«Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:14).
Вступление
Ин. 16:14
О двух Личностях Божественной Троицы мы знаем довольно хорошо. Мы знакомы с Иисусом (Богом Сыном) благодаря Евангелиям и другим свидетельствам тех, кто знал Его. Весь Новый Завет открывает для нас Иисуса — Кто Он, как жил, как умер и воскрес из мертвых и как планирует вернуться на землю во время Второго пришествия, чтобы забрать домой Своих детей. Будучи детьми, мы, вероятно, молились непосредственно Богу Сыну, начиная свои первые молитвы словами «Дорогой Иисус». Мы поем песни об Иисусе, ставим на Рождество сценки в Его честь и вспоминаем Его воскресение во время праздника Пасхи.
Придя к пониманию Личности Иисуса, мы также знакомимся и с Богом Отцом. Иисус говорит: «Видевший Меня, видел Отца… Слова, которые говорю Я вам, говорю не от себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин. 14:9–11). Если мы верим Его словам, мы сможем верить в то, что знаем о Боге Отце столько же, сколько и о Боге Сыне. Доказательством этого более глубокого понимания Отца для многих взрослых людей становится изменение в молитве. Обращение к Иисусу сменяется взыванием к Богу Отцу со словами: «Дорогой Господь» или: «Наш Небесный Отец».
Однако с третьей Личностью Божества, Святым Духом, мы не чувствуем такой же связи. Большинство из нас знает о Нем лишь то, что Иисус обещал ученикам после Своего вознесения послать им Духа (см. Ин. 16:12–14), и помним тот первый день Пятидесятницы и впечатляющие языки пламени. Из Троицы наименее понятен нам именно Святой Дух.
Духу Святому очень мало посвящено песен. В Его честь мы не устраиваем никаких праздников. Молясь, мы не произносим Его имя ни в начале, ни в конце молитвы. Но смогли бы мы молиться без Святого Духа? В Рим. 8:26 Павел отмечает: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Разбирая урок о Святом Духе на этой неделе, мы сможем больше узнать об этой наименее знакомой нам Личности Божества и, как поется в традиционном гимне, прославить «Триединого Бога, благословенную Троицу».
Ренард К. Донески, Кин, Техас, США
Доказательство
Исх. 25:8; 31:1–5
Святой Дух, Тот, Кто призван быть рядом, параклит(parakletos), плетет нить истории, оставляя почти незаметные следы Своего вмешательства. Эти легкие следы видны в скинии — и в самом строении, и в процессе ее строительства. Описывая Помощника, параклита (parakletos), Иисус упоминает, что Святой Дух «придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:8). Представьте себе ритуал, проводимый в скинии. Сначала грешник должен пойти в нее, чтобы получить прощение грехов. Обличение в грехах приходит от Святого Духа. Священник входит в Святое, где в каждом предмете видна праведность Божья — в хлебах предложения (см. Ин. 6:35); в жертвеннике курения (см. Откр. 5:8); в светильнике, наполненном маслом (см. Ин. 8:12); и в елее помазания (см. 1 Цар. 16:13). И, наконец, во Святом святых на престоле в ожидании суда восседает Бог со Своим законом — Десятью заповедями. Таким образом, мы видим аспекты Личности Святого Духа, каким Иисус описывает Его в храме. Святой Дух представлен не только метафорическими или физическими атрибутами храма. Еще Он может действовать через людей.
В Мф. 5:14 Иисус говорит: «Вы — свет мира». Любому свету — и свече, и лампочке требуется энергия, получаемая из какого-либо источника. Этим источником и является Святой Дух. Чтобы масляная лампа горела, ей нужно масло. Поэтому в притче о десяти девах те из них, кто запасся маслом, символизирующим Святого Духа, смогли прийти на брачный пир. В наше время к маслу можно приравнять электричество. Без электропитания ваша лампочка не сможет работать. Иисус призывает нас заботиться о том, чтобы наша лампочка горела всегда.
Единственный способ достичь этого — постоянно просить Святого Духа наполнять вас. В Исх. 31:3 сказано, что Веселиил был исполнен «Духом Божьим», благодаря чему смог овладеть «мастерством во всяком деле» для строительства скинии. Когда вы чего-то не можете достичь, призывайте Святого Духа, параклита (parakletos), и Он будет находиться рядом, чтобы «Дух истины» наставлял вас (см. Ин. 14:17). Веселиил смог мастерски выполнять свою работу, потому что Святой Дух руководил им, помогая точно создавать то, что Бог желал видеть в скинии. Таким же образом и мы, позволив Святому Духу трудиться в нашей жизни, можем использовать свои таланты, чтобы отражать Божий незапятнанный характер.
ДИСКУССИЯ
С какими образами, актуальными и сегодня, ассоциируется у вас Святой Дух?
В каких сферах вашей жизни Святой Дух действует как параклит (parakletos), Тот, Кто призван быть рядом?
Святой Дух действовал на протяжении всей истории человечества, зачастую находясь за пределами всеобщего внимания. Такова природа Духа. Он неуловим и подвижен, будучи чем-то сродни ветру или дыханию. Слово руах (ruach), еврейский аналог духа, имеет множество значений. В Ветхом Завете руах также означает «дыхание» или «ветер», и это не совпадение. Характеристики ветра и дыхания отражают способности и свойства Духа. Например, ветер и дыхание — это потоки движущегося воздуха, а воздух просто необходим для жизни; Дух есть источник жизни (см. Иов. 33:4). Так же, как ветер и дыхание не имеют очертаний или формы, но их можно распознать по их действию, так и Дух не имеет точной формы, но узнаваем по Своему плоду (см. Гал. 5:22, 23). Кроме того, ветер и дыхание могут быть разными по силе: Дух существует во множестве образов — от большого и сильного ветра (см. 3 Цар. 19:11) до легкого дуновения (см. Быт. 1:2). Фактически с упоминанием о Святом Духе мы впервые сталкиваемся в Быт. 1:2, где находим описание Духа, носящегося над водою, покрывающей землю. Еврейский аналог слова «носящийся» создает впечатление чего-то подвижного и похожего на ветер.
Этот образ Святого Духа четко прослеживается и в Новом Завете. Греческое слово pneuma (пневма), встречающееся в Новом Завете, также может означать «дух» или «ветер». Во время разговора с Никодимом Иисус ясно передает это: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8). В день Пятидесятницы перед нами снова предстает образ Духа, подобного ветру. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились… И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2, 4).
Творение (Быт. 1:2; 2:7; Пс. 103:29, 30)
В истории о Творении в Быт. 1:2 мы в первый раз встречаемся со Святым Духом, носящимся над водою. Хотя еврейское слово «носящийся» действительно передает образ ветра, однокоренное слово rachaph еще создает впечатление наседки, высиживающей свои яйца; Дух готовился к появлению жизни на нашей планете. И вдохнул жизнь в тело Адама Бог с помощью дыхания. «Создал Господь Бог человека из пыли земной, вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек ожил» (Быт. 2:7, РБО). В этом стихе для обозначения дыхания используется не руах, а другое слово. Но передает оно ту же самую идею: Святой Дух, дыхание Бога, Божественный ветер является источником жизни человека. Пс. 103: 29, 30 подтверждает эту мысль: «Отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются». Без Духа нет жизни, поэтому Святой Дух несет такую же ответственность за творение, как Отец и Сын. Но на этом стих 30 не заканчивается. Далее в нем говорится: «Ты обновляешь лицо земли».
Новое творение (Иез. 37)
Кроме того, Дух ответственен за новое творение. Долина сухих костей из Иез. 37 является отражением сцены Творения в Быт. 1. В этой главе Бог с помощью Духа Своего водит Иезекииля кругом по полю, полному сухих костей. Еврейский глагол, передающий смысл слова «кругом», создает ощущение движения. Его можно использовать применительно к воде, протекающей по территории, или ветру, проносящемуся по ней. Это создает параллель с Духом, носящимся над водою в книге Бытие. Бог повелевает Иезекиилю произнести пророчество для сухих костей, обещая, что Божий «руах» войдет в них, и они оживут. «Я дам вам дух [руах], и вы оживете. И тогда поймете вы, что Я — Господь» (Иез. 37:6, РБО). Когда пророк повторил обетование Божье, кости одна за другой начали собираться вместе. Слова, послужившие началом нового творения, это именно те слова, с которых началось и первое творение, описанное в книге Бытие. И так же, как и в книге Бытие, обновленные тела из Иез. 37 были просто телами, пока Бог не вдохнул в них Свое дыхание или ветер. Как только руах вошел в тела, они снова ожили. «И я произнес пророчество, как Он велел мне, и вошел в них дух [руах], и они ожили. Встали они, и было их несметное полчище» (Иез. 37:10, РБО).
Ветер Божий, Дыхание Жизни, руах, пневма может вернуть к жизни и нас так, как Он это сделал с сухими костями. В Иез. 36:26, 27 Бог предлагает: «И Я дам вам новое сердце, новый дух [руах] вложу в вас… Мой дух [руах] Я вложу в вас и сделаю так, чтобы вы жили по Моим законам, строго соблюдали Мои предписания и исполняли их» (РБО). Мы можем быть сотворены заново подобно тому, как, по свидетельству Иезекииля, это произошло с сухими костями. И если кто-то спросит: «Могут ли эти кости ожить?» (Иез. 37:3, РБО), мы с уверенностью можем ответить: «Да, Дух способен сделать их живыми».
ДИСКУССИЯ
Какое сходство можно найти между фразой «вновь родиться» из Ин. 3:3–8 (РБО) и историей о Творении из Быт. 1 и 2?
Как другие символы Святого Духа, кроме ветра и дыхания, отражают Его качества и обязанности?
Мелисса Андерсон, Кин, Техас, США
Свидетельство
Быт. 1:2; Иов. 26:13; 33:4; Пс. 32:6; 103:29, 30
«Иисус ожидает возможности даровать всем Своим ученикам вдохновение Своего освящающего Духа и передать Своему народу влияние, которое им так необходимо. Люди должны понять, что с этого времени не смогут служить двум господам. Их жизнь невозможно разделить. Христос должен пребывать в Своих представителях, их способности должны послужить Его делу, их возможности — дать возможность действовать Ему. Их воля должна быть подчинена Его воле. Они должны быть движимы Его Духом. Теперь в них должен жить Христос. Иисус пытается запечатлеть в их разуме мысль о том, что, изливая на них Своего Святого Духа, Он дарует им славу, которую дал Ему Отец, чтобы Он и Его народ могли быть едины в Боге. Мы должны подчинить свою жизнь и свою волю воле Божьей, зная, что она является святой, справедливой и благой».
«Святой Дух — свободная, действующая, независимая сила. Бог, сущий на небесах, пользуется помощью Своего Духа, как Ему угодно, а человеческий разум, человеческие суждения и методы могут ограничивать Духа или приказывать, как Ему действовать, не более, чем если бы люди сказали ветру: “Я повелеваю тебе дуть в определенном направлении и вести себя так-то и так-то”».
«Дух запечатлевает в душе истины Божьи. Его силой образ жизни становится настолько простым и естественным, что никто из вступивших на этот путь не заблудится».
«Нам необходимо осознать, что Святой Дух, Который является такой же Личностью, что и Бог, совершает Свой путь по этой земле».
«Утешитель, Которого Христос обещал послать после Его вознесения на небеса, является Духом во всей полноте Божества, являющим силу Божественной благодати каждому, кто принял Христа и уверовал в Него как в личного своего Спасителя».
ДИСКУССИЯ
В первой цитате Эллен Уайт говорит нам, что наша воля «должна быть подчинена Его [Божьей] воле». Как нам научиться слушать Святого Духа и узнавать, соответствует ли наша воля воле Божьей?
Эллен Уайт утверждает, что Дух запечатлеет «истины Божьи» в душе. Как вы думаете, какие истины запечатлены Святым Духом в вашей душе?
Бенджамин Эрмшар, Кин, Техас, США
Практика
Ин. 15:26; 16:13, 14
Беседуя с учениками о Своем скором вознесении на небеса, Иисус утешил их, рассказав о Святом Духе. Он уверил учеников, что, покинув их, пошлет им Святого Духа, Который займет Его место. Иисус также упомянул, что Святой Дух будет свидетельствовать о Нем (см. Ин. 15:26) и «обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:8).
С того времени, как Иисус вернулся на небо, Дух Святой стал нашей связующей нитью с Ним. Святой Дух направляет нас к истине Иисуса; благодаря Святому Духу мы можем прославлять Иисуса Христа.
Святой Дух прославляет Иисуса и продолжает Его служение. Как можем мы сегодня возвеличить Иисуса в своей жизни с помощью Духа Святого? Вот что можно предпринять:
Попросить Святого Духа пребывать в нашей жизни. Прежде чем приступить к прославлению Иисуса, мы должны помолиться и попросить Бога наполнить наши сердца Святым Духом. Дух Святой очищает и освящает нас (см. 2 Фес. 2:13; 1 Петр. 1:2). Чтобы мы могли прославить Иисуса, Святой Дух сначала должен очистить наши сердца.
Смирить себя. Святой Дух говорит «не о Себе», Он ведет нас к истине, возвеличивая Иисуса (см. Ин 16:13). Мы сможем научиться у Духа Святого смирению, оценивая свои мотивы, чтобы убедиться, что наши действия прославляют не нас самих, а Иисуса. Также Святой Дух отвращает нас от плотских желаний и помогает жить, как справедливо требует закон. «Кто живет согласно своей плотской природе, живет устремлениями этой природы; кто живет согласно Духу — устремлениями Духа» (Рим. 8:5, РБО).
Приготовиться. Исполнившись Святым Духом, мы должны быть готовы к тому, что приготовил для нас Бог. Дух Святой дарует нам плод Духа (см. Гал. 5:22, 23) и таланты, которые мы можем использовать для служения Богу (см. 1 Кор. 12). С помощью Святого Духа мы можем прославить Бога своими дарами и продолжить совершать работу, которую Он поручил нам.
ДИСКУССИЯ
Как мы прославляем Иисуса в своей повседневной жизни?
Как мы можем способствовать дальнейшему распространению вести об Иисусе с помощью своих личных даров?
Колетт Данте, Кин, Техас, США
Мнение
Лк. 24:44–49; Гал. 5:16–23; Еф. 4:23, 24
Помню, как однажды на уроке по истории адвентизма я с удивлением узнал, что вопрос о Святом Духе был среди основателей церкви одним из самых спорных. Многие из них не могли прийти к соглашению даже о том, существует ли Святой Дух, не говоря уже о Его роли как Божества. Однако позже, размышляя об этом, я пришел к заключению, что их споры на эту тему неудивительны. Деятельность Святого Духа редко афишируется. Иисуса и Отца часто возвеличивают, а Дух остается в тени. Он трудится больше в человеческих сердцах, а не на полях сражений или в диких горах. Его присутствие незаметно для глаза.
Учитывая такой стиль деятельности Духа, мы на своем христианском пути можем легко задаться вопросом: «И чем же в таком случае занимается Святой Дух? Какое влияние Он оказывает на мою жизнь? Как мне узнать, что Он совершает какую-то работу?» Будучи честны сами с собой, мы можем даже спросить: «Почему нам важно знать о Святом Духе? Какое это имеет значение?» Я полагаю, что эта загадочность, эта неуловимость Духа Святого в действительности полезна для нас. Возможно, сначала это трудно понять, потому что мы всегда хотим полностью осознавать, что происходит в нашей жизни, как и почему с нами что-то случается. Это дает нам чувство защищенности и контроля над ситуацией. Я верю, что эта таинственность нужна нам.
Только Господь знает, что в сердце человека. Готов поспорить, что Святой Дух знает наши сердца лучше всех. Молясь о проблемах в жизни других христиан, о близком нам человеке, потерявшем веру, или о том, за кого мы чувствуем побуждение молиться, потому что в его жизни не видна работа Божья, мы все еще можем доверять Богу, не терять надежды и оставаться мужественными. Труд, который совершает Святой Дух, не заметен глазу. Его работа не всегда видна, ее не всегда замечают. Его труд не всегда дает мгновенные результаты. Бог таинственным образом совершает в нас и в других людях Свою работу по мере того, как Святой Дух изменяет наши сердца, чтобы мы становились все больше похожими на Него. Как сказал Иисус, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).
ДИСКУССИЯ
Каких сторон вашей жизни касается Святой Дух, совершая Свою работу?
Как вы думаете, почему Святой Дух продолжает ускользать от человеческого взора?
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, насколько необходим Святой Дух для вашей духовной жизни? Он — Тот, Кто доносит до наших сердец истину Евангелия, Кто призывает нас к вере, убеждает нас в нашей собственной греховности и любви Божьей, Кто приведет нас к окончательной победе, когда при Втором пришествии мы встретим Иисуса, грядущего на облаках. Все духовные благословения Божьи мы получаем при содействии Святого Духа. Именно Он является связующим звеном между нами и Богом. Он — «Христос…в вас, Он — ваша надежда на грядущую славу» (Кол. 1:27, РБО). Он — обещанный Христом дар каждому верующему (см. Ин. 14).
ЗАДАНИЯ
Перечислите примеры того, каким образом Святой Дух связан с верующими. Начните с библейских ссылок, указанных в уроке этой недели. Кроме того, добавьте личный аспект, описав свои собственные отношения со Святым Духом и любимые обетования из Священного Писания, относящиеся к этой теме. Поделитесь этой информацией на уроке субботней школы.
Нарисуйте или начертите схему, изображающую ваши любимые библейские стихи о Святом Духе на бумаге или с помощью компьютера. Вставьте ее в рамку и повесьте в своем любимом месте или используйте в качестве фонового изображения рабочего стола на своем компьютере. Это будет напоминать вам, какое влияние в последнее время оказывал на вас Дух или каким образом Он продолжает участвовать в вашей жизни.
Сделайте запись в своем дневнике или напишите стихотворение (гимн) о том, что Святой Дух значит для вас или какое влияние Он оказал на вашу жизнь.
Побеседуйте с членами вашей церкви, личными качествами которых вы восхищаетесь, и попросите их рассказать, каким они видят Святого Духа и Его работу в их жизни.
Исполните гимн «Приди, Дух Божий, вновь» (см. Гимны надежды, №82). Пусть слова этого гимна станут вашей молитвой к Господу.
Размышляйте о работе Духа в своей жизни и просите Бога о том, чтобы Он помог вам лучше видеть Его присутствие и силу.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Евангелие от Иоанна, гл. 14–16.
Ле Рой Фрум, «Пришествие Утешителя», гл. 3 «Миссия Святого Духа».
Джин Келлнер, Солт-Лейк-Сити, Юта, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →