«Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34, 35).
Вступление
Лк. 5:19; Деян. 11:17
Представьте, что вы наблюдаете за группой рыбаков, сидящих днем на берегу реки. Вдруг рыбаки замечают в воде человека, который борется с течением и пытается плыть, судорожно хватая ртом воздух. Они стараются совместными усилиями вытащить его на берег, но с ужасом замечают, что в воде находится очень много людей, которых тоже нужно спасти. Кого-то удается вытащить, кто-то погибает. В конце концов один из рыбаков принимает решение пойти вверх по течению, чтобы узнать, почему люди падают в воду. Добравшись до верховья реки, он видит, что приходящие полюбоваться открывающимся отсюда видом падают в воду, потому что нет никаких ограждений. Тогда рыбак решает, что лучше всего будет поставить забор, который не даст людям упасть. Эта притча на тему заботы о здоровье окружающих, которую я часто слышала в школе, подчеркивает влияние профилактических мер на здоровье и благополучие людей.
Рыбаки из этой притчи напоминают мне апостолов, которые откликнулись на призыв Святого Духа. Могу представить, что «воды», в которые вошли ученики, отправившись благовествовать миру, далеко не всегда были спокойными. Жесткость Ирода по отношению к церкви была очевидной: «И убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра» (Деян. 12:2, 3). Несмотря на боль и потери, они продолжали идти вперед, ведомые Святым Духом.
Рыбак из притчи, который поднялся вверх по течению, напоминает мне людей, которые приложили все силы, чтобы доставить парализованного человека к Иисусу. «И, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса» (Лк. 5:19). Я представляю себе, как эти люди, подобно рыбаку, поднявшемуся к верховью реки, размышляли о том, как им принести своего парализованного друга к Иисусу. И, подобно тому рыбаку из притчи, они тоже пришли к определенному решению.
Чему нас могут научить эта притча и пример служения учеников? Возможно, вы представляете себя рыбаком, поднявшимся вверх по течению, или друзьями, чья великая вера помогла им забраться на крышу. А может, вы чувствуете себя человеком в реке, которого надо спасти, или парализованным, нуждающимся в исцелении. Какими бы ни были различия между нами, какой бы ни была наша жизненная ситуация, Святой Дух не прекращает Своей работы, исцеляя нас и благословляя дарами и опытами, которыми мы можем делиться с другими. Как сказал Петр: «Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» (Деян. 11:17).
Мишель Гордон, Филадельфия, Пенсильвания, США
Доказательство
Деян. 10:9–16
Книга Деяния святых Апостолов показывает нам силу Благой вести, способную изменить жизнь. Мы славим Бога за то, что было преодолено этническое и культурное разделение в раннехристианской церкви. Язычники, в жилах которых не текла кровь израильского народа, были ограничены в своем поклонении Богу и в отношениях с иудеями, потому что считались духовно нечистыми. Для религиозного иудея контакт с ними означал, что перед тем, как предстать перед Господом, необходимо пройти обряд очищения. Язычники могли принимать участие в богослужении, проводимом в Иерусалимском храме, но находились они во внешней части храмового двора, отгороженного специально построенной «стеной разделения» около 1–1,5 метра высотой (см. Еф. 2:14), называемой по-еврейски soreg. Надписи на еврейском, греческом и латинском языках предупреждали любого неиудея, что наказанием за нарушение границ огороженной территории будет смерть.
Откровение, потребовавшееся Павлу, чтобы понять, какое место в Божьем плане отводится язычникам (см. Еф. 3:1–7), необходимо было и Петру (см. Деян. 10). Сначала он отказался идти к Корнилию, римскому сотнику, которому Бог повелел обратиться к Петру. Петра учили, что «Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником» (Деян. 10:28), это нарушение закона. Но вмешательство Бога убедило его изменить свои взгляды. Изучив символы, использованные в видении — животных, полотно и его четыре угла, — мы увидим, что Бог покрывает одеждой Своей праведности все народы, племена и языки, а не только иудеев; или что «бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою», как сказал Павел в Еф. 2:13. Петру было велено встать, заколоть и есть или идти и завоевывать сердца людей вестью Евангелия (см. Ис. 61:10; Иер. 49:36; Дан. 7:5, 23).
Благодаря тому, что Петр верой принял это видение, открылись новые возможности, и Иисус посредством Духа Святого вошел в сердца Корнилия и всех его домочадцев. Затем апостол провел параллель между этим опытом и взглядами верующих из числа иудеев в Иерусалиме и показал последним, что «и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11:18).
Дискуссия
1. Как бы вы ответили тому, кто верит, что могут спастись только люди, относящиеся к определенной культуре или национальности?
2. Что мы открываем другим людям о Боге, если изолируем себя от них в попытке сохранить свою чистоту?
3. Как смерть Иисуса на кресте сделала всех людей равными друг другу?
Эндрю Кэрролл, Аллентаун, Пенсильвания, США
Слово
Лк. 5:17–26; Деян. 10:9–16, 34–35; Гал. 3:28
Значение служения Иисуса (см. Лк. 1:1–4; Деян. 10:34, 35)
Евангелие от Луки было написано Лукой — врачом, который подтверждает свою принадлежность к этой профессии манерой описания жизни Иисуса. События изложены в логической последовательности, хотя и не всегда в хронологическом порядке. Представленное Лукой описание жизни Иисуса тщательно проработано и имеет стратегическое значение. С самого начала автор сообщает читателю, что пишет для того, чтобы тот «узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:4).
Главная весть Евангелия от Луки перекликается с сутью служения Иисуса. Во-первых, Лука пишет Феофилу, имя которого с греческого языка переводится как «друг Бога». Это намек на то, что этот человек, вероятнее всего, является христианином, обращенным из язычников. Благая весть Иисуса обращена ко всем. Между своими и чужими больше нет разделяющей стены. Хорошо известное общение Иисуса с «грешниками» открывает нам, что суть вести, с которой пришел Христос, — это истина о благодати.
Фарисеи и учителя закона подчеркивали различия между людьми. Евангелие же стирает их, показывая нам, что Иисус пришел сделать всех своими. Быть другом Божьим означает общаться с Иисусом, а общение с Иисусом уничтожает социальную и религиозную иерархию. Христос дает новое определение «своим» и «чужим». Для фарисеев и законников своими были те, кто относился к народу израильскому, имел авторитет в обществе и по какой-либо причине получал их одобрение. Однако для Иисуса своими являются по большей части те, на кого общество не обращает внимания или притесняет. Свои — это те, кто осознал свою нужду в Иисусе и начал исполнять Его волю. «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34, 35). Чужими для Иисуса являются гордецы и лицемеры; те, кто приступает к Богу с уверенностью, что процесс их освящения завершился еще до того, как Иисус произнес: «Совершилось».
Практическая ценность служения Иисуса (см. Лк. 5:17–26)
Описывая исцеление расслабленного, Лука отмечает основной признак принадлежности к своим — веру. Слова Иисуса о том, что грехи парализованного прощены, оказываются откровением, — Он хвалит веру друзей этого человека, а не его самого. Что такого достойного похвалы совершили его друзья? Они были решительно настроены добраться до Иисуса несмотря на все препятствия.
Первым препятствием стала толпа. До сих пор в Евангелии от Луки толпа народа либо отвергала Иисуса, либо становилась объектом Его сострадания. Люди изумлены тем, что способен сделать Иисус. Его чудеса и наставления — ничто по сравнению с личностью Самого Иисуса. И быть рядом с Иисусом не означает быть вместе с Иисусом. Толпу поразили речи и исцеляющая сила Христа, но люди никак не отреагировали на призыв к ученичеству. Те же четверо друзей, наоборот, вели себя в соответствии со своей верой в Иисуса. А вера устраняет все, что стоит на ее пути к Христу.
Далее Лука сразу же сопоставляет веру этих людей с цинизмом книжников и фарисеев. Таким образом он подчеркивает суть вести, которую хотел передать Иисус. Главное для Христа — сердце, намерения, скрывающиеся за всеми нашими поступками. Сердца друзей показали их бесконечную веру в Иисуса, которая не зависела от того, что другие могли о них подумать. Сердца фарисеев и книжников продемонстрировали, что они совершенно неверно восприняли служение Иисуса, а их уверенность в собственной праведности просто слепила глаза.
Иисус есть Бог. Источник Его власти заключается в Его личности. Греческое слово «власть» — exousia, что означает право действовать, особенно моральное право действовать и влиять. То же самое слово Иисус использует для описания власти в Своих проповедях, а также в повелении нечистому духу выйти из человека (см. Лк. 4:31–37). Лука открывает для нас две важные истины. Во-первых, Иисус есть Бог. Во-вторых, поскольку Иисус — Бог, Он разбирается не только с нашими физическими недомоганиями, но и с духовным недугом. Христа не волнует наше общественное положение. Для Него важно, что мы нуждаемся в Его благодати. Каждый, кто признает эту нужду и проявляет впоследствии твердую веру, становится другом Бога.
Результаты служения Иисуса (см. Деян. 10:9–16; Тит. 2:11; Гал. 3:28)
Благодаря служению Иисуса спасение стало доступным для всех (см. Тит. 2:11). Даже ученику Иисуса Петру напомнили об этой истине, когда ему было видение в Деян. 10. Бог показал ему, что спасение простирается далеко за пределы границ, которые мы с вами можем установить. У еврейских мужчин существовала традиционная молитва: «Господи, благодарю Тебя, что я не язычник, не раб и не женщина». Все перечисленные являлись чужими. Однако после смерти и воскресения Иисуса «нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).
Даже проведя рядом с Иисусом три с половиной года, Петр все еще придерживался некоторых своих предрассудков, полностью противоречивших учению Христа. Тем не менее благодать Божья должна была указать ему путь. Бог показал Петру, что в Царстве Божьем значение имеет только вера во Христа.
Дискуссия
1. Что порой мешает вам передавать Благую весть и свидетельствовать тем, кто не похож на вас?
2. Какой бич современного общества воздвигает барьеры между людьми и мешает распространению вести Евангелия? Как нам с этим справиться?
Манушка Грасия-Дегаже, Форт-Лодердейл, Флорида, США
Свидетельство
Деян. 12:11
Мы, христиане, сталкиваемся с разными испытаниями, которые проверяют, насколько крепко наша вера укоренена в Иисусе. Искушения и бедствия обрушиваются на нас, чтобы был явлен наш истинный характер, в зависимости от того, как мы поступаем в этих ситуациях. Живя в то время, когда все управляется средствами массовой информации, мы иногда чувствуем необходимость соответствовать ожиданиям этого мира, пытаясь оставаться конкурентоспособными и подстраиваться под земные стандарты, вместо того чтобы держаться за Божественные обетования нашего Отца. Когда мы твердо уповаем на Бога, Он открывает нам Себя и может обратить наше испытание в Божественное свидетельство. «Бог проверяет и испытывает нас в разных жизненных ситуациях и кажущихся случайностях. Незначительные, казалось бы, происшествия открывают целые главы нашего сердца».
Мы доказываем свою любовь той уверенностью, с которой встречаем различные испытания и искушения и приносим величайший плод — свидетельство, получаемое нами благодаря приобретенному опыту. Страдания и испытания, с которыми пришлось столкнуться ученикам, ясно это показывают. «Земное служение Иисуса приближалось к концу; понимая, что Он оставляет учеников продолжать начатое дело, Христос стремился ободрить их и подготовить к грядущему. Он не сулил им безоблачного счастья, ибо читал будущие события, как открытую книгу. Он знал, что вскоре разлучится с ними и оставит их, как овец среди волков. Он знал, что они будут терпеть гонения, что их будут изгонять из синагог и бросать в темницы. Он знал, что, свидетельствуя о Нем как о Мессии, некоторые из них поплатятся жизнью. И Он предупредил их об этом, ясно и определенно указав, что в грядущих испытаниях они вспомнят Его слова и укрепятся в вере в Него как Искупителя».
Господь был уверен в учениках. Точно так же Он уверен и в нас. Нам с вами тоже придется столкнуться с испытаниями, и наши сердца так же будут испытаны, чтобы проверить, насколько твердо мы стоим в Его Слове. Бог хочет, чтобы мы полагались на Него. Когда в нашу жизнь стучится беда, мы, подобно Петру, можем быть уверены, что Он спасет нас (см. Деян. 12:11). Бог надеется, что мы не потеряем надежду, но будем готовы вернуться в строй, потому что Он останется стоять рядом с нами, чтобы поддержать в нужный момент, и Его любви достаточно, чтобы помочь нам и спасти нас.
Дискуссия
1. Если, потерпев поражение, мы должны быть храбрыми, чтобы приобрести опыт, о котором впоследствии можно было бы свидетельствовать, как нам вести себя в обществе, где людям так не хватает терпения и где все так сосредоточены на сегодняшнем дне?
2. Чему нас учит пример апостолов в том, что касается свидетельства и терпения, когда мы доверяем Богу и позволяем Ему сражаться за нас?
Лав Маломени Асанте, Вудбридж, Вирджиния, США
Практика
Деян. 10:34, 35
Раннехристианская церковь росла, как на дрожжах. 120 верующих (см. Деян. 1:15) превратились в пять тысяч (см. Деян. 4:4) за очень короткое время. Это происходило благодаря работе Духа Святого и посвященности Петра и Иоанна. До этого момента служение Петра было сосредоточено, главным образом, на нуждах еврейского населения (поэтому Павел посвятил себя благовествованию язычникам). Но Христос повелел ученикам распространить Его весть до самых краев земли (см. Мк. 16:15; Деян. 1:8). Для того, чтобы выполнить это поручение, Петру нужно было отправиться к язычникам. Такого призыва он не ожидал.
И теперь мы понимаем, почему Петр, названный Иисусом камнем, на котором Он создаст церковь (см. Мф. 16:18, 19), был избран Христом возглавить это служение. В жизни Петра уже были опыты общения с Христом, призванные смирить и направить апостола на верный путь. Эти опыты являлись доказательством того, что Петр поддерживает требуемую связь с Богом и что его доверие и готовое откликнуться на зов сердце позволяют Господу использовать его для таких великих дел. Но это не означает, что для Петра было все понятно и легко. Несомненно, в нашей жизни бывает время, когда Бог призывает нас или предусматривает для нас какой-то план, который мы силимся понять или исполнить. Давайте рассмотрим, что происходило с Петром в Деян. 8–10, ведь это позволило ему прийти наконец к правильному пониманию и начать поступать так, как от него и ожидал Бог.
Петр был неразрывно связан со Святым Духом, благодаря чему Бог мог руководить всеми его действиями. Вспомнить о молитве, ответить на призыв о помощи, послушно следовать указанным путем (см. Деян. 10:19), получить видение или открыть истину критикующим и сомневающимся (см. Деян. 10:34–48), — во всем этом Петру, несомненно, помогал Святой Дух.
Петр горячо молился. Апостол молился за новых верующих, молился о помощи Духа Святого, молился о больных (Енея, Тавифу и других), молился в минуты сомнений и неопределенности. И за каждой молитвой вскоре следовала победа. Какое вдохновенное напоминание о силе молитвы!
Петр был смиренным и покорным. Когда его звали помочь, он откликался. Когда Бог что-то поручал ему, он послушно выполнял. Сталкиваясь с критиками и скептиками, он просто сохранял терпение и говорил истину, позволяя Святому Духу совершать Свою работу в слушающих.
Благодаря тесной связи Петра со Святым Духом, его смирению и покорности Богу, его готовности смело встретить проблемы многие были крещены и присоединились к церкви Божьей, которая к настоящему времени обрела последователей по всему миру. «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» (Рим. 10:12).
Дискуссия
1. Приведите пример проблемы, схожей с противостоянием иудеев и язычников, характерной для нашего времени.
2. Как вы думаете, что бы сказал или сделал Петр, увидев современные преграды, с которыми сталкиваются христиане, пытаясь донести Благую весть до самых разных народов и уголков земли?
Марисса Смэйл, Клифтон-Хайтс, Пенсильвания, США
Мнение
Деян. 10:9–16, 28
Вас пригласили на вечеринку. Придя туда, вы видите, что никого из ваших друзей там нет. Более того, из знакомых тоже никого нет. Вы пытаетесь поговорить с другими гостями, но они ведут себя так, будто вы никто. Их не заботит знакомство с вами, и их не волнует, кто вы. Вы пытаетесь поговорить с хозяевами, но они отмахиваются от вас, говоря, что им нужно уделить внимание всем гостям, поэтому они не могут тратить время на ваши пустяки. Приходилось ли вам когда-либо чувствовать себя чужим? Не слишком приятное ощущение.
Для иудеев «чужими» были язычники, а язычником они считали любого человека, который не являлся иудеем. Связь между двумя группами была непрочной, так как евреи относились к язычникам с предубеждением. Для иудеев они были «нечистыми», и считалось, что Евангелие Иисуса к ним не относится. Подобное отношение уходит корнями в многолетнюю историю разобщенности и отчуждения (см. Втор. 18:9; Лк. 10:29–37; Ин. 4:9; Гал. 2:15; Еф. 2:11, 12).
Однако видение Петра подвергло сомнению обоснованность этой предвзятости и предрассудков. На первый взгляд данный отрывок можно счесть указанием на ограничение в питании, однако видение Петра все же является метафорой, где Бог использует визуальные символы, чтобы подготовить Петра к обращению в христианскую веру Корнилия (см. Деян. 10:1–8, 17–24). Какое влияние предрассудки Петра оказали бы на его служение, если бы Бог не показал апостолу, насколько он не прав?
Нам, верующим, важно чаще размышлять о своем отношении к людям. Мы легко можем перенять от других так называемый «негативИЗМ», например расизм, сексизм и классизм. Как часто мы позволяем своим собственным предубеждениям вмешиваться в наше служение тем, кто не знает Иисуса Христа? Кроме того, насколько сильно эти предубеждения влияют на нашу способность общаться с другими верующими? Как часто мы говорим и поступаем так, что окружающие нас люди, которые рассказывают о проблемах в своей жизни, замолкают? Сколько людей не приняло весть Евангелия из-за наших предубеждений по отношению к ним?
Нам нужно увидеть, какие предрассудки управляют нами и как они влияют на распространение евангельской вести. Мы должны постоянно работать над тем, чтобы избавиться от своих предубеждений и стараться перенять характер нашего Спасителя.
Дискуссия
1. Как христиане мы должны стремиться быть представителями Христа. Как наши предрассудки — расовые, гендерные или классовые — могут влиять на обращение других людей ко Христу?
2. Нам важно постоянно избавляться от своих предубеждений. Тест подсознательных ассоциаций (IAT) поможет нам определить те предрассудки, которые нам самим трудно различить. Этот тест можно пройти по ссылке https://implicit.harvard.edu/implicit/selectatest.html. Что вы узнали о себе? Как эта информация может повлиять на ваше личное служение?
Крисси Уинт, Дойлстаун, Пенсильвания, США
Исследование
Гал. 3:26–28
Заключение
Во время зарождения раннехристианской церкви Евангелие Иисуса Христа распространялось среди иудеев и язычников подобно лесному пожару. В результате многих учеников и новообращенных христиан в период правления царя Ирода преследовали и предавали смерти. Кроме того, необходимость проповеди Евангелия язычникам вызвала противоречия внутри самой церкви. Однако Бог через апостола Петра напомнил верующим, что никого нельзя считать нечистым или недостойным принятия Благой вести, так как все мы спасены через веру.
Задания
Напишите и поставьте короткую пьесу (приблизительно на 5–10 минут), основной идеей которой будет непредвзятость Бога в том, что касается спасения человечества.
Посмотрите в словаре определение слова «непредвзятый». Составьте список его синонимов. Затем используйте найденные слова, чтобы закончить следующее предложение: «Бог ____________».
Обсудите со своим классом субботней школы следующие вопросы. Если бы Бог был пристрастен в том, что касается вопроса спасения, кто, по вашему мнению, не был бы спасен или кого не стоило бы спасать? Как ваши ответы подтверждают тот факт, что непредвзятость Бога является свидетельством Его безусловной любви к человечеству?
Прослушайте песню “I Feel Like Going On” «Я хочу продолжить идти» в исполнении группы Kuumba Singers Гарвардского колледжа (https://www.youtube.com/watch?v=k9z9qMTTVbM).
Во время ежедневного молитвенного общения с Богом уделите внимание ходатайству за тех, кто сейчас переживает гонения за свою веру.
Нарисуйте, как вы представляете себе гонения, обрушивающиеся на человека из-за его веры.
Для изучения
Еф. 2:11–19; Рим. 2:11; 10:12; Деян. 14.
Э. Уайт. Деяния апостолов, гл. 14 «Искатель истины».
Rupert Shortt, Christianophobia: A Faith Under Attack. London: Rider & Co., 2013.
Сара Горациус, Бостон, Массачусетс, США