Вступление
Еф. 4:3; 1 Петр. 3:8
Великолепное церковное помещение было наполнено прихожанами. Мы все сидели плечом к плечу, слушая пение, открывающее богослужение. К группе исполнителей вскоре присоединились орган, клавишные, гитара, ударные и бас-гитара. С каждым новым инструментом звук усиливался, выходя за границы той громкости, к которой я привыкла. Сидевший рядом друг указал на свои уши, намекая, что музыка звучит слишком громко и он предпочитает наслаждаться ею снаружи. Я решила составить ему компанию. Направляясь к выходу, я обратила внимание, что некоторые члены церкви поднимали вверх руки, присоединяясь к пению. Народ с радостным сердцем приветствовал Господа в единой хвале.
За дверями молитвенного дома стояла семья. Мать дрожащими руками пыталась закрыть уши сына и мужа. Чуть дальше мы наткнулись на группу молодых людей, которые открыто выражали отвращение и разочарование, вызванные подобной музыкой.
Я же вспомнила сидевших напротив меня мать и сына. Они привлекли мое внимание тем, что в их облике ничто не свидетельствовало о скрываемом осуждении или открытом возмущении. Эти люди были окружены атмосферой мира. Открывающий богослужение призвал собрание встать. Сын встал из уважения. А мать осталась спокойно сидеть на своем месте, закрыв глаза и склонив голову в тихой молитве. Я встречалась с ней ранее и знала, что подобная музыка не является ее любимой.
Дочь музыканта, я научилась быть толерантной и не осуждать вкусы других людей в том, что касается церковной музыки. В 1 Петр. 3:8 мы читаем замечательное напоминание о том, что нам нужно быть братолюбивыми и сохранять единомыслие: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны…» В Еф. 4:3 нас призывают стремиться к миру, «стараясь сохранять единство духа в союзе мира».
Так как мы стремимся жить в согласии и гармонии, наша музыка, такая разная, должна в конечном итоге приносить славу Богу. Одно из моих любимых высказываний величайшего композитора, автора классической музыки Иоганна Себастьяна Баха звучит следующим образом: «Конечная цель всякой музыки должна заключаться лишь в прославлении Бога и восстановлении души». «Музыка — это приятная гармония, звучащая во славу Бога и приносящая радость душе».
Мы должны быть едины во Христе и решать свои разногласия, проявляя любовь и сострадание. Отделившись от церкви в целом и отдельных ее членов в частности, мы окажемся отделенными и от Христа.
Альва Вавороенденг, Лома-Линда, Калифорния, США
Иак. 4:1; Лк. 22:24–26; Деян. 6:1–4; 15:1–39
Конфликт и его решение
Моя жена страшно боится конфликтов. Она покидает комнату, как только слышит, что кто-то начинает повышать голос. Она будет плохо спать даже спустя много часов после неприятной конфронтации.
А я? Споры не вызывают у меня отторжения. Я получаю удовольствие, пытаясь разрешить какой-либо конфликт.
Что скажете о себе? Какой путь к единству выбрали вы? Путь конфронтации? Путь уклонения? Возможно, мы согласимся с Давидом в том, что единство — это «хорошо» и «приятно» (Пс. 132:1). Но что именно следует делать христианам, чтобы достигнуть единства? Как решать конфликты? На этой неделе мы с вами будем рассматривать эти вопросы.
Способ решения конфликта в большей степени зависит от того, как этот конфликт начался. И хотя к конфликту может привести множество ситуаций, мы увидим в Новом Завете четыре принципа, которые замечательным образом помогут нам в разрешении современных конфликтов.
Смирение как способ справиться с проблемой (см. Лк. 22:2–26)
Во-первых, избранные Христом ученики спорили о том, «кто из них должен считаться самым главным». Иисус заметил, что мирские люди ожидаемо стремятся к превосходству, однако продолжил: «Но у вас не должно так быть» (пер. ИПБ).
«Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий» (Лк. 22:24–26).
Этот отрывок учит нас, что единство начинается с духа служения. Тщеславие распространилось на все наше общество и, возможно, проникло даже в церковь. И, может быть, даже заразило двенадцать избранных. Но Иисус говорит: «Каждый из вас должен быть как меньший». Смирение помогает справиться со многими напряженными ситуациями.
Мудрый выбор руководителей — способ разрешения конфликтов (Деян. 6:1–4)
Однако смирение не может решить все проблемы. В основе конфликта во второй истории лежало использование церковных денег. Ощущение, что дела церковной общины ведутся нечестно, а также чувство, что иудеи больше заботятся о своих собственных вдовах, привело к огорчению верующих.
«В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1).
Как церковь снова вернулась к единству? Им это удалось благодаря тщательному выбору людей, которые были известны как справедливые и набожные верующие. Этих людей поставили ответственными за распоряжение деньгами, в то время как апостолы сняли с себя эти обязанности, чтобы посвятить себя проповеди Слова Божьего.
«Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:3, 4).
Итак, фактически, мудрый выбор церковного совета и назначение подходящих лиц, известных своей набожностью и справедливостью, играют важную роль в сохранении церковного единства. Но даже лучшие руководители не всегда могут предотвратить возникновение конфликтных ситуаций.
В третьей истории из-за разного понимания доктрин истинного Евангелия в сердцах верующих поселились возмущение и подозрение. Как известно, подобные вопросы являются крайне щекотливой темой для любого, кто верит, что послушание Благой вести — это вопрос жизни и смерти.
Использование авторитета церкви в качестве способа решения проблемы (см. Деян. 15:1–39)
В исследуемой истории церкви угрожал раскол из-за вопроса, следует ли христианам, обращенным из язычников, совершать многочисленные иудейские обряды. Некоторые говорили «да». Павел и остальные отвечали «нет».
«Некоторые… учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними…» (Деян. 15:1, 2).
Церковные руководители, собравшись вместе, решительно разобрались с этим делом (см. Деян. 15:2–35). Они разослали письма, чтобы объявить всем о своих на то время непопулярных выводах.
Хотя эта история может научить нас полагаться на способность всемирной церкви решать возникающие в ее среде проблемы доктринального характера, мы не должны считать, что подобные решения положат конец церковным конфликтам.
По сути, в Деян. 15 мы находим четвертый конфликт, возникший между двумя верными Богу людьми — Павлом и Варнавой. И причиной, разделившей их, стала оценка пригодности молодого христианина, который ранее совершил несколько ошибок.
«Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр» (Деян. 15:39).
Мы видим здесь, что согласие на право не соглашаться стало способом примирения, который выбрали Божьи люди, не сумев договориться относительно Иоанна Марка. Нам не нужно всем иметь одинаковое мнение, чтобы заниматься церковной деятельностью. Хотя всемирная церковь и смогла разрешить в общинах споры доктринального и политического характера, она не сумела заставить своих преданных служителей прийти к единому мнению в вопросах не столь значительных.
Дискуссия
Конфликты возникают из-за денег, желания продвинуться по службе, расхождения во мнениях или даже из-за разных религиозных убеждений. Для всех этих случаев в Библии можно найти пример, показывающий, как прийти к воссоединению.
- Но что можно сказать об истоках конфликта в вашей жизни и церкви? Что, если к вашей ситуации не подходит ни одна из этих историй? (В Иак. 4:1 можно найти информацию об общей природе конфликта.)
- Если причиной конфликта становятся наши страсти и желания, можно ли найти какое-то решение проблемы, не имея перед собой примера победы над чем-то подобным? Следует ли ожидать, что несдержанные люди станут причиной локального конфликта?
Юджин Уильям Превитт, Тампин, Негери-Сембилан, Малайзия
Деян. 10:1–23, 28, 29, 34, 35
История Петра и Корнилия полна чудес! Петр не торопится поделиться Благой вестью с Корнилием из-за положения, которое последний занимает в римской армии. И тогда на сцене появляются помощники с небес. Ангелы вмешиваются и совершают свою работу, пока Бог совершает преобразования в сердце Петра! Кстати, Э. Уайт советует нам уделять этому отрывку «особое внимание». Далее она пишет: «Небо намного ближе к христианину, занятому спасением душ, чем это кажется многим …Мы также должны извлечь для себя урок относительно того, что для Бога важен каждый человек и что каждый должен относиться к своему ближнему как к одному из Божьих орудий для осуществления Его дела на земле».
Работа по спасению душ — это прекрасно. Она не только привносит в нашу жизнь атмосферу небес. Благодаря ей в небесных чертогах звучит музыка. «Когда вы открываете свою дверь для нуждающихся и страдающих братьев Христа, вы приветствуете невидимых ангелов… Они приносят святую атмосферу радости и мира. Они приходят с хвалой на устах, и в ответ на небе слышно чудное пение. Каждое дело милосердия отзывается там музыкой. Самым драгоценным сокровищем Отец Небесный считает бескорыстных тружеников». Мы все можем стать свидетелями исполнения этого обетования, которое гласит, что каждый из нас может быть причиной радости и пения на небесах.
