«А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Гал. 4:26).
Вступление
Гал. 4:30
Будучи подростком, я противилась закону и тому, какое влияние он оказывал на мою жизнь. Мне казалось, его невозможно соблюсти. Я устала разочаровывать Бога и по этой причине оставила христианство. Я была убеждена в том, что нет смысла играть в игру, победить в которой не удастся. Каждый раз, вставая с колен, я снова подводила Бога. Моя неспособность с этим справиться повлияла не только на отношение к самой себе. Мое видение Бога как Творца и Спасителя тоже стало искажаться. Если Бог такой любящий, почему Он поручил мне невыполнимое задание? Если Бог желает для меня самого лучшего, почему позволяет участвовать в игре, в которой я, как Ему известно, проиграю? Так я и жила — неудачница, которая не могла разглядеть истинную сущность Бога.
Время шло, и я билась, стараясь справиться со своими ошибками. Я знала, что, даже не желая иметь с Богом ничего общего, все равно буду испытывать боль при мысли, что снова подвела Его. В муках я ходила в церковь; в муках проходила моя учеба; я шла по жизни, испытывая мучения, потому что знала — у меня ничего не получается. Я знала, что всегда найду способ все испортить, но продолжала бессмысленный путь к совершенству. Тогда я и решила, что если оставлю Бога, то почувствую себя лучше. Но мне стало только хуже.
В Гал. 4 Павел описывает двух матерей — свободную и рабыню. Хотя открыто об этом не говорится, но кажется, будто Павел постоянно задает вопрос: кто твоя мать? Вследствие греха ты был рожден рабом, но Бог по Своей милости дал тебе право выбора. Кто твоя мать? Моей матерью, по всей видимости, была рабыня по имени Неудача, потому что я легко и свободно продолжала разочаровывать Бога. Однако по какой-то странной причине Бог все еще предлагает мне переписать свидетельство о рождении, предлагая мне новую мать.
Конечно, мы с вами далеки от совершенства, но Бог действительно хочет сделать нас частью Своей семьи. Дело здесь не в попытке все сделать правильно и не в стремлении к совершенству. Дело — в выборе. Я надеюсь, что, изучая урок этой недели, вы сами сможете выбрать — остаться ли сыном или дочерью рабыни или переписать свое свидетельство о рождении, представ перед всеми как дитя Божье.
ДИСКУССИЯ
1. Что нового вы для себя открыли, узнав, каково быть ребенком свободной матери?
2. Как по нашим повседневным решениям можно понять, кого мы считаем своей матерью?
Бриттани Хадсон, Лакомб, Альберта, Канада
Доказательство
Гал. 4:22–31
Если бы Павлу выдалась возможность написать письмо Агари, возможно, он передал бы ей Послание к галатам. Ее история в миниатюре отображает состояние общин в Галатии, в отвергнутом Иерусалиме, состояние членов церкви, верящих в спасение по делам, и состояние некоторых из нас.
Став наложницей Авраама, Агарь получила свободу. Ее ребенок сможет называть Авраама «отцом» благодаря оказанной ей милости, а значит, будет сыном и наследником и материальных, и духовных благословений, обещанных Богом.
Но вместо того чтобы твердо держаться за свою свободу, она использовала ее для угождения плоти — для ненависти и соперничества. Она боролась с Саррой, вместо того чтобы с любовью служить ей (см. Гал. 5:13, 19–21). Агарь снова сковала себя узами рабства и, подобно Онисиму, упомянутому в послании Павла, попыталась сбежать.
Но действительно ли она оказалась на свободе? Уставшая, голодная и без крыши над головой — для беглянки это положение оказалось хуже рабских оков. И тогда она встретилась с Иисусом лицом к лицу. Потрясенная таким проявлением милости, она воскликнула: «Видела ли и я здесь Того, Кто видит меня?» (Быт. 16:13, пер. с англ. NKJV). Подобно Павлу, Иоанну и нам сегодня, именно благодаря откровению Искупителя она познала истинную Благую весть (см. Гал. 1:12). Встретившись с Господом, Агарь возродилась к новой жизни, чтобы следовать уже не делам плоти, но поступать по Духу (см. Гал. 5:24–26).
Но как и верующие Галатии, которым самым очевидным образом была явлена личность Иисуса Христа, Агарь переступила черту и снова начала строить то, что когда-то разрушила (см. Гал. 2:18). Будучи уже новым творением — смиренным, умеющим доверять и послушным, после рождения Исаака она вернулась к страстям, которые когда-то погребла возле того колодца в пустыне. Агарь и ее сын стали гнать того, кто был рожден по Духу (см. Гал. 4:29).
Признанные и поддерживаемые Богом, Агарь и Измаил вернулись к жалкому и подлому существованию, провоцируя Исаака и завидуя ему (см. Гал. 4:29; 5:26). «Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:21). И звучит приговор: «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной» (Гал. 4:30).
ДИСКУССИЯ
1. Прочитайте Гал. 4:22–31. Почему Павел утверждает, что в этой истории есть более глубокий смысл? Чему она должна научить нас?
2. Прочитайте Ис. 19:18–25. Подумайте, как могла сложиться судьба Агари, если бы она твердо держалась за свою свободу? Как мы растрачиваем попусту свою свободу, даруемую нам Христом?
Гэбриэль Э. Бэйкер, Гассауэй, Западная Вирджиния, США
Слово
Иер. 31:31–33; Притч. 14:12; Мф. 5:21; Ин. 8:34; 12:26; 13:16; Рим. 6; 1 Кор. 7:22, 23
Рожденные рабами (см. Ин. 8:34; Рим. 6:16–18)
История нашей цивилизации всегда была полна душераздирающих фактов о человеческих судьбах. Люди становились рабами в руках порочных сообществ и продажных властей. Самые первые записи о рабстве (Кодекс Хаммурапи) датируются 1754 г. до н. э. Согласно историческим свидетельствам, рабство также существовало в Греции в VII в. до н. э. 1400-е годы нашей эры ознаменовались появлением рабства в Европе и увеличением количества темнокожих рабов, поставляемых с африканского материка. Постепенно рабство дошло до Америки и многих других частей света. Для этих мужчин и женщин свобода была мечтой всей жизни, исполнение которой требовало немыслимой платы.
Вице-президент Международной миссии правосудия Шэрон Кон Ву говорит: «Бог всем сердцем жаждет уничтожения рабства, чтобы те, кто находится в неволе, обрели свободу». Будучи физически никак не связаны со всеми, кто когда-либо попадал в рабство за историю человечества, мы все же рождены рабами греха. Истинная свобода должна быть нашим величайшим желанием.
Избавление от уз (см. Мф. 5:21; Ин. 3:27; 8:28)
Более двух тысяч лет назад Христос принес жертву, которая навеки освободила нас от рабских оков. До этого иудеи придерживались строгой системы, которая, как они полагали, принесет им спасение. Однако они не поняли, что все эти ежедневные ритуалы лишь указывали на Того, Кто готов был все отдать ради их свободы.
Некоторые люди думают, что смерть Христа отменила соблюдение закона. Но ничто не может быть дальше от истины. Во время Своего земного служения Христос всегда призывал к соблюдению закона и Своими поступками, и словами (см. Мф. 5:21). Конечно, это было возможно только благодаря силе Божьей, пребывающей в Нем (см. Ин. 3:27; 5:19, 30; 8:28).
Смерть Христа на кресте навсегда освободила нас от уз греха, но образ жизни многих людей показывает обратное. Выбирая жизнь во грехе, мы сами делаем себя пленниками. Дар благодати, так щедро изливаемый на нас Христом, не сможет стать полностью нашим, пока мы не ухватимся за него обеими руками. Нам уже не нужно платить за свои грехи. Христос освободил нас от всех долгов. И это освобождение Он предлагает нам даром.
Напиши на сердцах наших (см. Иер. 31:31–33; Рим. 13:10; Гал. 5:14)
На большее мы и не смели надеяться. Мы становимся по-настоящему свободными благодаря Его заслугам, и только Его. Бесполезно пытаться соблюсти закон лишь своими собственными усилиями, но во Христе возможно все. Первый завет, данный Израилю, был запечатлен в камне. Но вместе с законом пришло и осознание того, что простому человеку из плоти и крови невозможно до конца исполнить его.
