«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1, 2).
Вступление
Рим. 5
Как-то мне на глаза попалась наклейка на авто. Там было написано: «Нет Иисуса — нет мира, найдешь Иисуса — найдешь мир». Это напомнило мне о том, что христианскому сообществу повезло больше всех. Многие люди ищут и жаждут мира. Однако, как гласит наклейка, пока человек не узнает, что Иисус — его Спаситель, мир так и будет ускользать от него.
Когда Святой Дух открывает человеку его греховное состояние, в сердце настоящего верующего происходят чудесные изменения. Человек получает оправдание по вере в Иисуса Христа. Оправдание устраняет вину за грех, и мир с Богом становится реальным. В сердце поселяется уверенность — нам не нужно доказывать, что мы достойны Божьей любви, наоборот, мы уверены, что являемся друзьями Бога и дверь в небесные обители открыта для нас всегда. Понимание того, что на нас не заведена никакая «карточка учета» и все улажено Иисусом, дает ощущение свободы. По сути, мы получаем больше времени для прославления Бога и меньше — для ненависти к самим себе.
Мы можем получить Божью благодать. Благодаря благодати мы предстаем перед Богом в крайне выгодном свете. Павел сообщает нам, что «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20). По этой причине для Бога нет слишком плохих людей, Он позаботился о прощении наших грехов через жертвенную смерть Своего Сына Иисуса Христа.
Недавно я была в спортивной школе на церемонии награждения моего племянника. Его мать заранее приобрела билет, чтобы я смогла попасть на это мероприятие. Наша вера подобна такому билету. Именно она дарует нам допуск к Богу. Хотя Иисус действительно заплатил за нас, в качестве пропуска к Отцу нам все еще нужна наша вера. Доверяясь Иисусу, мы оправдываемся верой и обретаем мир с Богом. Наша вера — это проводник, с помощью которого оправдание становится возможным.
Джули Камарин в своем комментарии к Рим. 5 пишет о том, что Павел «в начале главы напоминает нам о нескольких важных вещах. Во-первых, мы получили оправдание по вере и благодаря этому примирились с Богом. Наше оправдание и обретенный в результате мир возможны только по вере в Иисуса, когда мы полностью полагаемся на Него; тогда, облеченные в благодать, мы предстаем перед престолом Божьим — местом благоволения и милости. Зная все это, мы с надеждой ожидаем Его скорейшего возвращения. Эта надежда дает нам силы жить достойно. Сегодня я славлю Бога за то, что Он совершил все это только по Своей любви к нам. Нас ожидает прекрасное будущее, потому что мы названы детьми Божьими».
Карен Н. Кэмпбелл, Вулверхэмптон, Соединенное Королевство
Доказательство
Ин. 8:3–11; Рим. 3:23, 24
«Что есть оправдание по вере? Это труд Божий — повергнуть в прах славу человеческую и совершить для человека то, что он не в силах сделать для себя сам. Когда люди осознают собственную ничтожность, они готовы облачиться в одежды Христовой праведности».
«Оправдание противоположно осуждению. Безграничная Божья милость проявляется к тем, кто ее совершенно не заслуживает… Через веру во Христа виновный беззаконник обретает благоволение у Бога и твердую надежду на вечную жизнь». Мы не можем заслужить оправдание, это дар, получаемый нами благодаря вере (см. Рим. 3:24). Получив оправдание, будучи оправданными, мы должны жить верой (см. Рим. 1:17). Мы должны жить, руководствуясь Его Словом (см. Мф. 4:4), укрепляясь Его силой (см. Флп. 4:13). Вот как проявляется оправдание на практике. Почему мы следуем за Агнцем? Потому что любим Его (см. Ин. 14:15). Почему мы любим Его? Потому что мы понимаем, какой ценой досталось нам оправдание, а именно ценой Голгофского креста. Мы любим Его, потому что Он первый возлюбил нас. Он доказывает Свою любовь к нам тем, что отдал Сына Своего на смерть за нас, когда мы были еще грешниками (см. Ин. 3:16; Рим. 5:8; 1 Ин. 4:19).
Давайте глубже изучим «действие» оправдания верой, помня об утверждении, что «оправдание противоположно осуждению» (см. Ин. 8:3–11). К Иисусу привели женщину, которая нарушила седьмую заповедь, а значит, согрешила (см. 1 Ин. 3:4). «Ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Все мы согрешили (см. Рим. 3:23), поэтому, подобно той женщине, заслуживаем смерти или осуждения. Но Иисус сказал: «И Я не осуждаю тебя» (Ин. 8:11). Она была оправдана, получив прощение Христа. Она облеклась в одежды праведности Христа. Этой женщине была зачтена Его безгрешная жизнь. Иисус сказал ей: «Иди и впредь не греши». Закон стал ее руководством (см. Рим. 7:7). Что теперь побуждало ее к соблюдению заповедей? Любовь к Богу, основанная на понимании Его любви к ней. Эта женщина была спасена благодатью через веру (см. Еф. 2:8). Она получила «оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24).
Оправдание — это дар, приобретаемый благодаря вере. Мы испытываем удовлетворение, живя по вере и становясь все более и более похожими на Христа, ведь мы следуем за Ним, куда бы Он ни пошел (см. Откр. 14:4). Мы должны поступать так, как поступал Он (см. 1 Ин. 2:6).
Марк Лэнгстон, Вулверхэмптон, Соединенное Королевство
Слово
Рим. 5:1, 2
Что такое оправдание? Что оно дает верующему? Что особенного в том мире, который мы обретаем, будучи оправданы? Что означает «иметь веру»? Оправдание возможно только по вере и никак иначе.
Что такое оправдание? (См. Рим. 6:23, 1 Ин. 3:4)
Слово «оправдать» мы используем в своей повседневной речи. Например, всем нам знакомо выражение: «Прекрати оправдываться». Что же такое самооправдание? Это такие заявления, как «я невиновен», «я ни в чем не виноват» и «я не заслуживаю наказания». Все эти утверждения передают смысл слова «оправдание». В Библии данное слово используется в том же контексте.
В глазах Божьих в оправдании нуждается тот, кто виновен и заслуживает наказания. Но что же такого совершил род человеческий, чтобы заслужить наказание и обвинение в неправедности? В Библии сказано: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Наказание за совершение греха — это смерть грешника, и из-за своего беззакония он становится неправедным. Однако именно оправдание освобождает грешника от наказания за грех и устраняет неправедность, причиной которой этот грех явился.
Давайте подойдем к этой истине с практической точки зрения. Посмотрим, что Иисус сказал о Своем служении на земле. Он утверждал, что Дух Господень пребывает на Нем, поручая проповедовать освобождение пленным (см. Лк. 4:18). Кто удерживает этих пленных? По словам Иисуса, «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Пленные — это те, кто находится в узах своих грехов, они — заключенные, которые не могут освободиться, поэтому Иисус сказал, что пришел проповедовать освобождение пленным. Следовательно, Благая весть приносит освобождение и настоящую победу над грехом, давая грешнику возможность вырваться из «уз греха» (Притч. 5:22). И все это мы получаем вместе с даром оправдания.
Оправдание верой — не просто свобода от наказания за грех. Это также и свобода от силы греха. Это не просто прощение грехов, но и возможность отвернуться от них. Если грешник оправдан и провозглашен праведным, а грех — это нарушение закона, тогда оправдание приводит грешника к совершенному согласию с законом Божьим.
«Мир с Богом» (см. Рим. 5:1; Ин. 3:16; Иер. 29:11)
Нам стоит уделить время обсуждению концепции мира с Богом. В Рим. 5:1 не говорится о том, что мы обретаем мир, и на этом ставится точка. В отрывке сказано: «Мы имеем мир с Богом» (курсив автора). Это полностью меняет наше представление о том, что мы получаем, как в случае с многими христианами, которые говорят о том, что испытывают особые чувства, будучи прощены. Этот мир не имеет отношения к чувствам, это вопрос примирения. Как можно описать ситуацию, когда между двумя людьми нет мира? Они находятся в состоянии вражды. Бог ли источник этой вражды? Конечно нет. В Библии сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир» (Ин. 3:16) и: «Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения мира, а не зла» (Иер. 29:11, пер. с англ. NKJV). Итак, не Бог находится с человеком в состоянии войны, а человек — в состоянии вражды с Богом. Потому что именно человек поднимает бунт, нарушает закон и живет с глубоко укоренившейся в его человеческой природе ненавистью (см. Пс. 50:7; Рим. 8:7).
«По вере» (см. Мф. 8:8, 10; Рим. 7:18; 10:17)
Что такое вера? В Рим. 10:17 говорится: «Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божия». Вера рождается от понимания Слова Божьего. Когда Иисус отправился исцелять слугу римского сотника, воин отказался пригласить Иисуса под свой кров, считая себя недостойным, но попросил Его: «Но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8:8, курсив автора). Иисус обратил внимание на такую великую веру (см. Мф. 8:10). Искренняя вера состоит в том, чтобы ожидать от Слова Божьего исполнения написанного в нем. Следовательно, оправдание может быть даровано только по вере. Грешник верит, что получит этот дар праведности по обетованию Божьему, потому что наши человеческие усилия и самые удачные попытки жить праведно тщетны. Павел пишет о неспособности человеческой природы повиноваться Божьему закону. Он говорит: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим. 7:18). С этой природой мы родились, с природой, в которой «не живет… доброе». Однако многие члены церкви верят, что могут соблюсти закон Божий, который свят, как и Сам Бог, без Христа и без Духа Божьего. Какое заблуждение! Чем быстрее мы перестанем доверять самим себе и смиренно примем Его праведность во всей полноте, тем быстрее мы узнаем, как может изменить нашу жизнь оправдание.
Майкл Дэнтси, Вулверхэмптон, Соединенное Королевство
Свидетельство
Рим. 5:19
«Вчера утром (11 февраля) люди по всему миру аплодировали, когда ученые объявили о том, что впервые были зарегистрированы гравитационные волны — возмущения пространства-времени, существование которых первым предположил в 1916 году Альберт Эйнштейн… Но действительно грандиозно это открытие тем, что, по словам ученых, оно дает возможность человечеству посмотреть на Вселенную с совершенно новой точки зрения. Способность напрямую регистрировать гравитационные волны, которые образуются в результате ускорения или замедления движения в космосе огромных объектов, сравнили с глухим человеком, внезапно получившим способность слышать звуки. Теперь нам доступна информация совершенно нового уровня».
Когда Адам и Ева услышали утверждение сатаны: «Нет, не умрете.… вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4, 5, курсив автора), им предстояло принять судьбоносное решение — довериться Создателю или поверить обольстителю?
«Адам не настраивал себя против Бога, он ни слова не сказал против Создателя. Он просто нарушил Его ясно выраженное повеление… Адам же не представлял себе всех последствий своего непослушания».
Непослушание Адама привело к открытию информации совершенно нового уровня, и возмущения, «сгенерированные» тем решением, преломили «пространство» между человечеством и Богом.
«Адам поддался искушению», но «грех — это не только недостойный поступок, но и непослушание ясно выраженной воле Божьей».
Хотя Адам слишком поздно осознал, что «грех оказывает влияние на всего человека в целом», на всю человеческую расу, тем не менее он смог утешиться обетованием: «Такое же влияние имеет и благодать».
«Взяв на себя грехи мира, Он [Иисус] прошел там, где Адам упал. Он пережил испытание намного более суровое, чем то, в котором Адам потерпел неудачу. Он одержал победу ради человечества и покорил человеческую натуру, чтобы Его послушание, чистота Его характера, Его непорочность и праведность могли перейти к человеку, чтобы Его именем тот сам мог победить врага».
«Искупление, совершенное Христом… это Божественное лекарство, исцеляющее от беззакония и восстанавливающее духовное здоровье. Это назначенное Небесами средство, с помощью которого мы не только сможем облечься в праведность Христа, – она поселится в нашем сердце и отразится в нашем характере».
Христос, второй Адам, вмешался в ситуацию и прошел там, «где Адам упал… Он исправил бесславное поражение и падение Адама, выйдя из испытания незапятнанным». Давайте же воспользуемся тем влиянием, что дает нам великая победа Христа!
Джозеф Хиггинс, Вулверхэмптон, Соединенное Королевство
Практика
Рим. 5:15–19
Вы когда-нибудь переживали по поводу усовершенствования чего-либо? Наше поколение никогда не довольствуется тем, что имеет. Мы хотим чего-то лучшего. Когда на рынке впервые появился iPhone 6, люди выстраивались в очередь возле магазинов компании Apple, некоторые приходили рано утром, чтобы первыми получить улучшенный смартфон. Благодаря паре обновлений старая модель и новая выглядели практически одинаково. Они одного размера, можно даже найти модель того же цвета. Однако, оказывается, старой модели айфона до новой так же далеко, как от Земли до другой планеты.
В Рим. 5:15–19 Павел противопоставляет двух людей, которые кажутся очень похожими. У них общий отец, одна и та же природа, жили они на одной планете, и выбор перед ними стоял один и тот же, но принятые ими решения коренным образом отличались друг от друга и имели совершенно разные последствия на всех нас. Адам, живший в Едемском саду, поверил, что воля змея лучше воли Божьей, и его выбор обернулся для всех нас страданиями, грехом и бесчестием. Иисус, молясь в Гефсиманском саду, решил принять волю Божью для Своей жизни и тем приобрел для всех нас прощение, исцеление, благодать и жизнь.
В Рим. 5:17 говорится, что грех и смерть могут передаваться от одного к другому. Из-за решения Адама грех распространился по земле, как вирус, затрагивая не только человечество, но и все творение. Хотя грех и страдания вошли в мир через грехопадение Адама, ранее в Рим. 3:23 Павел говорит нам о том, что все мы согрешили и не соответствуем стандарту, который Бог установил для нас. Своим непослушанием Адам наделил нас возможностью грешить, и все мы ею воспользовались. Он считал, что своим поступком усовершенствует модель, созданную Богом, а мы все выстроились в очередь, чтобы получить ее. Все, кроме Иисуса. Он пришел на землю, приняв падшую человеческую природу, и, получив возможность присоединиться к нам в этом мятеже, показал нам путь к свободной жизни. Он так верил в эту свободу, что был готов умереть ради того, чтобы мы тоже смогли ее испытать.
Насколько же могущественна и, по словам Павла, даже более заразительна благодать Божья по сравнению с грехом! Грех и сравниться не может с ней, потому что она намного сильнее. Благодать способна восстановить все, что было разрушено грехом. Победа, которую Иисус одержал над грехом и смертью благодаря Своему воскресению, также может передаваться от одного к другому. Приняв Иисуса, вы тоже сможете испытать победу над грехом в своей жизни не только здесь и сейчас. Вам станет доступна и окончательная победа над смертью. Не довольствуйтесь жизнью, которую имеете сейчас. Иисус предлагает всем нам свободу стать усовершенствованной версией самих себя — мы можем выбрать наивысшее обновление для своей нынешней жизни и вечности.
ДИСКУССИЯ
1. Какие области своей жизни вы попросили бы Бога усовершенствовать?
2. Как вы думаете, было бы Иисусу сложнее жить безупречной жизнью в наше время?
Шэйд Генри, Лондон, Англия
Мнение
Рим. 3:23; 5:12; Откр. 1:18
Это нечестно! Меня там не было! Я даже еще не родился, следовательно, не мог принять никакого решения, которое могло бы повлиять на исход ситуации! Так почему же я должен страдать из-за последствий того, в чем не виноват? Это все Адам!
Подобная цепочка аргументов напоминает о ситуации, которая повергла многих людей в шок, — участники референдума 2016 года проголосовали за выход Британии из Евросоюза. Власти предержащие и неизбранные представители принимали решения, касающиеся будущего суверенных государств. Соединенное Королевство было сыто этим по горло, и было решено проголосовать за выход из ЕС, что привело к неожиданной неразберихе внутри Союза. Точно так же Адам стал тем, из-за чьего сознательного решения совершить грех в этот мир вошли страдание и хаос. Последствиям этого решения с древних времен был подвержен каждый человек на планете — мужчина ли, женщина или ребенок. Но, к счастью, история на этом не заканчивается.
После того как Павел отметил, что Адам — это образ Христа, можно было бы ожидать, что апостол уточнит, чем они оба похожи. Однако вместо этого Павел противопоставляет их друг другу. Единственная схожесть, о которой он говорит, заключается в том, что действия и Адама, и Иисуса «имели далеко идущие последствия для всех тех, кто жил после и был связан с ними неразрывной связью». «Павел не столько сравнивает Адама с Иисусом, сколько противопоставляет то влияние, которое оказали их поступки; непослушание Адама привело к смерти всех тех, кто жил после него, а результатом послушания Христа стал дар жизни всем, кто верит в Него. Но это различие ничего бы не значило, не будь между ними скрытого сходства». Таким образом, вопрос о справедливости нейтрализуется — нас не было ни в Едемском саду, ни на Голгофе.
Помните об этом чудесном утверждении, которое служит своеобразным задатком, подтверждающим Его способность полностью дать нам свободу — не в грехе, а от греха. «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости» (Иуд. 24). Имея такое обетование, мы можем полностью доверять Богу. Он будет совершать в нас Свою работу. Далее мы сосредоточим свое внимание на славе Божьей, действующей в нас. Это великая тайна благочестия — Он явился во плоти (см. 1 Тим. 3:16). А теперь Он хочет, чтобы наша жизнь полностью принадлежала Ему и чтобы Он мог быть явлен в нас и через нас!
ДИСКУССИЯ
1. Какое значение имеют для нас смерть и воскресение Христа, учитывая, что мы согрешили и лишены Его славы?
2. Имеет ли, по вашему мнению, Христос достаточно силы, чтобы изменить ваше старое «я» и сотворить внутри вас новую жизнь? Как Он это сделает?
Тревор Джонсон, Хартфордшир, Соединенное Королевство
Исследование
Рим. 5:1, 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей книге «Все, что могу, — во славу Его» Освальд Чеймберс писал: «Спасение Божье основывается не на человеческой логике, а на жертвенной смерти Христа». Когда мы пытаемся раскрыть тайну того, как невинная личность могла добровольно умереть за виновного, нам это кажется бессмысленным. Чем больше мы стараемся аргументировать этот поступок, тем менее логичным он для нас становится. В конце концов нам надо принять любовь Божью и Его реакцию на наш грех как то, что полностью понять мы сможем только на небе.
Для нас, христиан, верить в праведность по вере означает признать тот факт, что Своей смертью Иисус полностью заплатил за наши грехи. Во-вторых, мы верим, что благодаря этой жертве Бог охотно прощает наши грехи. Жертва Иисуса не означает, что каждый автоматически получает спасение, но что оно доступно каждому, кто решает принять его.
ЗАДАНИЯ
Послушайте песню Натали Грант «Только во Христе» («In Christ Alone» by Natalie Grant), которая побуждает задуматься о важности дара Христа и о том, что никакие наши дела не смогут спасти нас. Это может только Бог.
Взяв за основу памятный стих Рим. 5:1, 2, сочините песню, размышляя в процессе о том, как мы получаем оправдание по вере.
Подробно разберите схемы «Праведность по вере» и «Праведность по делам».
Из глины или любого другого материала для лепки вылепите символ, который отражает ваше понимание праведности по вере.
Поразмышляйте о том, что мы имеем мир с Богом, потому что верим в праведность по вере. Объясните, на что вы надеетесь, радуясь данному факту.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Э. Уайт. Вера и дела, с. 15–26.
Моррис Венден. Вера в действии.
Эшли М. Вагнер, Юнион-Спрингс, Нью-Йорк, США