«Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Деян. 13:38, 39).
Вступление
Деян. 14:6–17
На своем духовном пути я выслушал достаточно проповедей. Лучшие из них обычно произносились евангелистами или теми, кто объездил весь мир и много проповедовал, став, таким образом, опытным благовестником. Проходит время, и мы начинаем ценить по-настоящему удивительные проповеди, благодаря которым открываются глубина и красота Евангелия, не осознаваемые раньше. Из-за этого может возникнуть искушение больше внимания уделять самому проповедующему, нежели работе, совершаемой Святым Духом.
Именно это и случилось с Павлом и Варнавой. Произнеся проповедь для жителей Листры, Павел обвел взглядом слушавших его людей и встретился глазами с одним человеком, и Дух открыл ему нечто особенное об этом человеке — он поверил тому, о чем проповедовал апостол. Могу себе представить, как Павел протянул к нему руку и сказал: «Встань и ходи». И этот человек, хромой от рождения, но теперь уверовавший в Иисуса, вскакивает, исцеленный, со своего места.
И тогда случилось то, чего так боялся апостол Павел. Жители города встали и, приписывая произошедшее чудо Ермию и Зевсу, побежали в храм последнего, чтобы найти жреца и принести жертвоприношение. Они собирались поклоняться Павлу и Варнаве. Можете себе это представить? Сам будучи проповедующим, я каждый раз думаю: а понимают ли меня? Поэтому периодически спрашиваю: «Вы понимаете?» Уверен, этот вопрос беспокоил и Павла: «Понимают ли они?»
Я представляю, с каким страхом и трепетом апостол думал: «О нет, до них не дошло! Как мне заставить их понять?» И тогда Павел делает следующее. Раздирая одежду, он бьет себя в грудь, как бы говоря: «Не делайте этого! Я такой же, как и вы. Я пережил все то же, что происходит и с вами. Я, как и вы, испытываю голод, устаю, терплю боль, радуюсь и прихожу в восторг — совсем как вы». Это один из способов привести человека к Богу. Можете ли вы найти с людьми общий язык? Если нет, будьте честны, потому что даже если вам не под силу найти с человеком общий язык, у нас есть Спаситель, Который может это сделать (см. Евр. 4:15). И это прекрасно — у нас есть Спаситель, Который так близок к нам и присутствие Которого мы можем ощутить (см. Деян. 17:27).
Артур Уилаки-Надж, Бронксвилл, Нью-Йорк, США
Слово
Деян. 13:1–12, 38, 42–49; 14:1–26
Вступление (см. Деян. 13:4, 5)
Первое путешествие, одно из трех смелых миссионерских предприятий, способствовавших становлению веры, представлено в Деян. 13, 14. Оно начинается с посещения Кипра, а затем районов Малой Азии. Вооруженные не сравнимой ни с чем силой Святого Духа и способным изменять жизни Евангелием Иисуса, ученики сталкиваются с серьезным сопротивлением благовестию. Однако и положительный отклик также имеет место. Цель первого миссионерского путешествия, судя по всему, заключается в посещении каждой отдельной территории известного на тот момент мира, чтобы дать людям возможность выбрать спасение в Иисусе Христе.
Павел намеревался начать распространение Благой вести с иудеев, а затем отправиться к язычникам (см. Деян. 13:5, 14). Ирония заключается в том, что евреи, призванные передать весть о спасении всем народам, позавидовали язычникам, которым были предложены те же самые религиозные преимущества. Иудеи считали эти преимущества исключительно своими, поэтому отвергли Евангелие и воспротивились вести Павла.
Великое поручение Христа в действии (см. Деян. 13:2–4, 13, 14)
Первое миссионерское путешествие Павла к язычникам, в которое он отправился из Антиохии, и Великое поручение идти и научить все народы (см. Мф. 28:19, 20) неразрывно связаны. В книге Деяния святых Апостолов мы видим исполнение этого поручения (см. Деян. 1:8).
Как Христос совершает Свою миссию через церковь (см. Деян. 13:2, 4)
Важная задача, которую выполняет Святой Дух в Деян. 13:2, 4, подчеркивает значимость излития Святого Духа в день Пятидесятницы. Он является движущей силой, побуждающей людей идти и выполнять миссию Христа.
Чтобы Его дело продвигалось вперед, Бог часто направляет Свою церковь, посредством Духа Святого руководя теми, кто обладает лидерскими качествами. В наше время эту роль зачастую выполняют различного рода комитеты. Под руководством Святого Духа они следят за тем, чтобы благовестие совершалось во всех уголках мира последовательно и упорядоченно. Их задача заключается в том, чтобы, внимая голосу Святого Духа, понять волю Божью.
Центральная фигура евангельской вести — Христос (см. Деян. 13:16–41)
Павел проповедовал на самую захватывающую тему — об Иисусе-Спасителе (см. Деян. 13:23). Как видно из проповеди (см. Деян. 13:16–41), его весть была тем же самым апостольским Евангелием, о котором говорил Петр двенадцатью или пятнадцатью годами ранее. Суть нашего благовествования не изменилась, так как сила его — в живом Христе, а не в оригинальных идеях или причудливых взглядах. В этой христоцентричной вести сокрыта внутренняя сила, которая не дает делу благовестия стоять на месте (см. Евр. 4:12). Отклик на проповедь о Христе был настолько бурным, что весь город захотел услышать эту весть в следующую субботу.
Все, о чем благовествовал Павел, направляло взоры людей к Спасителю — Иисусу Христу и к даруемым Им прощению и спасению. Казалось бы, если проповедовать о Христе таким образом, это может привести к противодействию со стороны людей. В Откр. 14:6 поддерживается идея о бессмертной, неизменной природе вечного Евангелия и подчеркивается последовательное намерение Бога спасти весь мир (см. Быт. 12:3; Ис. 60:3; Мф. 28:19, 20; Откр. 14:6). Данное израильскому народу, а потом и нам, христианам, верующим во Второе пришествие, Евангелие предназначено не только тем, кто вырос в семье христиан-адвентистов. Им нужно делиться с теми, кто все еще может услышать его и откликнуться на призыв Иисуса.
Последователи Христа сталкиваются с сопротивлением (см. Деян. 13:6–11; 13:45; 14:2, 19)
Благовествуя, мы можем столкнуться со многими трудностями (см. Деян. 14:22). Не нужно удивляться тому, что Павла и Варнаву ожидало фактически постоянное сопротивление (см. Мф. 10:22; Ин. 15:18). Сталкиваясь с людьми, противостоящими тем, кому Бог поручил благовествовать погибшим, мы должны просить Святого Духа научить нас, как реагировать на сопротивление. Иногда нужно знать, что сказать (см. Деян. 13:9, 10), порой нам нужно проявить мужество и более ревностно и пылко провозглашать слово истины (см. Деян. 13:46; 14:3), а иногда лучше всего удалиться (см. Деян. 14:5, 6).
Когда мы благовествуем и исцеляем силой Божьей (см. Деян. 14:8–10), а слава воздается человеку, являющемуся Божественным орудием, а не Богу, это, в каком-то смысле, хитрая атака врага, направленная на то, чтобы отвлечь внимание людей от евангельской вести. Данный способ, возможно, является одним из самых опасных методов воздействия сатаны на человека (см. Деян. 14:15).
Победоносное завершение миссии Христа (см. Деян. 14:26, 27)
Павел и Варнава смогли завершить свое первое миссионерское путешествие, несмотря на все трудности и испытания. Весть Божья победоносно двигалась вперед, невзирая на неудачи. Цель, поставленная Богом, была достигнута, и перед язычниками распахнулась дверь веры (см. Деян. 14:27). После проповеди вечного Евангелия и Трехангельской вести, содержащей полные любви призывы и предостережения, откликнувшиеся на них описаны в Откр. 14:12, а жатва на земле — в Откр. 14:14–17. Проповедь Трехангельской вести была завершена, несмотря на ставшее последним беспрецедентное нападение Вавилона. Основанием для победоносного завершения миссии Христа служат слова обетования: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).
Дискуссия
1. Опишите, чем отличается миссионерская деятельность вашей местной общины от служения в раннехристианской церкви, которым руководил Святой Дух, отправивший Павла и Варнаву благовествовать на незнакомых территориях (см. Деян. 13; 14).
2. Каким образом содержание проповедуемой нами вести оказывает положительное или отрицательное влияние на распространение Евангелия?
3. Чему вы научились на примере того, как Павел и Варнава реагировали на оказываемое им противодействие, благовествуя в разных городах Малой Азии и на Кипре?
Эллсворт Марк Баксен, Сент-Луис, Сейшелы
Свидетельство
Ос. 2:23
«Дух Божий сопровождал сказанные слова, и они тронули сердца людей. Сославшись на пророчества Ветхого Завета и сказав, что они исполнились в служении Иисуса из Назарета, апостол тем самым убедил в истинности этих слов многих, жаждавших пришествия обетованного Мессии. А заверение, что “благая весть” о спасении предназначалась и иудеям, и язычникам, вселило радость и надежду в тех, кто не относился к детям Авраама по плоти».
«За много веков до этого вдохновенное перо предвозвестило эту жатву среди язычников, однако пророческие высказывания понимались весьма смутно. Осия говорил: “Будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: ‘вы не Мой народ’, будут говорить им: ‘вы сыны Бога живого’”. И еще: “И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: ‘ты — Мой народ’, а он скажет: ‘Ты — мой Бог!’” (Ос. 1:10; 2:23)».
«Сердца Павла и его сотрудников пламенели любовью к людям, которые были “без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире”. Благодаря неустанному служению апостолов среди язычников “чужие и пришельцы”, “бывшие некогда далеко”, узнали, что они могут быть “близки Кровию Христовою” и что через веру в Его искупительную жертву могут стать “согражданами святым и своими Богу” (Еф. 2:12, 13, 19)».
В Зах. 8:23 мы читаем о желании Бога, чтобы древний Израиль жил и трудился, как это впоследствии делали Христос и Его апостолы. Того же Бог хочет сегодня и от нас как «Израиля духовного». Он желает, чтобы мы жили и трудились, открывая людям из разных народов истину о том, что Бог с нами. И тогда они захотят присоединиться к Его народу.
Дискуссия
1. Как вам нужно жить и работать, чтобы служить тем, кто «далеко» и «без Христа»?
2. Какие ваши черты должны вызвать в них желание прийти ко Христу и сблизиться друг с другом посредством Его крови?
Айвен Джошуа Радж, Лонг-Айленд, Нью-Йорк
Доказательство
Деян. 13:47–49
После смерти Иисуса как исполнение вести была основана новая церковь надежды. Перед этими ревностными верующими, называющими себя христианами и включающими в свои ряды Павла и Варнаву, стояла великая задача. Благая весть об искупительном спасении не должна была оставаться известной только иудеям. Ее нужно было распространить по всему миру (см. Деян. 13:2).
Этот труд совершался не без гонений со стороны иудеев (см. Деян. 13:41; 14:2). Однако даже несмотря на эти препятствия, воздвигаемые охваченными духовным высокомерием иудеями, интерес язычников к Евангелию не иссякал (см. Деян. 13:42). Более того, твердая вера основателей первой церкви привела к уверенному распространению евангельской вести. В результате их беспрецедентное задание было выполнено (см. Деян. 13:47–49). Жизнь этих посвященных людей стала свидетельством того, что истина всегда одерживает победу над гонениями.
Прошло несколько веков, и теперь нам предстоит выполнить ту же самую крайне важную задачу. Мф. 24:14 так описывает порученное нам: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Но как понятно из рассказа о церкви в Антиохии, на нашу долю тоже выпадет множество испытаний, с помощью которых враг попытается помешать нам дальше выполнять миссию. Это только начало тех гонений, с которыми мы столкнемся. В Библии сказано, что нам предстоит пережить еще более серьезные притеснения в последние дни всемирной истории (см. Мф. 24:9; Лк. 21:12). Однако истина всегда будет побеждать.
По-прежнему ли способна и сегодня изменить мир та весть Евангелия, что была проповедана в самом начале? Происходят ли положительные перемены в жизни людей, с которыми мы общаемся, благодаря нашему влиянию на них силой Христа? Относимся ли мы так же серьезно к выполняемой нами задаче, стремясь завершить ее, как это делали апостолы, когда начинали свой труд? Бог силен использовать нашу с вами жизнь, чтобы изменить этот мир, и Он сделает это. Шаг за шагом. Постепенно.
Нам может казаться, что ничего не меняется, что препятствия, воздвигаемые сатаной, слишком трудно разрушить. Но мы должны помнить, что Христос уже победил мир. Нам нужно просто идти за Ним. Давайте же выполним возложенную на нас миссию и приведем к Богу как можно больше членов семьи, друзей и просто незнакомых нам людей.
Дискуссия
1. Как нам обрести веру, которая сможет пережить гонения?
2. Как нам с помощью Евангелия радикально изменить мир вокруг себя?
Логан Гарднер, Гровспринг, Миссури, США
Практика
Деян. 14:22
Церковь в Антиохии отправила Варнаву и Павла благовествовать язычникам, проживающим на северной территории Средиземноморского побережья. Это первое миссионерское путешествие оказалось крайне успешным: было образовано несколько общин, к которым присоединилось множество уверовавших, в каждой общине были назначены пресвитеры. Кроме того в посещенных ими городах Павел и Варнава смогли оказать духовную поддержку всем верующим. Однако хотя Бог и открыл дверь веры язычникам, апостолам пришлось претерпеть и гонения. Против них были настроены иудеи и Елима волхв, их преследовали набожные и почтенные женщины, была попытка побить апостолов камнями, им поклонялись как богам, и, наконец, Павла все же побили камнями.
И после всех этих трудностей Павел сказал: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Христиане будут сталкиваться с самыми разными проблемами — от незначительных трудностей, когда их будут обзывать, до серьезных гонений, которые приводят к телесным повреждениям и даже смерти. Но что о скорбях говорят Павел и Новый Завет?
Во-первых, скорби и страдания будут обязательно! Мы столкнемся с ними так или иначе (см. 2 Тим. 3:12; Ин. 15:18–20; 16:33). Однако Бог будет нас спасать, утешать и решать все проблемы так, как Он это видит (см. 2 Тим. 3:11; 2 Кор. 1:4; Рим. 8:28).
Во-вторых, скорби и страдания способствуют приобретению характера, необходимого для того, чтобы войти в Царство Небесное. Легкая жизнь в роскоши не помогает нам закалить характер. Это происходит только в борьбе с трудностями и невзгодами. Бог просит нас радоваться в скорбях (см. 1 Петр. 1:6; 4:13; Кол. 1:24; 2 Кор. 7:4; 12:10), потому что именно благодаря им формируются необходимые нам качества характера, например, терпение, надежда, честность и стойкость (см. Рим. 5:3–5; Иак. 1:2, 3).
Наконец, мы должны упорно продолжать трудиться, невзирая на страдания и скорби. В своем первом миссионерском путешествии Варнава и Павел ни на миг не переставали благовествовать. Вот как они отреагировали на постигшие их скорби — обличили Елиму, использовали эту ситуацию как возможность проповедовать язычникам и отправились дальше. И все это время апостолы продолжали укреплять в вере и наставлять учеников. Перед нами стоит та же самая цель — «войти в Царство Божье», и мы должны продолжать благовествовать, невзирая на скорби и страдания, чтобы однажды оказаться достойными Божьего Царства (см. 1 Фес. 2:5). Джордж Оффор сказал: «В этом мире мы должны пройти через скорби и страдания, но на небе нас ждут белые одежды, пальмовые ветви и корона победителя».
Дискуссия
1. Действительно ли я могу радоваться в скорбях? Почему да или почему нет?
2. Какие отсутствующие у меня черты характера я могу приобрести благодаря гонениям?
3. Готов ли я молиться о преследовании и гонениях? Если нет, то что мне мешает это сделать?
Овид Матус Санчес, Брайан, Техас, США
Мнение
Деян. 14:1–7
Как человеку понять, в чем заключается воля Божья? Многие христиане полагают, что в миссионерской деятельности, а также в других сферах жизни, «если есть воля Божья, чтобы я что-то сделал, все пройдет гладко, без трудностей и сопротивления с чей-либо стороны». Однако эта идея противоречит и Слову Божьему, и личному опыту христиан всего мира, которые пережили гонения.
Лука пытается подчеркнуть тот факт, что Павел и Варнава продолжали проповедовать в Иконии, несмотря на то, что столкнулись там с определенными трудностями и испытаниями. Апостолы приняли осознанное решение остаться и трудиться, несмотря на невзгоды. Мы видим, как после злонамеренной попытки иудеев не допустить распространения Благой вести (см. Деян. 14:2) ученики все больше времени посвящают евангельской деятельности (см. Деян. 14:3). По словам Дэнниса Гартнера, связь между этими двумя стихами показывает, что «апостолы провели там достаточно времени, несмотря на преследование со стороны иудеев». Противодействие, с которым они столкнулись, не смогло удержать их от выполнения порученной им как христианам миссии.
Если все так, как говорится, каким образом человеку (в сфере миссионерского служения или в других жизненных ситуациях) определить, находятся ли его решения в согласии с волей Божьей? Следующий текст может просветить нас в этом вопросе. В нем говорится, что «Павел и Варнава провели здесь довольно времени, смело проповедуя для Господа» (см. Деян. 14:3, пер. с англ. NIV). Используемый в стихе предлог epi лучше всего перевести как «из-за Господа» или «полагаясь на Господа».
Совершая миссионерское служение, апостолы все мысли и усилия сосредоточили на Иисусе. Вся их миссионерская деятельность была для Господа, и решения они принимали, полагаясь на Его мудрость. Они оценивали волю Божью, ориентируясь не на внешнее, физическое противодействие, а на внутреннюю, личную связь с Иисусом. Это показывает нам, что, даже удалившись позже в Листру и Дервию, чтобы избежать расправы в Иконии, апостолы поступили так не из-за собственного решения избежать преследований, а сменили место служения, получив Божественное откровение. Столкнувшись с сопротивлением, мы поступим правильно, последовав их примеру.
Дискуссия
1. Как вы думаете, почему Бог использовал хранившиеся у первосвященника урим и туммим для того, чтобы сообщить древнему Израилю Свою волю? Почему в Ветхом и Новом заветах не так много упоминаний об использовании этих предметов?
2. Как, благовествуя, нам сохранить баланс между смелостью и безрассудством? Как нам определить, когда лучше постараться избежать гонений, а когда смириться с ситуацией?
Крисел Лео Гарилва, Валенсия, Букиднон, Филиппины
Образец для подражания
Исследование
Ин. 13:15–17
Заключение
Община в Антиохии является для нас, стремящихся позволить Богу завершить работу, примером того, как церковь начинает свою миссионерскую деятельность. Апостолы продолжили служение Христа на земле, во всем подражая Ему. Так же следовал примеру Христа и Павел в своих миссионерских путешествиях. Все они были водимы Богом, были тесно связаны с Ним посредством Духа Святого, обретали силу проповедовать, учить и служить истине, полностью подчинив себя Господу. Верно следуя примеру Христа в своих отношениях и общении с Богом, мы увидим в своей жизни те же самые результаты.
Задания
Уделите время изучению параллелей между примером служения, представленным в этом уроке, и служением Христа, пророков и деятелей эпохи Реформации. Сосредоточьте свое внимание на вести, работе Духа и систематическом образе действий и Христа, и апостолов (см. Мф. 4; Лк. 9, 10).
После молитвенного размышления о примере и методах служения Христа и апостолов спросите себя, как все это можно пережить и в вашей жизни (см. Деян. 1:8; Ин. 15).
Оцените поле деятельности, предстоящей вам в семье, среди соседей, на работе или в сфере образования. С молитвой размышляйте о том, какие элементы и методы благовестия вы можете начать систематически применять, чтобы откликнуться на обращенный к вам призыв Божий привести к Нему окружающих вас людей (см. Лк. 10; 12:8–12; 1 Ин. 3:18).
Начните молиться и встречаться с друзьями, мыслящими так же, как вы, просите помочь вам постичь волю Божью и Его цели относительно вас и отправляйтесь воплощать в своей жизни Его миссионерские цели (см. Евр. 10:23–25).
Для изучения
Мф. 4, 28; Деян. Откр. 14.
Э. Уайт. Деяния апостолов, гл. 1–5; Желание веков, гл. 73, 85; Великая борьба, гл. 36–39.
Мэтт Метзела, Рид-Сити, Мичиган, США