«Неужели вы никогда не читали в Писании: “камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших”?» (Мф. 21:42).
Вступление
Езд. 3:12; Агг. 2:6‒9; Зах. 9:9; Мф. 21:1‒11
Когда папа в отъезде, возникает чувство незащищенности и неуверенности. А когда его не бывает дома в течение долгого времени, семья с нетерпением ждет его возвращения. Однажды в Уганде произошел конфликт между двумя деревнями. Житель одной из деревень убил копьем вождя соседней деревни. После этого он бежал вместе со своей семьей и скрывался в отдаленных районах, опасаясь последствий своего поступка. Спустя двадцать лет такой жизни этот человек и его семья вернулись в свою деревню.
Дома он предстал перед судом по обвинению в убийстве, был осужден и приговорен к семи годам лишения свободы. Проведя в тюрьме один год, он заболел дизентерией. Его обвинители, понимая, что он не выживет, послали записку его семье следующего содержания: «Папа возвращается домой на следующей неделе. Его освободили по состоянию здоровья». Беспокойство из-за отсутствия отца и чувство неопределенности, висевшее над этой семьей, сменились радостью и счастливым ожиданием. Готовясь к его возвращению, приготовили особенно вкусную пищу. Его дети ходили по деревне, насвистывая от радости. Отец действительно вернулся, но это возвращение разбило сердце его семье и друзьям. Домой принесли мертвое тело, чтобы предать его земле.
Человечество согрешило, когда люди вкусили запретный плод (см. Быт. 3:6, 7). Это привело к мучительному разделению человеческой семьи и Бога, нашего Создателя и Небесного Отца. Однако Бог не бросил нас. Наоборот, Он пришел, чтобы найти нас (см. Быт. 3:8). Он поддерживал связь с человеческой семьей через пророков (см. Ис. 59:1–15). Но, даже обреченные на смерть за свои грехи, мы получили обетование о пришествии Спасителя (см. Ис. 59:20; 60).
И это было не пустое обещание, потому что Спаситель действительно пришел. Он жил среди нас, учил и исцелял больных, кормил голодных и воскрешал мертвых, а потом вознесся на небо, оставив нам твердое обещание (см. Ин. 14:1–3). Он вернется обратно во славе как Царь, чтобы избавить нас от нашей греховной природы, исцелить раз и навсегда, освободив от страданий и беспокойства. Да, возвращение нашего Спасителя нам твердо обещано (см. Откр. 22:7).
ДИСКУССИЯ
Вспомните, как сильно вы волновались, когда кого-то из близких долго не было рядом.
Расскажите о том, что вы пережили, когда этого человека не было и когда он вернулся домой.
Мы верим, что Иисус вернется, чтобы забрать нас к Себе. Насколько вы готовы к Его возвращению? Можете ли вы что-то сделать, чтобы подготовиться к Его второму пришествию, и что именно?
Кьяминьяванди Бенджамин, Луверо, Уганда
Доказательство
Мф. 21:12, 13
Вечер пятницы на закате солнца – вот что было самым удивительным за все мое время пребывания в Израиле. У Стены Плача древнего храма в ожидании собралась толпа. Храма Ирода давно нет, и предсказанное Иисусом разрушение доказывается тем фактом, что стена действительно собрана из выкопанных камней на месте основания храма. Солнце село, и толпа ринулась к стене. Раздалось два звука: первый – призыв муэдзина к молитве со стороны мусульманской мечети, а затем – пронзительный зов шофара. Молодые еврейские мужчины и женщины выбежали из находящейся неподалеку Иешивы (Иешива – еврейское религиозное учебное заведение. – Прим. пер.), радостно приветствуя приход святого дня. Это было действительно волнующим моментом.
В «четвертом веке люди пытались найти место расположения бывших храмов Соломона и Ирода. Они просто не знали, где эти храмы были построены».
В Мф. 21:12, 13 рассказывается, как Иисус вошел в храм и выгнал оттуда толпу торговцев, которые неизбежно оккупируют все туристические объекты. «Дом Мой», – так Он назвал это место, идя через внешний двор. Менее чем через 400 лет от этого храма не осталось и следа. Потомки многих верующих оплакивали в тот пятничный вечер потерю символа своей религии, но не могли вспомнить Того, Кто назвал это место Своим домом. Существует причина для плача у этой стены, так же, как и Иисус имел причину оплакивать Иерусалим. «Господин субботы», – назвал Он Себя. И звук шофара тоже звучал в те ночи накануне суббот, которые Он провел в Иерусалиме.
Кроме Нового Завета упоминания об Иисусе среди Его современников довольно скудны. Иудейский историк Иосиф Флавий писал в 93 г. н. э., находясь в Риме, что Иисус «привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос… До сих пор еще существуют так называемые христиане, именующие себя Его именем».
У нас все еще есть Его обещание, даже несмотря на то, что над Восточной стеной не высится храм. «Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет» (Мал. 3:1).
Действительно, пришло время трубить в шофар. Он грядет!
ДИСКУССИЯ
Почему религиозные вожди так отреагировали на пророчество Иисуса о том, что если они разрушат «храм сей», Он в три дня воздвигнет его вновь?
Линкольн Стид, Хагерстаун, Мэриленд, США
Слово
Езд. 3:12; Исх. 19:6; Быт. 6:13
Грядет Тот, о Котором сказано в пророчестве (Езд. 3:12; Агг. 2:6–9; Зах. 9:9; Мф. 21:1–11)
В криках радости при закладке фундамента храма и восклицаниях «Осанна Сыну Давидову!» при триумфальном въезде Иисуса в Иерусалим люди выражали свою надежду на то, что Иисус и есть их Мессия. Описание Матфеем Царя, торжественно въезжающего в город на осле, можно понять, если вспомнить о том, что Иисус пришел на эту землю как Искупитель мира. Из истории земных войн известно, что победители ездили в колесницах, запряженных лошадьми, но никак не на ослах.
И это говорит о смирении и кротости, характеризуя, таким образом, природу Иисуса и Его миссии. Жизнь Христа должна была стать примером для Его последователей. Поэтому Он постоянно повторял, что Его Царство не от мира сего (см. Ин. 18:36) и что Он пришел исполнить волю Отца, пославшего Его (см. Ин. 6:38, 39).
Иисус в храме (Исх. 19:6; Мф. 21:12–17; Рим. 4:13–16;
Откр. 14:6–13)
В конце Своего земного служения Иисус вошел в храм, чтобы очистить его от тех, кто пришел туда не с целью поклонения Богу, включая людей, которые превратили дом Отца в вертеп разбойников. Вера и поклонение должны занимать в нашей жизни главное место, особенно учитывая то, что мы живем в последнее время. Мотивом наших поступков, основным ориентиром при принятии решений, должен стать объект нашего поклонения. Наша вечная участь зависит от Того, Кому мы решили воздать честь и славу. Звучит трехангельская весть, готовя мир к последнему суду, а к тем, кто поклоняется Богу в истине, обращен призыв выйти из Вавилона, услышав слова предостережения.
Способность приносить плод является важным признаком духовного роста. Слыша голос Христа, призывающего нас пребывать в Нем, мы должны понять, что это единственный безопасный способ выжить в духовной войне и принести достойный плод (см. Ин. 15:5). Христос отсекает ветви, не приносящие плода, и очищает плодоносящие, чтобы они принесли еще больше плода (см. Ин. 15:2). Разве тот факт, что вы все еще здесь, не подтверждает, что вы приносите свой плод? Петр напоминает нам: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию»
(2 Пет. 3:9). На протяжении всей истории человечества на народ Божий изливались Его суды, о которых, тем не менее, люди были заранее предупреждены (см. Быт. 6:13; 19:24). Бог позаботился о нашем спасении, но нам предстоит сделать выбор – жить для Него и приносить плод или жить для себя и предстать перед судом (см. Откр. 22:11).
Мольба Давида об очищении и желание омыться, чтобы стать белым, как снег, являются доказательством перемен в жизни и жажды истинного изменения сердца. Каждая душа, пусть и идущая пока своим греховным путем, однажды услышит призывы Святого Духа, побуждающего ее признать Христа единственным источником радости и мира в этой жизни и единственной надеждой на жизнь вечную. Пророк Исаия называет Христа Чудным, Советником, Богом крепким, Отцом вечности, Князем мира (см. Ис. 9:6). Он – Еммануил, что значит: с нами Бог (см. Ис. 7:14; Мф. 1:23). Он был, есть и будет нашим предвечным Отцом, и Его Царство будет стоять вечно (см. Откр. 1:8). Он, Которого отвергли те, ради кого Он пришел умереть (см. Мф. 21:33–46), вернется во славе со Своими ангелами, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его (см. Откр. 1:7). Хуже всего будет тем, кто не принял Его спасительную благодать, когда еще была такая возможность. Они будут бежать к камням и горам, желая скрыться от «лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:16).
Цена благодати (Мф. 22:1–15; Откр. 19:7,
Брачные одежды – это Христова праведность, которой Он покрывает всех, кто приходит к Богу через Него (см. Мф. 22:1–14). Христос обещает, что не изгонит никого, приходящего к Нему (см. Ин. 6:37). Иоанн описывает Второе пришествие как радостное событие, во время которого Агнец вступит в брак со Своей невестой (см. Откр. 19:7, 8). И Матфей, и Иоанн рисуют перед нами картину брачного пира. Однако в изложении Матфея мы видим, что те, для кого этот пир устраивают, не проявляют должного интереса к приглашению, несмотря на то, что пришедшим положено будет одеться в особые одежды, описанные Иоанном как «виссон чистый и светлый» (Откр. 19:8). Именно чистота характера Иисуса делает нас пригодными к пребыванию в Его присутствии, когда Он вернется во славе.
На кресте Иисус провозгласил, что победа одержана: «Совершилось» (Ин. 19:30). За наше спасение было заплачено, и каждый, кто принимает заслуги Иисуса, получает его даром. Пророк Исаия пишет: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).
ДИСКУССИЯ
Прилежно изучая священные свитки, иудеи хорошо знали и о пришествии Мессии, и о том, каким именно оно будет. Почему же тогда они не приняли Его в том облике, в котором Он пришел к ним?
Чем были так важны брачные одежды для приглашенных на пир?
Пол Д. Кавангузи, Брэкнелл, Беркшир, Соединенное Королевство
«Христос с триумфом въезжал в Иерусалим в первый день недели. Множество людей, пришедших в Вифанию встретиться с Ним, теперь сопровождали Его, горя желанием быть свидетелями этого события. В это время многие шли в Иерусалим на Пасху, и они также присоединились к Иисусу… Деревья, покрытые распускающимися цветами, распространяли в воздухе нежное благоухание. Предвкушение новой жизни и радости воодушевляло людей. У них вновь пробуждалась надежда на новое царство».
«Это единственное торжественное событие в земной жизни Спасителя могло сопровождаться явлением небесных ангелов, звуком трубы Божьей, но подобное выражение славы противоречило бы главной цели Его миссии в этом мире, противоречило бы закону, который определял всю Его жизнь. Он до конца остался верен принятой им смиреной участи. Ему предстояло нести бремя человечества до тех пор, пока Он не отдаст Свою жизнь за жизнь мира».
«Когда шествие достигло вершины холма и уже готово было спускаться в город, Иисус, а за Ним и все множество людей остановились. Перед ними во всей своей славе лежал Иерусалим, залитый светом заходящего солнца. Храм привлек внимание всех… Храм давно был гордостью и славой иудейского народа».
«Иисус взирает на все это, замолкает и огромная толпа… Взгляды людей обращены на Спасителя в ожидании, что Он разделит общее восхищение. Но вместо этого они замечают тень печали на Его лице. Они недоумевают, видя, как Его глаза наполняются слезами, а тело содрогается, подобно дереву, сотрясаемому бурей. Из Его дрожащих уст вырывается мучительный вопль глубоко сокрушенного сердца».
«Иисус знал о том ужасном воздаянии, которое нависло над обреченным городом. Он видел Иерусалим, окруженный войсками; Он видел, что обитатели его обречены на смерть и голод… Он видел Голгофу, где Он будет распят, так густо усеянную крестами, словно она поросла лесом. Он видел несчастных обитателей Иерусалима, переносящих муки колесования и распятия. Он видел прекрасные дворцы разрушенными, а храм – в руинах; Он видел, что от всех этих стен не останется камня на камне, и сам город будет распахан, как поле».
«Иисус питал отеческие чувства к Иерусалиму. И как любящий отец, который плачет о непокорном сыне, Иисус оплакивал Свой любимый город».
Лин Брюэр, Бруклин, Нью-Йорк, США
Практика
Мф. 10:21, 22; 21:18, 19; Лк. 10:25‒37; 13:6–9
В Уганде, как и в других малоразвитых странах, некоторые дети живут в радиусе нескольких километров от школы. По этой причине каждое утро дети, живущие в одной местности, собираются вместе и группой идут в школу, а вечером возвращаются обратно.
Самое распространенное плодовое дерево в Уганде – манговое. Эти деревья посажены не только вдоль дороги, чтобы давать тень и приносить восхитительные плоды. Они растут и на территории школы, и в садах, окружающих дома местных жителей.
Многие манговые деревья в Уганде высокие и старые. У них густая крона, из-за которой залезть на дерево и добраться до плодов достаточно трудно, если только вы не умеете хорошо лазать по деревьям и не отличаетесь малым весом, чтобы тонкие ветви с изумительно вкусными плодами смогли выдержать ваш вес.
Утром по дороге в школу и вечером по пути домой дети сбивают камнями лениво свисающие с веток плоды манго. Изобилующие плодами деревья и земля под ними покрыты шрамами от ударов камней. Поврежденная кора, опавшие листья, гниющие плоды, камни и кусочки древесного мусора валяются под деревьями. Конечно, все это неприятно пахнет, если никто не позаботится и не наведет здесь порядок.
В результате некоторые манговые деревья приспособились к ситуации:
Они сохраняют зеленую листву на протяжении всего года.
Они не цветут и, как следствие, не плодоносят.
Такие деревья не привлекают внимания голодных школьников и пребывают в мире и покое. Однако покой их длится недолго, потому что люди очень любят спиливать эти деревья для переработки в древесный уголь, который быстро распродается в качестве топлива в городской местности.
Лишены ли вы плодов, подобно тем деревьям, что остались без них из-за того, что все их сбили камнями? Не являетесь ли вы тем деревом, которое, перестав плодоносить, наслаждается свободой, миром и покоем? Бог создал нас с определенной целью – прославлять имя Его, исполняя Его волю (см. Быт. 1:28; Мф. 19:17–22; Лк. 10:25–37).
ДИСКУССИЯ
Поделитесь со своим классом субботней школы опытом работы с плодовыми деревьями, если таковой у вас есть.
Испытывали ли вы когда-нибудь разочарование, столкнувшись с неплодоносящим фруктовым деревом?
Осознавая себя «неухоженным плодовым деревом», насколько часто вы обновляете свое обещание следовать за Иисусом и свою духовную жизнь с помощью молитвы и размышлений над Словом Божьим?
Люди, проживающие на территории, где растут манговые деревья, должны часто собирать плоды, чтобы они не успевали портиться. А как часто вы способствуете духовному росту своего соседа, друга или члена своей общины? От каких привычек вам следует избавиться, чтобы быть духовно здоровыми и возрастать в вере?
Мукаса Стивен, Кампала, Уганда
Мнение
Мф. 21:21
Когда Иисус повелел вновь образованной Церкви идти и научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19), Он хотел, чтобы Его слова звучали снова и снова в течение многих веков до самого Второго пришествия. Вы можете пренебречь этим призывом и сделать вид, что проповедовать Евангелие – не ваша задача. Да, вы можете сказать, что слишком заняты и у вас нет времени на это, что вы и так делаете все возможное, чтобы быть хорошим христианином, что вы даете самую большую десятину и спонсировали строительство нескольких церковных зданий. Но достаточно ли всего этого?
Поймав себя на мысли, что проповедь Евангелия – работа кого-то другого, просто вспомните, что именно к такому мнению и подводит вас сатана. В этом случае он спокойно может проповедовать свое собственное евангелие везде, где только сможет. Помните также, что он не просто стремится убедить людей нарушить Божий закон. Его планы отличаются гораздо большей подлостью. Он решительно настроен заставить христиан чувствовать себя слабыми, никчемными и недостойными звания детей Краеугольного Камня. В наше время насилие и остальные грехи этого мира создают ситуацию, подобную той, что была во дни Ноя, когда Бог решил положить конец всему злу.
Размышляя над Божьими повелениями, примите во внимание тот факт, что даже ничегонеделание имеет далеко идущие последствия. Когда мы воздерживаемся от всякого рода деятельности, это дает возможность сатане править еще более свободно, чем раньше. Когда вы поймете, что смысл вашей жизни – следовать Божьей воле, половина задачи будет решена. Вторая половина – день за днем жить жизнью веры. Нам нужно, подобно Матфею, сосредоточиться на мысли о том, что Иисус и есть обещанный Мессия и что только в Нем, о Ком говорили пророки, становится возможным наше искупление.
И часть этого искупления – соблюдать повеления, данные Иисусом.
Возможно, величайшими словами ободрения и поддержки при происках дьявола будут слова, записанные в Мф. 21:21: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: “поднимись и ввергнись в море”, – будет».
Итак, решив возрастать в вере и жить согласно Божьей воле, помните, что когда Иисус повелел нам проповедовать Благую весть, Он также пообещал быть с нами «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).
ДИСКУССИЯ
Какие еще пути распространения Благой вести вы можете предложить, кроме проповеди с кафедры?
Что вы делаете для ежедневного укрепления своей веры, чтобы противостоять нападкам дьявола?
С. К. Джейфит, Кампала, Уганда
Исследование
Еф. 2:20; 1 Пет. 2:6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Мф. 20:27, 28 Иисус сказал: «И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Иисус есть вечный Бог, Тот, Кто сотворил все вокруг. Он прожил жизнь здесь, на земле, служа людям, восполняя потребности заблудших, больных и нуждающихся, многие из которых насмехались над Ним. Какое самоотречение! Какое самопожертвование! Мы и не начали еще понимать этого! Иисус пришел в Иерусалим не для того, чтобы получить венец земного царства, как желали и надеялись многие люди. Он пришел для того, чтобы стать «для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом»
(2 Кор. 5:21).
ЗАДАНИЯ
Проведите в пятницу вечернее служение, основной темой которого станет не запретный плод, а плод Святого Духа (см. Гал. 5:22, 23). Обсудите характеристики каждого качества этого плода. Как Христос показал пример присутствия каждого из них в Своей собственной жизни? Решите, что такого может сделать ваш класс субботней школы для общины и/или вашего района, что показало бы эти качества в действии?
Поищите в Интернете примеры угловых камней и изучите, какие виды подобных камней существуют. Отметьте, какую информацию несут эти камни. Зарисуйте или вылепите из глины один такой камень. Помня о том, что мы должны развивать в себе Христов характер, какую информацию о вас вы хотели бы сохранить в краеугольном камне?
Спойте или сыграйте гимн «Мы все уповаем на Скалу». Найти его можно в сборнике «Гимны надежды», №152.
Поищите информацию о том, что писала о праведности Бога и Христа Эллен Уайт (например, см. сайт https://egwwritings.org/).
Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 295; Желание веков, с. 597–600.
«В начале было Слово…» (изложение основ библейского вероучения), «Спасение во Христе» и «Возрастание во Христе».
Лин Брюэр, Фредерик, Мэриленд, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →