мф. 5) значимость добрых дел, говоря о том, что наш свет должен светить перед людьми. Зачем? «Чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Мир отчаянно нуждается в том, чтобы видеть эту славу, и Господь повелел нам поделиться ею с другими людьми.
Круговорот благословений (Притч. 11:25)
Царь Соломон, мудрейший человек на земле, особое значение придавал щедрости и благотворительности. Он говорил: «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Притч. 11:25). Во 2 Кор. 9:6 апостол Павел подчеркивает значимость тех же самых качеств: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Бог хочет, чтобы мы испытывали радость и счастье, служа другим. Он благословил нас, даровав дом, работу, пищу, семью и многое другое, но, наслаждаясь этими благословениями в одиночестве и не делясь ими с остальными людьми, мы лишаемся особенных даров, которые Бог приготовил для нас. Он обеспечил нас всем тем, что мы имеем, чтобы мы могли быть благословением для других. Ведь, напояя других, мы и сами будем напоены. Служение — это дар. Служа другим, мы передаем им полученные нами от Бога благословения.
Дискуссия
- Должны ли мы как христиане активно участвовать в решении важных проблем, связанных с социальной справедливостью (иммиграцией, распределением благ, нищетой, преступностью и так далее)?
- Случалось ли вам пытаться изо всех сил помочь кому-то, невзирая на то, что для вас это было затруднительно? Как вы себя чувствовали после этого?
Ло-амми Ричардсон, Орландо, Флорида, США
Втор. 15:11
«Для того чтобы больше привлечь народ к участию в религиозном служении, а также для того чтобы позаботиться о бедных, люди должны были приносить вторую десятину от всей прибыли… Эту десятину или равную ей сумму денег люди должны были в течение двух лет приносить в святилище. После приношения благодарственных даров Богу и особой части священнику оставшуюся долю люди использовали для религиозного праздника, в котором принимали участие левиты, странники, сироты и вдовы…
Каждый третий год вторая десятина использовалась для угощения левитов и бедных, как сказал Моисей, „чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались“ (Втор. 26:12). Эта десятина расходовалась в благотворительных целях и для оказания гостеприимства…
Согласно Закону Божьему, бедный имел право на определенную часть того, что рождает земля. Будучи голодным, человек имел право пойти на поле своего соседа, в его сад или виноградник и взять для пропитания зерно и фрукты…
Все, оставшееся на поле, в саду или винограднике, принадлежало бедным…
Каждый седьмой год знаменовался особыми привилегиями для бедных. Субботний год, как он назывался, начинался после жатвы. Когда после сбора урожая наступало время сева, люди не должны были сеять, расчищать виноградники или ожидать какого-либо урожая. То, что земля производила самопроизвольно, они могли есть свежим, но не вправе были ничего собирать и запасать в своих хранилищах. Урожай того года имели право собирать лишь странники, сироты, вдовы и даже полевые звери».
«Вот что совершил милосердный Творец, чтобы облегчить страдания и внести некий луч надежды и искру света в жизнь обездоленных и отчаявшихся.
Господь желал ограничить чрезмерную любовь людей к собственности и власти. Постоянное накопление богатств одним сословием за счет обнищания другого всегда приводило бы к большим несчастьям. Если бы власть богатых не ограничивалась некоторым образом, бедные, хотя они и дороги в очах Божьих, находились бы в пренебрежении у своих богатых братьев».
Дискуссия
- Хотя Господь через Моисея дал Израилю множество законов с целью «ограничить чрезмерную любовь людей к собственности и власти», была ли государственная система полностью невосприимчива к коррупции или страсти к накопительству?
- Как нам использовать те же принципы для управления собственными финансами, чтобы лучше помогать нуждающимся?
- Кто Автор законов, созданных специально для того, чтобы помочь обездоленным, и побуждающих людей щедро жертвовать?
Энджи Дисев, Гатино, Квебек, Канада
Флп. 2:3, 4
Мы живем в крайне эгоистичном мире, где каждый день нас призывают больше покупать того, что может нас порадовать; больше стремиться к развлечениям и больше есть, чтобы удовлетворить свой аппетит. Как нам, доверяющим Библии последователям Христа, жить бескорыстной жизнью в мире, погрязшем в корысти и эгоизме? Как нам не поддаться искушению жить в свое удовольствие? Не является ли влияние окружающего нас мира слишком сильным?
Да, кто-то сочтет это невозможным, но, если Бог призвал нас отказаться от своего «я», благодаря Ему, и только Ему мы сможем устоять! Несколько советов из Библии помогут нам достичь этой цели.
Проводите время с Богом. Обращайтесь к Нему. Каждый день учитесь у Того, Чья жизнь является величайшим примером бескорыстия. Постарайтесь, чтобы влияние Иисуса оказалось сильнее влияния мира! Бог обещает вразумлять и наставлять нас, а также руководить нами, если только мы обратимся к Нему (см. Пс. 31:8).
Занимайтесь благотворительностью (Лк. 6:38; Деян. 20:35). Учитесь отдавать. Радость дающего важнее радости получающего. Важно жертвовать от чистого сердца, «не с огорчением и не с принуждением» (2 Кор. 9:7). Так учит нас Библия.
Служите (Мф. 20:26, 27; 1 Кор. 10:24; Флп. 2:3, 4). Помимо благотворительности мы должны научиться служению. Многие люди жертвуют деньги различным благотворительным фондам, вкладывают их в миссионерские проекты и отдают на другие цели, но могут никогда не принять участия ни в одном из этих мероприятий лично. Служить другим так же важно, как и участвовать в служении деньгами, а может, и важнее. Служение людям должно стоять для нас на первом месте. Служа другим, мы учимся меньше думать о себе. Жизнь Иисуса является примером ежедневного бескорыстного служения окружающим. Каждый день стремитесь помогать и служить другим людям всеми доступными вам способами. В молитве просите Божьего руководства, чтобы снова и снова становиться благословением для окружающих вас людей.
