Вступление
После серьезного спора в сети Фейсбук у стороннего наблюдателя возникает неизбежный вопрос: «Неужели мы не можем поладить?» Давайте посмотрим на вещи здраво и вернемся к основным вопросам, требующим ответа: «Как нам объединиться для завершения миссии, когда в церкви существуют проблемы с единством из-за культурных особенностей, способов поклонения, инструментов и других предпочтений. И есть ли у нас шанс объединиться, учитывая конфликты между нами?»
Один из прямых ответов на наши вопросы мы находим в вести первого ангела, и представлен он в виде двух последовательных действий. В этой вести мы читаем о том, что вечное Евангелие проповедуется всем жителям земли и заключается в следующей вести: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14:6, 7). Очевидно, что вечное Евангелие проповедуется открыто и ясно.
Во-первых, единство требует, чтобы мы, имея вечное Евангелие, открыто благовествовали о нем миру. Если мы молчим об этой вести и лишь громко проповедуем смешение различных идей, это не приведет к единству. Нас ожидает только отсутствие всякой цели, разногласия и неразбериха.
Во-вторых, чтобы единство стало возможным, мы должны поклоняться все вместе. Доказательством единства служит наше совместное поклонение Богу-Творцу. Итак, как и где нам поклоняться Ему? На вопрос «как?» Иисус отвечает женщине у колодца в Ин. 4:22, 23: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение — от Иудеев …Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе». Мы должны поклоняться в духе и истине.
Ответ на вопрос «где?» мы находим в Авв. 2:20: «А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицом Его!» Для того чтобы поклоняться вместе, мы должны быть в церкви. Изучая урок этой недели, мы узнаем больше принципов и способов объединиться в совместном поклонении!
Ларри Сэндоу, Тампин, Малайзия
Ин. 17:17–21; 1 Кор. 6:19, 20; Евр. 10:24, 25; Откр. 14:1–14
Объединившиеся в поклонении (см. Деян. 2:1–4, 40–42, 46, 47)
Апостолы и первые христиане пережили беспрецедентный опыт единства. Передав нам, о чем благовествовал в день Пятидесятницы Петр, книга Деяния святых Апостолов рассказывает, как три тысячи душ присоединились к церкви. А далее сообщается, что эти три тысячи человек были единодушны в своих действиях и мыслях. В чем заключался секрет их единства? В Деян. 2:42 написано: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Что же объединило верующих раннехристианской церкви? Если сказать коротко, это было поклонение. Время, которое они проводили в изучении вести апостолов, общение друг с другом и молитва помогли им достигнуть небывалого единства.
Единство в выборе вечного Евангелия (см. Откр. 14:1–14)
Деяния святых Апостолов — не единственная книга, в которой описывается, как народ Божий объединялся в поклонении Господу. Откр. 14 — одна из самых прекрасных глав в Писании. Ее можно разделить на три основные части. В Откр. 14:1–5 говорится о живущих в последнее время детях Божьих, которые «следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел». Отрывок Откр. 14:6–12 представляет Божью весть последнего времени как предостережение и проявление милости. Его народ объединяется, чтобы проповедовать об этом всему миру. В конце 14-й главы книги Откровение мы узнаем, что происходит, когда дети Божьи объединяются благодаря Иисусу и Его вести: Христос возвращается, чтобы забрать Свой народ домой. Посвятившие себя вести Иисуса и Его миссии, христиане последнего времени объединяются с Иисусом на облаках славы с теми, кто подчинил свою жизнь благодати Божьей.
Единство в провозглашении Вести (см. 1 Кор. 6:19, 20; Откр. 14:6, 7; 4:8, 11; 5:9–13)
Чтобы испытать единение, описанное в Откр. 14, мы должны понимать истины, которые для народа Божьего находятся на первом месте. Каким образом повеление «убойтесь Бога и воздайте Ему славу» ведет к единству? Боясь Бога и воздавая Ему славу, мы следуем примеру сонмов ангелов, которые ни днем, ни ночью не имеют покоя, прославляя Господа. Когда мы славим Его и своими словами, и своей жизнью, наше поклонение сливается с поклонением на небесах. Прославляя Бога радостным послушанием Его воле, мы показываем, что Он — действительно Тот, Кто достоин нашей преданной любви. Мы признаем Его достойным нашей преданности и преклоняемся перед Ним. Смысл вести первого ангела — побудить нас подчиниться Божьему порядку поклонения, который объединяет Его народ.
