Вступление
Евр. 12:2
— Честно говоря, не думаю, что смогу пережить скорбь и гонения. — Сэм прислонилась к двери, ведущей в нашу комнату, и та с громким щелчком захлопнулась. — Я не хочу через это проходить и надеюсь, что Бог позволит мне умереть до того, как эти времена наступят.
Был вечер пятницы. Мы с Сэм уже перешли на второй курс и только что вернулись в общежитие после семинара по книге Откровение. Услышав эти слова, я рассмеялась было, однако, заметив выражение ее лица, замолчала.
— О, — произнесла я, садясь на кровать, — Сэм, я думаю, ты сможешь. Ты справишься.
— Нет, — ответила она, выдвигая ящик комода и доставая пижаму. — Правда-правда. Все, я больше не хочу об этом думать.
Лично меня проповеди о событиях последнего времени всегда приводят в легкое волнение. Я представляю себя этакой героиней мрачного фильма, самостоятельно выращивающей все необходимое для пропитания, шьющей одежду своими руками, зажигающей огонь при помощи кремня и огнива. Волосы спутаны, брови напоминают мохнатых гусениц, лицо в грязи, но на фоне всего происходящего я выгляжу просто красавицей.
Но Сэм, кажется, все представлялось несколько в ином свете. Возможно, она представляла последнее время, скорее, как старый черно-белый фильм ужасов — тьма, тени, зло, из-за которого может пострадать ее семья, пугающая музыка, которая становится громче как раз перед тем, как произойдет что-то плохое.
Мне неизвестно, о чем именно думала Сэм, но я знаю, что ни ее тревога, ни мое героическое воображение не могут помочь в понимании грядущих событий. «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне», — говорит Иисус в Мф. 6:34. И хотя Он конкретно не предостерегает от фантазий на тему апокалипсиса с точки зрения адвентистов и нашего собственного в нем участия, в Послании к евреям 12:2 нас призывают «не сводить глаз с Иисуса» (пер. с англ.).
Именно в этом и заключается цель нашего изучения описания последнего времени в Библии: обратить свой взор на Иисуса и сделать Его средоточием своей веры. Для этого следует погрузиться в изучение текстов Священного Писания, предложенных в этом уроке, не руководствуясь ни тревогой, ни эгоизмом. Давайте же при чтении библейской истории о происхождении греха и вселенском конфликте не будем отводить глаза от Иисуса, прекрасного, смелого воплощения любви Божьей. А тем из нас, кто, подобно Сэм, испытывает беспокойство, прежде всего нужно помнить обещание, данное Иисусом в Мф. 28:20: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).
Сара Вентура, Уинона, Миннесота, США
Быт. 1–3; Иез. 28:12–14; Ис. 14:12–14; Откр. 12:1–7.
Божий план для этого мира (см. Быт. 1; 2; Втор. 1:8; 1 Ин. 4:19)
Бог существует от начала времен и поэтому называет Себя «Я есмь Альфа и Омега» (Откр. 1:8). Альфа — первая буква греческого алфавита, а омега — последняя. Таким образом, смысл этого стиха заключается в том, что Он есть и А, и Я.
Другими словами, Бог существует вечно и будет существовать бесконечно как Бог Отец, Сын и Святой Дух (ср. Втор. 6:4). И так как «Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19), Он и сотворил нас, несмотря на риск того, что мы могли подвести Его. Подобно тому, как родители стараются украсить и сделать безопасным для ребенка свой дом, предвкушая появление в нем новорожденной крохи, Бог создал пригодную для жизни планету, богатую растительностью и животными. Завершив Свой труд, Он благословил все сотворенное и передал землю в собственность Адаму, Еве и их потомкам. Бог хотел, чтобы Адам и Ева были счастливы, пребывая в Его любви и радуясь Его дарам. Он желал, чтобы они наслаждались своей свободой (см. Быт. 1; 2).
