Вступление
Нав. 6; Откр. 8–10
Жители Иерихона испуганно выглядывали из-за стены. Каждый день вокруг их города проходила странная процессия. Каждый день доносился грозный трубный звук. От зловещего топота тысяч ног, шагавших по палестинской земле, все вокруг содрогалось. Звук труб эхом разносился по склонам гор.
Сыны Израилевы определенно о чем-то предупреждали их, но что это было за предупреждение, никто из жителей не смог понять. Странно, но сегодня все было по-другому — странная процессия не остановилась, один раз промаршировав вокруг города. Они прошли второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой раз. Внезапно трубы громко затрубили, и раздавшийся затем звук тысяч голосов был подобен раскату грома.
В книге Откровение Иоанн описывает похожую ситуацию с предупредительным звуком труб, в которой слышны отголоски истории с Иерихоном и трубным гласом. Звук труб сопровождается язвами, связанными с градом, кровью, тьмой и саранчой. Этот отрывок Писания напоминает нам о язвах, обрушившихся на гордого египетского фараона, который угнетал евреев и отказывался выполнить повеление Бога и отпустить Его народ.
Продолжая читать книгу Откровение, мы видим три грядущих ужаса, или бедствия. Саранча с хвостом, как у скорпиона, выползает из дымной бездны. Двести миллионов похожих на лошадей зверей с головой льва выступают с всадниками, чтобы убить одну треть человеческой расы огнем, дымом и серой. И ангел с горько-сладкой книжкой, сходящий с неба на землю. Море ревет, и семь громов грохочут ему в ответ. Двум свидетелям, представленным двумя маслинами и двумя светильниками, дана власть убить тех, кто захочет их обидеть.
Данная последовательность событий может привести нас в такое же замешательство, как и жителей Иерихона семь кругов, пройденных евреями вокруг их города в седьмой день. Подобно им, мы можем чувствовать, что эти события имеют огромное значение. И в то же время нам будет невдомек, в чем заключается их значимость.
А затем седьмой ангел трубит в свою трубу. Подобно крику сынов Израилевых при завоевании Иерихона, мы слышим раздающиеся на небе громкие голоса: «Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков» (Откр. 11:15).
Как разрушился Иерихон, так разрушаются и царства мира сего. Изучая на этой неделе данные отрывки Священного Писания, мы станем лучше понимать пророческое значение семи труб, и нам откроется весть надежды. Мы увидим, что Бог сражается за Свой народ, и однажды Он покончит с мучительной проблемой греха раз и навсегда.
Быт. 40, 41; Еф. 5:2; Откр. 8–11
В Библии мы встречаем описание снов, полных символов, уже в истории об Иосифе в Быт. 40. Вы, наверное, помните, что виночерпию снились виноградная лоза, а хлебодару — изделия пекаря. Позже фараон повелел привести из тюрьмы Иосифа, чтобы тот истолковал ему два сна о коровах и колосьях.
В каждом случае символы, использованные во сне, указывали толкователю на настоящий объект — в сне о хлебодаре был хлеб, а в сне о голоде — тощие коровы и так далее.
Даниил и автор книги Откровение придерживаются того же принципа. Видение о святилище (см. Дан. 8) представлено символами святилища (овен, козел, рога, «ежедневная жертва»), в то время как история церкви Божьей (см. Откр. 2, 3) относится к церквам Малой Азии. В пророчестве, кульминацией которого является описание печатей Бога и возникшее в результате их снятия безмолвие на небе (см. Откр. 4–8:1), в качестве основной метафоры используются «печати» на книге.
«Семь труб» в Откр. 8–11 — самое большое из пророчеств. Перед нами раскрывается история падения Римской империи, для чего используется символ предупреждающего трубного звука, издаваемого медным инструментом. Для чего нужно показывать это падение? В книге пророка Даниила мы находим упоминание знакомых нам четырех империй (Вавилона, Персии, Греции и Рима), правление которых сменяется Царством Христа. Ко времени написания книги Откровение три из этих империй ушли в небытие, а четвертая уже переживала упадок. Таким образом, книга Откровение вполне логично начинается с Божьего суда над оставшейся империей.
