«Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28).
Вступление
Тит. 3:5
Вспомним всем известную историю о человеке, который упал в глубокий высохший колодец. На дне его было темно. Человек громко кричал, зовя на помощь, но надежды, казалось, не было. Наконец кто-то, проходивший мимо колодца, сообразил, как можно помочь. На дно колодца была сброшена веревка, и человек стал подниматься по ней наверх, пока не выбрался наружу живой и невредимый.
Может ли этот человек заявить, что спасся, выбравшись из колодца своими собственными силами? Вероятно, может. Но, учитывая глубину колодца, он, возможно, падал бы на дно снова и снова при каждой попытке выбраться. Однако, если бы ему не дали ни веревки, ни чего-либо другого, смог бы он спастись?
Между верующими всегда велись споры по поводу спасения. Многие люди думают, что совершаемые ими дела и добрые поступки могут спасти их. Но если бы это было так, из-за каждой нашей ошибки и каждого совершённого греха мы были бы подвержены смерти, так как «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Как грешники мы «были мертвы по причине своих преступлений и грехов» (Эф. 2:1, пер. РБО). Библия объясняет нам, что «не по нашим “праведным” делам, которые мы совершали, но по Его милости, — Он спас нас» (Тит. 3:5, пер. РБО). По Своей благодати и милости Бог сделал все необходимое для нашего спасения. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8, 9). «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24). Таким образом, Библия ясно показывает, что спасение мы обретаем только по благодати и милости Его, а не своими собственными усилиями.
Хотя мы стремимся жить жизнью веры и у каждого из нас порой бывают взлеты и падения, «Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). И пусть добрые дела не могут спасти нас, но они свидетельствуют о том, что мы по-настоящему доверяем Ему и позволяем изменять нас. Только верующие, получающие Святого Духа (см. Ин. 7:38, 39) и приносящие плод Духа (см. Гал. 5:22, 23), действительно обретают верой Божий дар.
Что же нам в таком случае делать для того, чтобы испытать милость и благодать Божью? «И, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:30, 31). Просите Бога и доверьте Ему свое спасение. Важно помнить, что Он — единственный, Кто может сделать это для нас.
Освальд Тароре, Джакарта, Индонезия
Доказательство
Рим. 3:19–28; Иак. 2:10, 18; Откр. 14:12
В словаре Merriam-Webster даются следующие определения слова «оправдание»: «приемлемая причина для совершения какого-либо действия; что-то, что оправдывает какое-либо действие; действие, процесс или состояние, при котором человек становится оправданным Богом». Слово оправдание (евр. tsaddiq; греч. dikaioo) часто используется в Библии с юридическим оттенком, означая прощение или оправдание.
Причина, по которой закон не может никого оправдать, четко объясняется: «Ибо законом познаётся грех» (Рим. 3:20). Закон всего лишь может открыть грешнику глаза на его грехи, но не способен устранить их. Как же люди могут получить оправдание, если все под грехом? Мы можем быть оправданы перед Богом через веру в Иисуса Христа. Мы получаем «оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24). И хотя все мы виновны в нарушении закона Божьего, Он предлагает прощение всем, кто верит в Иисуса.
Более того, оправдание показывает, что Бог делает с нашими грехами и как принимает нас, признавая праведными перед Ним. Это не означает, что оно делает нас праведными, благодаря ему нас просто провозглашают таковыми. Давайте прочитаем несколько стихов из Ветхого Завета, в которых Бог оправдывает всех, кто верит в Него и доверяет Его обетованиям.
«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Об Иове говорится, что он был «непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов. 1:1). Господь спрашивал его: «Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему» (Иов. 39:32). Иов ответил: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5, 6). Обличив Давида в грехе прелюбодеяния и убийства, Нафан затем сообщает царю, что тот оправдан. «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» (2 Цар. 12:13). Это и есть оправдание верой по благодати. Павел открывает истину, утверждая, что закон и пророки свидетельствуют: «независимо от закона, явилась правда Божия» (Рим. 3:21).
Как грешнику оправдаться перед Богом? Библия говорит, что грешник может быть оправдан перед Богом только верой. «А без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28; также см. Рим. 5:1).
Однако если кто-то нарушает одну из заповедей, он виновен в нарушении всего закона и навлекает на себя суд Божий (см. Иак. 2:10). Иаков особенно подчеркивает, что мы должны показывать свою веру. Окружающие нас люди должны видеть ее в наших добрых делах (см. Иак. 2:18; см. также Мф. 19:17 и Рим. 2:13). Иаков говорит о тех, кто называют себя христианами, но не подтверждают реальности своей веры делами. Апостол утверждает, что истинная вера всегда выражается в делах. Вопрос в том, почему Иаков и Павел учат разному? Противоречат ли их идеи друг другу? Нет. Павел обращает наше внимание на источник оправдания (веру); Иаков делает акцент на плоде оправдания (делах). Павел говорит об оправдании в глазах Божьих, в то время как Иаков ведет речь об оправдании перед людьми.
Следовательно, доктрина об оправдании верой научила нас тому, что быть оправданным означает стать праведным и святым и быть принятым Богом. Это — дар Божий (см. Еф. 2:8). Спасение можно обрести только в Иисусе и ни в ком другом (см. Деян. 4:12). В контексте Благой вести оправдание означает, что мы оправданы благодатью через веру. Адвентисты седьмого дня верят, что они были призваны провозгласить вечное Евангелие всякому племени, и колену, и языку, и народу (см. Откр. 14:6–12) и явить его с терпением «святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).
ДИСКУССИЯ
1. Назовите источник нашего оправдания.
2. Каково доказательство нашего оправдания?
Ронни Рэмби, Западная Джакарта, Индонезия
Слово
Рим. 3:28; 7:22–24
Что нам дает спасение (см. Лк. 18:9–14; Рим. 2:14, 15)
Как освободиться от проблем этого мира? Ответ на этот вопрос был тайной. В Послании к римлянам говорится, что некоторые решили раскрыть ее против воли Божьей (см. Рим. 1:30–32); остальные предпочли последовать указаниям Бога, изложенным в Торе или подсказанным их совестью (см. Рим. 2:14, 15). В действительности, люди, полагающиеся на свои собственные усилия без учета воли Божьей, в итоге сталкиваются лишь с безысходностью и отчаяньем (см. Еккл. 2:22, 23). Удел остальных — разочарование или даже самоуничтожение (см. Навуходоносор в Дан. 4:28–33 и Ирод в Деян. 12:21–23).
Те, кто выбирает спасение через послушание воле Божьей, попадают в большие неприятности. Хотя закон — это путь счастья (см. Пс. 1; 118), люди, которые пытаются через соблюдение его достичь праведности, сталкиваются с двумя проблемами. Первая проблема показана в притче, рассказанной Иисусом в Лк. 18:9–14. Тот, кто соблюдал закон, был признан неправедным, потому что основой его религии стал эгоцентризм.
Фарисей в этой притче молился: «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:12). Настолько религиозная личность посвящает себя Богу через послушание закону. В противоположность ему другой человек, род занятий которого большинство людей ненавидит, смиренно молит: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18:13). Иисус недвусмысленно объясняет, какой урок нам следует извлечь из этой истории. «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).
Вторая проблема состоит в том, что те, кто пытается жить праведной жизнью, повинуясь закону Божьему, рано или поздно обнаружат, что никогда не смогут исполнить все его предписания (см. Рим. 7:22–24). Отчаяние, разочарование и саморазрушение настигнут их. Если мысли человека сосредоточены на добрых делах и он делает их целью своей повседневной жизни, значит, он не послушен воле Божьей, которая заключается в получении Его дара спасения через веру.
Не относитесь к спасению легкомысленно (см. Рим. 3:23, 24, 28)
Мартин Лютер нашел ключ к тайне праведности. Послание к римлянам открыло ему глаза на чудо спасения. Он понял, что никогда и никому не удастся сделать его праведным, добродетельным или счастливым, потому что такова греховная человеческая природа. Праведность можно обрести только посредством искупления. В Послании к римлянам дается объяснение: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23, 24).
Только Сам Бог может вернуть человечеству утраченную праведность. Иисус Христос, Сын Божий, был принесен в жертву ради искупления человеческой расы и ради того, чтобы наделить их истинной праведностью. Каждый, кто хочет быть праведным, сможет достичь этого только верой и никогда — делами. В этом и заключается благая весть спасения. Только с помощью Иисуса мы сможем освободиться от проблем этого мира и жить праведной, свободной и счастливой жизнью.
Что именно в учении о праведности по вере люди так неправильно понимают? Могут ли Десять заповедей внести ясность в этот вопрос? В Рим. 3:28 Павел заявляет, что «человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Это утверждение во многом неправильно понимается. Некоторые люди относятся к спасению слишком легкомысленно, полагая, что вера в Иисуса подразумевает свободу делать все, что захочется. Кто-то яростно обвиняет Павла, считая его лжеапостолом, который превращает христианство в религию без всяких правил. В связи с этим некоторые христиане отказываются от трудов Павла и принимают только Евангелия.
Дух правил и предписаний (см. Исх. 20:1–17)
В книге Исход мы находим объяснение того, как Бог позаботился о даре праведности для нас. Бог дал людям Свой закон на горе Синай. В Исх. 20:3–17 подробно перечислены все предписания, исполнения которых Бог ожидал от Своего народа. Однако, чтобы понять дух этих правил, нужно прочитать Исх. 20:1, 2: «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». В этом отрывке представление Законодателя предшествует описанию содержания закона. В отрывке ясно говорится о том, что освобождение было даром Божьим.
Другими словами, Бог не требовал, чтобы израильтяне стали праведными посредством исполнения Его закона в качестве условия освобождения их из Египта. Движимый любовью, Бог просто призвал их следовать за Ним, и, когда израильтяне поверили Ему, Он совершил великие чудеса и избавил их от рабства. Таким образом, мы видим, что Бог не использовал Десять заповедей в качестве требования для освобождения народа из Египта. Ему была нужна только вера. Затем после выхода из Египта были даны Десять заповедей. Это показывает, что закон был дан израильтянам для того, чтобы они получили настоящее удовольствие от жизни, освободившись от рабства (см. Пс. 18:8–12; 111; 118). На основании этого можно сделать вывод о том, что источником праведности являются не дела закона, а вера, изменяющая жизнь.
И. Х. Майкл Палар, Джакарта, Индонезия
Свидетельство
Рим. 2:13
«Существуют великие, надолго сокрытые под сором заблуждений истины, которые необходимо открыть людям. Учение об оправдании верой было утрачено из виду многими, кто исповедует веру в Трехангельскую весть. Так называемые “люди святости” зашли слишком далеко в этом вопросе. С огромным рвением они учат: “Лишь веруйте во Христа, и будете спасены; время закона Божьего прошло”. Но не таково учение Слова Божьего. Для такой веры нет основания. Не такова драгоценная жемчужина истины, которую Бог дал Своему народу для настоящего времени. Это учение уводит искренние души с верного пути. Свет, исходящий от Слова Божьего, открывает нам, что закон должен быть провозглашен. Христос должен быть превозносим потому, что Он есть Спаситель, прощающий преступление, нечестие и грех, но ни в коем случае не очищающий виновную и нераскаявшуюся душу».
«Когда грешник смотрит на закон, приходит осознание вины, ложащееся тяжким бременем на совесть, и он осуждается. Единственное утешение и надежда для него — взирать на Голгофский крест. Когда человек отваживается положиться на обетования, принимая Бога в Его Слове, он чувствует облегчение и мир в душе. Он восклицает: “Господи, Ты обещал спасти всех, приходящих к Тебе во имя Твоего Сына. Я чувствую себя потерянным, беспомощным, лишенным всякой надежды. Господи, спаси меня, или я погибну”. Он верой полагается на Христа и оправдывается перед Богом.
Но хотя Бог, будучи праведным, все же может оправдывать грешника через заслуги Христа, ни один человек не может покрыть свою душу одеянием Христовой праведности, если он намеренно совершает грехи и пренебрегает долгом. Чтобы оправдание совершилось, Бог требует прежде полной отдачи сердца. И чтобы человек сохранил оправдание, он должен постоянно проявлять послушание через активную живую веру, которая действует любовью и очищает душу».
ДИСКУССИЯ
1. Какие мысли могут у вас возникнуть, если кто-то скажет, что соблюдает Божий закон из страха не попасть в Царство Божье?
2. Как вы считаете, имеют ли наши дела какое-нибудь значение для обретения спасения?
Эндрю Тэнни Лием, Аирмадиди, Индонезия
Практика
Рим. 3:23, 24
Среди молодых людей одна из самых обсуждаемых тем — это тема взаимоотношений, неважно, о дружбе идет речь или о любви. Когда отношения стабильны, все просто замечательно. Однако если связь оказывается непрочной, отношения дали трещину или рушатся, изменяется и настроение.
Грешное человечество страдает из-за пошатнувшихся, давших трещину отношений с Богом. В результате мы зачастую пытаемся избежать общения с Ним. Цель вести, изложенной в Библии, — восстановить разорванные отношения между Богом и человечеством.
Слово «оправдание» мы обычно применяем по отношению к грешникам. Оправдание подразумевает наличие греха. Чтобы понять и оценить оправдание или спасение, мы должны осознать, что такое грех и как мы становимся грешниками. Ответ приводит нас в Едемский сад. Сотворив Адама и Еву, Бог наделил их свободой нравственного выбора. Они имели возможность повиноваться или не повиноваться своему Создателю. Их выбор, к сожалению, был фатальным — злоупотребить своей свободой и не послушаться Бога.
Нарушив волю Божью, Адам и Ева принесли этой земле смерть. Однако Бог, движимый любовью к Своим детям и моральной ответственностью за них, еще до сотворения земли предусмотрел план спасения (см. Еф. 1:4; 2 Тим. 1:9). Первое время благодаря благодати Божьей наши прародители еще могли наслаждаться жизнью, но по причине греха смерть была неизбежной. Иисус принял смерть вместо нас, что дает Богу возможность защищать нас, тех, кто в действительности заслуживает наказания.
Оправдание возможно только благодаря любви Бога к Своим детям и заботе об их благополучии в этом мире. По Своей благодати Он стремится дать грешникам шанс восстановить с Ним отношения. Вечная жизнь возможна только в союзе с Богом, потому что Он — единственный источник жизни во Вселенной. Оправдание по вере в Бога дает человеку свободу от греха и наказания за него.
ДИСКУССИЯ
1. Стану ли я следовать в своей жизни примеру Иисуса и буду ли послушным Его Слову?
2. Что я готов сделать для сохранения своих отношений с Богом?
Октоверано Ленгконг, Аирмадиди, Индонезия
Мнение
Рим. 10:17
В быстро изменяющемся мире жизнь многих людей, заявляющих о том, что они следуют за Христом, представляет собой просто формальные отношения или набор пустых традиций. Иногда человеку необходимо пережить глубокую печаль или, может быть, чудо, чтобы его вера ожила.
Задайтесь вопросом: «Должна ли наша вера зависеть от обстоятельств или нам следует в любых обстоятельствах полагаться на Бога?».
Когда произошло крушение самолета, упавшего в океан, на помощь пассажирам, которые все еще держались на воде, прибыла спасательная команда. Пилот вертолета службы спасения спустил людям веревку и несколько спасательных жилетов. На первый взгляд может показаться, что в этой ситуации пассажиров спасли веревка и жилеты. Но в действительности их спас пилот вертолета.
Веревка была необходима для связи пассажиров, стремящихся выжить, с вертолетом над ними. Вера напоминает ту веревку, что все время находилась рядом с пассажирами. Им нужно было только ухватиться и держаться за нее, чтобы выжить. Грешных людей и Бога, нашего Спасителя, должны связывать личные взаимоотношения. Иисус спасает грешников, которые благодаря своей вере пережили обращение.
Многие заявляют о своей принадлежности к христианству. Они верят истине, но не пережили единения с Иисусом, дарующим жизнь. Только движимые живой верой, они принесут плод, который есть послушание Слову Божьему.
ДИСКУССИЯ
1. Какой я вижу сейчас свою веру? Живой или мертвой?
2. Что я могу предпринять, чтобы укрепить свою веру?
Лавли Г. Сепанг, Аирмадиди, Индонезия
Исследование
Еф. 2:1–10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все Писание пронизано одной мыслью — Бог с нами. Он не оставляет Своих детей. Бог пытается донести до нас эту весть через самых разных людей, одним из которых является Павел. Апостол использует более специфические термины, но суть остается той же — Бог любит Своих детей. Он желает им добра. Он не просто существует, Он находится рядом с ними. Он желает быть частью их жизни. Совершая наше спасение, Бог не только освобождает нас от грехов. Он возвращает нас домой, делает нашу жизнь целостной, учит жить заново, возвращает в нашу жизнь Свои мечты и делает их реальностью. Вот что такое благодать.
ЗАДАНИЯ
Прочитайте три притчи, рассказанные Иисусом в Лк. 15. Какую из них вы больше всего соотносите со своей жизнью? Напишите свою собственную историю.
Изучите происхождение и значение слова «благодать». Как благодать представлена в Священном Писании?
Расскажите кому-нибудь о том, как Иисус изменил вашу жизнь.
Расспросите приверженцев разных верований и традиций о том, что они понимают под спасением по благодати.
Подготовьте короткую речь на тему веры и благодати и их связи со спасением и выступите перед своими друзьями.
Организуйте служение поддержки людей, пострадавших от формализма, антиномианизма (отрицания закона) или любого другого неверного понимания христианской веры.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Лк. 15; 2 Цар. 9; Еф. 2:1–10.
Э. Уайт. Путь ко Христу.
W. W. Prescott. Victory in Christ.
Ty Gibson. Shades of Grace.
Серджио Торрес, Орландо, Флорида, США