«Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17).
Вступление
Ин. 1:17
Структура Послания апостола Павла к римлянам во многом напоминает сочинение-рассуждение. И мне как учителю английского языка, проверившему сотни подобных работ, особенно бросается в глаза один из приемов, который использует Павел. Огромное количество цитат из Писания помогает ему аргументировать свои мысли, чтобы читатели знали — эти идеи существовали и раньше, являясь частью иудейской культурной традиции. В данном послании Павел их подробно рассматривает. Его письмо достаточно длинное и довольно сложное для понимания. Он много раз говорит об одном и том же. Это послание напоминает мне «Письмо из Бирмингемской тюрьмы» Мартина Лютера Кинга. Он тоже написал длинное, изобилующее аргументами письмо, в котором детально разъяснял свои мысли, так как очень хотел, чтобы его читатели поняли, что он имеет в виду.
Я всю свою жизнь принадлежал к Церкви АСД. Перейдя рубеж среднего возраста, могу сказать, что часто встречал людей, для которых идея праведности по вере была проблемой. В личном общении члены церкви горячо спорили, может ли учение о праведности по вере привести к мысли о том, что грех — дело неизбежное и, следовательно, в какой-то степени допустимое. Что же касается церковного общения, я не раз видел, как члены общины настолько огорчались из-за этой доктрины, что уходили из церкви, чтобы найти верующих, которые истолковывают Писание так же, как и они, особенно в том, что касается праведности по вере. Говоря о деноминации, на одной из лекций по истории Церкви АСД я узнал, что этот вопрос поднимался и на сессии Генеральной Конференции в Миннеаполисе в 1888 году, где вызвал серьезный раскол среди церковного руководства. Сатана, должно быть, испытывает великую радость, зная, что такое замечательное, изменяющее жизнь учение может стать причиной таких раздоров.
Я не думаю, что Павел желал подобного противостояния в церкви. Совсем наоборот. В конце своего послания он пишет: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15:1). Далее он продолжает: «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим. 15:7).
Читая этот урок, не забывайте о совете Павла. Не отворачивайтесь от верующих, убеждения которых могут отличаться от ваших. Одним из важных аспектов веры я считаю уверенность в том, что Бог по милости Своей не перестает трудиться в сердце и жизни Своих детей и что Святой Дух всегда старается привести нас к еще большему духовному свету. Если другие верят не так, как вы, знайте, что Дух Божий не закончил еще Свою работу ни в них, ни в вас.
Ренард Донески, Кин, Техас, США
Доказательство
Деян. 15:8–10
Сегодня некоторые христиане задаются вопросом, насколько мы должны следовать иудейскому закону в наше время. Что ж, в этом они не одиноки. Отцы-основатели христианской церкви тоже искали ответ на этот вопрос, все еще считая себя иудеями.В книге Деяния святых Апостолов мы читаем о том, как новые члены церкви, принявшие христианскую веру, сталкивались с этой же проблемой. Ответ мы получаем из слов Петра: «И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» (Деян. 15:8–10). Это «иго» было иудейским законом, который они соблюдали.
Петр говорит о том, что иго иудейского закона не могли понести ни отцы их, ни они (см. Деян. 15:10). Для современных христиан это должно стать уроком. Даже апостолы, даже те, кто больше всех времени провел вместе с Иисусом Христом во плоти, признали, что не могли вынести ига иудейского закона. Если даже для них закон был непосильным бременем, таким он, несомненно, является и для нас.
Иисус пришел, чтобы спасти всех людей. Его благодать, милость и бесконечная любовь предназначались для всех людей, независимо от их национальности, цвета кожи, традиций, существующих в обществе, и так далее. Евреи всегда считали себя единственными, кто был достоин Божьей любви и Его благословений. Они думали, что другие народы — язычники и, конечно же, ненавидимые ими самаряне — в глазах Божьих занимают последнее место, и отношение к ним со стороны иудеев должно быть соответствующим. Многие считали, что принять язычника евреи смогут, только если он приобщится ко всем иудейским традициям и обычаям. Но дело обстоит иначе. Христос пришел, чтобы спасти и язычников, и иудеев, не делая между ними никакого различия. Причина этого заключается в том, что все мы — дети Божьи. Он любит всех нас бесконечной любовью, превосходящей различные традиции и законы иудеев, за которые они так отчаянно держались.
Разве трудно принять истину о том, что Бог пришел спасти всех людей — и иудеев, и язычников (в конце концов, Павел все свои силы отдал благовестию язычникам)? Евреям того времени крайне нелегко было с этим согласиться. Возможно, нам, современным христианам, сложно признать тех, кто не до конца принимает традиционные взгляды адвентистской Церкви. В таких случаях мы должны помнить о том, что Божье спасение полноценно и совершенно.
ДИСКУССИЯ
1. Случается ли порой нам как адвентистам относиться к тем, кто проповедует иную религию, принадлежит к другой деноминации или практикует иной образ жизни, так же, как евреи относились к язычникам во времена Иисуса?
2. Где следует провести черту, когда встает вопрос о присоединении к церкви других людей и принятии тех традиций, с которыми мы можем быть не согласны?
3. Как нам отвергать в церкви чуждый образ жизни и традиции других людей и в то же время, будучи христианами, проявлять к ним Божью любовь?
Андрэ Донески, Кин, Техас, США
Слово
Мф. 19:17; Евр. 8:6; Иак. 2:10; Откр. 12:17; 14:12
Богатый юноша (Мф. 19:17)
Иисус пришел на эту землю, зная, с какими трудностями столкнутся иудеи и язычники, когда им нужно будет не только признать Его своим Спасителем, но также принять и друг друга и стать братьями по вере. Диалог между Иисусом и богатым юношей из начальствующих позволяет нам лучше представить себе эту самую раздвоенность. Сначала в Мф. 19:16 юноша спрашивает Иисуса: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (курсив автора). Этот человек пытался выяснить, какие добрые дела ему нужно совершить, чтобы обрести спасение. Заданный им вопрос основывается на неверном понимании левитского закона, который еврейский народ должен был соблюдать все эти годы. Учредив систему жертвоприношений в Едеме (см. Быт. 3:21) и через Моисея расширив ее (см. Лев. 1), Бог намеревался передать Своему народу символ, который стал бы для людей путеводной звездой в их вере и стремлении обрести взаимоотношения с Богом.
Принесение в жертву непорочного агнца являлось символом и указанием на «Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13:8). В то же время народ, совершая это жертвоприношение на протяжении нескольких сотен лет, утратил истинное значение того, на что указывал непорочный агнец. Вместо того чтобы искать свою веру и надежду в Иисусе, народ Божий сосредоточил свое внимание на жертвоприношении агнца как средстве спасения. Таким образом, богатый юноша подошел к вопросу спасения с позиции «добрых дел». Он хотел получить от Иисуса пошаговое руководство к действию, чтобы совершить и свою часть работы. В следующем стихе Иисус подвергает сомнению его определение добра, отвечая: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17). Отвечая юноше именно так, Иисус незаметно заставляет его задуматься о его понимании добра, намекая на тот факт, что никакие добрые дела не могут привести грешника к спасению. При этом Иисус по-прежнему высоко ценит закон, или заповеди, заключив: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17).
Внутреннее против внешнего (см. Евр. 8:6)
По мере того как раннехристианская Церковь пыталась понять, что означает быть последователем Иисуса, начала формироваться более ясная картина Божьего плана спасения. Автор Послания к евреям так пишет об этом: «Но теперь [Иисус] получил превосходнейшее служение, а также Он является посредником и лучшего завета, который основан на лучших обетованиях» (Евр. 8:6, пер. с англ. NASB). Если существует лучший завет, основанный на лучших обетованиях, есть, должно быть, и нарушенные завет и обетование, которые предшествуют завету лучшему. Мы видим, как в следующих стихах эти два завета начинают раскрываться. Первый завет, или ветхий, был внешним проявлением (физическим принесением агнца в жертву), призванным привести к внутреннему изменению (личному знанию о Божьем спасении и вере в него). В Евр. 8:7 говорится, что в первом завете был недостаток – Божий народ не соблюдал его. Однако Бог по Своей безграничной мудрости и милости предусмотрел лучший, новый завет. Этот завет должен был быть вписан в сердце каждого представителя Его народа (см. Евр. 8:10). Бог изменил завет — вместо внешнего проявления, которое призвано было привести к внутренним переменам, появился новый завет, начинавшийся с внутреннего изменения (закон Божий был записан в сердце Его народа). Это должно было, в свою очередь, привести к внешнему проявлению соблюдения закона. Таким образом, по причине того, что Бог пишет Свой закон в наших сердцах, будем соблюдать заповеди не для обретения спасения, но потому, что уже имеем это спасение через веру в Иисуса.
Оптимальное соотношение (см. Откр. 12:17; 14:12)
Итак, мы увидели, что новый завет был установлен Богом, потому что Его дети не сохранили первого завета. Как раннехристианской церкви удалось найти золотую середину между новым заветом и законом Божьим на совете в Иерусалиме? Этому могло послужить откровение Иоанна Богослова. Сосланный на остров Патмос, Иоанн получил откровение о престоле Божьем, подобного которому никто никогда прежде не видел. Ему была показана группа людей, обладавших двумя отличительными чертами. Они сохраняли заповеди Божьи и имели свидетельство Иисуса (см. Откр. 12:17). Далее в Откр. 14:12 эта группа отмечена как соблюдающая заповеди Божьи и веру в Иисуса. Иоанн видит ответ на извечный вопрос о вере и делах, нужно или нет язычникам быть иудеями, чтобы считаться христианами. Бог Сам показывает нам, что вера и дела неразделимы. Истинные хранители заповедей Божьих пережили внутреннее изменение, работа Святого Духа в их сердцах производит веру в Иисуса. Эта вера в Иисуса, в жертву на кресте дает покаявшемуся верующему надежду спасения и производит в нем добрые дела, которые так же обильны, как и полноводная река, стекающая со склона горы.
ДИСКУССИЯ
1. Какое сходство вы видите между богатым юношей и собой?
2. Как в наше время можно найти равновесие между новым заветом и делами?
3. Есть ли в вашей жизни люди, которым вам трудно рассказать о вести Евангелия из-за расхождений в культурных или религиозных убеждениях? В чем основная сложность?
Майкл Гибсон, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
Свидетельство
Исх. 20:1–17; Лев. 12, 16, 23
«Так проповедовал апостол Евангелие во время служения среди язычников. Он всегда указывал им на Голгофский крест. “Ибо мы не себя проповедуем, — писал он в последующие годы своей жизни, — но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа” (2 Кор. 4:5, 6)».
«Воистину драгоценна мысль о том, что мы наделены праведностью Христа не за какие-то наши достоинства, но в качестве свободного дара от Бога. Враг Бога и человека не желает, чтобы эта истина свободно раскрывалась перед людьми, ибо он знает, что если люди получат ее во всей полноте, власть его рухнет. Пока сатана имеет возможность управлять умами, погружая в сомнение, неверие и тьму тех, кто претендует называться детьми Божьими, он может побеждать их искушением.
Необходимо поощрять простую веру, которая принимает Бога на основании Его Слова. Народ Божий должен иметь веру, наделенную Божественной силой; “ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар” (Еф. 2:8). Уверовавшие в то, что Бог ради Христа прощает их грехи, не должны, поддавшись искушению, останавливаться в своей благой битве веры. Вере их надлежит крепнуть до тех пределов, пока сама их христианская жизнь, равно как и дела их, возвестит: “Кровь Иисуса… очищает нас от всякого греха” (1 Ин. 1:7)».
«Господь Иисус Христос — наша крепость, наше счастье, великая сокровищница, из которой всегда можно черпать силу. Когда мы постигаем Его, когда говорим о Нем, то становимся все более и более способными взирать на Него. Делаясь причастниками Его благодати и получая благословения, которые Он предлагает нам, мы обретаем способность помогать другим. Исполненные благодарности, мы сможем передать другим благословения, которые были щедро излиты на нас. Таким образом, получая и передавая, мы возрастаем в благодати, и из наших уст постоянно течет обильный поток благодарности и хвалы. Сладостное ощущение присутствия Иисуса наполняет чувством уверенности наши души. Неизмеримая, неисчерпаемая праведность Христа становится через веру и нашей праведностью».
ДИСКУССИЯ
1. Как вы полагаете, почему некоторые из нас, кажется, верят чему-то автоматически, в то время как другие воспринимают все со скептицизмом?
2. Всегда ли вы верите Иисусу совершенно, невзирая на обстоятельства, или иногда ваша вера больше похожа на надежду?
Саша Донески, Кин, Техас, США
Практика
Деян. 15:5–29; Рим. 13, 14
Библия напоминает нам о том, что даже иудеям сложно было принять учение о праведности по вере. По своему легкомыслию мы забываем, что не имеем силы сами себя спасти. Если бы это было возможно, смерть Иисуса была бы напрасной (см. Гал. 2:21). Путем праведности не пройти без Божьего водительства, но нам не надо ни о чем беспокоиться, потому что мы не оставлены в одиночестве. Ближайшее будущее скрыто во тьме, но Он есть свет, который светит нам в этом долгом и опасном путешествии. Какие шаги нужно сделать нам, идя вперед по пути веры, несмотря на притаившуюся впереди тьму?
Возьмите свою экипировку. В Рим. 13:12 записано: «Ночь на исходе. Близится день. Оставим же дела тьмы и облечемся в доспехи света» (пер. ИПБ). Мы зачастую склонны принимать решение самостоятельно, не посоветовавшись с Богом. Каждый день в молитве просите Святого Духа о том, чтобы Он направлял все ваши мысли и решения, и тогда первое же ваше дело будет исполнено смысла и значимости. Облачайтесь в доспехи света, и тогда в вашем сердце будет пребывать мир благодаря пониманию того, что Бог все держит под контролем, потому что «разум, направляемый Духом, — есть жизнь и мир» (Рим. 8:6, пер. с англ. NIV).
Используйте свой компас. Бог оставил нам основной инструмент для определения направления — Библию. Добросовестно исследуйте Его Слово в поисках ответов. Согласно словам апостола Павла, все наши убеждения касаются только Бога и нас, и во всем, что с ними связано, мы должны руководствоваться своей верой (см. Рим. 14:22, 23). Пересмотрите свои убеждения — согласуются ли они с ответами, вложенными в ваше сердце Его рукой? Помните, что мы должны помогать тем, кто идет с нами рядом, стараясь не навязывать им своих взглядов.
Ищите воду. Путник, пересекающий пустыню, знает, что присутствие растений и животных является признаком близкого источника воды. Вода — первое, что требуется человеку для выживания. Каждый день ищите «источник воды живой» (Иер. 17:13). Иисус сказал женщине у колодца, что, имея воду живую — Святого Духа, она никогда не будет испытывать жажды (см. Ин. 4:14). Помня о реках воды живой, что течет в глубине наших сердец, мы, современные христиане, сможем преуспевать и благоденствовать.
В Деян. 15:9 Павел сказал: «[Бог] не положил никакого различия между нами и ими [язычниками], верою очистив сердца их». Нам не нужно нести на своих плечах бремя праведности, потому что Божья благодать покрывает наши несовершенства. Праведность по вере — это удивительный дар, посылаемый Богом, и от нас требуется только принять его.
ДИСКУССИЯ
1. Почему праведность по вере имеет такое важное значение? Что говорит Иаков о вере и делах?
2. Случается ли вам забывать о том, что нужно верить Божьим планам, предусмотренным для вашей жизни? Помня об этом, как вы можете помочь остальным сосредоточиться на данной мысли?
3. Пытались ли вы когда-либо навязать веру в Бога или свои убеждения кому-либо? Можно ли действовать по-другому и как?
Кайли Курт, Индианола, Айова, США
Мнение
Гал. 1:1–12
И в двадцать первом веке есть люди, которые все еще полагаются на Евангелие человеческого, а не Божественного происхождения. В своем Послании к галатам Павел отметил существование похожей тенденции. Он пишет: «Удивляюсь, что вы так быстро оставляете того, кто призвал вас жить по благодати Христа, и переходите к иной благой вести, которая фактически благой вестью совсем не является. Несомненно, есть люди, смущающие вас и пытающиеся извратить благую весть Христа» (Гал. 1:6, 7, пер. с англ. NIV). Во времена первоапостольской церкви многие люди считали, что для спасения язычника требуется, чтобы он сначала стал иудеем. Позже это мнение было отвергнуто, однако многие по-прежнему придерживались данной позиции. Я думаю, что даже сегодня, в 2017 году, люди твердо стоят на том, что все сначала должны стать адвентистами, и только тогда они смогут обрести спасение.
С моей точки зрения, некоторые неадвентисты, наслушавшись ложных представлений о церкви, что дают СМИ, считают ее субъектом религиозного культа, где существуют правила и нормы, дресс-код, графики, планы и тому подобное. А если человек отклонится от изложенных принципов и указаний, его выгоняют. С жизнью нашей церкви связано несколько аспектов, которые, казалось бы, могут указывать на принадлежность к культу, – в отличие от остальных христиан, мы ходим в церковь по субботам, не едим свинину и некоторые другие принятые к употреблению сорта мяса, и так далее. Однако наше самое большое сходство с религиозным культом заключается в том, что мы сторонимся любой возможности принять к себе кого-то чужого.
При слове «неадвентист» у нас в голове как будто загорается красная аварийная лампочка, хотя мы должны были бы относиться к подобным ситуациям как к возможности благовествовать. «Неадвентист» не означает язычник. Под этим словом можно понимать христианина, верующего, который не относится ни к какой деноминации, или того, кто просто ищет ответы и пока не отождествляет себя с какой-то одной религией. Божья любовь и спасение основываются не на росписи в сертификате о крещении. У Его любви нет границ, и простирается она за пределы закрытых дверей нашей церкви.
Я знаю, что когда «неверующие» приходят в церковь, мы приветствуем их улыбками, но что происходит вне церковных стен? С самого раннего детства мы слышим о том, что должны всегда отражать Иисуса своими словами и делами, то есть свидетельствовать. Неужели так трудно выйти за рамки свидетельствования и подружиться с этими людьми?
Мы служим милосердному, доброму, любящему, прощающему и поистине замечательному Богу. Мы служим Ему и любим Его, мечтая о том дне, когда сможем встретиться с Ним лицом к лицу. Наш Бог поручил нам миссию — рассказывать о Его любви всем людям, независимо от того, обращенные они или нет.
ДИСКУССИЯ
1. Как часто в своей повседневной жизни я упускал возможность не просто свидетельствовать, а подружиться с теми, кто не является адвентистом?
2. Как я могу открыть Божью любовь и свои объятия тем, кто вокруг меня?
3. Почему я считаю, что принять Иисуса, не становясь при этом «евреем», правильно/неправильно?
Деандра Меррилс, Кин, Техас, США
Исследование
Быт. 17:10; Лев. 12; Мф. 15:6; Деян. 15:1–12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С того самого времени, как Павел написал свои страстные и местами трудные для понимания послания, рассматривая проблему закона и благодати, некоторых христиан не перестают волновать определенные вопросы. Например: «Если я спасаюсь только через веру в Иисуса, до какой степени мне нужно соблюдать закон?». Еще один вопрос: «Как мне общаться с теми, кто претендует на звание верующего, но чьи взгляды и поступки далеки от того, что для меня является истиной, и от тех религиозных традиций, которые я считаю важными?». Ответ заключается в том, чтобы не отводить взгляда от Иисуса, зная, что Его одного и силы обещанного Им Духа для победы достаточно.
ЗАДАНИЯ
Изучите договор ассоциации домовладельцев (или используйте свой, если он у вас есть в наличии). Кратко изложите обязанности отдельного члена домовладельческой ассоциации и совета директоров. Чем этот договор похож на Божий завет, записанный, например, в Быт. 6:18; 15:18; 17:10 и т. д., а чем от него отличается?
Изобразите схематично скинию и двор перед ней, включая все предметы, которые там находились. Затем, используя цветные ручки или карандаши, отметьте передвижения и действия первосвященника в День искупления (Йом Киппур).
Изучите главу из Мишны о субботе в русском переводе, а также предписания раввинов, которые были в силе во времена Иисуса (см. ссылку ниже). Попытайтесь увидеть зачастую искренние побуждения раввинов, составлявших эти правила. Согласно словам Иисуса (см. Мф. 15:6), многие из этих традиций искажали данные Самим Богом законы. Ссылка на главу из Мишны: http://www.judaicaru.org/tora/shabbat/glava_7.html (англ.ссылка: http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/Talmud/shabbat7.html).
Начните беседу в соцсетях на тему Деян. 15:1–12, где говорится о решении Иерусалимского совета относительно того, чего требовать от язычников вместо соблюдения закона Моисеева. В Деян. 15:20 перечислены лишь четыре требования: воздерживаться от оскверненного идолами, избегать сексуальной распущенности, не прикасаться к мясу удавленных животных и не употреблять в пищу кровь. Почему были предложены только эти четыре пункта, а не больше?
Обсудите в соцсетях предыдущий параграф: так как три из четырех предложенных советом запрещений неактуальны для современной западной христианской церкви, предложил бы Павел другие четыре предписания, проповедуй он сегодня? Что это могло бы быть?
Составьте опровержение на вымышленный иск, выдвинутый против тех, кто учит следовать Лев. 12. Согласно этому иску, несправедливо ущемляются права младенцев женского пола, матерям которых предписывается в два раза дольше очищаться от послеродовой нечистоты по сравнению с женщинами, родившими младенцев мужского пола.
Напишите четверостишие, объясняя в нем отношения между законом и благодатью.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Э. Уайт. Желание веков, с. 395 и далее.
Майлэн Шурш, Рентон, Вашингтон, США