«Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов. 11:7).
Вступление
Иов. 1:9–11; Рим. 8:37
Многие из нас смотрели популярное шоу под названием «Фактор страха». Участники этой передачи демонстрировали, достаточно ли у них смелости справиться с наводящими ужас заданиями и посмотреть в лицо своим главным страхам. Под наблюдением координаторов из профессиональных каскадеров соревнующиеся выполняли различные трюки. Если поставленная задача была выполнена, они шли дальше. Если страх не давал им двигаться дальше, они покидали передачу. Участники, выполнившие финальное задание, получали главный приз. С моей точки зрения, самой удивительной частью шоу была возможность наблюдать за награждаемыми победителями. Они с торжествующим криком вскидывали руки вверх, зная, что дошли до конца.
Наши страхи часто воплощаются в жесточайшую форму реальности. Подобное случилось и с Иовом. «Сатана возразил: „То есть Ты считаешь, что Иов делает все это по доброте душевной? Да никому никогда не везло так, как ему. Ты возишься с ним, как с домашним питомцем, стараешься, чтобы ни с ним, ни с его семьей, ни с его имуществом не случилось ничего плохого. Ты благословляешь все дела его — у него нет ни шанса проиграть! Но, как думаешь, что произойдет, если Ты заберешь у него все, что он имеет? Он проклянет Тебя прямо в лицо, вот что“» (см. Иов. 1:9–11). Как мы видим из этого отрывка, сатана хотел доказать Богу, что Иов вовсе не является Его верным слугой. Он хотел продемонстрировать, что Иов служит Богу только ради той выгоды, которую получает от своего служения.
Чтобы доказать сатане, что он неправ, Бог позволяет великим бедам обрушиться на жизнь Иова. Один за другим четыре вестника приходят к Иову, сообщая ему ужасные новости об убитых слугах, волах, сгоревших овцах, украденных верблюдах и трагедии, произошедшей со всеми его детьми, которые погибли в руинах разрушенного дома. А потом жестокие язвы покрыли все его тело, и жена его сказала, что лучше похулить Бога, а друзья стали обвинять его в прошлых грехах. Однако во всем этом Иов остался верным Богу.
И сегодня сатана продолжает изводить Божий народ. Но никогда не забывайте, что он лжец. Помните о том, что страх — не что иное, как ложное доказательство, кажущееся истинным. Победа, которую Иов одержал над сатаной, пытавшимся заставить его проклясть Бога, показывает, что мы можем противостоять любому страху на своем пути. И среди бед и скорбей мы можем иметь мир и радость. Мы можем быть победителями силой Иисуса Христа, Который любит нас (см. Рим. 8:37). Давайте помнить о том, что, как и в шоу «Фактор страха», у нас на небесах есть Профессионал, Который стоит на страже нашего благополучия. Если мы будем пребывать в Его воле и стойко переносить будущие испытания страхом, мы тоже получим венец победителя и вечную награду, ожидающую нас при Втором пришествии Иисуса Христа.
Между добром и злом, между Богом и сатаной идет война. В Еф. 6:12 нам напоминают об этом, говоря о борьбе «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Иов находится в самом эпицентре этой войны. Книга Иова начинается редким для Библии взглядом «за занавес» (см. Иов. 1:6–12), что позволяет нам увидеть кое-что из приемов ведения войны, применяемых Богом, Который хочет привлечь наши сердца и спасти нас, и тактику сатаны, который жаждет нашего уничтожения.
Бог уничтожает грех огнем (Мал. 3:2, 3; Откр. 20:14, 15)
В конечном итоге Бог уничтожит сатану и все следы греха. В Откр. 21:4 мы читаем о чудесной надежде: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля». (См. также Откр. 20:14, 15.) В Откр. 21:8 говорится, что Бог огнем очистит землю от греха и всех его ловушек. Грех настолько отвратителен Богу и находится в таком противоречии с Его характером, что Иоанн Креститель описывал уничтожение греха следующими словами: Бог «солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3:12). В Мал. 3:2, 3 Иисус назван Тем, Кто переплавляет и очищает серебро. Пророк Захария пишет о том, что Божий народ будет введен «в огонь» и очищен, «как очищают золото» (Зах. 13:8, 9). Бог, безусловно, хочет искоренить грех на земле и среди Своего народа, и сделает Он это через процесс «очищения».
В жизни «хороших» людей случаются беды (Иов. 1:8; Ис. 64:6)
То, что мы доверяем Богу и следуем Его водительству, не гарантирует нам защиту от греха и страданий. Эта истина противоречит словам Вилдада о том, что смерть детей Иова была наказанием Божьим за их грехи. Она также противоречит его предположению, что причиной испытаний Иова стали его тайные, неисповеданные грехи (см. Иов. 8:4). По сути, история Иова — главный пример как раз обратного, потому что Сам Бог говорит сатане: Иов — «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1:8).
Далее, читая Библию, мы узнаем, что «праведность наша как запачканная одежда» (Ис. 64:6; см. Пс. 13:3). И хотя Бог отметил праведность Иова, последний все равно нуждался в Спасителе. Он, как и все мы, и надеяться не мог на то, что увидит Бога благодаря своей собственной праведности. Мы никак не можем сами поручиться за себя перед Богом. Господь занят очищением Своих детей и уничтожением всего греховного, что есть в нашей жизни. Бог учит нас оставлять все мирское и неправедное и полностью полагаться на Него. Наиболее эффективный способ — испытания и несчастья. Даже Иисус, в Котором не было греха, пережил множество испытаний и искушений, благодаря чему и назван «совершенным» (см. Евр. 2:10).
Кого Он любит, того наказывает (Притч. 3:11, 12; Евр. 12:5, 6)
Описывая отношения Бога и Его народа, Библия иногда использует образы отца и сына. Нас призывают не пренебрегать наказанием Господним, так как оно является признаком Его любви к нам и желания исправить нашу жизнь (см. Притч. 3:11, 12; Евр. 12:5, 6; Откр. 3:19). Теми же категориями оперирует и автор книги Иова, когда передает слова Елифаза, побуждающего Иова: «Наказания Вседержителева не отвергай» (Иов. 5:17). Наказание Божье ведет к уничтожению в нас греха. Мы можем либо позволить Ему совершенствовать наш характер, либо разочаруемся и откажемся от Бога. Это, несомненно, было одним из искушений, которые должен был пережить Иов (см. Иов 1:11; 2:5, 9).
Не будет ли очищение слишком тяжелым? (1 Кор. 10:13; Евр. 2:17; 4:14–16)
Бог обещал, что не позволит нам быть искушаемыми сверх того, что мы в состоянии вынести. Он обещал, что всегда предусмотрит и выход из ситуации (см. 1 Кор. 10:13). Иисус знает, каково это. Он может помочь нам в наших бедах, потому что прошел через испытание страданиями так же, как и мы, и одержал победу (см. Евр. 2:17, 18; 4:14–16). Все, с чем мы встречаемся на своем пути, вначале было пройдено Христом. Эту идею мы находим в Иов. 1:12, когда Бог ограничивает действия сатаны.
Прошедшие очищение для славы Божьей (Ис. 48:10, 11)
Как утешает мысль о том, что Бог не перестает трудиться для нашего блага! Даже трудности, являющиеся результатом греха, Он обращает для нас в пользу. Важно также понимать, что даже Христу пришлось многому учиться во время Его пребывания на земле. В Евр. 5:8 (пер. РБО) сказано: «[Он] через страдания научился послушанию». Если Иисус Христос, Который, подобно нам, был искушен во всем, но, тем не менее, не согрешил, то насколько больше нам, грешным от природы, нужно научиться послушанию (см. Евр. 4:15). Прилепляясь к Господу в процессе очищения, мы приносим Ему славу, подобно Христу, когда Он страдал. Бога настолько беспокоит наше спасение, Он так хочет, чтобы мы отражали Его характер в своей жизни, что использует процесс очищения для формирования в нас христоподобного характера.
ДИСКУССИЯ
1. Как мы можем себя вести, сталкиваясь с трудностями и бедами?
2. Как Бог очищает вас, чтобы вы могли отражать Его славу?
Нэйтан Ноулз, Сейнт-Игнатиус, Монтана, США
Свидетельство
Рим. 8:26
«Для человека вполне естественно думать, что великие бедствия — несомненный показатель великих преступлений и жутких грехов; но люди часто совершают ошибку, оценивая таким образом чей-то характер. В наше время нет места карательному суду. Добро и зло смешались, и бедствия обрушиваются на всех. Иногда люди действительно выходят за пределы Божьей ограждающей от зла заботы, попадают во власть сатаны, и Бог не вмешивается в ситуацию. Иов жестоко страдал, а друзья пытались заставить его согласиться с тем, что страдания, постигшие его, — результат греха. Они пытались заставить его почувствовать себя проклятым. Друзья выставляли Иова великим грешником; но Господь упрекнул их за подобное суждение о Его верном слуге».
Хотя друзья Иова совершили ошибку, осудив его, они были совершенно правы, говоря об ужасных последствиях греха. Мы часто не берем во внимание влияние, которое грех оказывает на Христа.
«Мало кто задумывается о том, какие страдания причинил нашему Создателю грех. Агонию Христа переживали все Небеса. Эти страдания начались еще до воплощения, но им не закончились. Для нашего затуманенного восприятия крест есть откровение боли, но грех пронзил сердце Бога с самого своего зарождения. Каждое уклонение в сторону от праведного пути, каждый жестокий поступок, каждая неудачная попытка человечества достичь представленного Им идеала огорчают Бога. Когда в результате разделения с Богом на Израиль обрушивались несчастья — порабощение врагами, жестокость и смерть, Бог приходил на помощь. „Не потерпела душа Его [Господа] страдания Израилева“. „Во всякой скорби их Он не оставлял их… Взял и носил их во все дни древние“ (Суд. 10:16; Ис. 63:9)».
«Наш мир — это огромное скопление людей, пораженных болезнью греха. И зрелище это настолько удручающее, что мы даже в мыслях боимся его себе представить.
Бог чувствует все это. Чтобы уничтожить грех и его последствия, Он отдал Своего любимого Сына и поручил нам покончить со всеми несчастьями и страданиями, объединив с Ним свои усилия. „И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец“ (Мф. 24:14)».
ДИСКУССИЯ
Какая связь существует между отрывками Рим. 5:8 и Ис. 63:9? Что они открывают нам о характере Христа?
Кирстен Холлоуэй, Калиспелл, Монтана, США
Доказательство
Иов. 8–11; Ин. 9:1–3; Рим. 8:28
Из-за нашего ограниченного понимания Бога кажется, что отношения с Ним большей частью основываются на принципе причины и следствия. Если я грешу, Бог наказывает меня, а если я поступаю правильно, Он меня вознаграждает. Именно в такой ситуации оказался Иов, когда друзья стали высказывать ему свое мнение. Несчастья, обрушившиеся на него, явно имели сверхъестественную природу, так как вероятность того, что они вообще могут произойти, была чрезвычайно мала. Таким образом, друзья Иова были уверены, что он в чем-то согрешил (см. Иов. 8:11).
Даже сегодня мы склонны считать, что приключающиеся с нами беды — это наше наказание. Человеку свойственно задавать вопрос «почему» и тут же предлагать самые разные варианты ответа. Возможно, это явные последствия наших грехов. А, может быть, Бог таким образом пытается привлечь наше внимание или чему-то нас научить. Возможно, это влияние ошибок наших предков или побочный эффект действия чужих грехов. Мы можем думать, что Бог проверяет нас, что позволяет сатане испытывать нас, как в случае с Иовом, или что Он использует возникшую ситуацию, чтобы явить Свою славу (см. Ин. 9:1–3). Мы склонны цепляться по крайней мере за одну из этих причин и раз за разом использовать ее, переживая трудные времена.
Однако суть в том, что мы живем в грешном мире. И подходящей может быть любая из причин, а может, ни одна из них, и мы редко узнаем причину своих страданий или не узнаем никогда. Естественно, грех имеет свои последствия, но зачастую кажется, что грешники процветают. Бог может использовать разные бедствия, чтобы достичь жесткого сердца, но удастся ли Ему это, зависит целиком и полностью от нас. Ошибки наших предков и побочный эффект действия чужих грехов находятся вне зоны нашего влияния, что часто кажется самым несправедливым. Предполагаемая проверка верности или демонстрация славы Божьей другим часто могут привести к возникновению по отношению к Богу таких чувств, как недовольство, гнев и даже ненависть. А тот факт, что мы живем в грешном мире, не является для нас достаточно удовлетворительной причиной страданий.
В конечном счете мы должны верить, что Он поможет нам пережить самые страшные времена. Мы должны верить, что для нас Он все обращает во благо (см. Рим. 8:28). И порой мы должны доверять Ему достаточно для того, чтобы позволить оставить вопрос «почему я?» без ответа. Чем больше мы начинаем узнавать и любить Его, тем сильнее становится наше доверие, и мы приходим к пониманию, что однажды получим ответ на все свои вопросы и что все будет так, как должно быть.
ДИСКУССИЯ
1. Что вы ответили бы тому, кто хочет узнать причину своих страданий или страданий любимого человека?
2. Как вы можете послужить тому, чей вопрос «почему я?» обернулся недовольством и гневом в отношении Бога?
Джошуа Холлоуэй, Калиспелл, Монтана, США
Практика
Иов. 8; 11
Страдания пришли в этот мир с первым запретным плодом. Иногда грех влечет за собой наказание. Вспомните потоп, Содом и Гоморру, тех, кто восстал против Моисея (см. Быт. 6–8; Быт. 18; Числ. 16). Хотя страдания не всегда являются наказанием, среди друзей Иова преобладала идея о том, что с плохими людьми случается плохое, а с хорошими — хорошее. Они знали, что Бог справедлив, поэтому, увидев, как страдает Иов, предположили, что это Его наказание (см. Иов. 8:5, 6; 11:13–20).
Даже сегодня мы склонны считать, что с хорошими людьми не должно случаться ничего плохого. Но это происходит. И как нам в таком случае относиться к страданиям? Как относиться к двухлетнему ребенку, больному лейкемией? Как относиться к бедствиям, разрушающим все вокруг и уносящим человеческие жизни? Ниже представлено несколько советов о том, как книга Иова может помочь нам справиться с проблемами.
Когда ваши друзья страдают, подумайте, прежде чем что-то им сказать. Некоторые слова, произнесенные друзьями Иова, являются лучшим примером того, что́ нельзя говорить человеку, переживающему трудные времена. И Елифаз, и Софар отказывались поверить в непорочность Иова, поэтому утверждали, что если он обратится к Богу, все будет хорошо. Однако, усугубляя страдания несчастного, друзья также сообщили ему, что его дети получили то, что заслуживали, а сам он насмехается над Богом (см. Иов. 8:4–7; 11:1–20).
Иногда лучше просто ничего не говорить. Слова друзей принесли Иову боль. Друзья Иова могли бы немного облегчить его скорбь, если бы серьезно отнеслись к тому, что сказал Софар о непостижимом Боге. Они должны были осознать, что не понимают некоторых Божьих планов.
Помните, что у Бога есть Свои планы. Иов не знал, что происходило на небе. Он не знал, что целью его испытания было нечто очень важное. Когда мы (или люди, которых мы любим) переживаем нелегкие времена, надо помнить, что Бог действительно заботится о нас и что у наших страданий должна быть весомая причина.
ДИСКУССИЯ
1. Что является для вас утешением и поддержкой в трудные минуты жизни?
2. Какие еще библейские герои страдали? Как Бог использовал их пример для общего блага?
В наши дни тема наказания не имеет популярности. Действительно ли Бог ожидает от людей какого-то определенного поведения в общественной, сексуальной и личной сферах общения? Он однозначно был против того, что происходило в Содоме и Гоморре. Он также возражал против поступка сынов Вениаминовых в Гиве. И Он допустил страдания израильтян за то, что они позволили ситуации настолько ухудшиться. Да, Бог возлагает ответственность и на отдельных личностей, и на группы людей за то, что они позволили произойти тем или иным событиям. Он также наказывает за безнравственное поведение не только отдельных индивидуумов и людские сообщества, но и целые народы (см. Быт. 19; Суд. 19; 20).
Петр напоминает нам о потопе, который был послан в день суда на землю, чтобы очистить ее, и об огне, который сберегается до дня окончательной расплаты (см. 2 Петр. 3). Для тех, кто не хочет жить с ужасными последствиями греха в течение всей вечности, это благая весть. Как чудесно знать, что Бог имеет не только власть, но и желание рассмотреть каждый вопрос, касающийся добра и зла, на суде, где все, что правильно и справедливо, будет оправдано перед всей Вселенной. Тогда все, даже сатана и его приспешники поклонятся и исповедают, что Господь есть Бог и что Его пути праведны (см. Ис. 45:23; Рим. 14:11). Только когда все наши вопросы будут забыты, только после того, как эта разрушенная планета и все, кто предпочел отвернуться от Бога, будут обращены в пепел, новое небо и новая земля станут нашим вечным домом.
Друзья Иова были правы, говоря, что суд — это Божий план установления вечного мира. При этом они пропустили один очень важный момент — сами они судьями не являлись. Они не знали Иова так, как знал его Бог. Они не понимали сложившихся обстоятельств. Не им было решать, виновен ли Иов, и не им было усугублять его страдания. Иов нуждался в любви и сочувствии. Он нуждался в том, чтобы ему указали на Бога как на любящего Спасителя, Который будет утешать и поддерживать его в страданиях. Иову нужно было услышать слова ободрения, веры и надежды. Ему нужно было услышать о Боге премудром, любящем и исключительно справедливом в решении проблем со страданием и трагедиями, вызванными грехом.
Каждому из нас нужны такие друзья.
ДИСКУССИЯ
1. Есть ли у вас друзья, в данный момент испытывающие страдания? Как вы можете поделиться с ними Божьей любовью?
2. Как может Бог справиться с грехом и при этом оставаться справедливым к миру?
3. Друзья Иова верили, что Бог справедливо наказал Иова. Однако действительно ли можно считать страдания Иова наказанием? Как вы объяснили бы поведение Бога по отношению к друзьям Иова?
Шэрил Вулси Дэ Жарлэй, Ронан, Монтана, США
Исследование
Иов. 11:7, 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Карающий суд — это суд, когда Бог открыто наказывает за грех во время, Им Самим назначенное. Друзья Иова, особенно Вилдад и Софар, считали, что суд Божий является карающим во всякое время. Одна из важных истин, изложенных в книге Иова, заключается в том, что эта идея абсолютно неверна. Если бы Бог наказывал каждого человека за каждый греховный поступок сразу, как только он его совершил, все мы умерли бы мгновенно. Причина, по которой мы все еще живы, заключается в том, что Бог проявляет к нам милосердие до тех пор, пока не придет назначенное Им время суда. Мы можем полностью оставить Ему всю эту работу, потому что Он есть любовь. По сути, мы должны это сделать.
ЗАДАНИЯ
Представьте информацию о судах Божьих с помощью инфографики. Найдите в Писании сведения о видах суда, временных периодах и условиях, в которых суды происходили, о людях, над которыми они совершались, и изложите материал в графической форме, чтобы лучше его понять и преподать ученикам субботней школы (и тем, кто с этой темой незнаком).
Сочините псалом в стиле Давида (как, например, псалмы 35, 102, 114), размышляя в молитве, что есть суд Божий и что он значит для вас как Его сына или дочери. Принесите свое произведение на урок субботней школы.
Снимите и смонтируйте видеоинтервью о суде Божьем. Задавайте откровенные, но тактичные вопросы о том, кто и по какому поводу предстоит пред судом, почему Бог устраивает суд и что люди чувствуют по этому поводу. Выложите видео в Интернете и проследите за комментариями.
Придумайте оценочный лист грехов и внесите в таблицу мысли, высказанные об этих грехах знакомыми вам людьми. Разработайте систему подсчета баллов, позволяющую оценить, насколько ужасен тот или иной грех. Попросите людей высказать свои суждения по поводу этих грехов и поставить оценку в баллах в зависимости от серьезности греха.
Каждый день молитесь и записывайте в дневнике, как изменяется ваше понимание суда по ходу изучения урока этой недели. Размышляйте над этим вопросом столько времени, сколько понадобится, пока не будете четко представлять, что совершает Бог во время суда.
Для изучения
Э. Уайт. Желание веков, гл. 79 «Совершилось!».
Roy Gane, Who’s Afraid of the Judgment? (Pacific Press®, 2006).
Derick A. Adu, „Facing God’s Judgment“, Adventist Review, March 15, 2012, http://archives.adventistreview.org/issue.php?issue=2012–1508&page=24.
Тим Лэйл, Силвер-Спринг, Мэриленд, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →