Вступление
Лк. 9:24
Читая в очередной раз историю Павла, я поймал себя на мысли, что повторяю слова Феста, закричавшего: «Ты с ума сошел, Павел!» (Деян. 26:24; пер. ИПБ). Внесу ясность, я не считаю согласие Павла с Божьим планом для его жизни особенно безумным решением. Скорее, я возражаю против его готовности настолько полно подчинить Богу свою собственную волю.
Откликнувшись на призыв Божий после встречи с Христом по дороге в Дамаск, Павел, кажется, выполняет любое Его поручение ни секунды не колеблясь. Даже Моисей и Илия, великие служители Божьи, не всегда охотно соглашались следовать плану, который Бог приготовил для них, учитывая грандиозные сопутствующие жертвы, предполагавшиеся с их стороны. Тем не менее Павел подчиняется Богу полностью, как будто получает удовольствие от того, что ему приходится идти путем мученика. Получив от пророка предупреждение о том, что в случае прибытия в Иерусалим его ждет плен, Павел заявляет о своей готовности не только «быть узником, но… умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деян. 21:13). А когда в Иерусалиме его схватили иудейские вожди, вместо того чтобы защищаться, Павел своей откровенной речью приводит первосвященника и синедрион в такую ярость, что это едва не стоит ему жизни (см. Деян. 23:1–10). Очевидное пренебрежительное отношение апостола к своему дальнейшему существованию, должно быть, кажется сумасшествием!
Печатая эти слова, я вспоминаю историю о еще одном мученике — Джиме Эллиоте. Он почувствовал призвание отправиться миссионером к племени ваорани в Эквадоре, жестокие жители которого были известны своим соседям как аука (от aqwa, что на языке кечуа означает «свирепый»). Джим знал об этом, но не позволил данной информации помешать своей миссии. Он потратил несколько лет, готовясь к контакту с населением, сначала изучая язык кечуа и культуру народа, затем разбивая лагерь неподалеку от земель племени ваорани и набирая желающих помочь ему с выполнением миссии.
Одному из добровольцев — пилоту Нейту Сэйнту удалось во время полета обнаружить ближайшее к их лагерю поселение ваорани. Сестра Нейта — Рейчел подружилась с изгнанным из племени жителем, который научил миссионерскую команду нескольким фразам на своем языке. Сбрасывая с воздуха коробки с подарками и обращаясь к ваорани на их языке, миссионеры пытались завоевать их доверие. Казалось, все получается и жители отвечают им взаимностью. Вдохновленный происходящим, Джим и четыре других миссионера решили встретиться с ваорани лицом к лицу. Не прошло и недели, как все пятеро были убиты.
Полное подчинение воли человека воле Божьей — это безумие, если судить о здравом рассудке по человеческим меркам. Но для нас как служителей Божьих подчинение своей воли Ему — единственный безопасный выход. «Если вы будете пытаться сохранить свою жизнь, то потеряете ее; но если вы отдадите свою жизнь ради Меня, то спасете ее» (Лк. 9:24, пер. с англ. NLT).
Малкольм Томпсон, Орландо, Флорида, США
Деян. 25:11
Риск прошения апостола Павла о суде кесаря кажется оправданным. У него, несомненно, был выбор — идти в Иерусалим и предстать перед очередным судом синедриона или остаться в Кесарии, пока его просьба не будет удовлетворена, а затем отправиться в Рим. История показывает, что апостол предпочел Рим, столицу языческого мира, исполняя, таким образом, сказанное в Деян. 9:15 и 23:11.
Не заблуждайтесь — если бы Павел остался в Иерусалиме или Кесарии, там его тоже поджидали бы опасности, так как иудеи планировали убить его. Примечательно, что они пытались убить Павла, в то время как языческие правители старались его защитить от «лютых волков». В то время евреи ненавидели римлян, оккупировавших Иудею, где зачастую успешно поднимались разные мятежи и восстания. Феликс и Фест знали причины подобных напряженных отношений и поэтому не хотели участвовать в решении вопроса, связанного с иудейской религией. Таким образом, они стремились избежать ненужной конфронтации с иудейскими лидерами. Не желая повторения ситуации с судом Пилата над Иисусом, зная о Его невиновности, Фест, как и Феликс, мог лишь позволить передать дело Павла как римского подданного на суд кесаря в Риме.
Я считаю, что вторичная причина, побудившая Павла отправиться в Рим, заключается в том, что среди язычников он был в большей безопасности. Иудеи ненавидели апостола, движимые фанатизмом и уверенностью в собственной правоте. По этой причине единственным шансом на спасение для него было последовать примеру Давида и Илии, которым безопаснее было находиться среди язычников, чем рядом с теми, кто отверг небесный свет. 1 Цар. 27, 28 рисует нам мрачную картину того, как Давид убегает от преследующего его Саула и решает поселиться у филистимлян (см. 1 Цар. 27:1, 2). По иронии судьбы Давид был их главным врагом после недавнего убийства Голиафа и множества других воинов. Также и пророк Илия был вынужден просить помощи у вдовы из Сарепты (см. 3 Цар. 17:7).
История повторяется, когда так называемый народ Божий проявляет дух гордыни, ненависти, эгоизма и тирании, ожесточив сердце, чтобы не слышать истинного призыва Божьего.
Тем не менее в каждой подобной ситуации живое Слово Божье распространялось среди неиудеев, ведя к обращению людей, что и способствовало быстрому росту раннехристианской церкви. Ожидая возвращения Христа, многие из нас задумываются о том, не может ли возникать тот же самый феномен в наших с вами общинах.
Дискуссия
Чувствуете ли вы себя увереннее в обществе неверующих, где может быть меньше осуждения, критики и придирок, чем в присутствии братьев и сестер по вере, чье поведение порой нельзя назвать благочестивым, а характер — христоподобным?
Хоуп Уильямс, Орландо, Флорида, США
Деян. 9:15; 20:22–24; 21:8–24; Гал. 1:15
Все содействует… ко благу? (См. Рим. 8:28)
Представленная в книге Деяний история ареста апостола Павла и его заключения в темницу является удивительным примером того, как Бог предусматривает будущее Своего народа, воплощая в жизнь Свои планы и создавая христианскую церковь. Это происходит вопреки действию могущественных сил, которые намеревались придерживаться установленных традиций и отвергать пророческие истины. На первый взгляд, мы замечаем явную борьбу Павла с иудейскими законами. Но нам также необходимо увидеть и великую борьбу между Христом и сатаной, происходящую на фоне этих событий, — Бог постоянно выхватывает победу из рук противника, когда ситуация кажется мрачной и совершенно безнадежной.
«Все содействует ко благу…» Однако нам следует с осторожностью объяснять значение слова «благо». То, что все содействует ко благу, не означает, что ситуация будет разворачиваться так, как надо нам. Однако все будет происходить согласно воле Божьей и Его благим намерениям.
Бог не удивился аресту и тюремному заключению (см. Деян. 9:15)
Когда Савл преследовал и убивал членов новой церкви, Бог был в курсе этой проблемы. Мы читаем, как обеспокоенный Анания жалуется Богу на Савла, не зная, что Господь уже обратил убийцу в нового глашатая Своей воли. В Деян. 9:15, 16 Бог ответил Анании следующее: «Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9:15, 16).
Павел с готовностью соглашается с Божьим планом стать Его свидетелем (см. Гал. 1:15; Деян. 20:22–24; Деян. 21:8–24)
После обращения Павел прекрасно осознает планы Бога относительно своей жизни. Бог сказал, что покажет Павлу, сколько тот должен будет пострадать за Него, благовествуя об Иисусе Христе. В Послании к галатам Павел писал, что избран Богом с рождения открыть в себе Сына Его, чтобы иметь возможность благовествовать об Иисусе язычникам. Перед тем как отправиться в Иерусалим, Павел упоминает, что идет в этот город, не зная точно, что с ним случится. Единственное, что ему было известно, — предупреждение Святого Духа об ожидающих его скорбях и заключении в тюрьму (см. Деян. 20:22–24).
Но, как и ожидалось, Павел, которого схватили и били свои же сограждане иудеи и который был заключен в темницу после суда, проведенного римскими властями, в своих планах не ограничился этими испытаниями и невзгодами и считал себя не только пленником римских или иудейских властей, но и узником Иисуса Христа (см. Еф. 4:1; 3:1; Флп. 1:1). Он считал, что сдерживают его не узы физические в виде оков и решеток, а любовь Христа (см. 2 Кор. 5:14).
Павел перед иудейскими вождями и римскими властями (см. Деян. 9:16; 26:17)
Павел был и иудеем, и римским подданным. Эти два факта повлияли на отношение к апостолу тех, кто его арестовал. Иудейское наследие Павла было хорошо известно евреям, так как он был одним из них и делал то же, что и они. К удивлению схвативших его язычников, Павел сообщил им о своем римском гражданстве, что давало ему определенные преимущества и способствовало более эффективному служению в темнице. Благодаря римскому подданству Павла не должны были держать в цепях или бить, не доказав прежде его вины. Он также имел право лично встретиться со своими обвинителями и ответить на предъявленные ему обвинения. Все это означало, что иудеи должны были прийти в Кесарию, чтобы представить свое дело против Павла.
Иудейские вожди начали свое обращение к Феликсу не с предоставления каких-либо доказательств своих обвинений против Павла, а с лести правителю. Причина заключалась в том, что они считали, что, польстив Феликсу, смогут добиться передачи Павла в их руки. Тогда они могли бы его убить. Данный факт говорит нам больше о проницательности правителя, нежели о серьезности доказательств, которые иудейские вожди должны были предоставить Феликсу. С другой стороны, Павел был более заинтересован в том, чтобы использовать шанс, которого больше могло не представиться, и возвестить истину Евангелия власть имущим.
Божья забота о Павле даже в скорбях, которые ему пришлось претерпеть ради благовестия об Иисусе Христе, просто поразительна (см. Деян. 9:16). Бог обещал спасти Павла от его собственного народа, а также от язычников (см. Деян. 26:17). Римское гражданство апостола давало ему определенные преимущества, которые защищали его от толпы иудеев, жаждущих ложно обвинить и убить его без шанса на справедливый суд. Можно сказать, римские власти защищали Павла от толпы иудеев, что позволило ему самым тщательным образом представить Евангелие Иисуса иудеям и язычникам, царям и нищим.
Обращение Павла к своим стражам, правителям и царю (см. Деян. 24:22–27)
Отвечая тем, кто заключил его в темницу, Павел хотел подчеркнуть, что причина сопротивления, с которым он столкнулся со стороны иудеев, и его пленения заключалась совсем не в его преступлениях против них и их законов и традиций и не против римских законов. Он хотел, чтобы все узнали — истинной причиной ненависти к нему, избиения и заключения в темницу является проповедуемая им Благая весть, которая включает в себя воскресение Иисуса. Это, как добавил Павел, было прямым исполнением всего, о чем говорили пророки. Апостол говорил о вере в Иисуса Христа, упомянув также о праведности, самоконтроле и грядущем суде. Феликс больше не мог его слушать. «Достаточно! — сказал он. — Можешь идти».
Фест назвал Павла безумным, а царь Агриппа поинтересовался, не считает ли Павел, что сможет убедить его стать христианином за такой короткий срок. Приказы, отданные римскими правителями, показали, что Святой Дух убедил слушавших апостола в истинности свободной от оков вести Павла. Как до своего обращения преследуя христиан, Павел на самом деле преследовал Иисуса, так и своим недвусмысленным заявлением он теперь защищал Евангелие Иисуса Христа. Вне всяких сомнений, Благая весть — это сила Божья, способная обличать людей и обращать их к новой жизни.
Роберт Миллер, Орландо, Флорида, США
Деян. 24:10–19
В нашей жизни бывают моменты, когда опускаются руки. Некоторые из нас, подобно Павлу, попадали в такие ситуации, когда, казалось, стены рушатся и выхода практически нет. Однако Павел учит нас твердо уповать на Бога даже в такие отчаянные времена. Когда апостолу приходилось защищать себя перед властями, он никогда не отрекался от своей веры. Наоборот, он громко заявлял о ней и продолжал благовествовать истину, стремясь воздать честь и славу Богу.
«Павел рассудил, что эту возможность даровал ему Сам Бог, и воспользовался ею, чтобы благовествовать истину. Он знал, что люди, находящиеся перед ним, имели власть приговорить его к смерти либо могли сохранить ему жизнь. Тем не менее он не стал льстить или восхвалять их. Павел понимал, что его слова станут для них источником жизни или смерти, поэтому, оставив всякие эгоистичные соображения, он постарался показать им ту опасность, в которой находились их души».
«Апостол чувствовал, что каждый слушающий его слова испытает на себе силу Евангелия. И тогда они либо встанут возле великого престола рядом с теми, кто чист и свят, либо присоединятся к тем, кому Христос скажет: “Отойдите от Меня, делающие беззаконие”. Он знал, что перед тем, как предстать перед небесным судом, должен благовествовать всем, кто слушает его, а после дать отчет не только за свои слова и поступки, но и за движущие им мотивы и дух, которым были исполнены его речи и дела».
«Он раскрывал перед слушающими характер Божий — Его праведность, справедливость и беспристрастность — природу и непреложность Его закона. Он четко указывал человеку на его обязанность жить, проповедуя умеренность и воздержание, держа свои страсти под контролем разума, подчиняясь Закону Божьему, и поддерживать в здоровом состоянии свои разум и тело».
«Затем Павел попытался направить мысли своих слушателей к единственной великой Жертве за грех. Он указал на принесенные в прошлом жертвы, которые были лишь тенью будущих благ, а потом открыл им Христа, прообразом Которого служили все эти ритуалы, на Которого они указывали как на единственный источник жизни и надежды для падшего человечества».
Дискуссия
- Как вы думаете, почему Павлу было так важно прославить Бога даже на суде?
- Где нам, христианам, найти силы быть светом для Бога даже в самых сложных ситуациях?
Джиллиан Хотон, Орландо, Флорида, США
Деян. 25:13–27; 26:12–32
Несправедливо заключенный на два года в темницу, Павел знал, что по возвращении в Иерусалим его ждет смерть (см. Деян. 25:3). Тот же смертный приговор могли ему вынести и Фест с Агриппой. И хотя Павел был в прямом смысле заключенным в тюрьме, его сковывали «духовные узы».
Нас могут сдерживать духовные узы разного рода. Это могут быть проблемы с карьерным ростом или с академическими достижениями. Это может быть проблема со здоровьем, мешающая достичь каких-то личных целей. У кого-то могут полностью поменяться планы на жизнь и возникнуть чувство, что все выходит из-под контроля.
Как нам оставаться верными и решительными, находясь в этих «духовных узах»? Очень важно извлекать духовные уроки и учиться на своем прошлом опыте. Это может показаться непостижимым, когда находишься, казалось бы, в самом центре событий. Однако когда мы лишаемся всех своих земных свобод и имущества, все, что у нас остается, — это вера. Павел, несомненно, размышлял о том, как был призван на служение, и о своих опытах в деле благовестия (см. Деян. 9:15, 16; 26:1–11; Рим. 1:1). Его страдания были несравнимы с той славой, что Христос явил через него (см. Рим. 8:18, 22).
Как нам пережить времена духовных и буквальных уз?
Помните, что у Бога есть цель для каждого из нас. Его пути и мысли не сравнятся с нашими (см. Ис. 55:8, 9), да и мы не всегда понимаем Его план. Ваши «узы» могут стать свидетельством, которое поможет другим узнать Иисуса. У вашей истории может быть не такой конец, какой ожидал Павла, но когда вы живете верой и надеждой, которые дарует только Христос, в конце пути вас ждет вечная жизнь.
«Узы» не являются наказанием, скорее, это шанс. Узы Павла дали ему возможность свидетельствовать и делиться с людьми Благой вестью (см. Деян. 26:27–31). Если мы сосредоточим свои мысли на выполнении поручения, которое дал нам Иисус, это поможет нам видеть возможности, а не препятствия и неудачи (см. Мф. 28:19, 20).
Наша вера в превосходство воли Божьей должна быть непоколебимой. Авраам не ставил под сомнение Божью волю, когда от него потребовалось принести в жертву Исаака. Также не сомневался во время своих испытаний и Иов (см. Иов. 1:21; Быт. 22:12). Вера этих библейских «гигантов» может показаться намного больше нашей, но только благодаря ежедневному изучению Библии и искреннему желанию искать лица Божьего мы будем все лучше понимать Бога и Его святую волю (см. 1 Петр. 5:10).
Дискуссия
- Как нам оставаться верными Богу, когда кажется, что выхода нет?
- Почему так важно укреплять свою веру?
- Как, по вашему мнению, пример апостола Павла учит нас переносить «духовные узы»?
Отерин Опал Ливард, Орландо, Флорида
Деян. 16:6–8
Благочестивая храбрость апостола Павла, бесстрашно выполняющего Божьи повеления, просто не может не понравиться. Следует заметить, что какое бы решение он ни принимал, это происходило при руководстве и помощи Святого Духа. Вообще, когда бы у нас ни появлялась возможность свидетельствовать о Господе, согласно общепринятой точке зрения, нам следует это делать. Однако обратите внимание на отказ Павла благовествовать жителям Асии (см. Деян. 16:6–8). Причиной отказа были далеко не личные мотивы. Он отказался, потому что был полностью послушен Святому Духу и действовал под Его руководством. Именно поэтому у христиан-законников возникают проблемы. Они считают своей единственной обязанностью придерживаться буквы закона.
Попытки соблюсти Божий закон, не исполнившись Святым Духом и не подчиняясь Его руководству, — это стремление оправдаться своими делами. Соблюдающий заповеди — это тот, кто исполняет все заповеди Бога с помощью Святого Духа, Который временами велит нам поступать нестандартно, как было в случае с Павлом. Это ясно видно, когда пророк предсказывает, что в Иерусалиме свобода Павла окажется под угрозой. Но, побуждаемый Духом, Павел почувствовал необходимость своего пребывания там. Поэтому он и отправился в Иерусалим.
Когда Павла и Силу отправили в темницу, вместо того чтобы переживать о ситуации, в которой они оказались и которая как раз и сложилась в результате их верности Святому Духу, они молились и пели. У них обоих была возможность сбежать после землетрясения. Однако, ведомые Святым Духом, они снова предпочли вечное спасение сохранности своей земной жизни и остались в оковах. Тем самым они продемонстрировали свое согласие с планом, который Христос предусмотрел для них. В результате темничный страж, собиравшийся совершить самоубийство, покаялся и принял Благую весть благодаря свидетельству этих двух храбрых мужей, исполненных Духом.
И хотя Павел не боялся умереть за своего Учителя, он не рисковал бездумно своей свободой или жизнью, но использовал закон, требуя, чтобы с ним обращались по справедливости. Благодаря этому он получил возможность свидетельствовать не только обычным людям, но и царю Агриппе, и другим представителям высшего сословия. Царь Агриппа чуть было не принял весть Евангелия, но, несмотря на то, что позже он все-таки полностью отверг ее, другие приняли свидетельство Павла.
Павел горячо любил истину, как он ее понимал, и был готов пойти на многое, чтобы наказать тех, кто противился его вере. Бог увидел это рвение и дал Павлу возможность использовать свой пыл в распространении Благой вести. Возможно, чувствуя вину за разрушенные им жизни невинных, апостол был готов теперь принять ту же самую участь. Он бесстрашно смотрел в лицо своим палачам, потому что знал — его ожидает венец славы. Смелое свидетельство Павла помогло многим людям принять Христа и благую весть о спасении.
Пол Кларк, Орландо, Флорида, США
Деян. 26:24–32
Заключение
Теперь Павел, ставший убежденным христианином после личной встречи с Христом, решил посвятить себя служению, — возвещать имя Христа перед язычниками, невзирая на неминуемые страдания, ожидавшие его. Несправедливое и незаконное пребывание под стражей в Кесарии на протяжении двух лет не помешало апостолу проповедовать о воскресении Христа перед правителями Феликсом, Фестом и царем Агриппой. Павел настолько преуспел в этом, что они почти приняли христианство. Какой пример стойкости оставил для нас Павел! Никакие страдания или наказания, справедливые или несправедливые, не должны помешать нам в возвещении миру о воскресшем Христе. Давайте же в сердце своем примем твердое решение благовествовать и скажем, подобно Павлу: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21).
Задания
Начертите диаграмму Венна для сравнения терминов «свобода» и «тюремное заключение». Постарайтесь найти по крайней мере по четыре сходства и отличия.
Расспросите человека, который провел какое-то время в тюрьме или следственном изоляторе. Узнайте его мнение по поводу того, какова жизнь за решеткой и что ему было позволено.
Посетите тюрьму или следственный изолятор, чтобы составить личное мнение об этих учреждениях.
Найдите возможность свидетельствовать о своей вере какому-либо влиятельному лицу в вашем городе или стране, например, конгрессмену, сенатору, члену парламента, судье, президенту или премьер-министру своей страны.
Напишите песню (или слова к песне) о свободе, которая напоминала бы нам о той свободе, что мы имеем во Христе.
Отправьтесь на прогулку, во время которой можно поговорить с Иисусом, чтобы рассказать, насколько вы благодарны за возможность свободно поклоняться Ему.
Молитесь за тех, кто находится в местах заключения за свои христианские убеждения, а также за тех, кто находится в узах иного рода.
Нарисуйте человека или другое живое существо (птицу или животное), которое сначала находилось в плену, но вдруг обрело свободу.
Для изучения
Откр. 2:10.
Э. Уайт. Деяния апостолов, гл. 38 «Павел в узах»; гл. 39 «Суд в Кесарии».
Арлин Томпсон, Орландо, Флорида, США