Вступление
Откр. 17:1, 2
Мое внимание привлек заголовок сводки новостей. В Южной Африке судья провел слушание по делу двух работников скорой помощи, которые оставили в машине пожилую женщину и ушли. Вынося приговор, судья заключил, что поведение медиков унизило достоинство пациентки и явилось нарушением ее права на надлежащее медицинское обслуживание.
Во время слушания сообщили, что в 2009 году двух работников скорой помощи отправили транспортировать больную женщину в медицинское учреждение в Порт-Шепстоне. Они эту задачу не выполнили. Вместо того чтобы привезти женщину в больницу, они оставили ее в машине возле отделения скорой помощи.
Судья, вынося приговор, сказал: «Поведение работников является неприемлемым и непрофессиональным. Они оставили беззащитную больную женщину в машине, чтобы побыстрее освободиться. Отношение к пациентке было бесчеловечным и оскорбительным».
Еще до начала слушания медиков уволили с работы, но они оспорили это решение в суде по трудовым спорам, который вынес решение восстановить их в должности. Это лишь один из примеров земного, человеческого судебного процесса, во время которого зачастую возникают разные нюансы и неожиданные повороты.
Приговор — это решение, которое суд произносит в конце слушания дела. Он также объясняет, почему суд вынес такое решение. В некоторых случаях судья или группа судей сообщают о причинах вынесенного приговора.
Во многих случаях человеческий суд несправедлив. Судьям часто угрожают, они склонны брать взятки и демонстрировать предвзятое отношение, в то время как другие участники судебного делопроизводства склонны манипулировать интересами сторон. В итоге многие судебные постановления оказываются ошибочными и несправедливыми. Можно увидеть разницу между судебными процессами, которые ведутся в человеческом суде, и небесным судом, производимым Самим Богом. Во время небесного суда не бывает никаких компромиссов. В отличие от судей земли, чей приговор может быть оспорен, приговор, вынесенный Богом, является окончательным. В Гал. 6:7 написано: «Что посеет человек, то и пожнет».
На этой неделе мы будем говорить об окончательном приговоре, который Бог вынесет Вавилону. Пусть Святой Дух ведет нас с вами к более глубокому пониманию этого вопроса.
Бернард Мутуку, Макуени, Кения
Откр. 14:8
Иисус рассказал притчу о Царстве Небесном, сравнив его с человеком, который засеял свое поле хорошими семенами. Но ночью пришел враг, посеял между пшеницей плевелы и ушел (см. Мф. 13:24, 25). И сегодня эта притча достаточно актуальна.
В двадцать первом веке религиозный Вавилон существует, как существовал и во дни Иоанна. Посмотрите, что происходит в религиозных кругах. Мы живем во времена великого отступничества. Сегодня многие церкви исповедуют христианскую веру, но их поведение противоречит тому, что они говорят. Именно об этом писал апостол Павел: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3, 4).
Как и было написано во Втором послании к Тимофею, многие исповедующие христианство сегодня открыто одобряют гомосексуализм, в то время как другие поддерживают теорию эволюции. И то, и другое указывает на дела дракона, совершаемые им через зверя. Очевидно, что сатана трудится день и ночь, чтобы устроить хаос, запутать людей и заставить их принимать решения, полностью противоречащие учению Библии.
В Откр. 14:8 Иоанн описывает сцену разрушения Вавилона. Ясно, что Бог наконец будет судить мир. Однако, перед тем как навсегда уничтожить сбившееся с пути человечество, Он дал Своим детям шанс покаяться в грехах и обратиться к Нему. Только тех, кто так и не раскается, ждет уничтожение вместе с князем тьмы.
Картина, что мы наблюдаем в сегодняшнем обществе и церкви, является предупреждением о неизбежном суде, который Бог обрушит на этот мир. К сожалению, многие люди по-прежнему пребывают во тьме и предпочитают игнорировать предостережения. Богу же все меньше нравится то, что этот мир называет современной цивилизацией.
В Библии говорится, что в последнее время люди не будут знать о грядущем суде (см. Мф. 24:37–41; 2 Петр. 3:3–10). Нравственное и духовное разложение, которое распространяется все больше, неверие во Второе пришествие Христа и появление лжехристов — все это подтверждает, что Бог скоро вынесет Свой приговор этому миру.
Но мы как дети Божьи имеем заверение в том, что Бог вмешается и даст нам силы выжить. Мы же, со своей стороны, должны принять истину и жить согласно ей.
Дискуссия
В чем, по вашему мнению, мы видим исполнение написанного во Втором послании к Тимофею?
Джозеф Вамбуа, Макуени, Кения
Откр. 13:1–8; 17:1–3, 12–15
Суд над блудницей (см. Откр. 17:1, 2)
В Откр. 17 говорится о великом суде, который Бог наконец произведет над отступниками, принесшими боль и страдания народу Божьему и Его церкви. Читая главу, мы вновь обретаем надежду, что, как бы мы ни страдали в этом мире, Бог скоро восстановит справедливость и враг будет уничтожен навсегда.
В Откр. 17:1 Иоанн говорит о прелюбодеянии или блуде. В Ветхом Завете мудрец Соломон предостерегал против любого общения с блудницей (см. Притч. 6:20–24). В этом видении Иоанн использует термин «прелюбодеяние», чтобы показать, насколько велико отступничество. Оно существовало во времена Иоанна и продолжает существовать и в наши дни. Вавилонская блудница представляет собой духовную и нравственную деградацию, разъедающую церковь. Вместо того чтобы принять Христа как своего законного мужа, блудница разделила постель с множеством разных мужчин.
Сцены, представленные в этом видении, обращены к нашему поколению — отказываясь принять в свою жизнь Христа, мы перенимаем образ поведения блудницы, которая побуждает нас подчиниться другим господам. Когда это происходит, мы позволяем деньгам, образованию, развлечениям и всему остальному занять в нашей жизни место Христа.
Блудница и зверь (см. Откр. 17:3)
В Откр. 13:1 мы читаем описание зверя. В семнадцатой главе Иоанн видит жену на звере. На женщине этой надеты всевозможные украшения — золото, драгоценные камни, жемчуг и багряница. Данная картина указывает на почести и богатства этого мира, которые церковь-отступница может иметь.
В попытке переманить Христа на свою сторону сатана обещал Ему земные богатства и власть (см. Мф. 4:8). Образы жены и зверя являются символом того же, что мир обещает, если мы отвергнем Христа.
Кроме того, жена сидит на звере и пьет кровь святых.
Из видения понятно, что жена и зверь являются символом земных властей, которые продолжают противодействовать народу Божьему. Гонения на христиан в разных уголках мира все еще продолжаются, но они достигнут предела, когда церковь-отступница объединится с политическими силами всего мира, чтобы издать религиозные законы, следовать которым должны будут все.
Хорошая новость состоит в том, что среди всех бедствий и скорбей и блудница, и зверь будут осуждены и приговорены к наказанию, которым станет окончательное уничтожение (см. Откр. 2:22, 23).
Зверь определен (см. Откр. 13:1–8)
Иоанн заканчивает описание своего видения в двенадцатой главе упоминанием о злом драконе, который идет войной против тех, кто соблюдает заповеди Божьи и имеет свидетельство Иисуса Христа. В Откр. 13 появляется зверь, выходящий из моря. Он нужен здесь, чтобы продолжить историю о драконе. Иоанн пишет: «И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13:2).
Благодаря зверю дракону прекрасно удается продолжать преследование народа Божьего. Кроме того, у него теперь есть замечательная возможность вернуться к власти и заставить мир поклоняться себе. В видении о звере, выходящем из моря, Иоанн описывает ситуацию появления земной власти, которую сатана будет использовать для воплощения в жизнь своих планов.
Пророчества книги Откровение тесно связаны с видениями пророка Даниила (см. Дан. 2:42; 7:7, 8; 9:27; 11:36). Седьмая глава книги пророка Даниила помогает нам понять смысл семнадцатой главы книги Откровение. Например, определив связь между Откр. 17:1–5 и Дан. 7:2, 3, мы понимаем, что Иоанн пишет о Вавилоне, Мидо-Персии, Греции и Риме.
Для христиан знать зверя и его приспешников крайне важно. Изучив его и все его ловушки, мы сможем решить, как с помощью Духа Святого лучше всего этих ловушек избежать.
Падение Вавилона (см. Откр. 17:12–15)
Кульминация событий в семнадцатой главе Откровения показывает, что Бог вмешивается в дела этого мира, не оставляя Своих детей одних страдать от рук врага. Когда дракон обнаруживает, что больше не может совершать свои дела через земные силы, и осознает, что не в силах уничтожить народ Божий, он меняет тактику.
На первый взгляд зверь и его последователи кажутся сильнее Агнца и Его армии. Однако в итоге Агнец одерживает победу над зверем. Именно Христу, являющемуся Агнцем, предназначено править. Из этого видения мы узнаем, что Христос есть Господь господствующих и Царь царей. И противостоять Ему не может ни одно царство и ни одна власть.
Дискуссия
- Что падение Вавилона говорит нам о характере Божьем и о том, как Он намерен завершить историю этого мира?
- Как вы думаете, когда закончится война между драконом и Агнцем? Подтвердите свой ответ текстами из Священного Писания.
- Благодаря чему мы уверены в том, что даже в самых страшных скорбях и бедах Христос находится рядом с нами?
Ауджиния Нзуве, Найроби, Кения
Иер. 51:13
«Когда окончится тысяча лет, Христос снова придет на землю в сопровождении сонма искупленных и верениц ангелов. Когда Он нисходит в потрясающем величии, то повелевает всем умершим нечестивым воскреснуть, чтобы принять свою участь. Они выходят из могил в великом множестве, бесчисленные, как песок морской. Как резко отличаются они от тех, кто воскрес при первом воскресении! Праведники облечены в бессмертную юность и красоту! Нечестивые несут на себе следы болезней и смерти.
Теперь сатана готовится к последней великой битве за власть во Вселенной. Лишенный силы и возможности обольщать людей, князь зла находился в жалком и отчаянном состоянии, но теперь, после воскресения нечестивых, он видит, что на его стороне огромное множество. Его надежды оживают, и он решает не сдаваться в великой борьбе. Он поведет все армии погибших под своим знаменем и с их помощью попытается осуществить свои мечты. Нечестивые — его пленники. Отвергнув Христа, они признали власть главаря мятежников и готовы повиноваться его приказам и указаниям».
Сатана и его войско готовятся к финальной битве. Они, кажется, не знают, что их ожидает. Час суда над ними только что наступил, и когда все закончится, извечный огонь поглотит их.
„И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков“ (Откр. 5:13). Великая борьба окончена. Греха и грешников больше нет. Вся Вселенная чиста. В бесчисленных творениях бьется один пульс согласия и радости. Во все концы безбрежного пространства текут потоки жизни, света и радости от Того, Кто сотворил все. От мельчайшего атома до величайшей галактики — все одушевленное и неодушевленное в своей неомраченной красоте и совершенной радости провозглашает: „Бог есть любовь“».
Мы увидели лишь малую часть того, что произойдет в решающий День суда. Но в одном мы можем быть уверены — Христос и Его народ одержат победу.
Дискуссия
Почему все не могут обрести спасение и наследовать Царство Божье?
Джозефин Ндуку, Макуени, Кения
Откр. 17:3
В книге Откровение мы узнаем, что дракон наделил силой своих доверенных лиц по всему миру. Сотрудничество с ним помогает ему обманывать народ Божий. Даже среди христиан можно найти сыновей и дочерей зла. Они — плевелы, растущие вместе с пшеницей. Однако, когда придет время, Христос пошлет Своих ангелов собрать сорную траву, сжечь ее, а пшеницу убрать в житницу (см. Мф. 13:36–40).
Но до того как Христос вернется, чтобы забрать нас домой, мы должны избегать духовного разложения, которое встречается сегодня в наших общинах. Современная церковь все чаще сталкивается с вероломством и изменой. Это можно приписать действию дракона, зверя и их приспешников, чье появление, характер и влияние описаны в Откр. 17.
Уже долгое время в нашем мире процветают самые разные формы отступничества, прокравшиеся и в церковную среду. Нам нужно распознавать этих лжеучителей и их лжеучения.
Начнем с того, что лжеучения происходят от основных, истинных доктрин, изложенных в Библии, просто люди к ним добавляют несколько штрихов. Другими словами, они выглядят как настоящие христианские доктрины, но все же ими не являются. Однако отступничество может также выражаться в виде полного отречения от веры, когда человек становится абсолютным противником христианства.
Согласно проведенному в 2010 году исследованию под названием «Неверующие проповедники», некоторые проповедующие действительно «приняли еретические концепции о христианстве и теперь полностью отпали от веры, являясь сейчас либо пантеистами, либо скрытыми атеистами».
Мы должны остерегаться лжеучений, придуманных зверем. И лучший способ сделать это — знать истину. Для того чтобы определить подделку, мы должны изучить оригинал. Иисус говорил, что дерево следует отличать по его плодам (см. Мф. 12:33). Ниже предложено несколько способов определения лжеучителей.
Что они говорят о Христе. Если то, чему они учат, не прославляет Христа и Его искупительное служение, значит, они не от Бога.
Как они понимают Благую весть. Павел предупреждает: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:9).
Как они прославляют Господа. Если они отвергают Божий план, проповедуют благополучие или больше говорят о себе, нежели о Христе, значит, они упускают из виду самое главное (см. Мф. 7:15–20; Иуд. 11).
Дискуссия
Проповедуют ли в вашей среде какие-либо отступнические доктрины?
Роуз Ндану, Матуу, Кения
Откр. 17:9–11
История Иуды Искариота, предавшего Иисуса, — это пример того, как дракон смог найти лазейку и пробраться в саму церковь Христа. Иуда не полностью посвятил себя Иисусу и в итоге своими поступками показал себя абсолютным противником христианства.
Хотя в своих видениях Иоанн использует образы и цифры, Библия сама себя недвусмысленно истолковывает, чтобы никто не сомневался, что все эти символы, цифры и образы означают. Головы и цари, упомянутые в Откр. 17:1–3, представляют собой масштаб влияния и силы дракона на земле. Дракон, конечно же, это сатана (см. Откр. 12:9), и его влияние продолжает проникать в церковь даже сегодня.
Сегодня в церкви много агентов сатаны, похожих на Иуду Искариота. Они пытаются лишить Бога и Его народ и духовных, и материальных благ. Они продали свою верность и теперь восстают против Христа и Его принципов.
В Послании Иуды христиан учат, как распознавать отступничество в церкви и оставаться верными Христу до самого конца. Иуда советует верующим «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 3). Согласно тексту этого послания, война будет продолжительной. Истинные христиане постоянно борются с лжеучениями и распространяющими их учителями.
По сути, не только руководители церкви, но и все рядовые христиане вовлечены в эту битву. Мы, верующие, должны отточить свои способности распознавать истину, чтобы силой Духа Святого суметь определить и предотвратить появление любого вида отступничества в своей среде. «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд. 4).
Лжеучителя тайком проникают в церковь, и обнаружить их нелегко. Все считали Иуду одним из учеников и даже не подозревали, что он предаст Учителя. Кроме того, лжеучителя — специалисты в подделывании истины, так что их жертвам не отличить истины от заблуждения. И, наконец, они отвергают единственного Учителя и Господина Иисуса Христа.
Дискуссия
Если мы сможем распознать в своей церкви лжеучителей, как нам помочь им вернуться к Христу?
Патрик Нзуве, Найроби, Кения
Откр. 16:15
Заключение
Все, что имеет начало, должно иметь и конец. Сколько бы времени это ни заняло, Бог в итоге будет судить этот мир. Вавилонской блуднице, зверю и всему, имеющему к ним отношение, придет конец. Настанет время святым торжествовать и заявлять о том, что Бог действительно справедлив и беспристрастен в Своем суде. Все христиане со всех уголков земли ожидают этого дня — дня, когда Бог наконец заявит о том, какая участь постигнет грех и грешников.
Задания
Посетите заседание суда, чтобы посмотреть, как проходит слушание. Обратите внимание на возможные варианты наказания, ожидающего обвиняемого, до вынесения окончательного приговора. Найдите сходства и отличия между судом земным и небесным.
Проведите библейское занятие на тему падения Вавилона. Какие доказательства вы можете привести для подтверждения идеи о том, что духовный Вавилон падет?
Поставьте сценку о присутствии в церкви лжеучителей. Используйте ее для того, чтобы рассказать членам церкви о существовании этой проблемы.
Опишите животных, образы которых использовались в Откр. 13:1–8. Отметьте те черты, которые подходят к их описанию в видении Иоанна.
Используйте современные технологии для распространения Трехангельской вести. Задействуйте такие соцсети и программы, как Facebook, WhatsApp и Instagram. Подумайте о том, как сегодня можно предотвратить отступничество. В качестве руководства используйте Откр. 13:6–8.
Составьте список всего плохого, что ассоциируется с распутным образом жизни. Обратите внимание, как перечисленное в вашем списке помогает осмыслить проблему духовного Вавилона, описанного в Откр. 17:3.
Изучите древние государства Греции, Вавилона и Рима. Поищите о них побольше информации и обратите внимание на то, почему они подходят к описанию, данному Иоанном.
Для изучения
Дан. 7:23, 24; Лк. 4:6, 7; 2 Петр. 2:1, 2.
Э. Уайт. Великая борьба, гл. 12 «Реформация во Франции».
Библейский комментарий АСД, т. 7.
Сипроуз Нгина, Макуени, Кения