«А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10).
Вступление
Быт. 15:6; Ин. 3:18; Рим. 4:3, 22; 2 Кор. 5:10; Откр. 22:17
Джейсон никогда и никому не звонил после полуночи. А своему учителю он вообще никогда не звонил, но не знал, куда еще можно обратиться. Как могло получиться, что у него проблемы по религиоведению? Возможно, кто-нибудь сможет ему помочь. Или уже слишком поздно? Когда мистер Хаскел взял трубку, его спокойный, полный оптимизма голос удивил Джейсона: «Джейсон, успокойся, все будет хорошо. Слушай, просто доверься мне. Я позабочусь об этом и сделаю все возможное, чтобы ты сдал экзамен».
В этот момент у Джейсона было два варианта: 1) он мог положиться на слово учителя, 2) он мог продолжить нервничать, что все равно не решало проблему.
Как любой студент, он выбрал второй вариант — продолжил беспокоиться и нервничать. И, ко всему прочему, утром его все еще ждал экзамен.
Семнадцать лет спустя
«Боже, я не готов умереть. Я не знаю, что делать», — почти теряя сознание взмолился Джейсон. Слезы заструились сильней, промочили насквозь больничный халат, приглушили хриплый голос, обращавшийся к Богу в последней попытке. Как мог он умереть из-за какой-то драки в собственном же клубе?
«Успокойся, сын Мой. Все будет хорошо. Верь в Меня, и будешь спасен».
В этот момент у Джейсона было два варианта: 1) он мог положиться на слова, сказанные ему Богом, 2) он мог продолжать считать себя несчастным и опустошенным, находясь на пороге смерти. Но в этот раз Джейсон отказался от второго варианта.
Какой урок мы можем извлечь из этой истории
Сдавая экзамен семнадцать лет назад, Джейсон провалил его, как и ожидал. Однако студент, сидевший рядом с ним, последовал совету учителя и попросил о помощи. Тогда мистер Хаскел взял свой собственный, полностью решенный экземпляр теста и написал вверху имя студента. Всего лишь доверившись учителю, тот студент набрал за тест 100 баллов, в то время как Джейсон не смог сдать экзамен.
Начиная свой христианский путь, прежде всего мы должны увидеть, как к нам отнесся Иисус. Он взял наш тест, чтобы мы могли сдать экзамен. А затем, точно так же, как мистер Хаскел, который хотел научить свой класс доверию, Иисус поставил нам в заслуги Свою совершенную жизнь, несмотря на то, что мы этого не заслуживали. Он написал наше имя на Своем идеально выполненном тесте с максимальным количеством баллов. Джейсона, оказавшегося в той больнице, смогли спасти, потому что он поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Он сдал свой самый важный экзамен.
Джош Хестер, Каунсил-Блафс, Айова, США
Слово
Рим. 4:13; 5:1, 2; 10:1, 2
С пришествием Христа на эту землю восприятие Бога изменилось коренным образом. «Истинный Свет» (Ин. 1:9) осветил планету, являя Божий характер любви, который сатана пытался скрыть во тьме. Христос пришел показать нам, что спасение нельзя заслужить тщательным соблюдением строгих правил, оно — «Божий дар», «не от дел» (Еф. 2:8, 9), милостиво полученный благодаря жертве Иисуса. Так как наше спасение — это дар благодати, движимые любовью, мы должны следовать наставлениям Бога Отца и трудиться над созиданием отношений с Ним и Его Сыном.
Мир и спасение по вере (см. Рим. 5:1, 2)
В Послании к римлянам Павел постоянно говорит о том, что спасение достигается только верой в Иисуса Христа, а не нашими собственными делами. Иудеи заставили себя поверить, что, считая шаги в день субботний, не смешивая материалы в одежде, совершая обрезание, считая себя избранным народом Божьим и так далее, они обретут спасение. Но в Рим. 5:1 Павел раскрывает их заблуждение: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». Мир, о котором он говорит, — это свобода от греха, результат жертвы, на которую пошел Бог, отдав Своего Сына на смерть за наши грехи. Доверяя Ему и веря в заслуги Христа, а не в свои собственные, мы тоже можем получить «доступ к той благодати» (Рим. 5:2) и не сомневаться в своем спасении.
Пример великой веры Авраама (см. Рим. 4:13)
В Рим. 4 для того, чтобы проиллюстрировать ценность веры, Павел использует известную всем историю из Ветхого Завета. Он пересказывает эпизод из жизни Авраама, напоминая своим читателям о попытках Сарры и Авраама родить ребенка. Несмотря на то, что Аврааму было уже почти сто лет (см. Рим. 4:19), а «утроба Саррина [была] в омертвении» (см. Рим. 4:19) из-за ее пожилого возраста, Бог обещал, что у них будет ребенок, который станет отцом многих народов и от которого пойдет род Мессии. Многие посмеялись бы над этим обетованием, полученным в таком возрасте, но Авраам «не поколебался в обетовании Божием неверием» и был «вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное» (Рим. 4:20, 21).
Павел показывает нам силу, обретаемую благодаря твердой, непоколебимой вере в Бога, и Его способность исполнить Свое обещание. Авраам поверил плану Господа и последовал тем указаниям, что были ему даны. Поверив в способность Бога, а не в себя, он стал прародителем «наследника мира» (см. Рим. 4:13, NKJV). Основанием обещания, данного Аврааму Богом, являлся не закон (см. Рим. 4:13) или, другими словами, не дела Авраама. Это обетование было даровано «праведностью веры» (см. Рим. 4:13), то есть потому, что Авраам поверил.
Павел использует эту историю о вере Авраама для иллюстрации и подтверждения того, как достичь праведности и удовлетворить чувство справедливости. Нам нужно не забывать следовать примеру Авраама, верить Божьему плану и Его способности совершить обещанное, даже когда это кажется невозможным. Представьте, какие благословения на нас изольются, когда мы проявим свою веру!
Созидание взаимоотношений с Богом (см. Ис. 64:6; Рим. 10)
В Рим. 10 Павел рассуждает о составляющих веры, которые необходимы для обретения спасения через Иисуса Христа. Он начинает главу с признания того, что израильтяне действительно служили Богу с усердием, но им недоставало «истинного знания» (Рим. 10:2, ИПБ). Под этими словами Павел имеет в виду, что в своем служении они основывались на неточном понимании Писаний: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3). Это означает, что они пытались достичь спасения своими собственными делами, веря в свою праведность, а не в Божью благость. Вера — это осознание того, что «праведность наша как запачканная одежда» (Ис. 64:6), и обращенная к Христу просьба облечь нас в Его одежду праведности.
ДИСКУССИЯ
1. Что вы можете сделать для того, чтобы ваши отношения с Иисусом Христом, основанные на вере, стали более глубокими?
2. Какие аспекты ваших отношений с Богом наиболее важны на пути к спасению?
3. Помимо веры в праведность Христа каким своим духовным «делам праведности» вы доверяете?
Хелена Хербер, Сент-Хелина, Калифорния, США
Свидетельство
Рим. 15:13
«Многие имеют неверное представление о том, в чем заключаются первые этапы работы по спасению человека. На покаяние смотрят как на дело, которое грешник обязан совершить сам, чтобы прийти ко Христу. Они думают, что грешник должен самостоятельно достичь такого состояния, которое сделает его достойным обретения благословения Божьей благодати. Но хотя покаяние действительно должно предшествовать прощению (потому что только разбитое, сокрушенное сердце угодно Богу), тем не менее грешник не может сам привести себя к покаянию или подготовить себя к общению со Христом. Если грешник не покается, он не может быть прощен; но встает вопрос, является ли покаяние результатом усилий со стороны грешника или оно — дар Христа? Должен ли грешник ждать, пока сам преисполнится сожалением о своем грехе, прежде чем прийти ко Христу? Первый шаг ко Христу человек делает под влиянием Духа Божьего; когда человек откликается на зов Духа Святого, он приближается ко Христу, дабы иметь возможность покаяться.
Грешник представлен символом потерянной овцы, а потерянная овца никогда не возвращается в стадо сама; пастух должен пойти на ее поиски и привести обратно. Никто не может покаяться сам и самостоятельно сделаться достойным оправдания. Господь Иисус постоянно стремится воздействовать на разум человека и привлечь его взор к Себе, Агнцу Божьему, Который берет на Себя грехи мира. Мы не можем совершить и одного шага к духовной жизни, если Иисус не привлечет и не укрепит душу и не приведет нас к достойному покаянию».
ДИСКУССИЯ
1. Если грешник не может сам себя привести к покаянию, как нам относиться к тем, кто не раскаялся?
2. Если потерявшаяся овца не сама находит дорогу обратно в стадо, но ее возвращает Христос, надо ли нам переживать за тех, кто может оказаться на месте «потерянной овцы»?
3. Как наша церковь может лучше передать идею того, что спасение достигается не делами? Происходит ли что-то в церкви, что подрывает авторитет истины или противоречит ей?
Сара Вентура, Винона, Миннесота, США
Доказательство
Мф. 15:10–20; Рим. 14:14–23; 1 Кор. 8
Иудеи относились к закону Моисееву с большим почтением, но свои традиционные дополнительные законы, особенно касающиеся питания, они ценили выше. Иудеи смотрели на язычников свысока, потому что те не соблюдали предписания, которые относились к приему пищи и омовению. Они обвинили даже Иисуса, когда подумали, что Он нарушает закон (см. Мф. 15). Когда Павел писал христианам в Риме, он знал, что в церкви были и иудеи, и язычники. Он обращался к иудеям, которые чувствовали угрозу из-за увеличения числа язычников в церкви и того, как они выражали свою веру в Иисуса.
После обсуждения самых разных тем Павел наконец обращается к иудейским и языческим традициям питания. В Рим. 14:14 он заявляет: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто». Для иудеев эти слова могли показаться свидетельством того, что Павел поддерживает язычников, заявляя, что иудейские правила питания устарели и являются всего лишь делом вкуса, однако в Рим 14:15 апостол продолжает свои рассуждения: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер». А в Рим. 14:17 он говорит следующее: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».
Павел рассуждает о более серьезной проблеме, нежели вопрос питания: он говорит о единстве Тела Христова. Он не заставляет язычников вдруг стать христианами, питающимися кошерными продуктами. И иудеям он не советует отказаться от их убеждений. Павел говорит всем нам, что человеческие правила, касающиеся питания, не стоят того, чтобы разрывать на части Царство Божье. Иисус умер не за пищу, здания, доктрины, одежду или статус. Он умер за человечество.
Что можно сказать сегодня о нас? Насколько мы обеспокоены единством Тела Христова? Готовы ли мы отказаться в своей жизни от того, что может и не быть грехом, но являться преткновением для наших братьев и сестер? Готовы ли мы поставить на первое место других, а не себя, и жить, как жил Христос? В этом заключалась весть Павла к церкви в Риме, и эта весть по-прежнему актуальна и сегодня: «Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14:19).
ДИСКУССИЯ
1. Что в нашей жизни может служить преткновением для других верующих?
2. Где провести черту между компромиссом и объединением верующих в Теле Христовом?
3. Заботит ли Бога на самом деле, что я ем? (См. 1 Кор. 3:19; 6:12–20; 2 Кор. 6:16).
Джей-Фиа Ривз, Хьюстон, Техас, США
Практика
Рим. 14:19, 22
Случалось ли вам раздражаться из-за чего-то, что необходимо было починить или привести в порядок? Я являюсь таким вот «наладчиком». Я вижу то, что ускользает от взгляда остальных. Это относится к кривым фоторамкам, разболтавшимся дверным петлям и текущим кранам. Подобные ситуации меня раздражают, потому что все эти предметы находятся не в том состоянии, в каком должны быть.
Я думаю, каждому из нас в той или иной мере присуще желание «чинить» вещи… или людей. Внутреннее стремление улучшить этот мир обычно является хорошей чертой характера. Однако подобные желания могут привести к определенным проблемам. Об этом говорит Иисус в Своей Нагорной проповеди. Первое наставление, которое Он дал народу, призывало не судить (в этом смысле наши суждения могут считаться подобием самоправедности, из-за чего другие люди начинают выглядеть хуже, а мы на их фоне —лучше). Затем Иисус использует язык образов, чтобы мы запомнили Его слова: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3).
Э. Уайт давала верующим советы, касающиеся этих же проблем. В 1860 году она написала письмо своему другу в Мансвилле, штат Нью-Йорк, в котором давала совет верующим, пытавшимся справиться с разногласиями внутри церкви. Хотя проблема не касалась ни идоложертвенного, ни религиозных праздников, как в Рим. 14, сестра Уайт решила пролить свет на причину этих споров. Она указала, что война, которую сатана ведет против Церкви Остатка, «часто зарождается среди верующих». Далее она обратила внимание на то, что противостояние исходит от тех членов церкви, которые «попали в сети искушений сатаны и сами начали эту войну».
Как это происходит? В сети какого искушения они попадают? В конце своего письма сестра Уайт пишет следующее: «Однако это большая ошибка со стороны тех, кто пришел к вам, понимая вашу веру, а затем стал пытаться использовать ваши чувства и свидетельство таким образом, чтобы они устраивали их самих». Может быть, это желание исправить окружающих скрывает истинные мотивы нашего поведения. Мы считаем, что наши убеждения лучше взглядов, которых придерживаются наши соседи. Эллен Уайт, Павел и Иисус призывают нас заглянуть в свое сердце, прежде чем пытаться рассмотреть, что в сердце у других; уважать чужие мировоззрения, как мы хотели бы, чтобы уважали наши; справиться со своими собственными проблемами, прежде чем пытаться решить проблемы других. Почему Иисус сказал, что в наших глазах целые бревна, в то время как у остальных лишь соринки? Возможно, это вопрос важности — нам нужно обратить внимание на свои собственные проблемы, а не на проблемы наших друзей.
ДИСКУССИЯ
1. Приведите в пример три ситуации, когда убеждения одного человека или группы людей были навязаны остальным. (Примеры необязательно должны быть связаны только с жизнью адвентистской церкви. Рассмотрите, к примеру, инквизицию.)
2. К каким последствиям может привести ущемление прав людей с другим мировоззрением?
3. Как нам обсуждать с другими людьми заблуждения, касающиеся понимания Бога, уважая при этом их право на свободу выбора?
Дэвид Димер, Лома-Линда, Калифорния, США
Мнение
Еф. 5:8
Вера привела меня в Линкольн, штат Небраска. Возможно, вы спросите себя: «Для чего эта девушка с Восточного побережья проделала весь этот путь, чтобы оказаться здесь, на Среднем Западе?». Мой ответ всем вам: «Бог выбрал для меня это место!».
Адвентисткой седьмого дня я стала 19 апреля 2014 года. Бог помог мне увидеть истину в нужный момент. Он — Бог, все делающий вовремя, и Его планы намного более грандиозны, чем я могу себе представить. В моей семье я единственная адвентистка. Я молюсь о том, чтобы однажды мои родители и братья открыли для себя истину. Моя же роль заключается в том, чтобы быть маяком, с помощью которого Бог приведет их к Себе.
За год до того, как в моей жизни произошли эти изменения, я переживала нелегкие времена в духовном плане. Мне было двадцать три, и после почти трех лет замужества я находилась в процессе развода. Я чувствовала себя такой опустошенной и одинокой. Мне просто хотелось прервать все связи с внешним миром, чувствовалась потребность в уединении. После этого серьезного события в моей жизни я не хотела даже рядом находиться с церковью. Я перестала ее посещать, перестала верить в то, что Бог есть, спрашивая себя, как Он мог это допустить. Результатом моих вопросов стали гнев, чувство безысходности, разочарование и подавленность.
Мои друзья и семья, знавшие, что происходило в тот момент моей жизни, говорили, что все будет хорошо. Я не хотела ни от кого ничего слышать. Откуда им было знать? Они не имели ни малейшего представления об этом.
Я снова начала молиться и разбирать утренние чтения. Мне не нравилось ощущение пустоты, поселившееся в душе. По радио в машине, настроенном на волну радиостанции KLove, я слушала жизнеутверждающие истории о том, что Бог совершал в жизни других людей. Я знаю, что Он все делает для нашего блага и Своей славы. Жизнь на земле нелегка, но Бог всегда находится рядом, чтобы вести нас через долину смертной тени.
Я хотела лучше узнать Бога и позволить Ему контролировать всю мою жизнь. Мои отношения с Ним стали такими, какими никогда прежде не были. Я отдала Богу все свои заботы и во всем следовала Его водительству.
Мне хотелось, чтобы другие узнали, что Бог никогда не оставляет нас, даже когда всякая надежда потеряна. В самые тяжелые для меня минуты Он был рядом. Когда я пыталась справиться с эмоциональным напряжением, Он был рядом. Бог всегда рядом. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13). Его любовь никогда не перестает.
Сейчас каждое утро я начинаю с чтения стиха из Библии и мысленно повторяю его в течение дня. Библия — мой компас, направляющий разум, тело и душу. Изо дня в день мы сталкиваемся в своей жизни с такими трудностями, как разочарование, огорчение и одиночество. Но с ними вместе приходят победа, радость и успех.
Не стоит стыдиться своего прошлого. Я знаю, что Бог приведет ко мне подходящего спутника жизни, когда мы оба будем к этому готовы. Мне же нужно сосредоточиться на своих отношениях со Христом, прежде чем я смогу впустить в сердце кого-то еще. Слава Богу, я пережила все, что случилось, и смогла оглянуться назад, чтобы посмотреть, какой большой путь проделала. Не переставайте доверять Богу, несмотря на ситуацию, в которой находитесь. Он может изменить ее и сделает это. В Гал. 6:9 говорится: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем».
Франсин Юлизиер, Везерсфилд, Коннектикут, США
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Примирившись с Богом, мы думаем, что примириться и с окружающими нас людьми будет проще. Это, должно быть, особенно верно, когда дело касается тех, кто верит в то же, во что и мы. Почему тогда зачастую все бывает по-другому? Как христианам достичь большего единения и меньше заботиться о том, кто и где находится на духовном пути, по которому все мы идем?
Как нам научиться в своей повседневной жизни проявлять милосердие и мягкосердечность, сострадание и любовь, делясь радостью, миром и надеждой с теми, кого мы встречаем и с кем работаем каждый день? Почему нам необходимо это делать? Стремимся ли мы таким образом угодить Богу? Или это должно привести нас к смирению, чтобы мы смогли лучше отражать характер Христа в своей жизни? Как будет выглядеть совершенное отражение Христа в вас сегодня?
ЗАДАНИЯ
Запишите в своем журнале мысли о том, как быть в мире со своими врагами.
Сделайте коллаж, изображающий способы, с помощью которых христиане могут показать свое единство.
Вспомните случаи, когда вы не чувствовали единения с другими верующими. Что вы могли бы изменить в тех ситуациях?
Разыграйте сценку, в которой христиане объединились бы и действовали слаженно, чтобы дружно прославить Бога.
Обсудите со своими друзьями, как выстроить диалог с теми людьми в вашем обществе, кто отличается от вас.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Э. Уайт. Христианское служение, с. 35–49.
Ellen G. White. Help for Daily Living, p. 23–53.
Jerry D. Thomas. A Thoughtful Hour 2: Living the Beatitudes.
Эшли М. Вагнер, Юнион-Спрингс, Нью-Йорк, США