Вступление
Откр. 15:4
Добро пожаловать в «Страну язв» из Откр. 15 и 16. Эти главы кажутся такими странными из-за того, что написанное в них бросает вызов нашему воображению. Конечно же, посылая семь последних язв, Бог наконец-то даст волю небесной команде, не так ли? Мы ожидаем взрывов, астероидной артиллерии.
Однако в «Стране язв» мы видим совсем другую картину. Тем, кто ожидает увидеть зомби или постапокалиптическую пустыню, придется подождать до двадцатой главы, потому что все, касающееся семи последних язв, завершается описанием картины поклонения. И это кажется совершенно неуместным.
Ангелы, несущие чаши с язвами, выходят из Святого святых в небесном храме — места присутствия Бога (см. Откр. 15:5, 6). Они облачены в светлые священнические одежды. Храм наполняется славой Божьей, а в это время искупленные прославляют «праведные пути» Бога и вопрошают: «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего?» Третий ангел, обратив реки в кровь, также прославляет Бога: «Праведен Ты в судах Своих, [Господи]» (Откр. 16:5, пер. ИПБ).
Самое странное в ситуации с этими язвами — в тексте говорится больше о прославлении, нежели о самих язвах. Как может быть, что самый страшный период в истории земли видится таким светлым и святым на небесах?
Если бы мне пришлось писать эту сцену, я изобразил бы, как Бог отправляет ангелов с небес, говоря что-то о необходимости побыть одному прямо сейчас. Перед тем как встретиться внизу со Своими мятежными детьми, Он притушил бы свет. Скорбь, которую Он испытывал из-за сбившегося с пути человечества, выразила бы лишь одинокая слеза, стекающая по Его щеке. Тогда, и только тогда Он простер бы Свою руку. Однако прежде чем вынести смертный приговор, Он отвел бы в сторону взгляд. Так не должно было быть.
Так я описал бы этот эпизод: мрачная, странная, вынужденная справедливость. У меня и в мыслях не было бы представить эту ситуацию в виде поклонения. Пение ангелов на фоне горящего мира, кажется, только способствовало укоренению предрассудков у тех, кто критикует христианство.
Однако взгляните внимательнее на это поклонение: Небеса прославляют Бога за то, что справедливость, о которой так долго молились, наконец восторжествовала. Ангел, сделавший воду кровью, говорит, что Бог справедлив, потому что «пролили они кровь святых слуг Твоих и пророков, потому обрек Ты их пить кровь, как они того заслужили» (Откр. 16:6, пер. ИПБ). Эти язвы символизируют конец долготерпения Божьего по отношению к греху. Больше Он не станет допускать убийств. Ему больше не придется наблюдать, как Его детей насилуют и уродуют, как их убивают пьяные водители. Эти столетия одиночества были отмечены кровью. Как люди ни толковали бы события с язвами — буквально и иносказательно, цель язв очевидна: Бог покончил со злом.
Мэтью Люсио, Пеория, Иллинойс, США
Откр. 15, 16
Слово «гнев» появляется в Библии версии короля Иакова 256 раз. Словарь Уэбстера дает этому слову следующее определение: «1. Сильная злость или негодование, сопровождаемое желанием отомстить. 2. Воздаяние или наказание за нанесенную обиду или совершенное преступление — Божественная кара». Сегодня мы обратим свое внимание на второе значение слова, а также на то, как семь последних язв связаны с гневом Божьим, изливаемым на землю в ответ на нападки сатаны.
Они отвергли Святого Духа
В первой главе Послания к римлянам Павел напоминает нам, что гнев Божий изливается на нечестивых и неправедных (см. Рим. 1:18). Несколько раз на протяжении всей главы он говорит нам, что случится с теми, кто продолжает отвергать Святого Духа. Бог «предает их» во власть их желаний и больше не может сотрудничать с ними. Будучи благородным и не заставляя никого принимать Его любовь, единственное, что Он может, — отдалиться от них. Божий гнев и неискупимый грех являются синонимами, и реальность такова, что Бог должен в конце концов оставить людей, продолжающих упорствовать в своем мятеже против Того, Кто есть источник жизни.
Первые семь язв
События, связанные с исходом из Египта, являются предвестниками семи последних язв. Через Моисея и Аарона фараону давалось множество возможностей смирить свое сердце, однако мы читаем, что «сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь» (Исх. 8:19). Вызывающее поведение фараона абсолютно не похоже на то, как будет вести себя Божья церковь последнего времени. Люди уверовали в Евангелие (см. Откр. 15:3). Подобно израильтянам, ликовавшим и певшим, освободившись от гнета жестокого фараона, христиане поют песнь Моисея, ведь они были избавлены от деспотической власти врага Бога — сатаны.
Навсегда потерянный рай
В отрывке о семи последних язвах описано, что произойдет с теми, кто полностью отвергнет Благую весть — жизнь, смерть и воскресение нашего Пасхального Агнца, Иисуса Христа. Отказавшись от света, они подлежат осуждению (см. Ин. 3:19). Они будут мучимы «в огне и сере пред святыми Ангелами» (Откр. 14:10) не потому, что Бог — злобный садист, но из-за Божественного праведного присутствия в Его народе. В противоположность тьме греха свет Христов будет подобен огню поядающему, обличая заблудших в их прегрешениях. Да, физическое уничтожение будет иметь место, но оно станет следствием развращенной и испорченной души.
Каждая чаша гнева, изливаемого на землю, показывает нам, насколько серьезным наказанием стало для заблудших их осуждение. С первой по четвертую чаши говорят о том, что для некоторых тяжесть непрощенного греха становится «жестокой и отвратительной гнойной раной». Какие бы человеческие средства они ни попытались использовать, им, как и египтянам, никогда не избавиться от болезни греха. А кто-то отвергает Христа, считая Его безжизненным «мертвецом», не имеющим силы. Эти люди лишаются права когда-либо быть преображенными в образ Божий, то есть стать «душою живою». Те, кто яростно отвергал Благую весть, проливая «кровь святых и пророков», теперь в отчаянии ожидают грядущую гибель. Даже тех, кто заявлял о своей верности Богу, но представлял имя Иисуса в неверном свете, постигнет эта же участь. Они проклинали и «хулили имя Бога… и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр. 16:9).
Понимаете, почему Бог гневается? Отец, Сын и Дух не только бесконечно опечалены судьбой тех, кто никогда не вступит на новую землю. Бог не может спокойно относиться к системе, которая убила Его детей. Во время пятой и шестой язв Он готов действовать, выливая Свои сосуды на ложную троицу — безнравственного дракона, зверя и лжепророка. Подобно тому как жители Вавилона лишились воды, когда Кир Великий захватил город, отведя воды Евфрата в другое русло, заблудшие лишатся всех благословений, когда-то щедро даруемых им Иисусом — Живой Водой. Потеряют они и Самого Иисуса. Царство врага иссохнет и падет.
Каждый сделает свой выбор, но сатана использует эту последнюю возможность для того, чтобы добавить еще больше лжи и обмана. Как лягушка ловит добычу своим языком, так и сатана продолжит распространять ложь, чтобы заманить заблудших в ловушку и, собрав их всех вместе еще один, последний раз, напасть на Небесное Царство.
Блажен бодрствующий
И, наконец, в Откр. 15:15 Иисус заверяет нас, что именно нечестивые будут застигнуты врасплох, когда Он придет, как тать. Нас предостерегают хранить свою одежду. Речь идет не о рукотворной одежде, а о Христовой праведности. Ведь тогда мы избежим участи тех, кто без Христа оказался нагим и потерянным. Сатана может пытаться воспользоваться нашей человеческой слабостью и заставить нас испытывать чувство вины за наше прошлое. Но мы знаем, что Иисус спас нас. Мы можем исполниться дарующей жизнь силой вечного Евангелия, чтобы никогда больше не испытать разделение с Богом. Эту горькую чашу Иисус уже принял за нас.
Дискуссия
- Чем отличается человеческий гнев от гнева Божьего?
- Какое еще сходство есть между семью последними язвами и теми, что были в Египте?
- Как нам не попасть в ряды тех, на чью долю выпадет испытать на себе семь последних язв?
Эндрю Кэрролл, Аллентаун, Пенсильвания, США
Иез. 33:11
«Для нашего милосердного Бога наказание — это „необычайное дело“. „Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника“ (Иез. 33:11). Господь — „человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный… прощающий вину, и преступление, и грех“, однако „не оставляющий без наказания“. „Господь долготерпелив, и велик могуществом, и не оставляет без наказания“ (Исх. 34:6, 7; Наум. 1:3 — другой перевод: „Он будет беспощаден в Своем правосудии и восстановит авторитет Своего попранного закона“). О строгости возмездия, ожидающего виновного, можно судить по тому, как неохотно Господь прибегает к правосудию. Народ, который Он долготерпит и не уничтожает, пока тот не наполнит меру своего беззакония в очах Божьих, в конце концов выпьет чашу гнева, не смешанного с милостью».
«Бог справедливости не пощадил Своего Сына… Весь долг за нарушение Божьего закона был взыскан с нашего Ходатая. Искуплению надлежало быть полным. Как уместны здесь слова пророка Исаии: „Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению“. Душа Его стала „жертвой за грех“. „Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши“ (Ис. 53:10, 5).
Иисус перенес высшую меру наказания, предусмотренного законом за наше преступление, и справедливость была сполна удовлетворена. Закон не упразднен, он не утратил своей силы ни на йоту. Напротив, его святое достоинство незыблемо, и Христова смерть на кресте засвидетельствовала о его неизменности. Его требования были исполнены, авторитет подтвержден.
Было ли смягчено наказание из-за того, что Он Божий Сын? Были ли удержаны чаши гнева от Того, Кто стал ради нас грехом? На нашу заместительную Жертву, Богочеловека, наказание пало без всякого послабления.
Он возопил: „Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?“ (Мк. 15:34). С ним обошлись как с грешником, дабы с нами можно было обойтись как с праведниками, дабы Бог, оправдывая грешника, оставался справедливым…
Наш язык слишком беден, чтобы описать Божью любовь. Мы верим в нее, мы радуемся в ней, но мы не можем ее понять».
Дискуссия
- Как, по вашему мнению, любовь Божья находит отражение в Его судах?
- Как вы готовитесь избежать грядущего суда?
Уэсли Онсандо, Мэнер, Техас, США
Откр. 7:1–3; 14:9, 10
В древние времена печати использовались для определения того, что официальный статус документа подтвержден и одобрение царя и правительства получено. У каждого руководителя была собственная, единственная в своем роде печать, и всем было ясно ее происхождение. Можно сказать, это было что-то наподобие подписи. В Соединенных Штатах до сих пор есть и используется государственная Большая печать (подобные печати есть и у каждого штата). «В настоящее время печать относится к средствам, подтверждающим подлинность договоров; при обнародовании договоров; для подтверждения судебных решений и документов МИДа; распоряжений президента об экстрадиции сбежавших от правосудия США; для удостоверения полномочий должностных лиц, послов, сотрудников дипломатической службы и всех остальных государственных служащих, назначенных президентом, чьи полномочия не могут быть заверены любой другой печатью». Иными словами, печати до сих пор служат своей основной цели — подтверждению подлинности.
В книге Откровение нам представлены два разных показателя того, чью сторону вы принимаете в это последнее время, — печать Бога или начертание зверя.
В Симфонии Стронга печать, упоминающаяся в Откр. 7:2, называется средством для установления подлинности. А подлинное — это значит настоящее или истинное. Если какой-то ордер или указ был заверен печатью царя, его нельзя было отменить или аннулировать (см. Есф. 8:8). Таким образом, как только народ Божий, живущий в последнее время, получает печать Бога, это означает одобрение Божье и разрешение войти в Его Царство.
Второй показатель — начертание зверя. Греческое слово charagma, используемое в тексте, является синонимом еврейского слова qa`aqa` в Лев. 19:28, где нас предупреждают не делать на себе каких-то отметин. В Писании это слово постоянно используется в отрицательном контексте. В наше время если предмет или субъект помечен, значит, стрелок или снайпер определили его для себя в качестве мишени, в том числе для убийства.
Перспективы для тех, кто получит начертание зверя, мрачны, но Бог, как и всегда, предлагает нам выбор. Он даже отсрочил уничтожение земли до тех пор, пока Его народ не будет запечатлен (см. Откр. 7:3), потому что хочет дать нам шанс вместо смерти выбрать жизнь.
Дискуссия
- Какими «печатями», не являющимися Божьими, мы отметили себя?
- Что нам делать для того, чтобы в итоге мы были не отмечены, а запечатлены?
Дестини Кендис, Плант-Сити, Флорида, США
Откр. 16:1–16
Бог — эксперт в области привлечения нашего внимания. Говорит ли Он, делает или воздействует через природу, Он, несомненно, способен заявить о Себе человечеству. Несмотря на это, вероятность упустить из виду весть Божью для нас все еще крайне велика.
Настолько велика, что в Откр. 16 описывается группа людей, на которых обрушились семь последних язв, но которые все еще не желают признавать Бога! Как такое возможно? Кто-то даже сочтет это абсурдным! Однако приняв в сердце то, к чему привлекает наше внимание Бог, мы не только сможем понять, Кто Он такой, но и доверить Ему свое будущее.
Научитесь отпускать штурвал. Начиная с регулирования температуры в доме и заканчивая управлением природными процессами, человек одержим стремлением контролировать каждый аспект своей жизни. Пс. 36:5 напоминает нам: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит». Начните уже сейчас просить Бога помочь вам принимать решения. Рассказывайте Ему в молитве о своих мыслях и мнениях. Спрашивайте себя, этого ли хотел от вас Господь? Ожидайте Его ответа и доверьтесь Его управлению.
Наш характер открывается в реакции на неконтролируемые обстоятельства. Беспокоимся ли мы? Может, мы постоянно сомневаемся в водительстве Божьем? Иак. 1:2, 3 призывает нас оценивать трудности, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни, и считать их возможностью видеть и исправлять скрытые порой несовершенства нашего характера. Сталкиваясь с очередным препятствием, пытайтесь прославлять Бога, несмотря на трудности. Отмечайте перемены в своем отношении. Бог не только проведет вас через все препятствия, но и научит, как реагировать на них.
Постоянно стремитесь признавать присутствие Бога в своей жизни. Мы можем делать это с помощью славословия, покаяния, молитвы, служения и изучения Слова Божьего. Соглашаясь с Его присутствием, мы становимся способны более ясно видеть, как Он действует в окружающем нас мире. Без этого на нас часто могут обрушиваться невзгоды, причиной которых становимся мы сами. «Итак, будем… непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15).
Дискуссия
- Что открывают семь последних язв о тех, на чью долю они выпали?
- Когда Бог призывает нас обратить на Него внимание, как могут люди реагировать на это?
Мишель Одинма, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
Откр. 16:10, 11
Проповедующие шарахаются от темы семи последних язв, как от чумы. Мы избегаем говорить о язвах, потому что эта тема может стать причиной серьезных сомнений относительно характера Божьего. Мы читаем, что когда пятый ангел окутал тьмой царство зверя, люди «кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих… и не раскаялись в делах своих». Скажу честно, моей первой реакцией был вопрос: «Кто захотел бы покаяться и полюбить Бога, посылающего язвы?»
Наша проблема с Богом язв частично состоит в том, что мы ожидаем, чтобы Он стал противоречить Сам Себе. Мы хотим видеть любящего Бога, исповедующего, подобно Ганди, ненасильственную любовь и рыдающего над убитым комаром. Но нам также нужен справедливый Бог, Который, подобно Гэндальфу, прискачет со Своей кавалерией и уничтожит наших обидчиков. Иными словами, нам нужен крест без пролития крови. Мы хотим спасения без страданий, ада без огня и справедливости без наказания.
И все же как может Творец убить рыбу (третья язва) или заставить солнце невыносимо палить (четвертая язва)? Как Он может способствовать появлению гнойных язв у Своих собственных детей? Нам не следует давать поспешные ответы на такие вопросы в своем стремлении защитить Бога. Пророк Исаия не без причины описывает суды Божьи «необычайным делом» и «чудным действием» (см. Ис. 28:21).
Я считаю, нам необходимо понять о язвах три важные вещи, учитывая все сказанное выше:
Страдания не являются Божьей целью. Бог не мазохист (см. Иез. 33:11). В книге пророка Исаии Бог обещает наслать град, чтобы истребить «убежище лжи» (Ис. 28:17). Другими словами, иногда суд Божий выражается в физическом наказании, посылаемом Господом с целью уничтожить паутину лжи, которой мы опутали свою жизнь. Благодаря этому мы получаем возможность дальше строить свою жизнь на лучшем основании.
Божья цель состоит не в том, чтобы привести нечестивых к покаянию. Наоборот, в Откр. 16 дважды говорится о том, что люди отказались раскаяться. Таким образом, последние язвы показывают всей Вселенной, что каждый, кто в результате все равно отвернулся бы от Бога, уже это сделал. Милость Господа не произвела бы никакого эффекта.
Божья цель заключается в том, чтобы освободить Свой народ. Язвы, описанные в книге Откровение, напоминают египетские. В обоих случаях их цель заключалась в освобождении народа Божьего, задыхающегося в тисках тирании. Фараон (сатана) никогда не отпустит народ Божий. Доказательством этого является крест. Пришло время сатане и его последователям ответить за последствия своих поступков.
Друзья, только любящий Бог может явить справедливость.
Дискуссия
- Некоторые говорят о том, что язвы являются доказательством жестокости Бога. Что бы вы ответили таким людям?
- Какое слово лучше было бы использовать вместо термина «язва»? Как бы вы описали подобный суд?
Лаура Лусио, Пеория, Иллинойс, США
Откр. 16:1
Заключение
Во времена Моисея Бог использовал язвы, чтобы ожесточить сердце фараона, не отпускающего сынов Израилевых на свободу. Те события являются символом того, что произойдет в последнее время. Ангелам было сказано громким голосом вылить «семь чаш гнева Божия на землю» (Откр. 16:1). Когда язвы обрушатся на землю, могут найтись те, кто захочет логически опровергнуть их происхождение. Однако мы можем быть в безопасности во время этих событий последнего времени только благодаря Христу и Его преображающей силе. Готовы ли вы?
Задания
Составьте список всех язв и подпишите к каждой из них соответствующий библейский текст. Как мы можем узнать, что делать, когда придет время?
Напишите песню на тему семи язв и спойте ее во время урока субботней школы или для своей молодежной группы.
Изучите историю о язвах египетских и о семи язвах последнего времени. Нарисуйте на эту тему постер, повесьте его в своем классе.
Напишите молитву, которая поможет вам подготовиться к событиям последнего времени, обсуждаемым в этом уроке.
Создайте игру на тему семи последних язв, использовав библейские тексты, в которых о них говорится. Можно использовать карточки для заметок. Сделайте семь карточек, на каждой из которых напишите по одной язве. Затем сделайте семь карточек с библейскими стихами для каждой язвы.
Снимите короткое видео о том, что вы узнали на этой неделе и как это помогло вам подготовиться к событиям последнего времени. Можно также опубликовать это видео в соцсетях, чтобы поделиться со своими друзьями полученной вами информацией.
Для изучения
Исх. 40:34, 35; 3 Цар. 8:10, 11; Откр. 7:1–3; 14:9, 10; 15:1–8
Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 201; Великая борьба, с. 613, 614.
Walter J. Veith, Amazing Discoveries: The 7 Last Plagues.
Леви Коллинз, Ленхартсвилл, Пенсильвания, США