«Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» (Иов. 38:4).
Вступление
Лк. 17:33
Каждый день из «Новостей» мы узнаем о потрясающих до глубины души историях людей, по разным причинам потерявших все, что имели: из-за войны, стихийных бедствий, просто потому, что не повезло, или из-за того, что философы называют «ужасными злодеяниями».
Несчастья случаются даже со знаменитостями. В американском журнале The National Enquirer, известном тем, что в нем печатают сплетни, есть постоянная колонка под заголовком «Где они теперь?». Автор колонки пишет о том, что происходит с богатыми и знаменитыми. Эти люди очень часто лишаются всего. Возьмем, к примеру, американского бизнесмена Джеймса Альтушера. В 1998 году он вкладывает деньги в новый проект, начав с 15 млн долларов. Двумя годами позже он потерял все, а в течение следующих десяти лет основал еще 20 компаний. Семнадцать из них обанкротились. Пережитый опыт позволил Альтушеру написать бестселлер «Выбери себя». В этой книге Джеймс ярко и подробно описал тот момент, когда вдруг понял, что на самом деле у него есть все.
«Я хотел умереть, — писал Альтушер. — Произошел обвал фондового рынка. И обрушение Интернета. Никто не отвечал на мои звонки. У меня не было друзей. У меня было два варианта — умереть от сердечного приступа или покончить жизнь самоубийством». Однако главное, о чем Альтушер хотел сказать в своей книге, — пережить потерю действительно возможно. Да, это больно. Да, в такой ситуации трудно не потерять надежду. И, да, вы будете думать, стоит ли вообще держаться за жизнь. Но для Альтушера даже просто жить — уже хорошо. Он благодарен Вселенной и счастлив находиться среди живых. Он научился ценить то, что имеет, и считает себя счастливым.
Иисус сказал: «Кто стремится сохранить свою жизнь, тот погубит ее; кто погубит — тот сохранит ее» (Лк. 17:33, пер. РБО). Иов лишился всего — своего здоровья, семьи, земного богатства. Но все же он держался за Бога. Он пытался понять вечную силу Его любви. Любовь Божья явлена в смерти Его Сына. Иисус умер на кресте, чтобы все мы могли иметь вечную любовь. А это, дорогие друзья, действительно благая весть, самый подходящий материал для колонки новостей. Потеряв Свою жизнь на земле, Иисус приобрел для всех нас жизнь вечную.
ДИСКУССИЯ
1. Что вы предпочли бы иметь — все или ничего? Почему?
2. Если бы вам пришлось все потерять, каких пяти вещей вам не хватало бы больше всего? Принимая во внимание свой ответ, что вы можете сказать о ваших жизненных ценностях?
Теодицея, или оправдание Бога, — это раздел богословия, цель которого заключается в том, чтобы защитить Божественную доброту и справедливость перед лицом зла. В своей книге «Страдания и поиск смысла» Ричард Райс, профессор из университета Лома-Линда, выделяет семь разных концепций, с помощью которых люди пытаются понять смысл страданий.
1. Концепция совершенного плана.
Некоторые люди считают, что страдания есть часть Божьего плана. Они приводят слова апостола Павла, который написал: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Если бы мы могли заглянуть в будущее, мы поняли бы, что страдания действительно играют важную роль в исполнении Божьих планов. Но во все времена есть люди, для которых эта идея несовместима с образом Бога любви. Они указывают на такие события, как холокост, когда погибло приблизительно шесть миллионов евреев.
2. Защита свободной воли.
Согласно этой концепции, Бог наделил нас свободной волей, которая позволяет нам совершать ошибки. Поэтому мы страдаем от последствий нашего неправильного выбора. В Эдемском саду Бог предупредил: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16, 17). И Ева, и Адам сделали свой выбор и съели эти плоды. Поэтому Бог не несет ответственности за страдания, которые последовали в результате этого выбора и которые преследуют нас даже сегодня.
3. Концепция становления личности.
Некоторые доказывают, что страдания самым неожиданным образом оказываются полезными для души: 1) когда мы сами пережили потерю, нам становятся понятнее нужды других, и 2) кроме того, в результате мы захотим сделать свою жизнь более осмысленной. Однако некоторые виды страданий настолько ужасны, что их невозможно объяснить никакими причинами.
4. Концепция вселенского конфликта.
С точки зрения этой концепции страдания являются результатом вселенского конфликта между добром и злом. После того как сатана обвинил Бога в тирании, Господу пришлось доказывать Свою правоту с помощью таких способов, которые не противоречили бы Его любви. Это противостояние привело к тому, что мы сейчас называем великой борьбой между Христом и сатаной. Однако для многих людей идея о суде над Богом кажется довольно странной. Они не могут понять, почему Богу приходится что-то кому-то доказывать и почему Он допускает, чтобы страдали Его последователи.
5. Бог не контролирует ситуацию.
Эта концепция основана на идее о том, что Бог не влияет на происходящие в мире события, но наше взаимодействие с Ним может менять положение. Бог не контролирует ситуацию, но когда происходит что-то плохое, Он всегда рядом с нами. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22:4).
6. Власти Бога есть предел.
Согласно этой концепции, все мы — существа, наделенные способностями к созиданию, свободные поступать так, как считаем нужным, но живущие в мире, где царят свои законы. Мы можем только изо всех сил стараться выжить. Проблема в том, что Бог в данном случае видится существом, ограниченным, как и мы, правилами этой Вселенной. Мир конечен, и другого не существует.
7. Концепция протеста.
Согласно этой точке зрения, присутствие в жизни страданий говорит либо о том, что Бога нет, либо о том, что Он виноват в их существовании. Однако даже эта концепция не объясняет всего. Если Бога нет или Он есть, но неправ в Своих делах, что тогда является основой нашей добропорядочности, откуда это чувство гнева перед лицом стольких страданий?
Я хотел бы предложить еще одну точку зрения — концепцию Иова. Проблема страданий настолько сложна, что отсутствие в книге Иова простых ответов не удивляет. В истории Иова можно проследить отдельные фрагменты тех концепций, о которых рассуждает Райс. Например, в начале книги мы читаем разговор между Богом и дьяволом. Кроме этого, примечательна реакция друзей при виде страданий Иова и его противостояние с Богом в попытке получить объяснения.
Однако в конце концов Иов приходит к осознанию того, что Бог намного могущественнее, чем он себе представлял, что Он никогда не оставит нас. «А я знаю, [что] Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию. И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов. 19:25–27).
Все остальное — вопрос веры и доверия. Вот что пишет об этом апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:12). Встретившись наконец с нашим Искупителем, мы сможем лично спросить Его о том, что сейчас нас тревожит.
ДИСКУССИЯ
1. Расскажите о своем личном опыте страданий и о том, как вы справились с этой ситуацией. Что помогло вам больше всего или кто помог?
2. Обсудите концепции, их сильные и слабые стороны. Чем может каждая из них помочь вам?
Рой Кинг, Бракнелл, Англия
Свидетельство
Иов. 42:3
В конце книги Иов приходит к осознанию того, что намерения Бога понять невозможно. «Кто я такой, чтобы порочить Твой замысел, ничего не зная? Говорил я о том, чего не понимаю, о чудесах, непостижимых для меня» (Иов. 42:3, пер. РБО). Так же и Эллен Уайт во многих своих произведениях размышляла о непостижимых тайнах Бога. Хотя в Библии много загадок, которые мы не можем объяснить, через труды Духа пророчества и личность Иисуса Христа Бог открыл Свой характер.
«Величайшие умы человечества не могут постичь тайны Иеговы, явленные в мире природы. Богодухновенное Слово ставит перед нами множество вопросов, на которые не может найти ответа даже самый мудрый ученый. Эти вопросы были заданы не для того, чтобы мы искали на них ответ. Их цель — привлечь наше внимание к сокровенным тайнам Божьим, чтобы люди знали, что их мудрости есть предел; что даже в простой, повседневной жизни скрываются загадки, недоступные ограниченному человеческому разуму; что невозможно постичь суды и цели Бога, Его мудрость неисследима. И открывает Себя человеку Он только под покровом глубокой тайны».
«Слово Божье, равно как и характер его Божественного Автора, содержит тайны, которые никогда не смогут полностью постичь люди. Появление греха в мире, воплощение Христа, воскрешение мертвых, возрождение и многое другое, описанное в Библии, является тайной слишком глубокой, чтобы человеческий разум мог ее понять и объяснить. Но у нас нет причин сомневаться в Слове Божьем лишь только потому, что мы не можем уразуметь его до конца. В природе мы постоянно соприкасаемся с тайнами, в которые до конца не можем проникнуть. Даже в самых простейших формах жизни мы соприкасаемся с такими загадками, которые недоступны нашему разумению. Повсюду мы видим чудеса, которые выше нашего понимания. Должны ли мы поэтому удивляться, что в духовном мире также есть тайны, которые мы не в силах объяснить? Вся сложность заключается лишь в слабости и ограниченности человеческого ума. Священные Писания содержат в себе достаточно доказательств своего Божественного происхождения. Мы не должны сомневаться в Его Слове только потому, что не можем постичь все Его тайны».
ДИСКУССИЯ
1. Плохо ли высказывать свои сомнения, не понимая действий Бога? Объясните свой ответ.
2. Достаточно ли в Библии свидетельств о характере Бога, которые могут послужить основанием нашей веры?
Эрика Хоул, Бинфилд, Соединенное Королевство
Доказательство
Иов. 19:25–27; 28:28; Притч. 9:10
Ария «Я знаю, жив Спаситель мой» («А я знаю, Искупитель мой жив»), безусловно, является самой радостной в оратории Генделя «Мессия». Слова Иова и апостола Павла помогают нам лучше понять смысл книги Иова и убедиться, что ее главный герой действительно верил в Иисуса и воскресение. Но что Иов понимал под словом «Искупитель»?
В древние времена на Ближнем Востоке «искупителем» (go’el) называли того, кто брал на себя поручительство за семейное наследство либо же выступал в роли защитника или мстителя за человека, который умер или попал в беду. Именно на этого «искупителя» возлагает свое упование Иов. В истории у главного героя нет родственника, который мог бы выступить в защиту Иова, чтобы подтвердить его непорочность или заменить ему погибших детей. Но у Иова есть Искупитель, всемогущий и вездесущий, — Сам Бог.
«Бог может одновременно выступать в роли судьи и искупителя». Обратите внимание, что Иов надеется увидеться с Богом лицом к лицу — «во плоти моей». Уилсон отмечает, что если бы Иов ожидал, что воскреснет и увидится с Богом в жизни после смерти, он не стал бы так отрицательно высказываться о ней в конце книги. Кроме того, загробная жизнь, о которой Иов говорит в Иов 26:6, — это шеол. В еврейском понимании, характерном для того периода (6-й в. до н. э. или раньше), в шеоле обитали духи мертвых, а не люди, вернувшиеся к жизни.
Иов считает Бога всемогущим Существом, во власти Которого и добро, и зло. После спора со своими друзьями и обвинения Бога в переносимом им ужасном страдании Иов в конце концов получил возможность увидеть Бога. И вот сейчас он по-настоящему слушает Бога и смиренно признает Его величие как Творца всего мира, более разнообразного и чудесного, чем Иов себе представлял. Уважение, которое теперь демонстрирует Иов по отношению к Богу, действительно есть «начало мудрости».
Иисуса, конечно, нет среди героев истории об Иове. Тем не менее Христос есть «воплощение мудрости Божьей», потому и является живым Искупителем для каждого из нас.
ДИСКУССИЯ
1. Как вы думаете, всегда ли важно снимать с себя ложные обвинения в чем-либо? Объясните свой ответ.
2. Почему Бог может отказаться отвечать на все наши вопросы?
В жизни каждого из нас бывает время, когда все идет хорошо, а бывает, когда все плохо. Соломон напоминает нам в Еккл. 3:1–4: «Всему свое время… время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать». Как нам, христианам, справляться с этими взлетами и падениями в своей жизни?
Английский поэт Редьярд Киплинг в 1895 году написал свое знаменитое стихотворение «Заповедь» для сына Джона, который умер во время Первой мировой войны в возрасте восемнадцати лет. Киплинг создал это стихотворение, вдохновленный образом сэра Линдера Старра Джеймсона, возглавившего неудачный рейд на земли буров в Южной Африке. Для таких военных начальников, как Джеймсон, последствия успешной или неудачной кампании были особенно важны. Победа в битве обещала известность и славу. После поражения, как в случае с Джеймсоном, человек оставался в памяти людей как неудачник.
Больше всего Киплинга восхищала в Джеймсоне его способность решать проблемы, избегая либо высокомерия в случае успеха, либо состояния подавленности в случае поражения. В своем стихотворении Киплинг представляет ситуацию, с которой может столкнуться его сын. Когда в жизни все плохо, друзья могут подвести, могут обвинить в происходящем. Они могут поставить под вопрос его решения, распускать о нем слухи, искажать правду или даже ненавидеть его. Все идеалы и мечты окажутся ничем. Он даже может потерять все, что имеет, развлекаясь азартными играми с сослуживцами.
С другой стороны, он может стать героем, говорящим с народом, проводящим время с правителями народа и окруженным любящими друзьями.
Киплинг дал своему сыну совет — всегда оставаться верным самому себе, что бы ни случилось:
«Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив…
Тогда весь мир ты примешь во владенье…».
Интересно, что первые две строчки написаны на стене у входа для игроков центрального корта Уимблдонского теннисного клуба в Англии. Так же, как и в случае с военными, для людей спорта последствия успеха и провала могут оказаться исключительно важными, и справиться с ними может быть трудно.
Пусть Господь дарует нам мудрости пережить и хорошие, и плохие времена так,чтобы мы не забывали, какими Он нас хочет видеть.
ДИСКУССИЯ
1. Вспомните ситуации, в которых вам удалось добиться успеха. Как это изменило вас?
2. Вспомните, как вы потерпели неудачу в каком-то деле. Какой была ваша реакция?
3. Как совет из стихотворения Киплинга может повлиять на ваше отношение к успеху или неудаче другого человека?
Элизабет Роудз, Сомерсет, Англия
Мнение
Иов. 19:25; 42:10–16; Иак. 4:13–16
Все мы любим, когда все заканчивается хорошо. И кажется, именно таким и является конец истории с Иовом. «И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде… После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода» (Иов. 42:10, 16).
И все равно, после всего, что пришлось пережить Иову, такой конец кажется слегка запутанным, с чрезмерным изобилием. Нам не нравится идея, что его новые дети просто стали заменой тем, кого он потерял. Или что «четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц» — признак наступившего счастья (см. Иов. 42:12). По сути, этот сценарий немного напоминает «евангелие процветания», которое появилось в Соединенных Штатах в 50-х годах XX века, и утверждает, будто благосостояние указывает на Божье благословение. Если мы имеем веру в Бога, Он позаботится о нашей безопасности и благополучии.
Подобное окончание истории напоминает то, что мы зачастую встречаем в книгах и фильмах. Один конец, по видению одного из авторов, согласуется с тем, что мы знаем о персонажах и сюжете. Это — конец из реальной жизни. Другое окончание — то, что нравится публике, когда дело доведено до логического завершения и все живут долго и счастливо.
Одну из самых знаменитых альтернативных концовок мы видим в романе «Большие надежды» писателя викторианской эпохи Чарльза Диккенса, в котором он рассказывает историю трудной жизни двух молодых людей Пипа и Эстеллы. В первом варианте Диккенса эти двое расстаются. Эстелла выходит замуж за другого, а Пип остается холостяком. Читатели высказали столько возражений по этому поводу, что Диккенс пересмотрел концовку, и теперь предполагается, что они поженятся.
Для меня настоящий конец книги Иова — это его удивительный отклик на Божьи слова: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5, 6). Только теперь Иов начал понимать, что Божья сила и Его намерения намного больше и серьезнее, чем он когда-либо мог себе представить. Вера Иова, испытанная бедами и горем, стала более глубокой и искренней.
Есть такая пословица: «В конце всё обязательно должно быть хорошо. Если что-то плохо, значит, это еще не конец».
Благодарность Богу, что по Его возвращении на землю нас ждет по-настоящему счастливый конец и мы сможем, как и Иов, увидеть Его лицом к лицу.
ДИСКУССИЯ
1. Что вы знаете о «евангелии процветания»? Как оно связано с идеей о спасении по делам?
2. Какой конец вы предпочитаете — соответствующий реальной жизни или счастливый?
Роб Уоллер, Сомерсет, Соединенное Королевство
Исследование
Иов. 19:25, 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задумайтесь над этой притчей, появившейся более ста лет назад.
«Неотшлифованный алмаз вопил под ударом огранщика:
— Довольно, оставь меня в покое.
Но мастер ответил, ударяя снова:
— Я делаю из тебя прекрасную вещь.
— Но каждый удар поражает меня в самое сердце, — жаловался необработанный алмаз.
— Да, но пройдет немного времени, и твоя слава намного превзойдет эту боль.
— Я не понимаю, почему мне приходится так страдать.
— Подожди, — отвечал огранщик. — Чего мы не знаем сейчас, станет известно позже.
И вскоре Кохинор (Кох-и-Нур) засверкал в королевской короне» (Дэвид Джеймс Баррелл «Религия будущего»).
Иов прошел огненное испытание, но, как мы видим из урока этой недели, в конце засиял светом победы.
ЗАДАНИЯ
Прочитайте статью Макса Лукадо «Где мне взять силы». Обсудите в классе субботней школы, как вы отреагировали бы на вопросы, задаваемые Богом.
Сделайте закладку для книги и напишите на ней какую-нибудь цитату, напоминающую вам (или кому-то другому) о Божьем присутствии в трудные времена. Что вы написали бы? Почему?
Перепишите отрывки из книги Иова, предложенные к изучению в уроке этой недели, оформив их в виде газетной статьи или текста радионовостей. Как вы изложили бы эту историю? На что обратили бы внимание?
Сочините песню прославления (да-да, настоящую песню!) о том, как Бог спасал вас во время испытаний.
Придумайте небольшой плакат с текстом и рисунками, чтобы выразить основную мысль этого урока. Используйте карандаш и бумагу или, если возможно, компьютер.
Сделайте фотоколлаж из снимков, связанных с темой успеха, победы, ликования как способа выражения надежды. Покажите их кому-нибудь в доме престарелых или в больнице.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Иов. 42.
Э. Уайт. Маранафа, «Нечем хвалиться», 15 августа, с. 235.
Kathryn M. Schifferdecker, „Commentary on Job 42:1–6, 10–17“, https://www.workingpreacher.org/preaching.aspx?commentary_id=1455.
John Piper, „How Should I Read the Book of Job?“ http://www.desiringgod.org/interviews/how-should-i-read-the-book-of-job.
Марк Келлнер, Солт-Лейк-Сити, Юта, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →