«Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14:30, 31).
Меня зовут Петр, и я — трус
Все началось, когда однажды мы собрались за ужином вместе с Иисусом. Многое из сказанного Им тем вечером встревожило нас. Он разломил хлеб и пустил по кругу, назвав его Своим «телом». Разделив с нами чашу виноградного сока и назвав его Своей «кровью», Он заговорил о предстоящих испытаниях.
Потом Он предупредил, что сатана жаждет получить надо мной власть, чтобы просеять меня, как пшеницу. Иисус сказал, что Сам молился о том, чтобы моя вера не подвела меня. Я попытался поправить Его: «Господь!.. Я готов идти с Тобой и в тюрьму, и на смерть!» (Лк. 22:33). Однако Иисус сказал мне, что в ту же ночь я буду отрицать даже то, что знаю Его. И не один раз, а трижды, еще до того, как пропоет петух!
Я совершенно точно любил Господа больше, чем кто-либо другой! Я был рядом с Ним с самого начала Его служения и слушал все, чему Он учил! Во время бури я пошел по воде, чтобы встретить Его! Мысль о том, что я отрекусь от Него, была просто абсурдной!
До тех пор, пока…
Пока какая-то служанка, сидевшая около огня неподалеку от меня, не заявила, что я был с Иисусом.
Пока кто-то рядом с ней не подтвердил, что именно я был с Иисусом. Пока еще один человек не отметил, что я — галилеянин, утверждая, что я точно был с Иисусом.
Я сказал служанке, что не знаю Иисуса. Я ответил одному из обратившихся ко мне, что не был с Иисусом. А последнему я поклялся, что не знаю, о Ком он говорит. И тут пропел петух.
В ту ночь Иисуса судили перед продажным советом. На следующий день Его избивали и мучили, приговорили к смерти и заставили нести собственный крест. Он был распят и осмеян. А потом, провозгласив: «Совершилось», умер.
Но это не конец истории! Иисус воскрес из мертвых. Смерть не смогла сдержать славу Божью! И благодаря тому, что Он претерпел все это, я был очищен от своего греха. Мой долг был уплачен. Иисус принял смерть за меня!
Если вы будете искать в Библии упоминание о человеке, полностью изменившемся благодаря Христу, первый, кого вы встретите, будет Симон Петр. На этой неделе мы рассмотрим, каким был Петр до того, как Христос вошел в его жизнь, какие перемены произошли в нем и как, в конце концов, Христос через него привел множество людей в раннюю христианскую церковь.
Каким человеком был Симон (Мф. 4:18)
Тот факт, что Симона избрали одним из апостолов, показывает, насколько отчаянно Христу нужен был хороший отдел кадров для того, чтобы проверять Его учеников. Вряд ли можно было выбрать кого-то хуже Симона. Он был необразованным человеком, особенно с точки зрения религиозных вождей, с которыми общался Иисус. И ему предстояло еще очень многому научиться! В то же время справедливости ради следует отметить, что Симон был способным учеником.
Будучи рыбаком, Симон находился внизу социальной лестницы иудейского общества. Вспоминаю, как мне трудно было после рыбалки смыть рыбный запах даже при помощи самого ароматного мыла для рук. Рыбаки зачастую окружены особой «атмосферой», и ее не назовешь приятной.
Более того, во времена Иисуса их считали ритуально нечистыми, так как им по долгу службы приходилось возиться с попадавшей в сети нечистой рыбой. Тем не менее семь апостолов из двенадцати были рыбаками.
Симон становится Петром (Мк. 1:16–18; Ин. 1:40–42)
Андрей, ученик Иоанна Крестителя, услышал свидетельство своего учителя, что Иисус является Мессией. Исполненный радости, Андрей находит своего брата Симона и приглашает его пойти и встретиться с Иисусом. На первой же встрече Христос сказал ему: «Ты — Симон, сын Ионин». Симон понял, что Иисус искал его, и внезапно почувствовал себя найденным.
Затем Иисус произнес слова, благодаря которым изменилось не только имя Симона, но и вся его жизнь: «Ты наречешься Кифа» (Ин. 1:42). Кифа на арамейском означает «камень». Греческий эквивалент этого имени — Петр, т. е. камень. Он никак не мог найти себя, его бросало из стороны в сторону, но в конечном итоге он стал соответствовать полученному имени.
Позже Иисус встречает Симона и Андрея, которые ловили рыбу, и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1:17). Они тотчас оставили свои сети и пошли за Иисусом!
Петр-камень и камень преткновения (Мф. 16:13–23)
В Мф. 16:13 Иисус спрашивает Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». Петр, получив откровение от Отца Небесного, выпалил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16). Иисус похвалил его за ответ. Петр первым признает Мессию, а Иисус напоминает ему о его новом имени.
С этого времени Иисус начинает говорить об отвержении, смерти и воскресении, которые ожидали Его. Петр в ужасе возражает Иисусу: «Да не будет этого с Тобою» (Мф. 16:22). На это Иисус отвечает: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!» (Мф. 16:23). Петр понимает, что Иисус — Мессия, но по-прежнему неверно истолковывает истинную природу Его миссии.
Отрекшийся Петр (Лк. 22:31–34, 54–62)
К сожалению, последний разговор между Иисусом и Петром омрачился гордыней последнего. Иисус предупредил: «Сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:31, 32). Петр решительно возразил: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22:33). Насколько же неприятно ему было услышать следующие слова Иисуса: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22:34).
После того, как Петр трижды отрекся от Учителя, Иисус обернулся и посмотрел на него (см. Лк. 22: 61). Петр был сломлен. Он ушел, горько рыдая. А потом Иисуса распяли. Последнее, что произнес Петр перед разлукой, были слова отречения от своего Господа. Как он мог жить с этим?
Петр-пастырь (Ин. 21:15–19; 1 Петр. 5:4)
Когда Иисус воскрес из мертвых, Петр был счастлив. Он одним из первых появился у гроба, потому что бежал туда. Однако воспоминание об отречении по-прежнему преследовало его. Неужели ему теперь не место среди учеников?
Иисус ответил на этот вопрос при встрече на Тивериадском море. Ничего не поймав в течение ночи, ученики последовали совету Незнакомца, находившегося на берегу, и их сети наполнились огромным количеством рыбы. Осознав, что этим Незнакомцем был Иисус, Петр прыгнул в воду и поплыл к берегу, опередив всех остальных.
После обеда Иисус стал спрашивать: «Симон… любишь ли ты Меня больше, нежели они?». Петр ответил: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус произносит: «Паси агнцев Моих» (Ин. 21:15). Этот вопрос Иисус задавал еще два раза. Петр, должно быть, все больше и больше расстраивался, когда его спрашивали снова и снова, и каждый раз отвечал: «Так, Господи!».
И каждый раз Иисус произносил: «Паси овец Моих».
Петр трижды отрекся от Иисуса. Три раза Христос дал Петру возможность выразить свою любовь. Петра не отвергли, его простили! И, став пастырем, он написал Первое и Второе послания, призывая паству помнить о том, что Иисус вернется, и «когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5:4).
ДИСКУССИЯ
1. Какое имя вы могли бы получить от Иисуса?
2. Приведите пример, как вы отрекались от Иисуса? Благодаря чему вы можете быть уверены в том, что прощены?
Франкэ Золман, Смитсбург, Мэриленд, США
Свидетельство
Мф. 14:13–33; Мк. 6:30–52; Ин. 6:1–21
«Когда они думали, что надежды на спасение уже нет, луч света осветил таинственную фигуру, приближавшуюся к ним по воде. Но они не знали, что это Иисус, и Того, Кто шел им на помощь, приняли за врага…
Им кажется, что это призрак, предвещающий гибель, и они кричат от страха. Но вот, узнав Иисуса, они начали звать Его, умоляя о помощи. Их любимый Учитель заговорил с ними. Звук Его голоса рассеял их страхи: “Ободритесь; это Я, не бойтесь”.
Тогда они поверили в это чудо. Петр, почти вне себя от радости и еще не до конца осознавая случившееся, воскликнул: “Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди”.
Глядя на Иисуса, Петр уверенно пошел по воде. Но когда, довольный собой, он оборачивается, чтобы посмотреть на своих товарищей в лодке, его взгляд отрывается от Спасителя. Неистовый порыв ветра поднял волны стеной между ним и Учителем, и Петр испугался. На мгновение Христос был скрыт от его взора — и он утратил веру. Он начинает тонуть. Но в это время Петр отводит глаза от волн, грозящих смертью, и, устремляя взор на Иисуса, кричит: “Господи! спаси меня”. Иисус тут же подает ему руку: “Маловерный! зачем ты усомнился?”.
Как часто мы похожи на Петра, когда к нам приходит беда! Мы смотрим на волны, вместо того чтобы не отрывать взора от Спасителя. Ноги скользят, а волны гордости захлестывают наши души. Иисус повелел Петру идти к Нему по водам не для того, чтобы тот погиб. Он призывает нас следовать за Собой вовсе не для того, чтобы потом оставить нас».
ДИСКУССИЯ
1. Если в трудные времена вы отводите взгляд от Иисуса, в чем это выражается? Что мешает вам продолжать взирать на Него?
2. Вспомните моменты своей жизни, когда вы были уверены, что сможете со всем справиться самостоятельно. Какие события заставляли вас осознать, что вы не в состоянии спасти себя своими собственными силами?
3. Когда жизнь ставит вас на колени, взываете ли вы к Иисусу?
Натан Золман, Чаттануга, Теннесси, США
Доказательство
Деян. 1:15–25; 2:14–36; 4:1–12; 10:1–48
В Библии Симон Петр впервые предстает пред нами импульсивным, самоуверенным рыбаком. Однако, несмотря на его грубоватость, Иисус смог заглянуть в сердце этого человека и увидеть, на что он способен. Благодаря общению с Христом Петр стал совсем другим человеком. Эгоистичные и дерзкие замашки сменились страстным желанием быть с Иисусом и нести Его весть.
После того как Иисус вернулся на небо, Петр стал одним из отцов-основателей христианской церкви. Читая книгу Деяния святых Апостолов, мы видим, что ни одно дело не обходится без него. Он занимает предназначенное ему место церковного руководителя (см. Деян. 1:15–25); произносит проповедь в день Пятидесятницы (см. Деян. 2:14–36); обосновывает перед иудейскими вождями исцеление хромого и заявляет, что это было совершено во имя Иисуса из Назарета (см. Деян. 4:1–12); проповедует язычникам, которых иудеи до этого момента считали «нечистыми» (см. Деян. 10:1–48).
Согласно традиции, Марк написал свое Евангелие, основываясь на рассказах, слышанных от Петра. По этой причине, читая Евангелие от Марка, мы будто слышим слова самого апостола.
По историческим свидетельствам смерть Петра пришлась приблизительно на время пребывания в Риме Павла — около 67 или 68 г. н. э., в период гонения на христиан. Все источники сходятся во мнении, что Петра распяли. При этом один из отцов раннехристианской церкви Ориген сообщает об одном из наиболее достойных внимания аспектов смерти Петра. Апостол считал себя недостойным принять такую же смерть, как и его Учитель. Поэтому он попросил распять его вниз головой. Его последняя просьба была не о том, чтобы ему сохранили жизнь, а лишь о том, чтобы умереть скромнее, чем его Спаситель. Петр решил оставаться верным до самого конца!
Если Иисус смог превратить такого жесткого, отчаянного человека в одного из отцов-основателей церкви, какие же, по вашему мнению, у Него могут быть планы по отношению к вам и ко мне?
ДИСКУССИЯ
1. Приведите пример ситуации, когда вы храбро отстаивали свои отношения с Иисусом. Если в прошлом вам не хватало храбрости, вспомните моменты, когда следовало проявить смелость ради Бога. Что бы вы могли изменить?
2. Что больше всего впечатляет вас в преобразованной жизни Петра? Как вы можете позволить Христу совершить в вашей жизни еще больше изменений?
Андрес Сауседа, Сентервилл, Огайо, США
Практика
1 Петр. 1:13–15; 2:9, 11; 5:8; 2 Петр. 2:11
Как адвентисты седьмого дня мы верим, что призваны быть особенным народом. Мы должны жить в мире, но не принадлежать ему. Все мы грешим. Как же в таком случае жизнь христианина хоть сколько-нибудь отличается от жизни того, кто не исповедует христианскую веру?
Нам известно, что Петр, откликнувшийся на призыв Иисуса и ставший Его учеником, был поначалу жестким человеком, даже склонным в какой-то мере к необдуманным поступкам. И, тем не менее, Иисус Сам избрал его. Божье прощение и любовь помогли Петру измениться и стать таким, каким его видел Бог с самого начала.
Как нам сегодня добиться подобного результата в своей жизни? Сам Петр дает нам несколько практических советов по этому поводу.
Осознайте, что мы призваны стать избранными благодаря благодати Божьей. Начало всему положил Бог, движимый Своей любовью к нам. Нашей заслуги в этом нет.
Помните, что Бог призывает нас быть святыми во всем, что мы делаем. Это означает, что ведем ли мы машину, гуляем ли, оплачиваем счета или делаем уроки, — во всех своих действиях мы должны стараться показывать доброе отношение (см. 1 Петр. 1:13–15).
Берегитесь соблазнов этого мира. Мы должны беречь свою душу и не повторять ошибок, за которые Он нас уже простил. От нас требуются решительные, сознательные усилия. Это означает не поддаваться плотским страстям, которые могут причинить вред нашей душе (см. 1 Петр. 2:9–11). А еще мы не должны укорять и судить друг друга (см. 2 Петр. 2:11).
Не забывайте, что дьявол ходит вокруг, «как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8). Насколько близко вы подпустили бы к себе голодного, рычащего льва? Мы должны постоянно быть настороже, чтобы не попасть в расставленные сатаной ловушки!
Помните, что мы с вами — избранный род. Наша избранность, однако, не означает, что мы лучше других. Мы просто благодарны за это. И от нас многого ждут. Бог рассчитывает на вас и на меня! Мы избраны Богом, чтобы показать миру, каков Он, и своими действиями открыть людям Божью любовь к ним.
ДИСКУССИЯ
1. Как вы считаете, каких особых изменений ожидает от вас Бог, призвав присоединиться к Своему избранному народу?
2. Чем жизнь избранных Богом отличается от жизни тех, кто находится в мире?
3. Какой, по вашему мнению, должна быть жизнь христианина?
Мелинда Тамалиа, Топсхэм, Мэн, США
Мнение
1 Петр. 3:8–11
Было ли призвание Петра ошибкой?
Прежде чем призвать Своих учеников стать «ловцами человеков», Иисус не задавал им никаких вопросов. Но не приходило ли вам когда-нибудь в голову, что Ему все-таки нужно было пройти мимо Петра? Я имею в виду, что Иисусу необязательно было призывать и Андрея, и Петра только потому, что они были братьями. Да еще, кажется, Петр — неудачник. Стали бы вы держать у себя работника со следующей характеристикой в личном деле?
Он желает иметь преимущества, дающие власть над чем-либо (см. Мф. 14:28).
Ему требуется много времени для того, чтобы понять что-то (см. Мф. 15:15, 16).
Он склонен спорить и возражать (см. Мф. 16:22, 23).
Он говорит, когда следует молчать (см. Мф. 17:1–4).
Он не склонен прощать ошибки других (см. Мф. 18:21).
Он заботится о своей выгоде (см. Мф. 19:27).
Он слишком самонадеян (см. Мф. 26:33).
Он уходит в сторону в сложных ситуациях (см. Мф. 26:56).
Он ложно клянется (см. Мф. 26:74).
Он лжет о своем участии в ситуации (см. Мф. 26:69–74).
Почему Иисус не отстранил Петра? Почему Он вообще взял его к Себе?
Выбирая Себе служителей, Иисус придерживается стандартов, отличающихся от человеческих. В то время как нас интересуют исполнительность и эффективность, Иисусу нужно прекрасное сердце, даже если оно бьется в груди неудачника. Глаза Христа находят в людской толпе тех, кто ищет Его.
Посмотрите на результат. Наделенные Его силой, двенадцать апостолов, и Петр в их числе, перевернули этот мир.
Даже несколько забавно видеть, каким Петр был, когда его призвал к Себе Христос, и каким он стал по завершении своей миссии. В одном из своих посланий, написанных тридцать лет спустя, бывший неудачник, ставший лидером, пишет: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны… Не воздавайте… ругательством за ругательство… Удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей… ищи мира и стремись к нему» (1 Петр. 3:8–11).
Вы серьезно? Неужели это написал Петр?
Да. Просто поразительно, что может Иисус сделать с неудачником.
ДИСКУССИЯ
1. Чему учит нас история Петра относительно того, как мы должны оценивать других христиан?
2. Чему учит нас история Петра относительно того, как мы должны оценивать сами себя?
Кендэс Золман, Смитсбург, Мэриленд, США
Исследование
Мф. 14:30, 31; 16:13–19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Петр пережил радикальное изменение — из грубого, эгоистичного и невежественного рыбака он стал смелым руководителем церкви с Иисусом Христом в сердце. Эти перемены стали возможными не усилиями Петра — его характер изменил Иисус. Петр продолжал следовать за Христом, даже поняв, что совершил огромнейшую ошибку, отрекшись от своего Господа. Он позволил Иисусу преобразовать сердце и заменить страх и эгоизм любовью. Бог призывает нас, как призвал и Петра, отказаться от стремления к собственной выгоде и подчинить свою жизнь Ему. Только тогда мы испытаем истинное счастье, воплощая в своей жизни лучшие Его планы.
ЗАДАНИЯ
Отметьте в своем молитвенном журнале, как далеко вы продвинулись в своих отношениях с Богом. Возможно, вы, подобно Петру, находитесь в самом начале своего пути и все еще не тверды в вере? Может, вы сломлены жизненными невзгодами? Полагаетесь ли вы на Иисуса в любых ситуациях? Чему Он пытается научить вас в данный период вашей жизни?
Поговорите об Иисусе со своими коллегами. Расскажите о том, как Он изменил вашу жизнь.
Организуйте малую группу, члены которой будут молиться друг за друга, прося о возрастании в вере и поддерживая каждого в его духовном пути.
Нарисуйте картину, изображающую изменения, происходящие в человеке.
Поставьте сценку на основании какой-нибудь истории из жизни Петра. Сделайте акцент на преобразующей силе взаимоотношений с Иисусом.
Поразмышляйте, чему жизнь Петра может научить нас относительно осуждения других.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Перечитайте библейские стихи, перечисленные в разделе «Слово», используя несколько различных вариантов перевода по своему выбору.
Э. Уайт. Желание веков, гл. 25 «Призыв у моря» и гл. 40 «Ночь на озере».
Кристи Йинлинг Гюс, Лома-Линда, Калифорния, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →