Вступление
Откр. 1:1
В 2005 году весь мир увидел блокбастер «Лев, колдунья и волшебный шкаф», снятый по мотивам детской серии книг писателя К. С. Льюиса. С этим кинофильмом связана интересная дилемма, касающаяся пиара. Изначально льва повсеместно представляли среди христиан как прообраз Иисуса. Однако, пытаясь выйти на более широкую аудиторию, создатели фильма отказались от религиозной концепции, заложенной в этом произведении самим Льюисом. Лев является аллюзией на Иисуса. Кульминация же этой аллегории — момент, когда он отдает свою жизнь ради спасения предателя Эдмунда и ради того, чтобы снять проклятие вечной зимы, наложенное колдуньей на Нарнию.
В книге Откровение тоже изначально присутствовали аналогии, явно предназначенные для церкви. Эта книга считается самой таинственной в Библии. Существует множество толкований этой книги представителями самых разных конфессий, что является причиной недоразумений и путаницы в христианской среде. Некоторые христиане предпочитают полностью игнорировать эту важную книгу, потому что считают ее слишком таинственной и сложной для понимания.
Для того чтобы понять книгу Откровение и представленные в ней различные символы, необходимо хорошо разбираться в остальных шестидесяти пяти книгах Библии. Только в контексте всего Писания мы можем правильно истолковать символизм книги Откровение. Не забывайте, что, когда Иоанн писал для церкви эту весть, люди уже освоили основные доктрины Библии.
Можно ли постичь Откровение? Да! Приложите все усилия для глубокого изучения Писания, и в книге Откровение вам откроется Божественная истина. «Те, кто жаждет излития света, должны исследовать Писания, изучая каждую строчку и каждое слово и моля Бога о том, чтобы Святой Дух даровал им понимание прочитанного. Ведь нам дано обетование о том, что всякий ищущий найдет». Кроме того, Иисус в Нагорной проповеди обещал, что жаждущие и алчущие праведности насытятся. Пусть же ваш разум постигнет тайны Откровения, а сердце исполнится праведности благодаря усердному изучению Слова и водительству Святого Духа, Который наставит вас на всякую истину.
Пол Кларк, Орландо, Флорида, США
Откр. 1:9, 19; 11:15
Зачем была написана эта книга? (См. Откр. 1:9)
Откровение представляет собой пасторское послание, цель которого — возродить уверенность и надежду среди народа Божьего. Оно было написано апостолом Иоанном на острове Патмос в шестидесяти пяти километрах от Ефеса. Иоанн, подвергавшийся гонениям, беспокоился о христианах, также преследуемых за свою веру. Это послание часто называют Откровением Иоанна Богослова, однако в самой книге написано, что это откровение Иисуса Христа. Помнить об этом важно, потому что откровение Иисуса всегда будет приводить к изменению мировоззрения человека и, таким образом, оказывать влияние на его дальнейшую жизнь.
Хотя книга Откровение содержит семь посланий к церквам, находящимся в Малой Азии, в действительности вся она полностью является одним большим письмом, которое должно было публично зачитываться в каждой из церквей. Письмо это по своему характеру апокалиптично. Греческое слово αποκάλυψη означает раскрытие, обнаружение чего-то тайного, скрытого. Одна из особенностей этого апокалиптического произведения заключается в том, что видения, записанные в нем, относятся не только к тому, что произойдет в недоступном взору будущем, но и к тому, что происходит прямо сейчас в невидимых небесных сферах. Эта книга представляет собой нечто намного большее, чем просто откровение о том, что сокрыто. По своей природе она является серьезным пророческим произведением. Основные цели ее написания — провозгласить о грядущем Божьем суде, а также заверить в истинности Его обетования о спасении.
Тайны, доступные взору
Что есть (см. Откр. 1:19; 2, 3): в книге Откровение перед нами открываются великие тайны мироустройства Вселенной. Это не разглядеть даже с помощью самого мощного телескопа или ускорителя заряженных частиц. Лишь книга Откровение раскрывает его для нас, снимая покров духовной невнимательности, чтобы показать нам мир, невидимый человеческому глазу. Мы способны видеть только мир, где царят отчаяние и боль, однако даже там есть и надежда. Эта надежда побуждает и вдохновляет христиан переносить невзгоды и оставаться верными даже в трудные времена: и когда происходит внутренний конфликт и человек решает, оставаться ли ему верным или отказаться от веры; и когда от него ничего не зависит, потому что конфликт происходит во внешней среде. Но существуют три истины, которые каждый должен признать. Во-первых, для Бога нет ничего тайного. Он знает все о нас, о наших трудностях, падениях и триумфах. Во-вторых, мы можем и должны все преодолеть благодаря силе Иисуса. И, наконец, важно прислушаться к этим предупреждениям и советам Святого Духа.
Что будет (см. Откр. 1:19; Откр. 4–22): мы видим эти великие секреты мироустройства в начале видения Иоанна, когда его вознесли на небо, чтобы показать то, «чему надлежит быть после сего» (Откр. 4:1). Там, на небе, он видит престол и Сидящего на нем. Все, описанное далее, связано с этим престолом. Восседающий на нем окружен четырьмя херувимами, которые восклицают: «Свят, свят, свят», и двадцатью четырьмя старцами, падающими перед Ним и говорящими: «Достоин Ты…» (Откр. 4:11). Престол является центром всей Вселенной, а Тот, Кто восседает на нем, по праву принимает поклонение, потому что является Создателем всего сущего. Этот мир не подчиняется нам. Им правит Тот, Кто сотворил его.
Кроме того, у престола стоит Агнец «как бы закланный» (Откр. 5:6). Этот Агнец есть также Лев от колена Иудина, Который одержал победу и потому имеет ключ к Божьему плану развития истории человечества. Перед нами вторая по значимости истина: ключ к истории — та самая смешанная метафора о побеждающем Льве, Который является закланным Агнцем. Он победил, будучи заклан, и воскрес к новой жизни. Херувимы и старцы поклоняются также и Агнцу, говоря: «Достоин Ты…» (Откр. 5:9). К ним присоединяются все ангелы: «Достоин Агнец закланный…» (Откр. 5:12). Каждый человек должен признать истину, которая скрыта в том, что есть и что будет. Заключается эта истина в том, что престол Бога по-прежнему является центром всей Вселенной, и даже тень его свергнет тех идолов, которым мы поклоняемся, с их престолов.
Приготовьте место для Царства (см. Откр. 11:15)
В наше время, для того чтобы понять книгу Откровение, нужно понимать природу надежды. Для христиан надежда — это не желание. Это не зуб под подушкой и не скрещенные пальцы. Христианская надежда — это убежденность, твердое, непреложное обетование. Это не чувство, это факт. Надежда не зависит от обстоятельств, и ее никогда не победят силы зла. Даже если кажется, что боль берет верх, эта война, тем не менее, уже выиграна. Данный факт основан на реальности пророческой природы книги: «Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков» (Откр. 11:15). Это обетование для тех, кто терпит страдания за Царство Божье, и предупреждение тем, кто является его противником.
Дискуссия
- Какие трудности на нашем пути заставляют нас, христиан, падать духом?
- Какое влияние на вашу жизнь повлияло обетование о том, что царство этого мира станет Царством Бога?
- Расскажите, какое ободрение вы находите в данных вам обетованиях?
Гордон С. Джоунс, Хьюстон, Техас, США
Откр. 1:1–3
«Многие придерживаются мнения о том, что Откровение — это запечатанная книга, и потому не уделяют времени для исследования ее тайн. Они говорят, что должны постоянно взирать на величие спасения и что тайны, открытые Иоанну на острове Патмос, достойны меньшего внимания, чем слава спасения.
Сам Бог относится к этой книге совсем по-другому. Он говорит: „И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро!“ (Откр. 22:18–20).
Книга Откровение говорит миру о том, что было, что есть и что грядет; она дана для назидания нас, достигших последних веков. Ее следует исследовать с почтительным благоговением. Мы имеем преимущество знать то, что служит для нашего научения. Но относимся ли мы к слову Божьему с почтением, которое принадлежит ему по праву, и с благодарностью, которую Бог желал бы видеть? „Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен“ (2 Тим. 3:16, 17).
Господь Сам раскрыл рабу Своему Иоанну тайны книги Откровение, и Он желает, чтобы они были открыты для всеобщего изучения. Некоторые из описанных в этой книге событий уже в прошлом, а некоторые имеют непреходящую ценность и происходят сегодня. Еще одна группа пророчеств описывает события, которые не осуществятся во всей полноте до самого конца времени, когда произойдет последний великий конфликт между силами тьмы и Князем небес».
Дискуссия
- Как нам, живущим в современном мире, по-новому изучать книгу Откровение и рассказывать о ней другим?
- Какое благословение мы получаем, слушая и читая слова пророчества?
- Если нам рекомендуют изучать книгу Откровение, потому что это очень важно, почему мы сталкиваемся с тем, как плохо сегодня понимают эту книгу?
Дон Форд Мерфи, Вейрсдейл, Флорида, США
Откр. 1:3
Гористый Патмос, остров вулканического происхождения недалеко от восточного побережья современной Турции, пережил величайшее извержение за всю свою историю в виде сверхъестественной передачи вести от Сына Божьего. В Эгейском море, на самом северном острове архипелага Додеканес, что дословно переводится как «двенадцать островов», по причине своей непоколебимой преданности Господу находился в изгнании любимый ученик Иисуса. В то время Иоанн был, образно выражаясь, островом на настоящем острове, отделенный от остальных одиннадцати апостолов, так как являлся единственным остававшимся в живых.
Большинство историков считают, что книга Откровение была написана в 95 г. н. э. в конце правления императора Домициана. В отличие от императоров той эпохи, которых провозглашали богами только после смерти, Домициан возжелал всеобщего поклонения еще при жизни. Стараясь всевозможными способами заставить христиан отказаться от своей веры, он столкнулся с одним из тех, кто отказался склониться перед ним. Иоанн столько времени провел рядом с Иисусом, что не отрекся бы от Него ради преклонения перед самовлюбленным земным императором.
Римский историк Тацит писал о римском правиле ссылать политических заключенных на маленькие острова. Ко времени своего изгнания на Патмос Иоанн был уже очень пожилым человеком, и передвигаться по территории острова ему было проблематично. Однако апостол знал, что Бог не оставит его в этих испытаниях (см. Откр. 1:9).
На Патмосе, у подножия горы, Иоанну пришлось распрощаться с земной жизнью. На полпути в гору располагается пещера Апокалипсиса, где по преданию находился Иоанн, когда получал свои видения. В наше время это место входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Верующие в то время подвергались гонениям и отчаянно желали обрести надежду. Иисус спешит передать им вернейшее пророческое слово. Фактически, Откр. 1:3 представляет собой слова ободрения, незамедлительно посланные Иоанну, который столкнулся со всеми тяготами изгнания из-за того, что читал, слушал и соблюдал Слово Божье. Кроме того, с третьего стиха начинается первое обетование из семи благословений или «блаженств», встречающихся в тексте книги Откровение.
В Евангелии от Луки слепой отчаянно хотел, чтобы его зрение восстановилось. На протяжении всей книги Откровение Иисус придает огромное значение этой единственной возможности вернуть зрение, чтобы весь мир прислушался к словам наставления, дарующим прозрение. Только в этом случае отношения человечества с Ним и с Отцом будут восстановлены.
Дискуссия
- Назовите способы толкования библейских символов.
- Следует ли понимать язык Откровения буквально?
- Является ли загадочная весть Откровения по-прежнему актуальной для современных христиан?
Тамра Кларк, Вейрсдейл, Флорида, США
Ин. 14:1–3; Откр. 1:1, 2; 22:16
Бог с самого начала предусмотрел план спасения всех людей. Его Слово не возвращается тщетным, и Он не медлит исполнять Свои обетования (см. Ис. 55:11; 2 Петр. 3:9). В Ин. 14:1–3 записано обещание Иисуса вернуться и забрать нас, чтобы мы жили вместе с Ним в приготовленном Им месте. Там мы будем пребывать вместе с Ним вечно. Какой контраст с этим местом представляет сейчас наша земля, лишившаяся своих красок, яркости и жизни. Подобно тому, как в некоторых климатических поясах зеленые листья деревьев с потерей хлорофилла меняют цвет и опадают, по причине греха с нами случается то же самое.
Только растения, пустившие корни в доброй почве, способны буйно разрастаться, несмотря на сильный ветер, дождь и другие неблагоприятные погодные условия. Так же и мы как христиане должны укорениться во Христе. Только Он может помочь нам выстоять во времена невзгод.
Нашим «ветвям» не помешает небольшая обрезка. Если густую листву дерева проредить, это поможет увеличить доступ воздуха и солнечного света, благодаря чему состояние растения улучшится. Мы должны быть готовы полностью открыть свое сердце Христу, таким образом, позволяя Ему избавить нас от греха и того, что мешает Его свету сиять в нашей жизни. Бог даровал Иоанну Откровение и слова Иисуса Христа. Действуя в нашей жизни, эти слова устраняют из нее то, из-за чего мы продолжаем противиться Христу (см. Евр. 4:12). «Обрезка», осуществляемая Иисусом, является необходимой составляющей нашего духовного роста. Христос советует нам следовать Его примеру и проявлять любовь к людям, но не увлекаться мирским и не любить того, что в мире (см. 1 Ин. 2:15–17). «Обрезка» помогает нам избавиться от пагубных привязанностей и при этом сохранить связь с Христом.
Солнечный свет и вода запускают процесс фотосинтеза, благодаря которому растение питается и расцветает во всей своей красе. Духовные солнечный свет и вода — это то, что мы впускаем в свое сердце. Иисус предостерегает нас, говоря о том, чтобы сердце наше не смущалось (см. Ин. 14:1). Изливая душу в молитве и погружаясь в изучение Библии, мы обретем мир, а также принесем добрый плод, который будет свидетельствовать о Христе и являться свидетельством для других.
Дискуссия
- В Откр. 22:16 говорится, что Иисус есть «звезда светлая и утренняя». Как нам дать возможность Его Слову проникнуть в нашу жизнь и осветить все вокруг? Поразмышляйте, от чего нам нужно избавиться, чтобы Он смог войти в нашу жизнь и одарить нас Своим миром?
- Мы знаем, что Бог готовит для нас место. Будем ли мы готовы войти?
Опал Лейвард, Орландо, Флорида, США
Ин. 14:1–3, 29; 2 Петр. 3:4
Мы часто слышим выражение: «мы живем в последнее время», но некоторые из нас с трудом понимают скрывающийся в нем смысл. Кто-то даже может заявить, что история повторяется, или что если раньше ничего не закончилось, почему все должно закончиться сейчас? Во 2 Петр. 3:4 мы читаем о том, что появятся насмешники и ругатели, говорящие: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же».
Почему время, в которое мы живем, должно быть особенным? Что ж, различие заключается в том, что книга Откровение — это дар, который Бог обещал читающим, слушающим и соблюдающим ее наставления (см. Откр. 1:3). Совершенный дар есть Иисус Христос, вокруг личности Которого и сосредоточено все это пророчество. В нем Его народу открываются тайны истории, что дает возможность понимать прошлое, осознавать события, происходящие в настоящем, и быть готовыми к будущему. В Библии записано множество пророчеств, произнесенных Иисусом. Но мое внимание привлекают слова утешения, которые Он сказал ученикам перед Своим распятием. Христос призывает их не беспокоиться, обещая непременно вернуться, чтобы забрать нас домой, в то место, которое Он приготовил для нас. Иисус не только уверяет нас в Своем Втором пришествии, но и сообщает об этом «прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» (Ин. 14:1–3, 29). Данное утверждение иллюстрирует значимость пророчества. Бог наделил людей даром пророчества не для того, чтобы удовлетворить наше любопытство о будущем, но с целью укрепить нашу веру в Него, чтобы, когда предсказанное исполнится, мы поверили.
Откровение позволяет нам и дальше упражняться в вере с помощью Божьего служителя Иоанна, в чьей книге мы находим предупреждение о последнем времени и надежду на будущее.
Удивительно читать, как Иоанн описывает в видении дом, который, как обещано в Ин. 14:1–3, 29, приготовил для нас Иисус. И снова мы видим в пророчестве предупреждение о грядущих скорбях, испытаниях и гонениях, содержащееся в письмах семи церквам и Трехангельской вести. В книге Откровение также говорится о сотворении новой земли в качестве награды для тех, кто выстоял до конца. Христос хочет, чтобы каждый из нас был спасен. Он не желает, чтобы мы оставались во тьме неведения или паутине лжи. Иисус пришел на землю с целью освободить нас от этого. По этой причине Он дарует нам возможность узнать о будущем, чтобы, когда оно наступило, мы не только поверили, но и были готовы.
Дискуссия
- Если бы вы могли иметь возможность получать одно видение в неделю, помогло ли бы это вам лучше подготовиться к грядущим проблемам?
- Находитесь ли вы в рядах насмешников и ругателей? Если да, как вы можете это изменить?
Угочи Нкоронье, Орландо, Флорида, США
Откр. 1–3
Заключение
Это был критический момент в жизни церкви, и большинство последователей Иоанна уже приняли мученическую смерть. Апостола, по-видимому, изгнали в попытке заставить замолчать. Казалось, все потеряно, но Сам Господь держал ситуацию под Своим контролем. «Я был в духе в день Господень, — пишет Иоанн, — и слышал позади себя громкий голос». Апостолу было дано видение о состоянии церкви, о проблеме, с которой она столкнется, и о проявлении Божьей власти, силе и любви в каждый из периодов. Тот, кто оберегал свидетелей, продолжит поддерживать тех, кто твердо стоит в вере, потому что мы столкнемся с теми же проблемами (см. Откр. 2:10). Теперь мы можем снова обратиться к словам этого пророчества (см. Откр. 1:3). Достаточно ли у нас доказательств, чтобы определить, силен ли Иисус восполнить каждую нашу нужду? Да. Нет такой ситуации, в которой Он не смог бы помочь нам и обеспечить всем необходимым (см. Откр. 2:1, 8, 12, 18; 3:1, 7, 14, 21).
Задания
Каждый день обращайтесь к библейским текстам, которые будут напоминать вам, что, с чем бы вы ни столкнулись, своими силами ничего не достигнете, а с Христом сможете все!
Заряжайтесь через молитву и оставайтесь на связи, читая или слушая подходящий текст или смотря соответствующее видео. Ставьте лайки. Делитесь. Подписывайтесь на любые дополнительные ресурсы, которые, по вашему мнению, вам подходят и помогают.
Начните вести блог и каждый день пишите о каком-нибудь благословении, например, о новом имени, об открытых дверях, которые никто не может затворить. Сотрудничайте с другими людьми и делитесь с ними вестью.
Размышляйте о благости Божьей, проявленной к вам во время выпавшего на вашу долю испытания. Ободряйте других. Думайте так: проходя свое испытание, я знаю, что в конце оно станет моим свидетельством. Слушайте песню или читайте текст, которые побуждают вас твердо стоять в вере.
С молитвой читайте пророчества, анализируя их и стараясь понять. Обращайте внимание на то, что вызывает у вас удивление, или отмечайте ключевые моменты, которые вам необходимо помнить. Есть ли что-то, чего вы еще не понимаете? Старайтесь в этом разобраться. Не опускайте руки.
Записывайте в дневнике все свои опыты, когда наш Бог заботился о вас. Отмечайте и сравнивайте духовный рост, ставший результатом этих опытов. Что вам нужно начать, перестать или продолжать делать?
Для изучения
Иез. 33:13; Мф. 18:21–35; 24:13; Лк. 8:12, 13; Лк. 12:42–46; Ин. 15:1–6; Кол. 3:4; Евр. 10:38; Откр. 3:5.
Э. Уайт. Деяния апостолов, гл. 57 «Откровение».
Joe Crews, Can a Saved Man Choose to be Lost (Amazing Facts).
Doug Batchelor, Compromise, Conformity and Courage (Amazing Facts).
Алфея Диксон, Орландо, Флорида, США