Первые четыре трубные вести (см. Откр. 8) предсказывают наказание, ожидающее западный Рим, исполнителями которого стали варварские племена, печально известные вандалы. Следующие две трубы (см. Откр. 9) показывают силы, используемые Богом для совершения суда над христианством, сошедшим с верного пути. Описано все — появление пороха, артиллерии, а также религиозное влияние воинов-мусульман.
Наше с вами время представлено последней, седьмой трубой. Здесь сфера действия расширяется, и мы читаем о том, что Бог накажет мир за противление Закону Божьему.
Сегодня мы коротко рассмотрим лишь два ключевых момента. Во-первых, во вступлении (см. Откр. 8:2–5) нам будет показано служение, совершаемое Христом в небесном святилище. Во-вторых, в последней части пророчества (см. Откр. 11:15–19) мы увидим, как наш сегодняшний выбор повлияет на нашу участь, когда придется пожинать последствия принятых решений.
Служение Христа (см. Откр. 8:2–5)
Когда Иисус начинает Свое служение в качестве нашего Ходатая, Ему дается «множество фимиама». Этот сладкий аромат вместе с «молитвами всех святых» напоминает нам, что в присутствие Божье нельзя войти произвольно. Только благодать, сладкое благоухание совершенной Христовой праведности, делает наши молитвы приемлемыми для Бога (см. Еф. 5:2). Если Сам Иисус лично выслушивает наши молитвы, то почему мы так мало молимся? Если нас призывают «смело» предстать перед Престолом, почему мы делаем это настолько поверхностно и нерегулярно?
В нашем отрывке мы видим, как Христос завершает Свое посредническое служение. Кадильница, наполненная огнем и поверженная на землю, обращает наше внимание на тот факт, что однажды Иисус выйдет из святилища.
Сравнивая Откр. 8:2–5 и 11:19, можно увидеть, что Божьи суды на земле начинаются в то же время, когда Христос приступает к Своему служению на небе. Другими словами, помогая Своим верным последователям, оставшимся на земле, Иисус одновременно наказывает империи за дерзкое сопротивление и угнетение Его народа. Эти два аспекта Его служения — как Ходатая и как Судьи — и освещены в Откр. 8–11.
Седьмая труба (см. Откр. 11:15–19)
Эта часть начинается с описания того, как Иисус получает власть над царствами этого мира. В этот момент Небеса ликуют, потому что Он собирается вернуться на землю, чтобы наконец возвратить ее Себе.
Когда Иисус вернется, Он уничтожит тех, чьи действия способствовали физическому или нравственному загрязнению планеты (см. Откр. 11:18).
Отрывок о семи трубах заканчивается изображением и небесного святилища (со скрижалями в ковчеге), и наказания Божьего в виде семи последних язв, постигшего землю (сравните тексты с Откр. 11:19 по 16:18–21). Вот то, что Христос должен совершить. И то, и другое вскоре будет сделано.
Заключение
В то время как Иисус представляет наши молитвы перед престолом Божьим так, как будто это Он выступает просителем, почему мы так мало молимся? В то время как идет суд над Его врагами, почему мы пренебрегаем возможностью стать Его друзьями?
И если небольшая книга Откровение посвящает исламу целую главу, разве не должны и мы более целеустремленно рассказывать о том, что написали пророки, нашим друзьям-мусульманам? Может быть, ваши друзья проявят гораздо больший интерес, чем вы полагаете, к информации о том, что Бог использовал исламских воинов, чтобы наказать идолопоклонство и грехи сексуального характера, процветавшие в «Священной Римской империи».
А если после этого вы сможете переключить их внимание на то, что в пророчествах пророка Даниила и книги Откровение точно предсказаны события двухтысячелетней истории, может быть, этот разговор утвердит вас в вере. А ваши друзья, возможно, разделят ваши убеждения.
Мы слишком мало молимся. Для нас слишком естественно прятать свой свет под сосудом. Свет и сила Иисуса стали нам доступны благодаря Его служению и книге Откровение. Над этим стоит поразмыслить.
Юджин Превитт, Тампин, Негри-Сембилан, Малайзия
Откр. 8:1–4
«Помните — ни одна смиренная, искренняя молитва веры не остается без внимания; каждую молитву слышат.
Псалмопевец молил: „Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих как жертва вечерняя. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих“ (Пс. 140:1–3).
Мы можем быть уверены в том, что обращенная к Богу смиренная молитва покаяния драгоценна в Его очах. Ни одна из них не забыта. Нам обещано: „Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него“ (Лк. 11:9–13).
Это приглашение звучит для всех. Спаситель пытается объяснить нам эту истину с помощью простой притчи. Разве отец даст камень своему сыну, если тот просит у него хлеба? Если он просит рыбу, разве ему дадут змею? Если сын попросит яйца, кто даст ему скорпиона? Это просто невозможно. Показывая, насколько отличаются друг от друга земное и небесное, Христос добавляет: „Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него“».
«Простые молитвы, вдохновленные Святым Духом, восходят через приоткрытые врата и открывают дверь, о которой Христос сказал: „Я отворил… и никто не может затворить“. Эти молитвы, соединенные с фимиамом совершенства Христа, как приятное благоухание восходят к Отцу, и ответ непременно придет».
«Если вы найдете слова и время для молитвы, то будьте уверены, что Бог найдет время и слова, чтобы ответить вам».
Дискуссия
- Что, согласно этим отрывкам, символизирует собой в Библии фимиам?
- Какие обетования Божьи о молитве вы помните?
- Что мы должны делать, для того чтобы получить ответ на свои молитвы? (Подсказка: это очень просто!)
Майкл Ли, Остин, Техас, США
Числ. 10:1–10; Откр. 8:2–5
Вступление к эпизоду с семью трубами в Откр. 8:2–5 вызывает в памяти образы из Тамида (трактата с описанием ежедневных жертв всесожжений в иудаизме). Каждое утро священник наполнял кадильницу благовониями и углями с жертвенника. Затем он нес ее к золотому жертвеннику курения внутри святилища. Сопровождавшие его священники в конце ритуала трубили в трубы.
В Ветхом Завете трубы (точнее, шофары или рога, чаще всего бараньи. — Прим. пер.) были важным атрибутом повседневной жизни израильтян. Под их звук народ Божий совершал свои молитвы. Этот же трубный глас объединял сынов Израилевых для борьбы с притеснителями. В Числ. 10 можно найти множество ситуаций, в которых эти трубы должны были звучать. Иногда их использовали для созыва собраний, а иногда для того, чтобы собрать народ в путь. Для разных групп людей были предусмотрены разные звуки. Например, одна труба предназначалась для правителей, в то время как сигнал тревоги — для всего стана израильского. Кроме того, в разных ситуациях в них трубили разные люди. Чаще это были священники. Иногда трубы использовались во время военных действий.
В Числ. 10:8–10 Бог говорит, что когда раздается звук трубы, Он вспоминает о Своем народе. На протяжении всего Ветхого Завета Бог использует трубы и молитву, чтобы предвозвестить освобождение Своего народа от гнета притеснителей. Так произошло в истории спасения сынов Иудиных от сынов Израилевых (см. 2 Пар. 13:13–15) и в случае победы Израиля над Иерихоном (см. Нав. 6:20).
Бог также использует трубный звук в качестве предупреждения. В книге Откровение мы читаем предостережение или предупреждение о приближающемся суде, как только ежедневное служение в святилище заканчивается. После трубного звука приходит время ежегодного суда во Святом святых. Но это не звуки победы, а призыв к людям исследовать свое сердце, покаяться и молить Бога о спасении! В Иоил. 2:1 говорится: «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок».
Слыша звуки труб и молитвы, Бог вспоминает об угнетении Израиля. Так и в этой сцене Откровения Бог воздает по заслугам гонителям христиан. Образы в главах 8–11 являются символическим изображением реальных исторических событий, начиная со времен Иоанна и до Второго пришествия Христа. Мы видим, как Бог вмешивается в ход истории, чтобы показать, что Он не приемлет зло и помнит о Своем народе.
Дискуссия
- Бывало ли у вас такое ощущение, что ваши молитвы не поднимаются выше потолка? Какую надежду вы черпаете в этом отрывке?
- В Числ. 10 мы видим, что трубный звук знаменовал собой важные события и в повседневной жизни иудеев, и в том, что касалось ежегодных обрядов и традиций. Какие «трубы» есть в вашей христианской жизни?
Джонатан Уиллер, Стэнфорд, Калифорния, США
Ам. 3:7; Ин. 16:33; Рим. 8:28
Мы живем в эпоху великих знаний. И все же наша жизнь по-прежнему полна страхов. Даже среди христиан многие не понимают, как Бог действует за кулисами этого мира. Когда случается беда, люди бегут к Нему и задают вопрос «почему?».
Семь труб в деталях представляют самые темные дни земной истории. Но даже в это последнее время Бог не перестает совершать Свой труд. Царь по-прежнему на Своем престоле. Вскоре протрубит седьмая труба, и Бог заберет нас домой, где мы будем жить вместе с Ним вечно. Но как нам научиться доверять Богу сейчас, прежде чем произойдет воссоединение на небесах, особенно учитывая все ужасы, связанные с семью трубами?
Сделайте Бога самым главным в своей жизни. Чтобы пережить время, наступающее после того, как протрубят семь труб, мы должны отвести Богу первое место. Все начинается с утра, когда мы просыпаемся. Поблагодарите Бога за то, что Он хранил вас ночью, попросите Его водительства и в течение дня руководствуйтесь Его Словом, сокрытым в вашем сердце. Вот почему изучение Библии и молитва так важны.
Следите за развитием событий в мире глазами Бога. Все газеты пестрят заголовками о последнем кризисе. Неважно, очередная ли это война на Ближнем Востоке, стрельба в школе или проблемы у лидера политической партии — наш мир заполнен плохими новостями. Чтобы понять, что делает Бог, нам нужно посмотреть на историю и эпизод о семи трубах в свете великой борьбы. Читая в следующий раз заголовки печальных новостных сводок, спросите себя: «Что делает Бог?» Седьмая труба вот-вот должна протрубить, и нам просто необходимо иметь целостную картину происходящего.
Помните, что страдания — явление временное. Один из величайших богословских споров ведется по поводу теодицеи. Это слово создали для описания попытки понять и существование доброго Бога, и присутствие зла в мире. Божий характер суть любовь, а любовь подразумевает риск. Бог рискнул создать людей, зная, что мы можем поддаваться и даже непременно поддадимся искушению. Однако благодаря Его жертве на кресте настанет день, когда всем страданиям придет конец (см. 1 Кор. 15:54, 55). История семи труб — это не конец. Божья любовь продолжает совершать свою работу в этом мире.
Расскажите историю Христа тем, кто вас окружает. Есть ли у вас друзья, которых беспокоит все плохое, что происходит вокруг? Расскажите им о том, что Бог совершил в вашей жизни, что Он делает для них и как Он действует в истории человечества. Пусть ваши друзья поверят, что в конце концов прозвучит седьмая труба и Бог все исправит.
Дискуссия
- Как можно смотреть на события в этом мире глазами Бога?
- Что бы вы ответили своему другу о том, почему Бог допускает страдания?
Джейсон Миллер, Силвер-Спринг, Мэриленд, США
Исх. 20:18, 19; 25:10–22; Откр. 11:15–19
Часто, начиная рассуждать о теме семи труб и толковании этих образов, мы забываем о том, что главное в этой истории — Христос. Да, возможно, это звучит банально, и вы скажете: «В Библии все о Христе!» Однако в Откр. 11:15–19 мы видим, как происходит величайшее событие — Второе пришествие и как старцы возносят за это благодарность Богу. Седьмая труба отличается от остальных тем, что сосредоточена она исключительно на явлении Христа и воплощении Его замысла относительно нас: «И буду обитать посреди них» (Исх. 25:8).
Изучая книгу Откровение и пророчества в целом, мы порой не видим Христа в событиях, которые просто не имеют без Него никакого смысла. Седьмая труба отчетливо показывает храм Божий, открытый для нас — грешных, слабых, приземленных людей. Образ, использованный в Откр. 11:19, напоминает нам о том времени, когда Бог произнес на горе Синай слова закона.
Спустя столетия Христос снова придет и будет обитать среди Своих детей; но теперь навечно! Когда храм открывается, апостол Иоанн пишет: «Явился ковчег завета Его в храме Его», что означает Божье присутствие во Святом святых (Откр. 11:19). Вы можете себе это представить? Израильтяне сказали, чтобы Моисей сам разговаривал с Богом, потому что боялись Его даже после того, как Господь повелел Моисею передать сынам Израилевым, чтобы они в течение трех дней готовились и очищались. Даже «приготовившись», они не могли пребывать в присутствии всемогущего Бога. Готовы ли мы к событиям, связанным с седьмой трубой, — явлению Самого Христа человечеству?
В книге Исход написано, что в ковчеге находились скрижали с Законом Божьим — символом Его Завета, отражением Его характера. Точно так же и в Новом Завете Бог хочет, чтобы духовный Израиль соблюдал «заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12). История повторится, когда Бог очистит землю от скверны греха, как Моисей и левиты должны были «очистить» израильской народ, поставивший себе для поклонения золотого тельца, от идолопоклонства и духовного блуда. Самое прекрасное в нашем Творце то, что Он дарует надежду всем, кто жаждет очищения и обновления с Ним завета. Христос скоро вернется, седьмая труба вот-вот протрубит! Готовы ли вы к встрече?
Дискуссия
- Почему осознание того, что Христос раскрывается в событиях, связанных с седьмой трубой, важно для понимания книги Откровение?
- Как можно приготовиться к встрече с Христом?
- Какие еще параллели можно провести между событиями Ветхого Завета и нашей жизнью в 2019 году? На основании этого как мы должны реагировать на то, что происходит сейчас, и на события в будущем?
Хуан Антиалон, Равэй, Нью-Джерси, США
Откр. 8–11
Заключение
История свидетельствует о любящем Спасителе, умоляющем, призывающем отдельных людей и целые народы оставить свои злые пути. Египет, когда-то гордая и могущественная империя, склоняется перед Божьим повелением: «Отпусти народ Мой». В Откр. 8–11 история повторяется.
Огонь и град, кровь и дым, падающие звезды и крушащие все на своем пути войска — все это обрушилось на мятежный мир. Милость сложила свои крылья и сошла с золотого престола, уступая место справедливости и суду, который не заставил себя ждать. Все еще противитесь Богу? Подчинитесь Ему и Христу, и Он возьмет вас к Себе, чтобы и вы были, где Он (см. Ин. 14:3).
Задания
Послушайте песню «Mercy Said No».
Поразмышляйте о том, как вы откликаетесь на благодать и милость Божью, проявляемую к вам каждый день.
Помолитесь ходатайственной молитвой за свой город и страну, за спасение душ — возможное, пока голос милости еще звучит.
Во время молитвенной встречи или урока субботней школы поделитесь своими мыслями или опытами.
Посвятите время изучению пророчеств Трехангельской вести в Откр. 14:9 и, помолившись, расскажите об этом тому человеку, кто еще не слышал об этом.
Выучите наизусть Откр. 10.
Испеките кексы или печенье в форме «книжки» из Откр. 10:8–11, покройте глазурью, а на ней напишите: «В устах сладко, как мед, горько во чреве». Попросите друзей и семью поделиться своим горько-сладким жизненным опытом, рассказав, как Бог избавлял их.
Для изучения
Исх. 5–12; Откр. 8–11.
Э. Уайт. Желание веков, гл. 63 «Царь твой грядет» и гл. 64 «Обреченный народ».
Ваденерсон Сент-Мартин, Лома-Линда, Калифорния, США