«Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1).
Вступление
Рим. 8:1
Прижимая мобильник к уху, давясь слезами и придушенно всхлипывая, я рассказывал моему другу Джону свою историю. Он молча слушал, как я изливал душу. Мое прошлое как исполнителя рок-н-ролла было настолько постыдным, что глубоко внутри я недоумевал, почему я вообще кому-то о нем рассказываю. В конце концов, мне, с детства посещавшему церковь, должно было хватить ума не увлекаться так серьезно заведомо скверным образом жизни.
Вывалив все это на него, я проговорил: «Вот так, Джон. Вот все мое несчастное существование в двух словах. Как я вообще смогу с этим справиться?». Ответ друга меня удивил. Он не стал меня осуждать или винить.
— Майк, у тебя Библия с собой? — просто тихо спросил он.
— Ага, — пробормотал я.
— Не могу поверить, что ты никогда не слышал этой вести. Тебе нужно кое-что увидеть, — продолжал Джон.
Я сходил за своей запылившейся Библией.
— Майк, открой Рим. 8:1 и прочитай мне, что там написано.
Хриплым полушепотом я прочел: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу».
— Майк, — спокойно говорил Джон, — Иисус пришел в этот мир не для того, чтобы осудить тебя. Он пришел спасти тебя от тебя самого.
Не описать словами, какой эмоциональный груз упал с моих плеч в тот вечер. Однако позже, до того как на следующее утро мы с женой и маленькой дочерью пошли в церковь, прежнее чувство потерянности вновь охватило меня. В церкви наша девочка стала шуметь, я вывел ее из зала собрания и отвел в маленькую комнату, оставив дверь открытой, чтобы слышать, что говорит пастор. «Доброе утро, — сказал он. — Откройте, пожалуйста, в своей Библии Рим. 8:1». Пастор стал проповедовать на тему того же самого стиха, о котором мне накануне вечером рассказал мой друг!
Таким простым, но в то же время кардинальным способом Создатель коснулся моего сердца тем утром. Позже я узнал, что в тот день пастор собирался поделиться совсем другой вестью. Однако накануне вечером его охватило твердое убеждение произнести проповедь именно на тему этого библейского стиха. И произошло это как раз во время моего разговора с Джоном.
Слова Послания к римлянам особенно дороги мне из-за той силы, которой они наполнили мою разрушенную жизнь. Я бесконечно благодарен Богу за то, что Он обращается к нам через Свое Слово и таких друзей, как Джон.
Майкл Тэмпл, Гранд-Форкс, Северная Дакота, США
Слово
Рим. 6:23; 8:1
В Рим. 8:1 говорится: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе», что дает понять — до этого верующие во Христа жили под осуждением, одновременно испытывая давление со стороны мирского сообщества. Причиной этого осуждения был грех, который вошел в мир вследствие грехопадения Адама, поставив под угрозу будущее всего человечества (см. Рим. 5:18). В греческом языке Нового Завета слово осуждение означает, что человеку вынесли обвинение, рассмотрели его дело и осудили за преступление. Это означает, что нарушитель был признан виновным и ожидает наказания, чтобы правосудие могло свершиться. Для Павла преступник — все человечество, которое было признано виновным в совершении греха и должно понести наказание, предусмотренное законом, а именно — смерть (см. Рим 6:23). Так как «все согрешили», все осуждены и должны умереть (см. Рим. 3:23).
Однако кое-что, записанное в Рим. 8, меняет ситуацию. Осуждению не подлежат те, «которые во Христе». А это может означать только одно: каким-то образом требование закона о справедливости было удовлетворено, поэтому последователям Христа больше не нужно жить в тени смертного приговора.
Закон смерти (см. Рим. 6:14; 7:10)
В Послании к римлянам Павел дает четкую характеристику закону, стремясь показать, что в жизни христиан он потерял свою силу (см. Рим. 6:14). Цель закона заключается в том, чтобы осудить грех и потребовать соответствующего наказания. По этой причине закон выступает как орудие смерти (см. Рим. 7:10). Павел утверждает, что в действительности закон увеличивает количество совершаемых людьми грехов и усиливает их осуждение: «Я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим. 7:7). С психологической точки зрения это звучит здраво, потому что падшие человеческие существа больше всего испытывают искушение делать то, что заведомо является злом. Желание ребенка прикоснуться к горячей плите резко усиливается после слов матери: «Не трогай плиту!».
Когда закон сообщает нам, какие поступки являются грехом, наша человеческая природа влечет нас именно к этим действиям. И если, зная закон, мы выбираем грех, наше осуждение усиливается из-за того, что мы согрешили осознанно. Даже в современной юридической практике предумышленные преступления наказываются более сурово, нежели непреднамеренные. Для Бога, отчаянно желающего спасти человечество, недостаточно закона, способного лишь осудить, поэтому Он предусмотрел план, который лишит закон власти осуждать. В Рим. 8:2–4 Павел этот план объясняет.
Лучший закон (см. Рим. 8:2–4)
Закон Божий не содержит дефектов, но его недостаточно для того, чтобы спасти осужденных им (см. Рим. 8:3). Не может он спасти и тех людей, которые его соблюдают, потому что, даже не совершая греховных поступков, они по природе своей испорчены грехом, поражавшим человечество со времен грехопадения (см. Рим. 3:20). Чтобы спасти Свой народ, Бог предусмотрел новую систему суда, которая одновременно и осуждала бы грех, и предлагала способ избежать наказания (см. Рим. 8:3). Поэтому Он послал на землю Иисуса, чтобы Тот стал для человечества новым законом.
Своей безупречной жизнью Спаситель осуждал грех в каждом, кто Ему встречался. Своей смертью Он прощал тот же самый грех (см. Рим. 8:3). Иисус соблюдал закон во всем, удовлетворяя его требованиям ради послушания, и умер за осужденное человечество, исполняя закон, требовавший справедливости (см. Рим. 8:4). Принимая истину о том, что Иисус исполнил закон ради нас, мы уже не подлежим его осуждению, потому что правосудие свершилось. Мы «не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14). Как только преступник был должным образом наказан, его отпускают на свободу. Закон справедлив. Он не осуждает человека снова и снова за один и тот же грех. Закон человеческий и тот закон, который установил Своей жизнью на земле Иисус, отличаются друг от друга. В то время как человеческие правила осуждают за преступление, требуя наказания, закон Иисуса предусматривает более широкие возможности для проявления милосердия, прощая все грехи — явные и тайные — во всякое время, до тех пор пока мы готовы принимать Его жертву за нас (см. 1 Ин. 1:7).
Жизнь под благодатью (см. Рим. 5:2; 6:14; 8:15)
Освободившись от осуждения благодаря признанию жертвы Иисуса, мы, тем не менее, должны поддерживать спасительную связь с Ним, чтобы оставаться в этом состоянии свободы. Павел напоминает нам, что свободны от осуждения те, кто живет «не по плоти, но по духу» (Рим. 8:4). Он призывает верующих не позволять греховной человеческой природе управлять их жизнью, но жить, как приличествует людям с искупленной духовной природой. Возвращение к природе греховной означает несомненную смерть, потому что «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:8).
Только живя, как подобает спасенному от смерти, веря, что Иисус исполнил ради него закон, отказываясь от греховной природы и выбирая природу духовную, верующий сможет надеяться угодить Богу. Великая награда ожидает тех, кто живет «по духу». Их осуждение и греховность будут заменены благодатью и праведностью (см. Рим. 5:2, 17). Они получат свободу от осуждения закона и от греха, будут спасены от гнева Господа и примирятся с Ним (см. Рим. 5:9, 11; 6:14, 18). Бог примет их как Своих детей, даруя им обетование вечной жизни (см. Рим. 8:15; 5:21). Во Христе всякое осуждение, включая самообвинение, представленное Павлом в Рим. 7, будет устранено из жизни детей Божьих.
ДИСКУССИЯ
1. Стоит ли христианам беспокоиться о совершении греха, живя под благодатью?
2. Как нам раскрыть тему греха в жизни других людей, при этом не осуждая их?
Дженни Коулмэн, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
Свидетельство
Рим. 8:1, 2
В книге «Путь ко Христу» Эллен Уайт отмечает: «До грехопадения Адам мог через послушание Закону Божьему достигать все большей зрелости в праведности характера, развивать праведный характер. Но он не пошел по этому пути. Из-за его греха мы наследуем падшую, греховную природу и не можем сами себя сделать праведными. По своей греховности и порочности мы не в силах в совершенстве исполнять святой закон. У нас нет своей праведности, которая могла бы удовлетворить требованиям Закона Божьего. Но Христос открыл нам путь к спасению. Он жил на земле среди таких же испытаний и искушений, с какими встречаемся и мы, однако Его жизнь была безгрешной. Он умер за нас, и сегодня Он желает освободить нас от грехов и дать Свою праведность. Если вы отдаете себя Ему и принимаете Его как своего Спасителя, тогда, несмотря на все свои грехи, считаетесь праведными благодаря Его заслугам и приобретаете характер Христа. Бог принимает вас так, как будто вы никогда не грешили».
Какая чудесная и простая истина — мы можем обрести Божью праведность, несмотря на все свои грехи! Все, что нам нужно, — отдать свою жизнь Иисусу Христу и принять Его как своего Спасителя. Характер Иисуса Христа сможет изменить нас, сделав такими, какими мы должны быть.
Возможно, вы задаетесь вопросом, что означает пребывать во Христе. Библия дает нам прекрасный ответ: «Поэтому нет теперь никакого осуждения [ни вердикта “виновен”, ни наказания] тем, которые во Христе Иисусе [которые верят в Него как своего Господа и Спасителя]. Потому что закон Духа жизни [который] во Христе Иисусе [закон нашего нового существования] освободил вас от закона греха и от смерти» (Рим. 8:1, 2, пер. с англ. Amplified Bible — AMP).
Именно так мы обретаем праведность — принимая Иисуса Христа как своего Спасителя. А принимая Его, мы получаем полную свободу от гнета греха, который имел над нами власть в прошлом.
ДИСКУССИЯ
1. Как понимание того, с чем пришлось бороться апостолу Павлу даже после признания им Христа своим Спасителем, помогает вам пережить невзгоды, встречающиеся на вашем христианском пути?
2. Какой пример праведности по вере мы можем найти в истории Павла, рассказанной в Библии?
Джефф Блевинс, Бель-Эр, Мэриленд, США
Доказательство
Рим. 8:15–17
Слово «adoption» с английского языка переводится как: 1) усыновление, то есть акт или процесс усыновления ребенка; 2) принятие, то есть официальное одобрение чего-либо. В греческом языке слову «adoption» соответствует huiothesia, которое означает «быть принятым в качестве сына в Божественную семью.
Для ребенка-сироты усыновление достойной семьей, имеющей добрые намерения, должно быть чудесным событием. Знать, что тебя любят, хотят защитить и научить, желают сделать частью своей семьи, — настоящее благословение.
Независимо от того, из какой страны ребенок, усыновление — это нелегкий процесс, для которого может понадобиться много денег. Однако один процесс усыновления является универсальным и абсолютно бесплатным. Для него не требуется прибегать ни к каким уловкам или лазейкам и бумажной волокиты совсем нет. Вам нужно всего лишь ответить «да!» Усыновляющему вас. При этом возникнут и трудности из-за притязаний того, кто не хочет, чтобы мы стали частью Божьей семьи.
В серии книг под названием «33 несчастья» (автор Дэниел Хэндлер. — Прим. пер.) рассказывается о трех детях по имени Вайолет, Клаус и Солнышко, родители которых трагически погибли. Детей, переезжающих с места на место, безжалостно преследует охотящийся за их наследством злобный граф Олаф со своей свитой.
Сотворив этот мир и создав Адама с Евой, Бог все передал в их руки. Они были частью Божьей семьи. Однако, когда сатана обманом ввел их в грех, они, и в каком-то смысле мы, стали сиротами. Сатана хочет уничтожить нас и безжалостно преследует, чтобы отобрать наше наследство. Но у Бога был предусмотрен план, согласно которому Он послал Своего Сына Иисуса на крестную смерть, чтобы нас можно было принять обратно в Его семью (см. 1 Ин. 3:1).
Павел пишет Послание к римлянам, чтобы сказать верующим — для страха нет причин, потому что они получили свободу от греха. У них и у нас есть Отец, к Которому мы можем обратиться в мольбе и Который готов позаботиться о нас. Мы уже не сироты, преследуемые сатаной. Мы приняты в полноценную семью, в которой Сам Бог — наш Отец. Святой Дух является свидетелем этого усыновления, говоря нам, что мы не только дети Его, но также и наследники.
ДИСКУССИЯ
1. Как вы думаете, какие библейские герои пережили опыт физического и духовного усыновления? Как Бог использовал их? Какое отношение они могут иметь к нам?
2. Давайте снова обратимся к основному тексту. Какая связь существует между рабством и страхом? Какое значение это имеет для нас сейчас и какое будет иметь в ожидающие нас тяжелые времена?
Джонатан Мэттью Лэньес, Порт-Депозит, Мэриленд, США
Практика
Рим. 8:1
В Рим. 7 Павел дает совет, как решить проблему осуждения. Нужно отказаться от своего «я» и вопиющих недостатков и сосредоточить внимание на Иисусе Христе, Чья жизнь рассматривается на суде вместо нашей. Но из-за нашей натуры нас легко увести в сторону. Павел знал, что, если это случится, мы вернемся туда, откуда начали, — к осуждению. Поэтому он повторяет, что нужно жить «по духу».
Слово walk означает «двигаться обычным шагом, достаточно медленно, по очереди поднимая и опуская на землю каждую ногу». По этой причине данное слово является превосходным примером постоянно развивающихся отношений со Спасителем. Успешно «ходить» с Ним вам помогут несколько советов, представленных ниже.
Определитесь с направлением. Я люблю гулять. И где бы я ни жил, всегда стараюсь скорее выяснить, какие места для прогулок расположены поблизости. Перед прогулкой я проверяю маршрут по карте или в интернете. Это помогает мне определиться, куда я иду, какое расстояние надо пройти, насколько сложен маршрут и рельеф местности и даже какая природа будет меня окружать. Если этого не сделать (что иногда случается), я рискую пойти не в том направлении, и вместо радости и новых открытий итогом прогулки станут лишь разочарование и изнеможение.
Не спешите. Иногда я пытаюсь побыстрее пройти по выбранному пути, но в результате, уставший, оказываюсь далеко от того места, куда направлялся. Точно так же многие верующие стремятся скорее достичь христианской зрелости за счет эффектных поступков, пока однажды в их отношениях с Иисусом не возникают серьезные проблемы. По словам Павла, нужно лишь «ходить» в Духе, заботясь о том, чтобы вера постепенно возрастала и укреплялась.
Не сходите с пути. Во время прогулки мне попадается множество уходящих в сторону тропинок. Возможно, и нет ничего плохого в том, чтобы свернуть на какую-либо из них, но, поступив так, я останусь без сил, и будет трудно добраться туда, куда я изначально шел. И на нашем духовном пути не должно быть таких заминок и блужданий, мы не должны останавливаться каждые несколько метров, разглядывая в изумлении соблазны этого мира или свои собственные недостатки.
Регулярно упражняйтесь. Чтобы держать себя в форме, я стараюсь совершать прогулки каждый день. Точно так же нам необходимо ежедневно заботиться о своей духовной жизни, чтобы становиться ближе к нашему «месту назначения» — крепким взаимоотношениям с Иисусом. Во время своих духовных прогулок мы должны постоянно познавать любовь Божью и Его волю, до тех пор пока привязанность к этому миру и страх прошлого не перестанут удерживать нас.
ДИСКУССИЯ
1. Если бы вы могли создать «карту» идеальных отношений с Иисусом, как она выглядела бы? Какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы достичь желаемого?
2. Составьте список всего, что отвлекает ваш взгляд от поставленной вами духовной цели. Что вы можете сделать для того, чтобы не отклоняться с выбранного пути?
Кеннет Л. Коулмэн, Элктон, Мэриленд, США
Мнение
Рим. 6:14; 7:15, 18; 8:3, 4; Гал. 5:24
Канат для эквилибриста всегда натягивают высоко. Возможно, однажды вы проснулись и подумали: «Хочу попробовать рискнуть нарушить закон», но попытка провалилась. Глядя на себя в зеркало и видя «синяки» на лице как напоминание о том, что вы оказались недостаточно хороши, вы решали попробовать снова, думая, что со временем, возможно, будет получаться лучше. Но, казалось, Бог никогда не бывал вами доволен.
Закон не спаситель, он — мерило. И так как закон не может нас спасти, вдали от нашего настоящего Спасителя Иисуса мы обречены. Благодаря закону мы знаем, какие требования предъявляются к нашей жизни, но освободить от контролирующего нас греха закон не в силах. Проблема заключается в том, что мы не можем отказаться от греха, потому что он держит нас мертвой хваткой, шепчет нам на ухо свои советы и управляет нашими действиями. Но все, что грех нашептывает нам, противоречит Закону Божьему. Нам нравится в грехе то, что питает нашу ненасытную жажду и временно решает проблему с глубочайшей нуждой нашего сердца, давая возможность закрывать на нее глаза.
Закон не может разорвать хватку греха (см. Рим. 8:3), он способен лишь указать нам на наши грехи. Поэтому ветхозаветная система жертвоприношений не могла освободить грешника от греха, разве что связывала грешника с грядущим Мессией, Агнцем Божьим. Разнообразные жертвы никак не могли освободить грешника от греха, они только могли открыть последствия греха. Все они указывали на Того, Кто действительно мог спасти их от греха. Он смог противостать греху и освободить человечество из его железной хватки. Своей собственной силой нам от греха не избавиться. Только Иисус может ослабить власть греха над нами, чтобы мы могли освободиться и прийти к Нему.
Когда мы пытаемся идти по краю пропасти этой жизни, именно Иисус каждый раз подхватывает нас, когда мы падаем, и помогает добраться до противоположной стороны без признаков падения. Мы должны добраться до места назначения с помощью Иисуса, потому что иначе нас будут судить за количество падений, пережитых нами.
ДИСКУССИЯ
1. Что Рим. 7:15, 18 говорит нам о попытках угодить Богу без помощи Иисуса?
2. Согласно этим стихам, в чем заключается роль Духа и наша роль?
Селеста Берт, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
Исследование
Рим. 6:1–11; 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Две наиболее смущающие христиан дилеммы — это власть человеческой природы над душой и озадачивающая ситуация, когда проявление Божьего закона, кажется, приводит к еще более нехорошему поведению. В разделе Слово говорится: «Желание ребенка прикоснуться к горячей плите резко усиливается после слов матери: “Не трогай плиту!”». Как нам поддерживать спасительную связь с Иисусом, чтобы эти всплески случались все реже и реже? Частично ответ заключается в том, чтобы помнить — праведность Христа действительно покрывает наши грехи, и жизнь «по духу» постепенно творит внутри нас природу Христа.
ЗАДАНИЯ
Нарисуйте по памяти детальный (в полный рост) портрет первого в вашей жизни полицейского. Прорисуйте черты лица, изображая равнодушие, улыбку, недовольство и так далее. По краям рисунка перечислите эмоции, которые вы испытывали в присутствии этого человека. Какие из этих эмоций вы ощущаете (или когда-либо ощущали) по отношению к Богу? Почему?
Распечатайте восьмую главу Послания к римлянам и носите с собой, отправляясь на часовую прогулку. Прочитайте эту главу несколько раз и поразмышляйте о своей обычной «прогулке» в будние дни, когда вы ездите на учебу или на работу, на обед или в магазин, отвозите и привозите детей и так далее. Подумайте о том, какая помощь Святого Духа вам нужна на каждом этапе этой «прогулки» (см. Рим. 8:1).
Вспомните, как вы назвали своего отца в первый раз. Какое слово вы произнесли — «а-па» или «папа», а может быть, «авва» (Рим. 8:15) или какое-то еще? Какие чувства вы испытываете, слыша или произнося это слово?
Начните в соцсетях дискуссию на тему «Помню, как я крестился». Сначала опишите, как прошло ваше крещение — кто присутствовал, когда это произошло, где и почему, а затем попросите тех, кто там был, поделиться своими воспоминаниями об этом событии. Если есть фотографии, выложите их. Поговорите о том, почему крещение было для вас «смертью» (Рим. 6:1–11).
Спросите своего учителя субботней школы, можно ли вам организовать во время урока обсуждение темы усыновления. Приведите одного из членов церкви, который был когда-то усыновлен, или попросите прийти кого-то из знакомых, не принадлежащих к церкви. Спросите этого человека, какие чувства во время усыновления он испытал, узнав, что это означает на самом деле. Поинтересуйтесь, какие отношения у него сложились с братьями и сестрами, которые были родными детьми усыновивших его родителей. Узнайте у класса, какое отношение, по их мнению, эти ответы имеют к духовному усыновлению (см. Рим. 8:15–17).
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Пс. 118 (самая длинная глава в Библии — грандиозный рекламный ролик о преимуществах Божьего закона).
Евр. 8:10; 10:16, 17.
Э. Уайт. Путь ко Христу, гл. 9.
Майлэн Шурш, Рентон, Вашингтон, США