Таинственное зарождение зла на небесах (см. Иез. 28:12–14; Ис. 14:12–14)
В Библии рассказывается о том, что Бог сотворил множество ангелов, среди которых Люцифер занимал высокое положение. Он был создан совершенным существом и в Иез. 28:14 назван херувимом, живущим «на святой горе Божией». Будучи херувимом, Люцифер имел благословенную возможность близко общаться с Богом, что было недоступно для многих других ангелов. Благодаря своему великолепному сиянию он был назван «сыном зари» (Ис. 14:12). Люцифер был облачен в одежды, украшенные драгоценными камнями, что служило символом значимости и святости его положения (см. Иез. 28:13). Будучи ангелом, он, как и все, воздавал славу Богу, но и здесь проявлялась его уникальность, потому что он использовал музыкальные инструменты, приготовленные для него в день его сотворения (см. Иез. 28:13, пер. с англ.). Люцифер был настолько близок к Богу, что зарождение самодовольства в его сердце до сих пор является загадкой. Это чувство распространялось, как болезнь, заполняя его сердце, пока однажды Люцифер не исполнился любовью лишь к себе одному. Фактически, он перестал понимать или принимать тот факт, что вся слава принадлежит Богу, и сам возжелал стать Богом (см. Ис. 14:12–14). Он не желал обладать Божьим характером, ему нужно было лишь положение Бога.
Божья справедливость, движимая любовью (см. Откр. 12:1–7)
Люди обычно разрешают разногласия, нанеся ответный удар или физически устранив противника. Таким образом, можно было бы ожидать, что Бог либо лишит небеса независимости, либо накажет сатану за предательство. Однако, хотя большинству земных лидеров сразу бы пришли в голову эти два «выхода», Бог принял другое решение. Он позволил сатане жить на земле даже после того, как тот поднял на небе восстание (см. Откр. 12:1–7). Позволив Люциферу развить в сердце недоверие, Бог дал ему возможность сделать собственный выбор. Сатана лишился духовной и физической гармонии в отношениях с Господом и теми, кто любил Его, и потому не мог больше оставаться на небе. Но он и не хотел продолжать подчиняться власти Божьей. Бог опять проявил Свою справедливость, основанием которой являлась любовь, и доказал, что обвинения Люцифера ложны.
Земля становится местом военных действий (см. Ин. 12:31; 8:44; Быт. 2:17; 3)
В Библии Люцифера несколько раз представляют «князем мира сего» (Ин. 12:31; 14:30; 16:11). Этот титул достался ему благодаря обретению власти над первыми жителями нашей планеты — Адамом и Евой. Его правление в этом мире основано на убийстве и обмане (см. Ин. 8:44). Сатана использовал эти методы для того, чтобы подчинить своей самопровозглашенной власти наших прародителей.
Святая чета была предупреждена Самим Богом о том, как опасно есть плоды дерева, находящегося в центре сада. Ева подумала, что сможет полюбоваться красотой дерева и существа, заговорившего с ней возле этого дерева, и не стать жертвой обмана змея. Вместо того чтобы сразу уйти прочь после напоминания о запрете, она попыталась объяснить свою позицию сатане.
Как и в Едемском саду, сатана пытается использовать ту же самую тактику, чтобы вызвать в нас недоверие к Богу и заставить нарушить Его заповеди. Подобно «дереву познания добра и зла», в мире есть множество кажущихся прекрасными вещей и занятий, на которые нас призывают, а временами и заставляют обратить внимание. Все мы каждый день сталкиваемся с подобными ситуациями и пытаемся противостоять им. Но именно нам, как когда-то и Еве, придется принимать решение, стоит ли подходить к этим «деревьям» и позволить уговорить себя «вкусить их плоды».
Со времени грехопадения человечество с недоверием и страхом взирало на характер Божий и тщательно его исследовало. Таким образом, великая борьба, начавшаяся на небе, из Едемского сада перешла в этот мир. Вселенский конфликт связан с вопросом «кто прав?». Достоин ли Бог доверия и действительно ли Он любит нас? Или прав был сатана, обвиняя Бога в эгоизме и небрежности? Между теми, кто принимает сторону змея, и теми, кто верит Богу (см. Быт. 3:15), разгорится вражда. Чью сторону сегодня займете вы?
ДИСКУССИЯ
- Как вы попросили бы Бога помочь вам не попасть в сети обмана?
- В чем каждый день проявляется по отношению к вам Божья справедливость, основанная на любви?
- Как можно предотвратить зарождение греха в своем сердце?
Сэлли Мамани, Юнион-Сити, Калифорния, США
Ин. 16:33
Проводя время в ожидании своего рейса, я заметил одну милую женщину, которая показалась мне одинокой, и я решил познакомиться с ней. Разговор сразу же коснулся выборов президента США, который был избран буквально несколько секунд назад. Выражение лица этой женщины выдало владевшие ею страх и беспокойство по поводу последствий этих выборов.
Среди всех собравшихся она была не единственная, кто так эмоционально себя вел. Я увидел, как остальные плакали, сжимали кулаки или пребывали в состоянии шока, узнав об избрании этого новичка в мире политики. Воздух сотрясали бесполезные эпитеты и сравнения, соответствующие моменту. Все выглядело таким нереальным… но в то же время я оставался совершенно невозмутимым.
Я понимаю, почему эти люди оказались настолько охвачены эмоциями. Наш мир кажется таким небезопасным, местом, полным тревоги, местом, где все встает с ног на голову настолько, что, чем бы ни закончились выборы, реакция народа будет всегда довольно острой. Мне вспоминается одно высказывание: «Люди охвачены волнением. Для нас настали трудные времена. “Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную” (Лк. 21:26)».
За последние тридцать лет мы стали свидетелями распада Советского Союза, многочисленных конфликтов на Ближнем Востоке, трагедии одиннадцатого сентября, инцидентов со стрельбой в школах и культурных преобразований, начиная с перераспределения гендерных ролей и заканчивая расовыми отношениями. Честно говоря, любой человек, не являющийся христианином, просто должен быть напуган. Этот мир извращен и испорчен, пуст и непостоянен, и, к сожалению, огромное количество людей не понимает причины всего этого.
Проблема заключается в том, что «Бог не может дать нам счастье и мир без Него Самого, потому что без Него счастья и мира просто нет». Именно поэтому, мой друг, «люди будут издыхать от страха», ведь без Бога нет мира. А что есть жизнь, когда она лишена мира?
Мне очень нравится, какими словами Эллен Уайт завершает свою цитату о том, что люди будут издыхать от страха. Она говорит: «Но те, кто верит в Бога, услышат среди бури Его голос, говорящий “Это Я, не бойтесь”» (курсив автора). Иисус сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).
В том аэропорту оставаться невозмутимым мне помогла надежда, твердое основание. Мой мир не рушился на части. Именно тогда я понял, что «готов к последнему времени». В моем сердце и мыслях пребывал Иисус, и ничто в мире не сможет это изменить!
ДИСКУССИЯ
- Опишите, какие ощущения вы испытываете, когда при вас поднимают тему «последнего времени».
- Изучите следующие стихи: Ин. 16:33; Пс. 26:1; 1 Кор. 10:13; Втор. 31:6; Откр. 12:11. Каким образом, по вашему мнению, информация о том, что случится в последнее время, может стать для вас благословением?
Джошуа Дж. Хестер, Каунсил-Блафс, Айова, США
Быт. 3:1–24; Ис. 14:12–14; Иер. 6:2; Мф. 5:10; 28:20; 2 Кор. 11:2; Откр. 12:9
Быт. 3 и Ис. 14 совершенно необходимы для понимания концепции о любящем Боге в этом пораженном болью мире. В Быт. 3 говорится о двух моментах — власти Царя Вселенной и восстании Его творения. В этом отрывке явлен пример бесконечного милосердия Божьего, так как за уничтожение наших прародителей, проявивших непослушание, Он был бы оправдан. В противоположность этому в Ис. 14 показывается враждебность сатаны, противника Божьего.
Еще до сотворения нашего мира Люцифер по положению стоял выше всех остальных ангелов. Но недовольство и гордость привели к тому, что возлюбленный ангел нарушил совершенный Божий закон. Адам и Ева слишком поздно узнали цену своему честолюбию, побуждавшему их нарушить волю Божью. Хотя змей пообещал им обретение нового опыта, в действительности наши прародители лишились своей чистоты и невинности, а ужасные последствия их поступка мы испытываем на себе и по сей день.
Однако Бог ввел обряд жертвоприношений, указывающих на Иисуса, Который должен был обеспечить выход из создавшегося положения. Хотя на кресте Христос одержал победу в великой борьбе, продемонстрировав превосходство Своего характера, сатана продолжает нападать на Божий народ. В Иер. 6:2; 2 Кор. 11:2; Откр. 12:9 раскрываются символы, использованные в нашем памятном стихе. Проиграв в великой борьбе, сатана теперь обращает свой гнев на тех, кто верно служит Богу, совсем как было после его первого изгнания с небес.
Даже когда силы тьмы окружают нас со всех сторон, в сердце живет благословенная надежда. В Мф. 28:20 Иисус обещал, что будет с нами в наших страданиях до самого конца. Жизнь христианина нелегка. Она полна несправедливости и боли. И все же тех, кто выстоит до конца и все преодолеет, ожидает великая награда. В Своей первой проповеди Иисус сказал, что блаженны те, кто подвергается гонениям по причине своей преданности Богу (см. Мф. 5:10). Мир будет становиться все более жестоким по мере приближения гибели сатаны. Мы испытаем на себе его гнев, но и тогда сможем продолжать радоваться.
ДИСКУССИЯ
- Приведите пример того, что великая борьба не прекращается в нашем мире и сегодня.
- Какую поддержку вы можете оказать тем, кто испытывает страдания в результате обрушившегося на них гнева сатаны?
Дерек Паттерсон, Линкольн, Небраска, США
Мф. 28:20; Гал. 5:22
Каждый, кто принимает Христа, обретает единственную цель — распространять весть Евангелия. Но все мы совершенно по-разному подходим к достижению этой цели. Каждый из нас является уникальной личностью, обладающей своими особыми талантами. Наша уникальность выделяет нас из толпы. Но она же и связывает нас с теми людьми, кто разделяет наши мысли. Эти связи приводят к установлению отношений, в результате чего возникают различные сообщества.
Перед Своим вознесением на небо Иисус поручил ученикам идти и привлекать к ученичеству остальных. Христос общался с представителями многих людских сообществ. Одну из таких групп составляли Его ученики, которые и сегодня являются для нас примером того, какое важное влияние можно оказывать на людей, распространяя Благую весть. Иисус повелел Своим ученикам: «Идите, научите все народы… соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19, 20). На апостолов была возложена та же ответственность, какую несем и мы.
Христос есть Альфа и Омега, начало и конец. Он есть и всегда будет рядом с нами. Во тьме этого мира наша жизнь должна быть светом. Наш образ жизни, наша личность — все это является отражением в нас Христа. Наши поступки говорят о многом. Мы представляем собой живое свидетельство того, что в нас пребывает Иисус.
Бог даровал нам самые лучшие плоды, пребывающие вечно: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23). Все эти качества вместе представляют собой праведный характер. Они являются отражением образа Христа и показывают, какими Он желает нас видеть. Мы несовершенны, но стремимся к Тому, Кто совершенен.
Нам следует заботиться друг о друге, потому что мы — братья и сестры во Христе. Помогая друг другу испытать силу Евангелия, мы сможем вести остальных людей к истине. Наша работа, взаимоотношения, ценности, здоровье и репутация — на все это накладывают отпечаток решения, которые мы принимаем каждый день. Самое важное решение — это наше отношение к Богу, наше общение и связь с Ним. Мы должны с готовностью жертвовать тем, что имеем, ради Него и не опускать руки. Вернувшись, Христос рассмотрит все наши поступки, чтобы увидеть, делали ли мы все, что было в наших силах.
Какое же это счастье — твердо знать, что Христос вернется, приготовив для нас дом на небесах. Он — наша надежда на будущее. Мы должны доверять Ему и следовать Его руководству, потому что Он знает, что принесет нам завтрашний день.
Давайте же призывать друг друга к ответственности и жить, готовясь ко Второму пришествию нашего Спасителя.
Франсин Юлизиер, Линкольн, Небраска, США
Еф. 4:11–16
Как нам себя вести, столкнувшись с серьезными расхождениями во мнениях относительно чего-либо? При обсуждении великой борьбы во время урока этой недели на чем следует сосредоточиться церкви — на Иисусе или на каких-то отдельных доктринах? Некоторые утверждают, что адвентистская церковь упустила из виду свое главное представление о характере Иисуса, слишком сосредоточившись на богословии высшего порядка и пренебрегая в процессе более фундаментальными аспектами христианской мысли. Кто-то не согласится с этим мнением, заявляя, что именно ведущие богословские теории делают адвентистскую церковь уникальной. Они оспаривают тот факт, что основой богословия являются такие фундаментальные темы, как характер Иисуса и Его миссия. Согласно их представлению, если сосредоточивать свое внимание исключительно на этих базовых аспектах, религиозное учение придет в упадок, а наше представление о себе как о народе Остатка будет забыто.
Обе стороны приводят весомые аргументы. С одной стороны, кажется, что многие адвентисты достаточно плохо представляют себе ключевые аспекты служения Иисуса. Чтобы проверить свое собственное понимание этих моментов, посмотрите, насколько легко вы сможете ответить на два следующих вопроса: (1) Какое влияние евангельская весть оказывает на вашу жизнь? (2) Как влияет на вашу жизнь соблюдение субботы?
Однако хочет ли Бог, чтобы наша вера была поверхностной? Такие сложные и серьезные темы, как искупление, святилище, книга пророка Даниила и книга Откровение, произведения Эллен Уайт, обеспечивают нас огромным количеством возможностей для духовного роста. А разве не этого желает Бог — чтобы мы возрастали во взаимоотношениях с Ним? (Ср. Еф. 4:11–16).
Я считаю, что мы можем и должны прекратить эти бессмысленные споры. Два упомянутых выше мнения не противоречат друг другу. Но, продолжая относиться к ним как к взаимоисключающим точкам зрения, мы вступаем в конфликт с теми планами, что предусмотрел для нашего блага Бог. Нашей церкви нет нужды поощрять внутренние разногласия, ведь они не только не приносят пользы, но и ведут к дальнейшему разделению.
Великая борьба — это история об Иисусе. Он является ее центральной Личностью. Кроме того, это старая история, в которой большое количество глав с множеством персонажей и важных наставлений. Давайте же принимать великую борьбу во всей ее полноте. Давайте проявлять несогласие только тогда, когда это действительно имеет значение. Давайте учиться любить друг друга, как Он возлюбил нас.
ДИСКУССИЯ
- Приведите в пример три способа проявить любовь и уважение к тем, с кем вы в чем-то не согласны. Как вы можете поступить, если эти люди предпочтут отнестись к вам с неуважением?
- Какие факторы (приведите конкретные примеры) играют наибольшую роль в возникновении разногласий в церкви в пределах города и страны, а также на международном уровне?
- Всегда ли компромисс является лучшим решением? Как можно определить, когда необходимо твердо держаться своих убеждений независимо от последствий?
Дэвид Димер, Лома-Линда, Калифорния, США
Рим. 3:23; 8:35–39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Великая борьба началась с падения Люцифера и с поднятого им восстания на небе. Эта битва коснулась первых людей — Адама и Евы. В результате мы оказались в эпицентре конфликта. Мы являемся не просто свидетелями, мы — участники этой битвы, так как тоже согрешили против Бога и лишены Его славы (см. Рим. 3:23). Бог, в свою очередь, не оставил нас во власти греха, но даровал возможность, встав с Ним плечом к плечу, одержать над грехом победу. Ничто в этой жизни не сможет отлучить нас от спасающей любви Христа, если мы решим впустить Его в свое сердце (см. Рим. 8:35–39).
ЗАДАНИЯ
Придумайте и разыграйте сценку о начале великой борьбы и падении Адама и Евы. Особое внимание уделите решению Люцифера отвергнуть любовь Божью, а также тому, как он обманул ангелов и наших прародителей.
Подготовьте урок о падении Люцифера и проведите его для детского класса субботней школы.
Найдите на YouTube видео под названием «Вселенский конфликт», снятое Дагом Батчелором, и посмотрите его вместе с друзьями. После просмотра поговорите о том, какой, по вашему мнению, была первая война на небе. Также поразмышляйте, как падение Люцифера повлияло на гармонию, царившую на небесах.
Поразмышляйте о своей жизни и опишите в дневнике несколько моментов, когда вы знали, что принимаемое вами решение касается борьбы добра и зла, каким бы важным или, наоборот, незначительным оно ни было.
Прочитайте главу из книги «Патриархи и пророки», а затем изобразите на рисунке сатану до и после поднятого им восстания на небе, воспользовавшись любыми принадлежностями, необходимыми для рисования.
Пригласите на урок субботней школы врача, чтобы поговорить о том, как наш организм борется с попадающими внутрь инфекциями. Обсудите, насколько это похоже на необходимость нашего участия в великой борьбе.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Иов. 1; 2; 2 Фес. 2:7; Иуд. 6–15; 2 Ин. 4:1–6.
Э. Уайт. Патриархи и пророки, гл. 1–4; Великая борьба.
К. С. Льюис. Письма Баламута.
Mark R. Laaser, Taking Every Thought Captive, chapters 1 and 5.
Джей-Фиа Ривз, Хьюстон, Техас, США