И вот этот день настал. Я так долго ждал его. Видите ли, сегодня Иисус обратится к народу израильскому. Он проповедует благую весть о Царстве Божьем и исцеляет всевозможные недомогания и болезни. Толпы людей следуют за Ним из города в город, и сегодня мы поднимемся на вершину горы, чтобы услышать, что Он скажет. А самое волнующее – это то, что именно меня попросили представить Иисуса народу.
Представ перед огромной толпой, я почувствовал, как моя нервозность сменяется радостным волнением.
«Я приветствую всех, собравшихся сегодня здесь, на вершине горы. Среди нас есть те, кто пришел сюда издалека, и те, кто живет совсем рядом, молодые и старые, пришедшие выслушать слово, особенные слова, исходящие от Того, Кто Сам является Словом. История нашего народа рассказывает нам о многих великих людях, живших до нас, – мужах веры, силы, сострадания, мудрости и чистоты. Эти люди первыми открывали новые земли, освобождали нас от уз и говорили: “Да! Мы побеждали там, где все другие, охваченные сомненьями, оставались в стороне”. Но, оказывается, все эти действительно великие люди подчинили свою жизнь Царю царей.
Сегодня к нам обратится Человек, Который был рожден девой. Он – Тот, о пришествии Которого возвестили ангелы, сказав, что Он спасет Свой народ от грехов их. Одни называют Его Мессией, другие – Еммануилом. Для Авраама Он был Иеговой Ире, когда усмотрел агнца для всесожжения. Для Моисея Он был великим Я Есмь, а для Давида – Эль Шаддаем, когда тот победил великана при помощи простой пращи. Для Иоанна Он был Началом и Концом. Но для меня Он – мой Чудный Советник, Великий Бог, Отец вечности и Князь мира. Он пришел, чтобы стать моим Искупителем, моим Спасителем, моим Исцелителем и моим Господом навеки.
Я призываю всех, кто собрался сегодня здесь, – приготовьте свои сердца и разум, чтобы принять слово нашего Господа. Его уста произнесут чудесные слова жизни, мира, надежды и радости. Я блуждал во мраке, но Он нашел меня. Когда я потерял всякую надежду, Он подкрепил душу мою. Он освободил меня и подарил мне смысл жизни. Я наполнен Его светом и хочу, чтобы он сиял везде, куда бы я ни пошел. На вершине этой горы я воскликну: “Узрите! Жив наш Искупитель! Воскликните Иисусу Царю, вся земля! Воскликните Еммануилу, все народы! Я представляю вам Сына Божьего – Иисуса Христа”».
Затем Иисус вышел вперед и начал проповедь: «Блаженны нищие духом…» (Мф. 5:3).
Рики Д. Вентерс-младший, Бэль-Эйр, Мэриленд, США
Слово
Мих. 6:6–8; Мф. 5:17–19; Лк. 6:36; Рим. 8:5–10; Флп. 1:6
Принципы и стандарты (Мф. 5:3‒10)
Нагорная проповедь – это Магнум Опус (лат. «Великий Труд» – прим. пер.) христианства. Она была произнесена в самом начале общественного служения Иисуса и включает в себя все основные принципы, которые Он явил в Своей собственной жизни и которым учил Своих апостолов. Его уроки можно считать средствами евангелизации, изменяющими жизнь. Однако они также представляют собой жизненные принципы, которыми должны руководствоваться те, кто уже является последователем Христа. Вот что говорит о заповедях блаженства Джон Стотт, британский богослов XX века: они описывают «род возрожденных людей, какими являются (или должны быть) христиане». В 5–7–й главах Евангелия от Матфея говорится о системе ценностей, которая отражает характер Бога и передает атмосферу, царящую на небесах. Эти главы продолжают вдохновлять верующих и сегодня. Прочитайте отрывки из этих глав и поразмышляйте над каждым из них. В них вы раскроете силу и простоту, ведущие к более глубокому, насыщенному образу и уровню жизни.
«Во вступительных словах Нагорной проповеди Христос обращается к высшему желанию каждого человеческого сердца – к счастью. Это желание было вложено в человека Самим Творцом и первоначально было предназначено для того, чтобы побуждать его искать истинное счастье через сотрудничество с сотворившим его Богом. Грех увлекает тогда, когда люди пытаются достичь счастья ради счастья, идя к нему по кратчайшему пути, который обходит стороной послушание Божественным требованиям».
Нагорная проповедь и Закон (Быт. 15:6; Исх. 20:2; Рим. 7:7)
История Аврама, описанная в книге Бытие, является хорошей иллюстрацией силы веры. Глубоко скрытые убеждения формируют наше представление о мире и способы взаимодействия с ним. Аврам поверил Богу и выстраивал свою жизнь соответственно этой вере. Бог одобрил такой образ жизни и назвал его праведностью или нравственной чистотой. Простое определение праведности – это когда ты понимаешь, что правильно, а что нет, и делаешь то, что правильно, в правильное время, руководствуясь правильными мотивами. Нравственная чистота основывается не на букве закона, имеющего ограничивающие функции. Ее основа – дух закона, который передается и утверждается через связь с Богом, Законодателем. Аврам верил и действовал, исходя из своих убеждений, потому что имел отношения с Богом. Подобная связь ведет к праведности. Закон вменяет отношения в добродетель. И закон же регулирует эти отношения. «Сосед хорош, когда забор хороший».
Праведность книжников и фарисеев (Мих. 6:6–8;
Мф. 5:20–42; Гал. 5:6)
Иисус перечислял общие принципы милосердия и сострадания, которым учили пророки прежде Него. Принципы справедливости, равноправия, благочестия и скромности являлись основной ценностью еврейской культуры. Отсутствие пророческого откровения и разрушительное влияние культуры ослабило понимание необходимости практического применения этих принципов в обществе, к которому обращался Христос. Его проповедь была призывом к людям явить своей жизнью то, чему их научили, потому что полученные ими знания были истиной. Века спустя Уильям Шекспир подчеркнул важность этих уроков в своей пьесе «Венецианский купец». Великодушие и милосердие, справедливость, благочестие и скромность непременно найдут свое воплощение в жизни верующего:
Глубочайшее желание Бога – чтобы мы имели любовь. Люди – венец Его творения – должны принять Божью любовь и ответить на нее взаимностью. Доказательство существования этих взаимоотношений воплощается в святости. Святость можно описать как освящение или возрастание личности, которое измеряется духовной привлекательностью, мудростью, применяемой в реальной жизни, зрелостью, физическим состоянием и общественным положением, а также духовными предпочтениями. Источник этой святости – намеренное сближение с Богом. Способов приблизиться к Богу так же много, как людей на планете, и они такие же разнообразные. Наиболее распространенные способы войти в Его присутствие – это поклонение, исследование Библии, изучение природы и служение другим.
Принимая слова Царства Божьего (Пс. 118:105; Ис. 55:1, 2: Мф. 13:44–52; Рим. 8:5–10; Пс. 118:105)
Забота о душе подразумевает принятие людьми присутствия, слова и воли Божьей. Этого можно достигнуть, погружаясь в Слово Божье и впитывая Его истины, а также через молитву, поклонение и помощь другим, подобно тому, как это делал Христос. Нужду человека в подобной заботе можно легко увидеть, оценивая его участие в тех или иных мероприятиях. Если у вас проблемы с похотью, это приведет к истощению силы, и вы станете духовно уязвимым. Именно в эти моменты человек принимает неправильные решения и вступает во взаимоотношения, не имеющие будущего. Это бесплодная, безжизненная территория. Удовольствие от греха длится недолго и больше напоминает мираж в пустыне, нежели радующий душу оазис.