Поклонитесь Творцу (см. Исх. 20:8–11; Иез. 20:12, 20; Лк. 4:16; Евр. 10:24, 25)
Повеление поклониться «Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» — это прямая цитата из четвертой заповеди (см. Исх. 20:11). В этом призыве поклониться Творцу Бог напоминает нам делать это таким образом и в тот день, как было заповедано в самом начале, а именно в день субботний. Суббота — это знак того, что Бог освящает нас и приводит к единению с Собой. Единство в поклонении Богу невозможно без единения с Ним. Суббота — это время совместного поклонения, когда мы должны собираться вместе, чтобы поддерживать друг друга в вере. Это совместное поклонение чрезвычайно важно для духовного роста и единства верующих.
Единство в истине (см. Ин. 17:17–21)
Почему Трехангельская весть так важна для объединения народа Божьего? В одной из Своих последних молитв, записанных в Библии, Иисус все Свое внимание уделяет проблеме единства верующих. Его ждали распятие, последующее вознесение, и Он понимал, что Его народ должен будет объединиться для выполнения одной общей цели. Единство было возможным только при условии освящения, или отделения от мира, и достижения единения с Богом. Иисус умолял Своего Отца: «Освяти их истиною Твоею». Он знал, что если Его последователи не будут освящены истиной Слова Божьего, то никогда не смогут объединиться. Как же нам сегодня достичь единства? Это может произойти, только если нас объединит истинная весть, которую Бог призывает нас узнать, понять и передать другим. Трехангельская весть! Как нам стать единым народом Божьим, если мы не едины в провозглашении вести, которую Он призывает нас возвещать каждому племени, колену, языку и народу? Если мы не едины в понимании и проповеди великих истин этих вестей, наше единство в поклонении будет поверхностным и искусственным.
Две объединившиеся группы верующих (см. Откр. 13:1–4, 8; 14:6, 7, 9–11)
В книге Откровение изображены две группы людей, объединившихся в поклонении. Глава 13 рассказывает нам о тех, кто объединился для поклонения зверю, его образу и дракону. В 14-й главе представлены те, кто следуют за Агнцем, принимая Его последнюю весть, обращенную к заблудшему и погибающему миру. Первая группа нацелена исключительно на то, чтобы заставить людей поклониться образу зверя (см. Откр. 13:15), в то время как единственная цель второй группы — указать на объект истинного поклонения, то есть Бога-Творца. Весть первого ангела — это настойчивый призыв к народу Божьему объединиться в поклонении Богу так, как Он повелел это сделать, и не участвовать в сеющем распри поклонении зверю. В повелении поклониться Создателю Иисус призывает тех Своих овец, что еще не присоединились к пастве, объединиться с Его истинными последователями, пока еще не слишком поздно. В книге Откровение представлен остаток народа Божьего, пребывающий в абсолютном единстве в своем поклонении Богу. Эти люди — истинные последователи, которые поклоняются Ему «в духе и истине».
Дискуссия
- Как нам определить, к какой группе людей мы присоединились?
- Является ли единство более важным, нежели истина?
Тейлор Хинкл, Сидар-Лейк, Миннесота, США
Деян. 2:47; Еф. 4:3–5
«Первая ангельская весть из 14-й главы книги Откровение, провозглашающая час суда Божьего и призывающая людей убояться Господа и поклониться Ему, была направлена на то, чтобы предостеречь верующих от разлагающего влияния мира и открыть им глаза на их настоящее положение и вероотступничество. Этой вестью Господь посылал церкви предупреждение, которое, будь оно принято, искоренило бы все зло, отдалившее их от Бога. Если бы они приняли небесную весть, смирили свои сердца пред Господом и начали готовиться к встрече с Ним, тогда Дух и сила Божья проявились бы среди них. Тогда церковь вновь бы достигла того благословенного единства веры и любви, какое существовало в апостольские дни, когда верующие имели “одно сердце и одну душу” и “говорили слово Божие с дерзновением”, когда “Господь… ежедневно прилагал спасаемых к Церкви” (Деян. 4:32, 31; 2:47).
Если бы дети Божьи приняли свет, сияющий им со страниц Слова Божьего, они достигли бы того единства, о котором молился Христос и о котором писал апостол: “Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение” (Еф. 4:4, 5)».
«Что производит разногласия и споры? Это результат отдаления от Христа. На расстоянии от Него мы теряем нашу любовь к Нему и охладеваем по отношению к Его последователям. Чем дальше от центра расходятся лучи света, тем больше расстояние между ними. Каждый верующий является лучом света от Христа, Солнца праведности. Чем ближе мы ко Христу, Средоточию любви и света, тем сильнее будет наша привязанность к Его носителям света. Когда святые привлечены ко Христу, они будут близки друг к другу, ибо освящающая благодать Христа объединит их сердца. Вы не можете любить Бога и при этом не любить ваших ближних».
Дискуссия
- Однотипность обычно ошибочно принимают за единство. Какие изменения должны произойти, чтобы мы стали едиными во Христе и в то же время сохранили свое многообразие?
- Если правильное понимание Писания и тесное общение со Христом являются необходимыми условиями для единства в поклонении, какие конкретные шаги нам следует предпринимать?
- Является ли церковное единство само по себе конечной целью или первым важным шагом на пути к успешному выполнению миссии? Обсудите этот вопрос.
Киран Койя, Детройт, Мичиган, США
Деян. 17:10, 11
Поклонение включает в себя множество разных элементов и может принимать разные формы, однако зачастую сводится к пению. Поклоняться Богу означает знать, какой Он (см. Откр. 4:8), признавать то, что Он сделал для нас (см. Откр. 5:9, 10), и воздавать Ему славу и честь (см. Откр. 4:11; 5:13). По существу, мы поклоняемся Богу, изучая Его Слово, чтобы лучше узнать Его и суметь понять Его характер, вознося молитвы благодарности, признавая работу, которую Он совершает в нашей жизни, прославляя в пении Его благость и возвеличивая Его. Термин «поклонение», используемый в Откровении, это перевод греческого слова проскюнэ´о, означающего «воздавать должное, проявлять почтение или склоняться перед кем-то». Хотя пение может носить определенные черты поклонения и поклонение может выражаться через пение, все же оно должно включать в себя нечто намного большее, нежели пение.
В Деян. 17 Лука кратко упоминает неких верийцев — группу людей, которых часто расхваливают за их прилежное изучение Библии. О них говорится лишь в двух стихах, но становится очевидным, что эти люди были открыты для принятия Слова, прилежно изучая Писания, чтобы убедиться, не расходится ли новое учение с образом Божьим, уже знакомым им. Лука говорит, что иудеи в Верии «были более благородными и открытыми, чем в Фессалонике» (пер. ИПБ). Использованное здесь слово «благородный» происходит от греческого эугенэ´с, что означает «быть благородного происхождения или занимать высокое положение от рождения». В этом случае это слово указывает на состояние сердца и разума. Адам Кларк пишет: «Иудеи придерживались принципа, что “только изучающий закон отличался благородством души”. В Деян. 17:11 говорится, что «они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания». В отличие от иудеев из Фессалоники, верийцы были готовы к новым откровениям, но принимали их, проявляя рассудительность. Они привыкли самостоятельно изучать Писание. Как часто мы попадаем в ловушку, воспринимая слово проповедующего буквально и не пытаясь напрямую обратиться к Слову Божьему за подтверждением, чтобы составить о личности Бога собственное мнение. А ведь наше личное понимание характера Божьего является основой для нашего поклонения. Мы сможем по-настоящему поклоняться Богу, только зная, каков Он, испытывая непреодолимое желание искать Его и в результате проводить с Ним как можно больше времени в молитве и изучении Его Слова. Как пишет Росс Кинг: «Можно петь все что угодно, но по-прежнему пребывать в заблуждении. Поклонение означает нечто большее, чем просто песню».
Дискуссия
- Какие еще способы поклонения Богу вам известны, кроме молитвы, изучения Библии и пения?
- Есть ли какие-то формы поклонения, не соответствующие тому, как должно поклоняться Богу? Почему?
- Есть ли у вас своя собственная, личная «песнь» хвалы, исполнять которую не может никто, кроме вас, даже ангелы небесные? «Песнь», в которой была бы отражена ваша повседневная жизнь, ваши намерения и личный опыт?
Исай Макграт, Сидар-Спрингс, Мичиган, Соединенные Штаты
Откр. 14:6–11
Перед Своим вознесением Иисус молится о том, чтобы Его последователи были едины (см. Ин. 17:11, 21–23). У последователей Христа может возникнуть искушение создать лишь видимость единства. У нас даже может появиться мысль о том, что единство само по себе является доказательством нашей принадлежности к ученикам Христа.
Более того, порой мы считаем, что поклонение — это лишь час или два в неделю, которые мы проводим на богослужении; или, хуже того, что поклонением является музыка со стихами духовного содержания. В результате единство в поклонении превратится в однообразное церковное богослужение либо сведется к однотипному музыкальному сопровождению. Но можем ли мы действительно достигнуть единства, автоматически совершая одно и то же?
Фальшивое единство. Единство — это превосходное качество. Но история о Вавилонской башне показывает нам, что можно объединиться и против Бога (см. Быт. 11:1–9). Отсюда следует, что факт единства не является гарантией святости. Мы можем объединиться и в неправедном, фальшивом поклонении.
Элементы поклонения. Поклонение, к которому нас призывают в Откр. 14:6-–11, представляет собой два момента: кому мы поклоняемся (Откр. 14:6, 7) и как мы поклоняемся (Откр. 14:9–11). Если составить уравнение, получится следующее: поклонение = кому мы поклоняемся + как мы поклоняемся. Нас призывают поклоняться Богу-Творцу [«Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод»] в духе и истине (см. Ин. 4:24) во всех своих мыслях и делах.
Единственное истинное поклонение. Существует столько же фальшивых формул поклонения, сколько толкований самого слова. Например, можно знать, кто такой истинный Бог, но поклоняться Ему неверно (см. Мал. 1:6–8). Бог в Писании сообщил о том, каким должно быть поклонение Ему. С другой стороны, в мире есть множество ложных богов, и единственный способ узнать истинного Бога — изучать Писание.
Библейское единство в поклонении. Мы не можем стремиться лишь к простому единству в поклонении. Нам следует искать единения в таком поклонении истинному Богу, какого Он ожидает от нас согласно написанному в Его Слове. Те, кто собираются вместе для изучения Библии в духе смирения, будучи готовы отвергнуть все, что противоречит Его Слову, смогут испытать единство, которого достигли верующие в день Пятидесятницы (см. Деян. 2:1).
Дискуссия
- Можно ли объединиться в поклонении с человеком, с которым у нас разногласия богословского характера?
- Как определить, пересекли ли мы черту, отделяющую единство от единообразия?
Арчи Дако, Лорел, Мэриленд, США
Откр. 14:7
Причина всегда заключалась только в одном — поклонении. С самого начала битвы добра со злом Люцифер желал, чтобы ему поклонялись так, как возможно поклоняться лишь Творцу (см. Ис. 14:13, 14). И в последние дни существования этого мира будет то же самое. Перед всеми встанет вопрос: «Будете ли вы поклоняться Творцу в определенный Им день или пойдете на компромисс?»
Когда дело касается взаимоотношений, здоровый компромисс — это не просто хорошо. Это то, что обязательно должно практиковаться! Подумайте. Не желая отказаться от своих предпочтений и взглядов, большинство супружеских пар никогда не придут к согласию относительно цвета столешницы на кухне или имени своего ребенка. Однако, хотя жертвовать своими предпочтениями необходимо, опасность возникает, когда дело касается христианских принципов. Желание твердо стоять за истины, заключенные в Слове Божьем, в буквальном смысле привело трех евреев в печь огненную, Даниила — в ров со львами, а миллионы христиан подвергло жестоким гонениям. Все они решили, что компромисс — слишком высокая цена за возможность достичь мира и единства. Мартин Лютер так описал эту твердую жизненную позицию, основанием которой являлась любовь: «Мир — по возможности, истина — любой ценой». Лютер признавал не только то, что истина стоит того, чтобы ради нее столкнуться с разногласиями. Он считал, что по самой своей природе истина способствует разделению.
Сам Иисус, живое воплощение истины, сказал: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Он предвидел, что даже члены одной семьи из-за истины примут разные стороны, решив либо принять, либо отвергнуть Бога и Его учение. И хотя Бог есть Бог единства, Он также является и Богом разделения. Мы видим, что при сотворении Он ради порядка и жизни на земле в течение трех дней из шести занимается разделением (см. Быт. 1:4, 6, 14). И при обращении Бог творит нас заново, отделяя от наших вредных привычек или плохих друзей, чтобы вы смогли возрастать в Нем. Он разделяет, чтобы потом объединить.
В конце времени Бог снова производит разделение ради объединения. Своей истиной Он отделяет Своих детей от мира — от компромиссного христианства, чтобы объединить нас друг с другом и с Собой. В то же время сатана сможет объединить людей, готовых поступиться истиной, и ему удастся собрать тех, кто будет поклоняться ему: «И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону» (Откр. 13:3, 4). По этой причине последняя весть приглашения и предостережения, произнесенная Творцом, проповедуется во всех уголках планеты: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу… и поклонитесь [Ему]» (Откр. 14:7). «Не поклоняйтесь зверю или образу его!» (см. Откр. 14:9). Обе группы объединятся для поклонения, но только в одной из них люди будут едины в истине. И те, кого объединила истина, испытают единение, невиданное прежде!
Дискуссия
- Чем в своей жизни вы не готовы пожертвовать ради мира/единства?
- Какие ситуации предусматривает для вас Бог, чтобы дать вам возможность твердо отстаивать свои принципы в повседневном общении?
Джастин Тороссиан, Эксетер, Калифорния, США
Деян. 4:23–31
Заключение
В этом отрывке описывается, как ученики собираются вместе и единодушно молятся. Результатом этой молитвы стало сошествие Святого Духа! И в этом общении мы видим единство и нечто более глубокое. Объединяться нам следует не ради самого единства и общения, но потому что это необходимо для работы, которую мы как христиане стремимся выполнить. Чтобы благовествовать о Христе, Его любви и скором возвращении, мы должны молиться и трудиться вместе как никогда прежде. Кроме того, важно, чтобы в основании нашего единства и общения был Христос. Изучая Писание и молясь, мы сможем общаться с Иисусом каждый день и лично, и вместе с братьями и сестрами. И тогда мы обретем силу изменять свое окружение и весь мир. Пребывая в единении и общении с Христом, мы сможем достичь единства и наладить взаимоотношения в церкви.
Задания
Организуйте ужин и изучение Библии, пригласив на это мероприятие членов своей молодежной группы или братьев и сестер из общины. Позаботьтесь о том, чтобы в основе вашего собрания была молитва.
Нарисуйте картину о силе общения и молитвы и покажите другу или члену семьи. Для этого используйте свое воображение и любые необходимые средства.
Поразмышляйте о том, как лично вы сможете улучшить ситуацию с общением и единством в вашей общине. Напишите об этом в дневнике, а затем попробуйте воплотить свои идеи в жизнь.
Вернитесь к уроку этой недели и прочитайте все библейские стихи и истории, связанные с ним. В процессе анализируйте и записывайте элементы, необходимые для единства в поклонении и общении.
Вместе с группой друзей придумайте сценку, которую можно было бы показать в вашей общине или молодежной группе.
Сочините стихотворение (в любой понравившейся вам форме) о важности общения и о том, как оно способствует укреплению единства в церкви.
Соберите в общине молитвенную группу. Пусть каждый выберет себе партнера для молитвы. Регулярно молитесь вместе, общайтесь со своим молитвенным партнером за пределами молитвенного дома и время от времени вместе обедайте.
Для изучения
Деян. 1:14; 2:42; 12:12; Флп. 2:2; 1 Петр. 2:5.
Э. Уайт. Деяния апостолов, глава 2.
Ellen White (CET 192) Unity in Faith and Doctrine.
Киана Александер, Грэнд-Блэнк, Мичиган, США