«Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова» (Рим. 11:1).
Вступление
Рим. 11:28–36
Добро пожаловать в Общество анонимных грешников! Мы являемся международной организацией, в состав которой входят те, кто в той или иной степени боролся с грехом. Вступить в нашу организацию можно совершенно свободно. Большинство наших встреч проводятся в общественных местах, например, в молитвенных домах и социально-культурных центрах. Каждый желающий стать частью Божьей семьи должен принять участие в многоступенчатом процессе.
Программа двенадцати шагов, разработанная для членов Общества анонимных алкоголиков, отражает тот путь, который проходит каждый христианин. Мы все — такие же мятежные грешники, какими были евреи. Их гордыня и отвержение Христа как своего Мессии дали другим возможность в полной мере принять жертву Иисуса, принять как дар Его смерть на кресте в уплату за грех.
Шаги, которые проходят анонимные алкоголики, совпадают с теми, что должны пройти мы, христиане:
1. Мы признали свое бессилие перед грехом.
2. Пришли к убеждению, что Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь заботе Бога, как мы Его понимали.
4. Позволили Духу Божьему исследовать глубины нашего сердца.
5. Признали перед Богом, перед собой и другими людьми истинную природу наших заблуждений.
6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.
7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
8. Составили список всех людей, которым мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.
9. Лично возместили причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-то другому.
10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
11. Стремились путем молитвы и размышлений углубить соприкосновение с Богом, как мы Его понимали, молясь лишь о познании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести эту весть до других грешников и применять эти принципы во всех наших делах.
Послушанием в повседневной жизни мы должны показать, что следуем за Христом. Павел предупреждает своих читателей о том, что безопасность, которую они имеют благодаря Божьей благости, обусловлена их стойкостью — свидетельством спасительной веры.
На этой неделе мы увидим, что, даже не понимая причин, стоящих за Божьими действиями, именно благодаря Его безграничной мудрости мы можем пребывать в отношениях с Ним и передавать другим Его обетования для народа Божьего. «Из Него» означает, что Бог является самодостаточной Причиной и Источником всего. «Им» значит, что Бог есть могущественный Вершитель, поддерживающий нас. «К Нему» означает, что Бог должен призывать к отчету каждое сотворенное Им существо. Несомненно, вся слава принадлежит Ему.
Донетт Чэмберс, Остин, Техас, США
Слово
Втор. 7:7–9; Рим. 10, 11
Сначала о главном (см. Рим. 11)
В Послании к римлянам, особенно в главе 11, рассматривается несколько сложных вопросов. Наши представления о Боге могут в значительной степени повлиять на понимание нами Священного Писания. Бог не пребывает вне времени. Под понятием «вне времени» мы имеем в виду взгляд классической философии на такую величину, как «вневременность». Многие предположения, высказанные христианскими богословами, базируются на философии Платона и Аристотеля. В основе их учения представлен бог, который пребывает вне времени. Время не имеет никакого влияния на их бога, само понятие времени несовместимо с его сущностью. Эта идея вневременности перешла и в христианство. Согласно этой доктрине, считается, что Бог не способен вмешиваться в земную историю.
По этому представлению, Бог ограничен рамками вневременности. Это значит, что в вечности в прошлом Бог постановил, что произойдет в будущем, а сейчас наблюдает за исполнением того, что должно произойти. И, следовательно, Он никак не может вмешаться, потому что изменения неприемлемы для Того, Кто пребывает вне времени. Эта ложная концепция представляет Бога с детерминистской точки зрения, согласно которой Бог уже решил, кто будет спасен, а кто погибнет. Если, читая Писание, мы не станем принимать во внимание эту позицию детерминизма, понять такие библейские отрывки, как Рим. 11, будет немного легче.
Когда вы далеко не подарок (см. Втор. 7:7–9)
Какие чувства вы испытали бы, узнав, что Бог избрал вас, вашу семью и весь ваш народ стать особенными, избранными Богом людьми? Чувство собственного достоинства было бы подходящим ответом. В конце концов, вас избрал Тот, Кто свят. Израильскому обществу предложили стать похожими на святого Бога (см. Лев. 20:26). Какая огромная честь! К сожалению, это чувство собственного достоинства может быстро обернуться чувством собственной исключительности и гордыней. Как будто израильский народ обладал какими-то замечательными особенностями, побудившими Бога избрать их. Было ли что особенное в Аврааме, из-за чего Бог призвал его оставить родную страну и пойти в новую землю (см. Быт. 12:1)? Авраам не сделал ничего для того, чтобы зарекомендовать себя перед Богом. Господь просто велел ему идти, и Авраам пошел. Бог призвал Авраама не потому, что в нем было что-то особенное. Причина заключается в особенности Самого Бога. Неважно, почему Он избрал Авраама. Бог легко мог выбрать кого-то другого.
Этой незначительной детали было достаточно для того, чтобы израильтяне смирились. Однако они упустили из виду тот факт, что Бог выбирает, кого хочет, когда этого хочет и по причине, важной лишь для Него. Во время блуждания израильского народа по пустыне Богу пришлось напомнить людям, что они были «далеко не подарок». Господь напоминает израильтянам, что не их количество повлияло на Его решение избрать их. Бог фактически говорит евреям, что они «малочисленнее всех народов» (Втор. 7:7). Причина, по которой Израиль был избран, заключалась в любви Божьей (см. Втор. 7:8). Не старание людей послужило поводом к избранности. Это был дар. Они были избраны по благодати Божьей (см. Рим. 11:5).
Исключение и привлечение (см. Рим. 11:11–24)
Израильтяне были избраны Богом, чтобы на собственном примере показать, что происходит, когда человечество пребывает в завете и общении со своим Творцом. Этот странный народ, проповедовавший монотеизм, выбравший для поклонения один праздничный день и руководствовавшийся в своей жизни десятью принципами, был уникальным. Эти люди отличались от остальных, но были странным образом благословляемы. Казалось, во время войны они процветают. Жители этой страны были более здоровыми по сравнению с другими. И земля им досталась великолепная. Жизнь избранного израильского народа должна была привлечь внимание остальных, вызывая в них желание присоединиться к этому сообществу и получить благословение Божье. После того как Исаак был избавлен от участи жертвы, Бог сказал Аврааму: «Благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22:18). Израиль избрали и благословили, чтобы остальные народы тоже могли получить благословение и в конце концов стать частью избранных Богом людей.
Для описания феноменального события — присоединения язычников к сообществу иудеев Павел использует образ привитой ветви (см. Рим. 11:11–24). Язычники могут быть привиты к лозе (другими словами, вступить в семью Божью). Возможно, они не являются частью лозы, но благодаря любви Божьей инородные ветви получают возможность быть привитыми к ней. Спасение простирается на всех, кто верит. Метафора, использованная Павлом в Рим. 11, прекрасна тем, что открывает нам истину — лоза не отвергает ни одну ветвь. Процесс прививания возможен до тех пор, пока сама ветвь хочет этого.
Вера — ключ ко всему (см. Рим. 10)
В Рим. 10 говорится о том, что нам жизненно важно верить в Иисуса Христа. Павел пишет об этом в Рим. 10:11, цитируя пророка Исаию: «Всякий, верующий в Него, не постыдится». Спасение — это вопрос веры в Иисуса, но в то же время Павел поднимает в Рим. 10:14 одну интересную тему: «Как может поверить тот, кто никогда об этом не слышал?». Тем же вопросом задаемся и мы сегодня. Как могут поверить те, кто родился в неверующей семье, пока не услышат весть? И кто сообщит ее им? Любовь Божья должна побуждать каждого из нас передать другим благую весть об Иисусе, чтобы и они могли обрести спасение и, в свою очередь, пригласить кого-то еще присоединиться к замечательной Божьей семье.
ДИСКУССИЯ
1. Почему при обсуждении таких тем, как «избранность» и «Остаток», необходимо говорить о смирении?
2. Если Бог никому не препятствует присоединиться к семье Божьей, почему тем, кто уже это сделал, так трудно принять людей, еще не ставших частью этого сообщества?
3. Почему для того, чтобы разобраться в идее избранности, так важно понимать суть Божьей любви?
Марк Энтони Рид, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
Свидетельство
Еф. 1:2–11
«Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог… благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном… В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф. 1:1–6, 11).
Вся человеческая раса была избрана. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
«На небесном совете было принято решение сделать все необходимое, чтобы люди, ставшие грешниками, не погибли в своем непослушании, но через веру в Христа как свою заместительную Жертву и Поручителя могли стать избранными Божьими, предопределенными к усыновлению через Иисуса Христа по благоволению воли Его. Бог желает, чтобы все люди спаслись, и Он сделал все возможное для спасения мира, отдав Своего Единородного Сына во искупление человека. Погибшие погибнут потому, что отказались от усыновления, не захотели стать Божьими детьми через Иисуса Христа… Избранные — это те, кто избирается через Христа “через освящение Духа и веру к истине” (2 Фес. 2:13).
Приглашение звучит для всех: “Придите ко Мне, все [никого не лишают этой возможности] труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф. 11:28)… Иисус добавляет: “Приходящего ко Мне не изгоню вон” (Ин. 6:37)…
Те, кто откликается на призыв Христа, суверенной милостью Божьей избираются к спасению как послушные дети Его. На них изливается дар благодати Божьей благодаря великой любви, которой Он возлюбил нас. Отец возлюбил Свой избранный народ, выбрав нас из среды многих, потому что мы приняли искупление, которое Христос приобрел для нас Своей драгоценной кровью. Всякий, кто смирит себя как дитя, кто примет Слово Божье и будет послушен Ему с детской простотой, войдет в число избранных Богом».
ДИСКУССИЯ
1. Как можно сделать твердым свое звание и избрание?
2. Как сообщить остальным о том, что их выбрал Бог?
Йоланда Пью, Таллахасси, Флорида, США
Доказательство
Рим. 11:1–10
В Ветхом Завете Бог неоднократно подтверждал завет, заключенный Им с израильтянами, отделяя их как Свой избранный народ (см. Исх. 19:5; Втор. 26:18, 19; 1 Петр. 2:9). Но несмотря на это они желали быть подобными окружавшим их народам. Постоянное пренебрежение Божьими заповедями сделало их пленниками тех самых народов, которым они хотели подражать.
Многие люди претендуют на звание христианина, имея форму благочестия (см. 2 Тим. 3:5) и называя себя Остатком на основании своих попыток добиться праведности соблюдением закона, но Бог говорит нам, как когда-то пророку Илии, что у Него остались верующие, которые приняли дар спасения по благодати через веру в Иисуса Христа.
Джон Пайпер объясняет так: «На решение великого Бога, Чья слава заключается в свободе выбирать тех, кого Он захочет, нельзя повлиять, Его невозможно обязать сделать то, что не входит в Его планы». Подтверждение этому мы находим в Рим. 9:28: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18).
Кроме того, жесткое отношение Бога к евреям было наказанием за их грехи. Это стало для них «возмездием» (см. Рим. 11:9) за непослушание, упорство (см. Рим. 10:21) и неверие (см. Рим. 11:20). Израилю было многое дано (см. Рим. 9:4, 5), но люди упрямо отказывались следовать за светом.
Ответом на вопрос о том, как проявляется отвержение, являются три качества. Во-первых, человек становится духовно невосприимчивым, неспособным различать и понимать истину. Во-вторых, благословения становятся для него проклятием. В этом заключается смысл цитаты из Пс. 68:23 (см. Рим. 11:9): Бог одинаково изливает благословения и на верующих, и на неверующих. Однако если люди не чтут Его и не благодарят, их несмысленные сердца омрачаются и эти благословения становятся проклятием, которое лишит их наивысшей радости познания Бога (см. Рим. 1:21–32). В третьих, человек в таком случае подлежит окончательному, последнему суду. «Да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда» (Рим. 11:10).
Те, кто не признает, что обрести спасение можно только по благодати Божьей, кто вместо этого полагается на свое участие в служении и количество отдаваемой десятины или принадлежность к церкви многих поколений своих родственников, будут отвергнуты Богом.
ДИСКУССИЯ
К каким переменам вы готовы ради того, чтобы не бунтовать против Бога?
Кейли Хэррис, Атланта, Джорджия, США
Практика
Рим. 10:1–10
Возможность работать — это ценный опыт. Может быть, в плане общения не всякая работа хороша, но заработанные деньги стоят того (если вам, конечно, хорошо платят). Ваша зарплата является свидетельством того, что вы заработали свои деньги, неважно, пришлось ли вам для этого стоять у кассы, расставлять товар на полках, ждать, пока вам сделают заказ, или выгуливать собак. Как минимум работа приносит нам деньги. Так устроено наше общество. Нас учат, что за усердный труд вознаграждают, касается ли это оценок, стипендии или продвижения по службе. Наше общество так пропагандирует этот принцип, что мы начинаем работать за награду.
Менталитет, характерный для нашего общества, находит свое место и в христианстве. Нам говорят о том, что мы должны быть совершенны, как совершенен наш Небесный Отец (см. Мф. 5:48), и работать над своим спасением (см. Флп. 2:12). И снова наш разум превращает мотив в цель. Стремление к совершенству должно мотивировать нас становиться лучше, а не обременять всеми постигнувшими нас неудачами. В Флп. 2:13 говорится: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Бог обещал помогать нам на нашем христианском пути, поэтому нам не надо зарабатывать свое спасение, как обычно мы зарабатываем деньги. Спасение даруется нам благодаря жертве Иисуса на кресте и нашей вере в Него.
Итак, как мне обрести веру в Иисуса? В Рим. 10:8, 9 ясно сказано, что все зависит от наших уст и сердца. Колин Г. Круз говорит: «Исповедание Иисуса Господом означает, что человек принадлежит Христу и подчиняется Ему». Мы должны исповедать устами и верить сердцем, что Христос воскрес из мертвых. Жителям Римской империи необходимо было приносить клятву верности императору, поэтому открытое заявление человека о том, что он принадлежит Христу и подчиняется Ему, вело к неприятностям.
С тех пор ничего не изменилось, потому что, когда мы попросим Христа стать нашим Господом, нам придется идти прямым и узким путем среди извилистых дорог этого мира. Музыка, друзья и другие важные составляющие нашей жизни могут легко превратиться в нашего «господина». Со многими людьми так и происходит, но вера во все вышеперечисленное не спасет от греха. Благая весть заключается в том, что Христос уже вас спас, нужно только принять этот дар и жить жизнью веры. Спасать себя — не ваша работа.
ДИСКУССИЯ
1. Является ли ваша жизнь свидетельством того, чему вы посвятили свою жизнь?
2. Что в вашей жизни мешает вам полностью посвятить себя Христу? Готовы ли вы отказаться от этого?
Дэниел Мэдден, Гамильтон, Онтарио, Канада
Мнение
Рим. 10, 11
Десятая глава Послания к римлянам начинается со слов Павла о том, как он жаждет спасения Израиля. Однако от чего именно Израиль, по его мнению, должен быть спасен? В Рим. 10:2–4 мы видим, что народ израильский совершил роковую ошибку — они усердно поклонялись Богу, Которого по-настоящему не знали. Израильтянам были дарованы Писание и закон Моисеев. Поэтому люди полагали, что способность соблюдать особые правила и проводить обряды сделает их праведными перед Богом. При этом иудеи не приняли тот факт, что «конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). Ссылаясь на Втор. 30:12–20, Павел напоминает своим читателям, что настоящий план Бога всегда подразумевал достижение праведности через взаимоотношения, а не выполнение предписаний. Моисей учил израильтян, что только искренняя любовь к Богу поможет им слышать Его и быть послушными (см. Втор. 30:6, 16, 17), но, не приняв этой вести, Израиль ничего не смог достичь.
Христос был воплощением любви Бога ко всем людям. Благодаря Его праведной жизни и жертве человечество смогло познать сердце Бога. Согласно Божьим намерениям, Израилю выпала уникальная возможность явить миру любовь Божью, но это была только часть плана. В Рим. 10:19, 20 Павел указывает на произнесенные Моисеем и пророком Исаией пророческие слова, подтвердившие, что Божий план был намного масштабнее и должен был задействовать не только Израиль, но и другие народы и племена. Павел хотел, чтобы 11-я глава Послания к римлянам помогла его читателям понять взаимозависимую роль, которую иудеи и язычники играли в плане спасения. В этой главе мы видим, как Бог намеревается использовать остальной мир, чтобы примириться с израильтянами, несмотря на то, что они отвергли Иисуса (см. Рим. 11:1–10).
Подобно тому как Бог планировал с помощью Израиля спасти мир, Он собирался использовать мир для спасения Израиля. Господь разработал замечательный план, согласно которому Его отношения с язычниками побудили бы иудеев вернуться к своей первой любви. И те, и другие должны были восстановить истинные отношения с Богом (см. Рим. 11:28–32).
Во многих делах нравственной, социальной и духовной значимости мир оказался более праведным, нежели церковь. Иногда ему удается лучше являть любовь Божью в вопросах, связанных с угнетением нищих, меньшинств и женщин, чем это получается у церкви. Христос сказал: «По тому узна́ют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35, см. также Мк. 12:30, 31). К счастью, не все еще потеряно, надежда есть. Божий план все еще включает в себя спасение церкви и мира.
ДИСКУССИЯ
Подумайте, чему может научиться сегодня церковь у мира? Прочитайте Рим. 11:15, 22, 23.
Эйлиана К. Дэнис, Болингбрук, Иллинойс, США
Исследование
Рим. 11:5, 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой взаимоотношений между Богом и человечеством всегда были Его благодать и любовь. Он выбрал Израиль для исполнения Своего плана, Своей цели, Своей воли и Своих надежд, связанных с этим миром. Он избрал израильтян исключительно по благоволению Своему. Он решил связать их с Собой нерушимыми отношениями. Ничего не получилось. Но Он не отказался ни от Своей любви, ни от Своего плана, ни от Своих надежд и цели относительно Израиля. Народ же отверг Его. Люди не приняли Его благодати и любви, изгоняя Его из своей жизни. Бог был отвергнут, но все равно продолжал любить. Это был Его выбор.
ЗАДАНИЯ
Изложите содержание Иез. 16 своими словами, представляя, что должен был чувствовать Бог по отношению к Израилю.
Навестите семью беженцев и спросите, как они справляются с отвержением, с которым им приходится сталкиваться в новой стране.
Организуйте группу поддержки, чтобы помогать людям на их пути к Богу.
Придумайте свое собственное кредо — причины того, чем вы занимаетесь.
Поищите в интернете информацию о людях, которые выполняют свою миссию в жизни.
Посетите больницу и поговорите с медсестрами из отделения неотложной помощи. Спросите их, почему они занимаются этим делом и что ими движет. Угостите их чем-нибудь вкусным.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Ос. 11:1–8; Иез. 16; Втор. 8:11–20.
Э. Уайт. Желание веков, гл. 2.
Don Jernigan. The Hidden Power of Relentless Stewardship: 5 Keys to Developing a World-class Organization, chap. 1.
Brennan Manning. The Relentless Tenderness of Jesus.
Серджио Торрес, Орландо, Флорида, США