Вступление
Откр. 4:1
Почему в древности некоторые люди поклонялись деревянным статуям или идолу, сделанному из металла? Я просто не могу этого понять. Они думали, что этот предмет представляет дух, который может им помочь. «О Ваал, услышь нас». Они хотели видеть перед собой то, чему могли молиться. Но никакого доказательства существования бога не было, и потому все это кажется совершенно бесполезным.
Сравните это с эпизодами из Откр. 4 и 5. Апостол Иоанн описывает свое видение тронного зала Бога, Которому мы поклоняемся. Человеческие возможности Иоанна ограниченны, и это не дает ему должным образом описать это место, но он все равно пытается.
По сравнению с некоторыми другими отрывками книги Откровение в этих главах не происходит никаких активных действий. Кажется, что особого значения для нас они не имеют. Однако эти эпизоды помогают нам понять один очень важный момент: каково это — физически находиться в присутствии Божьем. Нам необходимо внимательно посмотреть, каким Бог представляет Себя и Своего Сына во святилище, где совершается Божественное служение.
Попробуйте представить момент, описанный в Деян. 1:9–11. Иисус вознесся над землей и вернулся на небо. В Откр. 5:6 и далее описывается место, куда Иисус направился, покинув нас, вплоть до таких деталей, как и где именно Он стоит и кто находится рядом с Ним.
Помимо всего прочего, описанного в этих главах, вы, возможно, захотите узнать, кто такие «старцы», сидящие на престолах вокруг престола Божьего. И кто такие четыре существа? Почему они все время находятся в присутствии Божьем? Они непрестанно славят Бога. Почему они это делают? Что означают их славословия? И что такое «яркая», как изумруд, радуга (см. пер. ИПБ)? В пятой главе мы читаем о книге, которую никто не может раскрыть, и о том, кому это удается. Что это за книга (пер. ИПБ)? Надо узнать, почему она запечатана семью печатями и что происходит, когда Сын Божий раскрывает ее.
Согласно первым текстам Послания к евреям, Бог говорил с нами через пророков уже давно. Но в Откр. 4 и 5 нам представлена не просто весть. Нам показан почти что видеоролик о том, как Бог и Иисус выглядят и что делают. Нам показывают, как Бог совершает Свое служение для нас и почему Он заслуживает нашего поклонения.
Тим Лэйл, Боуи, Мэриленд, США
Откр. 4:4
В первых трех главах книги Откровение все сравнительно ясно. Но как только мы открываем четвертую главу, в голову приходит только слово «странно». Существо, подобное бриллианту и сердолику (см. пер. ИПБ), двадцать четыре старца, сидящие на престолах вокруг, четыре живых существа, исполненные очей…
Что больше всего восхищает меня в этой странной главе — это двадцать четыре старца. По сравнению с другими особенными персонажами они выглядят обычно (см. Откр. 4:4). Никакого сходства с драгоценными камнями, никакой фантастичности во внешности, никакой способности видеть вокруг себя на 360 градусов. Просто белые одежды, золотые венцы и двадцать четыре престола. Кто же такие эти старцы? Какова их роль? Какова их цель?
Ни в Писании, ни в иудейской традиции нет указания на то, что ангелы именовались старцами. Но в обоих источниках старцами называются люди. Кроме того, старцы в книге Откровение сидят на престолах, как бы разделяя с Богом Его престол, в то время как ангелов обычно изображают стоящими в Божьем присутствии. Белые одежды старцев и венцы являются отличительными чертами победивших святых (см. Откр. 3:4, 5; Иак. 1:12). Все это дает возможность предположить, что двадцать четыре старца — не ангелы, а люди, являющиеся, таким образом, символом всего человечества, а именно тех, кто обрел спасение.
Количество старцев тоже символично. Число двенадцать часто используется для передачи идеи завершенности. Двенадцать колен Израилевых являются символом народа Божьего в Ветхом Завете, а двенадцать апостолов — в Новом. В Новом же Иерусалиме есть двенадцать ворот для каждого из двенадцати колен сынов Израилевых и двенадцать оснований для каждого из двенадцати апостолов (см. Откр. 21:12–14).
Двадцать четыре старца поклоняются Богу вместе с четырьмя живыми существами и небесным сонмом ангелов. Они полагают перед Ним свои венцы, признавая, что одержали победу в духовной войне только благодаря Богу. Они прославляют Отца как единственного, Кто достоин поклонения, ведь Он — Создатель и Хранитель всего живого. В пятой главе хвала и слава простираются и на Иисуса как на Того единственного, Кто достоин раскрыть книгу, ведь Он — Спаситель человечества.
Двадцать четыре старца напоминают нам о нашей основной цели как человеческих существ — воздавать славу нашему Творцу и Искупителю (см. Откр. 14:7). Насколько наша жизнь является прославлением Того, Кто нас создал и умер за нас? Подумайте о том, Кем для вас в действительности является Бог, и давайте склонимся перед Ним в поклонении, воздавая Ему всю славу.
Дискуссия
- Что в вашей жизни больше приносит славы вам, нежели Богу?
- Как вы можете воздать Богу славу как своему Творцу и Искупителю?
Челси Тайлер, Вестминстер, Мэриленд, США
3 Цар. 8:62–66; Ис. 6:18; Иез. 1; Евр. 10:1–18; Откр. 4, 5
В Откр. 4 и 5 перед нами раскрывается все величие небес. Более того, эти главы погружают нас в самое сердце небесного плана спасения. Мы оказываемся у самого престола Божьего, где пребывает Иисус, вернувшийся с миссии, которая тяжелым грузом человеческой участи легла на Его усталые плечи. Мы стоим в изумлении, глядя на затаивших дыхание жителей небес, которые, в свою очередь, наблюдают за удивительными финальными событиями, разворачивающимися вокруг Божественного плана спасения. Мы видим животных, стеклянное море, удивительную радугу и много других потрясающих символов, указывающих на Божественный характер, акт творения и акт спасения.
Где я мог раньше это видеть? (см. Евр. 4:14–16)
Иисуса никак нельзя назвать блудным сыном, однако Его возвращение на небо после успешного завершения земной миссии было отмечено с великой торжественностью. В конце концов, это было начало Его небесного служения, совершая которое Он обеспечил нам прямой доступ к небесным источникам и искупительной благодати (см. Евр. 4:14–16). Больше не нужно будет приносить агнца в жертву за грех человека. Агнец Божий уже был принесен в жертву за всех нас!
Место действия Откр. 4 и 5 является отправной точкой нашего спасения — это сам престол Божий. Описанные сцены изобилуют символикой святилища. Например, в этих главах можно найти то, что связано с посвящением храма, построенного Соломоном (3 Цар. 8:62–66). Еще одну недвусмысленную аллюзию на систему земного святилища мы находим в Откр. 4:6–8. Точная копия четырех животных, упомянутых в этом отрывке, встречается в 3 Цар. 6:23–28. А как насчет двадцати четырех старцев? Некоторые считают, что они представляют собой тех, кто воскрес вместе с Иисусом (см. Мф. 27:52, 53; Еф. 4:8). Но есть еще одна версия. Оказывается, во времена существования ветхозаветного святилища священников в нем делили на двадцать четыре священнические череды (см. 1 Пар. 24:1–19). Эти двадцать четыре небесных старца определенно принимают активное участие в поклонении в Откр. 4:9–11. Мы читаем, что они падают перед престолом, полагают свои венцы у ног Иисуса и поют песнь прославления великому Первосвященнику! Мы должны последовать их примеру, когда получим такую возможность.
Трудно не упомянуть и живых существ из Откр. 4:6–9. Перед нами четыре существа, при виде которых на память сразу приходят животные из Иез. 1:5–26. Что касается их шести крыльев, посмотрите текст Ис. 6:2. Согласно библейской символике, крылья обычно означают «скорость, с которой Божьи небесные вестники выполняют данные им поручения». Кстати, комментаторы полагают, что упоминание «очей» этих животных связано с еврейской идиомой о сообразительности, то есть речь идет об уме.
Все вышесказанное является примером поразительной схожести этих символов с ветхозаветными писаниями и со служением в святилище. Чем больше мы читаем, тем яснее становится, что все это — часть Божественного плана.
Что можно сказать о той книге (см. Откр. 5:1–8)
Случалось ли вам прилагать огромные усилия для того, чтобы открыть какую-нибудь банку? На заводе постарались запечатать ее как следует! Что ж, представьте, как вы пытаетесь открыть что-то, запечатанное Божественной силой! Именно это и произошло с книгой, упомянутой в Откр. 5:1–8. Никто не мог снять семь ее печатей, пока победивший, достойный Агнец Иисус не занял Свое место на престоле. Почему только Иисус? Почему? Потому что Он один был наделен полномочиями, необходимыми для спасения человечества!
Вернемся к теме посвящения и символики святилища. «Когда в Древнем Израиле новый царь всходил на престол, ему подавали свиток закона». Иными словами, подобно многим другим моментам в этих главах книги Откровение, эпизод с книгой (свитком — пер. ИПБ) также связан со святилищем. Книга, которую нужно открыть, представляет собой всю историю спасения целиком, что будет хорошо видно в следующих нескольких главах книги Откровение. Складывается впечатление, будто каждая печать на книге означает новый этап, во время которого разворачивается очередное захватывающее событие.
Драматизм этой части книги Откровение трудно переоценить. Иоанн, автор книги, много плакал (см. Откр. 5). Почему же он плачет? Потому что вся его взрослая жизнь прошла в служении своему Спасителю и в продолжении Его миссии. Если раньше и были какие-то сомнения в целесообразности этого служения, то теперь Иоанн знал, что все это правда. Он видел все — от кровавого креста до хрустального моря, и от увиденного у него перехватывало дыхание. Возможно, вы испытаете то же самое.
Дискуссия
- Почему четвертая и пятая главы так необходимы для понимания книги Откровение?
- Что бы вы сказали человеку, который считает, что Ветхий Завет, по большому счету, не имеет отношения к «христианам Нового Завета»?
- Какие эффективные способы передать сложную для понимания весть книги Откровение вы можете предложить?
Рэнди Фишелл, Смитсбург, Мэриленд, США
Откр. 5:6
«О, если бы все могли увидеть нашего драгоценного Спасителя таким, каков Он на самом деле есть — Спасителем человечества. Пусть Его рука приподнимет завесу, скрывающую Его славу от наших глаз. Мы видим Его на Его высоком и святом месте. Что же мы видим там? Нашего Спасителя, но не в молчании и не в бездействии. Он окружен небесными существами, херувимами и серафимами, тьмами тем ангелов.
Все небесные существа наиболее озабочены и наиболее заинтересованы единственным объектом во Вселенной — Божьей церковью в порочном мире. Эти воинства состоят на службе у Князя небес, превознося Агнца Божьего, Который взял на Себя грехи мира. Они трудятся для Христа, исполняя Его поручение, сотрудничая в спасении всех, кто взирает на Спасителя и верует в Него. Эти небесные существа спешат исполнить свою миссию, совершая для Христа то, что Ирод и Пилат обратили против Него. Они объединяются вместе, чтобы поддержать честь и славу Божью. Это священный союз великого и возвышенного единства цели, который призван явить силу и сострадание, и любовь, и славу распятого и воскресшего Спасителя».
Время было на исходе. Союзные войска оказались в сложной ситуации на берегу моря в районе Дюнкерка, Франция. Немцы приближались. В разветвленной системе сверхсекретных туннелей под средневековыми стенами Дуврского замка, вице-адмирал Бертрам Рамсей и его штаб работали день и ночь в отчаянной попытке спасти войска. Всего за десять дней крайне ограниченный в ресурсах адмирал Рамсей совершил невозможное, организовав эвакуацию более 338 тысяч солдат союзных войск с помощью спешно собранной флотилии из сотен рыбацких лодок, яхт, спасательных шлюпок и других малых судов.
Порой может казаться, будто Бог предоставил этому миру идти своим собственным путем и дьявол вот-вот одержит победу. Но там, за кулисами этого мира, Иисус продолжает неутомимо совершать величайшую спасательную миссию в истории Вселенной. Все силы небес сосредоточены теперь на одном — заботе о народе Божьем. Неудивительно, что ангелы восклицают: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр. 5:12).
Дискуссия
- Как система служения в земном святилище помогает нам понять, что делает для нас сейчас Иисус?
- Как понимание того, что делает сейчас Иисус в небесном святилище, влияет на нашу повседневную жизнь?
Кэтрин Робинсон, Силвер-Спринг, Мэриленд, США
Откр. 4:11; 5:13
Мы не заслуживаем того, чтобы слышать голос Божий. Все, на что мы можем рассчитывать, — всю вечность находиться у Его ног. Однако Он приготовил для нас рай и радость превыше нашего разумения, наследство нетленное (см. 1 Петр. 1:3–5).
Все, кто окружают престол Отца, восклицают, что Он свят и достоин принять славу (см. Откр. 4:11). Когда Агнец закланный раскрывает книгу, все создания провозглашают, что Отцу и Агнцу принадлежат честь и слава во веки веков (см. Откр. 5:13). Они могут свидетельствовать, потому что пребывают вместе с Богом и Агнцем.
Пребывая с Отцом и нашим Спасителем на небесах, мы тоже будем провозглашать Бога святым и достойным славы и чести. Таким образом, характер Божий будет оправдан перед всей Вселенной, и мы опровергнем ложь, распространяемую врагом. Эту ложь нашептывает сатана, и хотя представлена она по-разному, по сути, все сводится к одному — Богу нельзя доверять. Заявляя о том, что Бог свят, благ и достоин хвалы, мы оправдываем Его характер, опровергая достоверность лжи, произносимой врагом.
Как нам более эффективно защитить характер Бога и рассказать миру о том, что Ему можно доверять?
Проводите время с Богом, чтобы Его характер отразился в вас. Замечали ли вы, что, проводя много времени с другом, человек склонен перенимать его манеры и слова, которые тот часто использует? То же самое произойдет, когда вы будете наслаждаться присутствием Божьим.
Введите в привычку обращаться за любым советом в первую очередь именно к Богу. Спрашивая Божьего совета и прося Его взять полный контроль над вашей жизнью, начиная с выбора одежды и заканчивая выбором спутника жизни, вы сможете свидетельствовать о Его святости. Он никогда не лишит вас благ (см. Пс. 83:11, 12), и вы сами будете свидетельствовать о том, что Он выбирает для вас лучшее из лучшего.
Прославляйте Бога, даже если у вас что-то не получается. Когда Бог закрывает дверь, мы можем начать сомневаться в Его намерениях относительно нас. Именно тогда враг старается нашептывать нам о том, что Бог не тот, кем Он Себя называет; что Ему нельзя доверять. Благодарите Его, когда ваши планы рушатся. Возможно, Он только что спас вас от лишней головной боли.
Дискуссия
- Можно ли радоваться в Господе и восхищаться Его святостью, при этом стремясь владеть мирскими благами? Почему?
- Постепенно раскрывая для себя характер Божий, какие, по вашему мнению, преимущества мы обретем?
Ким Макадо, Колумбия, Мэриленд, США
Откр. 4:1–11
«Помните, жизнь измеряется не количеством сделанных вдохов, а количеством моментов, когда от счастья захватывает дух!» Эти слова, приписываемые многим авторам, находят отклик в моей душе. Моменты благоговения, изумления и бодрящей радости — это переживания, которые часто бывают полной неожиданностью и оставляют неизгладимый след в нашей памяти.
Путешествия — замечательный способ постигать мир и узнавать живущих в нем людей, часто оставляющий меня застывать в изумлении. Я посетила множество великолепных концертных залов, соборов, музеев, зданий правительств и самых разных сооружений в нескольких странах. Мое внимание привлекают такие красоты природы, как водопады и горы. Люди и разные культуры тоже приводят меня в восхищение, и я стараюсь пообщаться с ними и больше узнать о них.
В этом мире так много прекрасного! И в то же время я убеждена, что во Вселенной есть лишь один образец истинной красоты.
Думая о небесах, где находится престол Божий, описанный в Откр. 4, я просто теряю дар речи. Ничто на земле, рукотворное ли или естественного происхождения, не сравнится с величием, славой и чудом этого великого места — престол из драгоценных камней, изумрудная радуга, облаченные в белое старцы, умопомрачительные живые существа, неземная музыка и, конечно, вызывающее трепет присутствие Бога Отца.
Этот Отец, исполненный величия и благости, в Своем Слове заявил, что считает нас, человеческих существ, Своим величайшим творением. Бог любит нас и сделал все, что в Его силах, чтобы вернуть Свое драгоценное творение, отдав ради него Своего Сына Иисуса.
Благодаря Иисусу, Его жертве и Его победе я и все, кто признает Его своим Господом, убеждены, что однажды сможем присоединиться на небесах к Нему и Отцу. Мы увидим, какой должна была быть природа по замыслу Божьему. Мы будем постигать мир так, как нам и не снилось.
И главное, наши отношения с Творцом, Искупителем и Другом будут полны нескончаемой любви. Когда я думаю об этом, о том, что все это значит, у меня просто захватывает дыхание.
Джулиана Байони, Роквилл, Мэриленд, США
Заключение
Победа Иисуса над грехом стоит того, чтобы устроить празднование. После долгой и тяжелой войны на небе вновь звучат победные песни. Когда Иисус занимает Свое место на небесном престоле, кажется, будто все истории вдруг завершились счастливым концом. Положительный герой преодолевает все трудности, любовь побеждает, и все живут долго и счастливо.
Задания
Найдите среди своих записей песню, которая больше всего, по вашему мнению, напоминает победный гимн для событий из Откр. 5.
Подготовьте праздник для друга или члена семьи, которому удалось добиться поставленной цели. Это может быть окончание учебного заведения, завершение книги или годовщина основания бизнеса.
Напишите песню или стихотворение прославления, следуя образцу, оставленному в Откр. 5. Добавьте слова хвалы за что-то особенное, что Бог совершил в вашей жизни.
Изучите разные материалы, чтобы выяснить, почему у живых существ из Откр. 5 так много крыльев и глаз.
Расспросите друзей или членов семьи, которые старше вас, о самых запомнившихся в их жизни праздниках.
Сделайте поздравительную открытку, чтобы выказать уважение и поблагодарить человека, который совершил ради вас благородный поступок и заслуживает похвалы.
Найдите в интернете видеоролик какого-то грандиозного торжества — церемонии инаугурации, коронации или королевской свадьбы. Как вы думаете, что общего это торжество имеет с чествованием Агнца?
Для изучения
Исх. 15:1–21; Ис. 6; Иез. 1.
Э. Уайт. Великая борьба, с. 673–678.
Ellen G. White, Heaven, chapter 19, “The Music of Heaven.”
Elizabeth Talbot, Jesus 101: Revelation the Fifth Gospel.
Kay Rizzo, On Wings of Praise: How I Found Real Joy in a Personal Friendship With God.
Ким Пекхэм, Линкольн, Небраска, США