«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:9).
Вступление
Быт. 3:1–6
Как получается, что какие-то взгляды или действия становятся нормой? Этот вопрос не перестает интересовать историков.
Возьмем, к примеру, такое обычное явление в моде девятнадцатого века, как кринолин. В Америке второй половины столетия кринолины стали неотъемлемой частью платья. В 1856 году их предложили в качестве замены более тяжелой, дорогой и сложной в плане очищения от грязи «конструкции» из большого количества нижних юбок, имеющей то же название (кринолин). И женщины ухватились за эту идею, так как она предлагала оригинальный и удобный способ поддерживать идеальную женственную фигуру. Кринолины стали крайне притягательным элементом одежды. С учетом реалий того времени их использование, казалось, было продиктовано здравым смыслом.
Тем не менее в наши дни многие из нас затруднились бы оправдать необходимость вшивания стальных обручей в свою одежду. И я считаю, что, если бы путешествия во времени были возможны, немало женщин, носящих кринолины, были бы шокированы при виде того, как одеваются люди двадцать первого века.
Подобно некоторым известным нам мировоззрениям и традициям человечества, обман скрывается под маской того, что кажется «нормальным», предпочтительным, удобным, разумным, приятным, интересным или даже спасающим жизнь. Ложь никогда не признает себя «ложью» (иначе ее перестали бы так называть).
В Едемском саду сатана скрыл свою сущность, притворившись прекрасным змеем, чтобы убедить Еву съесть плод с дерева познания. Библия представляет его тем, кто «хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3:1). Введенная в заблуждение, Ева взяла плод и ела его. Но при этом обман был представлен как нечто разумное и привлекательное. Еве казалось, что «дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт. 3:6).
Обман и ложь — это то, в чем сатана преуспел. С момента своего изгнания с небес и до последнего времени он старается убедить или уговорить нас принять те взгляды и поведение, что противоречат принципам Царства Божьего.
Ни общество, ни новые тенденции и веяния моды, ни культура или политика не защитят нас от обмана. Наоборот, они порой снижают нашу восприимчивость к греху, представляя его чем-то нормальным и привычным. Только Слово Божье может помочь нам распознать ложь. Библия показывает нам прекрасную, спасительную, основанную на любви Божью систему определения истины, помогающую понять, что является нормальным в Его глазах в противоположность нормам этого мира.
Хотите ли вы сегодня попросить Бога помочь вам всем сердцем стремиться жить по Слову Божьему?
Майкл Ли, Остин, Техас, США
Слово
Евр. 1:1–3; Ин. 1:14; 2 Петр. 1:16–21
Богодухновенное Слово (см. 2 Петр. 1:16–21; 2 Тим. 3:16)
Когда Павел писал свое Второе послание к Тимофею, он отметил, что Писание (ветхозаветные свитки) «богодухновенно» (2 Тим. 3:16). В греческом языке это можно передать термином theopneustos, что представляет собой соединение двух греческих слов theos и pneuma, где theos значит «Бог» или «божество», а pneuma — «дыхание» или «ветер». В Новом Завете синоним этого термина — Святой Дух, фактически, слово дыхание. Как христиане мы соглашаемся с тем, что написанное в Слове представляет собой недвусмысленно переданные мысли Самого Бога, и это оказывает непосредственное влияние на наши личные отношения с Иисусом (см. 1 Фес. 2:13). Если мы верим Слову Божьему и действительно принимаем его как Слово Бога, Иисус получает возможность изменять нашу жизнь.
«И Слово стало плотию» (Ин. 1:1–3, 14, 18; см. также Евр. 1:1–3)
В Евангелии от Иоанна это Слово пребывало с Богом с самого начала, а также было Богом, Который пришел на землю и поселился среди людей, став плотью! (См. Ин. 1:1, 14). Хотя никто никогда не видел Бога (см. Ин. 1:18), Сын Божий Иисус пришел, чтобы показать во всей полноте истинный характер Бога тем, кто готов Его принять. Еще со времен наших духовных предков Бог общался со Своим народом через пророков. Однако когда Его Сын Иисус Христос пришел на эту землю, первоначальный способ общения через пророков изменился на личное общение с Самим Богом, пребывавшим в теле человека! (См. Евр. 1:1–3). Слышать слова Иисуса или быть свидетелем любого Его действия — это как слышать и видеть Бога Отца, потому что в Иисусе явлен Его истинный образ. Сам Иисус свидетельствовал об этом, говоря: что творит Отец, то и Сын творит тоже (см. Ин. 5:17–19).
Принимать Слово (см. Лк. 8:4–8, 11–15; Ин. 1:11, 13; 8:31, 32)
В притче о сеятеле в Лк. 8 этот мир уподоблен простому семени. Семя можно обозначить как зародыш или орган размножения чего-либо. На первой стадии этого процесса — превращения грешного человека в совершенное отражение образа Иисуса Христа — крайне важно принять Его в свое сердце, в свой разум и повседневную жизнь. И сделать это нужно со всяческим старанием. В Ин. 1:11, 13 и Ин. 8:31, 32 мы находим два противоположных описания того, как люди отнеслись к Иисусу.
Питаясь Словом (см. Ин. 6:41–51, 53, 54, 61–63)
В Ин. 6:45 Иисус цитирует слова из Ис. 54:13, где Господь заключает завет с Израилем, говоря, что все будут научены Богом. Слово представляет собой нечто большее, чем просто сочетание букв алфавита, записанное чернилами на листе бумаги. Переданные нам слова есть дух и жизнь! Они — источник света в мире, объятом тьмой. Ничто в этом мире не может сделать жизнь человека более достойной и насыщенной, чем Слово. Это особенно верно в тех ситуациях, когда Слово касается личных аспектов нашей жизни. Важно понимать, о чем именно здесь говорит Иисус. Люди каждый день едят хлеб и пьют воду для поддержания своих сил, иначе человеческий организм ослабнет. Так и в жизни христиан духовное тело будет истощенным и нездоровым без принятия Христа и Его слов, обращенных к нам.
Сила Слова (см. Ин. 14:12–14; 15:5, 7, 8)
Спаситель предупреждает, что без ежедневного питания Словом Христа невозможно чего-либо достичь в духовной жизни. Без Христа мы никогда не сможем одерживать победу над своим исполненным невероятного эгоизма сердцем. Без Него мы не сможем исцелять разбитые сердца других людей, помогая им обрести свободу или даже самим освободиться от рабства греха. Величайшим доказательством того, что Слово в жизни христианина стало плотью, являются происходящие с ним изменения и преобразования (см. Гал. 2:20; 2 Кор. 5:17). Свидетельство того, что Слово пребывает в нас и мы в Нем, — наша новая жизнь. Слово дает нам силы побеждать привычки, годами державшие нас в подчинении, сковывавшие нас, казалось бы, несокрушимыми оковами. Мысли и чувства в отношении вещей духовных полностью меняются, и мы прикипаем сердцем к законам небес. Те страсти, что обычно движут большинством людей, теперь подчиняются силе Святого Духа. И все это совершает Тот, Кто есть Слово, когда мы просим Его творить из нас день за днем нового человека. И Христос будет продолжать в нашей жизни Свой труд, пока мы не исполнимся полнотой Его славы, когда Он придет забрать нас домой.
ДИСКУССИЯ
1. Что конкретно вы можете сделать, чтобы общаться с Христом через Его Слово?
2. Почему нам так важно понимать, что наше отношение к Христу влияет на наше с Ним общение?
3. Что в вашей жизни является доказательством того, что Слово творит из вас нового человека?
Вайсон Ндови, Детройт, Мичиган, США
Свидетельство
1 Тим. 6:12
«Сатана выставляет Божественный закон любви законом своекорыстия. Он утверждает, что невозможно повиноваться заповедям закона. Вину за падение наших прародителей и за все горестные последствия греха он возлагает на Творца, побуждая людей смотреть на Бога как на виновника их греха, страданий и смерти. Иисус должен был разоблачить этот обман. Уподобившись нам, Он был призван показать пример послушания… Он перенес все испытания, которые переносим мы, и не воспользовался ни единым Своим преимуществом, ничем, что было бы недоступно и нам».
«Это время вскоре наступит, и мы должны будем крепко ухватиться за могучую руку Иеговы, ибо все эти великие знамения и чудеса дьявола направлены на то, чтобы прельстить народ Божий и одолеть его. Наши мысли должны быть сосредоточены на Господе. Мы не должны бояться того, чего боятся нечестивые, почитать то, что они почитают, но нам нужно твердо и смело стоять за истину. Если бы наши глаза открылись, мы увидели бы вокруг себя полчища злых ангелов, которые пытаются изобрести все новые и новые способы для того, чтобы досадить нам и погубить нас. Увидели бы мы и ангелов Божьих, ограждающих нас от сатанинской силы, ибо око Господа всегда бодрствует над Израилем ко благу. Он защитит и спасет Своих детей, если они возложат на Него свое упование. Когда враг придет, словно потоп, Дух Господень воздвигнет против него знамя истины».
«Живите жизнью веры каждый день. Не тревожьтесь и не беспокойтесь о времени скорби, и оно не придет в вашу жизнь раньше срока. Не стоит думать: „Боюсь, я не устою в момент великого испытания“. Нужно жить тем, что происходит в вашей жизни сейчас, жить настоящим днем. Завтра нам не принадлежит. Одержать победу над своим „я“ нужно именно сегодня. Сегодня нужно жить жизнью молитвы. Сегодня сражаться добрым подвигом веры. Сегодня верить в то, что Бог благословляет вас. И, побеждая тьму и неверие, вы сможете угодить Господу и стать благословением для окружающих вас людей».
ДИСКУССИЯ
1. Каким образом Иисус опроверг утверждение сатаны о несправедливости Божьих законов? Какое практическое значение это имеет для нас?
2. Как нам следует относиться ко времени скорби, когда сатана будет изо всех сил стараться обмануть нас? Как нам быть к этому готовыми?
Келли Уильямс, Колумбия, Мэриленд, США
Доказательство
2 Фес. 2:9, 10
Фессалоники были крупным торговым городом, через который проходило множество путей, так как город соединял Рим с Востоком. Сюда съезжалось множество народа из разных уголков мира, поэтому церковь в этом городе неизбежно должна была столкнуться с разными религиозными верованиями, большинство которых признавало существование сверхъестественной силы.
Слово чудеса происходит от греческого terasin или teras, что значит «удивительное чудо, совершенное с целью вызвать реакцию у зрителей; необыкновенное событие, оказывающее сверхъестественное воздействие на всех, являющихся его свидетелями». Это слово встречается в Библии три раза. В двух из них оно используется по отношению к Богу. Но во 2 Фес. 2:9 присутствует прилагательное «ложные». Важно отметить, что, как показывает Писание, чудеса не являются прерогативой лишь Бога и Его последователей. Даже в последние дни будут «бесовские духи, творящие знамения» (Откр. 16:14). И сразу возникает вопрос: «Как нам отличить чудеса Божьи от ложных чудес?» Для этого требуется духовная проницательность. Дух истины (Святой Дух) учит нас отличать добро от зла, используя Слово Божье в качестве главного мерила, потому что «если они не говорят (или не совершают чудеса), как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).
В последнее время появятся приспешники сатаны «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9, 10). Павлу важно было передать эту весть церкви, вокруг которой витали самые разные учения и верования, и основанием их являлся совсем не Иисус. Мы с вами так же находимся под постоянным давлением со стороны общества, в котором живем. В Откр. 12:12 сказано: «Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12:12). Сатана прекрасно знает, что его время на земле подходит к концу. Поэтому он не останавливается ни перед чем, пытаясь обмануть и сбить с пути людей, особенно верующих.
Да, мы будем свидетелями необычайных чудес, описание которых шокирует нас и, может, даже отвлекает наше внимание от Бога. О некоторых из них откровенно страшно читать. Но Бог как любящий родитель предостерегает нас не для того, чтобы напугать. Его цель — приготовить нас к тому, что будет. Давайте же не позволим этим «ложным чудесам» поколебать нас и помешать сосредоточиться на том, что действительно требует нашего внимания, — на Иисусе Христе и Его истине. «Итак, обратите свой взор на Него, взгляните в Его глаза и вы обнаружите, что все земное», даже ложные чудеса, «поблекнет в сравнении с Ним». Давайте же обратимся к своей первой любви, первому чуду и источнику всех истинных, удивительных чудес, чтобы исполниться любви и обрести спасение.
ДИСКУССИЯ
1. Что конкретно мы можем сделать, чтобы сосредоточить свое внимание на Иисусе, а не на происходящих вокруг нас ложных чудесах?
2. Какие ложные чудеса мы с вами можем распознать сегодня?
Давина Буручара, Энн-Арбор, Мичиган, США
Практика
Быт. 3:1–7; Откр. 12:3, 7–9
Библия предостерегает нас об опасности быть обманутыми сатаной. Он всегда стремится либо вовлечь людей в неприятности, либо заставить думать, что все прекрасно и не нужно ничего менять. По сути, именно так характеризуется нынешнее состояние лаодикийской церкви.
Ничего нового. Обманом заставив ангелов присоединиться к своему мятежу против власти Бога, сатана, обманув Еву, впервые открыто показал, как работают его методы (см. Быт. 3:13).
Находясь вдали от мужа, Ева прельстилась словами змея. На коварный вопрос скептически настроенного собеседника «Подлинно ли сказал Бог?..» Ева, защищаясь, озвучила свою версию того, что в Быт. 2:16, 17 повелел Бог. Более того, вступив со змеем в разговор, она пришла в восхищение, услышав, что, съев плод, обретет знание и власть. К сожалению, Ева предпочла с сомнением отнестись к Божьему повелению и, таким образом, поверила лжи. В случае с Евой обман затронул вкусовые ощущения, зрение и разум.
Как же нам сегодня предотвращать и избегать лжи сатаны и справляться с ней?
Чтобы распознать заблуждение, необходимо знать истину. Чем лучше мы знаем, как выглядит двадцатидолларовая банкнота, тем легче нам будет определить подделку. Божье Слово, Библия, является самым надежным источником истины (см. Ин. 17:17; Притч. 30:5). Хотя мир может предложить нам множество книг, которые дают знания, только Библия способна изменить нашу жизнь. Достаточно лишь каждый день читать небольшой отрывок из Его Слова. И это все изменит, так что попробуйте.
Чтобы противостоять обману, необходимо иметь связь с источником силы. По правде говоря, когда мы принимаем решение позволить Богу сражаться за нас, эта битва с ложью становится не нашей заботой. Как сказано в Еф. 6:10–17, Бог призывает нас облачиться в Его всеоружие, а сделав это, нам нужно молиться (см. Еф. 6:18). Даже исключительного знания Слова Божьего и «правильных» поступков будет недостаточно без постоянной связи с Богом через молитву.
Чтобы справиться с обманом, необходимо быть готовыми разрешить Богу изменять нас. Мы не можем исправить то, с чем не готовы столкнуться. Ложь сатаны настолько коварна, что первой нашей реакцией обычно бывает отрицание или стремление переложить вину за наше состояние на других (как в случае с Адамом и Евой, когда, согрешив, они начали обвинять друг друга и Бога). Наш Небесный Отец не желает, чтобы все так усложнялось. Когда мы сталкиваемся с искушениями, Он хочет, чтобы с Его помощью мы одержали победу. Какими бы слабыми мы ни были, Его обетование останется неизменным: «Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”» (2 Кор. 12:9).
ДИСКУССИЯ
1. Можете ли вы распознать в своей жизни ложь сатаны и его методы воздействия на вас? Как вам удавалось определить и избегать их?
2. Прочитайте Откр. 12:11. Что означает для вас это обетование в свете победы над обманом сатаны?
Эстер Беттина Нанаси, Сагино, Мичиган, США
Мнение
Мф. 4:1–11; Откр. 12:9
Насколько дьявол искусный обманщик? Давайте рассмотрим лучшую из его попыток.
Дьявол попытался заставить Иисуса доказать Свою личность. Свою первую попытку он начал словами: «Если Ты Сын Божий…» Простым словом «если» дьявол пытался убедить Иисуса проявить Себя. Сила, стоящая за этим «если», неизмерима. Многие из нас свернули на страшный путь именно из-за «если». Если ты действительно мужчина… Если ты действительно меня любишь… Если ты не боишься… Для нас так же естественно стремиться представить себя людям в определенном свете, как солнцу всходить. И — какая ирония! — мы даже пытаемся доказать дьяволу, что вообще-то являемся детьми Божьими. Мы те, кто мы есть, и ничего никому не должны доказывать.
Дьявол попытался заставить Иисуса доказать, что сила Божья с Ним. Второе искушение — это противостояние веры и самонадеянности. Все просто: вера держится за обетование и повинуется; самонадеянность претендует на обетование без послушания. Она представляет собой разновидность «если» и требует подтвердить присутствие силы Божьей, а именно подвергнуть себя опасности, чтобы Бог нас спас. А еще это — романтические отношения с тем, кто не любит Бога, и вера в то, что Бог изменит его или ее. Или мы претендуем на Божье прощение за сексуальные отношения с кем-то и дальнейшее общение с этим человеком, уверенные, что Бог обо всем позаботится.
Дьявол попытался заставить Иисуса выполнить работу Божью без демонстрации характера Божьего. Я называю это тактикой служения Иуды. В третьем искушении дьявол предложил Иисусу то, что Тот надеялся спасти, — все земные царства. Искушение состояло в том, что Иисус мог получить желаемое без боли и страданий, минуя трудности, если бы только поклонился дьяволу. Эти три вида искушения представляют собой самые удачные тактические приемы дьявола. Он искушает нас, когда заявляет, что можно завязать романтические отношения с целью обратить человека к Богу, что можно солгать ради того, чтобы привести людей к Христу. Достигнуть того, что приготовил для нас Бог, не доверяя при этом Его водительству, — все равно что получить высший балл на экзамене благодаря списыванию. Я называю подобное поведение тактикой Иуды, потому что Иуда желал видеть Иисуса в президентском офисе Иерусалима. Однако он хотел достичь этого грязными методами.
Для того чтобы противостать дьяволу, достаточно простой молитвы: «Господь, я видел, как Ты боролся с дьяволом в ___________ прежде, сделай это снова в моей жизни, помоги мне _______». Иисус может победить обманщика, с чем бы ни было связано искушение — с личностью, с самонадеянностью или с тактикой Иуды.
ДИСКУССИЯ
1. Какое из трех искушений дьявол использует против вас чаще всего?
2. Как, по вашему мнению, лучше всего противостоять дьявольской лжи?
3. Выскажите свое мнение о молитве в конце раздела. Как вы думаете, может ли Иисус помочь нам победить любое искушение, посылаемое дьяволом?
Родни Матамбо, Анаско, Пуэрто-Рико
Исследование
Быт. 3:1–7; Пс. 145:4; Мф. 4:1–11; Откр. 12:9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Урок этой недели обращает наше внимание на тот факт, что мы живем в то время, когда сатана будет пытаться обмануть нас более, чем когда-либо прежде, потому что знает, «что немного ему остается времени» (Откр. 12:12). Однако нам также напоминают, что необходимо взирать на Иисуса, Который, будучи здесь, на земле, уже одержал верх над всеми искушениями сатаны. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:15, 16). Поэтому мы надеемся, что тоже сможем победить и что ложь сатаны можно уничтожить верой в Иисуса Христа.
ЗАДАНИЯ
Изобразите на рисунке три следующих эпизода библейской истории: 1) ложь на небе — сатана обманывает ангелов; 2) ложь на земле — сатана обманывает Еву в саду Едемском; 3) победа над ложью — обман сатаны в пустыне не удался благодаря доверию Иисуса Слову Божьему. Эти сцены призваны напоминать нам о том, что Иисус одержал победу и может помочь и нам преодолеть все лживые ухищрения сатаны.
Составьте таблицу для сравнения распространенных мнений о том, что происходит после смерти, с одной стороны, и что об этом говорит Библия — с другой. Сильно ли отличается библейский взгляд от всех остальных или разница незначительна? Какое влияние каждая из позиций по вопросу жизни после смерти оказывает на повседневную жизнь людей? Почему?
Поразмышляйте с другом о том, почему Бог может говорить только правду, тогда как оружием сатаны являются и истина, и ложь, и лесть, и обман?
Спойте гимны о победе веры, о том, что мы должны взирать на Иисуса. Поразмышляйте, какую надежду мы черпаем в словах этих гимнов в минуты испытаний, когда сталкиваемся с ложью последнего времени.
Напишите о других историях из Библии или из собственного жизненного опыта, когда ложь должна была добиться желаемого результата. Чем все закончилось?
Понаблюдайте за насекомыми, способными мимикрировать, притворяясь кем-то или чем-то еще. Затем сравните причины, заставляющие их периодически так поступать, и побуждения сатаны маскировать свои действия.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Ин. 1:7–11; 2 Кор. 11:14, 15; 1 Петр. 2:8–10; Откр. 12:7–12, 17; 20:10.
Э. Уайт. Патриархи и пророки, гл. 1 «Почему был допущен грех»; Великая борьба, гл. 33 «Первое великое обольщение».
Эмили Умана, Сентервилл, Вирджиния, США