«У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10).
Вступление
Гал. 1:6–9; 2 Петр. 3:16
Слоган компании Nike — «Просто сделай это!» («Just Do It»), а Макдональдса — «Вот что я люблю» («I’m Lovin’ It»). В течение пяти лет девизом HSBC, одного из крупнейших банков в мире, было заявление: «Ничего не делаем без проверки» («Assume Nothing»). Для банка это замечательный слоган, слыша который представляешь персонализацию услуг, когда учитываются индивидуальные финансовые потребности каждого клиента. И все же в 2009 году многонациональный банк потратил около десяти миллионов долларов для смены слогана. Почему? Их девиз, придуманный с самыми благими намерениями, во многих странах был переведен как «Ничего не делаем» («Do Nothing»), рисуя в воображении образ состоятельных и довольно ленивых банкиров.
Банк HSBC столкнулся с типичной проблемой, возникающей из-за трудностей перевода. Однако нам с вами не надо переключаться с одного языка на другой, чтобы на себе испытать последствия недопонимания. Просто вспомните, когда вам последний раз приходилось говорить: «Я не это имел в виду».
Именно с подобной проблемой пришлось столкнуться апостолу Павлу спустя почти двадцать лет после смерти Иисуса, когда Благая весть распространялась по миру со скоростью лесного пожара. «Итак, идите, научите все народы» (Мф. 28:19), — сказал Иисус, и Его ученики отнеслись к этому поручению со всей серьезностью. Весть о благодати Божьей и спасении проповедовалась не только в прославленных городах Римской империи, но также и в странах Малой Азии. Евангелие было одинаково доступно и иудеям, и язычникам.
В то время для иудеев, считавших себя наследниками древнего Израиля, особым народом, избранным Богом для заключения завета (см. Втор. 14:2), подобное благовестие было крайне сомнительным и выходило за рамки всех традиций.
И если бы некоторым членам раннехристианской церкви удалось настоять на своем, сегодня христианство не было бы самой крупной религией мира. Для них «все народы» представляли собой евреев, живущих в других странах мира. Язычники могли присоединиться к христианской церкви, но только при соблюдении определенных условий — они обязательно должны были вначале стать иудеями, следуя иудейским традициям и обычаям, включавшим в себя обрезание.
Неудивительно, что Павел вынужден был написать жесткое письмо общинам в Галатии, где проповедовалось неправильно истолкованное последнее поручение Иисуса: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное» (Гал. 1:6, 7).
Благая весть, как и повелел Иисус, была простой. Чтобы стать членом христианской церкви, не требовалось следовать иудейским обычаям. Нужно было лишь поверить в спасительную благодать Иисуса. Послание к галатам возвращает нас к сути Благой вести, затрагивая важные для христианства вопросы.
Дэниел Бэлл, Варунга, Новый Южный Уэльс, Австралия
Доказательство
Гал. 1:10
Как упомянул в начале своего письма Павел, его служение церкви в Галатии началось еще до того, как было написано это послание. Однако со временем апостол увидел, что общины, в которых он совершал служение, отклонились от первоначального учения, проповеданного им. Среди верующих стало появляться некое ложное евангелие. Откликаясь на эту проблему, Павел решил взять на себя ответственность и исправить ситуацию, вернув людей на путь истины.
Совсем не политические или социальные мотивы побудили его так поступить. Намереваясь решить эту проблему, Павел вовсе не стремился снова вернуть себе расположение членов церкви. Не считал он себя и первопроходцем, который имеет право высказаться о возникшей ситуации.
Как мы читаем в тексте, Павел четко проговаривает, что желание разобраться с появившимися проблемами было вызвано осознанием им своего положения как слуги Божьего. Слово слуга (раб) происходит от греческого doulos. Хотя в некоторых переводах Библии слово doulos переводится как «слуга», в действительности оно имеет более глубокое и сложное значение, чем простое указание на статус слуги. В Древней Греции это слово использовалось для описания раба, стоявшего на самой низкой ступени социальной лестницы. Doulos не имели никаких прав, их свобода зависела полностью от их господина. Именно так описывает себя Павел в своих отношениях с Иисусом. Он больше не имел никакого права распоряжаться собственной жизнью. Все, что он делал теперь, заключалось в исполнении просьб и повелений его Господина. Во всех своих действиях он руководствовался не личными планами и намерениями, но волей истинного Господа и Господина — Иисуса Христа.
Очень важно понимать, какая власть наделяет нас силой делать то, что мы делаем. Подобные вопросы задавали и Самому Иисусу (см. Мк. 11:28), и многим другим библейским героям, например, Моисею (см. Числ. 12:1), Давиду (см. 1 Цар. 17:45) и Иеремии (см. Иер. 28:9). Только те, кто действительно имеет настоящие, глубокие взаимоотношения с Богом, способны явить истинную силу Божью в своей жизни и своем служении. Примером нам служит жизнь Павла, убежденность которого в том, что Христос является его Господином, вдохновила апостола смело проповедовать Благую весть и даже принять за Него смерть.
ДИСКУССИЯ
1. Как нам согласовать концепцию свободы во Христе с идеей о том, что мы являемся Его «рабами»?
2. Как нам быть уверенными в том, что мы служим Господу с той же убежденностью, какой отличалось служение Павла, а не используем имя Божье напрасно (см. Исх. 20:7), следуя своим собственным планам?
Лери Пакулананг, Сингапур
Слово
Деян. 9:1–10; 1 Кор. 1:4; Гал. 1; Еф. 1:2; Кол. 1:2
Кроме Послания к римлянам, еще одной книгой Нового Завета, в которой обсуждается вопрос спасения, считается Послание к галатам. Однако уникальность этой книги в том, что здесь Павел более серьезно высказывается о проблеме, затронувшей церковь в Галатии. Более того, он недвусмысленно говорит о своей роли в этой ситуации: он — апостол, и этот статус наделяет его полномочиями для решения проблемы. В первых двух главах Послания к галатам Павел использует такие слова и выражения, будто пытается воспользоваться преимуществом своего положения и донести до членов церкви свои мысли. Для чего он выбрал такой подход к делу?
Евангелие: это касается лично меня (Гал. 1:6-–10)
В Гал. 1:6–10 Павел выражает свое разочарование по отношению к «благой вести», которая настолько открыто проповедовалась. А далее он отвергает ее и даже использует особое выражение, чтобы заявить: те, кто учит иной благой вести, должен быть проклят (см. Гал. 1:8, 9, пер. ИПБ)! Эти жесткие слова вполне согласуются с личностью Павла, известного своей прямотой и иногда даже резкостью.
Однако, если изучить отрывок повнимательнее, можно увидеть, что причины, побудившие Павла высказаться в таких резких выражениях, заключаются не только в особенностях его личности. Для Павла истинная Благая весть может оказаться приятной не для всех, но перед ним и не стояла задача быть политкорректным (см. Гал. 1:10). Во-вторых, Евангелие не являлось произведением рук человеческих. Это была весть от Самого Иисуса (см. Гал. 1:11, 12). Другими словами, Благая весть — это нечто, лежащее за пределами человеческих возможностей. Она является Божественным решением проблемы греха.
Легко представить, что некоторые члены общин в Галатии могли задать очень важный вопрос: «Откуда Павел знает, что его учение исходит от Бога?». Кажется, Павел ожидал возникновения подобного вопроса и без промедления ответил на него, рассказав о том, как встреча с Иисусом изменила его жизнь (см. Гал. 1:13–24).
Он встретился с Иисусом по дороге в Дамаск, и опыт этот был настолько реальным, что апостол просто не мог не свидетельствовать о нем (см. Деян. 9:1–10). Благая весть действительно должна затрагивать каждого из нас лично, а не быть просто услышанной где-то историей. Пока мы на собственном опыте не испытаем силу Евангелия, весть о спасении в Иисусе будет просто хорошей историей, не имеющей никакого отношения к реальной жизни.
Евангелие: все дело в Иисусе (Гал. 1:11, 12)
Кроме того, в начале своего письма Павел подчеркивает, что его весть никак не связана с его собственными планами. Наоборот, она касается откровения Иисуса Христа (см. Гал. 1:11, 12). Это выражение часто встречается в посланиях Павла различным церквам, когда апостол хочет показать, что Иисус — единственная причина, по которой он решил посвятить свою жизнь служению Христу (см. 1 Кор. 1:4; Еф. 1:2; Кол. 1:2).
Благая весть, проповедуемая христианством, может быть только о Христе. Сила Евангелия заключается в том, что главная его весть — это весть о спасении в Иисусе. В этом состоит его уникальность. По этой причине Павел так огорчился, когда верующие в Галатии начали распространять свое учение, согласно которому Иисус был только частью плана искупления, а не единственным путем к спасению (см. Гал. 2:15, 16).
ДИСКУССИЯ
1. Какой из ваших личных опытов с Христом может помочь вам обрести такую же убежденность, какая была у Павла, чтобы изменить всю свою жизнь и стать вестником Евангелия?
2. Что лишнего мы можем добавить к вести о спасении в Иисусе, тем самым ослабив его истинную силу?
Байю Каумпунган, Сингапур
Свидетельство
1 Цар. 15:22; Ос. 6:6; Мк. 12:33; Лк. 11:42; Гал. 1:10
Саул слышал слова, сказанные Богом: он должен был полностью уничтожить амаликитян, не оставляя себе никаких военных трофеев. Однако вместо этого царь забрал лучших овец и волов «для жертвоприношения Господу» (см. 1 Цар. 15:21).
Со стороны этот поступок может показаться благородным жестом, но в действительности это было проявлением высокомерия: «Бог, я знаю, что Ты сказал мне сделать, но мне виднее, как поступить. Я знаю, чего Ты хочешь, лучше, чем это известно Тебе Самому».
Так же и «во дни Павла были люди, постоянно поднимавшие вопрос об обрезании. Они могли привести множество мест из Библии в доказательство того, что иудеи должны обрезываться, но это учение утратило насущность, ибо Христос умер на Голгофском кресте, и обрезание плоти уже не могло принести никакой пользы».
Бог хотел не жертвы, выражающейся в обрезании, а послушания Его призыву, потому что «пришло время церкви Христовой начать новый этап работы. Дверь, которую многие обращенные из иудеев закрыли для язычников, теперь предстояло открыть. Язычники, принявшие Евангелие, отныне пользовались равными правами с иудеями и не должны были в обязательном порядке совершать обряд обрезания».
«В качестве меры предосторожности Павел предусмотрительно посоветовал Тимофею обрезаться — не потому, что этого требовал Бог, а чтобы иудеи не возражали против евангельского служения Тимофея. Во время своего миссионерского путешествия Павел переходил из города в город, из страны в страну и проповедовал Христа в иудейских синагогах и в других общественных местах. Если бы стало известно, что один из его соработников не обрезан, это могло бы помешать работе, так как иудеи были полны предрассудков и фанатизма. Повсюду апостол встречал решительное сопротивление и суровые гонения, но, желая передать своим братьям-иудеям, равно как и язычникам, знание Евангелия, он стремился, насколько это согласовывалось с верой, не давать повода для противодействия. Считаясь в известной степени с предрассудками иудеев, он учил, что обрезание или необрезание суть ничто, и все зависит от принятия Евангелия Христова».
Послушание — это реакция человека, состоящего в доверительных отношениях с Богом. Мы доверяем Богу и полагаемся на Него. Он берет руководство на Себя. Послушание лучше, чем жертва, потому что таким образом мы позволяем Богу занять законное главенствующее положение, в то время как сами занимаем свое место рядом с Ним, полагаясь на Него и подчиняясь Его провидению.
Фэйт То, Сингапур
Практика
Рим. 3:28; Гал. 1:6–9
Одним прохладным октябрьским днем 1517 года Мартин Лютер, обыкновенный священник, преподававший богословие в Виттенбергском университете в Германии, шел по направлению к Замковой Церкви Всех Святых. Перед ним стояла важная задача. Лютер держал в руках то, что позже станет известным как «95 тезисов». Как гласит история, он прибил их к воротам храма. Что же руководило действиями Лютера, если сегодня мы считаем этот день началом движения протестантской Реформации?
Фактически Лютер протестовал против существующих в то время церковных традиций, которые, по его мнению, искажали суть Евангелия. Так же, как апостол Павел написал Послание к галатам, Мартин Лютер написал свои «95 тезисов», чтобы напомнить христианским лидерам: прощение от Бога даруется только по вере, и больше ничего не требуется.
Но человеческая природа такова, что мы любим все конкретное. Нам особенно трудно понять такие нематериальные вещи, как вера и прощение, тем более когда мы знаем, что совершали ужасные ошибки в прошлом. Как же нам тогда укрепить свою веру?
Читайте Библию. Особенно выбирайте тексты, где говорится о вере.
Просите Его даровать вам веру. Иисус сказал: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин. 14:13). Бог заботится о практических аспектах нашей жизни, например о том, чтобы являть нам Свою волю и исцелять болезни. Он даже помогает нам находить потерянные вещи. Точно так же Бога волнуют наши духовные нужды. Вспомните слова одного человека: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24).
Ведите дневник. Если вы не привыкли каждый день записывать свои мысли и чувства в дневник, не стоит заводить его. Но неплохо было бы по крайней мере делать краткие записи о том, как Бог особенным образом открывался вам. Это послужит для вас поддержкой в минуты, когда кажется, что ваша вера слабеет.
Благодарите Его за то, что Он прощает вас. Возможно, это действие покажется вам лишенным смысла, особенно если вы не чувствуете себя прощенным. Но все равно благодарите Его. По этой же самой причине профессионалы мотивационного тренинга часто советуют нам разместить вдохновляющие цитаты там, где мы сможем их видеть, — наши мысли и слова постепенно становятся нашей реальностью.
Помните, что вы являетесь членом Божьей семьи на основании веры. Это значит, что вам необходимо лишь поверить, что Бог простил вас, и принять Его дар прощения. И хотя наши поступки не определяют нашего спасения, они показывают, кем мы являемся на самом деле.
ДИСКУССИЯ
1. Как еще можно укрепить свою веру?
2. Как вы думаете, почему сосредоточенность на делах может повредить вашей христианской вере?
Мелоди Тан, Варунга, Новый Южный Уэльс, Австралия
Что, если?..
Мнение
Деян. 15:1–5; Рим. 1:16, 17; Гал. 1:6–10
Зависят ли наши отношения с Богом и наше спасение от поступков, которые мы совершаем или не совершаем? Если да, где заканчиваются культурные стандарты и личные предрассудки и начинается Благая весть?
Совершенно очевидно, что Бог ожидает от нас следования определенным стандартам, когда дело касается прославления Его и послушания Его воле. Но Он дал нам правила, ограничения и даже Десять заповедей не для того, чтобы показать, что мы должны делать, если хотим войти в Божью семью. Он дал нам их, чтобы защитить от нежелательных последствий неповиновения Его заповедям.
Наш долг по отношению к Богу — отражать Его характер. В конце концов, «мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Иными словами, мы становимся похожими на то, что приковывает к себе наше внимание. Но что бы мы ни делали, нами движет любовь к Нему, а не страх потерять жизнь вечную из-за неверных действий.
В том, что касается нашего спасения, Бог дарует его «всякому верующему» (см. Рим. 1:16, курсив автора). Благодаря личным отношениям с Ним мы можем быть уверены в спасении, обретаемом на основании одной лишь веры. Наши действия должны быть угодны Богу. Но, что самое важное, не нам принимать решение, как людям себя вести. Это решает Бог.
ДИСКУССИЯ
1. Можете ли вы вспомнить какие-либо стандарты «христианского поведения», не имеющие библейского основания, но появившиеся как результат культурных традиций и личных предубеждений?
2. Как нам быть уверенными в том, что своим поведением мы пытаемся угодить Богу, а не людям?
Рислин Су, Варунга, Новый Южный Уэльс, Австралия
Исследование
Гал. 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы можем видеть из урока этой недели, Павел написал свое послание, чтобы показать язычникам, что не люди были авторами проповедуемой им вести. Бог вдохновил его произнести эти слова. Авторство принадлежало не Павлу, а Богу. Не стоит задумываться над ложью, в которую люди пытаются заставить нас поверить. У нас есть Божье Слово, с которым мы можем сопоставить их лживые утверждения. Как говорится в Гал. 1:10, только Божье мнение имеет значение. Мы не должны стремиться угодить людям этого мира или верить им. Все, что нам нужно, — стараться угодить Богу, Тому, Кто сотворил нас и любит такими, какие мы есть.
ЗАДАНИЯ
Напишите стихотворение о том, как заставить ложные убеждения и развлечения этого мира потерять для нас привлекательность, пока Бог не останется единственным, Кто будет иметь для нас значение.
Сделайте коллаж из картинок, изображающих всю ту ложь, что люди преподносят нам, а затем перечеркните его жирной красной чертой. Пусть этот коллаж служит вам напоминанием о том, что мнение Бога о вас всегда должно быть важнее того, что думают все остальные.
Во время велосипедной или пешей прогулки или просто проезжая на машине по улице, понаблюдайте за птицами. Задумайтесь об их уникальности и о том, что, как бы странно они себя ни вели, их поведение никогда не меняется, и Бог принимает их так же, как и вас.
Начните изучать со своими друзьями Библию, уделяя внимание жизни таких людей, как Мария Магдалина, для которой Божье мнение было превыше чьего-либо еще.
Каждый день молитесь словами библейского стиха Гал. 1:10, чтобы напоминать себе: только Божье Слово и Его мнение имеют значение.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
1 Кор. 15:1–11; 1 Фес. 2:1–12.
Э. Уайт. Деяния апостолов, гл. 39 «Суд в Кесарии».
Jack Kuhatschek, Galatians: Why God Accepts Us (Lifeguide Bible Studies, 2000), chapters 1, 2.
Timothy Keller, Galatians for You (The Good Book Company, 2013), chapters 1, 2.
Минди Веттер, Ньюман-Лейк, Вашингтон, США