Вступление
Пс. 71:12; Ин. 16:32
Представьте, что друг пригласил вас на послеобеденное собрание у себя дома. Вам сообщили, что кроме этого самого друга все остальные гости будут вам незнакомы. Однако вы все равно решаете посетить это мероприятие. Зайдя в дом, вы видите своего друга, общающегося с остальными гостями. Увидев вас, он говорит, что через пять минут сможет уделить время и вам. Но пять минут переходят в десять, десять плавно перетекают в час. А спустя пару часов вся встреча подходит к концу.
Кем бы вы ни были — интровертом, экстравертом или кем-то между ними, вероятнее всего, при подобном развитии событий вам будет в некоторой степени одиноко. Возможно, вы весь вечер просидите в одиночестве у стола, немного поговорите с незнакомыми вам людьми или уйдете пораньше из-за невозможности полноценно общаться на встрече, основная цель которой, собственно, и заключалась в общении. Наверное, вы начнете задаваться вопросом, есть ли вашему другу до вас дело и зачем он вообще пригласил вас сюда. Возможно, станет неприятно и больно при мысли о том, что вас оставили и забыли.
Этот пример описывает лишь одну из множества ситуаций, в которых человек может испытать чувство одиночества и весь сопутствующий спектр эмоций. Еще мы чувствуем себя одинокими после развода или потери любимого, если долгое время живем одни, а также после перемены места жительства. Однако не все потеряно! Независимо от того, почему вы испытываете чувство одиночества, Бог обещает, что поможет вам с этим справиться. В Пс. 71:12 Он говорит о том, что «избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника». По правде говоря, мы никогда не бываем в одиночестве, потому что Христос всегда рядом с нами (см. Мф. 28:20), как Бог Отец всегда находился рядом со Своим Сыном (см. Ин. 16:32).
Бог знает, что кроме нашего общения со Спасителем огромное значение для нас имеют и взаимоотношения с другими людьми. Он наделил нас при сотворении потребностью в человеческом общении (см. Быт. 2:20). И порой испытываемое нами чувство одиночества связно с тем, что мы изолируем себя от окружающего нас мира. Возможно, нам не хочется взаимодействовать с другими людьми по причине того, что в прошлом нам причинили боль те, с кем мы пытались общаться. Попытка выстроить отношения подразумевает определенный риск, но этот риск оправданный. Изучая урок этой недели, мы будем с вами детально рассматривать тему общения и одиночества.
Мишель Д. Эймос, Колледждейл, Теннесси, США
Ис. 56:3–7; Мф. 19:12
В некоторых культурах иметь ребенка не считается чем-то особенным. Возможно, причина заключается в процветании меркантилизма, популярности материальных ценностей или пропаганде идей постмодернизма в современном обществе. С другой стороны, есть страны, где дети являются одной из самых главных ценностей. Самоуважение, чувство собственного достоинства и восприятие себя как личности полностью зависят от появления в семье ребенка.
По этой причине в Ис. 56:3, где о евнухах написано: «Вот я сухое дерево», автор пытается передать то чувство скорби, душевных мук и боли, что связано с невозможностью иметь детей. Как от засохшего дерева не могут произрасти другие деревья, так и евнухи не способны произвести на свет детей. В связи с этим сразу возникают вопросы, касающиеся существования, цели, самоопределения и судьбы личности. Иисус описывает три типа евнухов: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Иными словами, одни люди являются бездетными от природы, другие — из-за внешних обстоятельств, а кто-то — по собственному выбору.
Скопцы лишены возможности иметь те особенные взаимоотношения, какие возникают между родителями и рожденными ими детьми. Точно так же и многие другие люди не способны на тот или иной вид отношений. По естественной ли причине, из-за внешних обстоятельств или личного выбора, но среди нас сегодня есть «евнухи». Это незамужние или неженатые люди, вдовы или вдовцы (лишившиеся супруга по внешним причинам), сироты, беженцы (покинувшие родную страну) или те, кто одинок по каким-либо другим причинам.
Бог обещает, что скопцы, «которые хранят Мои субботы, и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего» (Ис. 56:4), обретут место в Его доме, и Он даст им «имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям… вечное имя, которое не истребится» (Ис. 56:5). Более того, в этом отрывке говорится, что и другие дети из других земель, церквей и семей присоединятся к Господу, чтобы молиться и поклоняться Ему (см. Ис. 56:6, 7).
Пророк Исаия имеет в виду, что Бог предлагает скорбящим людям, оставшимся одинокими по разным причинам, особую возможность стать частью обетования завета, распространять весть Евангелия и присоединиться к Божьей семье, в которой родство по крови не имеет значения. Бог обещает им лучшее имя, множество духовных детей, учеников из разных земель, исключительный духовный опыт пребывания в доме Божьем и конец всякому одиночеству и жизни «сухого дерева».
Кесслин Джервацки, Франклин-Тауншип, Нью-Джерси, США
Быт. 2:18; 37:34; Еккл. 4:9–12; Мф. 6:33; 19:1–10; Ин. 11:35; 16:32, 33; Гал. 1:10; Флп. 4:11–13; Иак. 5:16
Дружеское общение (см. Еккл. 4:9–12; Ин. 16:32, 33; Флп. 4:11–13)
Настоящее дружеское общение подразумевает совместное времяпрепровождение и дружеские отношения. Временами христианам может казаться, будто в их окружении не так много одинаково мыслящих с ними людей, которые действительно понимают их. Мы даже можем сомневаться, что полностью посвятили себя Христу, поэтому предпочитаем держаться подальше от остальных христиан, чтобы не сбить с пути кого-то еще. В то же время некоторые из нас могут считать, что оставаться одинокими и справляться со своей жизнью своими силами лучше.
И все-таки, когда мы одни, легко пасть духом, растеряться и, однажды упав, уже не встать. В Еккл. 4 говорится о том, что лучше быть вдвоем, нежели одному. Когда вместе собираются хотя бы два человека, они могут предложить друг другу помощь, поддержку и молитву! В Притч. 27:17 мы читаем: «Железо железо острит». В жизни наступят и такие времена, когда никто не сможет помочь. По Своей великой любви Иисус даровал нам Духа Святого, Утешителя, чтобы мы никогда не оставались в одиночестве (см. Ин. 16:32)!
До брака (см. Мф. 6:33; Гал. 1:10; Иак. 5:16)
Искать себе спутника жизни и одновременно пытаться следовать за Богом может оказаться трудным делом, которое сопровождается одиночеством. Легко подбирать себе супруга, ориентируясь не на библейские ценности, о которых говорит нам Слово Божье, а на стандарты, предлагаемые этим миром. И все же мужчинам следует искать женщину, обладающую качествами, описанными в книге Притчей 31. Женщинам нужно выбирать мужчину, который ищет не греховную и эгоистичную любовь, а испытывает истинное библейское чувство. Настоящий мужчина стремится угождать не людям, а Богу, говорит правду и будет молиться со своей женой. И мужчинам, и женщинам следует выбирать в супруги того, кто ищет прежде Царства Божьего.
Когда браку приходит конец (см. Мф. 19:1–10)
Развод — сложная тема для разговора. Бог никогда не планировал такого исхода. Грех внес разлад в брачный союз, и с тех пор человек иногда предпочитает разделить то, чему Бог предназначил быть одной плотью. Так как развод является деликатной проблемой, по этому поводу существует множество различных мнений и вариантов действия. Мы же можем придерживаться только того, что говорит нам Библия. В Писании сказано, что единственной законной причиной для развода является прелюбодеяние (см. Мф. 19:9). Я знаю, эти слова могут показаться лишенными смысла по сравнению с тем, во что мы верим сегодня, и данное объяснение можно во многих случаях оспорить. Но нам нужно доверять Божественной мудрости, потому что Иисус произнес эти слова не без причины. Мы можем не понимать этого, но доверять Его любви и планам должны.
Смерть и одиночество (см. Быт. 2:18; 37:34; Ин. 11:35)
Сотворив Адама, Бог сказал, что не хорошо быть человеку одному. В результате Он навел на Адама сон и из его ребра создал Еву (см. Быт. 2:18, 21). Стоит отметить, что хотя Адам очень тесно общался с Богом, Господь все равно сказал, что человеку не хорошо быть одному. Адам испытывал те эмоции, что вложил в его сердце Бог. Мы — живые существа, сотворенные способными чувствовать, и потому ощущаем страх смерти. По причине греха смерть стала частью жизни. Даже Иисус, когда жил на этой земле, испытал чувства, связанные с приходом смерти — смерти Своего брата Иоанна Крестителя и друга Лазаря (см. Ин. 11:35). Смерть причиняет боль, но, к счастью, мы можем ожидать Второго пришествия Иисуса в надежде на грандиозное воссоединение! Павел напоминает нам об этой надежде в 1 Фес. 4. Он пишет, что когда мертвые во Христе восстанут от своего сна, все мы будем восхищены с Иисусом на небо!
Духовное одиночество (см. Быт. 2:18; Мф. 6:33)
Для одинокого человека успешный духовный рост вполне возможен. На первом месте всегда должно стоять стремление стать ближе к Богу и искать Его, больше узнавать о Его характере и любви к нам. Хотя Адам находился в очень тесных взаимоотношениях с Господом, он, тем не менее, испытывал потребность и в человеческом общении. В Быт. 2 мы видим, что Бог сотворил для Адама Еву, потому что знал — не хорошо быть человеку одному (см. Быт. 2:18). Хотя брак является квинтэссенцией человеческих взаимоотношений, он не единственный вариант общения между людьми. Наладив отношения с Богом, мы необязательно сразу создадим семью, если вообще создадим (потому что живем в мире греха). Но можно быть уверенными в том, что Бог знает наши нужды, так же как знал о нужде Адама.
Элайджа Уолтерс, Хантсвилл, Алабама, США
Быт. 2:18
«Учрежденный Богом брак является священным постановлением, и начинать совместную жизнь никогда не следует в духе эгоизма. Те, кто намеревается сделать этот шаг, должны серьезно, с молитвой обсудить его важность и просить Божественного совета, чтобы знать, есть ли на то воля Божья. Наставления, данные по этому вопросу в Слове Божьем, необходимо внимательно исследовать. Небо с благоволением смотрит на брак, созданный с искренним желанием следовать указаниям, данным в Писании». Общение, а тем более в браке, крайне важно, потому что иногда помогает людям решать их внешние и внутренние проблемы, с которыми один человек своими силами бы не справился.
У брака, несомненно, есть множество преимуществ, из-за которых люди хотят вступать в брачный союз. Однако и проблем, связанных с браком, не избежать. И эти проблемы возрастают, когда люди торопятся пожениться, совершенно не будучи к этому готовыми. Многие одинокие люди спешат связать себя взаимоотношениями, к которым не готовы. «Молодой человек в юношеском возрасте не сможет точно определить, пригоден ли его сверстник быть ему спутником жизни. После того, как их суждения станут более зрелыми, они, осознав, что связаны на всю жизнь, возможно, поймут, что не могут сделать друг друга счастливыми». Лучше оставаться одиноким, чем быть несчастным в браке (см. 1 Кор. 7:8, 9).
«При выборе спутника жизни необходимо исходить из того, обеспечит ли этот брак наилучшее физическое, умственное и духовное развитие супругов и их детей, чтобы и те, и другие могли благословлять своих ближних и чтить Творца». Большинство людей думают, что самое главное в браке — почитать своих жен и мужей. Однако они забывают, что в брачном союзе на первом месте должно стоять почитание Господа. Ошибочно полагать, что супружество включает в себя только мужа и жену, и забывать о Боге (см. 1 Кор. 7:32, 33). В браке нужно думать не только о том, чего хотят друг от друга муж и жена. Важно помнить о том, чего от них обоих ожидает Бог.
Дискуссия
- Как мне подготовить себя ктому, чтобы быть рядом с удивительным человеком, который однажды полюбит меня?
- Исходя избиблейских стандартов, что делает брак таким удивительным?
Кент Эрл Тейлор, Корал-Спрингс, Флорида, США
Быт. 2:18; Еккл. 4:9–12
Случалось ли вам когда-нибудь чувствовать себя одиноким? Ощущать, что на свете нет никого, способного поддержать вас? Честно говоря, многие испытывали подобное. По этой причине Бог и предусмотрел общение. Он не хочет, чтобы мы чувствовали себя одинокими и дистанцировались от остальных людей. В Едемском саду Адаму стало одиноко, когда он увидел, что у каждого животного есть пара. Бог позаботился о том, чтобы Адам перестал испытывать чувство одиночества, и сотворил для него Еву. И первый человек обрел спутника жизни. Обычно мы встречаем своих друзей — и часто лучших друзей — в юности, а позже находим того единственного человека, который становится нашей парой. И с ним мы должны прожить всю свою оставшуюся жизнь. Но что же нам делать, когда захлестывает чувство одиночества?
Полагайтесь на тех, кому вы доверяете. Если вам одиноко, попробуйте найти того, с кем можно поговорить о своих проблемах. Этими людьми могут оказаться ваш супруг (см. Быт. 2:18), близкие друзья, в которых вы абсолютно уверены и которым можете доверять, или ваши родители. Самое главное, помните — вы можете прийти со своими проблемами и к Богу. Он знает, через что вам приходится проходить, и поможет вам все преодолеть. В Еккл. 4:9–12 говорится: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, не скоро порвется».
Помните, единственное, что вас останавливает, это вы сами. Иногда мы чувствуем себя настолько подавленными, что не хотим никого видеть рядом с собой и даже не выходим из комнаты. Друзья делают все, чтобы помочь нам выбраться из такого состояния, но их возможности ограниченны. Вам придется самому преодолеть это и сосредоточиться на чем-то положительном. И помните, Бог всегда слышит вас.
Не позволяйте чувствам взять над вами власть. Временами чувство одиночества становится просто невыносимым. Но во Втор. 31:6 сказано: «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь их, ибо Господь, Бог твой, Сам пойдет с тобою, и не отступит от тебя, и не оставит тебя».
Дискуссия
- Что делать, когда чувствуешь себя оторванным отвсего остального общества?
- Почему Бог хочет, чтобы мыимели дружеское общение?
Эверетт Скотт, Санрайз, Флорида, США
Пс. 71:12; Ис. 57:1, 2
Вам одиноко? Начинает казаться, что Бог не смог найти того, кто предназначен именно для вас? В Библии говорится о том, что мы не должны быть одни (см. Быт. 2:18). Но прежде чем вступить в супружеские отношения длиною в жизнь, мы должны позволить Богу вылепить из нас лучшую версию нас самих. Самое подходящее время узнать что-то о себе — остаться наедине с собой.
Опишите свою семью. Любят ли ваши родные посмеяться? А может, они все очень серьезные люди? Или очень умные? Все ли в вашей семье увлекаются музыкой? Что касается моей, у нас всего понемногу. Иногда мы можем не понимать, почему Бог позволил нам появиться на свет именно в такой семье. Но предназначение наших уникальных семей — сделать из нас полноценную личность. Казалось ли вам когда-нибудь, будто Бог забрал у вас всех самых хороших людей в семье? Не переживайте. В жизни каждого из нас бывают моменты, когда нам одиноко. Но не позволяйте этому чувству одиночества перейти в депрессию или какие-то другие отрицательные эмоции. Бог даровал нам семью, чтобы мы могли созидать друг друга в любви. Но кроме биологической семьи у вас есть семья во Христе — братья и сестры, которые знают, что Бог является нашим Отцом.
Бог жил на этой земле, подобно нам с вами. Он чувствовал то же, что чувствуем и мы. Ему знакомо одиночество (см. Евр. 4:15). В Пс. 71:12 Бог говорит, что «избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника». Мы можем обратиться к Нему в молитве и поговорить с Ним. Да, Он уже знает, что вы чувствуете, но иногда нам нужно просто попросить. Библия советует нам просить, чтобы получать. Поговорите с Богом. Расскажите Ему все о своем одиночестве.
Если вы потеряли любимого человека и пытаетесь справиться с нахлынувшим чувством одиночества, знайте, что Бог заботится о вас. В Его Слове сказано, что «праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих» (Ис. 57:1, 2).
Бог никогда не оставлял нас. Дьявол пытается заставить нас думать, что Бог покинул нас. Но Его любовь к нам так велика, что Он никогда не смог бы нас бросить и спокойно смотреть, как мы плачем. Поговорите с Богом, и когда вам снова станет одиноко, вспомните, что Он все понимает и заботится о вас.
Дискуссия
- Почему ячувствую себя одиноким?
- Неужели Бог забыл обо мне?
- Может, водиночестве какого-то человека есть и моя вина?
Алейжа Букэл, Дания-Бич, Флорида, США
Ин. 16:32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одиночество — это подтверждение того, что мы были созданы Богом для отношений. Кроме того, это доказывает, что грех исказил первоначальный Божий замысел относительно нашей жизни. Если смотреть с этой точки зрения, мы должны принять свое одиночество как опыт, благодаря которому наши отношения с Богом станут более глубокими (см. Рим. 5:3). Не стоит притворяться, что мы не одиноки. Наоборот, нужно признать существование этого чувства и позволить Богу послужить нам через него. Когда мы научимся в первую очередь общаться с Христом, Он укажет нам путь к христианскому общению, которое поможет облегчить чувство изолированности и одиночества, мучающее нас.
Задания
Напишите в дневнике о периодах вашей жизни, когда вы чувствовали себя одиноким.
Выслушайте песню Дэвида Уилкокса “That’s What the Lonely Is For” и Джони Эриксон Тада “Alone Yet Not Alone”.
Поразмышляйте о тех минутах в жизни Христа, когда Он чувствовал Себя одиноким. Особенно обратите внимание на Его сорокадневный пост в пустыне и переживание в Гефсимании.
Напишите письмо или смс человеку, которому, по вашему мнению, сейчас одиноко, например, не имеющему семьи, вдове/вдовцу, сироте или тому, кто недавно сменил место жительства.
Проведите неделю наедине с Богом. Попросите Его показать вам те сферы вашей жизни, в которых Он хочет что-то изменить.
Напишите песню о тех важных истинах, которые вы узнали из урока этой недели.
Для изучения
Э. Уайт. Советы для Церкви, гл. 1 «Видение о награде верных», с. 33–36; Дочери Божьи, с. 229, 230; Желание веков, гл. 22 «Заточение и смерть Иоанна Крестителя», с. 214–224.
Номпило Хлатшвейо, Булавайо, Зимбабве