Вступление
Откр. 3:19
«Говорю тебе это только потому, что беспокоюсь о тебе…» Я не могу сосчитать, сколько раз слышала эти слова в разной интерпретации. Они были произнесены в попытке смягчить критику или совет, которые обижали меня, иногда шокировали, но чаще помогали выбрать (неохотно) лучший путь.
Давайте будем честны: единственные люди, способные без особых проблем поговорить с вами подобным образом, — это те, с кем у вас установились доверительные отношения. Я слышала эти слова от своих родителей, от учителей, ожидавших от меня лучших результатов, от врачей, которые считали, что легкая корректировка на ранней стадии лучше, чем серьезное лечение позже, и от своего мужа.
А что насчет вас? Слышали ли вы эти слова от того, кого любите и кому доверяете?
Потому не стоит удивляться, что Иисус использует тот же самый метод, обращаясь к церкви во времена Иоанна. В конце концов, это Тот же Самый Иисус, Который сравнивал отношение Бога к Своим последователям с отношением со стороны упомянутых выше людей, представив Его как нашего Отца, великого Врача, Учителя и Жениха. В Откр. 3:19 в вести к Лаодикийской церкви Иисус говорит слова, которые все мы часто слышим в своей жизни: «Я обличаю и наказываю тех, кого люблю. Итак, стремись поступать по правде и измени свое сердце и жизнь» (NCV).
Конечно, сложные для восприятия темы книги Откровение не слишком подходят в качестве легкого чтения во время спешного утреннего или вечернего общения с Богом. Весть Христа для церквей также не является исключением. Обвинение в совершенных преступлениях, грехах и безнравственности перемежаются с угрозами жизни и смерти, и никакого искупления. По сравнению с этим обетования о победе кажутся далекой целью.
В этих вестях критика, подсчет грехов и упреки дополняются простыми словами любви, которые проливают свет на истинную природу Христа. Он не ставил целью, чтобы церковь отказалась от своего равнодушного состояния и мирского благополучия из-за Его собственного тщеславия или ради Его выгоды. Иисус хотел, чтобы верующие вкусили все, что могла предложить им эта жизнь, если бы они последовали за Ним всем сердцем и душой. Он хотел, чтобы они вместе с Ним стали наследниками Царства и разделили с Ним Его престол! Как и в случае с родителем, учителем, врачом и супругом, именно любовь побуждает Его добиваться от них большего.
Хотите ли знать, что самое замечательное? Того же самого Он желает и для нас! Помните об этом, изучая Писание, — ищите слова, которые покажутся вам резкими или выведут из равновесия. Я призываю вас еще раз прочитать эти стихи, зная, что Иисус исправляет тех, кого любит. Тогда вы, подобно мне, захотите поступать по правде, что по-настоящему изменит ваше сердце и преобразит жизнь.
Эшли Ейсел, Силвер-Спринг, Мичиган, США
Дан. 2:27, 28, 47; Мф. 13:35; Откр. 3:6; 22:16
Секреты Ветхого Завета раскрыты (см. Дан. 2:27, 28, 47)
Мы уже знаем, что Откровение Иисуса Христа написано для того, чтобы открыть нам, Кто такой Иисус и что Он будет делать. В этом отношении книга выполняет те же функции, что и любое другое пророчество. Об этом заявляли и Даниил, и Навуходоносор. «Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю… мудрецы… Но есть на небесах Бог, открывающий тайны»; «истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны» (Дан. 2:27, 28, 47).
Иисус раскрывает сокровенное от создания мира (см. Мф. 13:35)
Иисус начал раскрывать секреты Божьи, о которых говорил в притчах. Он сказал ученикам: «Отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Мф. 13:35). «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного» (Мф. 13:11). Он также обещал, что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете» (Лк. 8:17, 18). Интересно, что Он призывает нас проявлять осторожность относительно того, как мы слушаем.
Узнавать о секретах не всегда означает сплетничать (см. Откр. 3:6)
Хотя было записано семь разных вестей для семи разных церквей, все вести предназначены для всех церквей. Каждое послание включает в себя предостережение: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». Верующие должны были услышать не только то, что было сказано лично для них, но и то, что предназначалось всем остальным. Также и нам яркими образами в стиле «последнего времени» напоминают о том, какие ловушки готовит для нас враг.