Новый завет демонстрирует нам еще более славный план. Новый завет никоим образом не лишает закон силы, но и не оправдывает грех. Он скорее отодвигает завесу и показывает людям красоту Божьей любви. В Иер. 31:33 мы читаем: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом». В этих словах звучит обетование о Сыне Божьем и даре Святого Духа. Когда Дух Божий сможет поселиться в сердцах Его народа, жизнь в согласии с Его законом станет естественным следствием послушания Богу. Поэтому в Рим. 13:10 апостол Павел упоминает, что «любовь есть исполнение закона» (см. также Гал. 5:14). Тогда, стремясь прославить Бога послушанием Его воле, мы по-настоящему сможем иметь жизнь.
Быть свободным (см. Ин. 8:34–36; 12:16; Рим. 6:23; 1 Кор. 4:1, 2)
Горькая правда заключается в том, что многие будут оставаться рабами до тех пор, пока продолжат служить греху. Именно в этом и заключалась проблема фарисеев во времена Иисуса. Они выдают свое заблуждение следующими словами: «Ему отвечали: мы — семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: „сделаетесь свободными“? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:33, 34).
Грех действительно жестокий хозяин. Как же нам освободиться от него? В Ин. 8:32 сказано: «И позна´ете истину, и истина сделает вас свободными». Наша миссия, миссия избранного Божьего народа, заключается в том, чтобы жить как дети свободной матери, а не рабыни (см. Гал. 4:26). А дальше мы узнаем, что Иисус есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Именно эту истину Христос имеет в виду, говоря о свободе.
Исследуя жизнь в свете Христа, мы сможем увидеть свою проблему греха и захотим избавиться от нее. В Ин. 8:36 Христос говорит нам: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Позволив Христу войти в свою жизнь, мы перестанем быть рабами греха, этого мстительного господина. Мы становимся слугами Христа (см. Ин. 12:26; 13:16; 1 Кор. 4:1, 2; 7:22, 23).
И теперь нам больше не нужно пребывать в неволе. Мы не должны находиться в подчинении греху, ведь он ведет лишь к одному — к смерти (см. Притч. 14:12; Иез. 18:20; Рим. 6:23). Долой оковы — Христос дает нам ключ от них. Он живет в нас, и теперь мы действительно свободны.
ДИСКУССИЯ
1. Как нам применить в своей повседневной жизни дарующую свободу истину о Божьей любви?
2. Что в вашей жизни мешает вам обрести истинную свободу?
3. Почему нам, свободным от греха, так важно объединиться для освобождения других от его оков?
Александра Йебоа, Торонто, Онтарио, Канада
Свидетельство
1 Тим. 1:3–11
«Будучи в Коринфе, Павел имел все основания для серьезного беспокойства об уже созданных общинах. Из-за влияния лжеучителей, появившихся среди верующих в Иерусалиме, разделение, ересь, сладострастие быстро стали обычными явлениями среди верующих Галатии. Эти лжеучителя примешивали к евангельским истинам иудейские традиции. Не обращая внимания на решение общего собора в Иерусалиме, они навязывали обращенным из язычников соблюдение обрядового закона.
Положение было критическим. Появившиеся пороки могли быстро уничтожить галатийские общины.
Павел чувствовал, что его ранили в самое сердце, он был встревожен этим открытым отступничеством со стороны тех, кого он верно учил принципам Евангелия. Он сразу же написал заблуждающимся верующим, разоблачая ложные теории, которые они приняли, и сурово обличая уклонившихся от веры…
…Учения Павла согласовывались с Писаниями, и Дух Святой свидетельствовал о его трудах; поэтому он предупреждал своих братьев не слушать учения, противоречащие истинам, в которых он наставлял…
Так Павел призвал верующих в Галатии на суд их совести, пытаясь удержать людей, идущих ложным путем. Полагаясь на спасающую силу Божью и отказываясь признавать учения учителей-отступников, апостол стремился открыть обращенным, что они впали в серьезное заблуждение, но у них еще есть возможность вернуться к прежней евангельской вере и тем самым расстроить планы сатаны. Он твердо придерживался истины и праведности, и его непоколебимая вера в ту весть, которую он возвещал, помогла многим ослабевшим духом вернуться к своему Спасителю.
Как резко отличается стиль Послания к галатам от стиля Посланий Павла к коринфянам! Последних Павел обличал осторожно и мягко, тогда как галатов он не щадил. Коринфяне уступили искушению. Обманутые каверзными измышлениями учителей, которые проповедовали ложь под видом правды, они запутались и зашли в тупик. Чтобы научить их отличать истинное от ложного, требовались осторожность и терпение. Резкость или неоправданная торопливость со стороны Павла ослабили бы его влияние на тех, кому он жаждал помочь».
ДИСКУССИЯ
1. Эллен Уайт назвала ситуацию в Галатии «критической». Как вы поступили бы с другом, который распространяет в Церкви ложное учение?
2. Сталкивались ли вы с ситуацией, когда оказывалось, что истины, в которые вы верили и которым учили, противоречат учению Библии? Какое влияние на ваше личное служение это оказало?
Райан Скавелла, Ошава, Онтарио, Канада
Практика
Гал. 4:17; Еф. 2:8, 9
Довольно неловко получать хорошие оценки или памятные призы, не заработав их. Просто чувствуешь, что неправильно принимать то, чего не заслужил. Не это ли называют чувством собственного достоинства или порядочностью? Мы столько сил вложили в свою работу, что немного признания нам не повредит. Когда цитируешь наизусть больше библейских стихов, чем пастор, и посещаешь больше уроков субботней школы, чем пресвитер, это дает право на некоторое уважение. Дело в том, что в нас сидит это желание показать себя, со всей скромностью, конечно, так, чтобы заметили и похлопали по плечу. Ощущения при этом просто замечательные, не правда ли?
Будучи честными христианами, мы хотим угодить Богу настолько искренно, что все может закончиться искажением истины, совсем как в случае с галатами. Однако спасение — это дар, и единственное, чего от нас хочет Бог, — чтобы мы стали ближе к Нему и поделились Его Благой вестью с другими людьми. Но эта истина все же кажется слишком простой для многих из нас. Мы рискуем изменить простое, но в то же время глубокое учение Евангелия. Как нам не поддаться хитроумной идее заработать то, что дается даром? Как сдержать свое рвение, чтобы оно не сделало нас рабами закона?
Наблюдайте и молитесь. Во-первых, мы должны непрестанно молиться, особенно при изучении Слова Божьего. Это просто необходимо, особенно учитывая то, что в наше время появилось намного больше ошибочных толкований. Нам следует постоянно искать мудрости, знания и понимания.
Найдите время для размышления. Далее, на случай, если нам захочется похвастаться, мы должны размышлять о таких библейских стихах, как Еф. 2:8, 9, которые напоминают нам о том, что мы спасаемся не своими делами, а исключительно благодатью Божьей. И снова это может быть довольно трудно принять, так как в нашем сознании прочно укоренилась уверенность в том, что любой труд следует оценивать по количеству приложенных усилий и проявленным умениям.
Мудро подходите к выбору своего круга общения. И наконец, хотя очень важно добиваться дружбы с верующими детьми Божьими, тем не менее следует проявлять осторожность, выбирая тех, с кем мы общаемся и к чьим советам прислушиваемся. Дело в том, что многие могут невольно участвовать в распространении доктрин, которые не имеют никакого отношения к спасению душ и жизни для Христа. Поэтому так необходимо исследовать все, с чем мы сталкиваемся, как это делали верийцы, даже если речь идет об учении, проповедуемом в нашей собственной общине. Вместо того чтобы производить разделение в Церкви, давайте проводить больше времени вместе, стремясь возрастать в благодати.
ДИСКУССИЯ
1. Призывали ли вас когда-нибудь принять учение, которое позже оказывалось небиблейским?
2. Что бы вы ответили другу, который обвиняет вас в фанатичном отношении к закону из-за того, чтобы вы соблюдаете субботу?
Зелинда Сили-Скавелла, Ошава, Онтарио, Канада
Мнение
Пс. 118:11; Зах. 4:6
Когда я была маленькой, бабушка научила меня одной простой, но очень глубокой по смыслу песенке. В ней всего один куплет, который по содержательности может сравниться с самыми объемными томами, говорящими о двух важных аспектах христианского образа жизни, исполненной Духом, — о молитве и изучении Библии. В пересказе эта песенка будет звучать следующим образом:
«Читай свою Библию,
Молись каждый день,
Чтобы тебе расти.
Не читай Библию,
О молитве забудь,
И тогда засохнешь ты».
К сожалению, многие христиане пренебрегают этими двумя важными составляющими жизни, призванными отражать характер Христа. Мы мало молимся и почти не открываем руководство, которое Бог так старался подготовить для нас, чтобы помочь ориентироваться в этой грешной жизни и иметь возможность больше узнать о Нем и Его воле по отношению к нам.
Мы пытаемся обходиться минимальным общением с Христом, а когда начинаем «засыхать», то виним Бога за то, что Он игнорирует нас и не исполняет Своих обещаний. Мы возлагаем вину на Него, когда дьявол обрушивается на нас, а мы не в силах противостоять ему и поддаемся искушению. Как редко мы оглядываемся на свою жизнь в попытке разобраться, чего же нам не хватает. Невозможно побеждать грех и искушение и жить исполненной Духа жизнью, если не уделять времени молитве и изучению Библии.
Придя на нашу землю, Иисус, Сын Божий, оставил для нас пример безгрешной жизни. Он был Сыном Божьим, но, не считая, что это дает Ему какие-то преимущества, проводил много времени в общении с Отцом и размышлении о Его Слове.
Насколько серьезнее должны к этому относиться мы с вами! Пс. 118:11 напоминает нам: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою». Задача, стоявшая перед Иисусом, была намного важнее столь обсуждаемого первого полета человека на Луну. Он должен был жить на земле, отказавшись от Своей Божественности и находясь в одиночестве, претерпев отвержение, нищету, постоянные искушения, разделение со Своим Отцом и жестокую смерть от рук Своего же народа. Иисус знал, что избранный Им путь нелегок, что пройти его можно, только имея тесную связь с Богом. И вновь я спрашиваю вас: насколько серьезнее к своей жизни здесь, на земле, должны относиться мы? Постоянно сталкиваясь с сомнениями, страхом, искушениями, болезнями, смертью, нищетой и многими другими проблемами, мы тоже сможем все преодолеть и иметь жизнь, исполненную Духом, если, подобно Иисусу, будем проводить больше времени в молитве и изучении Библии. «Это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6).
ДИСКУССИЯ
1. Стоит ли тратить свое время и силы на чтение Библии и молитву?
2. Что мешает вам жить исполненной Духом жизнью?
Акай Хендрикс, Скарборо, Онтарио, Канада
Исследование
Иер. 31:31–33; Евр. 8:7–13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завете, заключенном на горе Синай, Бог определил, какие отношения должны быть между Ним и Его избранным народом — Израилем. Эти отношения напоминали брачный договор или обязательство между Богом и Его народом. Его закон (отражение Его характера) был дан для того, чтобы показать израильтянам, как иметь здоровые взаимоотношения с Богом и друг с другом. Это было крайне необходимо для такого огромного количества людей, живших в языческой культуре на протяжении четырех сотен лет. В противоположность ветхому завету, новый предназначен для каждого, кто принимает Христа. Этот завет основан на том, что Бог совершил для того, чтобы Его народ мог обрести вечную жизнь. Основанием обоих заветов является благодать. Оба они предложены любящим Богом. Оба подразумевают двусторонние отношения благословения и взаимного участия.
ЗАДАНИЯ
Придумайте мем на основе Иер. 31:33: «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их, напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом». Выложите его в соцсети.
Найдите информацию о том, как в древности заключали соглашение в контексте библейских заветов.
Запишите свои размышления о том, что в действительности означает быть народом Божьим и является ли ваша жизнь свидетельством того, что вы — Божье дитя.
Нарисуйте комикс или графический рисунок, объясняющий разницу между ветхим и новым заветом, и разместите свою работу в церковном бюллетене.
Снимите короткое видео, которое можно было бы показать неверующим людям, чтобы объяснить неизменный характер Бога в свете ветхого и нового заветов.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Быт. 9; 15; 17; Исх. 20; Ос. 2:15; Ам. 9:14, 15; 2 Цар. 7:4–17.
Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 128; Патриархи и пророки, с. 465.
Skip MacCarty, In Granite or Ingrained? What the Old and New Covenants Reveal About the Gospel, the Law, and the Sabbath (Andrews University, 2007).
Нина Атчесон, Бьюкенен, Мичиган, США