Если душу привлекают духовные реалии, нет сомнений в том, что она насыщается из духовного источника. Погрузитесь в этот поток с головой! Ищите глубину и наполняйте колодец своей души. Изучение Библии, полезные книги, музыка, игры, общение с друзьями, время, проведенное на природе, и физические упражнения – все это помогает снять груз с души и ярким светом озаряет ваш путь.
ДИСКУССИЯ
Утоляете ли вы свою жажду, наливая воду из маленького кувшина, или используете свой духовный насос?
Соответствуют ли заповеди блаженства тому образу жизни, к которому вы стремитесь?
Пол Андерсон, Боуи, Мэриленд, США
Свидетельство
Мф. 5–7
В Библии говорится, что Бог много раз давал нам Свой закон, начиная с Исхода, когда Он лично написал Десять заповедей, и заканчивая Евангелием от Матфея, где Иисус в Нагорной проповеди пролил свет на закон и открыл наши глаза, показывая любовь, которую мы так долго не замечали. «Истины, которым Он учил, для нас не менее важны, чем для тех, кто был рядом с Ним. Мы не меньше нуждаемся в познании основных принципов Царства Божьего».
С первых слов проповеди люди должны были сосредоточить свое внимание не на законничестве, а на любви и надежде.
«В Нагорной проповеди Он [Иисус] попытался исправить искаженные взгляды собравшихся людей, дать Своим слушателям правильное представление о Своем Царстве и Своем характере».
Учение Иисуса помогло даже необразованным слушателям понять свою роль в деле распространения Божьей вести везде, куда бы они ни отправились. Он побуждал всех, от учителей-раввинов до простых бедняков, нести Божью весть благодати и спасения на примере Своей жизни, полной Божьей любви, делясь этой любовью со всеми, кто встречается им на пути.
«Пути Господни непонятны тому, кто желает видеть все в приятном для себя свете… Но пути Божьи – это пути милосердия, и в конце их – спасение».
«Если взоры постоянно обращены к Христу, действие Духа продолжается до тех пор, пока в душе такого человека не отразится образ Иисуса. Чистая любовь распрямит душу, даст ей способность достигать новых вершин, углубит познания небесных истин, преисполнит полноты». «Люди могут исповедовать веру в истину, но если это не делает их искренними, добрыми, терпеливыми, сдержанными и духовными, то вера становится проклятием для них, а через них – проклятием миру».
ДИСКУССИЯ
Как можно поделиться любовью, которая отражена в Законе Божьем, не рискуя прослыть ханжой?
Как мы можем объяснить неверующему или новообращенному разницу между «погоней за совершенством» и своим стремлением жить в послушании закону, оставаясь по сути своей грешниками?
Эквензи Грэй, Боуи, Мэриленд, США
Доказательство
Мф. 5:2, 3
Представьте себя на прекрасном, покрытом травой склоне горы. Тихий ветер дует со стороны Геннисаретского озера. Иисус сидит на траве, а вокруг него собралось множество народа. Ученики сидят к Нему ближе всех, с нетерпением ожидая, когда Он начнет говорить. Они верят, что скоро наступит Царство Божье на земле и они будут в нем первыми во главе с Иисусом. Книжники и фарисеи тоже здесь, мечтают о том дне, когда Царь Иисус свергнет ненавистных римлян, а они станут правителями земли. Крестьяне и рыбаки ожидали, когда Иисус объявит, что они могут бросить свою нищенскую жизнь, полную тяжелого труда, и зажить в роскоши и богатстве. Все сердца горели надеждой на то, что Израиль вскоре станет свободным и уважаемым государством как избранный Господом и что Иерусалим будет превознесен, став столицей всего мира. Люди сгорают от нетерпения, а Иисус начинает величайшую проповедь всех времен такими словами: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).
Наступает оглушающая тишина, когда эти слова достигают ушей шокированной толпы. Многие были разочарованы, но в этом новом Учителе есть нечто, отличающее Его от остальных. Его слова падают «как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю» (Пс. 71:6). Иисус несколько раз в Своей Нагорной проповеди повторяет слово «блаженны». В переводе с греческого слово makarios означает «счастливый». Дело в том, что Иисус предлагал людям формулу обретения счастья и радости, которых нельзя достичь посредством мирского богатства и власти. Нагорная проповедь – это небесный рецепт счастья. В ней отражены черты характера, которые Иисус хочет видеть в Своем народе, те качества, что принесут им величайшие благословения. Пока обуреваемый амбициями мир стремится владеть и править, Христу нужны кроткие, смиренные и скромные последователи, на которых Он готов излить Свои благословения. Он желает наградить тех, кто следует за Ним, драгоценными жемчужинами небесной сокровищницы.
Чтобы получить эти благословения, посылаемые нашим Небесным Отцом, мы должны сначала научиться руководствоваться картой, которая так ярко представлена нам в величайшей проповеди всех времен. Последуете ли вы этим рекомендациям в своем поиске счастья?
ДИСКУССИЯ
Чего больше вы испытали за прошедшую неделю – благословений или разочарований? Что вы можете сделать, чтобы больше сосредоточиться на благословениях, посылаемых вам Богом?
Мы часто печалимся по причине того, что наши злые поступки приводят к неприятным последствиям для нас самих и других людей. Что вы можете изменить в своей жизни на этой неделе, чтобы с большей уверенностью ожидать Божьих благословений?
С какой группой слушавших Христа на горе вы больше всего соотносите себя и почему?
Наим и Митония Ньюмэн, ГленнДэйл, Мэриленд, США
Практика
Иер. 29:13
Заповеди блаженства дают нам четкие рекомендации о том, как воспитать в себе характер Христа. Они помогают нам понять, какими хочет видеть нас Иисус. Но как мы можем развить в себе эти качества?
В современном мире, желая быть похожими на какую-то знаменитость, мы выбираем себе образец для подражания с помощью средств массовой информации. Затем мы начинаем подражать этому человеку, прилагая к этому все усилия. Точно так же обстоит дело и с милосердием, кротостью, стремлением стать миротворцем, жаждой праведности и другими качествами характера, которыми обладает Христос. Чтобы быть похожими на Него, мы должны думать и действовать, как Он.
Библия говорит, что мы найдем Христа, если взыщем Его всем сердцем своим (см. Иер. 29:13). Мы станем подобными Ему, когда будем проводить с Ним время, изучая Его Слово и прося о Его благодати.
Что еще можно сделать, чтобы качественно проводить время со Спасителем?
Делитесь с другими благословениями, которые Господь даровал вам. Станьте другом тем, кто нуждается в друзьях. В современном мире многие молодые люди терпят издевательства со стороны сверстников. Как вы можете помочь им? Помните, что Библия показывает нам, что Иисус протянул Свою руку помощи именно таким людям.
Являйте Христа во всех своих действиях. Не совершайте заведомо плохих поступков. Когда кажется, что все согласны делать то, чего делать не стоит, трудно быть единственным, кто скажет «нет». Помните, что сказал Бог пророку Илии в 3 Цар. 19:7–18. Вы можете, подобно Илии, не всегда знать, что есть те, кто верит, как и вы, и кто готов сказать «нет».
Ваше свидетельство может осветить для кого-то этот темный мир. Свет изгоняет тьму. «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105). Бог обещает излить на нас свет, когда мы будем блуждать во тьме. Это дает нам силы быть светом для других. «Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25).
ДИСКУССИЯ
Что мешает вам воспитывать в себе характер Христов?
Есть ли среди ваших знакомых кто-то, живущий во тьме и нуждающийся в свете Христа? В молитве просите Бога помочь вам найти способы послужить этому человеку.
Лорен Ньюмэн, Гейтерсберг, Мэриленд, США
Мнение
Мф. 7:13–15
Жизнь христианина может быть наполнена проблемами, включая искушение принять запутанные толкования Слова Божьего, объединяющие данные из нескольких комментариев, а также искушение использовать неточные сторонние источники. Поэтому христианам просто необходимо старательно искать истину в Слове Божьем. В Деян. 17:11 говорится о том, как это делать: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11). Эта цитата связана с поездкой Павла и Силы в Верию. Хотя верующие там с готовностью слушали и принимали слова апостолов, прежде, чем поверить всему слышанному, они прилежно исследовали Писания, чтобы убедиться в истинности сказанного. Таким образом, мы видим, что один из способов поиска истины – познакомиться со Словом. Кроме того, мы не должны полагаться на то, что говорят нам о Библии другие люди, даже если это пресвитер или пастор. Наша вера должна быть основана только на Слове Божьем.
Мы видим, что, выслушав весть Павла и Силы, христиане в Верии избрали единственным источником поиска истины Священное Писание. Как уже было сказано выше, христианин может сбиться с пути в своем поиске Божьей истины. Это замешательство еще более усилится, если для толкования Слова Божьего мы решим воспользоваться недостоверными источниками. Многие писатели и пророки создавали свои труды в попытке объяснить то, что написано в Библии. Однако в своем поиске Божьей истины мы должны быть осторожными при работе с комментариями и другими книгами, которые можно использовать, чтобы лучше понимать Библию.
На примере верующих в Верии мы видим, что Слово Божье недвусмысленно говорит о том, что единственный способ узнать Божественную истину, это сосредоточить все свое внимание на Библии. Слово Божье вечно. Небеса и земля исчезнут, но Божье Слово пребудет вовек.
ДИСКУССИЯ
Прочитайте Откр. 22:18. Как, по вашему мнению, современные христиане могут быть виновными в том, о чем идет речь в этом стихе?
Как вы думаете, имеем ли мы как христиане сегодня такую же верность в чтении и изучении Слова Божьего, какой отличались верующие в Верии? Объясните свой ответ.
Айодеджи Токунбо Оджофейтими, Боуи, Мэриленд, США
Исследование
Лк. 6:20‒49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни одна проповедь не может сравниться по силе и значимости с Нагорной проповедью. Слова Иисуса оказали огромное влияние не только на Его непосредственных слушателей, но и на всех, кто на протяжении последующих веков вплоть до нашего времени слышал эту весть, способную изменить жизнь. Но мы должны не просто выслушивать слова этой проповеди. Мы должны применять эти уроки в своей жизни.
ЗАДАНИЯ
Учитывая особенности общества, в котором вы живете, в каком месте лучше всего было бы собрать людей для проведения мероприятия наподобие Нагорной проповеди и почему? Кого вы пригласили бы и почему?
Опишите, как вы видите ситуацию, в которой Иисус говорил Свою Нагорную проповедь? Или просто представьте. Что вы слышите и видите? Какие люди собрались там? Поищите в Интернете, как разные художники изображали сцены Нагорной проповеди. Как могло бы выглядеть современное место действия?
Спойте, сыграйте или послушайте одну из песен о Нагорной проповеди или связанные с ней: «Ищите прежде», «Один построил свой дом на песке» и т. д. («This Little Light of Mine», «My Hope Is Built»). Поищите эти песни на YouTube, если у вас нет песенника или музыкального инструмента.
В группе субботней школы подготовьте и разыграйте по ролям Нагорную проповедь, представив ее на богослужении или во время какой-нибудь программы, проводимой субботней школой. Задействуйте в этом мероприятии и взрослых, и детский отдел своей общины. Если позволит погода и другие условия, проведите программу на свежем воздухе.
Размышляйте над своим любимым отрывком из Нагорной проповеди. Почему он вам нравится? Как он может помочь вам справиться с возникающими в вашей жизни проблемами?
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Нагорная проповедь в разных вариантах перевода Библии.
Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа.
Различные картины с изображением Нагорной проповеди, найденные в Интернете.
Лин Брюэр, Фредерик, Мэриленд, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →