«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Вступление
1 Петр. 4:10
Заканчивая ординатуру, я настроилась на долгий год жизни в Балтиморе. Мы с мужем сдали свой дом одной из иностранных студенток по обмену, которая только что окончила Йельский университет. Она казалась идеальным арендатором. Однако едва мы успели добраться до Балтимора, девушка позвонила… и сообщила, что у нее проблемы с рабочей визой и ей придется немедленно вернуться в родную страну.
Оплаты аренды за первый месяц и оставленного ею задатка нам хватило на июль и часть августа, но вскоре мы снова отчаянно нуждались в жильце, который мог бы заплатить за весь год. Наконец супружеская пара среднего возраста решила, что им подходит наш дом при условии выполнения целого списка требований. Мы вынесли стиральную машинку и сушилку, освободили мансарду и разрешили им покрасить наш дом в горчичный цвет. Это было не лучшей идеей, но за ипотеку нужно было как-то платить, и потому мы согласились.
Вернувшись домой год спустя, мы обнаружили, что не все комнаты были покрашены в тот цвет, о котором мы договорились, и что ковер нужно было основательно чистить. Мы заставили наших арендаторов перекрасить ванную наверху, чтобы убрать этот ужасный оранжевый оттенок, а оставленного ими залога хватило на хорошую чистку ковра. Нам по-прежнему не нравился ни горчично-желтый цвет, в который они покрасили наш дом, ни то, насколько бездумно они к подошли к выполнению этой задачи. Но мы были благодарны Богу за то, что Он помог нам решить эту ситуацию в целом.
Быть хорошим управителем — означает заботиться о порученном тебе так же, как о своем собственном. Управление начинается с главного принципа, заключающегося в том, что все, что мы имеем, нам не принадлежит. Все это было доверено нам Богом. Как только мы поймем это правило и согласимся с ним, будет легко понять и концепцию управления, а также применять ее на практике.
Что чувствует Бог, когда мы причиняем вред своему телу и разуму, загрязняем Его землю и оставляем грязные пятна и шрамы на сердцах друг друга? Если посмотреть на это с той позиции, что Бог доверил нам наш разум, тело, семью, церковь и даже саму планету, то становится ясно, что хорошее управление подразумевает заботу обо всем этом. Придерживаясь данной точки зрения, мы можем использовать мельчайший аспект своей жизни во славу Божью.
Во 2 Кор. 9:6 Павел советует: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Каждый из нас владеет разными ресурсами — временем, здоровьем, состоянием, связями, талантами и так далее. Все они дарованы нам Богом для нашего благополучия, а также для использования их во славу Божью. Давайте же извлечем из них максимальную пользу.
Лиза Германн, Нашвилл, Теннесси, США
Слово
Мф. 6:19—21; Лк. 21:1—4; 2 Кор. 5:7; Евр. 10:34
Хождение верой (см. 2 Кор. 5:7)
Зачастую люди думают, что для достижения цели необходима лишь некая волшебная формула, порядок действий, счастливый талисман или заклинание. Христиане же, наоборот, боятся лишиться своего спасения из-за какой-нибудь простой ошибки. Они фактически представляют себе Бога просматривающим список с их хорошими и плохими поступками и ставящим пометку: «Забыл надеть галстук на богослужение 16 декабря 2017 года — в спасении отказано».
В Библии основанием для спасения служат не ритуалы, а взаимоотношения. Начиная с осуждения Исаией неверно мотивированных приношений и соблюдения субботы (см. Ис. 1:11, 13) и заканчивая предупреждением Иисуса о том, что «не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное» (Мф. 7:21), нам дают понять, что вера — это не список необходимых дел, а последовательное поведение, вытекающее из взаимоотношений. Именно это способствует взрослению характера и углублению связи с нашим Небесным Отцом и помогает лучше понимать Его. Однако нельзя путать результат проявления веры и саму веру. Верить — означает доверять плану Божьему в целом, даже когда кажется, что мелкие детали его не вписываются в общую картину.
Большинство христиан так часто слышали сказанное Павлом: «Ибо мы ходим верою, а не ви́дением» (2 Кор. 5:7), что для них эти слова звучат тривиально. Дело в том, что мир не дает нам никаких гарантий. Мы можем планировать свою жизнь от и до, но в конечном итоге доверие к Богу — это единственный путь, дающий истинную гарантию. Когда заходит речь об управлении — временем, силой, деньгами, Иисус призывает нас к абсолютной преданности. Наши дела могут пошатнуться, здоровье может ухудшиться, а время будет ускользать сквозь пальцы. И все же когда мы отдаем Богу свою работу, благосостояние и силу, Он возвращает нам это с такими процентами, каких никогда не принесло бы ни одно сделанное нами самими вложение.
Многие христиане считают, что, если они будут следовать за Иисусом, их жизнь станет более сложной, полной трудностей и неопределенности. И все же Иисус заботится об их нуждах. Денег хватает на более долгий срок, Дух придает им сил, а Бог обеспечивает их всем необходимым без меры.
Щедрая вдова (см. Лк. 21:1—4)
Эта потрясающая, трогательная история начинается совершенно обыденно. Находясь со Своими учениками в храме буквально за несколько дней до того, как совет синедриона приговорил Его к смерти, Иисус наблюдает за тем, как элита общества выставляет напоказ свои богатства, принося щедрые пожертвования.
И тут внимание Иисуса привлекает гораздо более скромный эпизод. Вдова, потерявшая свою семью, имущество, положение и достаток — все, что ей было необходимо для выживания, кладет в сокровищницу те скудные средства, что у нее еще остались. Богач отдал приношение для того, чтобы похвалиться своим положением, оставив себе достаточно для жизни в роскоши. Каждая лепта, равнявшаяся одной десятой часового заработка, была мельчайшей монетой из всех, какие только можно себе представить. Богач мог спокойно пройти на улице мимо двух лепт. Для вдовы же это было все, что у нее осталось.
Иисус заявил, что вдова «больше всех положила». Это замечание согласуется с тем, что так часто говорил Иисус, и с тем, что неоднократно повторяется в Писании: «Блаженны нищие духом» (Мф. 5:3); «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19:17); притча о пире (см. Лк. 14:12—14). Но в этом конкретном случае данный эпизод выделяется среди прочих. Упоминание личных качеств и тактичность, с которой Иисус удостаивает смиреннейшую из женщин высочайшей почести, напоминают нам, что Господь смотрит «не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7).
В связи с этим вспоминается еще один известный стих: «Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). В ходе многочисленных исследований, проводимых в последнее время, обнаружилось, что человек, тратящий деньги на то, чтобы получить впечатления, испытывает более сильную и продолжительную радость, нежели тот, кто расходует их на приобретение материальных благ. Хотя здравый смысл говорит о том, что мимолетное мгновение принесет меньше счастья, чем осязаемый предмет, использовать который можно снова и снова, согласно исследованиям, вещи материальные, какими бы великолепными они ни были, становятся для нас всего лишь «фоном». Выбирая дружбу, впечатления и Царство Божье, мы выкапываем для себя колодец, из которого сможем пить снова и снова.
Проверка мотивации (Притч. 16:2; Мф. 6:1—4; 1 Кор. 4:5; 2 Кор. 9:7)
«Доброхотно дающего любит Бог», однако наступает и срок выплат. Мы должны принести свои десятины и пожертвования, но можно ли доверить управление этими средствами людям?
Легко выбрать практичный и даже циничный подход по отношению к управлению ресурсами. Однако тот же самый Бог, предпочитающий достигать исполнения Своих целей, действуя через людей, включая вас и меня, призывает отдавать приношения с радостным сердцем.
И, наконец, нам дают следующий совет: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6:1). Редко когда слова, произнесенные Иисусом, настолько ранят сердце. Бог видит все, что скрывается за фасадом нашего поведения. Шикарный костюм (Бог так благ!). Желанная должность в церкви (Я просто счастлив, что могу за все отплатить). Павел заявляет, что Бог выведет на свет все, что скрыто, включая наши мотивы (см. 1 Кор. 4:5). Давайте же, служа Богу, проявлять любовь, благодарность и желание сделать жизнь других лучше. Это поможет нам взрастить в своем сердце единственную радость, которая будет длиться вечно.
ДИСКУССИЯ
1. Каким образом служение Богу и людям помогает обрести счастье?
2. Почему Бог просит нас возвращать Ему десятую часть денег и посвящать седьмую часть времени? Как это может стать прекрасным началом нашего служения?
3. Как нам найти золотую середину между служением другим и заботой о своих собственных нуждах? Что лучше всего сделать для того, чтобы «возлюбить ближнего [своего], как самого себя»?
Томпол Уилер, Нашвилл, Теннесси, США
Свидетельство
Числ. 18:28; Мф. 23:23
«По Божьей воле проповедь Евангелия поставлена в зависимость от трудов и даров Его народа. Добровольные пожертвования и десятина обеспечивают финансовую поддержку всего дела. Богу принадлежит определенная часть доходов человека — десятина. Каждому дается возможность свободно решить, сможет ли он пожертвовать больше. Но когда под влиянием Святого Духа произносится обет посвятить Господу определенную сумму, обещавший уже не имеет прав на эти деньги».
Прошлым летом перед магистратурой у меня появилась возможность отправиться в трехнедельную миссионерскую поездку в Мексику. Канкун, Мехико, ни больше, ни меньше. Я решила поехать, даже не раздумывая, и за несколько недель собрала необходимую сумму денег. По прибытии в Мехико меня представили пастору и пресвитерам церкви, где я должна была проводить полноценную евангельскую кампанию.
Много интересного о том времени можно было бы рассказать, но один разговор запомнился мне надолго. Как-то раз мы отправились на верховую прогулку с одним из местных пасторов и двумя студентами. Проведя утро на пляже, мы возвращались обратно в отель. Незаметно наш разговор обратился к теме десятин и приношений в адвентистской церкви США.
Владея разговорным испанским, но далеко не в совершенстве, я объяснила пастору процесс приношения даров в церкви и общие правила, замеченные мной. Затем я спросила о том, как возвращение десятины происходит в Мексике.
Учтите, мой испанский не идеален. По опыту знаю, что выражения «платить десятину» и «отдавать десятину» взаимозаменяемы и в церковной среде, и в литературе, и в повседневной разговорной речи. Поэтому, задавая пастору этот вопрос, я автоматически использовала первый оборот: «платить десятину и пожертвования».
Пастор ответил: «Ну, начнем с того, что никто из нас не “платит десятин и приношений”. Мы отдаем их. Эти деньги уже принадлежат Господу, как мы смогли бы их заплатить? Мы их возвращаем».
Из нашей дальнейшей беседы я больше ничего не запомнила.
Теперь же мне интересно, не влияют ли мои неопределенные выражения (а именно, «выплачиваю» ли я десятину и пожертвования или «отдаю» их) на то, каким я вижу Бога по отношению к себе? Не вредит ли это моему смирению, которое я должна проявлять в ответ на Его доброту и великодушие?
«Господь не нуждается в наших приношениях. Мы не можем обогатить Его своими дарами. Псалмопевец сказал: “Ибо все — от Тебя, и Твое мы возвращаем Тебе”. Кроме того, Бог позволил нам выразить признательность за Его милости, давая возможность поделиться своим достоянием и с другими. Это единственный путь, которым мы можем проявить благодарность Богу за Его любовь. Другого пути нам не дано».
Яниз Сили, Ултева, Теннесси, США
Доказательство
Мф. 25:40
В момент смерти Иисуса человечество встретилось лицом к лицу с высшей степенью благородного самоотречения. Мы можем рассуждать о бескорыстии в теории, но на что человек готов в действительности? Где предел нашей щедрости?
Глядя на Иисуса, легко не обратить внимания именно на этот момент из-за противоположного эффекта, который он имеет: мы ценим смерть Иисуса только в свете того, что Он спас нас. Другими словами, то же самое событие, что стало примером совершенной неэгоистичной любви, может привести к появлению в нас сосредоточенности на самих себе. Существует опасность того, что мы злоупотребим Его жертвой и навредим себе.
В то же время нас призывают «взирать» на Него, чтобы «преображаться» в Его образ (см. 2 Кор. 3:18). Что такого особенного в этом конкретном действии?
Давайте сделаем вот что. Давайте посмотрим на Него. Не для того, чтобы попытаться что-то почувствовать, а с целью просто изучить Его личность почти с научной точки зрения. Что мы видим? Рассматривая множество эпизодов из Его жизни, мы встречаем Личность удивительную и уникальную. Иисус говорил о любви, практически неизвестной до этого (и после тоже). Он призывал к самоотречению и проповедовал высочайшие идеалы, учил тому, что значит любить: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас» (Лк. 6:27). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Подвиг Иисуса на кресте стал завершением жизни, целью которой были созидание, поддержка, исцеление и добрые дела. Он, скорее, предпочел бы умереть, чем причинить кому-то боль. По сути, так и получилось. За мгновение до последнего вздоха Он думал о тех самых людях, которые приговорили Его к смерти, стремясь даровать им отпущение грехов.
Как далеко можно зайти ради любви? Что ж, кажется, пределом будет лишь смерть.
Именно в этом и заключается истинное управление. В пораженном ненавистью мире, где даже самопровозглашенные христиане призывают к смерти и уничтожению, Иисус представляет Собой воплощение мира и любви. Именно это и означает быть «подобными» Ему. Быть «преображенными» в тот самый «образ». Мир должен видеть Его таким, какой Он есть. И тогда все узнают, как любить своего ближнего независимо от цвета кожи, расы или религии. Используя свои таланты для того, чтобы посетить заключенных, накормить голодных, одеть нагих и позаботиться о страждущих, мы начинаем подражать Человеку на кресте, и тогда мир меняется. Мы вошли в Царство Божье и стали истинными «верными рабами».
Управление — это благодать. Управление — это любовь.
ДИСКУССИЯ
1. Можете ли вы вспомнить какого-нибудь библейского героя, который жил такой же полной любви жизнью, что и Иисус?
2. Как вы думаете, что имел в виду Иисус, сказав окружавшим Его людям: «Я сказал: вы — боги» (Пс. 81:6; Ин. 10:34)?
3. Что в вашей жизни делает вас потенциальным «добрым» хранителем (управителем) принадлежащих вам даров?
Вернер Карраско, Розвилл, Калифорния, США
Практика
Мф. 4:1—11; Мк. 10:2—12; 14:43—45; Рим. 3:23
13 января 1981 года рейс Air Florida 90 врезался в затянутую льдом реку Потомак. На место крушения прибыл вертолет парковой полиции США, и полицейские стали сбрасывать нескольким оставшимся в живых, но замерзающим пассажирам спасательные круги.
Одним из первых круг получил Арланд Уильмс, который, однако, передал его следующему пассажиру. Снова и снова он позволял спастись другим, пропуская их вперед. К моменту, когда всех выживших подняли на борт вертолета, Уильямс уже погиб в ледяных объятиях реки Потомак.
Придя на эту землю, Иисус оказался в мире греха (см. Рим. 3:23). Он был измотан искушениями в пустыне (см. Мф. 4:1—11), пережил придирки фарисеев (см. Мк. 10:2—12) и, наконец, был предан человеком из Своего ближайшего окружения (см. Мк. 14:43—45).
Иисус мог бы схватиться за «спасательный круг» и избежать тьмы этого мира, но остался стоять рядом с теми, кто заблудился во тьме, грехе, скорби, тоске и одиночестве. Он остался с теми, кто должен был погибнуть, а затем в решающий момент отдал нам Свой «спасательный круг».
В жару или в обжигающий холод путь вперед может казаться пугающим. Мы застываем на месте, не зная, куда повернуть или как показать Иисуса тому, кто охвачен болью и переживаниями этого мира. Как нам доверять Иисусу и поделиться Его «спасательным кругом» с другими?
Будьте внимательны при попытке разобраться в ситуации. Иногда нам не понять ужасную скорбь и тьму, которые завладели нашим другом, любимым человеком или кем-то незнакомым. Предлагая свою помощь и совет, мы должны быть особенно внимательны и осторожны.
Нужно знать, когда лучше всего обратиться за помощью к кому-то еще. Мы должны знать, когда стоит отступить в сторону и искать помощь на стороне.
Всегда молитесь. Мы не знаем Божьих планов относительно нашей жизни. То, что покажется нам правильным выбором или путем, может и не быть таким. Это относится и к тем, кому мы пытаемся помочь, и к нашей собственной жизни (см. 1 Фес. 5:16—18).
ДИСКУССИЯ
1. Удалось ли вам на этой неделе выйти за пределы своей зоны комфорта, чтобы, пусть даже совсем немного, кому-то помочь (см. Мк. 10:13—16)?
2. Были ли мы добры к тем, кто нас обижает или упрекает, кто насмехается над нами (см. Лк. 23:34)?
Джоанна Бьёрк, Бисмарк, Северная Дакота, США
Мнение
2 Кор. 9:6; Иак. 4:12
Подавая нищим, моя мама любит скатывать купюры в трубочки, чтобы трудно было разглядеть, сколько она дает. Однажды, проходя мимо сидящего у дороги попрошайки, она протянула ему деньги. Нищий увидел один доллар, но мама, в действительности, дала ему два доллара. Мужчина презрительно сказал ей: «Я сижу здесь целый день, и все, что ты можешь мне предложить, — это один доллар?».
Мама была в шоке от требовательного тона нищего. Усмехнувшись, она достала кошелек, вынула оставшийся доллар и отдала ему все три. «Так-то лучше», — сказал он.
Неблагодарность буквально пропитывает наше потребительское общество, поражая и нищего, сидящего у дороги, и верующего в церкви. Неблагодарность — это зло, потому что неблагодарный человек говорит Богу: «То, что Ты мне предлагаешь, недостаточно хорошо. Ты даешь мне один доллар, а я заслуживаю больше за весь мой тяжелый и долгий труд». Неблагодарность не дает нам получать и ценить Божьи благословения.
Возможно, этот внутренний монолог не всегда можно различить, но такие мысли прячутся глубоко в сердце многих верующих. Для тех, кто всю свою жизнь трудился в Отчем доме и наслаждался своим долгим христианским стажем, Божья щедрость оскорбительна. Любовь Бога и Его благословения могут обидеть, потому что слишком часто изливаются на недостойных. Неблагодарность не только мешает человеку лично принять благословения Божьи, но и рождает в нем зависть к тому великодушию, которое Бог проявляет по отношению к другим.
Мы исцелимся от этой завистливой неблагодарности, когда осознаем, что Бог — очень «плохой» предприниматель. Свои драгоценные ресурсы Он изливает на этот мир во всякое время и во всяком месте. Писание отмечает, что, какими бы ни были дети Божьи — праведными или неправедными, Бог в изобилии дарует им прекрасные благословения (см. Мф. 5:45). И несмотря на это, сколь многие будут Ему противиться, отвергать Его и отрекаться от Него? Сколь многие будут использовать преимущества, даруемые этими благословениями, чтобы активно восставать против Бога или презирать Его доброту?
Однако намного сильнее расстраивает, сколь многие святые будут получать благодать и все равно поступать нечестиво. Или сколь многие, подобно нищему, который встретился моей маме, будут заявлять, что щедрость Божья является для них недостаточно хорошей компенсацией за все приложенные ими усилия. Бог — не предприниматель. Он — Спаситель и Отец, а родители знают, что их дети, возможно, никогда не смогут отплатить за все, даруемое им, и все равно продолжают давать.
В ответ на «безрассудную» Божью щедрость преданные Ему ученики должны взращивать в себе благодарность и быть проводниками Божественных ресурсов. Бог изливает на нас благословения, а мы отдаем Ему часть нашего времени и имеющихся у нас вещей. Безрассудная щедрость никогда не сможет быть собственнической, из нее не всегда можно извлечь пользу, и зачастую она приносит боль. Да, она может причинять нам дискомфорт, но разве не таким является путь креста?
ДИСКУССИЯ
1. Каким образом Божья «безрассудная» щедрость помогла вам в жизни? Случалось ли вам неправильно распоряжаться Его благословениями или требовать больше, чем Он давал?
2. Что вам легче всего отдавать? Почему? Что для вас отдавать тяжелее всего? Почему?
Брайэнт Фернандо Родригес, Колледждейл, Теннесси, США
Исследование
Кол. 2:6, 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хорошее управление требует понимания того, что мы живем на этом свете не без причины, и у каждого из нас есть цель и роль в прекрасном Божьем плане. Мы должны стремиться полагаться на Христа. Подлинное бескорыстие возможно только через отражение в нас Его характера. Оно делает нас лучше и совершеннее, чтобы мы смогли исполнить свое истинное предназначение. Наши таланты могут отличаться от способностей других людей, но все они нужны для исполнения единой Божественной цели. И это великая честь — быть хотя бы маленькой частью вселенской истории. Сердце, исполненное благодарности, дает нам возможность любить людей так, как любил их Христос (см. Мф. 5:43—48).
ЗАДАНИЯ
Изобразите на рисунке человека и назовите его своим именем. Возле каждой части тела напишите талант, данный вам Богом для использования во славу Его (например, нарисуйте стрелку, указывающую на горло, показывая, что вы умеете петь). Повесьте рисунок на стену там, где сможете все время видеть его и вспоминать о том, что эти таланты нужно использовать.
Послушайте какой-нибудь христианский гимн о посвящении всего, что есть у человека, для служения Богу и людям.
Постоянно записывайте в дневнике, над какими качествами своего характера вы сейчас работаете, и отмечайте каждое происшествие, которое помогает вам становиться лучше и преодолевать свои слабости.
Как можно чаще предлагайте людям молиться за них (можно даже прикрепить к одежде бейджик с написанным на нем вопросом: «Могу ли я помолиться за вас?»).
Составьте список всего, что Бог даровал вам в ответ на ваши молитвы, и поразмышляйте о том, использовали ли вы эти дары, чтобы прославить Его.
Напишите, как вы понимаете слово «владычествовать» (см. Быт. 1:28), и поразмышляйте о том, как можно осуществить это на практике в вашем окружении.
Посмотрите проповедь Дага Батчелора «Величайшая любовь» («Love Supreme» by Doug Batchelor, https://www.youtube.com/watch?v=JdkHn3jGRtE)
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Мф. 25:14—30 — притча о талантах.
Э. Уайт. По примеру Иисуса (12 янв. «Молитесь о том, чтобы отражать непостижимую любовь Христа»).
Шэрон Пэллэт, Бангалор, Карнатака, Индия