Вступление
Притч. 16:25
Искатели приключений собрались у подножия горы. При себе у них была проверенная карта, в обязательной экипировке были сапоги на шнуровке, в рюкзаках упаковано все необходимое. На горе, в конце пути, их ждала утопия, этакий Эдем с водопадом, воды которого каскадом падали в кристально чистое озерцо, обрамленное потрясающими образцами флоры. Несколько человек, жаждущих отправиться в путь, стояли в стороне от основной группы, чуть ближе к тому месту, где начиналась тропа. Они с предвкушением ожидали этого путешествия, слегка раздосадованные медлительностью друзей. Вскоре все тронулись в путь. Основная часть группы, восхищавшаяся местными пейзажами и самой прогулкой, медленно, но верно двигалась вперед. Наши же нетерпеливые путешественники спешили быстрее подняться на вершину и вскоре отделились от группы. Их уверенность в собственных способностях и в знании маршрута не допускала чувства страха или замешательства.
Вскоре они подошли к перекрестку. Дух сомнения витал в воздухе, пока путешественники размышляли о том, какой тропой им пойти. Свернуть ли налево или направо? Кто-то предлагал дождаться других участников похода и свериться с картой, чтобы выбрать нужное направление, но большинство путешественников оказались слишком гордыми и отвергли эту идею. В конце концов группа разделилась. Одни предпочли остаться и подождать, а другие, движимые своими желаниями, выбрали тропу, которую посчитали подходящей, и продолжили идти… навстречу ожидавшему их фиаско. Много часов спустя самоуверенность умирающих от усталости, разочарованных и отрезанных от мира людей отступила перед реальностью ситуации: они заблудились.
Проблема этой группы путешественников заключалась в их самонадеянности, самодостаточности и нежелании обращаться к карте. Поведение этих людей привело к разделению и разногласиям в их собственном кругу. Жизнь подобна пешеходному маршруту, и Бог — специалист-картограф — обеспечил нас, Своих детей, картой, которая есть Его святое Слово и Божественный закон. Пренебрежение этим святым законом (дарующим нам Божественное руководство и защиту) и самостоятельный выбор пути приведут лишь к хаосу, и мы просто заблудимся. С другой стороны, соблюдение закона приводит к обетованию о совершенном мире и вечной жизни. Выбирая Божий закон, мы, по сути, выбираем следование Его воле. В течение следующей недели мы будем продолжать изучать тему духовного непослушания и самоуверенности, а также их непосредственной связи с разобщением, возникающим в Теле Христовом.
Стивен Игнасио, Арима, Тринидад и Тобаго
1 Кор. 1:10; Флп. 2:5
Для Соединенных Штатов Америки война во Вьетнаме оказалась затяжным и дорогостоящим вооруженным конфликтом. Она явилась причиной общественных беспорядков. Из-за нее рейтинг правительства стремительно рухнул. Интересно, что многие историки выдвинули убедительные доводы в пользу поражения Америки в войне во Вьетнаме. Один поразительный аргумент привел подполковник Джеймс Ротрок в своей книге «Разделившись, мы падем, или Как отсутствие единства приводит к поражению». Он утверждает, что разногласия на государственном уровне явились преобладающим фактором, который привел к поражению США во Вьетнаме. Причиной споров стали противоречащие друг другу мировоззрения относительно войны за рубежом. Это разногласие, заявляет Ротрок, побудило оппозицию выступить против Соединенных Штатов и их союзников. СМИ, технократы и политики не были единодушны в своем противостоянии врагу на поле битвы, что и привело к сокрушительному поражению США.
Мы, адвентисты седьмого дня, изучая причины появления разногласий среди членов Тела Христова, можем извлечь из этой исторической справки несомненную пользу. Когда во время столкновения с противостоящей стороной между нами нет единства во взглядах и убеждениях, это идеальный повод для возникновения разногласий внутри церкви. А это, несомненно, будет подрывать ее влияние в двадцать первом веке. Апостол Павел предупреждает, чтобы «все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Беспокойство Павла о разногласиях среди верующих раннехристианской церкви нашло отражение в его посланиях, так как он осознавал, какое отрицательное влияние это оказывает на миссию церкви. Павел призывает верующих отказаться от мировоззрений и убеждений, которые противоречат Слову Божьему, разжигают конфликты и вызывают разногласия среди членов церкви. В глазах мира Церковь адвентистов седьмого дня должна выглядеть единым организмом, которому чужды споры или разделение из-за разных доктринальных аспектов. Совершенное единство мыслей и духа означает полное принятие ума Христова, как написано в Флп. 2:5: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». В результате наше стремление, наша миссия и желание распространять вечное Евангелие останутся неизменными. И хотя могут возникнуть определенные разногласия, мы будем готовы подчинить свои мировоззрения Святому Духу, Который наставит нас на всякую истину, когда наши сердца откроются для Его влияния. В результате все различия сгладятся и разобщенность, царившая между нами, исчезнет.
Над церковью, среди членов которой происходит разделение из-за библейских принципов, нависает угроза конфликта и разобщенности.
Дискуссия
- Насколько важно быть водимыми Духом Святым при изучении Слова Божьего?
- Как нам защититься от влияния ложных учений, которые могут возникнуть в Теле Христовом?
Чедвик Ноэл, Арока, Тринидад и Тобаго
Ин. 4:23
Послушание закону (см. Иер. 3:14–18; Втор. 28:1–14)
Согласно завету, заключенному между Богом и человеком, последний постоянно нарушает обещание оставаться верным и злоупотребляет милосердием Божьим. В книге пророка Иеремии Израиль предстает в образе жены, которая развелась со своим мужем и предается духовному прелюбодеянию с теми, для кого была призвана стать светом. Обращаясь к Своему пророку, Господь заявляет о неверности израильтян и о Своей готовности прощать их прелюбодеяния. Ведь Он — Бог милостивый. Когда Его избранный народ нарушал завет, Господь продолжал подтверждать этот завет снова и снова в надежде, что избранные Им будут Ему верны. Он говорит Иеремии о том, что в разделении Израиля нет необходимости и что если люди снова обратятся к Нему, примут Его любовь и закон, то Израиль будет восстановлен, а Божье имя — прославлено. Бог Сам изберет пастырей по сердцу Своему, которые будут пасти Его народ со знанием и благоразумием, не допуская к нему тех, кто может привести нацию к гибели. А Израиль будет взирать на Бога, а не на человека, как сказано в Ин. 4:23: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе». Бог несет ответственность за Свой народ, как родители — за своих детей. Он слишком хорошо знает, к чему приводит отсутствие в нашей жизни закона. К неразберихе и разногласиям. Бог с любовью призывает нас в Своем Слове проявить смирение, позволяя Ему, и только Ему быть нашим путеводителем, чтобы мы смогли обрести приготовленные Им для нас благословения. И сегодня Бог по-прежнему обеспечивает нам возможности учиться быть более послушными и верными Ему, а мы, подобно Израилю, упорствуем в своем отступничестве.
Когда каждый делает то, что ему кажется справедливым (см. Суд. 2:11–13; 3:5–7; 17:6; 21:25)
В книге Судей мы сталкиваемся с печальным описанием истории человечества. Сыны Израилевы должны были олицетворять собой благословенный народ, живущий праведно. Будучи избранными детьми Божьими, израильтяне не оправдали ожиданий Господа. Автор книги Судей описывает эгоистичный народ: «Каждый делал то, что ему казалось справедливым». Сыны Израилевы стали потворствовать своим желаниям и предались угождению плоти, общаясь с окружавшими их языческими народами. Это полностью противоречило тому, чего ожидал от них Бог. Наоборот, Он всячески предостерегал их от подобных действий. Израильтяне перестали полагаться на Господа в своих нуждах, перестали просить совета и предпочли «мудрость» плотскую помощи Того, Кто Сам есть мудрость. По иронии судьбы, несмотря на постоянную борьбу с языческими традициями и обычаями, Израиль, народ Божий, стал теперь слугой и рабом того самого образа жизни, против которого выступал. Результатом этого стало их поклонение Ваалу. Израиль все глубже погружался в отступничество, вызывая тем самым гнев Божий. В Библии записано множество примеров того, к каким последствиям приводило отступление от Божественного плана. Например, царь Соломон позволил отвлечь себя от служения Богу, и постепенно жены склонили его к поклонению языческим богам. Что можно сказать о нас, если даже Соломон со всей его мудростью из-за потворства своим плотским желаниям не смог предотвратить разделения собственного царства? Нам необходимо понять, что без водительства Божьего мы действительно беспомощны. Пренебрегая советами и наставлениями Бога, мы попадаем в сети самоправедности, и в результате единственное, что мы получаем, — это скорбь и сожаление. Без руководства Божьего храм нашей веры рушится, и только Божественное присутствие может восстановить его.
Еврейский народ разделился (см. 3 Цар. 12:1–16; Притч. 4:1–9; 9:10; Иак. 1:5)
Разделение Израиля началось задолго до конфликта между царем Ровоамом и его народом. Это происшествие пролило свет на ужасающую реальность — разобщенность, существовавшую в Израиле. Во время коронации царю Ровоаму изложили простую просьбу. Его почтительно попросили облегчить бремя, возложенное на народ Соломоном. Ровоам, казалось, поступил мудро, попросив дать ему время обдумать просьбу, и пообещал встретиться с народом через три дня, чтобы сообщить о своем решении. По этому вопросу он посоветовался со старцами и с молодыми людьми. Советники его отца мудро порекомендовали ему подойти к решению проблемы с позиции лидерского служения. Друзья же царя, наоборот, воззвали к его гордыне и посоветовали доказать, что он сильнее и могущественнее своего отца. Ровоам не прислушался к словам, записанным отцом в Притч. 13:10: «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость». Разделение колен Израилевых произошло из-за гордости царя Ровоама. Он не сумел повести за собой израильский народ в то время, когда была необходимость в сильном лидере, таком, кто служил бы людям, в таком вожде, каким мог стать только Бог, таким, кто проявлял бы милосердие, доброту и кротость. Он не стал вождем, который смог бы объединить народ, страдавший от действий предыдущих царей и своих грехов. Ровоам не стал вождем от Бога, да и не смог бы. Чтобы подтвердить свое право на власть, он отвечал «народу сурово, и пренебрег совет старцев, что они советовали ему». Мы все попадаем сегодня в такую же ситуацию, что и Ровоам. Приступая к делу с прекрасными намерениями, мы терпим неудачу, потому что пытаемся достичь цели своими собственными силами, не спросив мудрого совета у людей или Бога. В процессе мы легко можем стать причиной разногласий в собственной общине. Пренебрегая наставлениями, изложенными в законе, мы расставляем приоритеты согласно принципам, принятым среди людей нашего поколения. Вполне возможно, именно так мы и поступаем.
Дискуссия
- Приведите примеры того, как мы, отвергая Святого Духа, позволяем гордыне затуманить наш рассудок.
- Кто оказывает больше влияния на принимаемые вами решения? Сверстники, люди старшего поколения или Бог?
- Стремитесь ли вы больше получить одобрение от людей, нежели остаться верными своему призванию во Христе?
Мари Трейси, Тринидад и Тобаго
Втор. 28:1–14; Иак. 1:5; 1 Кор. 1:10–17
«Адвентистам седьмого дня предстоит совершить нечто великое и очень важное, если только сердца их будут обращены. Серьезной проблемой является отсутствие в их рядах единства. В глазах Бога это грех, из-за которого народ Божий лишится Его благословений, если только не покается в нем…»
«Если все верующие полностью посвятят себя Господу и, освященные истиной, будут жить в совершенном единстве, каким убедительным свидетельством это станет в деле провозглашения истины! Как печально, что многие церкви в ложном свете представляют освящающее влияние истины. Они не рассказывают другим о спасающей благодати, которая могла бы объединить людей во Христе, подобно тому как Бог Отец и Христос едины! Если бы в отношениях между всеми верующими были видны единство и любовь, которые должны царить среди братьев и сестер, это стало бы очевидным доказательством спасительного влияния силы Святого Духа. Мы будем наделены силой спасать души соразмерно нашему единству во Христе».
«В деле спасения душ Господь соединяет работников, имеющих различные планы, идеи и методы работы. Но при всем этом многообразии должно проявляться единство цели. Работа, которая по замыслу Господа должна процветать, в прошлом часто встречала помехи, потому что люди пытались взвалить иго на своих сотрудников, принуждая их следовать методам, которые казались им наилучшими».
«Бог выводит Свой народ из мира на вершину вечной истины заповедей Божьих и веры в Иисуса. Он дисциплинирует и приготовляет Своих детей. Они не должны стремиться в разные стороны, когда один верит в одно, а другой — совершенно в другое и каждый из них движется независимо от остальных. Используя все многообразие даров и установлений, которые Бог дает Своей церкви, люди должны прийти к единству веры. Если кто-то один имеет особое мнение о библейской истине, не считается с мнением своих братьев, оправдывает свое поведение утверждением, будто его собственные особые взгляды истинны, а затем навязывает их другим, то каким же образом он может осуществить молитву Христа? И если то один, то другой брат будут подниматься и отстаивать свое право верить и говорить все что им заблагорассудится, невзирая на веру всей Церкви, то что же останется от гармонии, которая имеет место между Христом и Его Отцом и о которой Христос молился, чтобы она была между братьями?»
Дискуссия
- Как попытки противопоставить разные таланты и характеры могут привести к разобщенности в Теле Христовом?
- Какую роль заповеди Божьи играют в созидании единства в церкви?
Бернис Бэтсон, Арима, Тринидад и Тобаго
Суд. 21:25; 3:7; Пс. 1:1–6; Притч. 16:25; Иер. 3:14, Иак. 1:5
Можно быть больным и даже не знать этого. Смертельно больным. Речь идет о смерти духовной. Может получиться так, что у вас «я»-синдром — очень опасная болезнь. Я болела ею в течение долгих лет и не знала об этом. Сидя на своем месте в церкви, я заражала болезнью остальных, позволяя ее гадким симптомам охватить мою семью и верующих братьев и сестер. С моей подачи они полагали, что я здорова, наши разногласия — явление нормальное, а отношения между нами отличные. Этот синдром коварен и, если не знать симптомов, можно жить с гнойной раной внутри. Правда заключается в том, что большинство из нас уже заражены. Нам следует знать признаки этой болезни. Симптомы «я»-синдрома:
Закон в действительности не закон. Вы пренебрегаете изучением Слова или применяете его совсем не в соответствии с Божественными указаниями. Вы полагаетесь на свои собственные знания и мудрость, а не на Божьи, отказываясь от Его советов относительно вашей жизни и взаимоотношений с людьми. В результате вы сами становитесь законодателем, что приводит к конфликту с остальными верующими и руководителями церкви, так как «ваш» закон и закон настоящий не могут сосуществовать в гармонии.
Молитва — это средство на крайний случай. Во время болезни вам свойственно заблуждаться из-за окружения, в котором вы находитесь, и действий врага. Вас действительно заставляют поверить в то, что вы сами способны решить все свои проблемы. Опять же, до того как обратиться к Богу за советом, мы сначала проявляем непослушание и мало говорим с Ним, поэтому зачастую чувствуем себя опустошенными, лишенными Его Духа и общения с братьями и сестрами.
Вместо того чтобы послужить кому-то, вы предпочитаете, чтобы служили вам. Ваше рвение к служению незначительно либо зависит от пользы, которую вы можете из этого служения извлечь. Критерием оценки для вас служит похвала. Когда окружающие сомневаются в движущих вами мотивах, вы обижаетесь и полагаете, что вас не ценят. Вы служите себе и в первую очередь стараетесь удовлетворить свои желания, независимо от духовных и физических потребностей тех, кто вас окружает.
Ваш поезд движется в никуда, и в этом поезде машинист — вы. Чаще всего зараженные «я»-синдромом оказываются изолированными от сообщества верующих, противопоставляя себя им. Вместо того чтобы позволить Богу исцелить их сердце и восстановить отношения, они продолжают полагать, что сами контролируют свою жизнь. Они искренно верят, что следуют Божьему руководству. Однако из-за того, что эти люди полагаются на собственные силы и не позволяют Иисусу Христу указывать им путь, их болезнь лишь обостряется, оставляя призрачный шанс на выздоровление в будущем. Они сели в автобус без GPS-навигатора, все сильнее отдаляясь от заботы их Спасителя и Искупителя.
Дискуссия
- Вижу ли я симптомы «я»-синдрома в своей собственной жизни?
- Что я могу предпринять для исцеления от этой болезни?
Каффи Беклз, Арима, Тринидад и Тобаго
Суд. 2:15; 1 Кор. 1:10; Гал. 2:4–8
Вы находитесь в концертном зале, где царит тишина. Все ждут, когда из инструментов на сцене польется мелодичная музыка. Дирижер делает взмах своей палочкой, и вот зазвучали первые ноты. Звук нарастает, и дирижер изо всех сил пытается добиться от музыкантов великолепного исполнения. Некоторые из них решают, что больше не горят желанием играть выбранное произведение или следовать указаниям дирижера. Кто-то, возможно, из-за личного предубеждения по отношению к руководителю оркестра, решает играть совсем не то, что нужно, с целью поставить дирижера в неловкое положение. Отказываясь играть или исполняя совершенно другое произведение, оркестранты разрушают внушающую благоговение атмосферу, созданную дирижером. Звучит какофония.
Подобно дисгармонии, возникающей, когда музыканты не обращают внимания на то, что написано в нотах, или не следуют указаниям дирижера, и в церкви неизбежен разлад, если народ Божий не прислушивается к простым словам: «Так говорит Господь». Когда мы пренебрегаем наставлениями, данными Богом в Его Слове, возникает хаос. И Господь отворачивается от нас (см. Суд. 2:15). Временами мы пытаемся толковать Священное Писание так, как удобно нам. Если так будут поступать все, возникнут противоречивые точки зрения, которые приведут к неразберихе. Так же, как музыкант, осваивающий игру на каком-либо инструменте, спрашивает совета у того, кто знает, как на этом инструменте играть, разве не должны и мы обращаться к Богу за помощью, чтобы разбираться со всем, что касается духовной жизни (см. Иак. 1:5)?
Перестав верить, что Бог и Его Слово могут изменить нас, мы начинаем относиться к членам своей общины с предубеждением. У нас может развиться предвзятое отношение к человеку из-за его культурных особенностей или жизни до принятия Христа. Иногда мы начинаем создавать в церкви группки для общения узкого круга лиц или отказываемся взаимодействовать с какими-то членами церкви просто потому, что эти люди нам не нравятся, но мы не можем объяснить причину неприязни. И даже если такой человек обратится к нам со словом истины (и мы признаем ее Божественное происхождение), мы будем противиться этой вести или отвергнем ее всего лишь из-за своих предрассудков. Павел столкнулся с подобной проблемой в галатийской церкви. Члены общины признавали, что проповедуемая им весть действительно была истинной. Однако они пренебрегли ею из-за собственных предубеждений (см. Гал. 2:4–8).
Божий народ, кажется, стал относиться к состоянию разобщенности как к еще одной стороне церковной жизни. Выражение «каждый остается при своем мнении» стало для нас обыденным. Придерживаясь такой позиции, мы поощряем проявление в церкви духа разделения (см. 1 Кор. 1:10).
Дискуссия
- Ведут ли какие-нибудь из моих действий в данный момент к разобщенности в рядах членов местной общины?
- Может ли отсутствие единства привести к положительному результату? Если да, каким образом?
Дэниел Игнасио, Арима, Тринидад и Тобаго
Мк. 3:25
Заключение
Слова Иисуса, записанные в Мк. 3:25, служат убедительным напоминанием о том, что «если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот». В книге Судей рассказывается о разделении и падении народа из-за стремления Израиля удовлетворить свои плотские желания, а также по причине идолопоклонства и гордыни. В Новом Завете церковь сталкивается с теми же самыми проблемами. В своем послании коринфской церкви Павел не советует потворствовать разделению, призывая верующих в Коринфе стремиться к духовному единомыслию. В то время становление и развитие церкви являлось делом первостепенной важности. Это продолжает оставаться крайне важным и сейчас. Сатана не оставляет попыток привести церковь к разобщенности, поэтому мы должны победить его, действуя в согласии друг с другом во имя нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа!
Задания
Понаблюдайте за членами общины, которую посещаете. Существуют ли явные разногласия среди братьев и сестер? Каковы могут быть причины этого? Какое решение проблемы вы можете предложить? Обсудите это со своим классом субботней школы.
Создайте какое-нибудь произведение искусства (картину или скульптуру), которое продемонстрировало бы контраст между единством и разобщенностью.
Напишите сценарий и поставьте спектакль о том, как разные мироощущения могут привести к раздорам.
Напишите в своем личном дневнике о том, что вы думаете о своей роли в возникновении разобщенности в церкви.
Подумайте, какие члены церкви могли прийти в уныние из-за внутрицерковных разногласий, навестите и поддержите их.
Молитесь о том, чтобы ваши братья и сестры увидели и осознали проблему разобщенности в церкви и под руководством Божьим искали выход из ситуации.
Для изучения
Advent Review and Sabbath Herald March 22, 1 887 Volume 64 Issue 12, Title: The Church’s Great Need.
Марайка Джонсон, Арима, Тринидад и Тобаго