«Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (Деян. 15:11).
Вступление
Деян. 15:1
Писание учит нас, что там, где пребывает грех, преизобилует благодать (см. Рим. 5:20). История показывает, что может произойти и полностью противоположная ситуация — везде, где Бог совершает Свою работу в жизни людей, трудится и сатана, вечно стараясь свести на нет действие благодати. Когда единство в наших общинах, разного рода учреждениях и семьях оказывается под угрозой из-за доктринальных или межличностных конфликтов, можно быть уверенными — это работа сатаны, который старается внести разлад и уничтожить народ Божий изнутри.
Как никогда актуально это было во времена первоапостольской церкви. В день Пятидесятницы произошло излитие Духа Божьего, верующие были едины в своей любви к Христу и друг другу, и к церкви каждый день присоединялось множество спасенных. Это единство в духе и служении было особенно явно в общине Антиохии — крупном греко-римском городе, который служил центром миссионерской деятельности. Бог совершал в Антиохии свою работу, и церковь процветала.
Именно в Антиохии — одном из крупных центров раннего христианского периода дьявол попытался произвести разделение среди народа Божьего. Библия говорит нам о том, что «некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян. 15:1). Эта ложная доктрина вскоре привела к противостоянию среди верующих, вскрывая проблемы с подавленным чувством гордости и фанатизмом, которые до этого не проявлялись. Борьба по поводу обрезания постепенно разрослась до огромных размеров, приведя к приостановлению антиохийской церковью всякого рода деятельности и заставив Павла и Варнаву отправиться в Иерусалим, чтобы решить проблему.
Благодаря благодати Божьей руководители раннехристианской церкви смогли полностью разрешить этот кризис, проведя так называемый Иерусалимский совет. Однако не всем церковным лидерам удавалось с тех пор добиться такого успеха. Начиная с периода первоапостольской церкви, богословские споры и противостояния приводили к расколу общин, противопоставляя людей друг против друга, и послужили причиной того, что многие мужчины и женщины потеряли свою связь с Христом.
Что касается современной церкви, мы сталкиваемся с подобными проблемами. Сатана все время пытается разделить народ Божий и одержать над ним верх. И наше поколение не является исключением. Если мы хотим победить там, где другие потерпели поражение, нам нужно научиться у тех, кто еще до нас смог все преодолеть. Давайте с молитвой исследовать примеры, оставленные верными руководителями раннехристианской церкви, чтобы приобрести мудрость для решения своих повседневных проблем.
Сет Робертс, Уолла-Уолла, Вашингтон, США
Доказательство
Деян. 15
Хотя верующие раннехристианской церкви были исполнены силы Духа Святого, без внутренних проблем не обошлось. Быстрое превращение церкви во всемирное движение привело к растущему напряжению между христианами из иудеев, которые и положили начало этому движению, и обращенными из язычников, которых становилось все больше. Верующие столкнулись с рядом проблем, которые стали угрозой единству первоапостольской церкви. Но вызывающим больше всего разногласий оказался вопрос о том, должны ли верующие из язычников пройти обряд обрезания, чтобы быть спасенными. В Деян. 10 написано, что Петр крестил Корнилия и других необрезанных язычников. В то время апостолы пришли к заключению, что если язычники могут получить дар Святого Духа, будучи необрезанными, значит, они могут и спасение обрести без обрезания (см. Деян. 11:1–18). Однако проблема была далеко не решена, и «некоторые… из Иудеи» горячо спорили с Павлом и Варнавой о том, является ли обрезание требованием, обязательным для спасения (см. Деян. 15:1, 2). Обе стороны твердо верили в свою правоту, и наконец в 50 г. н. э. раннехристианская церковь созвала Иерусалимский собор, чтобы с молитвой постараться решить возникшее противоречие.
Некоторые адвентисты с подозрением относятся к идее церковной организации или церковных советов. Они считают это «католичеством» и боятся, что человеческая организация поставит человеческие же планы превыше Библии. Но пример с Иерусалимским советом показывает, что когда Божий народ собирается вместе, чтобы узнать волю Божью, обращаясь к Нему с молитвой, Святой Дух может и будет направлять их. Собравшиеся лидеры церкви не имеют власти над Писанием, напротив, они должны им руководствоваться. Решения совета не считаются правильными автоматически. Но когда лидеры церкви смиряются перед Богом и друг другом и с молитвой исследуют Писания, Бог благословляет их мудростью и открывает им в Своем Слове правильный ответ. Поэтому адвентистам седьмого дня нужно остерегаться двух ошибок. Во-первых, нельзя отвергать организацию и советы руководителей. Во-вторых, нельзя соглашаться с решениями совета, не сравнив их сначала с тем, что говорит Библия.
Иерусалимский собор начался с «долгого рассуждения» (см. Деян. 15:7), но закончилось все по-братски «единодушно» (см. Деян. 15:25). Греческий перевод Деян. 15:25 дает основание предполагать, что решение было принято единогласно. Выслушав все доказательства, руководители церкви усмотрели в происходящем действие Духа Святого и пришли к заключению не требовать от язычников обрезания. Решение было передано поместным общинам (см. Деян. 15:28, 29). Таким образом, Иерусалимский собор является важным примером религиозного руководства в действии, демонстрируя нам, как искать волю Божью при решении противоречивых вопросов.
Дискуссия
1. Вам когда-нибудь доводилось видеть, как верующие пытаются уладить возникшие разногласия? Какие принципы, по вашему мнению, помогли им решить конфликт?
2. Поразмышляйте о том, насколько сложно отнестись с уважением к авторитету руководителей, при этом признавая их зависимость от Библии? Как можно сделать и то, и другое?
3. Прочитайте Притч. 11:14. Как проявился этот принцип в работе Иерусалимского совета? Как его можно использовать в нашей собственной жизни?
Теннер Мартин, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
Слово
Исх. 12:43–49; Деян. 15:1–5; Гал. 3:28, 5:6; Деян. 15:7–11, 13–21; Деян. 15:28, 29; Деян. 15:22–33; Рим. 3:30; 1 Кор. 7:18
Проблема (см. Деян. 15:1–5)
Это был один из самых волнительных периодов в истории раннехристианской церкви, когда Евангелие стало распространяться быстрее, чем когда-либо до этого. Но мы видим, что прошло совсем немного времени, и среди верующих стали возникать споры богословского характера, которые угрожали единству церкви и ее миссии.
Некоторые люди пришли из Иудеи и начали сеять в церкви раздор. Причины их прихода нам неизвестны, но, вероятно, они так поступили, услышав о том, что Бог открыл дверь веры для язычников (см. Деян. 14:27). Возможно также, они были связаны с людьми, упомянутыми в Деян. 11:2, 3, которые спорили с Петром, когда он посетил дом Корнилия. Бог уже говорил о том, что Благая весть предназначена и для язычников (см. Деян. 11:17, 18), но не все этому радовались, потому не было полного послушания со стороны язычников в вопросе об обрезании.
Обрезание (см. Исх. 12:43–49; Рим. 3:30; 1 Кор. 7:18; Гал. 3:28; 5:6)
Обрезание изначально было знаком завета между Богом и Аврамом (см. Быт. 17). Бог призвал Аврама ходить пред Ним в непорочности. Подтверждением заключенного завета и стало обрезание (см. Быт. 17:10). Но почему именно обрезание? Важно отметить, что это событие происходит сразу после того, как в предыдущей главе Аврам попытался помочь исполниться Божьему обетованию о многочисленном потомстве, заведя ребенка от Агари. Сделав обрезание знамением, Бог таким эффектным образом сообщил Авраму, что прекрасно может и Сам воплотить в жизнь Свои планы, не нуждаясь в том, чтобы Аврам производил различные манипуляции, столкнувшись с очевидной невозможностью. От него в первую очередь требовались вера и доверие. И только когда в каждом своем поступке Авраам стал руководствоваться именно этими качествами, его признали праведным и оправданным (см. Иак. 2:21–23).
В 1 Кор. 7:18, 19 Павел четко и ясно аргументирует свою позицию, говоря, что проблема заключается не в обрезании или необрезании, а в соблюдении заповедей Божьих. Казалось, что само обрезание было для иудеев некой наследуемой добродетелью. Павел разбивает эти взгляды в пух и прах. Как нам соблюдать заповеди? В Гал. 5:6 говорится, что вся суть в вере, действующей любовью.
Итак, почему обрезание язычников оказалось такой проблемой в книге Деяний? Одна из причин заключалась в празднике Пасхи, принять участие в котором могли только прошедшие обряд обрезания (см. Исх. 12:48). Однако, согласно 1 Кор. 5:7, Иисус был истинным пасхальным Агнцем, отсюда следовало, что язычникам не требовалось соблюдать Пасху как церемониальный обряд, потому что то, на что она указывала, уже было исполнено Иисусом (см. Кол. 2:16, 17). Тем не менее вместо того чтобы продолжать спорить о том, как все должно быть, и ожидать признания со стороны остальных представителей церковного руководства, Павел и Варнава отправились в Иерусалим, намереваясь решить этот вопрос с апостолами и пресвитерами. Таким образом, окончательное решение должно было удовлетворить верующих раннехристианской церкви и свести к минимуму возможность дальнейшего разобщения. А это вполне могло случиться, если бы по данной проблеме не было вынесено никакого официального постановления.
Споры (см. Деян. 15:7–11, 13–21)
На Иерусалимском соборе Петр высказывается предельно откровенно. Он практически совсем не затрагивает сам факт обрезания, вместо этого показывая слушающим его, как Бог уже трудится в жизни необрезанных язычников. В Деян. 15:9 Петр отмечает, что Бог, для того чтобы принять язычников и действовать в их жизни, не требует от них обрезания. Он очистил их сердца по их вере. Таким образом, обрезание — это не то, о чем иудеям стоит беспокоиться. По сути, можно даже сказать, что обрезание в таком случае будет попыткой своими делами добавить себе личных заслуг. А ведь именно для того, чтобы этого не произошло, изначально и был установлен обряд обрезания. Петр подчеркивает важность порученной верующим миссии и дела Божьего для распространения Евангелия. С этим нельзя не согласиться, и кроме того эта задача объединяет нас всех. Каждый последователь Христа должен страстно желать рассказать другим о преобразующей, искупительной силе Божьей.
Стоит также отметить, что Петр не полагается лишь на личный опыт, чтобы определить, требуется ли обрезание для спасения язычников или нет. Он намеренно ссылается по крайней мере на два других источника. Чтобы полностью подтвердить свою позицию (см. Деян. 15:14–17), апостол упоминает о Симоне и приводит слова пророков (см. Ам. 9:11, 12). Итак, мы видим, как важно подтверждать свои взгляды не только фактами о том, как Бог трудится через нас и вокруг нас, но и тем, что Он передал нам через Свое Слово.
Постановление апостолов (см. Деян. 15:28, 29)
Постановление, наконец сформулированное собором, записано таким языком, что становится ясно — решение было принято единогласно (см. Деян. 15:25). На случай, если кто-то засомневается, Павла и Варнаву отправились сопровождать Иуда и Сила, бывшие лидерами и представителями раннехристианской церкви (см. Деян. 15:22). Кроме того, к решению было добавлено несколько пунктов о том, что нельзя было делать, чтобы не причинить вреда единству, свидетельству и вере новообращенных язычников.
Послание из Иерусалима (см. Деян. 15:22–33)
Насколько мы можем судить, язычники отнеслись к посланию положительно. Конечно же, обрезание было бы тяжкой ношей, поэтому можно представить, как верующие были довольны тем, что оно не стало для них обязательным требованием. Даже Петр отрицательно высказывался об обрезании, называя его игом. Павел и Варнава еще долго оставались в Антиохии, совершая свое служение и наставляя новообращенных.
Дискуссия
1. Есть ли в моей жизни какие-то принципы (и действия), которые я считаю верными и которые внешне соблюдаю, но истинное значение и цель которых не коснулись моего сердца?
2. Как нам быть уверенными в том, что единство в церкви и порученная нам миссия занимают в нашей жизни главное место, когда возникающие проблемы грозят забрать себе все наше время и внимание?
3. Как нам следует выстраивать отношения с церковью и окружающими, когда выводы, к которым мы приходим в результате нашего общения, не согласуются с нашими собственными взглядами?
Эрик Лау, Даллас, Техас, США
Свидетельство
«Организация церкви в Иерусалиме служила образцом и для других мест, где вестники истины приводили людей к евангельской вере».
«Простая организация и церковный порядок сформулированы в Новом Завете, и Господь постановил соблюдать эти правила ради единства и совершенствования церкви. Человек, который занимает в церкви руководящую должность, должен стать лидером, наставником, советником и помощником, берущим на себя тяготы служения. Он должен подавать пример в приношении благодарственных даров Богу. Однако его назначают не приказывать и командовать работниками на Божьей ниве. Господь заботится о Своем наследии. И если Его народ захочет воспользоваться той силой, что для него не предназначена, Бог вернет его на верный путь. Давайте изучать двенадцатую и тринадцатую главы Первого послания к коринфянам и пятнадцатую главу книги Деяния святых Апостолов».
Пятнадцатая глава книги Деяния святых Апостолов представляет образец церковного управления, заботящегося о самых разных нуждах растущей церкви. До конца времен к Деян. 15 будут обращаться для поддержания единства в трудные минуты. Конфликт, последовавший за этим первым советом раннехристианской церкви, передает следующим поколениям информацию о проблемах, которые могут воспрепятствовать установлению единства в церкви.
«Этот вопрос не был поставлен на голосование среди всех членов церкви. Апостолы и пресвитеры, влиятельные и здравомыслящие люди, подготовили и огласили постановление, принятое затем всеми христианскими церквами. Но не все были довольны решением; нашлись честолюбивые и самоуверенные братья, не согласившиеся с ним и дерзнувшие действовать по-своему. Они роптали, придирались к братьям, предлагали новые планы и стремились ослабить влияние людей, которым Бог поручил возвещать евангельскую весть. С самого начала церковь сталкивалась с подобными препятствиями, которые не раз еще будут возникать на ее пути».
Казалось, выхода нет. «Казалось, это могло поставить перед собором непреодолимые трудности. Однако Святой Дух помог решению вопроса, от которого зависело благополучие, если не само существование христианской церкви». Святой Дух вывел церковь из этого страшного кризиса, объединив верующих еще сильнее. Этот пример стал огромной поддержкой для будущих поколений, попадающих в подобное безвыходное положение.
Дискуссия
1. Как нам внедрить в нашей современной церкви образец, представленный в Деян. 15?
2. Каких препятствий можно ожидать на пути к церковному единству?
3. Насколько серьезным был кризис, с которым столкнулась первоапостольская церковь?
Джо Ривз, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
Практика
Деян. 15; Флп. 2:3; Еф. 6:12
Одно из самых полезных умений, которыми могут обладать два общающихся между собой человека, — это умение управлять конфликтами. Со времен грехопадения верующие и неверующие стараются поладить друг с другом, несмотря на различия между ними. Мы часто с благоговением читаем о том, как Святой Дух являет Свою силу в книге Деяний, и призываем членов церкви действовать, стремиться к святости и искать той силы, что была явлена во времена первоапостольской церкви. Мертвые воскресали, больные исцелялись, и тысячи людей в день обращались к Богу. Но даже простое чтение Деяний покажет нам недопонимание, разочарование, недостаточную слаженность действий и разобщение, царившие среди членов церкви и руководителей этой недавно образовавшейся группы верующих. Как они решали проблемы, возникавшие из-за различий между ними? Как эта маленькая группа в 120 человек смогла справиться с трудностями и несогласиями во мнении и с такой эффективностью продолжала благовествовать? Чему мы можем научиться у первой церкви и как это поможет нам сегодня справляться с конфликтами внутри нашей общины?
Не нужно бояться вести разговоры и даже споры о важных аспектах нашего вероучения, пока участники проявляют уважение друг к другу и ведут себя благопристойно. В Деян. 15 мы видим, как у Павла и Варнавы «произошло разногласие и немалое состязание» с теми, кто верил, что обрезание является необходимой составляющей спасения (см. Деян. 15:2, 7). Иногда для того, чтобы прийти к правильному заключению, необходимо продолжать обмениваться мыслями и мнениями, убеждая друг друга. Но мы должны всегда помнить сказанное в Флп. 2:3: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя». Смирение и истинное обращение являются ключом к здравым дебатам внутри церкви.
Человек не становится автоматически врагом только потому, что его религиозные взгляды отличаются от наших. Когда мы не соглашаемся с чем-либо, начиная с богословия и заканчивая цветом коврового покрытия в церкви, нужно всегда помнить, что брат или сестра по вере не являются нашими врагами! Наша битва не против плоти и крови, а против «начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). После того как конфликт, описанный в Деян. 15, разрешился, Павел и Варнава покинули Иерусалимский собор. Однако они не ликовали, говоря: «Да! Мы победили! Так им и надо!», но продолжали учить народ и благовествовать о Христе, а не терять времени, зализывая раны или огрызаясь на тех, кто не был согласен с ними.
Дайте возможность Слову Божьему исправить ситуацию. В Деян. 15 и Петр, и Иаков смело отстаивали свою позицию, приводя аргументы из Слова Божьего, обладающего высшей властью и авторитетом. С какой бы проблемой вы ни столкнулись, обратитесь к Слову Божьему и следуйте вдохновленному свыше совету, чего бы вам это ни стоило. Из каждой, буквально из каждой ситуации есть выход. Вопрос только в том, насколько решительно вы настроены искать решение, а найдя, последовать полученному совету.
Дискуссия
1. В свете данного нам Великого поручения объясните, почему умение управлять конфликтами является навыком, обладать которым необходимо абсолютно каждому члену церкви.
2. Приведите примеры из жизни членов церкви, которые сумели справиться с конфликтом, сохранив положительный настрой и прославив при этом Бога?
3. Бывают ли ситуации, в которых оставаться «правым» не так важно, как оставаться «праведным» в общении друг с другом? Почему это так важно? Что нам делать, чтобы научиться вести себя более «праведно» при решении конфликта?
Ранела Калигити, Кловис, Калифорния, США
Мнение
Деян. 15:1–24
Церковь — это собрание верующих и, так же как и в наше время, члены раннехристианской церкви не всегда сходились во мнении или имели общие взгляды. В Деян. 15 Павел и Варнава вступили в конфронтацию с иудействующими христианами. Это были евреи-христиане, которые считали, что все законы Ветхого Завета, относящиеся к иудеям, обязательны и для христиан, если они хотят обрести спасение. Вместо того чтобы сосредоточить все свое внимание на вере в жертву Христа как гарантии спасения, евреи-христиане позволили второстепенным вопросам занять центральное место.
Реакция Павла и Варнавы была совсем не такой, какая могла бы быть у нас с вами в подобной ситуации. После жарких споров иудействующие члены церкви стали грубо настаивать на том, чтобы Павел и Варнава отправились в Иерусалим для обсуждения этой проблемы с церковным руководством. Вместо того чтобы жаловаться на иудействующих христиан или говорить о тех неприятных событиях, которые произошли в их общине, Павел и Варнава стали рассказывать иерусалимской церкви о том, «какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (Деян. 15:12).
Все свое внимание уделив тому, что совершил Бог, Павел и Варнава смогли преодолеть свои отрицательные мысли и эмоции и указали церковным лидерам на главную миссию, возложенную на церковь Божью. Конечно, все присутствующие на Иерусалимском соборе знали, насколько важно благовестие. Но когда в церкви стали появляться различные мнения и убеждения, верующие легко отвлекались от главной задачи, стоявшей перед ними. Спор с иудействующими христианами был не просто расхождением во мнениях. Он служил искушением постепенно заглушить миссионерский характер христианской вести. Генри Мартин, английский миссионер в Индии и Персии XVIII века, сказал: «Дух Христа есть миссионерский дух. Чем сильнее мы приближаемся к Нему, тем более активными миссионерами становимся». Павел и Варнава осознали, что Христос создал церковь с миссионерской целью.
Услышав весть Павла и Варнавы, члены Иерусалимского собора заново осознали свою задачу как верующих. В лице Иакова, выразившего общее мнение, они согласились, что Христос хотел, чтобы «прочие человеки и все народы» взыскали Господа и обрели спасение (Деян. 15:17). В наше время, так же как и в период раннехристианской церкви, Бог призывает верующих в Него делиться с другими людьми благой вестью о спасении. Разногласия внутри церкви никогда не должны мешать нам следовать за Христом и выполнять Его поручение благовествовать миру.
Дискуссия
1. Как Павел и Варнава продемонстрировали характер Иисуса своей реакцией на поступки и слова иудействующих христиан?
2. Как я отношусь к тем, кто не согласен со мной? Чем мое отношение похоже на поведение Павла и Варнавы, а чем отличается?
Эстер Кольер, Мейтленд, Новый Южный Уэльс, Австралия
Исследование
Деян. 15:28
Заключение
Мы с вами увидели, как такой незначительный вопрос, как «нужно ли обрезание, чтобы стать членом христианской церкви или нет?», привел к серьезным спорам и разногласиям в раннехристианской церкви. Через Библию и Своих пророков Бог ясно показал нам, что Его закон требует от нас. Только когда люди пытаются добавить что-то к закону или изменить его, чтобы их религия или они сами отличались от других, это и ведет к раздорам. В книге Джона Буньяна «Путешествие пилигрима» Христианину велено стараться, чтобы «этот свет всегда был перед… [его] взором». Тогда он сможет избежать ловушек на своем пути. У нас с вами тоже могут возникать вопросы и полезные споры на духовные темы. Однако мы должны всегда взирать на Христа и оставлять за спиной ценности этого мира, следуя тем путем, что Он приготовил для Своей церкви.
Задания
Прогуляйтесь на природе, посидите возле ручья или на поле, размышляя в тишине о красоте природы вокруг вас. Природа — вторая книга, написанная Богом. Она помогает успокоить нервы и подумать о том, как все созданное Богом функционирует именно так, как было Им задумано.
Поговорите с Богом — никакого официоза, просто начните рассказывать Ему о том, как проходит ваш день, или о какой-то конкретной ситуации. Попросите Его совета.
Нарисуйте картину, напишите стихотворение, сделайте фотографии и поделитесь своим творением с тем, кто нуждается в поддержке.
Прочитайте статью из Библейского комментария АСД, относящуюся к уроку этой недели. Что в ней сказано о разрешении конфликтов? Как можно использовать эту информацию в жизни, сталкиваясь с конфликтной ситуацией?
Разберите причины какого-нибудь конкретного конфликта. Какие скрытые мотивы привели к возникновению данной ситуации? Начните с них и попробуйте найти решение, которое устроило бы обе стороны.
Для изучения
Э. Уайт. Пасторское служение, с. 267–269.
Еф. 4:29–5:4; Флп. 2:4.
Сет Шеффер, Колледждейл, Теннесси, США