«И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23).
Вступление
Деян. 5:42
Каждая строчка гимна «Как дивна благодать Твоя» — это благая весть о спасении. Он был переведен на множество языков, включая мой родной диалект. Однако независимо от того, на каком языке звучит этот гимн, он не перестает быть благословением для тысяч людей, исполняющих его и использующих подходящие слова из него в разных ситуациях.
Многим неизвестно, что сочинивший этот гимн Джон Ньютон до принятия им Христа был работорговцем. Ньютон родился в июле 1725 года. Повзрослев, он занялся продажей людей за деньги, так же, как это раньше делал его отец. Но однажды все изменилось. Когда его торговое судно стало тонуть, попав в жестокий шторм, он вскричал: «Господи, помилуй нас!». Вскоре после этого Ньютон сочинил гимн, в котором прославил милость, избавившую его от бедствий и ловушек, и описал, как в конце концов подчинил свою жизнь Христу.
Главная идея этого гимна — весть о спасении. Исполняя его, вы чувствуете, что эти слова обращены лично к вам, как они воодушевляют вас силой удивительной благодати, которую Христос изливает на всех, принимающих Его. Другими словами, этот гимн врывается в жизни разных людей в различных обстоятельствах и помогает им осознать, что Христос является их Спасителем. В минуты, когда вы думаете, что надежды в жизни больше нет и восстановить разрушенное невозможно, удивительная Божья благодать врачует ваши раны и являет вам искупительную силу Иисуса Христа.
Что, если бы Ньютон не создал этот гимн? Что, если бы он не поведал о своих мыслях всему миру? Ответы на эти вопросы могут казаться очевидными, но, обращаясь к ним, можно написать целые тома по теме урока этой недели. На свете живут миллионы людей, жаждущих услышать слова ободрения, увидеть луч света во тьме самых страшных своих проблем.
Первый шаг, который нужно совершить, чтобы привести людей ближе к Христу, — рассказать им о Нем. Рассказывая другим истории о своем избавлении, мы передаем Благую весть другим людям, тем, кто, возможно, в этот момент пытается найти выход из трудной ситуации. Ваш путь к Христу может стать для другого человека поворотным пунктом на его пути к спасению.
На этой неделе мы будем обсуждать, какие эффективные способы благовестия имеются в нашем распоряжении, когда мы следуем по стопам Иисуса. Мы возвещаем другим благую весть о Нем и в результате освещаем жизнь людей, которые все еще не знают о Его удивительной благодати.
Джулиус Ньерерэ, Найроби, Кения
Слово
Мф. 5:13; 10:5–10; Лк. 4:16–20; Ин. 4:35–38
Задача христианина определена (Лк. 4:16–20)
Христос знал, какая перед Ним стоит задача, и не стал ждать, пока Его призовут провозглашать Благую весть. Вскоре после поражения сатаны в пустыне Он начал проповедовать о Царстве Божьем жителям Галилеи. Говоря об этом в Назарете в одну из суббот, Он также выполнял возложенную на Него миссию.
Читая в синагоге — общественном месте поклонения — свиток Писания, Он продемонстрировал, что Его задача — проповедовать и объяснять Слово Божье для спасения человеческих душ. В то время как иудеи сдержанно относились к распространению своего учения и не могли пойти против традиции, Христос пришел, чтобы даровать людям свободу через принятие Евангелия.
В Своей проповеди Христос ясно провозгласил, что пришел даровать свободу и освобождение для тех, кто находится в плену греха и культурного рабства. Он принес свет тем, кто был духовно слеп. Таким образом, эти люди могли принять весть о том, что Царство Небесное близко.
Христос также объявил, что наступило время измениться и принять Евангелие Царства Божьего. Следуя Его наставлениям, и мы должны делать то же самое. Весть, которая должна быть проповедана, в наше время так же ясна и понятна, как и тогда: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).
Безошибочный показатель истинной любви (Лк. 10:25–37)
Согласно традициям еврейской культуры, священнику не разрешалось прикасаться к мертвому телу, потому что это делало его ритуально нечистым (см. Лев. 21:1‒4). Поэтому в истории о милосердном самарянине Христос хотел научить тому, что истинная любовь не имеет никаких ограничений.
Так как жертва была без сознания, священник, возможно, пришел к выводу, что этот человек мертв, и продолжил свой путь. Однако вопреки всевозможным предположениям самарянин, к которому в Израиле относились с презрением за принадлежность к расовому меньшинству, оказал несчастному помощь, в которой последний так нуждался.
Помогая тем, кто попал в беду, мы не должны ставить перед собой никаких ограничений. Наоборот, нам следует помнить о том, что мы можем изменять жизнь людей. Независимо от положения человека в обществе мы должны поделиться с ним благой вестью о том, что спасение, даруемое Христом, способно удалить их печали. Христос использовал эту притчу для того, чтобы показать, что искренняя любовь порой должна переступать через некоторые религиозные убеждения.
Будьте солью (Мф. 5:13)
Христос назвал Своих учеников солью земли для того, чтобы намекнуть о той роли, которую им предстояло сыграть в деле распространения Благой вести. «Благодаря соли пища становится приятной на вкус и аппетитной, соль предотвращает гниение. Так и христиане своей жизнью и наставлениями должны беречь мир от полного морального разложения. Они спасают мир от вселенского зла и порока своим влиянием и примером, а также благословениями Божьими, изливающимися в ответ на их молитвы».
Наша роль как «соли» очевидна. Мы должны использовать свои способности для того, чтобы изменять общество своей жизнью и наставлениями, проповедуя принципы Христа и помогая соседям принять Его как своего Спасителя. Не выполняя этой миссии, мы теряем свою ценность и влияние как вестников перемен.
Отношения «сеющий — жнущий» (Ин. 4:35–38)
Христос сказал, что труд по спасению душ включает в себя и сеяние, и жатву. Фермеры знают, что, прежде чем собрать урожай, нужно посеять семена. Работа по спасению душ для Христа подразумевает, что, прежде чем люди впервые смогут познакомиться с вестью Евангелия, их нужно к этому подготовить. Чтобы посеять семена Благой вести, мы должны не торопясь учить слушающих нас, чтобы наше слово стало авторитетным для них. Этот этап едва ли даст заметные результаты. Жатва подразумевает, что созревшие души получили Слово при сеянии и теперь готовы принять Христа как своего Спасителя.
Как соработники Христа мы можем сеять семя Благой вести, принимать участие в жатве, либо делать и то, и другое. Какая бы роль ни отводилась нам в деле спасения людей для Христа, важно помнить, что совершать свой труд надо так, как это делал Христос. Он заметил, что урожай на поле созрел и готов к жатве (см. Ин. 4:35). Это означает, что нам предстоит потрудиться, и время для этого уже настало.
Как сеять: наставления для Церкви (Мф. 10:5–10)
Когда Христос послал Своих учеников проповедовать, Он сказал им идти к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:6). Они должны были проповедовать благую весть о том, что Царство Небесное «приблизилось» (Мф. 10:7). Они должны были исцелять больных и очищать прокаженных, воскрешать мертвых и изгонять бесов. Другими словами, Христос поручил ученикам «употреблять данную им силу на добрые дела. Христос не говорит им: „Идите и переставляйте горы“ или: „Низвергайте огонь с небес, больных исцеляйте, прокаженных очищайте“. Они были посланы с тем, чтобы нести благословение повсюду, дабы явить миру, что любовь и благость составляют дух и сущность Евангелия, проповедуемого ими, и Царства, которое они призваны созидать. Через это станет ясно, что они являются служителями того Бога, Который благ и творит добро, щедроты Его на всех делах Его».
ДИСКУССИЯ
Какие еще возможности для успешного благовествования вы можете предложить?
Как вы думаете, что имел в виду Христос, сказав: «Трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:10)?
Селин Кавеца, Найроби, Кения
Свидетельство
Мф. 19:19; Лк. 10:29
Рассказывая историю о милосердном самарянине, «Христос наглядно раскрывает суть истинной религии. Он показывает, что религия заключается не в доктринах, не в символах веры и обрядах, а в делах любви, в заботе о благополучии ближних, в подлинной доброте».
Однако многие люди продолжают спрашивать подобно молодому законнику: «Кто мой ближний?». «Среди иудеев этот вопрос вызывал бесконечные споры. Они нисколько не сомневались, что язычники и самаряне были их врагами. Но как провести разделение среди своего народа, среди различных групп общества?»
В традиционной иудейской культуре общение между людьми регламентировалось принадлежностью к определенному социальному классу. Подобные тенденции существуют и в наше время. Однако вдохновенные строки гласят: «Чтобы рассеялась тьма, нужно принять свет. Наилучший способ избавить человека от заблуждения — предложить истину. Именно откровение Божественной любви выявляет уродство и греховность сердца, сосредоточенного только на самом себе».
Из истории о милосердном самарянине мы можем извлечь несколько уроков, которые помогут нам разобраться с ситуациями, возникающими в нашем мире сегодня. «Христос показал, что наш ближний — не только тот, кто принадлежит к нашей Церкви или религии. Ничего не значит ни национальность, ни цвет кожи, ни классовая принадлежность. Наш ближний — это каждый, кто нуждается в нашей помощи. Нашим ближним является каждый человек, душа которого изранена и изувечена врагом человеческого рода. Нашими ближними являются все люди, так как все они принадлежат Богу».
Принимая решения, мы должны руководствоваться этими принципами всякий раз, когда отправляемся благовествовать. «И сегодня потребность в этом наставлении нисколько не меньше, чем тогда, когда его произнес Иисус. Себялюбие и бездушный формализм почти погасили огонь любви и вытеснили добродетели, которые делают человека благородным. Многие исповедующие имя Иисуса забывают о том, что христиане должны являть собою Христа».
В притче о милосердном самарянине характер Иисуса «открывает подлинный смысл закона и показывает, что означает „любить ближнего своего, как самого себя“. И когда дети Божьи проявляют милосердие, доброту и любовь ко всем людям, они тем самым свидетельствуют, что их характер соответствует принципам Неба».
ДИСКУССИЯ
Какие культурные традиции вашего общества мешают вам благовествовать более эффективно?
Норберт Курема, Тика, Кения
Доказательство
Кол. 3:13
Питер и Джеймс были хорошими друзьями и работали вместе в одном из магазинов в Найроби. Молодые люди мечтали о великом и часто обсуждали, как разбогатеют. Их дружба становилась все крепче, и в выходные, когда не нужно было идти на работу, они гостили друг у друга.
Однажды в воскресенье после обеда Питер как обычно забежал навестить друга. Спустя некоторое время Джеймс ушел в другую комнату, а Питер остался в гостиной смотреть фильм. Он заметил на полке записную книжку и взял ее посмотреть. Внутри лежала банковская карточка Джеймса и пин-код к ней.
Питер сохранил номер пин-кода в своем телефоне, засунул карточку в карман и ушел, пообещав вскоре вернуться. Он направился прямиком к ближайшему банкомату. Вставив карточку и введя пин-код, он получил доступ к счету Джеймса и снял довольно крупную сумму.
Спустя двадцать минут Питер вернулся домой к другу и обнаружил, что Джеймс уже ожидал его.
— Ты быстро вернулся! — сказал Джеймс, не зная о том, что только что произошло.
— Конечно, я же обещал, что скоро вернусь, — ответил Питер.
Улучив момент, Питер положил карточку обратно в записную книжку, где ее нашел, и продолжил смотреть фильм. Остаток дня друзья провели вместе и разошлись только вечером, пообещав встретиться на следующий день на работе.
Спустя два дня, проверяя состояние своего банковского счета, Джеймс с ужасом обнаружил расхождение в цифрах. Он знал, что в последнее время не совершал никаких операций со счетом, поэтому сообщил о своей проблеме представителю банка. Когда специалисты по предотвращению финансового мошенничества устроили проверку, выяснилось, что незаконную операцию совершил друг Джеймса Питер. Джеймс очень расстроился, и дружбе пришел конец.
Несколькими месяцами позже Джеймс вышел по национальному радио в прямой эфир и объявил, что простил Питеру его поступок. Эта станция транслировала программу под названием «Воссоединение». Цель передачи заключалась в том, чтобы помочь людям развить в себе умение прощать. Благодаря этой программе Джеймс и Питер снова дружат, оставив позади прошлые обиды.
Библия говорит, что среди христиан прощение возможно благодаря Иисусу Христу (см. Кол. 3:13). Без Него мы продолжаем лелеять мысли и обиды, которые лишают нас счастья и свободы. Наш Отец Небесный простил нас благодаря заслугам Иисуса Христа. Прощая тех, кто обидел нас, мы приносим свет туда, где раньше царила лишь тьма.
ДИСКУССИЯ
Какими еще способами, не считая прощения, можно нести свет туда, где раньше была лишь тьма?
Каким образом прощение способствует более эффективной евангельской деятельности?
Уинни Некеса, Какамега, Кения
Практика
2 Тим. 4:5
Благовествование подразумевает, что мы будем общаться с людьми, узнавать об их проблемах и предлагать решения, основанные на вести Христа. Библия говорит, что поля побелели и ждут жатвы (см. Ин. 4:35‒38). В такое время фермер готовится собирать урожай.
Когда дело касается духовной сферы, прежде чем начать какую-либо евангельскую деятельность, мы должны задать себе один важный вопрос. Как сделал бы это сегодня Христос? Мы многое можем узнать в Библии о том, как Он нес Благую весть израильскому обществу? Порой Ему приходилось действовать в одиночку (см. Мф. 5), а иногда евангельским служением занимались Его ученики (см. Мф. 10).
Проводя евангельские мероприятия сегодня, нам необходимо помнить наставления Христа и то, как их следует использовать в нашем современном обществе. Будучи водимы Святым Духом, мы сможем принести много пользы своим служением, воспользовавшись следующими советами.
Адаптируйте весть для целевой аудитории. Хотя нашей конечной целью является евангелизация всего общества в целом, важно одновременно работать лишь с одной определенной группой людей. Это поможет упростить процесс. Программы для молодежи должны затрагивать потребности именно этой возрастной группы. Обсуждайте проблемы, с которыми они сталкиваются в этот период времени, — давление со стороны сверстников, оплата обучения в учебных заведениях или то, как побороть вредную привычку, такую как курение или употребление наркотиков.
Выбирайте для своих мероприятий подходящее время. Если вы проводите программу в студенческом городке, свяжитесь с администрацией учебного заведения, чтобы узнать, какое время лучше всего подходит для вашего служения студентам. Проводя программу в сельской местности, учитывайте, что люди могут быть заняты посадкой или сбором урожая.
Эффективно используйте разные способы общения. Для благовествования воспользуйтесь средствами массовой информации в сети. Печатайте рекламные проспекты и краткие сообщения и распространяйте их в крупных супермаркетах, на автобусных станциях и в других муниципальных учреждениях. Это поможет вам заранее подготовить общественность к вести, которую вы собираетесь передать им.
Заручитесь поддержкой своего пастора. Подобно ученикам в дни Иисуса, мы представляем собой единое сообщество братьев и сестер по вере. Убедитесь, что ваша община одобряет мероприятия, которые вы хотите организовать для местных жителей. Это одобрение придаст вам уверенности и духовной твердости, чтобы двигаться вперед, воплощая свои планы в реальность.
Когда ваши идеи и мероприятия будут готовы для представления их общественности, соберите сильную команду помощников, которые будут мыслить в одном русле с вами и помогать претворять ваши планы в жизнь. Определитесь, кто за какой аспект мероприятия будет отвечать, и молитесь о водительстве Святого Духа. Используя Библию в качестве своего главного советника и горя желанием служить, вы сможете воплотить в жизнь все свои евангельские проекты.
ДИСКУССИЯ
Какие евангельские программы вы можете провести в своем городе?
Чему мы можем научиться, изучая методы благовестия Христа?
Лорин Назимийю, Какамега, Кения
Мнение
Ис. 2:8
В Ветхом Завете Бог часто обращается к проблеме идолопоклонства. Вопрос, на который люди жаждут получить ответ даже в наше время: почему израильтяне постоянно возвращались к идолопоклонству даже после того, как Бог избавил их из египетского рабства? Сегодня в нашем мире есть страны, где большинство жителей по-прежнему верят в поклонение богам, которых нужно все время ублажать. Такие люди полагают, что если расстроить богов даже немного, они обрушат на землю наводнения, голод, болезни и другие катастрофы.
Мы читаем в Библии о том, что есть только один Бог и что Он требует абсолютной верности Ему (см. Исх. 20:3‒6). Бог призывал израильтян стать Его священным народом. Он отделил их от остальных племен. Однако они неоднократно отвергали Его и обращались к идолам. Израильтяне поддавались влиянию культурных традиций и обычаев окружавших их народов. В современном обществе идолопоклонство продолжает существовать. Хотя люди могут и не поклоняться деревянным или бронзовым божкам, они избирают своими идолами деньги, имущество или какую-либо знаменитость.
«Только Всевышний может быть средоточием человеческой любви или служения. Отдавая свое сердце чему-либо другому, мы тем самым обделяем Господа своей любовью, не воздаем Ему должного служения и создаем ложных богов».
Тем не менее Библия предупреждает, что Бог и Ваал не могут сосуществовать (см. 3 Цар. 18:21). В своих попытках благовествовать мы должны проявлять осторожность, чтобы не вовлечь себя в греховную деятельность того общества, которому собираемся служить. Источником нашей силы в подобных проектах являются Слово Божье и Святой Дух.
Когда мы принимаем участие в делах тех, кому благовествуем, грех затягивает нас все глубже. И как соль мы теряем свою ценность (см. Мф. 5:13). Присоединившись к греховным занятиям этих людей, мы потеряем из виду свою задачу — позволить воссиять свету Христа. Посылая Своих учеников благовествовать, Он наставлял их: «И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится» (Мф. 10:13).
Стремясь совершать дело благовестия, которое требует посева и созревания семени Евангелия, мы должны быть внимательными к влиянию извне и оставаться верными своим христианским убеждениям. Я надеюсь, что так и будет, пока мы идем вперед, неся евангельскую весть о Царстве Небесном.
ДИСКУССИЯ
Какие современные идолы могут искушать нас сегодня?
Как можно эффективно совершать свое служение, не позволяя традициям и культуре предмета своего благовестия влиять на себя?
Оскар Лиензеро, Карен, Найроби, Кения
Исследование
Лк. 4:16‒20; 10:29‒37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый человек, живущий в этом мире сегодня, сталкивается с чрезвычайными обстоятельствами. Проблемы забирают огромное количество нашей энергии и внимания. Люди никогда еще так отчаянно не нуждались в том, чтобы услышать весть о Божьей благодати, надежде и исцелении, как сейчас. Вместо того, чтобы тратить время на обсуждение деградации человечества, христианам необходимо сосредоточить все свои мысли на Иисусе и Его поручении благовествовать миру. К какому бы социальному классу, к какому бы обществу ни относились люди, им всем нужна надежда. Бог знает, как достучаться до них, подарить надежду и привести к Спасителю.
ЗАДАНИЯ
Молитесь и просите Бога особенным образом показать вам тех людей в сфере вашего влияния, которых Он хочет с вашей помощью привести к Себе.
Отмечайте примеры того, как мир природы стенает от уз греха (см. Рим. 8:20‒22). Обратите особое внимание на попытки улучшить состояние природы и обсудите усилия, приложенные для того, чтобы облегчить участь страдающего человечества.
Сочините стихотворение о том, как этот мир нуждается в Спасителе, особенно упомянув надежду, которую Иисус дарует каждому человеку. Расскажите это стихотворение другим членам церкви.
Разместите в социальных сетях или на доске объявлений в школе или на работе следующий вопрос: «Для решения какой проблемы в вашей жизни вы больше всего нуждаетесь в надежде?». Проанализируйте результат.
Какая группа людей в вашем обществе так или иначе находится в зоне отчуждения (подобно тому, какое положение занимали самаряне в иудейской культуре во времена Иисуса)? Подумайте о том, какими способами можно благовествовать этим людям.
Посейте в маленьком контейнере семена. Записывайте свои действия и сравнивайте их с теми усилиями, которые необходимо приложить, чтобы посадить или вырастить духовные семена для Царства Божьего.
Сфотографируйте или нарисуйте то, что будет символизировать ваше представление о благой вести Иисуса. Покажите фотографию или рисунок человеку, которого привел в вашу жизнь Бог и который испытывает нужду в вести Евангелия.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Лк. 1:79; Ос. 2:23; Иер. 31:27.
Э. Уайт. Служение исцеления, с. 151–154.
Charles Stanley, The Blessings of Brokenness: Why God Allows Us to Go Through Hard Times (Zondervan, 1997).
Лиза Пул, Элберт, Колорадо, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →