Вступление
Откр. 21:5
Последние пять лет наша семья совершала миссионерское служение на Филиппинах, а сейчас мы снова возвращаемся на родину. Я вспоминаю, как первый раз приехала сюда — мы с братом тогда слегка нервничали. Почему-то мне показалось, что родители сказали, что мы переезжаем в землю филистимлян. Можете представить, какое облегчение я испытала, узнав, что в действительности мы прибыли на Филиппины!
Когда мы приехали, все оказалось намного лучше, чем мы могли себе представить. По крайней мере, пока мы не въехали в свой новый дом и не услышали, как что-то громко стучит по крыше. Спустя несколько дней выяснилось, что мы получили двойное благословение, — наш дом располагался под манговым деревом. Иногда жизнь на новом месте может немного действовать на нервы, но в итоге мы обнаружили, что все было намного лучше, чем мы себе представляли. Нам удалось завести новых друзей, и мы по-настоящему полюбили людей, живущих здесь.
Конечно, мы привезли с собой свои вещи. Некоторые из них недолго протянули. Из-за высокой влажности нам пришлось купить осушители воздуха, чтобы книги и другие ценные вещи не испортились. Теперь, уезжая, мы решили, что некоторые вещи лучше оставить. Будет замечательно купить новую кровать, потому что старая уже вся заржавевшая и обшарпанная. Я думаю, все любят приобретать совершенно новые вещи.
Как бы мы ни пытались это изменить, но в нашем мире ничто не длится вечно. Об этом говорил Иисус, когда предостерегал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф. 6:19). Даже наши физические тела изнашиваются. Рано или поздно каждого ждет смерть, потому что мы живем в мире, в котором господствует грех. Мне нравится в этом уроке указание на библейские обетования о том, что однажды не будет греха. И смерти больше не будет. А самое замечательное — мы всю вечность сможем быть рядом с нашим лучшим Другом Иисусом. На этой неделе у нас появится возможность представить, каким восхитительным местом будут небеса — целый новый мир. Да это лучше, чем переехать в другую страну! Вспомним слова из гимна: «И все земное померкнет в свете Его славы и благодати».
Эмма Кэмпбелл, Силанг, Кавите, Филиппины
Дан. 12:6, 7; Пс. 78:5; Авв. 1:2; Откр. 21:5
Брачный пир Агнца (см. Откр. 19:6–9; Ин. 14:1–3)
Пришествие Иисуса описывается как пир Агнца, на котором Христос — это Жених, а святые — Его невеста. Как Жених Христос обещал Своему народу вернуться, чтобы привести верующих в дом Своего Отца (см. Ин. 14:1–3). И тогда они будут вместе всю вечность. Готовность невесты определяется ее белым свадебным нарядом, что характеризует святых (см. Откр. 19:8). Мы не заслуживаем того, чтобы быть духовной невестой Иисуса, в конце концов, мы все грешники, Он же — нет. Иисус сделал этот союз возможным только благодаря Своей крови.
Конец Армагеддона (см. Откр. 19:11–16)
Армагеддоном называется последняя битва в великой борьбе между Христом и сатаной. К одной стороне конфликта относятся Иисус и Его народ, другая представлена сатаной и его последователями. Началась эта война на небесах (см. Откр. 12:7–9) и продолжается до сих пор. Она не закончится, пока грех и сатана не будут уничтожены и по окончании тысячелетнего царства Христос не сотворит новую землю. В Откр. 19:11–16 Христос представлен Женихом. Кроме того, Он — главное действующее Лицо великой борьбы. Его зовут Царем царей и Господом господствующих. Он — наш Спаситель, наш Жених, наш Господин и Царь. Можно не сомневаться в победе. Разве вы не хотели бы принять Его сторону?
Тысячелетнее царство (см. Откр. 20:1–15; Иер. 4:23–26)
Иисус, Жених, теперь пребывает со святыми, которые являются Его невестой. И вместе они проведут на небесах тысячу лет. Согласно Откр. 20:1–15, до, во время и после тысячелетнего царства будет происходить следующее:
До тысячелетнего царства:
Иисус снова придет
Праведные мертвые воскреснут
Живые праведники будут восхищены на небо вместе с воскресшими
Живые нечестивые погибнут
Мертвые нечестивые не будут воскрешены
Во время тысячелетнего царства:
Сатана будет скован цепями (вокруг не будет никого из тех, кого бы он мог искушать)
Нечестивые останутся мертвыми
Праведники будут править с Иисусом на небе
После тысячелетнего царства:
Сатана будет освобожден
Нечестивые воскреснут
Иисус и праведники спустятся на землю
Сатана и нечестивые нападут на город Божий, который спустится с неба
Сатана и нечестивые будут уничтожены
Будут сотворены новое небо и новая земля
Новое небо и новая земля (см. Быт. 2; Откр. 7:15–17; 21:2–8)
После периода в тысячу лет Бог творит новое небо и новую землю. Едем, описанный в Быт. 2, наконец восстановлен. В Откр. 21 дано не только описание места, но и его расположение. Все, что породил грех и на что он повлиял, исчезло: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). Греха больше нет. Больше не будет людей, прячущихся от страха за деревьями из-за того, что согрешили. В этом месте находятся только праведные. Грешников здесь нет. Бог же будет пребывать со Своим народом не только в течение тысячи лет, но и всю вечность.
Новый Иерусалим (см. Откр. 21:9–22:5)
В Откр. 21:9–22:5 мы видим описание Нового Иерусалима. Он спускается с небес. Ночи больше не будет, потому что слава Божья ярко сияет, освещая все вокруг. Новый Иерусалим приготовлен для тех людей, чьи имена написаны в книге жизни. Это место не для лжецов и позорящих Бога людей. Можете ли вы представить себе, какой будет новая земля? Какое потрясающее обетование, благодаря которому мы знаем, что дар спасения дает нам возможность пребывать вместе с Господом вечно!
Дискуссия
- Как нам сегодня быть готовыми к пришествию Иисуса?
- Что нам делать, чтобы быть уверенными — мы на стороне Христа?
- Боялись ли вы когда-нибудь Армагеддона? Как нам научиться доверять Иисусу, чтобы быть уверенными в своей безопасности?
Рикла Сабуин, Коян Кёнгидо, Южная Корея.
Откр. 21:4
В заключительных главах «Великой борьбы» Э. Уайт описывает события последних дней, когда Новый Иерусалим сойдет на землю. Как и в Ветхом Завете, народ Божий, претерпевая страдания, вопиет к Богу: «Доколе, Господи?» Какое утешение знать, что верных, перенесших все до конца, ожидает прекрасное завершение. Этот Новый Иерусалим приготовлен для верных Господу, подробное описание которых представлено таким сложным и запутанным. Слово Божье уверяет нас, что боли и страданий этого мира в Новом Иерусалиме, приготовленном для сохранивших верность Богу, больше не будет (см. Откр. 21:4).
«С неизреченной любовью Иисус приглашает Своих верных войти в радость их Господа. Спаситель радуется тому, что видит в Царстве славы те души, которые были спасены ценой Его мучений и смерти. И искупленные также будут разделять Его радость, узнавая среди спасенных тех, кого они привели ко Христу своими молитвами, трудами, любовью и самопожертвованием».
Когда Христос вернется забрать домой Свой оставшийся Ему верным народ, Бог восстановит в верующих тот облик, который, по Его замыслу, у них должен был быть от начала. Грех не только развратил человеческий разум. Он исказил первоначальное обличие каждого человеческого существа. Однако Бог обещал нам, что вернет всему творению его прежнюю славу. Согласно Его обетованиям, будущий мир будет намного лучше того, в котором мы живем сейчас. И это должно напоминать нам о том, как важно отдавать предпочтение будущим благословениям, отказываясь от временных наслаждений.
«Живущие праведники изменятся „вдруг, во мгновение ока“. Они были прославлены при звуке Божьего голоса, а теперь, став бессмертными, они вместе с воскресшими святыми восхищаются навстречу Господу по воздуху. Ангелы „соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их“. Святые ангелы на руках принесут матерям их малюток. Друзья, давно разлученные смертью, встретятся, чтобы больше никогда не расставаться, и с радостным ликованием все вместе поднимаются к граду Божьему».
Роду человеческому, когда-то из-за грехопадения отступившему от Бога, наконец возвращено его прежнее великолепие.
Дискуссия
- Чем искаженная грехом человеческая природа отличается от того, каким должен был быть человек согласно первоначальному Божьему замыслу? Можно ли все исправить без Божьей помощи?
- Чем наш сегодняшний мир отличается от того, в котором мы будем жить после исполнения Божьего плана спасения? Каким вы представляете себе новое Небесное Царство?
Джуд Джошуа Маранди, Ранчи, Индия
Откр. 21:2–6
Разрушение мира и надежда на новое начало создают волнующую интригу для тех, кто изучает книгу Откровение. Когда страдания, притеснение, боль и смерть достигают своего предела, Бог вмешивается и нажимает «кнопку перезагрузки».
«Как долго, Господи, все это будет продолжаться?» — звучит вопль страдающих святых, безжалостно терзаемых сатаной и его силами зла. Ответ на этот вопрос можно найти в Откр. 21:2–6, где Бог обещает не только положить конец страданиям, но и сотворить «новое небо и новую землю», где не будет греха и его последствий.
Завершающий этап истории этого мира — представление двух городов: Вавилона и Нового Иерусалима. К какому городу принадлежите вы? Вавилон великий, описанный в Откр. 14:8, 17:5 и 18:21, — это союз лжерелигий всего мира, которые Бог отвергает. Цель существования этого города — незаметно отвратить людей от поклонения истинному Богу. С другой стороны, Новый Иерусалим символизирует собой чистоту, жизнь, радость и исцеление, что, несомненно, является полной противоположностью Вавилону. Принимая искупительную жертву Христа, вы становитесь гражданином Нового Иерусалима.
Когда Новый Иерусалим спустится на Землю? Когда зло, хаос и деградация моральных ценностей приведут этот мир к переломному моменту, Бог вмешается, послав нам Новый Иерусалим, который символизирует конец страданиям (см. Откр. 21:14).
Мы живем сегодня в мире, находящемся под разрушительным правлением великого Вавилона. Искусно созданные идеологии движения Нью Эйдж («Новый век»), смена пола и сексуальных предпочтений, непомерная вера в новые технологии, стиль фэнтези-арт, крайняя жестокость или лишенная нравственности этика — замешательство и неразбериха отражаются во всем, что нас окружает. Честно говоря, конца нашим страданиям не видать. Конец приближается, а вместе с ним приближается и время скорби. Будет казаться, что Вавилон достиг беспрецедентного величия и стал непобедимым. И в это время мы должны изо всех сил держаться за надежду и веру в то, что Иисус вернется. В конце концов Вавилон падет, и на землю спустится Новый Иерусалим. Иисус, наш Господь, будет творить все новое! Сам Бог отрет наши слезы. Больше не будет ни смерти, ни скорби, ни плача, ни боли. Завершающий этап истории этого мира ведет к новому началу!
Дискуссия
- К какому городу вы принадлежите? К великому Вавилону или Новому Иерусалиму?
- Сравнивая два города, скажите, что вы считаете отвратительным в Вавилоне и что мечтаете увидеть в Новом Иерусалиме?
Комал Нунфели Суанси, Международный адвентистский институт послевузовского образования, Силанг, Филиппины
Пс. 33:20; 2 Кор. 4:17; Откр. 21:4
В Откр. 21:4 мы читаем потрясающее обетование, которое дарует надежду каждому, кто страдает от боли, притеснений или горя. Бог обещает сотворить все новое. Мы станем подобны Христу, совершенны и безупречны. Тогда Бог заберет нас на небо и дарует вечную жизнь.
Страдания и невзгоды являются частью нашей земной жизни. Как христиане мы не можем избежать таких трудностей, как болезнь, смерть или отчаяние. Однако в своей повседневной жизни мы можем искать утешение в Господе, Его обетованиях и уверенности в Его возвращении. Надеясь и крепко держась за эти обетования, мы непременно обретем покой. Вот что мы можем сделать, чтобы испытать на себе действие Божьего обещания о том, что больше не будет слез, смерти, скорби, крика и боли (см. пер. ИПБ).
Не будет слез. Слезы часто вызваны сильными эмоциями наподобие радости или печали. Причиной слез, упоминаемых в Откр. 21:4, является глубокая печаль, вызванная отчаянием, болью или смертью. «И отрет Бог всякую слезу с очей их» — это обетование о том, что наш Друг Иисус будет рядом с нами и устранит все причины нашей печали.
Не будет смерти. В 1 Кор. 15:55 мы читаем: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» На кресте Иисус победил смерть, и на новой земле ее больше не будет. Поэтому не нужно скорбеть из-за чьей-то смерти, ведь она — просто сон!
Не будет скорби. Болезненный опыт является причиной скорби, например, смерть любимого человека или прекращение отношений. Святой Дух пришел, чтобы утешать нас, поэтому Его и назвали Утешителем. Когда не кто иной, как Сам Бог, утешает нас, печаль уходит!
Не будет крика. Крик — это первый признак страдания, боли или отчаяния. Он привлекает внимание к человеку. Когда младенец кричит, мы успокаиваем его своим вниманием, прикосновением или устранением причины огорчения! Бог же уничтожит грех, боль и смерть!
Не будет боли. Боль — это крайне неприятное ощущение, вызванное физической или психологической травмой. Когда Бог сотворит все новое, все, что раньше вызывало боль — болезнь, обида, травма, останется в прошлом. А значит — боли больше не будет!
В последней главе земной истории Бог сотворит новую землю, и изначальное совершенство Едема будет восстановлено.
Дискуссия
- Как нам справиться со слезами, смертью, плачем и болью, заполняющими нашу жизнь? Какую поддержку могут оказать нам друзья, родственники, пастор и другие окружающие нас люди?
- Действительно ли Бог способен успокоить нас, когда кто-то из дорогих нам людей умирает? Как, по вашему мнению, Он это делает?
- Что вы особенно хотите испытать на новой земле?
Каран Кеннет Суанси, Международный адвентистский институт послевузовского образования, Силанг, Филиппины Ри Джоанна Маранди, Авондейл-колледж, Австралия
Еф. 6:12
В первой части двенадцатой главы книги Откровение мы видим трех главных персонажей — сияющую, как солнце, жену (см. Откр. 12:1, 2), дракона (см. Откр. 12:3) и новорожденного ребенка жены (см. Откр. 12:2). Место действия — небеса. Младенец восхищен на небо, а женщина бежит в пустыню (см. Откр. 12:5, 6).
Первое чудо — образ беременной женщины, облеченной в солнце, в венце из звезд и с луной под ногами, символизирует непорочную церковь Божью, верную своему Возлюбленному — Иисусу (см. Ис. 54:5, 6; Иер. 3:20; 6:2; Иез. 16:8–14; Ос. 1–3; Гал. 4:26). Солнце в качестве одеяния представляет собой праведность Христа, в которую облачена церковь (см. Мал. 4:2). Этот образ также встречается в Ис. 61:10: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и как невесту украсил убранством». Луна отражает свет солнца, а значит, символизирует собой систему служения в святилище, переданную Моисею и указывающую на Иисуса Христа. Двенадцать звезд означают двенадцать колен Израилевых, являясь связующим звеном между символами Ветхого и Нового Заветов.
Жена представляет собой каждого верующего, постоянно находящегося в состоянии борьбы. Изображение женщины в родовых муках — это описание страданий Божьего народа (см. Ин. 16:33). Замечательно то, что Иисус Христос облачает каждого верующего во всеоружие Божье, чтобы защитить его от зла (см. Еф. 6:10, 11, 13). Битва, которую ведет Божий народ, касается не только внешнего, но и внутреннего мира. Однако Христова праведность хранит чистоту наших сердец и разума несмотря на нападки сатаны (см. 2 Кор. 10:3–5).
Второе чудо — красный дракон — является символом древнего змея, также известного как дьявол или сатана. Красный цвет символизирует беззаконие, но может также указывать на пролитую сатаной кровь невинных жертв (см. Откр. 16:6; 17:6; 18:24). В итоге сатана оказывается неспособным победить народ Божий, который одержит над ним победу (см. Еф. 6:12).
Откр. 12 указывает на конфликты в прошлом, а также на борьбу, в которую предстоит вступить Божьему народу в настоящем и будущем. В этой главе описан главный противник детей Божьих — дьявол. Таким образом, отрывок Откр. 12 жизненно необходим для понимания окончательного исхода вселенского конфликта между Христом и сатаной.
Дискуссия
- Как нам сохранить свою чистоту, подобно жене, описанной в Откр. 12?
- Кто одерживает верх в Откр. 12:1–6? Благодаря чему достигнута эта победа?
- Как борьба, которую вам приходится вести в своей жизни, соотносится с этим вселенским конфликтом? Какие события, разворачивающиеся на ваших глазах, указывают на действующие вокруг вас духовные силы?
Эшли Наташ Одаямбо, Филиппины
Откр. 21:5
Заключение
В Откр. 21:5 Бог обещает сотворить все новое. Наши беды, печали и тяготы жизни наконец исчезнут. Мы будем жить в мире, где ничто не омрачит наши сердца (см. Откр. 21:4). Господь обещал приготовить нам место. И сейчас Он стоит с распростертыми объятиями, готовый принять нас. Он желает удалить ваши грехи и очистить вас. И Он просит лишь о том, чтобы вы приняли Его в свое сердце.
Задания
Прослушайте песню «Ночи больше не будет» в исполнении Дэвида Фелпса (David Phelps „No More Night“). Поразмышляйте о том, что все в этом мире пройдет и что Бог обещает сотворить все новое.
Вспомните периоды в истории народа Божьего, когда верующие подвергались притеснению и как им удалось выстоять в годину скорбей.
Расскажите о том, как Бог творит что-то новое каждый день вашей жизни. Подумайте, как Он по возвращении изменит все к лучшему.
Напишите песню или стихотворение о том, что народ Божий может быть уверен — и горе, и притеснение, и страдания однажды закончатся (см. Быт. 2; Откр. 7:15–17; 21:2–8).
Придумайте сценку о том, в каком состоянии сейчас находится этот мир, и сравните его с тем, каким он станет, когда Иисус снова придет.
Молитесь за миссионеров по всему миру, проповедующих Слово Божье и благовествующих другим людям об Иисусе Христе, чтобы те тоже были готовы встретить Его. Как вы можете рассказать о Божьей любви своим знакомым?
Для изучения
Roberto Badenas, Symposium on Revelation, Book 2 (Biblical Research Institute, 1992), „New Jerusalem—The Holy City,“ pp. 243–271.
Daegeuk Nam, Handbook of Seventh-day Adventist Theology (Review & Herald, 2000), „The New Earth and the Eternal Kingdom,“ pp. 947–968.
Francis Nichol, ed. Seventh-day Adventist Bible Commentary. Rev. ed. (Review & Herald, 1976–1980), 7:888–893.
Ranko Stefanovic, Revelation of Jesus Christ: Commentary on the Book of Revelation (Andrews University Press, 2002), pp. 573–600.
Э. Уайт. Великая борьба, с. 674–678.
Мигель Алехандро Патино Рамирез, Монтеморелос, Мексика