«И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?» (Зах. 3:2).
«Когда враги голодным львам
Нас кинут на съеденье,
Господень Ангел будет там,
Подаст нам избавленье.
Князь тьмы рычит, как лев,
Его ужасен гнев,
Пожрать нас хочет он,
Но сам он обречен
На вечную погибель».
Слова этого гимна были написаны великим реформатором Мартином Лютером после того, как он опубликовал свои 95 тезисов.
Никто не может избежать ловушек дьявола. Однако самовозвышение часто заставляет нас думать, что в нашей жизни тяжелые времена никогда не настанут. Именно тогда мы попадаем в силки, расставленные дьяволом, и вступаем в опасную игру, итогом которой, несомненно, будет наше поражение. Сатана упорен. Он ждал, когда Иисус проведет в пустыне сорок дней без воды и пищи, чтобы потом приступить к Нему со своими искушениями. С нами он использует те же самые методы. Он искушает нас, заставляя поверить в свои собственные силы. Однако когда мы полагаемся на Слово Божье и силой Святого Духа укрепляем свою веру в этом Слове, именем Божьим мы способны приказать дьяволу отступить, и он убегает от нас.
Иов, известный по всей стране Уц как человек богатый и уважаемый в небесных дворах за непорочность и праведность, стал целью сатаны, решившего привести его к преждевременной гибели. Одного за другим Иов терял своих детей, средства к существованию и свое здоровье. Даже его жена и самые близкие друзья причиняли ему огромную боль. Для него, покрытого язвами и испытывающего мучительную боль, смерть казалась неминуемой. Но глазами веры Иов увидел Иисуса, своего Искупителя (см. Иов. 19:25–27; Евр. 11:1). Благодаря тому, что Иисус на кресте принес наивысшую жертву, мы должны быть готовы отдать за Него свою жизнь.
Этот мир полон бед. Однако, обращая свой взор на Иисуса, мы видим новую жизнь на земле и венец, ожидающий нас на небесах. Не обращая внимания на свои нынешние страдания, мы сможем увидеть надежду, которую имеем во Христе. Поднимая взгляд ввысь (см. Пс. 120:1), мы увидим вознесенного Христа, Который привлекает всех к Себе (см. Ин. 12:32). Взирая на Него, мы будем преображаться в Его подобие и тогда с уверенностью сможем сказать:
«Господне Слово устоит,
Господь пребудет с нами.
Он нас поддержит, укрепит
Духовными дарами.
Пусть нас лишат враги
Свободы и семьи,
Их на кривых путях
Ждут смерть, и мрак, и беды,
А нам Господь даст царство».
Донетт Чемберс, Чикаго, Иллинойс, США
Доказательство
Иов. 1:1, 3, 6–12, 8; 2:3
Считается, что книга Иова была написана во времена патриархов. Критики спорят, считать ли ее поэзией, рассказом, плачем, книгой закона или диалогом о великой борьбе. Споры возникают даже по поводу авторства. Тем не менее, если тщательно исследовать книгу Иова, она действительно довольно значима.
Имя Иов происходит от еврейского слова ‘Iyyov, букв. «гонимый, ненавидимый». В противоположность этому значению Библия описывает Иова как непорочного, справедливого, богобоязненного и удаляющегося от зла (см. Иов. 1:1, 8; 2:3). Он — праведник, благословленный богатством и славой. По сути, он назван человеком, который был «знаменитее всех сынов Востока» (Иов. 1:3).
История об Иове разворачивается и в его родной земле Уц, и в небесных обителях. Эти места действия помогают нам понять, как события мира духовного могут повлиять на наши земные обстоятельства. В Иов. 1:6–12 сатана, чье имя означает «противник», обвиняет Бога в том, что Господь не позволяет ему приблизиться к Иову. Таким образом, любовь Иова к Богу подвергается сомнению.
В книге Иова рассматривается один из самых сложных вопросов: если Бог добр и всемогущ, почему Он позволяет, чтобы с людьми, которых Он любит, происходили трагедии? Читая эту книгу, мы можем начать сомневаться в любви Бога. Однако, вчитавшись в текст, мы узнаем, что история Иова не только открывает любовь Божью к нам, но и показывает, как прекрасно, что и у нас есть возможность выразить свою любовь к Нему.
ДИСКУССИЯ
1. Прочитайте Иов. 1:6–12. Поразмышляйте о том, как в жизни Иова проявлялись и благословения, и ненависть. Опишите характер Того, Кто благословляет Иова, и того, кто ненавидит его (см. Ис. 14:12–14; Иез. 28:12–16).
2. Как Божье благоволение к Иову привело к тому, что его возненавидели?
3. Можете ли вы назвать, в каких сферах вашей жизни у вас есть шанс утвердиться в своей любви к Богу и в вере в Него?
Эйлиана К. Дэнис, Болингбрук, Иллинойс, США
Лорил МакИнес, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
Слово
Иов. 1:1–12; Ин. 12:31; Рим. 3:26; Откр. 12:10–12, 17
Начало (Иов. 2)
Вторая глава книги Иова начинается с собрания совета. Мы не знаем, когда произошла эта встреча. Неизвестны нам и ее причины. Мы даже не знаем, где она проходила. Можно предположить, что местом действия были небеса, но в тексте нет этому четкого подтверждения. Единственная доступная информация дана о том, кто пришел на это собрание: 1) ангелы, 2) Бог — олицетворение добра, 3) сатана — воплощение зла.
В тексте описана встреча двух противоположных сил. И хотя эти силы находятся в оппозиции, они, тем не менее, вступают друг с другом в диалог. Какие могут быть у добра и зла темы для разговора? Утешает или нет вас идея о том, что обсуждали они, возможно, человечество? После того, как сатана ответил на вопрос Бога о том, где он был, именно Бог, Создатель Вселенной (см. Неем. 9:6), Тот, Кто есть сама любовь (см. 1 Ин. 4:8), упоминает Иова. Зачем Бог это делает? В этой вселенской битве, в этом столкновении двух титанов человечество находится в центре событий, пытаясь понять смысл всего происходящего.
Главные герои (Иов. 1; Откр. 12)
В своем апокалиптическом произведении апостол Иоанн записывает видение о женщине и драконе. Женщина рождает дитя, а дракон наблюдает, ожидая окончания родов, чтобы это дитя, сына, уничтожить. Дракону не удается выполнить задуманное, и ребенок мужского пола восхищен «к Богу и престолу Его» (Откр. 12:5). На небе начинается война, и дракон со своими ангелами сражается против Михаила и Его ангелов. В конце концов Михаил побеждает и изгоняет с небес на землю дракона, «древнего змия, называемого диаволом и сатаною» (см. Откр. 12:9). Сатана преследует женщину и нападает на ее дитя.
Использовать Откр. 12 для объяснения событий в книге Иова было бы ошибкой в толковании. Однако принцип, представленный в этих главах, может пролить свет на ситуацию с Иовом. В Откр. 12 показано, что на объекты, важные для Бога, будет совершаться нападение. И дитя мужского пола, родившееся у женщины в Откр. 12, и Иов важны для Бога, Он любит их. Поэтому они автоматически становятся мишенью для Божьих врагов.
Иов был хорошим человеком. Он старался изо всех сил. Возможно, кто-то назовет его немного амбициозным, но, по большому счету, Иов был человеком праведным (см. Иов. 1:1; 2:3). Однако, несмотря на все добрые дела Иова, на него обрушились несчастья. И это была не одна беда, а целая серия ужасных трагедий. Иов — невинный житель земли, но из-за своих отношений с Богом он становится мишенью сатаны.
В душе Иова царит непонимание. Он думает, что виноват в случившемся. Даже в словах его друзей эхом откликается эта ошибочная богословская идея. Не все плохое, что случается, есть результат плохих поступков. Иногда, а по сути чаще всего, плохие события действительно происходят в жизни праведных людей.
Сюжет (Быт. 3:1–5)
В Быт. 3:1–5 характер Бога представлен на суд всей Вселенной. Сатана утверждает, как следует из его лукавой речи, что Бог совершенно несправедлив и нечестен. Его аргументы были настолько убедительными, что он смог привлечь на свою сторону треть небесных ангелов (см. Откр. 12:4). Еще сатана добился успеха, когда сумел убедить Адама и Еву в том, что Бог лжец. Он смог изобразить Бога совершенным чудовищем даже в раю. Он извратил понимание Божьего характера, представив Господа эгоистичным обманщиком. «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4, 5).
Если сатана смог очернить Божий характер в мире совершенном, насколько, должно быть, ему легче опорочить Бога в мире падшем. Он знает, что не сможет одержать победу в открытой битве против Бога. По этой причине он выбирает «противника» себе по силам: Божье творение. Сатана знает, что для Бога Его творение очень важно и что если он сможет завладеть Божьим творением, то попадет в самое сердце Бога. Человечество — всего лишь пешка в игре сатаны, который пытается его подкупить и использовать для нападений на Властелина.
Кульминация и развязка (Рим. 3:26)
Хотя Бога несправедливо вызвали на суд, Он позволил разбирательству продолжиться, потому что в конце концов Он все равно будет оправдан. Будет оправдан Его характер, и наконец-то начнется суд над настоящим преступником (см. Ин.12:31). Главный свидетель в защиту Божьего характера умер на древе, чтобы показать Свою справедливость в настоящее время (см. Рим. 3:26).
Каждым своим нападением сатана стремится разделить человечество с Творцом. Поражая Иова, он надеялся, что тот оставит Бога. Иов не понимал, что происходит. Он задавал Богу вопросы, но никогда не отказывался от Него. В конце истории Бог говорит с Иовом, и тот признает, что, хотя человек может не понимать Божественных путей, Бог есть Бог и Ему лучше знать, что и как делать. Цель этого великого противостояния, в которое мы все вовлечены, — навсегда разлучить нас с Богом. Вопрос не в том, почему все это происходит. Позволим ли мы Богу быть Богом и поверим ли, что Он знает, как лучше поступить? Готовы ли мы ждать, пока Он оправдает Свое имя и характер?
ДИСКУССИЯ
1. Какие еще были представлены «доказательства» того, что Бог несправедлив и нечестен?
2. Как сатана испортил, извратил Божье творение? (Речь идет не только о человечестве.)
3. Что нам делать в ожидании окончания этой великой борьбы?
Марк Энтони Рейд, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
Свидетельство
Иов. 1:8
В великой борьбе участвуют две стороны — те, кто служит Богу, и те, кто отказывается это делать. Иов служил Богу. Его жизнь показывает, что люди, являющиеся слугами Божьими, — враги сатаны.
«Тот, Кто знает сердца, так говорит об Иове, патриархе из земли Уц: „Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла“».
«Бескорыстие — принцип Царства Божьего — ненавистно сатане, он отвергает само существование этого принципа. С самого начала великой борьбы дьявол старался доказать, что Божьи принципы эгоистичны, — сегодня он стремится обвинить в этом всех, кто служит Богу. Цель Христа и Его последователей заключается в том, чтобы опровергнуть ложные утверждения сатаны».
Корень греха — эгоизм. Библия называет Иова совершенным и непорочным. Это означает, что ему были чужды эгоистичные порывы человеческой натуры. Жизнь Иова свидетельствовала против сатаны и опровергала его обвинения, выдвигаемые против Бога.
Сатана заявлял, что Иов служит Богу только с целью получения Его защиты. Именно по причине этих обвинений Бог позволил испытать Иова. В возникшей ситуации Иов стал прообразом Христа. Христос подвергся нападкам и искушениям сатаны, но одержал победу.
«Иисус пришел во плоти человеческой, чтобы в Своей собственной жизни проявить бескорыстие. Все, кто следует этому принципу, являются Его соработниками. Избрать то, что правильно, потому, что это правильно; стоять за истину, несмотря на страдания и лишения, — „это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь“(Ис. 54:17)».
История с Иовом свидетельствует о том, что, выбирая служение Богу, мы вполне можем призвать в свою жизнь боль и страдания. И пусть утешением нам послужит знание о том, что наши страдания не тщетны. Пребывая верными Богу подобно Иову, мы тоже сможем воскликнуть: «Пусть испытает меня — выйду, как золото» (Иов. 23:10).
ДИСКУССИЯ
1. Как убедиться в том, что мы на стороне Победителя в этой великой борьбе?
2. Как узнать, что проблемы, которые возникают в нашей жизни, — это результат нашего стремления жить для Бога, а не последствия принятия неправильных решений?
Йоланда Пью, Таллахасси, Флорида, США
Практика
Иов. 1:21
В книге Иова нам оставлен убедительный пример того, что на земле идет великая борьба и с хорошими людьми случаются несчастья. В ней также показано, как следует справляться со своими эмоциями во времена кризиса.
Признайте наличие проблемы. Управлять своими эмоциями во время кризиса — сложная задача, особенно если человек сталкивается с потерями в личном или финансовом плане, как это было с Иовом. Библия предупреждает о том, что наши эмоции могут привести ко греху (см. Быт. 4:6; Притч. 29:11; Еф. 4:26). Однако это не означает, что мы вообще никак не должны реагировать на то, что с нами происходит. Это также не означает, что можно игнорировать возникающие проблемы. Иов признавал, что проблема есть, пытался решить ее и испытывал по этому поводу самые разные эмоции — от скорби до разочарования и гнева. Однако «во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов. 1:22).
Каждый день Иисус предлагает нам возложить на Него свои заботы (см. Пс. 54:23; 1 Петр. 5:7). Вот как это можно сделать.
Будьте честны с Богом. Не только Иов был честен с Богом, но и Бог был честен с Иовом (см. Иов. 38:4). Однако честность не означает, что Бог обязан рассказывать обо всем, что происходит вокруг. Интересно, что Иов ни разу не получил полного объяснения причины своих страданий. Бог не сообщил ему о Своем разговоре с сатаной. Однако, несмотря на то, что Господь не нес ответственность за бедствия, свалившиеся на Иова, Он, тем не менее, возместил ущерб за все его страдания. Мы в своей жизни можем и не получить объяснений того, что с нами происходит. И возмещения ущерба за наши страдания может не быть. Однако Иисус обещает, что те, кто выстоит, пребывая с Ним до конца, получат свою награду (см. Мф. 24:13; Откр. 22:12).
Будьте миротворцем. Когда возникает кризис, члены семьи, друзья и просто сторонние наблюдатели могут с легкостью предлагать свое объяснение ситуации. Чаще всего эти объяснения приводят к тому, что человек, испытывающий страдания, начинает чувствовать себя еще хуже. Жена Иова посоветовала мужу похулить Бога (см. Иов. 2:9). Друзья Иова предположили: он страдает потому, что заслужил страдания (см. Иов. 4–23).
Помните, что во время ваших страданий другие люди наблюдают за тем, как вы справляетесь с ситуацией. Их вера может зависеть от вашей реакции. В конце истории об Иове Бог оправдывает его и сурово осуждает друзей за их слова. И только когда Иов помолился за своих друзей, к нему приходят исцеление и возрождение (см. Иов. 42:10).
ДИСКУССИЯ
1. Какие еще методы мы можем использовать, чтобы управлять своими эмоциями?
2. Зачем Богу было нужно, чтобы Иов помолился за своих друзей? Что это говорит о Божьем характере в свете великой борьбы?
Николай Гривз, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
Мнение
Иов. 1:6–12; Зах. 3:2; Рим. 3:26; 5:3–5; 2 Кор. 7:1
В библейские времена многие люди считали, что человек страдает по причине своих грехов. Спустя века христиане порой все еще в это верят. В детстве нас учили, что в этом мире действует «метод кнута и пряника» (принцип поощрения и наказания), то есть все, что с нами происходит, — результат наших плохих или хороших поступков. Таким образом, мы изо всех сил стараемся получать высший балл, чтобы избежать нестабильности в жизни. Так почему же когда мы, христиане, усердно карабкаемся по лестнице успеха только для того, чтобы столкнуться с непредсказуемыми, неприятными событиями, некоторые из нас чувствуют себя совершенно опустошенными, испытывают горечь и сомнения в благости Божьей и даже в самом Его существовании? Ответ прост. Причина в том, что наша вера основывается на деловых отношениях с Богом, к которым Он никогда не призывал.
Многие люди воспринимают христианство как некую сделку по обмену чего-либо. Когда, например, мы «радуем» Бога, периодически исповедуя веру в Него, Он обязан «порадовать» нас полномасштабным процветанием. В демократических странах парламент может объявить вотум недоверия правительству. К сожалению, мы склонны думать, что в духовной жизни действует тот же принцип. Так мы приходим к мысли, что Бог является недостойным доверия клятвопреступником, если Его действия не вписываются в эту жесткую схему. Сатана хочет, чтобы мы именно так и думали. Как и во времена Иова, он продолжает испытывать любовь и верность детей Божьих, намереваясь доказать, что мы служим Богу только ради того, что можем получить от Него, и если Он уберет Свою защиту, мы проклянем и оставим Его. Многие из нас так и поступают. Одно неугодное нам движение со стороны Бога — и мы умываем руки! Однако подобное отношение свидетельствует о ненастоящей любви к нашему Отцу и о самоправедности, которая стремится отстаивать свое право на что-либо.
Но Бог не работает по этой схеме. Если бы Он придерживался этого принципа, только Иисус был бы достоин жизни без горя и бед. Да, боль причиняет страдания. Но как можно по-настоящему познать покой, не пережив бурю; радость, не испытав прежде печали; духовную силу — вне физической слабости; прощение — без страданий и смерти Иисуса? Мы — головня, выхваченная из огня (см. Зах. 3:2).
Мы часто слышим слова о том, что друзья познаются в беде. Знает ли Бог, кто Его настоящие друзья? В минуты, когда нас заполняют боль и непонимание, находите убежище во Христе и не отвлекайтесь, не позволяйте огню, бушующему вокруг, зажечь в нас сомнения. Иисус перенес всё, чтобы для нас стать всем.
ДИСКУССИЯ
1. Каких уроков мы лишаемся, когда воспринимаем страдание только как наказание, посылаемое Богом?
2. Как Господь оберегает нас в страданиях?
Моник Мариса Норрис, Киссимми, Флорида, США
Исследование
Иов. 1:6–12; Откр. 12:7–9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Никто не любит страдать. Но жизнь — тяжелая штука, и реальность такова, что никому не избежать боли и трудностей на этом пути. Иногда проблем не миновать. Они — просто часть жизни в падшем мире. Порой неприятности обрушиваются на нас в результате наших собственных решений и поступков. Но в книге Иова нам представлен еще один взгляд на проблему боли и страданий. Временами мы подвергаемся нападкам врага в войне, которую сатана уже многие века ведет против нашего Творца. И в такие моменты мы нуждаемся в особой милости, чтобы твердо стоять на стороне Бога и верить, что Его благодать поможет нам пройти через эти испытания.
ЗАДАНИЯ
Прочитайте слова протестантского гимна «Твердыня наша — вечный Бог» (например, см. http://lyrics.christian.by/vera-i-upovanie/623-tverdynya-nasha-vechnyj-bog.html — прим. пер.). Затем напишите свой собственный гимн о том, как Бог является вашей твердыней в трудные времена.
С помощью Симфонии или программы по чтению и изучению Библии найдите стихи, в которых Господа называют «убежищем», «твердыней» или «помощником». Запишите в своем дневнике каждый из этих стихов.
Соберите группу для чтения и обсуждения первой главы книги Э. Уайт «Патриархи и пророки» под названием «Почему был допущен грех».
Помогите тому, кто переживает сейчас тяжелые времена. Прежде всего выслушайте этого человека и помолитесь с ним. Также можно поделиться с ним ободряющими стихами из Священного Писания или своими собственными духовными опытами. Если можете, предложите и конкретную практическую помощь.
Нарисуйте картину, как Иисус проявляет любовь Божью, и назовите ее «Главный Знаток Божьего характера».
Опросите других верующих и запишите их ответы (на бумаге или в видеоформате) на вопрос: «Какая разница между обвинениями сатаны и обличением Святого Духа?». Поделитесь этими размышлениями со своим классом субботней школы или группой по изучению Библии.
Посмотрите видео под названием «Смена парадигм», в котором рассматривается утверждение: «Если бы Бог существовал, Он использовал бы Свое Божественное могущество, чтобы остановить зло в мире» (http://www.digma.com/paradigm-shift/?video=play).
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Э. Уайт. Патриархи и пророки, гл. 1 «Почему был допущен грех».
Э. Уайт. Великая борьба.
Linda Lyons Richardson and David Lyons, Don’t Waste the Pain: Learning to Grow Through Suffering (NavPress, 2010).
Соня Хюнергарт, Чехалис, Вашингтон, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →