«Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14).
Вступление
Рим. 5:20; Еф. 2:8
Помню, отец рассказывал мне о том, как дедушка частенько ждал до последней минуты, чтобы выключить телевизор перед началом субботнего дня. А выключая его, он почти что вздыхал с разочарованием, что не может дальше смотреть свои любимые шоу, а вместо этого вынужден проводить субботний день как нечто обязательное к исполнению. Рассказы отца напомнили мне, как иногда мы выполняем то, что говорит Бог, только потому что считаем это своим долгом. Я также вспомнила о фарисеях из Библии и о том, как они были одержимы желанием выглядеть идеальными в глазах других людей, вместо того чтобы из верности Богу совершать правильные поступки. Это желание настолько захватило их, что они даже обвинили Иисуса в нарушении субботы просто потому, что Он помог кому-то.
Они не поняли самого важного!
Многие люди отворачиваются от Бога из-за строгих правил, которым они, по их мнению, должны следовать, вместо того чтобы принять предложение жить по благодати. Мы настолько привыкаем каждый день делать то, что должны, что забываем о том, почему именно мы это делаем. Следовать правилам может любой человек, утверждая при этом, что спасается благодаря их соблюдению. Любой может грешить и просить прощения так часто, как ему хочется. Но важно помнить, что мы просим прощения для того, чтобы стать ближе к Богу, не потому что это будет правильным поступком с нашей стороны, а потому что Божья благодать влечет нас к Господу.
Прося прощения только «из чувства долга», мы легко сходим с верного пути и забываем о данных нами обещаниях. Важно, чтобы все наши дела для Бога были пронизаны благодатью. Наша любовь к Нему не должна стать «обязанностью». Павел говорит об «освящении» — процессе, во время которого мы побеждаем грех, чтобы в нашей жизни был явлен Христос. Исцеляя людей, Иисус никогда не стремился тем самым подчеркнуть Свою праведность. Он был движим любовью и благодатью.
Нам нужно с большей готовностью служить Богу. Мы должны посещать богослужения, потому что хотим этого, а не потому что обязаны, и соблюдать Десять заповедей не потому, что должны, а потому что хотим. Нам не следует жить подобно фарисеям, которые исполняют закон для того, чтобы поставить себя выше всех остальных. Давайте жить, подражая Иисусу, движущим мотивом Которого была благодать.
Изучая слова Павла о Божьей благодати, о том, насколько она необходима для нашего спасения, давайте не забывать, что без нее, полагаясь на свои собственные заслуги, мы не смогли бы исполнить требования закона. Все начинается с благодати.
Хлоя Эйкон, Ньюборо, Виктория, Австралия
Слово
Рим. 6:1–21; Гал. 5:17, 1 Ин. 2:1
Иисус победил грех (см. Рим. 6:10)
Умерев на кресте, Иисус победил грех. Именно из-за греха смерть вошла в наш мир. Так как Иисус победил грех, христиане верят, что Его воскресение имеет силу, способную изменять жизнь. «Ибо что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога» (Рим. 6:10). Благодаря смерти Иисуса и Его воскресению мы получаем дар вечной жизни. Так как Иисус лишил грех силы, мы, в свою очередь, обрели силу. Грех больше не имеет такой власти над нами, как раньше. Все теперь закончится хорошо.
Следуя за Иисусом, мы не только пытаемся отражать в своей жизни Его характер, но и получаем Его награду и идем по Его следам в вечную жизнь. Оправдание верой — это убежденность в том, что только наша вера и желание следовать за Иисусом могут спасти нас. Никакими своими делами мы не сможем заслужить жизнь на небе. Это работа Божьей благодати! Однако это не означает, что мы можем жить, игнорируя реальность греха. Хотя мы не можем заработать вечную жизнь своими поступками, между нашей верой и образом жизни существует определенная связь. «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:2).
Наша борьба с грехом (см. Гал. 5:17)
Хотя Иисус победил грех, мы все еще продолжаем участвовать в борьбе между добром и злом. Возможно, грех лишен своей силы в контексте вечности, но мы с вами продолжаем жить в грешном мире. Каждый из нас вступает во внутреннюю борьбу, когда наша греховная природа восстает против благих намерений: «Греховная природа хочет творить злое, что прямо противоположно желанию Духа» (Гал. 5:17, пер. с англ. NLT). Наше решение следовать за Иисусом не означает наличие иммунитета ко греху.
Мы называемся христианами, таким образом, признавая себя последователями Иисуса Христа, но термин христианин стал бы понятнее, будь это слово глаголом. Быть христианином — это непрекращающееся действие. Мы всегда будем сталкиваться с противодействием и искушениями. Да, Иисус победил грех, но он все еще существует. Мы говорим о победе Иисуса над грехом, используя прошедшее время, но реальность такова, что Иисус и сейчас побеждает грех в нашем настоящем. Он победит его и в будущем. «Дух посылает нам желания, которые противоречат тому, чего хочет греховная природа» (Гал. 5:17, пер. с англ. NLT).
«Опыт спасения включает покаяние, исповедание, прощение, оправдание и освящение». Мы вступаем во взаимоотношения с Богом и, как и в случае с другими отношениями, чем дольше мы знакомы с Ним и чем больше времени проводим вместе, тем сильнее становится наша связь и глубже — понимание. Этот опыт не следует рассматривать как что-то временное или случающееся лишь раз. Наши отношения с Богом не статичны, они не стоят на месте, они развиваются.
Освящение (см. 1 Ин. 2:1)
Освящение означает, что мы признаны святыми и свободными от греха. Это один из аспектов спасения. Означает ли это, что нас признали совершенными? Да! Означает ли это, что мы стали совершенными? Нет! «Да, один греховный поступок Адама принес осуждение всем, но благодаря одному праведному деянию Христа каждому становятся доступными истинные взаимоотношения с Богом и новая жизнь» (Рим. 5:18, пер. с англ. NLT).
Бог смотрит на нас и признает праведными и святыми, потому что наше место занял Иисус. Именно сияние Его совершенства видно в нас. Мы не можем победить грех собственными силами. Наша личная победа над грехом в действительности является победой Иисуса. По мере развития и углубления наших отношений с Богом мы все лучше видим собственные слабости и грехи. Павел объясняет это так: «Вы теперь стыдитесь того, что делали прежде» (Рим. 6:21, пер. с англ. NLT). Когда мы начинаем яснее осознавать свою греховность и наше желание быть больше похожими на Иисуса становится сильнее, мы раскаиваемся и исповедуем свои грехи. Бог предлагает нам прощение, и вслед за этим мы получаем оправдание и освящение. Святой Дух направляет нас, и мы начинаем стремиться к добру.
Однако кипящая внутри нас борьба между добром и злом не может исчезнуть внезапно из-за наших отношений с Иисусом. Оправдание и освящение не означают, что мы больше никогда не столкнемся с искушениями, которые предлагает грех. Но истина заключается в том, что Иисус находится рядом с нами и готов прийти на помощь, когда будет нужно. Святой Дух поселяется в нашем сердце, помогая побеждать греховную природу и воплощать в жизнь наши добрые намерения. «А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин. 2:1).
ДИСКУССИЯ
1. Считаете ли вы, что победить грех в вашей жизни действительно реально? Или это только мечты?
2. Видите ли вы доказательства победы над грехом в своей жизни?
3. Если вы верите в оправдание по вере, влияет ли это на ваше понимание процесса освящения? Каким образом?
Джоди Эдди, Александра, Виктория, Австралия
Свидетельство
Рим. 6:14
«Те, кто заявляет о своей вере в Бога, могут прославить Его, только когда соответствуют Его образу и подчиняются водительству Его Духа. Тогда, свидетельствуя о Спасителе, они могут рассказать всем, что совершила для них Божественная благодать».
«Чтобы правильно понимать эту проблему, мы должны помнить о том, что наши сердца развращены от природы и своими силами мы неспособны идти верным путем. Только благодатью Божьей, прикладывая самые серьезные усилия со своей стороны, мы можем одержать победу».
«Благодать, которую Христос дарует душе человека, делает последнего врагом сатаны. Без этой преобразующей милости и обновляющей силы человек всегда оставался бы узником сатаны, его рабом и покорным слугой, готовым беспрекословно выполнять все прихоти своего хозяина… Христос наделяет человека силой, которая делает его способным противодействовать тирану и узурпатору. И тогда он теряет вкус ко греху и начинает ненавидеть его; побеждает страсти, прежде обуревавшие его, и тем самым доказывает, что в нем действует сила свыше».
«Когда грех пытается занять главенствующее место в сердце человека, когда кажется, что чувство вины угнетает душу и тяжелым камнем лежит на совести, когда неверие туманит разум, кто осветит душу небесным светом? Чьей благодати достаточно, чтобы покорить грех, и кто дарует драгоценное помилование и прощает все наши грехи, изгоняя тьму и наполняя сердце надеждой и радостью в Боге? Иисус, прощающий грехи Спаситель».
«Человеческое естество Христа соединилось с Божественным. Обитающий в Нем Дух Святой подготовил Его к борьбе. Иисус пришел, чтобы сделать нас причастными к Божественному естеству. Пока мы едины с Ним через веру, грех не имеет над нами власти. Господь посредством нашей веры ведет нас к тому, чтобы мы доверились Божественности Христа и благодаря этому достигли совершенства».
«То преображение… является следствием общения с Христом. В характере человека могут быть заметные изъяны, но когда он становится истинным учеником Христа, сила Божественной благодати преображает и освящает его. Взирая, как в зеркале, на славу Господню, он преображается от славы в славу, пока не уподобится Тому, Кого любит».
ДИСКУССИЯ
1. Если наши «сердца развращены от природы» и мы имеем склонность ко греху, как нам обрести совершенный характер Христа?
2. Когда человек «становится истинным учеником Христа, сила Божественной благодати преображает и освящает его». Можете ли вы назвать какого-нибудь библейского персонажа, жизнь которого является примером подобного действия Божественной благодати?
Мариса Мунёз, Брисбен, Квинсленд, Австралия
Доказательство
Рим. 6:14
В лучшем своем проявлении законы должны делать жизнь лучше. Они проводят границы в хорошем смысле этого слова и обеспечивают структуру, благодаря которой развивается неравнодушное общество. Однако их также могут использовать не по назначению для того, чтобы контролировать и разобщать людей или чтобы возвысить одну из групп в обществе в ущерб остальным.
Законы, изложенные в Ветхом Завете (не только Десять заповедей, данные Моисею на горе Синай, но и остальной свод еврейских законов, содержащихся в Торе), были даны Богом для того, чтобы сделать жизнь людей лучше (иудейские законы затрагивали не только религиозную сферу, но касались аспектов и личной, и общественной жизни, не делая никаких разграничений).
Действовало несколько сотен правил и законов, и во время Своего пребывания на земле Иисус видел, что эти законы использовались для осуществления контроля над людьми. Знатоки закона в действительности обременяли им других и перекрывали доступ к знаниям (см. Лк. 11:37–53). Это не означает, что Иисус не соблюдал закон. В Мф. 5:17, 18 Он говорит нам, что пришел не нарушить закон, но исполнить его.
Точно так же в Рим. 6:14 Павел пишет совсем не о том, что закон потерял для христиан свою значимость или что мы не должны делать то, что правильно. В Библейском комментарии АСД написано: «Павел говорит здесь не о каком-то отдельном законе, а о законе как принципе. Он утверждает, что христиане получают спасение посредством того, что находятся не под законом, а под благодатью».
Закон неспособен обеспечить ни спасение, ни освящение. Он может лишь служить путеводителем, но не имеет силы прощать нас или изменять. В Гал. 3:10–25 ясно прописано, что закон был дан для того, чтобы изобличить грех и привести нас ближе ко Христу, но освободить от грехов он не может. Только благодать, сходящая от Бога, способна сделать это. Благодать действительно изменяет нашу жизнь: «Если же он находится под благодатью, то его борьба с грехом не только не окажется напрасной, но в конечном итоге приведет к радостной победе».
Эту надежду открыто предлагают всем (см. Ин. 3:16), и мы ничем не сможем заслужить ее, кроме как подчинив свою жизнь Богу. Благодаря жертве Иисуса мы облекаемся в одежды праведности, так необходимые нам. Это не означает, что ради них мы должны продолжать грешить. Это было бы намеренным отказом правильно понимать Божий план спасения, и мы снова стали бы рабами греха, отвергающими предназначение благодати.
Благодать приведет нас к более глубокому послушанию Божьему совершенному закону, средоточием которого является любовь и к Богу, и к людям (см. Мф. 22:37; Ин. 13:34). Именно любовь Божья дарует нам благодать. Принимая ее, мы будем не только возрастать в Боге, но и сможем лучше отражать характер Христа в своей жизни. Тем самым мы покажем этому миру свою надежду на радостную победу.
ДИСКУССИЯ
1. Как вы думаете, почему, когда дело касается доктрин о законе и благодати, у людей часто возникает неправильное их понимание или путаница?
2. Как благодать изменила вашу жизнь?
3. Что вы можете сделать для того, чтобы как можно лучше показать благодать Божью окружающим вас людям?
Адель Нэш, Куранбонг, Новый Южный Уэльс, Австралия
Практика
Евр. 12:2; 1 Ин. 1:9; Притч. 3:6; Мф. 6:28
Освящение. Я до сих пор помню, как услышала это слово в первый раз еще ребенком и недоумевала, что же оно значит, потому что его смысл не сразу был ясен. Оправдание оказалось более понятным, просто потому что я знала слово оправдывать. Однако слово освящать ни разу не встречалось в словарном запасе ученицы начальных классов.
«Это означает сделать святым или отделить», — объяснил мне позже один добрый взрослый человек. Однако данное им определение не сделало слово более понятным для моего юного разума. Что делали святым? Как это делали святым? И каким образом отделение чего-либо вообще с этим связано?
Много лет спустя я упростила понятие освящения до пяти коротких слов: «Будь больше похож на Иисуса». Как это сделать? Следующие несколько шагов помогут нам разобраться:
Смотри на Иисуса. В Библии сказано, что, идя по этой жизни, нам нужно взирать на Иисуса (см. Евр. 12:2). Если мы хотим стать больше похожими на Него, нам необходимо изучить Его характер. Какими качествами Он обладает? Какие черты характера нам нужно развить в себе, чтобы больше походить на Иисуса? Я считаю, особенно полезно читать в Библии, что Иисус говорил, и размышлять о том, что Его слова и дела могут открыть нам о Его личности, а после этого рассуждать о том, как наши слова и дела могут отражать Его.
Откажись. Чем больше мы взираем на Иисуса, тем больше понимаем, насколько ужасен грех, — он грозил разлучить нас навеки с нашим Небесным Отцом. Только благодаря искупительной жертве цена была уплачена. Быть больше похожим на Иисуса — значит отказаться от всего (грехов), что пытается разлучить нас с Богом. Это сделать нелегко. Признайте это. Расскажите Иисусу о том, что вам трудно это сделать. Он готов простить вас (см. 1 Ин. 1:9) и помочь вернуться на верный путь (см. Притч. 3:6).
Не беспокойся. Мы часто цитируем слова «посмотрите на полевые лилии» (Мф. 6:28), когда рассуждаем об одежде, пище и других материальных благах. Но Тот же Самый Бог, обеспечивающий наши материальные нужды, позаботился и о наших духовных потребностях. Мне нравится, как об этом сказал Чарльз Сперджен: «Если Он дарует нам благодать, чтобы привести к вере, Он изольет на нас благодать и для того, чтобы после этого мы смогли жить святой жизнью». Если Иисус побуждает вас жить, следуя Его примеру, верьте — Он пройдет этот путь вместе с вами.
ДИСКУССИЯ
1. Какими чертами характера обладает Иисус?
2. Каким образом слова и дела могут отражать ваше желание быть больше похожим на Иисуса?
Ванья Чу, Сидней, Австралия
Мнение
Рим. 6:14
Среди христиан распространено мнение, что как только человек признал Иисуса Господом и принял Его удивительную благодать, он уже не связан законом и, по существу, уже не обязан исполнять его.
Предлагаю следующую ситуацию к размышлению. Спустя несколько часов после того, как вы поели свою любимую пищу, вам стало плохо — тошнота, холодный пот, боли в животе, озноб… Может, сыр был заплесневелым или соус несвежим. В любом случае в следующий раз вы дважды подумаете, прежде чем есть снова это блюдо, при одной мысли о котором вас опять начинает тошнить. Вы выберете что-то другое.
Данный феномен называется условно-рефлекторно выработанным отвращением к пище. Это происходит, когда мозг связывает отдельные продукты с отрицательной реакцией, возникшей вскоре после их потребления. После этого организм становится чувствительным ко всему, что приводит к недомоганию, и пища уже не приносит удовольствия.
Точно так же, называя Иисуса Господом и впуская силу Святого Духа в свою жизнь, мы рождаемся заново, и грех уже не является частью нашей природы. Однако некоторые исповедуют имя Бога, но в то же время продолжают лелеять дурные привычки, осуждаемые Божьим законом, мотивируя это тем, что благодать дает нам полную свободу поступать так, как мы хотим. Но закон всегда будет стоять плечом к плечу с благодатью.
Позволяя вредным привычкам процветать в своей жизни, мы перестаем осознавать тот факт, что грехи — греховные действия — являются просто симптомами намного более серьезной проблемы — греховности. Кто-то использует благодать для прикрытия лелеемых им привычек и при этом претендует на спасение. Нежелание отказаться от подобного поведения показывает, что эта ситуация подобна той, когда организм не идентифицировал попавшую в желудок пищу как яд, условно-рефлекторно отвращение не было выработано, и организм все еще уязвим. Считая греховность болезнью, можно выработать в себе чувствительность к тому, что эту болезнь вызывает.
Когда мы умерли для греха, он перестал быть частью нашей природы. Вместо того чтобы относиться ко греху как к чему-то допустимому из-за дарованной нам благодати, мы должны сосредоточиться на том, чтобы все более и более преображаться в образ Христов. Только тогда из нашей жизни исчезнет то, что мы когда-то любили и от чего пытались освободиться.
ДИСКУССИЯ
1. Почему мы продолжаем лелеять свои греховные привычки даже после того, как решили верить в Бога?
2. Чем отличаются грехи от греховности?
Эми Питт, Мельбурн, Австралия
Исследование
Еф. 2:8; 2 Тим. 1:9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почему же христиане сегодня все еще не совсем уверены в своей вечной участи? Мартин Лютер пережил страдания, смятение и разочарование, пытаясь открыть библейскую истину, что мы спасены через веру (см. Еф. 2:8). Во 2 Тим. 1:9 Павел подтверждает, что нас спасает Божья благодать, а не собственные дела. Слава Богу, что адвентисты седьмого дня верят в принцип sola scriptura (только Писание), особенно учитывая, что в этом мире распространено множество мировоззрений, некоторые из них достоверны, а остальные — лживы и безнравственны. Христиане эпохи постмодернизма находят в Библии четкое описание вечного Евангелия — Божьей любви, жертвы и обетования!
ЗАДАНИЯ
Напишите в своем дневнике о том времени, когда вы чего-то не понимали в Библии, и опишите, как вас посетило озарение и внесло необходимую ясность.
Понаблюдайте за облаками и представьте, как будет происходить Второе пришествие Иисуса.
Проиллюстрируйте с помощью рисунка ценность и значение принципа sola scriptura (только Писание).
Во время прогулки поговорите с Богом о своей вере в Него и надеждах на будущее.
Прочитайте статью в газете или журнале и попытайтесь представить, каково было бы отношение Бога к этой истории — проявил бы сострадание, милосердие или долготерпение, улыбнулся, прослезился, восстановил справедливость, обнадежил и так далее. Подумайте о своей реакции как последователя Христа.
Создайте коллаж, который выразил бы вашу радость от осознания того, что вас спасает вера, а не дела.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Ин. 3:17; Откр. 14:6; Еф. 2:8.
Э. Уайт. Путь ко Христу, гл. 5; Деяния апостолов, гл. 35.
Макс Лукадо. В деснице благодати, гл. 1.
К. С. Льюис. Настигнут радостью, гл. 4, 14.
Дебби Бэттин Сэссер, Френдсвуд, Техас, США