«И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Петр. 2:12).
Вступление
Флп. 4:19
Я и не подозревала, насколько истинна эта фраза, пока не испытала это на собственном опыте. Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, существует ли Бог в действительности, видит ли ваши слезы и слышит ли ваши нужды? Помню тот день, как будто это было вчера. Я нехотя пообещала своей близкой подруге, что присмотрю за ее собакой. Она сказала, что заплатит мне, но я не согласилась брать за это деньги. Она ведь была моей подругой, и мы через многое вместе прошли. Ради нее я была готова на что угодно.
Позже, вернув подруге ее милый пушистый меховой шарик, я была просто счастлива, что маленькая Люси по-прежнему оставалась «веселой маленькой Люси» и что мне удалось сохранить ее живой. Меня ожидали некоторые дела, но я не была уверена, как смогу оплатить счета, хотя уже подходил срок замены моего водительского удостоверения. Я очень спешила. Когда я передала Люси ее владелице, та стала просить, чтобы я взяла деньги. Я ответила: «Не надо, все в порядке». Но она настаивала. Потребовалось совсем немного времени, чтобы я позволила себя убедить, вспомнив об удостоверении и о том, что мне нужно придумать, как заплатить за него. Я подумала: «Даже совсем небольшая сумма денег может помочь. Вряд ли стоит ожидать многого, ведь я держала у себя собаку всего пару дней». Взяв у подруги скатанные в трубочку деньги, я отправилась домой. Проверять при ней, сколько было денег, мне не хотелось.
Вместо того чтобы повернуть домой, я направилась в центр проверки транспортных средств на уровень выброса загрязняющих веществ. Взглянув на квитанцию с суммой, которую нужно было заплатить, я похолодела, потому что средств на моем счету, скорее всего, было недостаточно. Во-первых, требовалось 79 долларов за замену прав (и еще два доллара сверх того) плюс 9 долларов за измерение уровня выброса, что все вместе составляло сумму в девяносто долларов. Где мне было взять столько денег? Я решила посчитать деньги, полученные от подруги, чтобы посмотреть, смогу ли добавить их к остаткам средств на своем банковском счете. К моему удивлению, мне не пришлось ничего добавлять. Я держала в руках ровно девяносто долларов наличными! Слава Богу за Его неизменные милости, за то, что Он все делает вовремя! Он никогда не перестанет заботиться о наших нуждах.
Хизер Мария Джеймисон, Нашвилл, Теннесси, США
Слово
Притч. 3:5; Мф. 5:14—16; 7:21—23; Флп. 4:4—13; Тит 1:1; 2:7, 12
Управление и благочестие (см. Иов. 1:1; 2:3; Пс. 4:3; Иез. 14:14; 2 Тим. 3:1—9)
Благочестие и его применение на практике начинается с Бога. Мы любим, потому что Бог первым возлюбил нас. Мы доверяем, потому что Бог сначала показал, что достоин доверия. Мы делимся с другими, потому что Бог первым отдал нам то, что у Него было. Благочестие невозможно без первого шага со стороны Бога, потому что люди ничего не могут создать сами, без Него. Как отражатель в фонаре бесполезен, если лампочка не горит, так и наши попытки выработать в себе качества характера Христа бесполезны, если Бог не сделает первый шаг. Однако, когда мы решаемся полюбить Бога в ответ, довериться Его заботе и передать другим Его благословения, Он вознаграждает наши усилия характером, который еще больше отражает Его любовь. Изумляя нас Своей надежностью и окружая Своей любовью, Он предлагает нам ответить взаимностью на Его действия, на первые Его шаги. Перед теми, кто принимает это предложение, Он открывает великие возможности, на них возлагает великие обязанности. Самое захватывающее в этом — более глубокие отношения с нашим Небесным Отцом, которые мы получаем в результате. Когда отцы проводят время со своими сыновьями на рыбалке или играют в мяч, делают шкатулку для мамы или ремонтируют первый в жизни сына велосипед, связь между ними становится сильнее. То же самое происходит и в наших отношениях с Богом. Переживая вместе с Ним свои падения и взлеты, мы укрепляем наши взаимоотношения.
Давид был уверен в своих отношениях с Богом. Он знал, что Бог ответит на призыв, потому что первым позвал его. Будучи беженцем, Иезекииль, тем не менее, был уверен в действии Божественного провидения в прошлом (вспоминая Ноя и Иова) и в присутствии Бога в настоящем (о чем было сказано Даниилом, современником Иезекииля). Иов сначала не понимал причины своего бедственного положения, но отказался отвергнуть Бога во время испытаний. Наградой ему стали более глубокие отношения с Господом. Павел проявил такую же верность, несмотря на свои невероятные трудности и сопротивление со стороны противников. Добросовестное управление своими отношениями с Богом помогло этим людям обрести в результате богоподобность, к которой каждый из нас должен стремиться.
Быть довольным (см. Рим. 8:28; 1 Тим. 6:5—8; Евр. 13:5)
Павел написал, что «быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6) — это великое приобретение. Зачем особенно подчеркивать эти два слова? В удовлетворении проявляется наше доверие Богу. Если мы довольны, значит, верим, что Тот, Кто покрывает землю травой, Кто дает пропитание воробьям и полевым животным, позаботится и о нас. Кто лучше Павла может преподать нам этот урок? В Посланиях к галатам и коринфянам, в книге Деяния святых Апостолов записаны его невероятные испытания — Павла побивали камнями, заключали в тюрьму, он терпел голод и насмешки… И все же Павел заявил, что был доволен несмотря ни на какие обстоятельства. Как ему это удавалось? Он верил, что Бог позаботится о его нуждах и сумеет определить, что именно ему нужно. Слишком часто мы сами решаем, каковы наши потребности, и наш список обычно включает в себя больше желаний, нежели нужд. Позволяя Богу, а не разным телешоу и коммерческим рекламам определять наши потребности, мы можем быть уверены, что Он удовлетворит их и не позволит нам разочароваться в Нем.
Доверие (см. Ис. 55:9; Мф. 22:37; 1 Кор. 4:5, 13:12)
Доверие — это не только необходимое условие для появления чувства удовлетворения и зарождения благочестия, но и самый очевидный признак подлинной любви. Маленькие дети, радостно позволяющие своим родителям в процессе игры подбрасывать себя в воздух и осторожно ловить, демонстрируют то чувство безопасности, которое они испытывают, доверяясь родительской любви. Они знают, что папа с мамой, которые их кормят, укачивают перед сном и часто обнимают, никогда сознательно не причинят им вреда. Точно так же и мы, переживающие в своей жизни постоянные взлеты и падения, верим, что Бог, многократно подтверждавший Свою любовь к нам в прошлом, не позволит нам постоянно страдать, потому что в конечном итоге «все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Если наш Небесный Отец был готов отдать Своего Сына, а Его Сын был готов отдать Свою жизнь, как можем мы сомневаться в Его любви и не доверять Ему?
Наше влияние (см. Лк. 11:33; Ин. 8:12; 1 Петр. 2:11, 12; 1 Ин. 1:7)
Иисус есть свет мира, а Его последователи — светоотражатели. Они не источники света. Если последователи не готовы улавливать свет, они не смогут отражать его на других. Поэтому первое, что должен сделать последователь, — это быть готовым поймать луч света. Вторым по значимости приоритетом для него является способность отражать свет, идущий от Христа, на соседей, коллег и всех остальных, кто входит в круг его общения. Кроме того что отражатели не могут сами генерировать свет, существует ряд причин, по которым отражаемый ими свет может потускнеть. Затуманенные зеркала не смогут отражать свет в той же мере, что и отполированные. Завешенное зеркало может практически скрыть отражение. Как часто положительное влияние христианства было близко к уничтожению из-за того, что известных религиозных лидеров публично уличали в каком-либо грехе. Хотя последователи Христа не могут допустить и мысли о том, чтобы самим стать источником света (это богохульство), им следует всегда оберегать свою способность отражать свет Божьей любви, отдавая свой эгоизм во власть очищающей силы Святого Духа.
Заключительные слова (см. Мф. 12:30; 25:21; Рим. 3:21; 4:6; Евр. 11:13, 14)
Христос говорит о суде последнего времени, когда будет решена вечная участь всех человеческих существ. Кто-то услышит слова: «Хорошо, добрый и верный раб!». А кому-то будет сказано: «Отойдите от Меня». Печально, но многие из тех, кому велят отойти, будут просто поражены. Они будут заявлять о своих добрых делах и самоотверженных поступках, как будто требуя впустить их в Царство Божье. Как грустно слышать слова: «Я никогда не знал вас», исходящие от престола Божьего… Все внешнее не имеет значения, важно только состояние сердца. Спасает только искренняя вера в Божью милость.
ДИСКУССИЯ
1. Как мне научиться больше доверять Богу?
2. Что мне сделать для того, чтобы как следует «отполировать свое зеркало» и начать отражать Божью любовь с большей силой?
Дэн Солис, Колледж-Плейс, Вашингтон, США
Свидетельство
Иов. 1:1; 2:3; Иез. 14:14
«Деяние как плод самоотречения является чудесным помощником дающему. Оно учит нас глубже постигать работу Того, Кто ходил в этом мире благотворя, облегчая страдания страждущих и врачуя всякую немощь в людях. Спаситель жил не для того, чтобы угождать Себе. В Его жизни не было даже тени эгоизма».
«Только тогда, когда искореняется себялюбие, когда исчезает стремление к превосходству, когда наше сердце переполняется благодарностью и любовь делает нашу жизнь благоухающей, — только тогда Христос окончательно поселяется в нашей душе, и мы признаемся как работники вместе с Богом».
«Приношения бедных, пожертвованные в самоотречении на распространение чудесного света спасающей истины, не только будут приятным благоуханием для Бога; Он примет их как священный дар, как акт, облагораживающий сердце дающего и объединяющий его со Спасителем мира».
«Родителям надо научиться от человека из Уца твердости и благочестию. Иов не пренебрегал своими обязательствами по отношению к чужим. Он был щедрым и добрым и думал об интересах других людей. В то же самое время он прилагал самые серьезные усилия для спасения своей собственной семьи».
«Невозможно передать другому свой характер. Никто не может уверовать за другого. Никто не может обрести Духа за другого человека. Никто не может подарить другому свой характер, являющийся плодом работы Духа. “Ной, Даниил и Иов… говорит Господь Бог, — не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души” (Иез. 14:20)».
ДИСКУССИЯ
1. Вознаграждался ли когда-нибудь ваш дух жертвенности благословениями? Повлияли ли эти опыты на понимание вами управления? Если да, то каким образом?
2. Чему мы можем научиться на примере жизни Ноя, Даниила и Иова в том, что касается управления? Что вы можете предпринять сегодня, чтобы жить, следуя примеру этих людей?
3. Можно ли назвать благополучие и процветание необходимым доказательством того, что Бог излил на управителя Свое благословение?
Эрика Робинсон, Санта-Барбара, Калифорния, США
Доказательство
Мф. 7:21—23
Что означает быть христианином? Означает ли это никогда не пропускать уроков субботней школы? Быть верным в десятине? Каждый день читать Библию? Уметь защитить основные принципы церковного вероучения? Быть крещеным членом церкви?
Все это хорошо, но делают ли вас христианином все описанные выше действия? В чем суть христианства?
На самом деле, это слово говорит само за себя. Христиане — это те, кто в своей жизни стремятся подражать Христу. Это означает быть учеником Иисуса, следуя Его путями и живя так, как жил Он. Вот как говорит об этом Иисус: «По тому узна́ют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
Таким образом, христианство — это не только наши знания и посещение богослужений. Подлинное христианство проверяется качеством нашей любви. Людям нет дела до того, посещаете ли вы богослужения. Но им не все равно, заботитесь ли вы о них и любите ли их. По сути, если ваша любовь неискренна, лучше бы вам не называть себя христианином.
Вот слова Самого Иисуса, записанные в Мф. 7:21—23: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”» (Мф. 7:21—23).
Представьте, что людей, считающих себя христианами, Христос назовет делающими беззаконие. Богу нужно нечто иное, чем посещение богослужений и обращение к Нему в молитве «Господи, Господи». Не это делает нас христианами. Богу нужно, чтобы мы посвятили Ему свою жизнь. Признав Бога самым главным в своей жизни, мы будем и посещать уроки субботней школы, и возвращать десятину, и читать Библию. Но делать все это мы будем, побуждаемые сердцем, полным любви. Если нашим движущим мотивом станет любовь, мир заметит это. Нам даже не придется говорить людям о том, что мы христиане, — они уже будут это знать.
ДИСКУССИЯ
1. Если бы друг спросил у вас, в чем заключается христианство, что бы вы ему ответили?
2. Можете ли вы как-то помочь миру узнать, что являетесь христианином? Если да, то что можно для этого сделать?
3. Как вы думаете, есть ли в этом мире люди, считающие себя христианами, которых Христос назовет делающими беззаконие? Если да, почему, по вашему мнению, так будет?
Кевин Мюррей Макгилл, Колледж-Плейс, Вашингтон, США
Практика
Мф. 25:14—46
В притче о талантах много говорится, как быть самыми лучшими управителями для Христа. К управлению нужно относиться так же, как и к любому важному аспекту нашей жизни, — необходимо определить цели и составить план. Каждого из нас Бог наделил талантами. Подумайте, какими талантами благословил Он вас. Если вы не можете с уверенностью сказать, чем Бог одарил вас, помолитесь об этом.
Во-первых, для того чтобы использовать эти таланты, нам нужно каждый день начинать с молитвы. О важности этого шага Павел пишет в Первом послании к фессалоникийцам. Мы должны попросить Иисуса пребывать с нами в течение дня и исполнить нас Святым Духом. В своей молитве на каждый день нам нужно просить о том, чтобы мы как управители претворяли в жизнь Его желания. Чтобы трудиться в соответствии с Его волей, мы должны просить, чтобы Дух Святой говорил к нашему сердцу. После молитвы побудьте немного в тишине, закрыв глаза. В эти мгновения у Бога есть возможность обратиться к нашему сердцу. В 1 Фес. 5:17 сказано: «Непрестанно молитесь». Начиная каждый новый день с молитвы, мы сможем снова и снова возвращаться к ней в течение дня.
Во-вторых, как управители мы должны действовать. В притче о талантах те слуги, что предприняли определенные действия, были вознаграждены. В Мф. 25 говорится о том, что двое слуг своими действиями приумножили средства отправившегося в путешествие господина. Они использовали то, что получили, исходя из собственных способностей. Эти два человека не сидели и не размышляли о талантах, которыми были благословлены.
Повторяю снова и снова, начинайте каждый день с молитвы. Помолившись, верьте, что с Его благословениями сможете действовать в согласии с Его волей. Нам следует взять эти таланты и распорядиться ими так, чтобы принести Ему больше плода. Как управители мы ответственно подходим к своему участию в плане по спасению других людей. Мы знаем, что созданы тем же самым Творцом.
И наконец, покажите, чего вам удалось добиться с помощью этих талантов. Он так много доверил нам. Мне Он доверил учительское служение. Я знаю, Он просит меня помочь молодежи обрести силу для служения Ему уже сегодня. Я знаю, что эти юные сердца не должны оставаться на втором плане в служении. Мы должны понять, чего Он хочет от нас сегодня. Нельзя откладывать свой отклик на Его призыв до завтра, до следующей недели или до следующего года. Именно сегодняшний день мы должны провести, трудясь с Ним плечом к плечу.
ДИСКУССИЯ
1. Что имел в виду Павел, когда писал: «От домостроителей [управителей] же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:2)?
2. Что вы почувствовали бы, услышав в свой адрес слова: «Хорошо, добрый и верный раб»?
Дэвид Солис, Москоу, Айдахо, США
Мнение
1 Петр. 2:12
Среди евангельских христиан принято быстро перемещаться из одной местности в другую, распространяя на новом месте брошюры и проводя серию евангельских программ, после чего процесс повторяется на новой территории. Эта практика восходит к так называемому палаточному евангелизму начала двадцатого века. Хотя этот способ, несомненно, помогал приводить людей к Богу, подобные мероприятия обычно требуют просто невероятных затрат. Подобная практика, скорее всего, обоснована желанием распространить Божью Благую весть как можно быстрее и как можно дальше, пока Бог дает на это время. Данному подходу не хватает понимания того, что здесь требуется тяжелый труд, который в итоге приводит к коренным изменениям.
Управление подразумевает ответственность. Управитель Божий выполняет обязанности своеобразного отражателя света Божьего для живущих на земле, чтобы, увидев радость, любовь, кротость и уважение к другим, они узнали, Кто есть Источник всего. Управители должны понимать окружающую среду, в которой живут, чтобы уметь определить место и время для подходящих по ситуации форм благовестия.
Идея о трехнедельной евангелизации общества с целью изменить его очень привлекательна, но какие результаты это принесет? Что, если вместо этого мы сосредоточились бы на длительном влиянии, отражающем реальность нашей жизни? Поверхностное знакомство с Благой вестью может быть удобным, но, как и все внешнее и несерьезное, оно может привести к длительным беспорядкам и разрушению из-за нехватки времени и места.
Брошюра, предложенная соседям-нехристианам, может быстро оказаться на дне корзины для мусора. Однако посвященный управитель, желающий послужить своим соседям, может стать для них отражением именно того образа Божьего, который эти упорно сопротивляющиеся люди всегда искали. Поколение, живущее на стыке тысячелетий, имеет много отрицательных характеристик. Одна из них — это желание мгновенных удовольствий. Конечно, в процессе распространения Благой вести может случиться всякое, но реальность такова, что управление Словом Божьим через благовестие — зачастую процесс длительный, потому что человеческое сообщество прежде всего нуждается в отношениях. Хорошие управители — Божьи — должны доказать, что Тот, Чей характер они отражают, достоин того, чтобы узнать о Нем побольше.
Величайшие миссионеры нашего времени это поняли, и мы можем многому у них научиться. Итак, управители должны добросовестно выполнять свою работу, зная, что на них смотрит весь мир, и в полной мере понимать, когда их служению «место и время».
ДИСКУССИЯ
1. Определите в своем районе группу людей, которым трудно благовествовать. Какие новые способы вы могли бы использовать с учетом упомянутого выше «длительного» подхода к распространению Благой вести?
2. Проанализируйте методы евангелизма, которые использует ваша община или группа молодежи. Действенны ли они? Почему вы так решили? Какие еще способы благовестия вы могли бы использовать?
Джонатан Маркос Солис, Лоди, Калифорния, США
Исследование
Мф. 5:16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подобно тому, как луна отражает свет солнца, христиане всего мира отражают свет Божьей любви своими мыслями, словами и поступками. Наша забота и любовь по отношению к другим людям означают для них больше, чем информация о том, что мы посещаем богослужения и соблюдаем определенные правила. Важнее всего связь с Богом. Так же, как мы ставим свой телефон заряжаться каждое утро, нам нужно ежедневно получать и Божью любовь, и силу, чтобы служить своим друзьям, которых хотим спасти. Пришло время определиться с целями и создать план по спасению как можно большего числа людей. Жизнь — это битва, так давайте же, подобно Дезмонду Доссу, скажем: «Господи, дай мне спасти еще одного!».
ЗАДАНИЯ
Вспомните об одном из своих друзей, который еще не принял Иисуса, и помолитесь о нем. Постарайтесь проводить с этим человеком больше времени, показывая ему, насколько он ценен в глазах Божьих.
Снимите на камеру урок вашей субботней школы и другие молодежные мероприятия. Смонтируйте короткий рекламный ролик, выложите в соцсетях и поделитесь им со своими неверующими друзьями.
Напишите песню на манер «песни со стаканчиками» (в исполнении Анны Кендрик. — Прим. пер.) о своей миссии как управителя и исполните ее.
Поищите в интернете идеи о том, как быть хорошим управляющим в местности, где вы проживаете. Присоединитесь к местным организациям или создайте свою собственную.
Сделайте для своей комнаты постер, который напоминал бы вам о вашей миссии здесь, на земле.
Организуйте совместный пикник для своих друзей — тех, кто посещает богослужения, и тех, кто еще не верит в Бога. Общайтесь и играйте в разные игры, чтобы лучше узнать друг друга.
Скачайте себе какой-нибудь несложный план для чтения Библии, чтобы было проще организовать ежедневное время общения с Богом.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Быт. 39:4—6; 1 Петр. 4:10, 11; 1 Тим. 4:14—16; Притч. 16:3.
Э. Уайт. Путь ко Христу, гл. 8 «Возрастание во Христе», с. 65—75.
Э. Уайт. Желание веков, гл. 86 «Идите и научите все народы», с. 1112—1129.
Рик Уоррен. Целеустремленная жизнь. Зачем я здесь? Цель четвертая «Вы созданы для служения Богу».
Татьяна Кисакова, Денвер, Колорадо, США