«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).
Вступление
Откр. 19:11–15
Шло прослушивание для небольшой школьной оперной постановки. Звучала ария. К моему облегчению, девушка, исполнявшая партию сопрано, знала мелодию и текст наизусть. Одним беспокойством меньше. Однако кое-чего все-таки не хватало — души.
— В этой строчке твоя героиня от решимости оставаться верной своему возлюбленному внезапно переходит к болезненному размышлению о том, будет ли он так же верен ей, — отметил я.
— Знаете, — ответила девушка, — я как-то не обращала внимания на текст.
Когда мы разобрались с изменениями в настроении героини и воплотили все это в арии, что-то начало вырисовываться.
В подростковом возрасте я всегда немного опасался книги Откровение. Всякий раз, когда пастор или член церкви говорили проповедь на темы, освещенные в ней, все служение казалось мне скорее фильмом ужасов, мало напоминающим историю об Агнце Божьем. Даже название книги, по-испански Apocalipsis (апокалипсис), добавляло жути общей атмосфере. Период последнего времени не внушал мне оптимизма. Возможно, даже сейчас по причине своего страха я не слишком расположен к этой книге, не осознавая, что ее главный герой — Иисус.
В самом начале утверждается, что это откровение исходит от «Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 1:1). В той же первой главе мы видим, как «Первый и Последний», «живой», призывает нас не бояться, потому что Он имеет «ключи ада и смерти» (Откр. 1:17, 18). Устрашающее описание бедствий сопровождается упоминанием о печатях и трубных звуках. Далее следует повествование о драконе, зверях, язвах, вести ангелов — чем ближе к концу, тем более устрашающей становится обстановка. Вполне понятно, почему так легко потерять из виду Того, Кто представлен в книге Агнцем.
В девятнадцатой главе центром разворачивающегося действия становится Христос. На фоне продолжающейся темы войны Иисус появляется на белом коне. Он облечен властью. Он одержал победу. Его одеяние обагрено кровью, а позади Него — небесное воинство, облаченное в белые одежды. Имя, начертанное на Его одежде, гласит: «Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19:16).
Мне не под силу превратить ужасные картины, представленные в Откровении, в прекрасные, но в центре их я могу поместить Иисуса. Готовя себя к последнему времени, мы справедливо обращаемся к книге Откровение. Однако нам необходимо смотреть глубже и сосредоточить свой взор на Иисусе. Мелодия и слова обретают новый смысл, когда мы смотрим на них через призму характера определенного персонажа. Точно так же и Откровение, переданное Иисусом Христом, воспринимается нами правильно, только если главным действующим лицом книги для нас остается Иисус.
Энрике Кесада, Линкольн, Небраска, США
Слово
Ин. 1:29; 1 Кор. 2:2; Евр. 9:2–5; Откр. 1:1–8; 3:21; 5:8
Откровение: кульминация (см. Откр. 1:1–3, 7)
Слова, которыми начинается книга, удивительно глубоки: «Откровение Иисуса Христа» (Откр. 1:1, курсив автора). Слово «откровение» — термин образный. Он передает идею о том, что прежде, возможно, было скрыто от глаз, а теперь стало видимым. Из-за того, что наши прародители совершили грех, в самом начале зарождения человеческой расы Богу пришлось лишить человечество прямого физического доступа к общению с Собой (см. Быт. 3:22–24). Таким образом, Бог был скрыт от людей «завесой», и причиной этого стал только грех.
Обращаясь к Моисею, Бог ясно сказал: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). С момента изгнания из Едемского сада мы все время находились за этой завесой, имея возможность увидеть Бога только издали. Говоря словами Павла, «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу» (1 Кор. 13:12). При этом парадокс заключается в том, что Писание со всей очевидностью учит нас, что спасение от греха и окончательное примирение с Богом подразумевает способность определенным образом видеть Его.
Пророк Исаия передает слова Бога: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены» (Ис. 45:22). Как это понять? Что мы не можем видеть Бога, иначе рискуем погибнуть, но в то же время единственный способ спастись — это видеть Его?
Ответ на этот вопрос можно найти в истории человечества и на страницах Священного Писания, и заключается он в том, что Бог постепенно все больше и больше являет Себя нам. Через слова пророков и символизм жертвоприношений Он шаг за шагом открывает истину о Себе. И мы начинаем видеть Его все более четко. Самое же явное откровение Бога представлено в личности Иисуса Христа. В Нем мы в действительности видим Бога, сокрывшего Себя в человеке. Каким же прекрасным изображен Господь в Евангелии! Неудивительно, что Павел говорит: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2).
Раскрытие Богом Своей личности через Иисуса достигает апогея в последней книге Библии — Откровении. Используя открытые знания о Себе и спасении, Бог через апостола Иоанна широко распахивает дверь и срывает завесу, являя Иисуса во всей Его славе. Эта книга представляет собой откровение Иисуса Христа — великолепное крещендо, блестящая кульминация Писания и окончательное завершение истории, начавшейся в книге Бытие. Мы не только можем ясно видеть Бога глазами веры и разума. Все человечество однажды сможет встретиться с Господом лицом к лицу, и никакая завеса уже не будет разделять их. «И узрит Его всякое око» (Откр. 1:7).
Описание Иисуса в книге Откровение (см. Откр. 1:4–8, 18; Откр. 5)
Первое описание Иисуса, с которым мы сталкиваемся в книге Откровение, открывает нам истину о том, что Он действительно вечный, всемогущий Бог. Тот же Самый Бог, от Которого мы отступили в книге Бытие. Однако есть и отличие. Поразительно, нам говорят, что Он был мертв, но уверяют, что сейчас Он жив во веки веков и имеет власть над смертью. Это возвращает нас к главенствующей роли Креста, который является спасительным мостом, протянувшимся от книги Бытие до книги Откровение, мостом между Богом и человеком.
В Евангелии мы ясно видим человеческую сторону природы Иисуса наравне с Божественностью Его личности. В Откровении же нам представляют Его Божественную природу, при этом напоминая и о неизменной человеческой составляющей Его сущности. Иисус — Правитель всей Вселенной.
Продолжая изучать книгу Откровение, следующее описание Иисуса мы встречаем в пятой главе. В ней Христа называют один раз Львом и четыре раза Агнцем. И мы сразу же вспоминаем о том, как Иоанн Креститель указал на Иисуса в самом начале Его служения, воскликнув: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Поистине, жертва Христа за нас с вами является центральной вестью пятой главы и всей книги Откровение. По сути, слово престол используется в этой главе пять раз. В ней открывается истина о природе и основании Божьего престола.
Бог, движимый бесконечной любовью, готов пожертвовать Собой ради созданных Им существ — вот основополагающий принцип Божьего правления. Эта жертва, принесенная на глазах у всей Вселенной, в конце концов приводит к тому, что все разумные существа прославляют Бога и преклоняются перед Ним (см. Флп. 2:8–11). Да, у Господа, так сказать, сила льва, но сердце агнца. Когда мы погружаемся в изучение эсхатологических текстов книги Откровение, понимание того, Кем Бог является в действительности (то есть понимание Его характера и природы Его власти), действительно утешает и обнадеживает. Да, в Откровении говорится о зверях, но ведь именно там мы встречаем и Иисуса.
Иисус, явленный в символах (см. Откр. 11:19)
Текст книги Откровение не только насыщен разными образами, но и полон символов. И ни одно явление или объект не представлены в нем так же четко и ясно, как святилище. В середине книги, в одиннадцатой главе, мы читаем описание ковчега завета, находящегося во Святом святых небесного храма (см. Евр. 8:1, 2, 5; 9:2–5). По сути, на протяжении всего повествования мы встречаем упоминание предметов обстановки первого и второго отделения святилища (см. Откр. 1:20; 8:3; 11:1).
Многие поколения иудеев со времен Моисея и до Христа совершали служение в земной модели скинии, которая была «прообразом» или примером истинного святилища на небесах. Люди пытались разобраться в значении этих символов. Сейчас же благодаря Христу то, что было трудно понять, стало потрясающе очевидным! Теперь небесный храм «открыт», и мы, фактически, видим использование атрибутов святилища в контексте служения Христа.
Самое важное для Христа (см. Откр. 3:21; 22:7, 12, 13, 20)
Последняя книга Библии четко и ясно представляет нам Иисуса. Именно в Откровении мы можем сложить все детали библейской мозаики, чтобы получить прекрасную картину, наиболее полно отражающую Божью любовь, Его характер, суть Его власти и способ решения проблемы греха. Итак, изучая книгу Откровение и понимая, что самое важное для нас в ней — личность Иисуса, мы начинаем видеть нечто поистине великое. Более явно, чем где бы то ни было, мы видим, что самое важное для Христа — это мы! Да, мы! Он говорит, что вернется за нами и сделает это скоро. В Его голосе практически слышны нотки нетерпения и предвкушения этого события. Он готовит награду. Он хочет, чтобы мы сели рядом с Ним на престоле. Потрясающе!
В Евангелии от Иоанна Иисус говорит Своим ученикам: «Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:3). Да, мы с вами для Христа важнее всего, и скоро мы как человечество в целом сможем увидеть «лицо Его» (Откр. 22:4) снова и в первый раз лично — каждый из нас.
ДИСКУССИЯ
1. Исполняется ли ваше сердце надеждой при знакомстве в книге Откровение с образами агнца и святилища? Если да, почему?
2. Иисус одержал победу. Можем ли победить и мы с вами? Каким образом?
Кит Ларой, Эдмонтон, Альберта, Канада
Свидетельство
Откр. 11:19; Евр. 8:1, 2
Постоянно поднимаемая в книге Откровение тема святилища является основополагающим моментом в понимании роли Христа как нашего небесного Первосвященника. Писание дает четкий и ясный ответ на вопрос «что такое святилище?». Во-первых, используемый в Библии термин «святилище» относится к скинии, построенной Моисеем по небесному образцу. Во-вторых, так называют «истинное святилище» на небесах, являющееся прообразом святилища земного. Со смертью Христа служение в земном святилище завершилось. «Истинная скиния» на небе — это святилище нового завета.
Святое и Святое святых небесного святилища представлены двумя такими же отделениями в святилище на земле. Когда апостолу Иоанну было дано видение о храме Божьем на небе, он увидел, что «семь светильников огненных горели перед престолом» (Откр. 4:5). И увидел он, как ангел «стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом» (Откр. 8:3).
Пророку разрешено было заглянуть в первое отделение небесного святилища, и он увидел там «семь светильников огненных» и «золотой жертвенник», представленные золотым светильником и жертвенником курения в святилище земном. И снова «отверзся храм Божий на небе» (Откр. 11:19), и пророк заглянул за завесу, в Святое святых, где увидел «ковчег завета Его», священный символ которого был изготовлен Моисеем для хранения в нем закона Божьего.
Моисей сделал земное святилище, следуя показанной ему модели (см. Исх. 25:8, 9). Павел говорит, что этот образец является образом истинного святилища, находящегося на небесах (см. Евр. 9:24). И апостол Иоанн так же свидетельствует о том, что видел его на небе.
Святилище небесное занимает центральное место в служении Христа, совершаемом ради человечества. То, что делает Иисус, касается каждого человека на земле. По словам Эллен Уайт, «вознесясь на небо, Христос стал нашим Ходатаем». «Так и Христос, великий Первосвященник, Который представляет Свою Кровь пред Отцом, ходатайствуя за грешников, носит в своем сердце имя каждой раскаявшейся, верующей души. Псалмопевец говорит: “Я же беден и нищ, но Господь печется о мне” (Пс. 39:18)».
ДИСКУССИЯ
1. Сравните образ Христа как нашего Первосвященника и Христа как жертвенного Агнца Божьего.
2. Как именно роль Христа во святилище отражена в книге Откровение?
Лорен Шилдс, Тампа, Флорида, США
Практика
Откр. 1:18; 21:6
Это все — о Нем! С первой и до последней страницы Библия раскрывает перед нами личность Иисуса. В книге Откровение мы видим Его прекрасный образ, описание всех Его благих дел в прошлом и настоящем и все доброе, что Он совершит в конце времен.
Важным аспектом жизни христианина является уподобление Христу. На первый взгляд кажется, что быть совершенным, подобно Христу, практически невозможно. Но, исследуя Писания в попытке понять, каким был Иисус, мы видим, что задача вполне выполнима. Вот что нужно делать:
Будьте верными. В Библии мы часто встречаем такое качество Бога, как верность (например, Втор. 7:9; Евр. 10:23). И мы тоже должны быть верны Ему, то есть, будучи созданными по образу и подобию Христа, так же должны показать свою верность — верность заповедям и верность в любви и уважении к Богу.
Живите во Христе! Это означает — пробудитесь! Наслаждайтесь благословениями, которые каждый день посылает нам Христос. Принимайте благодать и милость, которую Бог изливает на нас. Цените драгоценные моменты, даруемые Христом, — солнечный свет, заливающий салон автомобиля, когда вы едете на работу; капли дождя, стучащие по стеклу в вечернее время; даже тишину и покой, наполняющие сердце в минуты внутренней борьбы. Будьте живы во Христе! В Откр. 1:18 нам напоминают о том, что, хотя Христос умер, Он также и восстал из гроба и теперь жив. Потому, как Христос воскрес из мертвых славой Отца, так и мы тоже можем обрести новую жизнь (см. Рим. 6:4). Давайте же будем жить во Христе!
Делитесь с другими тем, что Бог дал вам. Он даровал нам не только жизнь, но и спасение. Бог дал нам Библию, чтобы, читая о Нем, мы узнавали обо всех Его благих делах. Возможность свидетельствовать — также Его дар нам. Мы — «Его творение» и созданы «на добрые дела» (Еф. 2:10). Конечно, не в наших силах дарить людям жизнь вечную, но мы можем сеять семя в сердцах тех, кто нуждается в живой воде и благой вести о том, что есть нечто гораздо более великое и прекрасное, нежели эта жизнь.
ДИСКУССИЯ
1. Почему нам так важно жить во Христе, особенно в последнее время?
2. Что мешает вам полностью посвятить свою жизнь Христу?
3. Что самое трудное в работе, которую совершает сеятель семени?
Изабелла Паредес, Антиок, Калифорния, США
Мнение
Откр. 3:21
В книге Откровение мы встречаем несколько образов Иисуса. Он предстает перед нами как Альфа и Омега, Начало и Конец, Царь на престоле и закланный Агнец, Свидетель верный и так далее. Но зачастую мы упускаем из виду Его роль как Мотиватора. В Откр. 3:14–21 Иисус приводит характеристику теплой лаодикийской церкви, последней из семи церквей, описание которых начинается в Откр. 1:20 и завершается в Откр. 3:22. Он так представляет ее: «Ты ни холоден, ни горяч», «ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:15, 17). Но затем Иисус обращается к Церкви, утверждая, что отказавшимся от этого жалкого состояния и покаявшимся грешникам Он дарует право сесть с Ним на Его престоле (см. Откр. 3:21). Это великая честь!
Но для чего Иисусу нужно так мотивировать нас? Разве одной возможности быть рядом с Ним на небесах недостаточно? Я понимаю, что мне не хватает мотивации хотя бы просто улыбнуться кому-то и пожелать доброго утра. Если я не в силах выполнить даже такую простую задачу, как можно поверить, что я смогу заставить саму себя выйти из своего жалкого состояния? Поэтому Иисус и помогает мне, указывая цель в конце моего христианского пути.
Но в качестве движущего мотива Иисус использует не страх. Он побуждает нас к действию, настраивая на положительную волну и обещая помочь достичь большего. Все отрицательные характеристики в книге Откровение лишь призваны указать на последствия отречения от Иисуса. Однако самое лучшее качество Христа — это Его готовность показать нам обе стороны медали. Он открыто сообщает, каким будет конец нечестивых, а затем побуждает нас присоединиться к Нему, поверив Его обетованиям.
Кто-то может сказать, что жизнь с Иисусом и избавление от нашего жалкого, несчастного, нищего, слепого и нагого состояния уже достаточно мотивирующие факторы. Наша проблема в том, что мы не знаем, кем являемся. Мы говорим сами себе: «Мы богаты, живем в достатке и ни в чем не нуждаемся». Но Иисус сводит нас с пьедестала, показывает нашу убогость и говорит: «Хотя ты и считаешь, что у тебя все хорошо, в действительности это не так. Я могу тебе помочь». И обещает, что мы сможем сесть рядом с Ним на престоле. Это просто прекрасная мотивация.
ДИСКУССИЯ
1. Если бы Иисус не побудил нас к действию Своими обещаниями, многие ли из нас последовали бы за Ним только из любви?
2. Если бы Иисус пообещал нам место рядом с Ним на престоле, но, оказавшись на небе, мы не получили бы такой возможности, стали бы вы и дальше служить Ему?
Ренэй С. Кросс, Толленд, Коннектикут, США
Доказательство
Откр. 3:21
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21). Этот стих часто используют для утешения в тяжелые для человека моменты. И хотя он действительно приносит невероятное утешение, особенно в сложных обстоятельствах, фактически, это — обетование, обещание наследства.
Слово «побеждающий», используемое в данном стихе, происходит от греческого nikaó, что означает «побеждать». Именно в этом тексте оно также переводится как «преодолевать» или «превозмогать», указывая, таким образом, на некую борьбу. До этого стиха nikaó используется в Откровении шесть раз для описания награды побеждающему (nikaó). И каждый раз упоминание о побеждающем следует непосредственно за вестью, предназначенной одной из семи церквей, указывая на необходимость бороться и решить возникшие внутри каждой церкви проблемы.
Награда за победу — жизнь вечная, новое имя, статус или возможность править на небе. После всего этого очевидно, что Бог обеспокоен не столько внешним обликом, сколько тем, к чему привязано наше сердце. Каждая награда напрямую связана с нашим характером. Вечная жизнь даруется при условии осознания своих неудач и принятия благодати Божьей. Наш новый статус во Христе рождается из отношений с Ним. И наконец, наше участие в правлении на небе снова возвращает нас к вопросу о статусе, потому что во Христе мы становимся сынами Бога.
«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:16, 17). Мы — наследники Божьи. Преодолевая грех и побеждая силой Христа, мы получаем право царствовать вместе с Богом и занимать место рядом с Ним на Его престоле.
Это замечательное обетование подразумевает и великую ответственность. Земные принцы и принцессы затрачивают огромные усилия для того, чтобы научиться управлять своей страной и стать самыми лучшими правителями. Они учатся на достижениях и ошибках своих родителей. Однако у нас с вами совершенный Отец. Он является идеальным примером того, каким должен быть царь. Становясь ближе к Богу, мы сможем узнать, как быть похожими на Него и стать истинными наследниками Царства.
ДИСКУССИЯ
1. Как осознание статуса наследника влияет на вашу самооценку?
2. Что вы можете сделать для того, чтобы лучше узнать своего Небесного Отца?
3. Должен ли обретенный вами статус наследника повлиять на вашу жизнь на земле? Если да, каким образом?
Марисса Карлсон, Линкольн, Небраска, США
Исследование
Откр. 1:1–8, 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая пророчества книги Откровение, легко отвлечься на формальности. Откр. 1:1–8 объясняет нам, о чем в действительности эта книга: о таком близком к людям, верном Боге. В Откровении сказано: «Я есмь… живой» (Откр. 1:17, 18) и: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею» (Откр. 1:5). Бог всей Вселенной жив, и Он любит нас. Разве может быть что-то лучше вести о спасении, совершаемом Отцом?! Исследование библейских пророчеств побуждает нас погружаться в глубины истины. Поэтому наш долг как искателей истины — стремиться стать ближе к живому Богу и принять дар вечности, который Он с такой любовью предлагает нам.
ЗАДАНИЯ
Запишите вопросы, которые вы хотели бы задать апостолам или Самому Иисусу. Можно ли, продолжая изучать Писание, найти на них ответ?
Запечатлейте на бумаге один из своих любимых отрывков Священного Писания, например, «Я есмь Альфа и Омега, Начало и Конец», используя любое понравившееся вам изобразительное средство — акварель, шрифтовое оформление и так далее.
Проведите сравнительный анализ ключевых библейских стихов из каждого раздела урока, используя разные варианты перевода Писания. Сравните языковые средства и особые слова, которые были переведены по-другому. Используйте Библию в Синодальном переводе, переводы РБО, ИПБ и др.
Во время прогулки на природе осматривайтесь вокруг и уделяйте внимание незначительным на первый взгляд деталям.
Общайтесь с теми из своих друзей, с которыми обычно не говорите о религии, обменивайтесь мнениями, налаживайте отношения и постарайтесь оставаться объективными и отзывчивыми.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Мк. 13:7; Откр. 21:4–6.
Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, гл. 24 «Альфа и Омега»; гл. 42 «Откровение Божье».
Max Lucado, When Christ Comes.
Ханна Эшбурн, Линкольн, Небраска, США