Вступление
Еф. 4:26
Мы сидели за столиком в небольшом кафе, обсуждали Библию, делились своими молитвенными просьбами и разговаривали о жизни. Но в тот момент я могла думать только об одном: «Мне здесь не место». У остальных женщин в моей группе по изучению Библии давно уже были семьи, а у большинства и дети. Я только недавно вышла замуж за человека, у которого уже был сын, своих детей у меня не было. Все остальные женщины были ровесницами, и только я была моложе.
Той ночью я трусливо решила сбежать от проблемы, написав короткое электронное сообщение, где объясняла, что чувствую себя «некомфортно» в компании других женщин и потому прекращу посещать занятия по изучению Библии. Мне было неловко отправлять это письмо. Я знала, что должна быть более решительной и обсудить свои чувства с группой, давая остальным участникам шанс что-то изменить, и самой использовать возможность расти вместе с ними. Но при этом курсор мышки нажал на кнопку «отправить», и мое письмо ушло.
На следующий день мне позвонила одна из женщин группы и, будто оправдываясь, проговорила, что хотела бы найти выход из сложившейся ситуации, чтобы я осталась в группе и почувствовала себя ее частью. Она хотела бороться за нашу дружбу. Однако я уже приняла решение. Этот звонок наряду с электронным письмом практически разрушил мои отношения с этими людьми.
Хотела бы я сказать, что вскоре после этого мы все попросили друг у друга прощения и помирились, и я радостно приступила к занятиям.
Однако потребовалось шесть лет для того, чтобы восстановить прежние отношения. Шесть лет мы, чувствуя себя ужасно неловко, приветствовали друг друга на богослужении натянутыми улыбками. Шесть лет заставляли себя общаться при встрече. Шесть лет напряжения и грусти, переполнявших мое сердце каждый раз при мысли об этих встречах.
И вдруг, совершенно неожиданно, меня пригласили присоединиться к группе по изучению Библии. Некоторых из бывших ее членов больше не было, но основная часть группы осталась той же. С огромным трепетом я шла на свое первое занятие. Меня встретили с распростертыми объятиями.
В течение шести лет я хранила в душе недобрые чувства по отношению к этим людям, которые, по сути, не провинились ни в чем, кроме того, что не были похожи на меня. И я полагала, что они относятся ко мне так же. Но, вернувшись в группу, я обнаружила, что все было совсем не так. Их отношение ко мне стало настоящим проявлением любви Христа и даруемого Им спасения.
Восстановление не только играет значимую роль во взаимоотношениях между людьми, но и является ключом к сохранению нашего единства с Христом. Урок этой недели сосредоточен именно на этой важной теме.
Эллисон Сауседа, Дейтон, Огайо, США
2 Кор. 5:18–21
Ни для кого не секрет, что когда между двумя людьми возникают разногласия, для примирения требуются взаимное понимание и обоюдное стремление к изменению. В истории человечества вряд ли можно найти доказательства того, что какой-то конфликт был вызван исключительно одной стороной, в то время как другая сторона оставалась совершенно непричастной. У каждого, как говорится, своя правда, и для того, чтобы примирение состоялось, необходимо участие обеих сторон. Возможно, прощение — это самое тяжелое испытание, которое приготовил для нас Бог, потому что человеческая природа противится проявлению милосердия, когда требуется наказание в ответ на целенаправленно совершенное зло. И все же среди последователей Иисуса примирение является не просто желательным исходом. Оно преподносится как нечто обязательное.
Термин «примириться» происходит от сложного греческого слова, означающего «взаимно изменяться», недвусмысленно показывающего, какого поведения Бог ожидает от нас, когда происходит конфликт. В стихах к этому разделу Павел говорит нам о том, что последователи Иисуса являются Его посланниками, которые получили от Бога «служение» и «слово» примирения. В греческом языке «служение» означает физическое действие, выполняемое слугой, в то время как под «словом» понимается обмен устными сообщениями. Мы служим Иисусу, исполняя роль послов Его Царства, и потому нам следует быть готовыми смотреть на возникающие разногласия глазами тех, кому мы служим. А когда возникает конфликт, мы должны разрешать его словами и делами всевышнего Царя, Которого представляем. И хотя Слово Божье никогда не следует подвергать сомнению, иногда возникают ситуации, когда взаимоизменение считается не только предпочтительным, но и обязательным для того, чтобы единство могло быть достигнуто.
Помня об этом значении слова «примириться», как нам понять объяснение апостола Павла про «Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою»? Очевидно, что всему человечеству необходимо измениться ради единения с Богом. Но можем ли мы ожидать «взаимоизменения» от Царя Вселенной, Который открыто заявляет: «Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6)? Это не примирение между равными и не конфликт между братьями и сестрами. Примирение, о котором здесь идет речь, происходит между Всемогущим и немощнейшими. Может ли Бог участвовать в подобном взаимоизменении?
Ответ становится очевидным, когда мы читаем, как Павел говорит об изменении, совершенном Богом, обеспечивающем примирение: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).
Иисус уже совершил величайшее изменение и теперь ожидает ответного шага со стороны людей.
Дискуссия
- Что, возможно, придется изменить в вашей жизни или в жизни общины ради единства?
- Чему перемены, произведенные Иисусом, учат нас относительно примирения в нашей собственной жизни?
Кэндис Золман, Смитсбург, Мэриленд, США
Быт. 3; Мф. 5:23, 24; 18:15–17; 18:21–35; Деян. 13:13; 15:36–39; Рим. 5:8–11; 1 Кор. 3:5–11; 12:1–11; 2 Кор. 5:18–20; 10:12–15; Еф. 4:11–16; Кол. 4:10, 11; 2 Тим. 4:11; 2 Петр. 3:9
Разорванные дружеские отношения (см. Быт. 3)
Одним из последствий совершенного Адамом и Евой греха стали разорванные взаимоотношения и перекладывание вины. Ева обвинила змея за свое непослушание. Адам обвинил Еву и в конечном итоге Бога, сказав: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). И только Бог не стал никого обвинять, а, скорее, взял на Себя вину в виде жертвоприношения, что стало прообразом совершенной жертвы Его Сына Иисуса (см. Быт. 3:21). С тех самых пор люди стали пытаться возложить вину за свои поступки на других, и наши взаимоотношения с окружающими ухудшились.
Как же нам научиться брать на себя ответственность за свои собственные действия, восстановить разрушенные взаимоотношения и достичь подлинного единства с нашими грешными братьями и сестрами? Подумайте, как можно применить следующие принципы:
Примирение с Иисусом ведет к примирению с людьми (см. 2 Кор. 5:18–20)
Для того чтобы примириться с братьями и сестрами, обидевшими нас, — и с теми, которых обидели мы сами, — нам нужно прежде всего примириться с Иисусом. Являясь эгоистами с рождения, мы, естественно, не очень хорошо ладим с другими людьми. Эта сосредоточенность на самих себе заставляет нас стремиться удовлетворять собственные желания независимо от нужд остальных. Так же мы относимся и к Богу. Мы хотим то, чего хотим. И только признав свою эгоистичность грехом перед Иисусом и позволив Ему избавить нас от нее, мы сможем стать свободными и относиться к другим так, как отнесся к нам Бог. Во 2 Кор. 5:18–20 мы читаем, что Бог Христом примирил нас с Собой, благодаря чему мы получаем возможность примириться и с людьми. Два сердца, исполненных любовью Христа, просто не смогут допустить, чтобы разногласия и обиды запятнали их отношения. Мы можем измениться не потому, что сами способны это сделать, а потому, что Иисус делает нас способными так жить.
Прощение обязательно (см. Мф. 5:23, 24; 18:15–17, 21–35; Рим. 5:8–11)
Один из необходимых элементов примирения — прощение. Прощать крайне тяжело. Я сейчас говорю не о прощении того, кто забыл выбросить мусор в урну. Речь идет о прощении предательства или жестокого отношения — сокрушительных действий, способных разбить нам сердце. Иисус описывает процесс прощения в Мф. 5:23, 24 и Мф. 18:15–17. Первое, что приходит в голову в связи с этим, — мы первыми должны попросить прощения независимо от того, кто выступил обидчиком, а кто стал обиженным. Павел сообщает нам, что так действует Бог: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Он сделал первый шаг. Осознав, насколько велик наш долг перед Христом за дарованное Им прощение, мы обретаем свободу и способность друг друга. В притче о щедром и милостивом царе и немилосердном рабе (см. Мф. 18) Иисус говорит о том, что прощение — обязательное действие.
Каждый заслуживает второго шанса (см. Деян. 13:13; 15:36–39; Кол. 4:10, 11; 2 Тим. 4:11; 2 Петр. 3:9)
Что с нами было бы, если бы Бог не верил во второй шанс? Во 2 Петр. 3:9 написано, что Бог не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». По этой причине Он дает людям, постоянно совершающим ошибки, второй или даже третий, четвертый шанс. В книге Деяния святых Апостолов мы читаем, что Павел признал безнадежным молодого миссионера Марка, который, пав духом, покинул Павла и Варнаву в одном из их миссионерских путешествий. Недоверие Павла к Марку привело к тому, что между ним и Варнавой произошло разделение, когда Варнава настаивал, чтобы Марк отправился с ними в следующее миссионерское путешествие. Однако в последние дни своей жизни Павел, находясь в заключении, захотел видеть Марка рядом с собой и попросил Тимофея: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2 Тим. 4:11). Марк получил второй шанс. И мы тоже. Кому-то из вашего окружения тоже может понадобиться, чтобы вы подарили ему второй шанс.
Что примирение НЕ означает (см. 1 Кор. 3:5–11; 12:1–11; 2 Кор. 10:12–15; Еф. 4:11–16)
Примирение не означает, что мы всегда будем соглашаться друг с другом или что мы всегда будем поступать одинаково. Мы едины в Иисусе, но каждого из нас Он сотворил уникальной личностью, наделенной особыми дарами. Истинное единство не зависит от того, насколько люди отличаются друг от друга. Единство не означает одинаковость. Павел говорит о различных дарах, которыми Бог наделил церковь. Он сравнивает церковь с телом, которое состоит из разных частей, но все они составляют единый организм. Так же и в церкви — у всех нас разные дары, но мы должны использовать эти различия, чтобы Тело Христово функционировало максимально эффективно, совершая в мире свое служение примирения. Но если человек начинает настаивать на том, что его работа важнее других, или если кто-то утверждает, что только его мнением следует руководствоваться, единство церкви находится под угрозой. Слова одного христианина могут помочь нам на пути от примирения к единению: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во ВСЕМ — любовь».
Дискуссия
- Как человеку понять, действительно ли он по-настоящему простил?
- Есть ли в вашей жизни тот, кому вы должны дать второй шанс? Попробуйте вспомнить конкретного человека.
- Что нам делать, если между нами нет согласия относительно того, что главное, а что второстепенно? (Подсказка: см. третью часть приведенного высказывания.)
Фрэнки Золман, Смитсбург, Мэриленд, США
Мф. 18:15
Нам важно помнить, что все мы — человеческие существа. Мы все имели славу Божью, и все лишены ее. В Мф. 8:15 содержатся важные слова о том, как вести себя в обстоятельствах, в которых мы видим, что поведение друга — христианина или не христианина — не может считаться правильным или нравственным. Нам, последователям Христа, не следует сплетничать и комментировать действия других людей. Наоборот, мы должны выяснить источник беспокойства и решить проблему; в конце концов, самый быстрый способ истребить сорняк — это уничтожить корень.
Согласно словам Эллен Уайт, поведение, противоположное тому, что описано в Мф. 18, приводит к следующему: «Допускаются ошибки и несправедливые действия из-за того, что люди не хотят выполнять указания, данные Господом Иисусом».
Она также пишет: «Человек, в чьем сердце пребывает Христос, признает то, что Он также пребывает в сердце его брата. А Христос никогда не враждует против Христа; Христос никогда не оказывает влияния, чуждого Христу. Христиане должны совершать свое служение, каким бы оно ни было, в единстве Духа, дабы все Тело церкви было совершенным». Не следуя наставлениям Христа о том, как вести себя в конфликтной ситуации, мы, по сути, сами начинаем войну. Однако с любовью относясь к тем, с кем у нас возникли разногласия, мы можем вместе с ними делать все, чтобы примириться друг с другом.
«Христианское единство является могущественной силой, так как наилучшим образом свидетельствует о том, что люди, живущие в нем, являются Божьими детьми. Оно оказывает на людей влияние, которому невозможно противостоять, показывая тем самым, что человек может быть причастником Божественного естества, удаляясь от господствующего в мире растления похотью. Мы должны жить в единстве с нашими собратьями и со Христом, а во Христе жить в единстве с Богом. Только тогда о нас можно будет сказать: “Вы имеете полноту в Нем”».
Мы всего лишь сосуды, которые Бог использует для того, чтобы явить Свое милосердие и прощение миру. Мы должны пользоваться каждой ситуацией (особенно теми, что доставляют нам трудности!), чтобы показать миру, Кто такой Бог! Потому что, в конце концов, как мы, верующие, можем достигнуть единства без прощения и как можем стать с Иисусом одним целым, если не едины между собой?
Дискуссия
- Случалось ли, что кто-то из братьев или сестер по вере обсуждал какой-то сложный вопрос о вас (или сплетню) с кем-то, кроме вас? Случалось ли вам обсуждать чью-то проблему с кем-то, кроме человека, которого эта проблема касалась?
- Какие качества вашей личности нуждаются в изменении, чтобы вы смогли воплотить в своей жизни идеи о прощении и единстве и, таким образом, стать светом миру?
Натан Золман, Чаттануга, Теннесси, США
Мф. 18:15–17; 2 Кор. 5:20, 21; Флм. 1–25
Мои онлайн-счета защищены паролем, и я не записываю эти данные где попало. Я запираю двери. Я застрахован от кражи идентификационной информации. И я убежден, что если что-то звучит слишком хорошо для того, чтобы быть правдой, возможно, является ложью. Мы тратим время и деньги, защищая себя от подозрительных намерений и мотивов других людей. Мы пытаемся защитить свою собственность, свою репутацию, благосостояние и чувства, потому что знаем — на свете есть ненадежные люди.
Для того чтобы взаимоотношения развивались, необходимо доверие. Оно является основанием для любого положительного межличностного общения. Что касается Тела Христова, мы сможем стать ближе к Богу, только если доверяем Ему, а единство среди верующих станет возможным только при условии доверия друг к другу. «Определяете ли вы доверие как взаимопонимание, или как лояльность, или как этическое поведение, либо вы имеете дело с его плодами в виде возросшей самостоятельности, командной работы и синергии, — доверие является основным корнем и источником нашего влияния».
Следующие несколько шагов помогут вам завоевать доверие последователей Христа:
Будьте человеком, достойным доверия. Иисус творил добро, и намерения Его были чисты (см. Деян. 10:38). Мы должны быть честными людьми, желать окружающим самого лучшего, следовать «золотому правилу» (см. Мф. 7:21) и даже быть готовыми пожертвовать собственной выгодой ради высшего блага (см. 1 Кор. 6:1–8).
Стремитесь к примирению, если отношения с кем-то у вас натянутые. Непонимание, недостаток общения и ситуации, пагубно сказывающиеся на доверии, — все это неизбежная часть нашей жизни. Наша реакция на стресс помогает нам двигаться к цели — единству. В Мф. 18:15–17 Иисус перечисляет шаги, которые нам необходимо предпринять, сталкиваясь с неизбежными препятствиями на пути к доверию. Далее Иисус говорит о важности восстановления отношений. Целью всегда является примирение (см. 2 Кор. 5:20, 21).
Доверяя, проявляйте мудрость. В этом мире греха не все будет получаться идеально. Нас не призывают слепо доверять другим, но и предостерегают от нездоровой подозрительности. Бог сказал, что нам, к сожалению, будут встречаться на пути люди, не достойные доверия, даже среди тех, кто называют себя христианами. «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21).
Доверяйте Богу. Верьте, что Бог все обращает во благо (см. Рим. 8:28; пер. РБО). Веря этому (см. Дан. 3:16–18) и тому, что Он обещал нам вечную жизнь, мы не много потеряем, рискнув довериться, но зато многое приобретем.
Дискуссия
- Почему люди совершают определенные поступки, точно зная, что они приведут к возникновению недоверия?
- Как человеку справиться с проблемами, из-за которых он может потерять доверие к людям или Богу?
Дэниел Ройо, Силвер-Спринг, Мэриленд, США
Рим. 5:8–11
Какие ассоциации вызывает у вас слово «враг»? Может быть, вы представляете себе злодея из одной из своих любимых книжек. А может, вы вспоминаете отрицательного героя из какого-нибудь фильма? Возможно, вы даже думаете о своем любимом супергерое, облаченном в свой суперкостюм, — он сражается со злом, спасая мир. В подобных примерах обычно легко отделить «хороших парней» от плохих.
Но вот вопрос сложнее: был ли у вас когда-либо враг? Это может быть типичный задира, укравший ваши деньги, или конкурент на работе. Возможно, это тот, кто раньше был вашим другом, но из-за ссоры перестал им быть. В реальной жизни провести границу между добром и злом не так уж легко. В мире существует множество оттенков серого.
А теперь самый сложный вопрос: считали ли вы себя когда-нибудь чьим-то врагом? Более того, считали ли вы когда-либо себя врагом Бога? Прочитав Рим. 5:8–11, вы увидите, что до смерти Иисуса каждый из нас считался врагом Божьим. Однако благодаря смерти Иисуса на кресте мы примирились с Богом. В 1 Ин. 3:1 апостол говорит об идеях еще более глубоких. Он пишет о том, что благодаря любви Отца мы названы Его детьми.
Не знаю насчет вас, но мне не нравится думать о том, что я могу быть врагом Бога. Это заставляет меня испытывать тревогу и в некотором смысле безнадежность. В то же самое время я чувствую невероятную благодарность за дар спасения и примирения, который получил благодаря смерти Иисуса. Я ничем не заслужил этот дар Христа, но Он все равно подарил его мне.
Подобным образом каждый из нас в семье Божьей получил тот же самый дар примирения. Никто из нас не лучше других, ведь полученный дар у всех одинаков. В связи с этим кто-то может спросить, почему же между нами возникают ссоры и обиды и нарушается единство, которое Бог так желает видеть в Своей Церкви. Все эти конфликты становятся настолько ничтожными, когда мы вспоминаем о том, что ждет нас на небе!
Как осознание того, что мы примирились с Богом, меняет нашу жизнь? Я заявляю: мы должны измениться полностью. Если мы теперь на «стороне» Бога, нам следует рассказать благую весть об этом даре всем и каждому. Мы больше не враги, но каждый из нас в отдельности и все мы вместе — теперь часть Божьей семьи.
Дискуссия
- Кого я считаю врагом? Почему я так отношусь к этому человеку?
- Считает ли кто-нибудь врагом меня? Как я могу изменить отношения с такими людьми, чтобы это оказало положительное влияние на мое примирение с Отцом?
- Что мне необходимо исправить в своей жизни, чтобы лучше подчеркнуть свою принадлежность к Божьей семье?
Андрес Сауседа, Дейтон, Огайо, США
Лк. 23:31–34; 2 Кор. 5:20, 21; Еф. 4:26
Заключение
Ключевая тема урока этой недели — примирение. Нам напомнили о том, насколько важно примиряться друг с другом, так как это влияет на единство во Христе. Нам также напомнили о нашем месте в Божьей семье, которое мы занимаем благодаря Его любви и состраданию. В конце концов, Бог сделал нам величайший подарок — послал Сына Своего, чтобы мы могли примириться с Ним. Как быть, если у вас проблемы с разрешением конфликта в одной из (или более чем одной) сфер вашей жизни? Сейчас самое подходящее время начать решать подобные вопросы и стремиться к единству во Христе!
Задания
Напишите письмо или электронное сообщение человеку, с которым у вас возникли разногласия. Постарайтесь честно изложить свое видение проблемы, не переходя к обвинениям. Попробуйте договориться с ним о встрече, чтобы вместе искать выход из ситуации.
Нарисуйте картину, где использование цвета будет отвечать за изображение чувств, которые вы испытываете при возникновении разногласий между вами и еще каким-то человеком. Покажите свою работу на уроке субботней школы или на занятии по изучению Библии.
Поразмышляйте о своих взаимоотношениях с каким-либо человеком, чтобы попробовать понять ситуацию, где никак не может состояться примирение. Постарайтесь посмотреть на проблему не только со своей точки зрения, но и со стороны того человека.
Примите участие в проекте вместе с человеком, с которым у вас возникли трения. Совместное стремление к общей цели может помочь вам попытаться найти путь к примирению в вашей собственной ситуации.
Сравните свои взгляды относительно какой-то проблемы с точкой зрения другого человека. Запишите в дневник свои наблюдения.
Найдите в Библии стих, который мог бы помочь вам в поиске выхода из проблемной ситуации. Напишите этот стих на карточке размером 3×5 см и поместите в таком месте, где сможете часто его видеть. По возможности выучите этот стих наизусть.
Предложите Господу свою помощь в служении примирения. Вмешиваться в чужую ситуацию, не проявляя излишнего любопытства, может оказаться трудным, но иногда третья сторона действительно помогает в переговорах и поиске решения проблемы.
Для изучения
1 Кор. 1:10–17; Еф. 4:11–16.
Shields, Bonita Joyner, Touch Points — Forgiveness Takes One; Reconciliation Takes Two; Morales-Gudmundsson, Lourdes, I Forgive You, but…
Алекс Сауседа, Дейтон, Огайо, США