Дискуссия
- Чем благотворительность отличается от служения? Что из этого, по вашему мнению, для большинства людей труднее всего? Что труднее именно для вас?
- Чем бескорыстие Иисуса так резко отличается от эгоизма тех, кто вас окружает?
- Не кажется ли вам, что наша современная культура отличается неприемлемо высоким уровнем эгоизма? Сравните эту ситуацию с тем, к чему призывает нас Иисус.
Григоре Дисев, Гатино, Квебек, Канада
Мф. 6:33
Многие люди, приезжающие в Соединенные Штаты, стремятся лишь к одному — воплотить в жизнь «американскую мечту». Они хотят усердно трудиться, чтобы получить образование и хорошо оплачиваемую работу, завести семью и купить дом, машину и все остальное, что дает чувство удовлетворенности.
Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть изменить свой образ жизни или обеспечить семью необходимыми удобствами. Однако эта мечта зачастую становится для нас первостепенной, и в результате только ради нее мы и живем. Порой она занимает в нашей жизни место Бога, и потому мы принимаем решения, исходя из стремления стать ближе к мечте, нежели к Богу.
Когда мы перестаем взирать на небеса, меняется наша суть и то, ради чего мы живем. Сосредоточившись в результате на самих себе, мы становимся такими эгоистами, что остальные люди перестают для нас что-то значить; потребности других вытесняются нашими собственными нуждами. Именно этого и желает дьявол. Он хочет отвлечь наше внимание от того, к чему призывает нас Бог: служить другим и быть для них благословением. Вместо того чтобы все больше уподобляться Христу, мы становимся полной Его противоположностью.
В Мф. 19:16–22 говорится о юноше, которого Бог щедро одарил земными благами. Он был не только богатым, но и порядочным человеком. Однако богатство занимало центральное место в его жизни. Это было божество, занявшее место истинного Бога. Иисус посоветовал этому богатому юноше перестать стремиться к «американской мечте» и начать использовать свое благословение, чтобы быть благословением для других, удовлетворяя их нужды. К сожалению, богатый юноша не любил своих ближних так, как самого себя.
Размышляя о жизни Иисуса, мы находим в ней доказательство того, что Он все Свое внимание сосредоточил на помощи окружающим. Он стал для них благословением. Христос всегда заботился о нуждах других — и физических, и — что более важно — духовных. Он был больше заинтересован в удовлетворении потребностей людей, нежели в титуле, большом количестве денег или имуществе и разных удобствах. Основной целью для Иисуса была Его миссия, и Он не отступал от нее ни на шаг.
Нужно смотреть на жизнь шире и размышлять о том, что действительно имеет значение. Бог обильно благословил нас, давайте же будем благословением для других. Сосредоточьтесь на людях, а не на временных благах. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Давайте же инвестировать в небесное, а не в земное.
Дискуссия
- Не мешает ли вам ваша «американская мечта» быть благословением для других?
- Каким образом мы можем инвестировать в небесное? Как это отразится на нашей повседневной жизни?
- Как нам не забывать использовать свои благословения, чтобы быть благословением для других?
Дэвид Монкада, Гранд-Рапидс, Мичиган, США
Мф. 24:12; 1 Кор. 13:1–4
Заключение
Дети Божьи являются сосудами, через которые Бог может изливать на землю Свои благословения. Наша эгоистичная природа является причиной того, что мы легко забываем о важном. Довольствуясь только молитвами благодарения, мы занимаемся лишь своей собственной жизнью. Чтобы достичь цели, изначально поставленной перед нами, нам нужно изменить не только собственное поведение, но и образ мышления. В Евангелии от Матфея нас предупреждают о том, что из-за умножения беззакония людьми овладеет равнодушие и «во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Существует общераспространенное мнение, что избегать конфликта — это «по-христиански», но мы обязаны встать на защиту слабых. Являясь в первую очередь последователями Христа, мы превозносим Слово Божье и всей своей жизнью прославляем Иисуса, помня, что и восставая против несправедливости, и служа благословением для нуждающихся, мы — ничто, если не имеем любви (см. 1 Кор. 13:1–3).
Задания
- Испеките хлеб или немного печенья и отнесите соседям, используя эту возможность, чтобы лучше с ними познакомиться.
- Соберите группу друзей и поучаствуйте в местном проекте по бесплатному распределению продуктов питания, посетите приют для бездомных или примите участие в работе общественного центра.
- Соберите пакеты с гуманитарной помощью для беженцев.
- Перепишите притчу о добром самарянине (см. Лк. 10:25–37), адаптировав ее к современным реалиям.
- Подумайте и обсудите ситуации, в которые христианину с библейской точки зрения не стоит вмешиваться. Сравните их с обстоятельствами, в которых, наоборот, необходимо будет действовать.
- Напишите о том, как Бог мог бы сделать вас благословением для тех, кто находится в вашем окружении.
- Найдите информацию о разных агентствах и организациях, в деятельности которых вы могли бы принять участие, чтобы помочь нуждающимся.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Исх. 13:14–22.
Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 3, гл. 46 «Долг перед несчастными»; «Правила счастливой жизни», гл. 6 «Не судить, а исполнять».
Исай Алмейда Макграт, Гранд-Рапидс, Мичиган, США