«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петр. 5:7).
Вступление
1 Петр. 5:1–10
«Паси овец Моих» — эти слова Петр услышал от Христа трижды, и они глубоко запечатлелись в его сердце. Этими словами он был сломлен, обращен и исцелен. Именно их он вспоминал, когда пытался научить старейшин, как быть наставниками и управителями в раннехристианской церкви. Он хотел помочь им служить не ради престижа и власти, но ради того, чтобы быть пастырями и примером для церкви. Величайшей честью для Петра было стать пастырем для последователей Христа. Его служение стало образцом для братьев по вере, выбранных пресвитерами.
Он говорит о том, что следует облечься в смирение. Уильям Баркли объясняет, что в греческом оригинале слова, используемые в этом стихе, описывают одежду, закрепленную узлом. Обычно это относилось к верхней защитной одежде или фартуку раба. Иисус надел на Себя именно такой передник, приготовившись омыть ноги ученикам. Чтобы совершать служение руководителя, нужно иметь сердце слуги.
Далее Петр призывает возложить все заботы на Христа, потому что Он печется о нас. Апостол говорит о том, что цель страданий заключается не в том, чтобы сломить нас, а в том, чтобы укрепить. Нам нужно доверять Богу и приложить все усилия для того, чтобы жить для Христа.
Кого-то страдания приводят к ожесточению. Но если мы согласимся с тем, что наш Небесный Отец никогда не позволит нам страдать напрасно, страдания станут чем-то ценным. И снова Баркли предлагает следующий комментарий: «Страданиями Бог хочет прибавить к жизни человека оттенок блаженства». Каждый ведет свою собственную битву, о которой ничего не известно всем остальным. Наши собственные испытания помогают нам понять нужды других. Петр хотел, чтобы пресвитеры сопереживали верующим в церкви, не превознося себя над остальными людьми.
Иногда наша жизнь кажется совсем запутанной, как обратная сторона вышитого гобелена. Мне вспоминаются слова из стихотворения «The Master Weaver’s Plan» («План Главного Ткача»), где есть такие строчки:
«Иногда Он плетет страдания…
А я, объятый глупой гордыней,
Забываю, что Он видит лицевую часть,
А я — только изнанку».
Иметь сердце истинного Пастыря — значит суметь подняться над своими проблемами, укрепившись силой Божьей, понять нужды окружающих людей и вести их к Пастырю, Который силен осушить их слезы.
В 1 Петр. 5 мы видим особенный совет, который апостол дал христианским руководителям в свете того, что ранняя церковь стала распространяться по миру. Петр призывает пресвитеров усердно заботиться о вверенном им Божьем стаде (см. 1 Петр. 5:2). Пастух, или пастырь, — это образ, который Иисус использует для описания Своей руководящей роли: «Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). В отличие от наемника, который убежал бы при первом признаке опасности, пастух проявляет любовь, заботу и дает защиту тем, кто находится в его стаде. Так же, как пастух заботится о физических потребностях своего стада, мы призваны заботиться о духовных нуждах своей паствы. Неважно, большое у нас стадо или маленькое, служение ли это общине, семье, ученикам или своим соседям, Петр в любом случае призывает лидеров в своей сфере пасти тех, кого Бог вверил их заботам.
Те, кто отличается добросовестностью (Иак. 2:17, 18;
1 Петр. 5:3)
«Потеряв доверие, мы выбываем из игры и больше никого не сможем вести за собой». Доверие строится на неизменной добросовестности в делах. Петр советует своим читателям: «И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр. 5:3). Служить примером — означает быть движущимся, разговаривающим, визуальным воплощением жизни Христа. Как сказал Иаков, это — выражение веры с помощью реального действия: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: “ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:17, 18).
Тот, кто готов (Мф. 20:28; Гал. 1:10; 1 Петр. 5:2)
Петр призывает старейшин не только усердно заботиться о своей пастве, но и делать это с готовностью, охотно, а не по принуждению. Быть последователем Иисуса — означает во всех своих поступках руководствоваться желанием служить Ему. По словам Павла, это означает, что нас больше интересует одобрение не людей, а Бога: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10). Лидеры-служители мотивированы желанием служить Тому, кто «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Именно великая жертва Христа мотивирует руководителя выступить вперед, чувствуя побуждение показать такую любовь другим.
Тот, кто кроток и смирен (Ин. 13:4; 1 Петр. 5:5, 6)
«Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием» (1 Петр. 5:5). В оригинале глагол «облекитесь» представлен редким и довольно необычным словом. Буквально оно переводится как «подвяжите себя». В первом веке слово, подобное глаголу, используемому здесь, применялось для обозначения особого вида накидок, которые носили исключительно рабы. Эти накидки, так же как фартуки или униформа, стали чем-то наподобие визитной карточки зависимого состояния. Так и Иисус, «взяв полотенце, препоясался» (Ин. 13:4) и смиренно служит Своим ученикам, омывая их ноги. В этом стихе Петр убеждает пресвитеров облачиться в смирение как знак, показывающий всем вокруг, что они готовы охотно служить другим. Это смирение происходит не из чувства неполноценности или стыда. Оно указывает, что вы должны «смириться под крепкую руку Божию» (1 Петр. 5:6). С благоговением и изумлением встречаясь с проявлением могущества нашего Бога, вы просто не сможете остаться в стороне.
Бегущий марафон (Евр. 12:1–4; 1 Петр. 5:8, 9)
Заканчивая свое послание, Петр побуждает пресвитеров не забывать об атаках дьявола, укрываться от них, твердо стоять в вере и продолжать совершать свое лидерское служение. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит… Противостойте ему твердою верою» (1 Петр. 5:8, 9). Лидерское служение напоминает марафон, забег на длинную дистанцию, зачастую по трудной дороге с препятствиями на пути. Сосредоточив свой взгляд на Иисусе, мы сможем выдержать этот долгий путь лидерского служения. Иисус «претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр. 12:2), благодаря ожидавшей Его радости: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр. 12:3). Совершайте же свой лидерский забег на длинную дистанцию, устремив взгляд на Иисуса, Начальника и Совершителя нашей веры.
ДИСКУССИЯ
1. Как все эти черты характера указывают на лидерские качества Иисуса? Какими еще качествами лидера обладал Иисус?
2. Какие примеры лидерского служения из жизни Иисуса вы могли бы воплотить в своем служении?
3. Кто является вашим «стадом»? Как вы можете использовать эти принципы для более эффективного служения?
Линделл Петерсон, Сидней, Австралия
Свидетельство
1 Петр. 5
Как показал нам Иисус, быть лидером — это не означает находиться в центре всеобщего внимания. Во время последней Вечери Христос, взяв на Себя роль слуги, оставил Своим апостолам незабываемый пример. «Его любовь к ним нелегко было поколебать или угасить… Полностью осознавая Свою Божественность, Он снял Свой царский венец и царские одежды и принял обличье раба. Одним из последних деяний Его в земной жизни было то, что Он препоясался, как слуга, и служил ученикам как раб».
«Иисус, Которому служат все, пришел, чтобы стать слугою всем. И поскольку Он послужил всем, Ему тоже будут все служить и поклоняться. А те, кто станут причастниками Его Божественного естества и разделят с Ним радость созерцания искупленных душ, должны следовать Его примеру бескорыстного служения».
«Пылкий, ревностный, уверенный в себе Петр раз за разом отрекался от своего Господа. А позже горько раскаивался в этом. Но его пример должен предостеречь нас всех от самоуверенности и самоправедности.
Люди, смирившие себя и ставшие, как дети, будут научены Богом. Господь не нуждается в человеческих способностях, ведь Он есть Источник всех совершенных талантов. Только кротчайший человек, любящий Бога и боящийся Его, сможет стать обладателем небесных даров. Господь может использовать такого человека, потому что тот не стремится совершать работу своими силами в соответствии со своими собственными стандартами. Он трудится со страхом и трепетом, чтобы не испортить то, что дано Ему Богом. Его жизнь является отражением служения, совершаемого Христом.
Мы должны постоянно взращивать в себе кротость и смирение, если жаждем исполниться духом Христа».
ДИСКУССИЯ
1. Горячий характер Петра не соответствует типичным представлениям о поведении слуги. Как в наше время мы можем следовать примеру Христа как лидера-служителя, сохраняя при этом страстное желание добиваться справедливости и оставаясь верными своим убеждениям?
2. В современном лидерском служении, особенно на рабочем месте, превозносят и порой боготворят эгоцентричных и деспотичных руководителей. Как можно быть с максимальной отдачей лидером-служителем на рабочем месте, где придерживаются подобных взглядов?
Сара Болст, Миррабука, Австралия
Доказательство
1 Петр. 5:1–10
Пролистывая Библию в поисках 1 Петр. 5:1–10, я обратила внимание на слова, написанные моей рукой внизу страницы: «Это было красиво сказано, Петр». Я осознала, что на каком-то этапе моей жизни (возможно, два или три года назад) эти чудесные слова запали мне в душу. Это — заключительный отрывок в Первом послании Петра, и обращен он к пресвитерам ранней церкви, которые из-за гонений пали духом. Петр ободряет их и призывает хранить верность Богу, быть разумными и смиренными служителями, являя собой пример для других.
Эффективное лидерское служение в церкви не может совершаться исключительно человеческими силами. Идеальное сравнение, используемое в этом отрывке, — это пример пастуха (см. 1 Петр. 5:2–4). Перед нами встает образ того, кто бережно направляет свое стадо, с готовностью защищает его и водит безопасными путями.
Петр побуждает руководителей церкви стремиться к высшему призванию: не к постоянной погоне за положением, успехом и властью, но к самоконтролю, ясному разуму и усердному, смиренному служению, центром которого является Бог. Суть его вести — истинное признание того, что Бог есть начало и конец всего хорошего. И мы должны все свои заботы возложить на Него, потому что Он печется о нас (см. 1 Петр. 5:7).
У тех, кто не является официальным пресвитером в своей общине, может возникнуть искушение пропустить этот раздел урока. Однако, согласно Симфонии Стронга (Strong’s Concordance), в посланиях слово «пресвитер» может относиться «не только к официальным руководителям», а использоваться в более широком контексте. По этой причине, если мы считаем, что не относимся к категории «старейшин», давайте не будем падать духом, так как в церкви всегда есть те, кто моложе нас и берет с нас пример. Этот текст относится ко всем — и к молодым, и к пожилым. Он призывает нас делать все во имя Иисуса, ведя народ за собой так, как вел нас самих Христос.
Посмотрите на малышню, топающую за вами по церкви каждую неделю; или на подростка, полагающегося на вашу мудрость; или на того старичка, который постоянно поддерживает ваш энтузиазм в деле служения Иисусу. Куда вы ведете их?
ДИСКУССИЯ
1. Поразмышляйте над идеей, высказанной в последнем абзаце, и сами себе ответьте на заданный в нем вопрос. Хорошенько подумайте, на кого может распространяться ваше влияние и какова его природа.
2. Как вы реагируете, решив, что кто-то из руководителей вашей церкви не проявляет качеств, описанных в 1 Петр. 5:1–10?
Анна Биден, Саншайн-Кост, Австралия
Практика
Мф. 20:24–28; 1 Петр. 5:3
Я никогда не видела себя в роли учителя, так как всегда была ведомой, выполняя то, что мне говорили делать другие. Честно говоря, я считала, что и Бог ждет от меня того же. Однако в результате ряда событий я осознала, что мы призваны быть и простыми последователями Христа, и лидерами. В определенном смысле, мы должны быть Его учениками, но в то же время нам нужно вести за собой остальных и поддерживать их на их христианском пути.
Пока друзья не начали задавать вопросы о моих убеждениях, я и не осознавала по-настоящему свою роль в распространении Царства Божьего. Вдруг оказалось, что больше некому выполнять роль лидера. Мне пришлось доверить свое обучение Богу и последовать совершенному примеру Христа. Точно так же мы все должны быть готовы пасти вверенное нам Божье стадо (см. 1 Петр. 5:2). Для этого нам необходимо из верных последователей превратиться в исполненных веры лидеров.
Как в таком случае нам следовать примеру Христа и стать лидером по сердцу Его?
Станьте слугой. «А кто хочет между вами быть бо´льшим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26). Для Своих последователей Христос был примером смирения. Будучи Царем, Иисус предпочел добровольно занять место слуги, по сути, став для людей рабом. Он на практике показал нам, что означает служить другим и при этом вести их к Богу. Так и мы должны смирить себя и послужить людям, открывая им неоправданную доброту и смирение нашего Бога.
Ведите за собой, чтобы и другие смогли стать ведущими. Мы сами должны стать примером. Следуя образцу лидерского служения, оставленному Иисусом, мы тоже сможем вести за собой тех, кто нас окружает, к лучшему пониманию Христа и Его грядущего возвращения.
Помните, что нас направляет великий Лидер. Бог не просит нас руководить другими, полагаясь только на свои силы. У нас есть помощь Того, Кто прошел этот путь до нас. Он обещает, что, если мы последуем мягким намекам своей совести, получаемым от Духа Святого, Он позаботится о том, чтобы мы благополучно достигли Его Царства.
ДИСКУССИЯ
1. Как вы можете из последователя Христа стать лидером в служении для Него, чтобы поддерживать и укреплять Его народ?
2. Подумайте, кому вы можете послужить и как привести его к Иисусу.
Николь Сэнди, Таунсвилл, Австралия
Мнение
Мк. 10:42–45
В 2000 году в журнале «Гарвард Бизнес Ревью» (Harvard Business Review) были опубликованы результаты исследования, в течение трех лет проводимого Дэниелом Гоулманом. Он изучал стили лидерства (или управления) примерно 3 800 руководителей компаний по всему миру. Гоулман определил шесть отличительных стилей, каждый из которых оказывал свое особое влияние на производительность компании, где работал тот или иной руководитель, и атмосферу, царившую в ней. В своей статье, озаглавленной «Лидерство, дающее результат» («Leadership That Gets Results»), Гоулман так описывает эти шесть стилей лидерства:
Авторитарный тип: требует немедленного повиновения
Авторитетный тип: мобилизует людей на воплощение в жизнь своих замыслов
Товарищеский тип: формирует эмоциональные связи и создает гармонию
Демократический тип: добивается единства, вовлекая всех в работу
Образцовый тип: от подчиненных ожидаются отличные результаты работы и целеустремленность
Обучающий стиль: лидер-наставник помогает сотрудникам развивать способности для будущих свершений
Гоулман определил, что лидеры, выбравшие авторитетный, товарищеский, демократический и обучающий стили руководства, оказали на свои организации преимущественно положительное влияние, в то время как лидеры с авторитарным и образцовым типами таких результатов не показали. Учитывая очевидную основательность исследования, удивительно, что тип «лидера-служителя» не нашел своего места в статье Гоулмана. Может быть, этот стиль недостаточно широко использовался этими 3 800 руководителями компаний, чтобы удостоиться упоминания. Кроме того, возможно, непосредственное соседство слов «слуга» и «лидер» указывало на концепцию, которая пришлась не по нраву читателем «Гарвард Бизнес Ревью».
Как христиане мы призваны следовать примеру Иисуса, став лидерами-служителями — мужчинами и женщинами, которые готовы преклонить колени и послужить и тем, кто в церкви, и тем, кто вне ее, чтобы открыть людям Божью благодать, милость и справедливость. Неважно, занимаем ли мы какую-то руководящую должность в церкви или нет, каждый человек наделен духовными дарами для того, чтобы совершать эту высочайшую миссию, в двух словах представленную в Мк. 10:42–45. Одновременно изматывающее и дающее силы лидерское служение может и не быть ключом к общему успеху. Но оно, несомненно, является залогом успеха в вечности.
ДИСКУССИЯ
1. В чем выражается деятельность лидера-служителя на практике и к каким результатам приводит?
2. Тип «лидера-служителя» не должен использоваться исключительно в рамках церковного руководства. В каких областях своей жизни вы могли бы продемонстрировать навыки лидера-служителя?
3. В чем лидеры-служители могут добиться большего успеха, чем те, кто придерживается стилей лидерства, описанных Дэниелом Гоулманом?
Лесли Бауэр, Перт, Западная Австралия
Исследование
1 Петр. 5:1–10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В контексте повседневного человеческого опыта «лидер-служитель» звучит как оксюморон. Каким образом лидер, который ведет за собой людей, может быть слугой тем, кто за ним следует? Именно против этого момента в служении Иисуса Его ученики восставали до последнего. Но все встало на свои места, когда как раз перед вознесением к Небесному Отцу Иисус поручил Петру заботу о Своих овцах. Можно было бы подумать, что ученикам не быть лидерами. Но это не так. Просто теперь они должны были вести остальных за собой так, как это делал Он, — самоотверженно и бескорыстно.
ЗАДАНИЯ
Внимательно прочитайте отрывок 1 Петр. 5:1–10 в современном переводе и поразмышляйте над следующими словами, рассматривая их в контексте описания качеств лидера-служителя: «заботьтесь о нем», «не как люди, которые господствуют над теми, кого Бог им вверил», «служа примером», «будьте трезвы, не спите!».
Прослушайте или исполните какой-нибудь гимн о том, что Иисус — наш Пастырь и мы хотим следовать за Ним, обращая особое внимание на описание качеств, присущих пастырю.
Найдите в Интернете картину Форда Мэдокса Брауна «Иисус, омывающий ноги Петру», на которой изображено, как Иисус показал нам пример смирения.
Составьте список того, что вы можете сделать, чтобы более эффективно служить соседям в своем районе.
Понаблюдайте за стадным поведением животных в каком-нибудь фильме о природе и поразмышляйте о том, как ведут себя вожаки млекопитающих.
Молитесь о том, чтобы для вас открылись новые возможности послужить своей местной общине.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, гл. 16 «Пропадал и нашелся».
Efrain Agosto, Servant Leadership: Jesus and Paul (Chalice Press, 2005).
Jane Fryar, Servant Leadership: Setting Leaders Free (Concordia, 2001).
Гэри Б. Свонсон, Силвер-Спринг, Мэриленд, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →