«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16).
Вступление
Гал. 5:16
Свет или тьма, правда или ложь, добро или зло, альтруизм или эгоизм, Дух или плоть, — что объединяет эти понятия? Все они описывают силы, которые каждый день сталкиваются в нашем сердце и разуме. Мы, люди, склонны принимать решения, которые должны дать немедленный результат. Можно винить в этом мир, в котором мы живем, или то, что основанием нашей культуры и экономики фактически является потребность в немедленном удовлетворении желаний. Наши лекарства устраняют симптомы, но не лечат саму причину их возникновения. Кроме того, все, чего нам хочется или о чем мы думаем, можно получить одним щелчком мышки. Но в действительности причины не важны. Значение имеет только желание, которым томится наше сердце. Пустоту в нем можно заполнить только одним — безусловной, совершенной любовью, чистой и простой. Однако найти такую любовь совсем непросто.
Безусловная, совершенная любовь требует тяжких усилий, времени, терпения, необходимости постоянно делать выбор и многого другого. После грехопадения человечество стало подчиняться тем, кто был сильнее, чьи слова были убедительнее, а голос — громче. Самые неравнодушные пытались как-то заполнить пустоту в сердце. Своей смертью на кресте Иисус изменил правила игры в этой битве. Теперь для победы необязательно иметь силу. Громкий голос, рвение и убедительные аргументы не важны, потому что эту битву уже выиграл Иисус. Все, что нам нужно сделать, — выбрать сторону Победителя. Частью свободы, которую дарует нам Иисус, является возможность выбрать либо свободу, либо рабскую зависимость от своих плотских желаний. И то, и другое способно заполнить пустоту. Но только свобода во Христе может заполнить ее навсегда.
Если мы будем поступать, как написано в Гал. 5:16: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти», делать этот выбор будет легче. Мы подчиним свою волю Тому, Кто любит нас безусловной, совершенной любовью. Конечно, порой мы будем совершать ошибки, но никогда не лишимся этой безусловной, совершенной любви, которую обрели в Иисусе, том самом Иисусе, умершем ради того, чтобы дать нам свободу выбора. Каждая из этих сил — свет и тьма, правда и ложь, добро и зло, альтруизм и эгоизм, Дух и плоть — пытается заполнить пустоту внутри нас, пустоту, которую заполнить может только Иисус. Итак, решать вам — что вы выберете?
Сидни Линтон, Ланкастер, Массачусетс, США
Доказательство
Гал. 2:15, 16; 3:3, 13, 14
Проблема жизни по Духу заставляет нас задуматься о следующем — в чем ее смысл? В памятном стихе мы видим яркий контраст между жизнью по плоти и по Духу — похоть плоти против водительства Духом. Для современных христиан этот вопрос кажется практически бессмысленным. Но верующим, читавшим послание Павла первыми, это, возможно, больше напоминало ересь. Задумайтесь на минуту о менталитете иудейской нации и образе мышления новообращенных христиан.
Во времена Ветхого Завета основной акцент делали на делах. Впервые мы сталкиваемся с этим в Быт. 17:9, 10, когда Бог заключил завет с Авраамом: «И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною, и между вами, и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол».
Тема завета снова возникает во времена Исхода. Инициатором завета всегда выступает Бог. «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5, 6). Проще говоря, поступайте так-то, чтобы избежать того-то.
«Соблюдайте закон, чтобы победить плоть» — эти слова стали лозунгом иудеев Ветхого Завета. Революционная мысль о том, что жизнь в Духе может победить желания плоти, считалась совершенно противоположной тому, чему евреев учили на протяжении многих веков. Представьте, если бы кто-то сказал нам, что на самом деле смерть Христа — не единственный источник спасения. Вспомните, что у людей, которые первыми читали послание Павла, не было на руках печатного издания Нового Завета. Они относились к написанному, как к советам, наставлениям так называемого раввина. Рассмотрев совет Павла «жить по Духу» в контексте культурного мировоззрения того времени, мы увидим, как начинается тщательно продуманное изменение устоявшейся точки зрения.
И тогда, и сейчас целью являлась и является победа над плотской природой (плоть против Духа). Ревностное соблюдение закона в те времена считалось признаком благочестия. В наши дни плод Духа заменил собой прежние идеи (см. Гал. 5:22–24). Поэтому сегодня к нам звучит призыв: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5:25).
ДИСКУССИЯ
1. Что подразумевается под жизнью по Духу?
2. Как нам победить свою плотскую природу в повседневной жизни?
3. Какой вестью, явленной через жизнь, исполненную Духом, мы могли бы поделиться с теми, кто нас окружает, особенно с неверующими?
Рамиро Э. Кьеро, Фолл-Крик, Орегон, США
Слово
Гал. 5:16
Хождение в Духе (см. Быт. 5:23, 24)
За много сотен лет до написания Павлом Послания к галатам один человек оставил самый лучший пример того, что означает ходить в духе. Енох ходил с Богом. Его отношения с Господом были такими близкими, что даже в те годы, на заре времен, Бог счел его готовым к жизни на небесах! (См. Быт. 5:23, 24).
Действительно ли Енох прогуливался по траве в тени деревьев с Самим Творцом? Я в этом не сомневаюсь. Однако выражение «ходить с Богом» подразумевает нечто большее, чем простые физические действия. Это означает, что Енох знал Бога. Он видел Его таким, каким Господь Сам Себя явил. А Бог в свою очередь знал Еноха.
Хотя со временем ситуация изменилась, но не так серьезно, как могло бы показаться. Бог открыто разместил информацию о Себе в Библии — собрании книг, в которых совершенно разные люди описывали свою встречу с Ним, Его характер и Его представления о жизни. Свидетельства прикосновения Его рук можно увидеть в разных уголках планеты и даже в далеком космосе. У нас с вами есть возможность каждый день ходить с Богом, однако от нас требуется обратить на Него внимание, признать Его присутствие и открыть свое сердце для знания.
Христианский конфликт (Рим. 7:15–20)
Жизнь Еноха олицетворяет собой идеал отношений с Богом. Он жил христианскими принципами. Мы находимся на передовой, здесь и сейчас, и то, что происходит в нашей жизни, мало похоже на истории об Адаме, Еве и Едемском саде, услышанные далеко не из первых уст. Мы легко можем отвлечься и потерять из виду главное, ведь нас и первоисточник разделяют пространство и время.
Павел так описывает происходящее: «Мы знаем, что такое грех, но все равно совершаем его». Почему? Почему, заранее зная, что наш поступок будет грехом, мы все равно совершаем его?
Мы поступаем так, потому что больше не понимаем, что это значит. Грех стал чем-то расплывчатым, туманным. Так же как и понятия здоровье или хорошо и плохо, это слово потеряло свой смысл из-за огромного количества разных ситуаций, в которых использовалось. Из-за противостояния между современными галатами и лаодикийцами здравомыслящие люди, не принадлежащие ни к одной из этих групп, пребывают в растерянности, не зная, как отличить добро от зла. Во времена Павла камнем преткновения для верующих стало обрезание. Сегодня в нашей жизни встречается множество таких «камней». В результате мы упускаем из виду самое важное.
У христианского конфликта есть причина появления и есть решение.
Никто не отмечает в своей записной книжке все плохое, что происходит, чтобы вспоминать об этом при каждом удобном случае. Такой книжки и не должно быть. Богу не нужны глупые последователи. Ему нужны сердца и души, жаждущие истины. Как закон указывает путь к Евангелию, так и последователи Христа показывают остальным, как присоединиться к семье Божьей. «Вот путь, идите по нему…» Все зависит от вашего выбора — идти с Богом или идти одному.
Дела плоти и плод Духа (см. Гал. 5:16, 17)
В Гал. 5:19–21 Павел приводит четкий перечень грехов плоти. К сожалению, он считает, что этот список говорит сам за себя. Но в нашем мире упоминание большинства грехов из этого перечня уже не производит особого впечатления. Наоборот, со временем эти грехи стали считать чем-то привлекательным, безвредным и совершенно обычным.
К современному христианину обращен особенно важный призыв — быть всегда честным с самим собой. Утверждение, что «христианам непозволительно развлекаться, вполне оправданно, если под развлечениями понимать дела плоти, о которых пишет Павел.
Давайте обратимся к Христу. Что Он сказал бы? Как поступил? Может, Он прошептал бы вам на ухо: «Ты плохо себя ведешь; продолжай в том же духе, и ты наверняка не попадешь на небо»? Ни за что!
Вместо этого Он отправляется с вами в такое увлекательное путешествие, что вы едва поспеваете за Ним. Нежно, с любовью и без единого намека на осуждение Он указывает вам на тех, кто прошел путем этих искушений до вас. Он понимает, насколько заманчив бывает тот путь, Он видел его уже много раз. Но Ему также всегда известно, что будет дальше.
Это не вопрос суда. Совершенно очевидно, что все дело в любви. В конце концов, «друзья не позволят друзьям…».
С каждым мгновением погружаясь все глубже в себя, вы наконец открываете бурлящий источник безумной радости. И вы смеетесь, потому что просто не можете остановиться. Многие считают, что таким качествам, как мир, долготерпение, благость, вера, воздержание и так далее, придают чрезмерно большое значение. Но в действительности их часто слишком недооценивают. Плоды Духа — сладчайшие плоды, которые вам когда-либо приходилось вкушать. Только осознав, что счастье — это постоянно обновляемый источник, вы поймете, сколько вам пришлось вложить в него.
Путь к победе (см. Мф. 7:7)
Бог хочет, чтобы каждый из нас обрел на небесах жизнь, полную творчества, восторга, гармонии и радости, жизнь рядом с Ним и всеми остальными сотворенными существами. Из-за греха исполнение этой мечты было отложено. Бог не может допустить дальнейшее существование греха. Но также Он сначала через Адама, потом через Ноя и, наконец, через Иисуса пообещал не оставлять нас.
Чтобы грех был побежден и на небесах воцарился вечный мир, сперва необходимо этого достичь в сердце и разуме каждого гражданина Небесного Царства. И только так. Когда Иисус вернется и мир будет обновлен, для существования греха не будет причин. Это произойдет не просто потому, что так сказано в Библии. Дело не в том, что Бог удалит нашу способность грешить. И не в том, что небеса будут таким совершенным местом, что мы и не вспомним о грехе. Вовсе нет. На самом деле именно память о грехе не даст нам совершить его вновь. Мы будем идти к победе, потому что знаем, чего это стоило Богу.
Грех зародился в совершенном Небесном Царстве из-за Люцифера еще до сотворения человечества. Гордыня привела его к падению. Это может случиться со всеми. Но не каждого это коснется. В Мф. 7:7 сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам», ходите с Богом, и Он будет идти рядом с вами.
Тристан Рейнольдс, Такома, Вашингтон, США
Свидетельство
Гал. 3:22
«Многие смутно представляют, что должны предпринять какие-то чудесные усилия для того, чтобы заслужить Божье благоволение. Но всякая надежда на себя тщетна. Только через веру в Иисуса грешник становится исполненным надежды, верующим Божьим чадом».
Мы никогда не сможем своими силами добиться непорочности своих побуждений. Многие люди говорят так: «Я должен навести порядок в своей жизни и разобраться со своими мотивами, прежде чем стану искать Бога». Но самим нам это сделать не под силу. Только когда мы обратимся к Богу и взыщем Его, Он наделит нас способностью стремиться к тому, что действительно является благом, и по-настоящему ненавидеть грех.
«Во Христе соединилось Божественное и человеческое. Его миссия состояла в том, чтобы примирить Бога с человеком, соединить смертное с бесконечным».
Бог хочет видеть нас рядом с Собой. Величайшая печаль для Него — потерять из-за греха даже одно Свое дитя.
«Из-за ограниченности [наших] представлений о страданиях Христа многие недооценивают великую работу искупления. Славный план спасения человека зародился в глубинах бесконечной любви Бога Отца. В этом Божественном плане отражено чудеснейшее проявление любви Божьей к падшему роду человеческому».
Вечный и всемогущий Создатель считает Своих детей, таких ничтожных и незначительных, Своим величайшим сокровищем.
«Самый большой недостаток в современном мире — это недостаток людей, которых нельзя ни купить, ни продать, людей честных и искренних, которые не боятся называть грех его именем, людей, чья совесть верна долгу настолько, насколько стрелка компаса полюсу, которые будут стоять за справедливость, даже если небеса упадут».
Для нашей человеческой природы естественно жить во грехе. Нам не только тяжело делать добро, нам трудно даже хотеть этого. Только полностью подчинив себя Богу, мы сможем увидеть зло таким, какое оно есть, и оценить разрушения, которые оно произвело в нашей жизни. Чем ближе мы становимся к Богу, тем больше отвращения начинаем испытывать ко греху, потому что Он показывает нам весь причиняемый злом вред и нашу нужду в чем-то большем.
ДИСКУССИЯ
1. Бывали ли в вашей жизни моменты, когда вы боялись искать Бога, потому что считали себя неготовыми следовать за Ним из-за своих грехов?
2. Что Писание говорит нам о том, как можно по-настоящему позволить Богу освободить нас от наших греховных желаний?
Ханна Голдстайн, Чаттануга, Теннесси, США
Практика
Гал. 5:16
Я хочу рассказать вам одну поучительную историю.
Однажды старый индеец из племени Чероки открыл своему внуку одну жизненную истину.
«Внутри меня идет борьба, — рассказывал он мальчику. — Эта ужасная битва происходит между двумя волками. Один волк представляет зло — это гнев, зависть, печаль, сожаление, жадность, самонадеянность, жалость к себе, чувство вины, недовольство, ощущение собственной неполноценности, ложь, ложная гордость, чувство превосходства и эгоизм. Другой волк, — продолжил он, — олицетворяет добро. Это радость, мир, любовь, надежда, искренность, смирение, доброта, милосердие, сочувствие, щедрость, истина, сострадание и вера. Та же борьба идет сейчас и в тебе. Она идет в каждом человеке».
Внук задумался на минуту, а потом спросил деда: «А какой волк в конце победит?».
Старый чероки ответил: «Тот, которого ты кормишь».
Используя такие захватывающие образы, старик преподал нам урок, суть которого для многих людей сегодня утеряна. Именно этому старался научить верующих в Галатии Павел. Урок заключается в том, что на нас лежит ответственность за путь, который мы выбираем, за личность, которой мы становимся, и за то, какой оказывается наша жизнь в итоге — исполненной радости или неудовлетворенности.
В жизни бывают хороший выбор, плохой выбор и выбор, зависящий от ситуации. Большинство случаев относится к третьей категории. В таких ситуациях вы рассматриваете каждое действие как полезное или не полезное, в зависимости от конечной цели. Каждое принятое решение имеет свои последствия. Однако выбор свободы всегда остается за нами.
Закон был дан для того, чтобы защищать хрупкий человеческий разум до тех пор, пока люди не будут готовы к большим откровениям (см. Гал. 3:19, 23, 24). Повеления требуют только послушания. Свобода дает возможность мыслить; она допускает и величайшее добро, и глубочайшее зло. Таким образом, Дух, живущий в нас, может помочь нам быть самостоятельными в разных жизненных ситуациях.
Божий план предназначен не для роботов. Богу нужно, чтобы Его семья умела мыслить, а не только выполнять приказы, потому что настанет день, когда нам придется повзрослеть. На небе нас ждут серьезные обязанности, предусмотренные для нас Богом. Если мы, подобно детям, которые растут в тепличных условиях, не научимся сами различать, что хорошо, а что плохо (а это даже хуже, чем быть не в состоянии оставить родительский дом), мы не будем готовы к небесам!
Но пусть вас это не расстраивает, потому что у нас есть один замечательный секрет: позвольте Святому Духу руководить вашей жизнью, и тогда вы будете выбирать то, что является благом (см. Гал. 5:16). Дело совсем не в том, на что вы способны или чего не умеете. Правда заключается в том, что, принимая решение жить по Духу, вы действительно будете следовать путем Божьим.
Бог желает нам счастья. Он хочет, чтобы мы были настолько счастливы, что трудно было бы поверить в существование в прошлом греха. Но он существовал. И теперь каждый из нас должен будет сделать все возможное, чтобы грех никогда больше не появился вновь.
Единственный путь ко греху — свобода. Единственный путь к любви — свобода.
Бог не хочет, чтобы грех когда-либо снова возник, поэтому Он не возьмет нас на небо имеющими свободу, но неподготовленными. И все, что Он жаждет излить на нас, — это любовь, поэтому Он не возьмет нас на небо без нашей свободы.
История началась с Адама и Евы и продолжается сегодня в нас. Это выбор. В нас живут два волка — какого из них вы будете кормить?
Райан Торнтон, Сиэтл, Вашингтон, США
Мнение
Гал. 5:19–21; Откр. 3:15, 16
Закрыв глаза, я все еще слышу звуки голоса, аккордов и вижу его лицо. В детстве семейное богослужение обычно было мероприятием веселым, а царем веселья был мой отец. Я помню, как мы сидели, прижавшись друг к другу, на маленькой кушетке или развалившись на огромной кровати, отец — с гитарой в руках, бренча аккорды какого-нибудь веселого гимна или песни на слова из Библии.
У меня было много любимых песен, но одну я люблю до сих пор — «Плод Духа», песня на слова из Священного Писания, которую отец написал сам. Он, бывало, пел: «… Плод же Духа: мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».
Но что такое плод Духа? Возможно, первое, о чем мы подумаем, — это дела, добрые поступки, мудрые слова, терпение среди невзгод. Но более тщательное изучение откроет нам интересную особенность посланий Павла. Каждый раз, говоря о делах плоти, Павел ведет речь о поведении и поступках.
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5:19–21).
Однако, говоря о плоде Духа, Павел упоминает личностные качества человека. Другими словами, речь идет больше об отношении, нежели о самом действии. Например, я могу делать что-то очень хорошее, но мотивы мои будут далеко не самыми добрыми.
Когда же Дух Божий приносит в нас Свой плод, это выражается не просто во внешнем поведении, — перемены происходят внутри нас. Одна из основных тем в Библии касается того же: нужно быть искренними. Если вдуматься, согласно написанному в Библии, мы сотворены по образу Божьему. По этой причине основные наши симпатии и антипатии отражают Его природу до тех пор, пока они чисты и не осквернены. Кто из нас любит лицемеров? Или фальшивых друзей? Бог так же, как и мы, не переносит подобных вещей. Искренность — вот то, что Он ценит больше всего.
«О, если бы ты был холоден или горяч!.. — говорит Он в Откр. 3:15, 16. — Как ты тепл… то извергну тебя из уст Моих». Если мы выставляем напоказ дела любви, но при этом в нашем сердце любви нет, мы еще менее искренни, чем те, кто творит дела плоти!
Бог желает наделить нас такими подлинными чувствами, как «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие», чтобы все вокруг, включая нас, знали, что мы «были с Иисусом» (см. Деян. 4:13).
Натан Джоунс, Оберн, Калифорния, США
Исследование
Рим. 8:14; Гал. 5:16–26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суть христианской жизни — это возрастание во Христе, ежедневное преображение в Его подобие посредством молитвы и изучения Библии. Мы должны молиться о победе над грехом и возможности рассказывать другим о том, что Бог совершил в нас и для нас. Свидетельством нашего приближения к Богу станут перемены в нашей жизни. Мы, христиане, должны с радостью делиться с остальными тем, что Он сделал для нас и что мы можем сделать для них!
ЗАДАНИЯ
Начертите таблицу качеств плода Духа. Перечислите все качества и напишите два способа увидеть их в жизни христианина.
Сходите с друзьями на прогулку в субботу после обеда. Расскажите им, к каким изменениям вас призывает сейчас Бог и что вы планируете предпринять по этому поводу.
Сочините песню, которую можно будет напевать в качестве средства ободрения и поддержки, когда случится какая-нибудь неприятность.
Поищите в интернете информацию о примерах плода Духа. Расскажите о результатах своего поиска пастору или молодежному руководителю, чтобы они смогли использовать эти примеры для иллюстрации своей проповеди.
Поразмышляйте о стихах из Мк. 7:21, 22. Что видит Бог в вашем сердце? Что является источником зла? Нужна ли вам помощь Бога для того, чтобы избавиться от чего-то нехорошего в своей жизни?
Расспросите членов церкви о том, как они пришли к победоносной христианской жизни. Помолитесь с ними о помощи Божьей, чтобы продолжать одерживать победу в Господе.
Приготовьте с друзьями сценку о том, как добиться в своей жизни духовного возрастания. Покажите сценку своему классу субботней школы.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Гал. 5:22, 23; 2 Кор. 6:6; Евр. 9:14.
Э. Уайт. Деяния апостолов, гл. 30 «Призванные стремиться к лучшему»; Моя жизнь сегодня, с. 317.
Чарльз Стенли. Удивительная жизнь, исполненная Духом, с. 3–12.
Richard D. Patterson, «Fruit of the Spirit», https://bible.org/article/fruit-spirit.
Карен Пирес, Пендлтон, Южная Каролина, США