«Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:11).
Вступление
Пс. 68
Каждый раз, сталкиваясь с тяжелой ситуацией в своей жизни, мы задаемся вопросом: «Где Бог?». Этот вопрос мучил меня, когда в 2013 году умер мой отец. Тот же самый вопрос можете задавать и вы, потеряв любимого человека или работу, бросив университет из-за невозможности заплатить за учебу, попав в ужасную дорожную аварию, голодая или внезапно заболев. Этот список можно продолжать бесконечно.
Подобные беды приходят в жизнь людей независимо от того, христиане они или нет. Однако христиане переживают такие моменты намного острее. Почему Бог допускает, что с Его народом случаются такие трагедии? Если Он действительно может укрыть нас от зла, скорбей и боли, почему порой нам все же приходится страдать?
Когда я была маленькой девочкой, отец иногда проверял, послушная ли я. Например, он покупал мне мороженое и разрешал съесть его, или приказывал постричь газон. В обоих случаях я делала так, как он велел. Я обожала мороженое, но из этого урока ничего не узнавала о послушании, кроме простого повиновения словам отца. Стрижка газона требовала времени и сил, и я совершенно не любила это делать. Эти две ситуации показывают, что происходит, когда Бог допускает, чтобы мы страдали. Страдание становится для нас возможностью узнать, что же на самом деле означает послушание. Кроме того, проверяется наша верность Богу. Быть послушным и верным Богу трудно. Это требует дисциплинированности, веры, мужества и непоколебимого стремления верить Ему и не сомневаться, что, несмотря на выпадающие нам страдания, Он старается дать нам все самое лучшее.
И все же никакие наши страдания не смогут сравниться с тем, что пережил Иов. Его история — это пример того, что происходит, когда в жизнь народа Божьего приходят беды. При этом все мучения, скорби и отчаяние сводятся к двум моментам: 1) Бог исполняет Свои обещания; 2) Ему всегда можно верить, даже в самые мрачные минуты жизни.
Страдания показывают, чего нам не хватает, раскрывают наши слабости и взгляды на мир, как это было с Иовом. Изучая урок этой недели, мы сможем понять, как, живя в этом мире, смотреть в лицо страданиям со смирением и уверенностью, взирая на Того Единственного, Кто знает конец от начала.
Роуз Огатту, Найроби, Кения
Слово
Иов. 3:1–26; 6:2, 3; 7:1–11; 7:17–21
Реакция на страдания (Иов. 3–10)
Иногда страдания заставляют нас произносить неприятные вещи. Например, Иов проклял день, в который родился, вроде бы виня Бога за то, что Он подарил ему жизнь. Однако он никогда не проклинал Бога. Из-за страданий наше терпение достигает своего предела, и мы начинаем думать, что Бог нас оставил. Но, даже пытаясь понять причины своих бед и найти выход из положения, мы не должны позволять горю отлучить нас от Того, Кто нас создал. Иов не имел ни малейшего представления, почему ему пришлось страдать. Друзья ошибочно полагали, что причиной тому были его грехи. По этой причине, не получая ответа на вопрос, почему нам приходится пройти через то или иное испытание, лучшее, что мы можем сделать, это довериться Богу.
Хотя Иов не понимал, какая великая борьба происходит на фоне его страданий, он оставался верным Богу. Иов полагался на милость Божью и Его способность исправить ситуацию.
История Иова учит нас тому, что народ Божий время от времени будет страдать и что нельзя оценивать собственную духовность, основываясь на наличии либо на отсутствии страданий или успеха. В конце концов, значение имеет лишь наша способность прославлять Бога и продолжать верить в Него независимо от ситуации (см. Откр. 4:11).
Желание Иова умереть (Иов. 3:11–26)
Страдания Иова были так велики, что он не мог понять, как справедливый и любящий Бог мог создать человека, а затем подвергнуть его мучениям, заставляющим желать смерти. В этом смысле желание Иова перекликается со словами из Еккл. 9:5: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению».
При этом Иов и его друзья не упоминают, что Бог всемогущ и потому обладает силой вернуть мертвых к жизни. Они считали могилу всего лишь местом сна и покоя, где нет страданий. Желание Иова умереть — это всплеск эмоций, результат чувства безнадежности.
Если бы Иов знал о споре Бога и сатаны о нем, возможно, он отреагировал на случившееся совсем по-другому. Бог позволил сатане причинить Иову любой вред, кроме одного. Он не разрешил сатане касаться души Иова.
Мы с вами оказываемся сегодня в таких же обстоятельствах, в которых был Иов. Прочитав его историю, мы понимаем, что тоже можем потерять все имеющееся у нас, пережить самые тяжелые болезни и столкнуться с нищетой. Однако история Иова не заканчивается описанием его страданий. Мы тоже, подобно Иову, можем возродиться из праха своих страданий и быть детьми Божьими вечно, если наше сердце останется верным Богу.
Страдания Иова и муки Христа (Иов. 6:2, 3)
Иов пережил период страданий, во время которого размышлял о своем прежнем положении и о постигших его трудностях. Он пытался подтвердить обоснованность своих жалоб, потому что мысли о гневе Божьем лишали его мужества и решительности. В какой-то мере боль Иова можно сравнить с муками Христа в ту ночь, когда Он отправился молиться на гору Елеонскую (см. Лк. 22:39–42) и когда тяжесть наших грехов сокрушила Его дух на Голгофе (см. Лк. 23:46).
Такую же скорбь можем испытывать и мы. Будучи христианами, мы знаем, чем все закончится. Мы знаем о начальствах и властях (см. Еф. 6:12), которые ведут закулисную игру. И если Иов, не имевший представления о великой борьбе между добром и злом, смог сдержаться и сохранить свою верность Богу, насколько больше сил и возможностей у нас остаться верными Богу во времена бед и скорбей!
Все мы испытываем боль и муки, когда на нас внезапно обрушиваются несчастья. Бог может использовать страдания, чтобы испытать нашу веру и преданность Ему. Библия говорит о том, что Бог — верен и что Он не пошлет испытаний сверх того, с чем мы можем справиться (см. 1 Кор. 10: 13). Он дает нам способность рассуждать и возможность делать выбор, поэтому давайте принимать решения в согласии с Его волей и прославлять Его, даже терпя скорбь и страдания.
Жалобы Иова (Иов. 7:1–11; 7:17–21)
У Иова все было просто прекрасно, как вдруг внезапно его жизнь изменилась. И тогда он сравнил себя с наемником, который устал, работая весь день, и ждет ночи, чтобы отдохнуть. Находясь в таком состоянии, Иов желает смерти, которая, по его мнению, может даровать ему покой от всех невзгод. Что касается нас, мы должны знать, что даже в самом страшном несчастье, когда нам хочется умереть, надо использовать оставшиеся дни своей жизни, чтобы молиться Богу и прославлять Его. Библия подтверждает, что человек, живущий на земле, суетен и подобен хрупкой моли (см. Пс. 38:12). И так как мы не знаем, что готовит нам завтрашний день (см. Иак. 4:14), важно пребывать рядом с Тем, Кто не дремлет (см. Пс. 120:3), Кто хранит нас, даже когда мы спим.
В конце Иов утверждает, что «Бог — Хранитель нашей жизни и Спаситель души каждого, кто верит». Бог подтверждает это, отправляя Своего единственного Сына на смерть за наши грехи, чтобы мы могли вечно жить с Ним.
ДИСКУССИЯ
1. Какой, по вашему мнению, была бы ваша реакция, если бы на вас обрушилась череда ужасных событий? Почему вы повели бы себя таким образом?
2. В чем наши страдания сегодня сопоставимы со страданиями, которые пережил Иов?
Огения Нзуве, Макуени, Кения
Свидетельство
Рим. 8:31–35
«Ежедневные сообщения о стихийных бедствиях являются доказательством того, что на земле нет безопасного места. Опасность подстерегает нас даже в собственном доме; потому что ураганы, наводнения и пожары сметают с лица земли тысячи домов, а землетрясения разрушают оставшиеся. Именно сейчас нам как никогда прежде следует бодрствовать и молиться. Мы находимся в безопасности, только когда наша жизнь сокрыта со Христом в Боге. Каждый день мы должны стремиться к чистоте, потому что Он чист. Для нас всегда есть надежда в Боге. Вера — вот наша защита, она соединяет нашу человеческую слабость с Божественной силой».
В то время как для многих людей страдания ассоциируются с виной и непослушанием, история Иова показывает, что не всякое страдание есть последствие греха (см. Иов. 1:8). Для каждого христианина поведение Иова в момент страданий является важным примером. Несмотря на то, что Иов порой жалел, что родился на свет, он, тем не менее, остался верным Богу.
«Для человека вполне естественно думать, что великие бедствия — несомненный показатель великих преступлений и жутких грехов; но люди часто совершают ошибку, оценивая таким образом чей-то характер. В наше время нет места карательному суду. Добро и зло смешались, и бедствия обрушиваются на всех. Иногда люди действительно выходят за пределы Божьей ограждающей от зла заботы, попадают во власть сатаны, и Бог не вмешивается в ситуацию. Иов жестоко страдал, а друзья пытались заставить его согласиться с тем, что страдания, постигшие его, — результат греха. Они пытались заставить его почувствовать себя проклятым. Друзья выставляли Иова великим грешником; но Господь упрекнул их за подобное суждение о Его верном слуге».
«Наш мир полон нечестия, но не все страдания являются результатом извращенного образа жизни. Иов показан нам человеком, которого Господь отдал во власть сатаны. Враг лишил Иова всего, чем он владел; его семейные узы был разрушены; он потерял своих детей. Какое-то время его тело покрывали отвратительные язвы, и он жестоко страдал. Друзья, пришедшие утешить Иова, пытались возложить на него ответственность за постигшие его страдания, аргументируя это греховным образом жизни… Стараясь сделать его виновным пред Богом и заслуживающим Божественного наказания, эти люди стали еще одним тяжелым испытанием для Иова и представили Бога в ложном свете. Но Иов не отказался от верности Богу, и Господь вознаградил Своего преданного слугу».
ДИСКУССИЯ
Почему наша реакция на страдание важнее самого страдания?
Джэнет Мвенде, Найроби, Кения
Доказательство
Иов. 7:1–4; Еккл. 9:5
В самом расцвете своей успешной жизни Иов сталкивается с такой великой болью и таким страданием, что жалеет о своем появлении на свет (см. Иов. 3:3–9). Постигшее его несчастье послужило благодатной почвой для эмоциональных срывов, во время которых он проклинает день своего рождения и решает, что самым лучшим решением проблемы страдания станет его смерть (см. Иов. 3:11–17). Такое решение напоминает вавилонские и египетские концепции смерти, согласно которым смерть — это сон и покой для утомленных жизнью. В случае с Иовом истоком конкретно этого желания умереть послужило состояние беспомощности, единственным выходом из которого библейский герой считал смерть. Проходя испытание болью и страданием, мы тоже можем захотеть умереть. Однако важно принять во внимание обе стороны ситуации. Для христианина лучше претерпеть мучения и выйти победителем, чем умереть в грехе. Теперь же, зная о той войне, что ведется на невидимом фронте, мы можем силой Святого Духа продолжать твердо стоять в своей вере.
В Иов. 6:7, 8 главный герой оценивает, в каком положении находится человек и чего ожидает от него Бог. Иов понимает, что предназначение человека — служить Богу. Осознав, что Бог — всемогущ и благ, Иов приходит к выводу, что даже в самый мрачный час страдания человек должен служить Богу и соблюдать Его повеления. Он подчеркивает тот факт, что человеку дано время на земле, чтобы провести его в служении Господу (см. Иов. 7:1–4). При этом он также понимает, что человек слаб и уязвим (см. Рим. 3:23). Иов не хочет ждать, когда придет его смертный час, и умереть грешником. Наоборот, он предпочел бы принять смерть раньше, чтобы избежать всякой возможности совершить грех. В этом случае смерть предстает перед нами не просто как способ покончить с эмоциональным давлением, но как продуманное решение избежать греха. Библия подтверждает, что умершие во Христе воскреснут при Втором пришествии и будут жить с Ним (см. Рим. 6:8).
Исходя из такого понимания смерти, мы должны осознать, что жизнь коротка. Когда она подойдет к завершению, мы больше ничего не сможем сделать для защиты своего доброго имени. По этой причине, пока вы еще живы, прославляйте Бога и следуйте Его повелениям. Только Он достоин «приять славу, и честь, и силу, ибо… [Он] сотворил все, и все… по [Его] воле существует и сотворено» (Откр. 4:11).
ДИСКУССИЯ
1. Какие причины могли бы спровоцировать ваше желание умереть, если бы на вашу долю сегодня выпало страдание?
2. Что могло бы побудить вас продолжать жить, если бы на вашу долю сегодня выпало страдание?
Сэмьюэл Макори, Найроби, Кения
Практика
Рим. 8:18
Поскольку нам известно о великой борьбе между добром и злом, нам следует переносить горе так, чтобы показать свою веру. Одной из причин, почему Бог позволяет нам страдать, является Его стремление совершенствовать нашу веру в Него, чтобы мы смогли перенести самые тяжелые испытания. Страдания — это способ испытать нас и сделать сильнее перед лицом несчастья.
Греческим аналогом слова «испытания» в Иак. 1:2 является peirasmos, нечто, что рассматривает, испытывает и проверяет характер или целостность чего-либо. Слово «проверка, испытание» в том же самом стихе обозначается греческим словом dokimion, что обозначает тест, испытание, разработанное специально для того, чтобы проверить что-то или одобрить. Страдания проверяют наш характер и нашу целостность на предмет наличия и качества веры. Сравните с 1 Петр. 1:6, 7, где те же самые греческие слова стоят вместе с глаголом dokimazo, что означает «испытывать» или «проверять испытанием, как золото». Как же нам реагировать на горе, чтобы показать свою веру?
Помните, что Бог замолчал не навсегда. В Иов. 1:12 Он позволяет сатане искушать Иова только до определенного предела. Поэтому, когда к вам приходит беда, оставайтесь сильными. Помните, что с Богом вы сможете все победить (см. Зах. 4:6).
Богу нужна наша вера (1 Петр. 1:6, 7). Возможно, Он не всегда будет объяснять нам, почему мы страдаем. Его волнует наша реакция на страдание. Сможете ли вы остаться верными Ему, даже когда ваша жизнь будет рушиться?
Помните, что Бог ближе к вам, чем сатана. Страдания приближают нас к Богу, потому Он хочет, чтобы мы полностью полагались на Него. Становясь к Нему ближе, вы откажетесь от своей гордости, эгоизма и любой другой черты характера, которая не дает Ему трудиться в вас и через вас.
ДИСКУССИЯ
1. Что могло произойти, если бы Иов не справился с испытанием? Каким образом ваш ответ раскрывает особенности вашей личности?
2. Как Бог использует скорби и страдания, чтобы приблизить нас к Себе?
Бернард Мутуку, Макуени, Кения
Мнение
Иов. 27:5
Как человек молодой я открыта для новых идей и веяний, которые помогут привести к росту и развитию моего общества и мира. Однако воплощение новых идей сопряжено с трудностями, решение которых может потребовать от меня отказа от моей христианской добропорядочности.
История Иова, особенно описание того, как он ведет себя во внезапно изменившихся обстоятельствах своей жизни, многому учит меня в том, что касается добропорядочности.
Некоторые из его друзей думали, что он страдает из-за того, что согрешил (см. Иов. 4:7, 8). Другие считали, что Бог превыше всякого понимания, Его нельзя постичь (см. Иов. 11:7–9). При этом Иов был уверен, что безгрешен, и хотя беды окружили его со всех сторон, он отказывался проклинать Бога.
Добропорядочность подразумевает, что вы поступаете справедливо и правильно. У нас, христиан, есть Библия, которая помогает нам принимать решения, исходя из того, что правильно и справедливо. Например, пожертвовали бы вы своей работой, чтобы сохранить свою чистоту и добропорядочность?
Как и в случае с Иовом, Бог контролирует каждую ситуацию, которая касается Его верных слуг. Мы не можем знать, что будет завтра (см. Иак. 4:14). Сегодня мы можем быть успешными людьми, жизнь которых бьет ключом, а завтра будем чахнуть в нищете, страдая от боли. К счастью, Бог знает конец от начала. Страдания причиняют боль. Если же мы храним добропорядочность и осознаем, что страдания нужны для нашей же пользы, мы сможем понять смысл истории Иова и увидеть преимущество неизменной преданности Богу. Господь наградил Иова, увеличив его состояние в два раза (см. Иов. 42:10). Это еще раз показывает, что тех, кто хранит свою непорочность до конца, ожидает великая награда.
Необходимо понимать, что Бог желает, чтобы мы развивали в себе характер Христов. Помните также, что Он использует страдания как средство, признанное помочь нам возрастать духовно. Если мы храним себя в чистоте и непорочности, как это делал Иов, если мы стойко переносим все беды и горести, с которыми сталкиваемся в своей жизни, наградой нам будет жизнь вечная. Чтобы сохранить добропорядочность, необходимо понимать, что Господь есть Бог всемогущий и всеведущий, что Он благ во всякое время и что Он избавит нас от зла.
ДИСКУССИЯ
1. Как вы относитесь к тому, чтобы потерять самое важное из принадлежащего вам ради сохранения своей чистоты и добропорядочности?
2. Кроме совершенного дара вечной жизни какие еще награды христиане получают от Бога?
Эйнджел Мвилу, Макуени, Кения
Исследование
Иов. 3:1–5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говорят, что страдание превращает в трусов даже самых храбрых мужчин и женщин. «Время может сломить тебя. Время может поставить тебя на колени», — поет в одной из своих песен гитарист, исполнитель блюза Эрик Клэптон. Он написал эту песню после того, как Коннор, его четырехлетний сын, упал с 49-го этажа жилой многоэтажки в Нью-Йорке и разбился насмерть. Этот отец, Иов и бесчисленное количество других, живущих на планете Земля, слишком хорошо знают, что такое страдание. Но в лице Иисуса Христа Бог дарует нам Спасителя, Который принимает на Себя нашу боль и берет на Себя наши страдания (см. Ис. 53:4), Который может «посочувствовать нашим слабостям» (см. Евр. 4:15). У нас может не быть всех ответов, объясняющих происходящие трагедии, но у нас есть Иисус, и Он — все, что нам нужно.
ЗАДАНИЯ
Составьте список, что хорошего и плохого происходило с вами и в какие периоды вашей жизни. Начертите диаграмму своих «взлетов и падений». Что можно рассказать о вашей жизни, основываясь на этой схеме?
Приготовьте особое блюдо или какие-нибудь вкусности для того, кто сейчас проходит сложный период своей жизни. Если вы не знаете, кого можно угостить своими «кулинарными радостями», позвоните в местный центр поддержки пожилых людей и спросите, чем им можно помочь.
Изучите последние эпизоды из жизни Иисуса, описанные в Евангелии от Матфея, главы 26, 27 — с момента Его ареста до распятия. Размышляя над этими сценами, обратите особенное внимание на полное подчинение Иисуса воле Своего Отца даже перед лицом великой несправедливости.
Напишите ответ на следующий вопрос: если Бог — всемогущий, всеведущий и милосердный во всем, почему Он допускает, чтобы зло процветало, если легко может положить ему конец?
Послушайте проповедь редактора пособия по изучению Библии Клиффорда Гольдштейна «Дети Ивана». Воспользуйтесь следующей ссылкой: https://www.audioverse.org/english/sermons/recordings/2955/ivans-children.html.
Запишите короткое интервью в видеоформате с атеистом или агностиком. Задайте ему следующий вопрос: если Бога, Который обещает абсолютно справедливое воздаяние за все несправедливости жизни, не существует, какое утешение мы можем предложить тем жертвам, обидчики которых избежали наказания?
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Плач Иеремии, гл. 1–3.
Э. Уайт. Путь ко Христу, гл. 12 «Как быть с сомнениями».
Дитрих Бонхёффер. Следуя Христу, гл. 1–5.
Дуэйн Эсмонд, Гейтерсберг, Мэриленд, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →