«За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин. 10:5).
Вступление
Лк. 4:18, 19; Деян. 26:12‒20
Тень скользнула по земле — это стая черных птиц пронеслась по небу. Должно быть, их там было не меньше тысячи. Все началось с одной случайной вороны, которая сидела на верхушке дерева рядом с моим гаражом и оглушающе каркала. Казалось, что своим карканьем она собиралась позвать остальных ворон, потому что стоило ей только начать, как действительно прилетели другие птицы, и какофония стала набирать силу. А дальше я стала свидетелем самого прекрасного зрелища, которое когда-либо видела на просторах Северной Америки — акробатическое шоу в исполнении множества других птиц — скворцов, когда тысячи кружащихся в воздухе созданий собираются вместе в одном полете. «Моя» ворона отдавала приказы, а маленькие птички взвивались в небо, и стая пикировала и выделывала в воздухе замысловатые пируэты, изгибаясь и создавая волшебные фигуры.
Я стояла и загипнотизированно смотрела. Я была не единственным зрителем, потому что стая длиннохвостых попугаев с переливающимися зелеными крыльями и желтыми клювами заняла ветку дерева авокадо, наблюдая за скворцами. Когда одна группа птиц закончила свое представление и вернулась на дерево, чтобы полакомиться спелыми фруктами, другая группа рванулась совершать еще один акробатический номер, резко падая вниз почти до земли и снова взлетая в воздух, как реактивный истребитель. Гимнастические упражнения продолжались, а гибкие тела то парили, поддерживаемые воздушными потоками, то в стремительном полете разрезали воздух крыльями. Когда представление закончилось, я вздохнула и подумала о чудесном Божьем творении и взаимодействии между птицами, которые участвовали в совместном шоу, инстинктивно, но в то же время слаженно действуя.
Эти птицы показали нам удивительный пример того, как мы должны трудиться все вместе. Будучи Божьими соработниками, мы должны откликнуться на Его призыв объединить свои силы в служении Ему. Подобно Павлу, услышав голос, мы должны стать служителями и свидетелями (см. Деян. 26:16). Только тогда мы сможем помогать обращать других людей от тьмы к свету, от власти сатаны к власти Божьей (см. Деян. 26:18).
Помните, что за нами наблюдают. Как и в случае с птицами в моем саду, мы — члены одной группы, отправленной распространять весть Евангелия, и потому должны трудиться слаженно, быть еще одним кирпичиком в обширном плане спасения. Сделать предстоит много: учить и проповедовать, кормить голодных, исцелять больных, заботиться о вдовах и сиротах, показывать всем Божью любовь и двигаться одним общим курсом с учетом наших талантов и способностей.
Что приходит вам в голову, когда вы думаете об овцах? Как правило, овец считают не самыми умными созданиями, но они — часть замечательной идеи, которая красной нитью проходит через все Писание. Раньше смешивать несколько стад овец было обычным делом (см. Быт. 29:1–3). Чтобы собрать своих овец, пастух на Востоке подзывал их своим особенным образом. Овцы слышали его голос, узнавали его и шли за пастухом. «За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин. 10:5).
Отношения между пастухом и его овцами ясны — они хорошо знают друг друга. Пастух никогда не будет силой заставлять овец идти за ним. Они сами выбирают его, веря, что он будет вести их, защищать и помогать им. «Вера никогда не знает, куда ее ведут, но она любит и знает Того, Кто ее ведет».
В Пс. 99:3 говорится: «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его» (курсив автора). Иисус не только Добрый Пастырь, Он еще и единственная дверь, ведущая в овчарню (см. Ин. 10:9). И только Его голос приводит заблудшую овцу обратно в Его стадо.
Проповедуя Благую весть и смело свидетельствуя (Деян. 26:1, 11–28)
«Вы не перестанете изумляться до глубины души тому, что Бог с вами сделал изнутри». Это чувство можно безошибочно распознать в свидетельстве Павла, которое он произнес перед царем Агриппой. Слова Павла, должно быть, были исполнены благоговения и восхищения, когда он вспоминал, как встретился с Иисусом и услышал голос Доброго Пастыря.
Павел, ранее известный как Савл, был убежденным фарисеем, который ревностно преследовал верующих во Христа. Однако все изменилось, когда Тот, Кого он гнал, появился перед ним на дороге в Дамаск. Мировоззрение Савла во многом сформировалось под влиянием религиозных вождей того времени, и только после личной встречи с Иисусом он понял истину.
Савл откликнулся на призыв Бога стать «служителем и свидетелем» и «избранным сосудом», чтобы возвещать Его имя (см. Деян. 26:16; 9:15). Для каждого звучит свой Божий призыв. Но основополагающий принцип его — один. Бог не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3:9). Личная встреча с Иисусом кардинально изменила Савла, и из жестокого гонителя последователей Христа он превратился в одного из самых преданных учеников Иисуса, которого когда-либо видела эта планета. Бог призывает каждого из нас встретиться с Ним лично, и этим опытом вам непременно захочется поделиться с другими!
Евангелие, воплощенное в жизнь: чего не надо делать (Лк. 19:1–10)
Мы знаем его под именем Закхей. Это человек маленького роста, который залез на дерево, чтобы увидеть Иисуса. Данное событие могло никогда и не произойти, если бы толпа иначе отреагировала на попытку Закхея найти Иисуса. В этой истории представлен пример того, чего не надо делать, когда вы стоите между Иисусом и людьми, которые ищут Его. Вместо того чтобы осуждать других и пытаться не пустить их к Иисусу, что и пытался сделать народ в отношении Закхея, мы должны просто отойти в сторону. «Нет лучшего способа показать красоту небес, изливающуюся на мир через нашу жизнь, чем уйти с дороги, чтобы можно было отчетливо увидеть Иисуса».
Подобно тому, как пастух зовет своих овец по имени в Ин. 10:3, Иисус назвал по имени Закхея, и Закхей последовал за Ним. Именно голос Доброго Пастыря привел его, заблудшую овцу, обратно в стадо. После встречи с Иисусом Закхей раздал половину того, что имел, нищим, и возвратил в четыре раза больше денег тем, у кого украл. Для Закхея было естественным «поступать так, как Он [Иисус] поступал» (1 Ин. 2:6), и служить другим. Наши отношения с Христом будут видны не только в том, как мы благовествуем, но и в том, как эта весть воплощается в нашей жизни. Привлекаем ли мы людей к Иисусу или отвращаем от Него?
Поиск: чем руководствоваться, следуя за Христом (Мф. 7:7, 8; Мк. 1:17; Лк. 9:2; 19:1–10; Откр. 3:20; 14:6).
Христос пришел на землю, чтобы найти и спасти нас. Только Он может совершать спасение, потому что Он умер той смертью, которой заслуживали мы. Однако Он предлагает нам поучаствовать в поиске. Он выбрал учеников и призвал их стать «ловцами людей». Он искал последователей и учил их находить еще больше последователей. Как они это делали? И проповедуя Благую весть, и воплощая ее в своей жизни. Именно это нам и поручено делать до тех пор, пока всякое «племя, и колено, и язык, и народ» (см. Откр. 14:6) не получат шанс откликнуться на призыв Спасителя последовать за Ним. Сам Иисус продолжает стоять у двери нашего сердца и стучать. Он страстно желает, чтобы каждый из нас услышал Его голос и пригласил войти.
Кортни Тайлер, Мурвилумбах, Новый Южный Уэльс, Австралия
Свидетельство
Мк. 1:17, Лк. 9:2; 19:10
«Христос исцелял и на зеленых склонах галилейских холмов, и везде, куда приводили к Нему больных и страдающих. В каждом городе, в каждом селении, через которые пролегал Его путь, Он с нежным состраданием любящего Отца возлагал Свои руки на больных и делал их здоровыми. Своей Церкви Христос поручил совершать такое же служение».
Призывая Своих учеников, Христос не просто предлагал им следовать за Ним, куда бы Он ни отправился. Что более важно, Он призывал подражать всем Его действиям. Для учеников недостаточно было просто быть свидетелями определенных событий. Их новое призвание требовало принять участие в происходящем. И хотя многие люди активно ищут встречи с Иисусом ради самих себя, потому что Его служение набирает силу, стать «ловцом людей» означает искать тех, кто нуждается в обновлении тела и души (см. Лк. 19:10). Давайте будем рассказывать о Христе за пределами своей церкви и круга друзей.
«Мы должны поддерживать нашими средствами тех, кто трудится на миссионерских полях, и тогда вкусим радость собирания снопов. Но, несмотря на то, что это так, есть еще нетронутая работа, которая должна быть выполнена. Миссией Христа было исцеление больных, ободрение потерявших надежду, укрепление сокрушенных сердцем. Такая же работа исцеления должна совершаться среди нуждающихся и страдающих. Бог призывает нас проявлять не только благосклонность, но и сердечное участие, готовность сказать слова надежды, обнять и утешить. Окажите помощь Божьим страдальцам. Многие болеют, они потеряли всякую надежду. Принесите им луч света. Это люди, потерявшие мужество; побеседуйте с ними, помолитесь за них. Это люди, нуждающиеся в хлебе жизни. Прочтите им кое-что из Слова Божьего. Это болезни души, которые никакой бальзам, никакое лекарство не способны исцелить. Молитесь за них и принесите их к ногам Иисуса. И во всей вашей работе Христос будет присутствовать с вами, оказывая влияние на человеческие сердца».
Христос лично обещал помогать нам в совершении Его особенного служения. Обратите внимание, что, прежде чем отправить учеников проповедовать и исцелять больных, Он дает им силу и власть делать это (см. Лк. 9:1). Если мы смиренно войдем в Его присутствие, желая и дальше совершать Его служение по спасению душ, Он даст нам Свою силу, чтобы преодолевать тьму этого мира.
ДИСКУССИЯ
Время, отведенное Христу для совершения Его служения на земле и исполнения плана спасения, было ограничено, опасности подстерегали Его. Помня об этом, сравните, сколько времени Он проводил, исцеляя людей, а сколько — проповедуя и уча. Что это говорит нам об Иисусе?
Как вы думаете, когда ученики наконец поняли, что Царство Иисуса и Его служение подразумевали восстановление целостности человеческой личности, а не статус царя в мире политики?
Иисус сравнивает Себя с пастухом отары овец, которые знают голос пастуха и следуют за Ним. «Я — хороший пастух, Я Моих знаю, и Меня Мои знают» (Ин. 10:14, пер. РБО). Он дает понять, что Своей паствой Он считает всех людей, а не только иудеев. Библия уверяет нас, что если мы попросим, то получим. Если мы будем искать Его, то найдем. Если будем стучать, Он откроет дверь (см. Мф. 7:7). Если мы приблизимся к Богу, Он приблизится к нам. Так начинаются отношения Пастырь — овцы.
Связь ведет к общению, а общение — это непрекращающиеся взаимоотношения. К этому относится и изменение, которое может произойти с нашей жизнью, когда мы по-настоящему примем Божье руководство. И тогда наши взгляды и ценности изменятся. Став частью Божьей семьи, мы наследуем новые принципы и привычки. Мы не желаем быть единственными обладателями благословений Божьих. Мы хотим разделить переполняющие нас радость и счастье с теми, кто вокруг нас.
Открыв дверь Христу и пригласив Его в свою жизнь, давайте молиться о том, чтобы другие увидели Христа в нас, заглядывая к нам. Своей жизнью на земле Иисус свидетельствовал о Боге и Небесном Царстве. Он отправил Своих последователей изменять мир вокруг — проповедовать благую весть о Царстве Божьем, исцелять больных, протягивать руку помощи огорченным и заблудшим и оживлять их словами обетования о том, что они — дети Божьи независимо от их племени, колена, народа и языка (см. Откр. 14:6). Из самой первой группы учеников образовалась христианская церковь, которая за прошедшие века распространилась на новые континенты, проникая в разные культуры и верой объединяя всех детей Божьих.
В Евангелии от Матфея Иисус произносит еще одну притчу о пастухе. В этот раз Сын Человеческий возвращается, чтобы собрать перед Собой все народы, и как Пастырь узнает овец паствы Своей и отделит их от козлов. Он узнает тех, кто принадлежит Ему, по их поступкам, любви и заботе о других. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).
Чтобы быть овцой, нужно постоянное посвящение и стремление следовать Божьему призыву. Вы столкнетесь с трудностями и испытаниями, но все равно продолжайте слушаться голоса Пастыря. Будьте овечкой, о которой Он так хочет заботиться.
ДИСКУССИЯ
Какое впечатление сложится у людей об Иисусе, если видеть Его они смогут только через ваши слова и дела?
Как вы будете следовать Божьему водительству на этой неделе?
Шэрин Брэйди, Сентрал Кост, Новый Южный Уэльс, Австралия
Практика
Деян. 26:1, 11–27
Павел стоял перед царем Агриппой, его женой Вереникой, тысяченачальниками и знатнейшими гражданами Иерусалима. Когда правитель Фест представил Павла, царь Агриппа предложил ему выступить с речью в свою защиту.
И в ответ Павел произнес свое личное яркое свидетельство. Он уверенно и бесстрашно поведал слушателям свою историю.
Савл был иудеем, фарисеем, который ревностно преследовал первых христиан. Он даже одобрил избиение Стефана камнями (см. Деян. 8:1). Однако на пути в Дамаск Савл ослеп и услышал голос Иисуса. В течение трех дней Савл ничего не видел, он не ел и не пил, пока по повелению Бога последователь Христа по имени Анания не пришел к Савлу и не возложил на него руки. Савл исполнился Святого Духа и принял крещение. Так злобный Савл стал богобоязненным Павлом.
Пережив обращение, Павел начал проповедовать о том, что спасение может обрести каждый, а не только иудеи. Его весть язычникам гласила: «Перестаньте грешить и обратитесь к Богу! Пусть ваша жизнь служит подтверждением сделанного вами выбора» (см. Деян. 26:20).
Личное свидетельство Павла стало его проповедью о надежде на спасение для царя Агриппы и знатных граждан Иерусалима. Все, кто присутствовал в собрании, услышали главный призыв для каждого человека, призыв, который и сегодня не потерял своей значимости. Давайте, подобно Павлу, станем смело проповедовать Благую весть всем сердцем своим и всей своей жизнью.
«Скажи людям, что ты видел Меня, и рассказывай им, что Я покажу тебе в будущем» (Деян. 26:16, New Living Translation Bible, пер. с англ.). Бог призвал нас последовать примеру Павла. Мы призваны распространять благую весть спасения в испорченном мире. Мы должны с уверенностью обращаться к людям в любых ситуациях, рассказывая им о своих личных опытах и передавая то, что знаем сами.
Побуждайте других «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:18). Мы должны поведать всем благую весть о жертве Иисуса, о выигранной битве, о Его скором возвращении.
«Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь» (Деян. 26:27). Мы должны призывать людей оставить свои грехи и обратиться к Богу. Призывайте их доказать своей жизнью происшедшие в них перемены. Я хочу, чтобы всюду, куда нам предстоит пойти, мы несли свидетельство об изменениях, которые Бог совершает в нашей жизни.
ДИСКУССИЯ
Подтвердите сделанный вами выбор своей жизнью. Разве наши дела не должны говорить громче наших слов?
Верите ли вы словам пророков? Как часто мы задаем себе этот вопрос? Как часто мы должны себя об этом спрашивать?
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди [entolas]» (Ин. 14:15). Десять заповедей Божьих включают в себя соблюдение седьмого дня недели, субботы, как дня покоя. Однако непосредственный контекст показывает, что Иисус в этом стихе говорит не о Десяти заповедях, потому что дальше Он продолжает: «Кто имеет заповеди [entolas] Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21); «кто любит Меня, тот соблюдет слово [logon] Мое» и «нелюбящий Меня не соблюдает слов [logon] Моих». Таким образом, следующий перевод Ин. 14:15 более точен: «Если вы любите Меня, вы будете исполнять то, что Я повелеваю» (Easy-to-Read Version Bible, пер. с англ.).
Если мы любим Иисуса, то будем исполнять все Его заповеди, включая ту, которую обсуждаем на этой неделе: «Следуйте за Мной». Когда бы Иисус ни велел Своим ученикам следовать за Ним, это был призыв присоединиться к Его служению. Так было с Петром и Андреем (см. Мф. 4:19), с Матфеем (см. Мк. 2:14) и с Филиппом (см. Ин. 1:43). Поэтому повеление Иисуса следовать за Ним, обращенное к молодому богатому юноше (см. Мф. 19:21; Мк. 10:21; Лк. 18:22), является призывом к служению, призывом послужить своему обществу.
В контексте уроков этого квартала о роли церкви в жизни общества история о молодом богатом юноше звучит злободневно и поучительно. Этот юноша искренно стремился обрести жизнь вечную (см. Мф. 19:16; Мк. 10:17; Лк. 18:18). Он хотел присоединиться к спасенным. В этом смысле он напоминает типичного верующего адвентиста XXI века. Однако к сожалению, его история отражает и нашу склонность исполнять Десять заповедей, но игнорировать нужды окружающего нас местного сообщества. Когда мы размышляем о неутешительной реакции этого молодого человека на призыв Иисуса, мы в основном обращаем внимание на богатство, считая его главным препятствием. Однако Иисус повелел ему не только продать все, что тот имел, но и следовать за Ним. Необходимость освободиться от богатства была всего лишь предварительным условием. Настоящим повелением был призыв следовать за Иисусом в Его служении!
Наше стремление обрести вечную жизнь будет не более успешным, чем у молодого богатого юноши, если мы станем держаться только за букву закона — Десять заповедей. Кроме этого, мы должны ответить согласием на призыв Иисуса следовать за Ним и отправиться служить тому сообществу, в котором сейчас живем.
ДИСКУССИЯ
Чей образ больше подходит для описания нынешней ситуации в Церкви адвентистов седьмого дня — молодого богатого юноши или Лаодикийской церкви? Объясните свой ответ.
Какое место занимает в Благой вести служение обществу — центральное или второстепенное? Объясните свой ответ. Если вы верите, что служение обществу — центральная весть Евангелия Царства Божьего, объясните почему.
Орландо Монкрифф, Бергенифилд, Нью-Джерси, США
Исследование
Иер. 50:5; Ин. 10:1–6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библейский портрет пастуха изображает человека, который неустанно заботится о своем стаде. Пастух ведет овец, кормит их, заботится о них, когда они болеют или поранились, и собирает их в стадо, когда они разбредаются по округе. При подобных взаимоотношениях овцы полностью зависят от того, кто их пасет. Мы как христиане должны очень хорошо знать нашего Пастыря через изучение Библии и молитву. Это позволит нам услышать Его призыв. Некоторые люди предпочтут не следовать за Ним, но неизменно любящий нас Пастырь не отступит. Он продолжит искать Своих заблудших овец по всем дорогам и проселкам.
ЗАДАНИЯ
Вылепите какую-нибудь фигуру, которая будет представлять вашу жизнь как «избранный сосуд». Подумайте, как выбранная форма отражает ваш призыв и что символизируют разные добавленные вами элементы скульптуры.
Напишите песню о Савле и его жизни до того момента, как он предстал перед царем Агриппой.
Соберите вместе несколько членов церкви разного возраста и проведите мозговой штурм, придумывая способы благовествования людям, проживающим в районе, где расположена ваша церковь. Какие нужды местного населения вам известны? Спрашивал ли кто-нибудь об этом самих жителей? Как можно помочь тем людям, которыми Бог окружил вас, поддержать и ободрить их?
Сделайте фотомонтаж, который визуально представил бы слова Иисуса: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15).
Подумайте, как можно уравновесить повеление «научите» служением. Опишите положительные стороны такого смешения. Рассмотрите опасности, которые могут возникнуть, если какой-то из двух элементов будет нарушать равновесие.
Изучите все аспекты взаимоотношений между пастухом и его овцами. Расскажите остальным, что вы узнали о том, почему Бог выбрал именно эти отношения в качестве примера.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Пс. 22; 94:6, 7.
Э. Уайт. Желание веков, гл. 52 «Божественный Пастырь».
William Barclay, «The Shepherd and His Sheep», The Gospel of John, vol. 2, pp. 52–57.
Phillip Keller, A Shepherd Looks at the Good Shepherd and His Sheep (Zondervan, 1978) and A Shepherd Looks at the Lamb of God (Pickering and Inglis, 1983).
Дина Бартел-Вагнер, Юнион-Спрингс, Нью-Йорк, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →