«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян. 2:46, 47).
Слишком мало, слишком поздно…
Вступление
Мф. 28:16–20
Приходилось ли вам слышать поговорку «Кто не успел, тот опоздал» (букв. с англ. «На день позже — на доллар меньше». — Прим. пер.)? Я взяла на себя смелость посмотреть в словаре значение этого высказывания: «человек упустил возможность что-либо сделать и к тому же возмутительным образом не был к этой возможности готов». Поскольку день — сравнительно небольшой период времени, а доллар — сравнительно небольшая сумма денег, эта поговорка, главным образом, подразумевает, что человек очень близок к тому, чтобы справиться с ситуацией, но все же прилагает недостаточно усилий, чтобы достигнуть этого. Кроме того, иногда эти слова можно понимать как завуалированное предупреждение о том, что нужно быть должным образом готовым к ожиданиям других и исполнению возлагаемых на нас обязанностей.
Во время Своего служения на земле Иисус выбрал двенадцать человек, позвав их следовать за Собой, чтобы сделать из них ловцов человеков. После Своей смерти Он дал им Великое поручение — идти и научить все народы (см. Мф. 28:16–20). Как христиане-адвентисты мы ценим провозглашенное пророчество и Трехангельскую весть и, совсем как апостолы и первые последователи Иисуса после Пятидесятницы, чувствуем необходимость проповедовать о смерти Христа, Его воскресении и скором пришествии. Не было бесконечных собраний по поводу того, кто куда должен пойти и что говорить. Члены первоапостольской церкви жертвовали своим земным имуществом, чтобы распространять Благую весть и рассказывать о возвращении Иисуса. Они понимали, что все люди должны узнать о любви Иисуса, Его жертве и о том, какую свободу можно обрести, пригласив в свою жизнь Христа.
Ученики провели рядом с Иисусом несколько лет, не понимая истинной цели Его присутствия в мире. Однако после смерти Христа и Его вознесения Святой Дух наполнил их жизнь, и они наконец стали ловцами человеков, невзирая на связанные с этим неприятности, подстерегающие их со всех сторон. Являетесь ли вы настолько посвященным христианином, чтобы, позволив Святому Духу наполнить вашу жизнь, не опоздать открыть истину об Иисусе своей семье, друзьям и коллегам?
Как христиане мы должны подражать Христу и использовать каждую возможность привести тех заблудших, что окружают нас, к Подателю жизни. Его зовут Иисус, и Он жаждет, чтобы вы открыли истину о Нем членам своей церкви и тем, с кем встречаетесь на работе или на улице. В наше время это возможно, только если, подобно первым христианам, мы готовы учить других. И мы надеемся, что именно на этой неделе, именно сегодня вам удастся перенять их опыт и воплотить его в своей жизни в этом мире эпохи постмодернизма. Потому что, если честно, завтра может быть слишком поздно.
Донетт Чамберс, Раунд-Рок, Техас, США
Слово
Деян. 5
Нужны усилия всей деревни
Одна пословица гласит: «Нужны усилия всей деревни, чтобы воспитать одного ребенка», то есть в воспитании помогать должны все. Для роста необходимо участие общины. В Деян. 2 мы видим, что для становления христианина требуются усилия всех верующих.
Святой Дух наполнил верхнюю горницу, присутствующие получили возможность понимать друг друга, слыша свой родной язык, а Петр прочитал яркую проповедь, которая оказалась настолько увлекательной и убедительной, что люди покаялись и крестились. Лука отмечает чувство благоговения, охватившее каждого из-за происходящих событий (см. Деян. 2:43).
Верующие собрались вместе, пребывая «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Именно проповедь Евангелия и присутствие Духа объединяет верующих в общении. Слово, переведенное как «общение», в оригинале отмечено большой значимостью. Общение не ограничивается значениями «контакт» или «близость», оно подразумевает равенство. Каждый приносит, что имеет, и делится со всеми остальными. Каждому доступно все и всегда, и каждый берет только то, что ему нужно. Важность идеи общения в том, что оно идет вразрез с эгоистичными наклонностями пораженного грехом сердца (см. Иер. 17:9). Единство в общении требует напряженных усилий, и только Духу под силу совершить эту работу.
«Деревня», пережившая искушение (см. Деян. 5)
Позже, описывая жизнь раннехристианской церкви, Лука в Деян. 5 рассказывает о трагедии, произошедшей с Ананией и Сапфирой. Непосредственно перед этим автор повествования сообщает нам о том, как Варнава, «у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов» (Деян. 4:37). Затем действиям Варнавы противопоставляются действия Анании и Сапфиры, которые продали свою собственность (совсем как Варнава) и положили вырученную от продажи сумму к ногам апостолов (как это сделал Варнава). Но Анания поплатился за то, что удержал часть денег. Петр порицает его, утверждая, что он солгал не человеку, а Святому Духу. И после этих слов Анания упал замертво. Спустя три часа Петр встречается с Сапфирой, уточняет у нее, за такую ли сумму была продана земля, и женщина отвечает утвердительно. Тогда Петр говорит Сапфире, что она согласилась искусить Духа, и сообщает, что люди, погребавшие ее мужа, вынесут и ее саму (см. Деян. 5:7–10).
Хотя этот случай кажется нам неприятным и невероятным, он подчеркивает необходимость честных взаимоотношений между верующими. Коренное отличие между ситуацией с Варнавой и произошедшим с Ананией и Сапфирой заключается в том, что последние не сдержали своего обещания и солгали Духу. На основании текста можно сделать вывод, что супруги согласились отдать церкви только часть денег от продажи земли, однако представили дело так, будто пожертвовали полную стоимость. Они солгали Святому Духу — Личности (да, Святой Дух — Личность!), Которая принесла единство и согласие молодой церкви. Анания и Сапфира могли распоряжаться своей землей по собственному усмотрению, их никто не заставлял отдавать церкви всю выручку от дохода. Однако они предпочли выдать часть суммы за полную стоимость земли. Обман и бесчестность угрожают разрушить основание церковного братства. Именно ложь сатаны, обман, имевший место на небе, привели к тому, что треть ангелов восстала против Бога. Честность и чистота жизненно необходимы для здоровья, роста и стабильности церкви. Хотя мы можем создавать видимость наличия у нас такого качества, как честность, нам не скрыться от Того, Кто знает, что в нашем сердце (см. Иер. 17:10).
Испытанная «деревня»
Обман Анании и Сапфиры привел к возникновению сложностей не только внутри этой новой группы верующих, но и к внешним проблемам. Как Луке — автору Евангелия — поведать о недостатках верующих в Бога тем, кто находился вне церкви? Он пишет книгу исторического содержания и имеет возможность исключить этот эпизод из повествования. Это болезненный урок и история, которая может стать источником проблем и привести к разногласиям среди верующих или отвратить от церкви тех, кто не является частью этого христианского движения.
У Луки было несколько вариантов, но он решил остаться верным истинному ходу событий. Он показал нам, что может случиться, когда люди собираются вместе, ведомые Духом. Однако он также показал нам, что происходит, когда люди забывают о Духе, преследуя свои собственные интересы. Лука достоверно изображает настоящую, подлинную церковь. Да, церковь учреждается Богом, но в ней будут возникать свои проблемы, потому что, в конце концов, состоит она из испорченных грехом людей.
Испытанная и истинная «деревня»
Истинное братство идет рука об руку с равенством, поддержать которое может лишь честность. Тот же самый Дух, что свел нас вместе в общении, должен взять на Себя контроль над нашей жизнью и призывать нас к исполнению наших обязанностей. Все, включая нашу волю и честность, мы должны подчинить Духу, чтобы не быть помехой в деле Божьем. И честность, и искренность важны во взаимоотношениях как внутри церкви, так и вне ее. Некоторые считают, что в деятельности церкви все недостаточно открыто и понятно. И хотя церковь не обязана отчитываться за каждую свою оплошность, у нее есть потрясающая возможность свидетельствовать миру о том, как Бог по-прежнему может использовать и спасать людей, которые доставляют неприятности и все портят. Искренне и правильно представленные действия и история церкви являют положительный образ Бога, Который способен использовать совершенные нами ошибки, и нет смысла пытаться обелить собственное поведение.
Дискуссия
1. Опишите, каким может быть настоящее, искреннее общение в двадцать первом веке?
2. Почему для общения верующих необходимы искренность и чистота?
3. Как может церковь явить себя миру настоящей, такой, какая она есть?
Марк Энтони Рид, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
Свидетельство
Мф. 5:16
«Христос позаботился о том, чтобы Его церковь была Телом, преображенным, просвещенным светом с небес, обладающим славой Еммануила. Его цель состоит в том, чтобы каждого христианина окружала атмосфера света и мира. Нет предела полезности для того, кто, оставляя свое “я”, дает возможность Святому Духу работать над его сердцем и живет жизнью, всецело посвященной Богу».
«Когда апостолы указали на славу единородного Сына, три тысячи душ были обращены. Эти люди увидели себя грешными и нечистыми, а во Христе узнали своего Друга и Искупителя. Христос был возвеличен и прославлен через силу Святого Духа, почившего на апостолах. Уверовав, люди увидели в Нем Того, Кто вынес все: унижение, страдание и смерть, вынес все это, чтобы они могли не погибнуть, но иметь жизнь вечную. Благодаря Святому Духу перед ними был раскрыт Христос, что привело их к действительному осознанию Его силы и величия, и они с верою восторженно протянули к Нему свои руки, говоря: “Я верую”».
«Так бывает всегда, когда Дух Божий руководит жизнью человека. Люди, чьи сердца наполнены любовью Христа, будут следовать примеру Того, Кто, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетой. Деньги, время, положение и все другие дары, полученные от Бога, ценятся ими постольку, поскольку они содействуют распространению Евангелия. Так было в первой церкви; когда члены современной церкви силой Духа Святого перестанут любить блага мира сего и будут охотно жертвовать во имя того, чтобы их ближние услышали Евангелие, проповедуемые истины окажут могучее влияние на слушателей».
«Верным признаком пребывания Духа Святого в человеке является поток небесной любви, истекающей от него. Божественная полнота будет распространяться через посвященных последователей Христа, проливаясь и к другим людям».
«Христос не дает повеления Своим последователям прилагать усилия, чтобы излучать свет. Он говорит: да светит свет ваш. Если вы обрели благодать Бога, свет уже в вас. Удалите препятствия на пути света, и слава Господа будет открыта. Свет засияет, чтобы рассеять тьму вокруг. Вы просто не сможете не сиять в пределах вашего влияния».
Дискуссия
1. Как нам обрести благодать Бога, чтобы Его свет сиял в нас?
2. Что мы можем сделать на работе и на учебном месте, чтобы исходящий от нас свет был виден остальным?
Йоланда Пью, Таллахасси, Флорида, США
Доказательство
Деян. 2:42–47; 4:1–18; 5:1–11, 29–33, 41, 42
Выражение «взыскать погибшее» часто произносится в церкви — мы проводим молитвенные бдения, организовываем уроки по изучению Библии и распространяем печатную продукцию в надежде выполнить Великое поручение. Охваченные стремлением привести людей в церковь, мы порой далеко не так усердны в отношении их дальнейшей духовной жизни. Неужели люди для нас — всего лишь цифры, и, крестив их, мы не обращаем внимания на возникающие перед ними трудности и переключаем свое внимание на следующего потенциального претендента на крещение? Будучи семьей во Христе, нам следует проявлять внимание к тому, в каком состоянии пребывают наши братья и сестры, беспокоиться об их проблемах.
Тема социальной справедливости зачастую вскрывает существующие сомнения. На фоне серьезных разногласий в социальной сфере легко засомневаться в необходимости нашего участия в этом. Однако отходя в сторону, мы постоянно сталкиваемся с противодействием во всех его проявлениях. И для кого-то это означает конфликт в собственной семье. Многие христиане спорят о том, должны ли мы жить, не вникая в страсти, кипящие на арене социальной справедливости, но, как показывает практика, мы уже с головой погружены в эту борьбу.
Согласно теории взаимозависимости, человек может иметь множество параллельных социальных ролей. Другими словами, мы не только христиане — нас также характеризуют наша раса, пол, социальный класс и способности. Хотя эти социальные образы были систематизированы для создания иерархии власти, сложности все равно возникают, и мы подпадаем под их воздействие.
Миссия Петра и Иоанна заключалась в том, чтобы являть любовь Иисуса этому искалеченному миру. Благодаря общению они создали искренние взаимоотношения с людьми и были готовы даже претерпеть пленение и смерть ради того, чтобы новым братьям и сестрам были доступны исцеление, покаяние и спасение (см. Деян. 4:1–18; 5:33, 41, 42). Верующие откликнулись на Божью любовь действием: «продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:45).
Анания и Сапфира оказались полной противоположностью: они солгали о том, что отдают апостолам всю сумму от продажи своей земли, в действительности утаив часть денег и оставив их для себя (см. Деян. 5:1–11). В этом тексте слово «утаив» — перевод греческого слова «оставлять». Именно так они и поступили, отказавшись от призыва поставить нужды других превыше своих личных желаний. Они отказали Богу в уважении и благоговении, будучи нечестны с Ним и неверны своей семье во Христе. Они отказались являть в своей жизни образ Спасителя.
На небесах Христос увидел нашу нужду, оставил Свою зону комфорта, вступил в наш круг общения, боролся с нашим Угнетателем — сатаной, устраняя направленную против нас несправедливость, добровольно умер за нас, чтобы мы смогли жить, получив в Нем оправдание, и продолжает быть нашим великим Защитником. Пусть же пример Христа научит нас не просто приводить к Нему людей, но и вести их к восстановлению с помощью любви, общения и жертвенности.
Дискуссия
1. Чем вы готовы рискнуть или пожертвовать ради того, чтобы помочь тем, кто окружает вас?
2. Как ваш жизненный и духовный опыт может помочь выстраивать взаимоотношения и являть людям любовь Христа?
3. Что вы можете делать для того, чтобы активно общаться с другими людьми и принимать участие в их духовной жизни?
Моник Мариса Норрис, Киссимми, Флорида
Практика
Деян. 2:42
Франциск Ассизский однажды произнес ставшие знаменитыми слова: «Проповедуйте Евангелие всегда и, когда это абсолютно необходимо, используйте слова». Благодаря этому высказыванию мы понимаем, что о Благой вести не следует кричать, забравшись на колокольню, но идти и активно провозглашать ее на улицах городов и деревень. Однако некоторые обменяли свою готовность «благовествовать мир» на мягкие стулья в молитвенном доме. Великое поручение, записанное в Мф. 28:19, 20, гласит: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам». Иисус велел нам не «сидеть», а «идти». Если бы мертвые могли говорить, я уверен, Франциск прошептал бы: «Больше дела, меньше слов».
Мы много говорим, но можем ли подтвердить свои слова делом? Или, еще лучше, как нам жить так, чтобы воплотить в своей жизни данное нам Великое поручение? Я считаю, что ответ находится в Деян. 2:42: «Неустанно внимали они словам апостолов и твердо держались всего, чему те учили, пребывая в братском общении, в преломлении хлеба и в молитвах» (пер. ИПБ). Многие «неустанно внимающие» христиане отмечают, что в данном тексте говорится об учении. Да, людей следует учить тому, что они не знают, но текст говорит не только об этом. В нем еще присутствует слово «общение». Общение — это не только то, чем мы занимаемся во время трапезы в церкви. Согласно книге Деяния святых Апостолов, общение — это благословение других тем, что имеем мы сами. Мы делимся с людьми благословениями, отдавая им не то лишнее, что у нас осталось, а порой последнее, что у нас есть. Вопрос в том, как научиться общаться друг с другом.
Во-первых, нам необходимо знать о том, в чем нуждаются окружающие нас люди (см. Деян. 2:45). Станьте активным членом общества, постоянно стараясь кому-то помочь. Среди нас всегда есть люди, которые желают облагородить место, в котором живут. Уборка в парке, благотворительная раздача продуктов, покраска стен магазинов, организация обедов для бездомных, обеспечение детей из малоимущих семей канцелярскими товарами перед началом учебного года — возможностей помочь найдется множество, если только мы раскроем глаза и захотим увидеть, в чем нуждаются окружающие нас люди.
Во-вторых, общение — это еще и весело. Поэтому, если у вас есть друзья, которые мало что знают о Боге, найдите время для общения с ними, прежде чем пригласить их на молодежную программу в церковь. Верующие из книги Деяний вместе участвовали «в преломлении хлеба», и в этом заключалось их общение. В наше время общение будет заключаться в катании на коньках, стрельбе из лука, футболе и так далее.
Третье и последнее — у нас есть повеление учить. Неважно, учим ли мы людей сами, приводим ли их на занятия по изучению Библии, приглашаем ли на молодежные встречи. Какую бы форму обучение ни приняло, его оценят, потому что «людей не заботит, насколько велики ваши познания, пока они не узнают, насколько велика ваша забота» (Джон Максвелл).
Дискуссия
1. Чем вы можете помочь району, в котором проживаете?
2. На какое развлекательное мероприятие вы можете пригласить своего друга?
Даниел Мэдден, Гамильтон, Онтарио, Канада
Мнение
Деян. 2:46, 47
Множество проблем и тревог, с которыми мы сталкиваемся сегодня в мире и в церкви, возникают из-за страха перед дефицитом чего-либо. Боязнь быть недостаточно умным, недостаточно уважаемым, недостаточно сильным, недостаточно праведным, недостаточно привлекательным или недостаточно образованным периодически возникает у каждого из нас. Зачастую страх того, что в нашей жизни чего-то не хватает, не только лишает нас здоровья и благополучия на личном уровне, но и приводит к разрушению созданных нами сообществ. Каждый из нас сталкивался с искушением поставить под сомнение собственную ценность и значимость, а также ценность и значимость других. Кроме того, нам всегда хочется избежать такой вещи, как эмпатия. В результате свойственное нам всем желание почувствовать свою принадлежность и ценность, обрести то, в чем мы нуждаемся для выживания, остается неудовлетворенным.
В истории из жизни раннехристианской церкви, записанной в книге Деяния святых Апостолов, мы видим, как Евангелие Христа коренным образом начинает менять древнее греко-римское общество. Мы наблюдаем, как излитие Святого Духа устраняет разделение социальное, а также религиозное, этническое, культурное, лингвистическое, гендерное и классовое. В Деян. 2:44–47 говорится: «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви».
Практически мгновенно благовествование об Иисусе приводит к росту общины, в которой все у всех было общим. Это показывает нам, что правильное понимание того, Кто есть Иисус, должно восполнить то, чего нам не хватает. Благая весть Христа заключается в том, что все мы — дети Божьи, призванные Им и достойные отношений с Ним и друг с другом, отношений, в которых каждый готов чем-то жертвовать ради других. Нам не следует считать себя выше и лучше других, исходя из собственных достижений, культуры, религии или национальности. Провозглашаемое в истине, Евангелие разрушает социальные барьеры и ложное чувство недостаточности чего-либо. Однако эта история предполагает, что дефицит на социальном и материальном уровне, возникающий в нашем христианском сообществе, может быть связан с недостаточной реальностью для нас жизни и вести Иисуса Христа.
Дискуссия
1. Какие мысли, мнения и поступки навсегда закрепляют недостаточную общность (связи, отношения) верующих в церкви?
2. Что мешает вам с сочувствием относиться к самому себе и другим людям?
3. Какие примеры из жизни и учения Христа могут помочь верующим сформировать в церкви более здоровые отношения друг с другом?
Эйлиана К. Дэнис, Чикаго, Иллинойс, США
Исследование
Деян. 2:44, 45; 4:34, 35; 3:12–26; 4:1–18
Заключение
Общение и обучение учеников кажется огромной движущей силой в жизни раннехристианской церкви. Верующие отдавали для дела Христа все, что могли. Спустя более двух тысяч лет цель остается все той же — открыть миру Иисуса. Позволить жителям умирающего, обреченного мира узнать, что их Спаситель жив и жаждет общения с ними и что однажды Он вернется, чтобы назвать их Своими. Как адвентисты мы верим, что нам поручено нести этому поколению особую весть. Как достучаться до людских сердец в мире, где столько всего отвлекает людей от Иисуса?
Задания
Музыка способна преодолевать привычные барьеры в общении. Прослушайте композиции Бобби Мэйсон (Babbie Mason) “I will be the one” и “Each one Reach one”. Слушая музыку, читайте текст и размышляйте о том, как можно воплотить слова этих песен в жизнь в своей общине.
Составьте список людей из своего круга общения, с которыми хотите поделиться вестью об Иисусе, и молитесь о подходящей для этого возможности.
Поищите в интернете информацию о том, какие виды служения проводятся в вашем районе и какой деятельностью занимаются организации, и подумайте, как вам или группе верующих из вашей общины принять в этом участие.
Для изучения
Мф. 28:16–20.
Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 28–33, 57, 64–66.
Studies from the Book of Acts: 6. Characteristics of a Healthy Church: https://bible.org/seriespage/6-characteristics-healthy-church-acts-241-47
Сабрина Вашингтон, Остин, Техас, США