К сожалению, из-за наших внутренних конфликтов и неспособности пребывать в единстве возникает несоответствие между тем, что, как мы знаем, должно быть сделано, и тем, что мы хотим делать. Но исключительные права и преимущества не приведут к воцарению в общине атмосферы неба. Гнев, возмущение, эгоизм и предрассудки не заставят ангелов петь. Смиренная готовность действовать, служа другим независимо от их демографических данных, — вот что принесет сердцу Бога величайшую радость. Размышляя о том, что Христос совершил ради нас, мы все больше будем стремиться рассказать об этом другим. «Мы призваны проявлять по отношению к ближним такую же заинтересованность, нежность и долготерпение, которые Он проявил по отношению к нам. “Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга” (Ин. 13:34). Если Христос пребывает в нас, мы будем являть Его бескорыстную любовь ко всем, с кем нам приходится иметь дело. Когда мы видим людей, нуждающихся в сочувствии и помощи, мы не спрашиваем: “Достойны ли они?”, но: “Какую пользу я могу принести им?”»
Дискуссия
- Если бы Бог не вмешался и не показал Петру, что он не прав, следуя своим предрассудкам, сколько еще людей лишилось бы возможности услышать Благую весть?
- Как можно открыть глаза членам нашей семьи и общины на владеющие ими предрассудки и указать решение проблемы? Что делать с нашими собственными предрассудками?
Присцилла Сантос, Клирлейк, Калифорния, США
Деян. 6:1–7
В жизни раннехристианской церкви водительство Божье было очевидным. Однако это не гарантировало отсутствия конфликтов и разделения. По сути, как раз в те самые дни, «когда умножились ученики», то есть в период значительного роста и развития, возник небольшой, но опасный спор (см. Деян. 6:1).
Этот конфликт разделил новообращенных верующих по принципу культурной идентичности. Даже среди обрезанных иудеев существовали серьезные разногласия в том, что касалось языка, образования, традиций и культурных особенностей. Например, евреи, проживавшие в Иудее, привыкли тщательно соблюдать законы и постановления Моисеевы. А чужеземные эллинизированные евреи были известны тем, что «подражали обычаям, традициям и практике поклонения греков и говорили на греческом языке», хотя тоже являлись потомками Авраама.
Благая весть сгладила основные предрассудки, владевшие обеими группами. Однако старое соперничество возобновилось, когда пошли разговоры о несправедливом обращении с вдовами еллинистов.
Разбираясь с жалобой, апостолы столкнулись с двумя главными опасностями: 1) если пренебречь рассмотрением подобных проблем и допустить возникновение напряженных отношений между представителями разных культур, это приведет к ослаблению единства; 2) если переключить внимание на удовлетворение материальных нужд верующих вместо духовных, пострадает дело, порученное церкви.
Ответ двенадцати апостолов (см. Деян. 6:2–4) показывает, что Бог наделил их мудростью для решения конфликтов среди членов церкви. Во-первых, апостолы отметили, что распространение Слова Божьего было приоритетной задачей, и «прислуживание у столов» (пер. РБО) не должно отвлекать их от выполнения миссии. Греческое слово, обозначающее «столы» (тра`пеза), обычно используется для описания поверхностей, служащих либо для подачи пищи, либо для счета и распределения денег. Поэтому, говоря о том, что «забросив проповедь Божьей Вести, прислуживать у столов» им «не пристало» (пер. РБО), церковные лидеры снова подтверждали, что их внимание не должно отвлекаться от проповеди вести о вечной жизни ради удовлетворения временных/земных потребностей членов общины.
Однако нужно отметить, что, несмотря на явное предпочтение, отдаваемое Благой вести, а не распределению средств и ведению финансов, апостолы не отвергали важность решения и этих вопросов. Они тщательно подошли к выбору людей, которые были исполнены Святого Духа (Стефан), чтобы позаботиться о финансовой стороне жизни церкви, таким образом, полностью решая проблему с жалобами.
Этот эпизод из жизни раннехристианской церкви заканчивается обнадеживающе. В результате мудрых действий лидеров общины «слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме» (см. Деян. 6:7).
Так же и мы, когда сталкиваемся с конфликтами, которые могут привести к разделению в церкви, можем быть уверены, что Бог предусмотрит для нас выход из ситуации, что в конечном счете прославит и возвеличит Его имя.
Дискуссия
- Приведите пример современной версии «раздачи пищи». Как подобные действия могут отвлечь нас от основной миссии?
- Что помогает нам поддерживать в церкви единство, когда мы сами отличаемся друг от друга в социоэкономическом, культурном и этническом плане?
Кристиана Ким, Мурриета, Калифорния, США
Пс. 118:1–4; Ин. 17:20–23; Рим. 14:12–21; 1 Петр. 4:8; 2 Тим. 2:15, 22–26
Скорбя и страдая в Гефсимании, Иисус произнес прекрасную молитву за нас, лишенную всякого эгоизма. Он особенно молился о том, чтобы будущие верующие пребывали в единстве — не только испытывали родственную, бескорыстную любовь друг к другу, но и стали ярким свидетельством для остального мира. Учитывая внимание Иисуса к этому аспекту жизнедеятельности христианской церкви и общества, мы обязаны сделать все возможное, чтобы поддержать единство внутри церковной семьи.
В современной церкви существует множество причин для конфликта: музыка и стиль поклонения, рукоположение женщин, ношение оружия и так далее. И разбираться с этими злободневными темами действительно нелегко, но нам следует помнить о следующих принципах, записанных в Библии.
Больше всего остального демонстрируйте бескорыстную любовь и сострадание Иисуса к людям (см. 1 Петр. 4:8). Когда одолевают сомнения, мы должны стараться иметь в сердце любовь Божью. Именно она должна управлять нашими действиями. Нам не следует стремиться только к тому, чтобы одержать победу в споре или подчеркнуть нетерпимость оппонентов. Каждый из нас подотчетен Богу, и все мы хотим встретиться на небе и с теми членами церкви, которые находятся в оппозиции.
Не будьте камнем преткновения для своих ближних (см. Рим. 14:12–21). Вы можете искренне полагать, что в волнующем вас вопросе нет ничего плохого и что Библия просто неясно высказывается по этому поводу. Однако не следует доходить до конфликта, если его можно избежать. В примере, описанном Павлом в Рим. 14, говорится о разных точках зрения в вопросах питания. Павел заявляет, что если употребление вами определенной пищи станет камнем преткновения для ближнего, просто не ешьте это, чтобы он видел. Лучше стремиться к тому, что ведет к мирному сосуществованию и послужит к назиданию других верующих. Павел говорит об этом так: «Живите в любви».
Ставьте свои отношения с Богом на первое место через молитву и изучение Библии, чтобы уметь различать истину и направлять того, кто действительно сбился с верного пути (см. Пс. 118:1–4; 2 Тим. 2:15, 22–26). Даже Павлу пришлось призвать Петра к ответу, поскольку тот был пристрастным по отношению к язычникам без всякой видимой причины (см. Гал. 2:11–14). Сам Иисус воспользовался бичом, чтобы выгнать из храма людей, пытавшихся нажиться на бедных и использовавших место поклонения Богу для торговли (см. Мф. 21:12, 13). Другими словами, если в церкви происходит что-то неправильное с точки зрения нравственности, мы должны встать на сторону истины и пытаться решить проблему приемлемыми способами.
Дискуссия
- Иисус мог молиться о самых разных вещах. Почему же Он предпочел помолиться за единство в семье верующих?
- Являлась ли любовь к оппоненту движущей силой, стоявшей за вашими действиями и словами в последний раз, когда вы с кем-то конфликтовали?
Синтия Ноджима, Атланта, Джорджия, США
Деян. 11:4–24
В любых взаимоотношениях возникновение конфликта практически неизбежно. Однако наша реакция, наше поведение в этот момент является фактором, определяющим, какими станут наши отношения с конфликтующей стороной в будущем. Сталкиваясь с подобными проблемами в своей повседневной или духовной жизни, мы должны подражать примеру, оставленному первыми христианами.
Помню, в детстве я стал свидетелем одного конфликта. В какой-то момент в нашей общине захотели провести евангельскую кампанию. Мы стояли перед выбором: воспользоваться церковным помещением, что было лучшим вариантом в плане экономии средств, или заплатить больше и использовать одно из общественных зданий. Оно располагалось в центре города и привлекло бы больше людей.
Церковь созвала совет для принятия решения по этому вопросу. Большинство членов общины считали, что нам следует использовать собственное здание и сэкономить деньги, в то время как меньшинство полагало, что надо выбрать второй вариант. Однако те, кто оказался в меньшинстве, также считали, что если проведение этой серии мероприятий в общественном месте — воля Божья, Он обеспечит церковь необходимыми финансовыми ресурсами.
Когда обсуждение стало слишком активным, один из членов церкви встал и предложил помолиться. Опустив некоторые детали, скажу, что нам выделили здание, и, к удивлению многих, городской совет не потребовал денег за аренду помещения для проведения серии встреч. Кампания прошла успешно, и многие приняли Христа. Вспоминая тот инцидент, я думаю о том, что мы порой совершенно не берем во внимание силу Святого Духа, имеющего власть над людскими сердцами.
Когда в нашем кругу возникают конфликты, мы слишком часто соглашаемся с мнением или самых знающих, или самых громкоголосых, или самых красноречивых членов собрания. Мы очень быстро заменяем советы и указания Святого Духа, касающиеся нашей церкви и нашей личной жизни, наставлениями людей, которые, по нашему мнению, прекрасно разбираются в беспокоящем нас вопросе. Из-за этого в наших общинах часто возникает напряжение и разделение на группы. Иногда мы присоединяемся к большинству, не пытаясь искать совета у Святого Духа.
В истории из Деян. 11:4–24 Петр, столкнувшийся с оппозицией по поводу его решения благовествовать язычникам, говорит: «Кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» Его ответ служит прекрасным напоминанием о том, что Бог зачастую ведет нас совершенно неожиданными путями.
Дискуссия
- Почему активная молитвенная жизнь так важна в наших отношениях с Иисусом?
- Какой подход нам следует использовать в разрешении возникающих в нашем кругу конфликтов?
- Как нам узнать, в чем заключается воля Божья относительно интересующей нас проблемы и куда Он нас направляет, если мы сталкиваемся с мнением, отличающимся от нашего?
Люсьен Нана-Йобо, Хьюстон, Техас, США
Гал. 3:27, 28
Заключение
Для успешного решения возникших в церкви разногласий требовалась Божественная мудрость. Поэтому верующие избрали богобоязненных членов церкви, которые при водительстве Святого Духа и благодаря усиленной молитве должны были решить проблему единства. Без помощи Духа Божьего церковные лидеры не смогли бы осознать необходимость в непредвзятом христианском общении и его важность в сохранении христоподобного единства в церкви.
Только благодаря постоянной связи с Христом мы сможем осознанно ставить других выше себя. Самоотречение и постоянное послушание Богу являются антидотами против земного вируса внутренней вражды и распрей. Царство Небесное принадлежит нам не благодаря нашим поступкам, но потому что Он искупил нас.
Задания
Молитесь об излитии Святого Духа в своей жизни, чтобы, уподобившись Христу, вы смогли побуждать людей к свободному от предрассудков поклонению, общению и ученичеству.
Прочитайте всей семьей или с друзьями библейскую книгу Деяния святых Апостолов и напишите, как ваше сообщество верующих может стать примером мудрого урегулирования конфликтов и братского общения, характерных для первоапостольской церкви.
Посетите общину, где собираются представители разных народов, чтобы увидеть разные способы поклонения, участия в жизни общины и узнать о сходстве разных христианских убеждений, традиций и опытов.
Посмотрите документальный фильм о муравьях, чтобы узнать о том, что секрет их силы заключается в единстве, когда они выполняют общую задачу и стремятся к общей цели.
Во время вечернего собрания предложите братьям и сестрам поучаствовать в командной игре. Какие духовные уроки вы извлекли для себя из этого занятия, связанного с изучаемой в течение недели темой?
Организуйте молитвенную группу, которая молилась бы о решении проблем, возникших в вашей общине.
Сочините вместе со своими друзьями какую-нибудь музыку на тему урока этой недели «Единство в истине».
Для изучения
Деян. 2:37–47; 1 Кор. 12:4–31; Кол. 3:10–17.
Э. Уайт. Деяния апостолов, гл. 19; Советы для Церкви, гл. 50.
Christian Experience and Teachings of Ellen G. White, chap. 33.
- Douglas Lewis Resolving Church Conflicts, chap. 1 & 2.
Люсиль и Ваденерсон Сент Мартин, Лома-Линда, Калифорния, США