Эти письма многим трудно было принять. Осознание того, что их тайные грехи были известны Богу до такой степени, что Он таким образом разбирается с ними, могло быть пугающим. Некоторые, несомненно, просто сбежали, видя, что их жизнь для всех теперь — открытая книга. Другие же отнеслись к предостережению серьезно.
Анализируя данные вести, мы видим, что Иисус сумел удовлетворить потребности каждой церкви, независимо от ситуации, в которой она находилась. И конечно, Он в состоянии удовлетворить и наши нужды. Он говорит нам, что хочет видеть нас на небе. Мы не должны довольствоваться воображаемым небом, которое сами же и придумали. Позвольте Ему изменить даже ваши хорошие качества, превратив их в Свой образ внутри вас.
Прежде всего, послания церквам были написаны для того, чтобы все тайное сделать явным. Верующих должны были поставить в такие условия, чтобы они раскаялись и подчинили свою жизнь Богу либо продолжили держаться за свои грехи до последнего, то есть до вечной погибели. Во-вторых, послания должны были открыть членам церквей этих исторических периодов, что Бог знает о них все, что Ему известны их ошибки и слабости, и Он любит их достаточно сильно, чтобы стремиться их спасти.
Церкви по своему культурному пространству отличались друг от друга. Иисус показал, что силен разобраться с разными трудными ситуациями, в которых они оказались. Слова Христа о Самом Себе говорят нам о тех Его качествах, которые помогают Ему решать наши проблемы. Иисус оценивает состояние церкви, а затем советует верующим выйти из затруднительного положения. И наконец, каждая весть включает в себя обетования для победителей и призыв слушать голос Духа.
«Последний раз прошу, слушайте!» (см. Откр. 22:16)
Бог хочет, чтобы верующие каждой из церквей извлекли для себя важный урок. Мы не должны довольствоваться теми добродетелями, которыми мы, по нашему или чужому мнению, обладаем. Богу виднее. Он знает наши сердца и мотивы. Откажитесь от того, что считаете ценным, и даже от того, что хорошо в глазах Божьих, но мешает вам подняться выше, потому что вы считаете, что этого достаточно. Оставьте это, чтобы получить спасение, которое только Иисус может дать.
Представленные проблемы и решения необязательно должны были уберечь верующих этих церквей от страданий. Им необходимо было понять, что Бог знает об их страданиях, допускает их и обещает спасение тем, кто выстоит до конца. Эта истина передана семью разными способами. Каждый, кто слушает, может услышать по крайней мере одну весть, адресованную именно ему. В Откр. 22:16 мы читаем последний призыв Иисуса: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах» (Откр. 22:16). Мы должны прислушаться к тому, что говорится для каждой церкви.
Дискуссия
- Посмотрите на себя глазами Бога. Какая из вестей, адресованных церквам, может относиться лично к вам? Как вы используете предписание, данное в этой вести, чтобы позволить Иисусу подготовить вас для жизни на небе?
- В каждой вести особенно подчеркивается вопрос о том, как мы слышим. Проанализируйте, как вы слышите то, что Бог говорит вам. Слышите ли вы Его в контексте опыта и культуры местной или государственной церкви? Что вам следует сделать для того, чтобы не сомневаться, что вы имеете личную связь с Богом?
Гэри Р. Вагнер, Юнион-Спрингс, Нью-Йорк, США
Откр. 2:1
«Названия семи церквей символизируют церковь в разные периоды христианской истории. Число семь означает полноту и символически изображает тот факт, что эти вести простираются до конца времени. В символах, которые используются в этих вестях, раскрывается состояние церкви в разные периоды всемирной истории.
О Христе говорится как о Том, Кто ходит среди золотых светильников. Таким образом, символически представлено Его отношение к церквам. Он постоянно общается со Своим народом и знает его истинное состояние. Он наблюдает за порядком, благочестием в церкви и за посвященностью ее членов. Хотя Он является Первосвященником и Ходатаем в небесном святилище, Он изображен ходящим среди Своих церквей на земле. С неусыпной бдительностью, непрестанно бодрствуя, Он наблюдает, не тускнеют ли, не гаснут ли светильники Его часовых. Если их оставить только на человеческое попечение, пламя может затрепетать и погаснуть; но Он — истинный Страж в доме Господнем, истинный Хранитель храмовых дворцов. Его непрестанная забота и подкрепляющая благодать являются источником жизни и света.
Христос изображен держащим семь звезд в Своей правой руке. Это служит для нас заверением в том, что церковь, верная своему призванию, может ничего не бояться, ибо ни одна звезда, находясь под защитой Всемогущего, не может быть похищена из руки Христа.
„Так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей“ (Откр. 2:1). Эти слова обращены к учителям церкви — к тем, на кого Бог возлагает большую ответственность. В церкви должно ощущаться их благотворное влияние, которое во многом будет зависеть от их любви к Господу. Христос управляет небесными светилами. Он заставляет их сиять. Он руководит их движением, иначе они превратились бы в падающие звезды. Так и с Его служителями: они являются орудиями в Его руках, и все доброе, что они делают, осуществляется Его силой. Через них должен воссиять Его свет. Если они будут взирать на Него, как Он взирал на Отца, они смогут продолжить Его дело. Если они сделают Бога своей опорой, Он сделает их Своими светоносцами в мире».
Дискуссия
- Мы не можем сегодня встретиться с Иисусом лицом к лицу, но все же верим, что сегодня Христос продолжает общаться с верующими. Как вы объяснили бы это неверующему другу?
- На какую церковь из книги Откровение больше всего похожа ваша духовная жизнь? Нужно ли вам что-то изменить? Что вы можете сделать для этого?
Джордан Вагнер, Чаттануга, Теннесси, США
Ис. 43:1, 2
Семь церквей книги Откровение находились в Малой Азии, располагаясь на территории, граничащей с Черным морем на севере, Эгейским — на Западе и Средиземным — на юге. Сейчас этот регион является частью Турции.
Эти города когда-то были процветающими, оживленными местами, где люди жили, работали и создавали семьи. Знание истории этих мест помогает нам лучше понимать, почему в книге Откровение поднимается вопрос об их духовных проблемах и решении этих проблем.
Расположенный на пересечении торговых путей, Ефес был знаменит храмом Артемиды (Дианы). Павел посетил этот город во время своего второго миссионерского путешествия (см. Деян. 18:8). Кроме того, он провел здесь два года, вернувшись сюда во время третьего путешествия (см. Деян. 19). В этом городе служили Акила, Прискилла и Аполлос (см. Деян. 18:24–28). Свой христианский путь местные верующие начали с сожжения всех книг по чародейству (см. Деян. 19:17, 18), и над ними поставили надежных, достойных доверия старейшин (см. Деян. 20:28).
Смирна, процветающий торговый порт, располагалась шестьюдесятью километрами севернее Ефеса. Смирна (современный Измир) была знаменита своей культурой, искусством и религией. Некоторые ее жители, особенно христиане, столкнулись с нищетой и гонениями (см. Откр. 2:9, 10).
Пергам находился в шестидесяти пяти километрах к северу от Смирны и в тридцати километрах от моря. В наше время этот город называется Бергама. В древности, во время правления династии Атталидов, он был столицей Пергамского царства.
Жители города Сарды (библейский Сардис. — Прим. пер.), расположенного в восьмидесяти километрах восточнее Смирны, считали себя неуязвимыми. В 546 г. до н. э. Кир сделал Сарды резиденцией персидского наместника. Чрезмерная самоуверенность и недостаточно хорошо устроенная система безопасности ослабили город. Афиняне сожгли его в 499 г. до н. э. В 334 г. до н. э. Сарды захватил Александр Македонский, а в 214 г. до н. э. — Антиох III Великий.
Филадельфия была построена Атталом II Филадельфом всего лишь в сорока трех километрах к юго-востоку от Сардиса. Располагавшаяся на равнинах Гермуса и части горы Тмолуса, сегодня она известна как Аллах-Шер. Остатки стены, храмов и разных зданий существуют и сегодня.
Фиатира — маленький город, расположенный между Пергамом и Сардисом, был знаменит производством пурпурной краски. Родом из этого города была Лидия, упомянутая в Деян. 16.
Лаодикия, находившаяся в девяноста километрах к юго-востоку от Смирны, была крупным торговым и финансовым центром региона. Большой популярностью пользовалась одежда из местной черной шерсти и местная медицинская школа, специализировавшаяся на лечении заболеваний глаз.
Дискуссия
- Почему так важно понимать, с чем сталкивались жители каждого из этих городов в своей повседневной жизни и как это могло повлиять на принятие или отвержение ими истины об Иисусе?
- Представьте мир в будущем (через 500 или более лет). Что сказали бы сторонние наблюдатели о том, как происходящие события и прочие социологические факторы оказали влияние на современных христиан?
Коли Нил, Мур, Канзас, США
Мф. 10:22; Еф. 3:16, 17; Кол. 3:17; Откр. 2, 3
У каждой из семи церквей книги Откровение есть для нас сегодня весть. Хотя пяти из семи церквей был высказан упрек, Бог хвалит верующих этих общин за их веру в начале пути. Бог хотел, чтобы люди знали: если они изменятся, у них будет надежда. То же самое можно сказать и о нас.
Церковь в Филадельфии пребывала в любви — отражении Божественного характера. Наша любовь к окружающим позволяет нам раскрывать истинный характер Божий тем, кто еще, возможно, не знает Его.
Иисус предупредил Своих последователей, что их будут ненавидеть по причине любви к Нему. Если мы последуем совету, данному Смирнской церкви, нас не будут страшить возможные страдания. Оставаясь верными даже перед лицом смерти, мы обретаем жизнь.
Церковь Ефеса забыла о своей первой любви, забыла о том, с каким пылом несла весть Евангелия. Не случилось ли это и с вами? Будьте последовательны в чтении Библии и молитве, и вы сможете восстановить свои отношения и вернуть чувство восторга, который вы впервые испытали, только начав свой христианский путь.
Вначале верующие Пергамской церкви твердо держались своей веры в Иисуса и не отвергали ее. Вслед за ободряющим призывом покаяться им была обещана сокровенная манна. Какую сокровенную манну обещает Господь дать вам?
Церковь в Фиатире была известна своей любовью, верой, терпением и добрыми делами. Вам поручили рассказывать другим людям об Иисусе. Получаете ли вы удовольствие, совершая это служение? Задумывались ли вы о том, какие добрые дела совершаете и достаточно ли вы терпеливы?
Вы испытываете давление из-за разных жизненных обстоятельств? Не ослабевает ли из-за этого ваша вера? Прислушайтесь к совету, данному Сардийской церкви. Пробудитесь и упрочьте то, что еще осталось. С нетерпением ожидайте того времени, когда облечетесь в белые одежды.
В адрес Лаодикийской церкви не было произнесено никаких похвал. Бог отметил, что они духовно нищи, слепы и наги. Но, даже осуждая верующих, Бог обнадеживает их и дает совет. Мы получаем оправдание верой, если раскаемся и примем Божью искупительную силу. Неважно, насколько далеко мы ушли от Бога, — Он ждет, что мы вернемся к Нему и примем Его дар.
Нам нужно перенять лучшие характеристики семи церквей. Тогда, вкушая от древа жизни и надев золотой венец, созданный лично для нас, мы сможем стоять на небесах рядом с Иисусом.
Дискуссия
- Описание какой церкви является, по вашему мнению, лучшим отражением вашей духовной жизни на данный момент? Какому из данных советов вам нужно последовать?
- На примере церквей из книги Откровение мы видим, как люди уходят от Бога. Как нам применить данные в книге рекомендации (главы 2 и 3), чтобы не оказаться ярыми законниками?
Рэндольф Фарли, Коттонвуд, Канзас, США
Ис. 40:28; Гал. 6:9
Казалось ли вам когда-нибудь, что тема семи церквей в Откровении представлена в отрицательном свете? Однако в стихах, вкратце обрисовывающих духовные недостатки этих церквей, содержится Благая весть.
Верующие в Ефесе оставили свою первую любовь, но прежде они были терпеливыми, ненавидели дела лжеучителей и трудились не изнемогая. Пергамская церковь хранила верность Иисусу и не отрекалась от веры. Члены церкви в Фиатире отличались любовью, верой, терпением и добрыми делами. В Сардисе неоскверненные верующие твердо стояли в вере. Лаодикийскую церковь не хвалили совсем. Погрязшие в делах этого мира, члены церкви, казалось, даже не осознавали, насколько стали духовно нищими, слепыми и нагими. Верующие в Смирне и Филадельфии подвергались гонениям и свидетельствовали о своей вере окружающим. Хотя в их сторону не прозвучало упрека, им посоветовали оставаться верными до смерти и еще крепче держаться за свою веру.
Пять из семи церквей укорили в том, что они оставили то, к чему были призваны, — благовествовать об Иисусе и оставаться верными Ему. Бог не отверг их полностью. Он дал членам церкви несколько советов, как вернуться к Нему. А вернувшись, они обретут обновленные отношения, которые сохранятся и в вечности, если верующие сделают правильный выбор.
Согласно этим советам, люди должны были покаяться, оставаться верными даже до смерти, крепко держаться за свою веру, бодрствовать и проявлять рвение в служении. Обещанные награды в виде венца жизни, белых одежд, имен, записанных в книгу жизни, мест рядом со Христом на Его престоле и возможности вкушать от древа жизни должны были сделать покаяние и верность еще более привлекательными.
Возможно, вы утомились на своем пути со Христом или дела этого мира постоянно отвлекают вас? Возможно, вы утратили чувство первой любви, которое испытали, приняв Иисуса в свое сердце и свою жизнь? Или друзья и семья насмехаются над вашими убеждениями? Помните — и до вас верующие сталкивались с теми же самыми проблемами.
Мир, в котором мы живем, становится более нечестивым. Может казаться, что дьявол одерживает победу по всем фронтам. Мы должны помнить, что эта война уже выиграна, даже если кажется, что небеса вот-вот рухнут. Основанием нашей духовной крепости являются отношения со Христом.
Церкви, которым были высказаны упреки, позволили себе отвести взгляд от Христа. Им дали шанс вернуться. И это замечательно! Бог, Которому мы служим, готов давать нам второй, третий, четвертый шансы и более. Он не бросает нас, потому что любит.
Дискуссия
- Как получается, что наш христианский пыл со временем ослабевает и мало что в жизни напоминает о нашем крещении?
- Почему возможность благовествовать помогает нам оставаться твердыми в вере?
Дина Бартел-Вагнер, Колледждейл, Теннесси
Откр. 3:22
Заключение
Откровение — захватывающая книга. Хотя Иисус адресовал послания семи отдельным церквам, они также были предназначены и нам. Как написанное тысячи лет назад может иметь значение для тех, кто живет сейчас? В наше время у каждой церкви этого мира свои собственные трудности и испытания. Где-то верующие подвергаются гонениям. Какой-то церкви катастрофически не хватает средств. А есть те, кто больше не контактирует с окружающим сообществом.
Какие бы трудности ни переживала ваша церковь сейчас, надежда есть. И важно помнить, что Иисус действительно предлагает нам жизнь вместе с Ним, если мы продолжим оставаться верными Ему, даже когда все сложно.
Задания
Прослушайте песню «Настанет день» Джереми Кэмпа (“There Will Be a Day” Jeremy Camp). Особое внимание уделите надежде, которая связана с этим великим днем.
Напишите молитву о Божьих обетованиях для тех, кто верен Ему и обращается к Его Слову, живя в это последнее время.
С помощью сайта наподобие BibleGateway.org найдите четыре библейских текста о том, что во время испытаний нужно внимать тому, что говорит Слово Божье. Перепишите эти стихи от руки и размышляйте о них в свои молитвенные часы.
Расскажите другу о том, как Бог позаботился о ваших нуждах, как и в случае с семью церквами.
Выделите время, чтобы каждый день читать о каждой из семи церквей. Размышляйте о том, какую работу Иисус проводит с верующими вашей местной общины.
Напишите стихотворение о том, как бодрствовать в ожидании возвращения Христа.
Для изучения
Откр. 1:3; 3:3, 22.
Эшли М. Вагнер, Юнион-Спрингс, Нью-Йорк